Почему страховые компании не оформляют осаго. Что делать, если страховая отказала в заключении договора осаго

Отказы в оформлении ОСАГО часто не обоснованы со стороны страховой компании – по закону нет ни одной причины, которая «разрешает» такие действия. Обычно страховые компании отказывают из-за возможных убытков, которые они предположительно понесут, продавая вам полис.

Однако, динамика и статистика ДТП во многих регионах России остается положительной для страховщиков, поэтому покупка полиса редко может быть признана по-настоящему убыточным действием для компании. В случае, если все же страховщик настаивает на отказе автовладельцу, у него могут быть скрытые причины – о них читайте ниже.

СК рассчитана на то, чтобы получать прибыль, поэтому, когда уровень ДТП в регионе возрастает, продажа полисов, подразумевающих крупные выплаты автовладельцам, становится невыгодным делом. Но формально со стороны закона это не является достаточно веской причиной отказывать автомобилистам.

Понятно, что компаниям необходимо обезопасить себя и не работать «в минус». В ожидании повышения ставок на ОСАГО многие из них были вынуждены распустить работников и закрыть некоторые представительства в регионах, чтобы снизить расходы. А выплаты по ОСАГО при этом составили чуть ли не 90 процентов от суммы, которую автомобилисты изначально заплатили за полисы страховщику.

Ситуация на рынке и до сих пор признается критической – так, страховщики на Камчатке, например, были вынуждены выплатить больше 100 процентов суммы своей премии попавшим в ДТП владельцам машин.

В такой ситуации единственный выход – отказывать новым клиентам, насколько бы аккуратными водителями они не были. Ведь множество ДТП происходит не из-за непрофессионализма человека за рулем, а из-за состояния дорог и обстоятельств. А если человек регистрирует ОСАГО впервые, то может оказаться и вовсе неопытным, добавляя компании риск понести убытки в ближайшие 12 месяцев.

В любом случае, отказ клиенту со стороны СК неправомерен. Страховые знают это, поэтому мотивируют свои действия недостатком каких-то документов, нежеланием автовладельца приобретать «пакетные» услуги (дополнительные, которые якобы идут вместе с полисом), негативной статистикой о происходивших с водителем ДТП.

Однако, по закону они не имеют право отказывать. Договор ОСАГО признан публичным, поэтому заключается с любым обратившимся.

Все это применимо, если ваш случай не подпадает под один из установленных РСА обоснованных отказов:

  • Страховая может отказать, если не имеет связи с союзом автостраховщиков;
  • вы не провели техосмотр средства в положенный срок (касается машин старше 3);
  • есть недостача предусмотренных законом документов с вашей стороны;
  • нет доверенности, если ОСАГО оформляет юрлицо или лицо, не являющееся собственником.

Все это редко случается, так как страховые заинтересованы в связи с РСА, в перечне документов на полис есть диагностическая карта ТС, документы сверх утвержденного правительством списка страховая обязана затребовать самостоятельно, а доверенное лицо почти всегда обладает официальными бумагами для заключения легитимных договоров.

Что делать при отказе?

Вы можете обжаловать то, что произошло – в письменном виде направить обращение страховой компании или уполномоченному органу, чтобы СК притянули к административной ответственности.

По закону необоснованные отказы со стороны страховых компаний подпадают под штраф в размере 50 тыс. рублей.

Вместе с жалобой-претензией следует отправлять доказательства отказа – официальную бумагу с печатью СК, где указан формальный отказ в выдаче ОСАГО, переписку или запись разговора с менеджером (с его согласия).

Документы копируются, прикладываются к заявлению и отправляются в:

  • Центробанк РФ – именно эта организация несет ответственность за деятельность всех страховых компаний в стране. Обращаться нужно в ваше локальное отделение в регионе;
  • прокуратуру – в особенности, если страховая попыталась навязать вам дополнительные продукты, убеждая, что не может без них оформить ОСАГО (вымогательство, шантаж – мошеннические действия);
  • местное отделение союза автостраховщиков;
  • судебные инстанции;
  • ФАС в Москве.

Обращаться можно как лично на приеме, так и дистанционно – при помощи почтовых сервисов и интернета. Рассмотрение жалобы в инстанциях не должно занять дольше 30 дней. Лучше всего сначала направить претензию самому страховщику, чтобы это служило дополнительным доказательством бездействия компании в попытке разрешить ситуацию.

Как оспорить отказ

Чтобы оспорить несправедливый отказ в выдаче ОСАГО, нужно:

  • Иметь подписанное страховой компанией и принятое к рассмотрению заявление на выдачу полиса. Обычно один экземпляр всегда остается у вас, даже если страховая долго «принимает решение»;
  • иметь отказ СК в письменном виде – на формальном бланке компании с подписями и печатями организации и вескими причинами в тексте, побудившими СК отказать вам.

Также, если отказ не задокументирован никак, допустимо использовать средства записи с предварительным предупреждением менеджера или представителя компании о применении записывающих видео и аудио устройств. Кроме того, можно положиться на свидетелей – в некоторых случаях, суд принимает решение со слов присутствующих при самом нарушении закона людей.

Чтобы оспорить отказ:

  1. Направьте первую претензию в СК – лучше заказным письмом по почте, так как лично представитель компании способен отказать подписывать ее.
  2. Получите письменный отказ принимать претензию и выдавать ОСАГО.
  3. Направьте доказательства и претензию в другие инстанции досудебного типа (прокуратуру, РСА и т.д.).
  4. Допустимо одновременно с предыдущим действием подать иск в суд.

Судебные органы проведут собственную проверку действий страховщика и его договора оферты. Следует отметить, что в подавляющем большинстве случаев решение выносится в пользу водителя, поскольку страховые действительно нарушают законные права граждан, отказывая в оформлении полиса ОСАГО.

Привет всем читателям блога! С вами Илья Кулик!

Все чаще в интернете встречаются фразы вроде: «не могу застраховать автомобиль по ОСАГО онлайн», «выдает необоснованную ошибку», «виснет страница оформления», «не могу различить капчу» и т. п.

Сегодня я расскажу, почему страховые компании могут целенаправленно саботировать нововведения в законе об обязательной . Действительно ли в системе технический сбой или вас просто игнорируют. Как с этим бороться и куда можно пожаловаться страхователям. Поехали!

Получить отказ в оформлении страховки можно как при личном общении со страховым агентом, так и в режиме онлайн. Причины этого могут быть законными (например, недостаточное количество документов, недостоверная информация) или незаконными (когда страховая компания (СК) пытается получить дополнительную выгоду при продаже ОСАГО).

Придя в офис страховщика, в случае возникновения каких-либо проблем, вы можете попытаться решить их с помощью сотрудников СК (или страхового агента). Или обратиться к старшему менеджеру.

На страничке сайта вся надежда только на добросовестность страховой компании, при условии, что все необходимые документы у вас в порядке и вся нужная информация из них у вас в наличии. И единственный способ решения проблемы (до того как вы начнете жаловаться на СК) – это служба технической поддержки.

Например, когда вам отказывают в оформлении ОСАГО без дополнительной страховки жизни – это незаконно. Но вы конкретно знаете, в чем именно страховщик пытается нарушить ваши права. Определить же с первого взгляда, действительно ли на сайте страховщика технический сбой или вашу заявку специально саботируют, гораздо сложнее.

Законодательная база оформления е-ОСАГО и ответственность страховых компаний

23 июня 2016 г. принят ФЗ № 214 «О внесении изменений в ФЗ № 40 («Закон об ОСАГО»). В данный момент нас интересуют изменения, внесенные в п. 7.2 ст. 15.

  • Договор ОСАГО может быть заключен в электронном виде.
  • Каждому желающему оформить страховку онлайн должна быть предоставлена эта возможность в обязательном порядке.
  • Вся процедура оформления ОСАГО происходит на официальном сайте страховщика в сети интернет.
  • Электронный страховой полис имеет одинаковую юридическую силу со страховкой, оформленной на бумажном носителе.

Сведения, которые должен предоставить о себе страхователь, оформляя полис ОСАГО на сайте, определены правилами обязательного страхования. Если у водителя есть такое желание, он может обратиться в офис компании и ему обязаны бесплатно выдать полис, распечатанный на официальном бланке.

В случае дублирования электронной страховки в бумажном варианте и отправки его клиенту заказным письмом, почтовые расходы оплачивает водитель.

Внимание! Если страхователь умышленно вносит недостоверные сведения, чтобы уменьшить стоимость полиса, СК имеет право предъявить к нему регрессное требование. Вернуть нужно будет сумму, равную перечисленной пострадавшему страховой выплате.

Сбереженные обманным путем деньги по страховой премии также будут удержаны с клиента, независимо от того, наступил страховой случай или нет.

ФЗ № 40 «Об ОСАГО» обязывает страховщиков вносить все данные в общую автоматизированную информационную систему. Это сведения о заключенных договорах ОСАГО, страховщиках, транспортных средствах (ТС), наступивших страховых случая и т. п.

Регистрационные данные электронной страховки должны быть занесены в единый реестр полисов обязательного страхования, который ведет РСА.

Что грозит страховой компании за отказ оформить ОСАГО в электронном виде

В соответствии со ст. 15.34.1 КоАП за необоснованный отказ в оформлении полисов ОСАГО грозит наказание в виде штрафа:

  • Должностным лицам от 20 до 50 тыс. руб.
  • Юридическим лицам от 100 до 300 тыс. руб.

Страховые брокеры и агенты, а также сотрудники страховой компании, в соответствии с этой статьей, приравниваются к должностным лицам.

Система штрафов на данный момент находится в процессе обсуждения между руководителями ЦБ России и РСА.

За намеренное создание проблем при оформлении (скрытый отказ) е-ОСАГО страховой компанией предполагается ввести следующие виды наказаний:

  • Предписание от Центробанка исправить ситуацию, на которую пожаловался страхователь (с последующей проверкой).
  • Штрафные санкции – до 200 000 рублей за отсутствие возможности оформить полис онлайн.
  • Штрафные санкции до 50 000 рублей за отказ СК в оформлении е-ОСАГО, если клиент к ним попал после перенаправления с сайта другого страховщика.
  • Лишение лицензии и прекращение страховой деятельности.

Проверять и наказывать страховщиков будут РСА и Центробанк. Интерес уполномоченных органов должны привлечь сами страхователи, написав жалобу.

Как получить электронный полис ОСАГО:

Официальные причины, при которых невозможно оформить электронный полис ОСАГО

В получении онлайн-страховки обоснованно откажут в следующих случаях:

  • При покупке нового автомобиля при условии, что в базе данных РСА нет информации об этом транспортном средстве. То есть, на территории РФ автомобильная страховка не оформлялась ни разу.
  • Если приобрели подержанную машину, а документы с одного хозяина на другого еще не переоформили, и в базе данных РСА нет информации о новом владельце. В этом случае оформить ОСАГО можно только через офис СК или страхового агента.
  • Отсутствуют сведения о прохождении технического осмотра, нет диагностической карты.

Для оформления е-ОСАГО в базе РСА должны содержаться сведения как о владельце автомобиля, так и о машине в общей взаимосвязи (то есть, автомобиль, подлежащий переоформлению на нового хозяина, застраховать онлайн не получится).

Каким образом подобные проблемы могут быть преодолены страхователем

Если вы не оформляли ОСАГО в течение года или хотите застраховать недавно купленный автомобиль, то придется обращаться в представительство страховой компании.

Прежде чем жаловаться на СК, перепроверьте введенную информацию на наличие ошибок. Попробуйте ввести данные снова. Обновите страничку. Необходимо убедиться, что возникшая проблема не является временным сбоем в работе сайта.

Информацию, внесенную в базу РСА можно проверить, обратившись к страховщику. Имеется в виду наличие действующего полиса из СК, в которую вы обращались до этого.

Проверку должна проводить и страховая компания, где вы в данный момент пытаетесь оформить е-ОСАГО. Для этого прикрепляются сканы оригиналов документов, по которым и вносятся изменения. На практике, правда, это не всегда работает.

Как и для чего страховые компании умышленно ограничивают возможность оформления е-ОСАГО

Страховщику невыгодно продавать электронные полисы ОСАГО, так как при оформлении полиса через интернет у СК отсутствует возможность предложить или навязать дополнительные услуги клиенту. Это расценивается СК в качестве упущенной выгоды, а в некоторых случаях играет существенную или даже решающую роль в рентабельности предоставления основной услуги.

Вот к каким уловкам прибегают СК, чтобы клиент не смог оформить е-ОСАГО:

  • На сайте отсутствует возможность оформления е-ОСАГО – чаще всего с такой проблемой сталкиваются жители, так называемых, проблемных регионов (что это такое я расскажу чуть позже). Страховщику невыгодно продать полис без навязанных услуг и поэтому страницу введения данных прячут на сайте, так, что пока клиент ее найдет, желание что-то делать дальше пропадает.
  • Затянувшаяся проверка данных – на этом этапе сайт просто перестает работать. Знак загрузки страницы (обычно это крутящийся круг) «зависает» бесконечно и ничего больше не происходит.
  • На телефон не приходит сообщение с кодом подтверждения. Или символы «завуалированы» – страховщики используют комбинированные пароли. Например, в русской и латинской раскладке существуют одинаковые буквы (М, В, К, А и т. д.). В код включаются и те, и другие одновременно, хотя все мы привыкли либо к русским, либо к латинским. При введении капчи ситуация может быть аналогичной.
  • Перенаправление на другую страховую компанию. если по техническим причинам оформить полис не получается, страхователя перенаправляют на сайт замещающей СК. Но при этом второй страховщик уже не имеет права .
  • Ошибка «в вашем регионе нет представителя страховой компании»: на таком основании отказывать в оформлении электронного полиса незаконно. Каждая СК должна иметь представительства по всей России или договор о партнерстве с более успешными коллегами.
  • Ограниченный выбор способов оплаты – эту проблему чаще всего «устраивают» страховые компании. Не у каждого человека есть кошелек «Яндекс деньги», Вебмани и т. п.

Внимание! Чтобы отделить латиницу от кириллицы, необходимо переслать полученный код на компьютер. Затем, скопировать его в вордовский документ. Выбираем шрифт, в котором русские буквы по умолчанию отсутствуют: в результате они останутся не выделенными.

Нечитаемый код: ОСАГО РЕСО:

Возможные технические причины, не позволяющие оформить е-ОСАГО

На сегодняшний день не все страховые компании работают недобросовестно. Технические проблемы в оформлении электронного полиса могут возникнуть как со стороны страховщика, так и со стороны страхователя.

Возможные технические причины со стороны страхователя

Система может не позволить застраховаться в режиме онлайн, если были изменены:

  • Паспортные данные.
  • Информация в документах, подтверждающих право владения автомобилем.
  • Прописка (постоянная или временная регистрация).
  • Регистрационный номер машины.
  • Водительское удостоверение.

Например, если вы поменяли паспорт или права, то система выдаст ошибку внесенных данных. Просто указанная вами информация не будет соответствовать сведениям, содержащимся в базе данных РСА.

При замене документов, необходимо обратиться к страховщику, где вы изначально оформляли полис (можно отправить заявку через их сайт или обратиться в офис).

А вот неправильно указанный коэффициент аварийности приведет к необоснованному занижению стоимости полиса, что является незаконным. Попытка оформить полис по старым документам может привести к тому, что он в конечном итоге окажется недействительным.

Возможные технические причины со стороны страховщика

Вот какие проблемы могут возникнуть у страхователя в процессе оформления е-ОСАГО в режиме онлайн:

  • Система не определяет марку автомобиля – ничего с этим сделать не получится. Если вы столкнулись с подобной ошибкой на сайте страховщика, то придется обращаться в офис.
  • После перенаправления на сайт другого страховщика система выдает ошибку о несовпадении указанных данных и просит отправить на проверку сканы/фотографии документов. На этом все и заканчивается – документы проверяются бесконечно.
  • Отсутствие информации о транспортном средстве – взаимообмен данными между РСА и ГИБДД еще не до конца налажен. В связи с этим информация о вашей машине может отсутствовать в базе данных союза автостраховщиков.
  • Проблемы для проживающих не по месту регистрации. Если вы прописаны в одном городе, а живете в другом, за страховкой лучше обратиться в ближайший офис СК.
  • Увеличение суммы страховой премии за счет неправильного – в базе РСА содержатся неправильные данные (или вообще, отсутствуют), а значит, скидку за безаварийную езду не получить. Необходимо обратиться в союз страховщиков с заявлением об изменении данных (сделать это можно через СК).

Важно! Обратиться в РСА нужно до того, как закончится период действие предыдущего полиса.

Еще одной проблемой является оплата страхового полиса, который не прислали на электронную почту. То есть, вы заплатили, а страховки по факту нет. Если оплата произведена онлайн по действительным реквизитам, то особо страшного тут нет – можно сделать возврат платежа или озадачить СК решением проблемы. А вот если деньги отправили к мошенникам, тогда вернуть их вряд ли получится.

Чаще всего, возникшие проблемы можно решить, обратившись в офис страховой компании. Служба технической поддержки сайта лишь в редких случаях помогает. Да и не успевают они обрабатывать все поступающие обращения граждан.

Что делать страхователю при возникновении проблем с оформлением е-ОСАГО и куда можно пожаловаться

Простому человеку, не обладающему навыками программиста, определить жульничает страховщик или нет, бывает сложно. Просто знайте:

  • Суммарная длительность перерывов в функционировании сайта не должна превышать более получаса в сутки.
  • Проведение работ по обслуживанию сайта разрешено проводить один раз в месяц в ночные часы по московскому времени (с 10 вечера до 8 утра).
  • Информация о проведении тех.обслуживания сайта должна быть размещена на его главной странице за 24 часа до начала проведения технических работ.
  • Проблемы с беспрерывностью работы сайта должны быть решены в течение 8 часов с момента их обнаружения.

Обязанности страховщиков и РСА по обеспечению бесперебойной работы сайтов СК в интернете с целью оформления е-ОСАГО содержатся в .

Если страховая компания отказывается заключить договор, можно пожаловаться в РСА или Центральный банк России. Подать заявление разрешается письменно, отправив заказное письмо или через интернет приемную.

В качестве доказательств подойдут скриншоты. Делать их необходимо в процессе оформления на каждом шаге внесения данных. Лучше всего выставить на картинке время и дату (нажмите на календарь, перед тем как сделать скрин). Можно использовать программу, позволяющую сделать захват видео с экрана.

Есть и штатные программы операционных систем, которые подходят много лучше – они записывают все, что делает пользователь в виде одного файла со скриншотами и текстовой информацией по каждой операции. В Windows 8, к примеру, это «Средство записи действий».

Внимание! Наиболее эффективным вариантом является обоснованная жалоба в Центробанк.

В крайнем случае пожаловаться на страховую компанию можно в прокуратуру (например, когда потеряли свои деньги, а услуга оказана не была). Но если у вас нет доказательств, добиться справедливости не получится.

Самые убыточные регионы по информации на февраль 2018

Жителям убыточных регионов гораздо сложнее оформить ОСАГО даже при обращении в офис страховой компании (с учетом навязываемых услуг). Оформление электронного полиса для них практически невозможно, для СК это не выгодно.

Проблемные территории определяют по таким критериям:

  • Продолжают увеличиваться средние выплаты автовладельцам.
  • Большое количество судебных разбирательств со страховыми компаниями (большинство решений принимается в пользу страхователя).
  • Выплаты по страховкам превышают общую сумму страховых премий.

ТОП 10 «токсичных» регионов:

  1. Алания (Северная Осетия).
  2. Карачаево -Черкесская область.
  3. Волгоградская область.
  4. Липецкая область.
  5. Территория Адыгеи.
  6. Амурская область.
  7. Территория Ингушетии.
  8. Ростовская область.
  9. Оренбургская область.
  10. Приморский край.

Жителям Саратовской области и Краснодарского края также сложно оформить страховку на машину в режиме онлайн. В отличие от москвичей и питерцев.

Естественно, что СК невыгодно работать в таких условиях. Особенно, без оформления дополнительных услуг (страхование жизни, имущества и т. д.). В результате они саботируют продажу е-ОСАГО.

Реальная история: как за 3 дня оформить е-ОСАГО:

Информация к размышлению

  • Внимательно заполняйте электронный полис ОСАГО, если после ДТП (или без такового) страховая компания обнаружит недостоверные данные, то вам придется доплатить полную стоимость полиса и вернуть страховое возмещение (если оно уже было получено от компании).
  • Страховые компании объясняют свое нежелание продавать ОСАГО онлайн, ссылаясь на участившиеся случаи мошенничества. Недобросовестные автоюристы перекупают у простых граждан право требования выплаты от страховщика.
  • Попробуйте оформить полис в ночные часы (по Москве). В это время система РСА менее загружены, как и официальные сайты страховых компаний.
  • Для автомобилей «моложе» трех лет оформлять диагностическую карту (техосмотр) не нужно.
  • Позаботьтесь о продлении уже имеющейся страховки заранее. Не факт, что вы сможете сделать это за один день.
  • Не все сотрудники ГИБДД доверяют распечаткам электронного ОСАГО, и проверить действительность предъявленного документа не всегда имеется возможность.

Как страховые компании увиливают от продажи е-ОСАГО:

Заключение

Внимательно заполняйте форму на сайте страховщика. Не стесняйтесь жаловаться на СК, права автолюбителей должны быть соблюдены в соответствии с российским законодательством. Опасайтесь сайтов, лишь копирующих официальную страховую компанию. Вот они работают без сбоев, но только недолго. Можно остаться без полиса и денег.

Делитесь опытом оформления е-ОСАГО в комментариях! С вами был Илья Кулик! До новых встреч! Счастливого пути!

Изображения для статьи взяты здесь: https://www.drive2.ru/r/acura/1738627/

Далеко не все водители знают, что отказ заключения договора ОСАГО, если на то нет каких-либо закрепленных в законодательстве оснований, является грубым нарушением. Часто так происходит из-за искусственного занижения количества полисов. Страховые компании таким образом заставляют водителей нарушать закон, чтобы поддерживать высокие прибыли.

Что сказано в законе

Если по ОСАГО не страхуют, в первую очередь необходимо заглянуть в законы. В них определено:

  • в 40-ФЗ сказано, что владелец транспортного средства обязательно должен иметь полис;
  • в ст. 426 ГК указано, что страховщик обязан заключать договор со всеми водителями, обращающимися к нему. Отказ в страховании ОСАГО недопустим;
  • в п. 2 ст.16 закона РФ №2300-1 сказано, что навязывание дополнительных товаров и услуг недопустимо. Страховщик не имеет права предлагать обязательные дополнительные услуги;
  • в п. 14 правил ОСАГО сказано, что водитель в праве сам выбирать компанию для заключения договора. Если страховщики отказывают в полисе ОСАГО в 2017 году после получения полного пакета документов от автовладельца, они нарушают закон.

За все эти нарушения предусмотрена административная ответственность. Вам достаточно подать жалобу, чтобы страховщик понес наказания за свои действия.

Поводы для законного отказа

В сентябре 2014 года «Российской ассоциацией страховщиков» был опубликован документ. В нем определяется, что должны делать компании, если отказывают в страховании ОСАГО.

В первую очередь, они должны подготовить письменный отказ. Он направляется не только водителю, но также ЦБ и РСА. Отказ в заключении ОСАГО может последовать, если:

  • отсутствует связь с базой данных РСА;
  • транспортное средство не прошло технический осмотр;
  • представлен неполный пакет документов;
  • отсутствует доверенность, если машина страхуется от имени предпринимателя или юридического лица.

После публикации документа многие водители задумались, не могу ли отказать в ОСАГО по причине отсутствия связи с базой данных. Закон защищает от таких ситуаций. Страховая компания должна будет доказать факт проблем со связью, а также письменно вызвать водителя для продолжения оказания услуги после восстановления работоспособности системы.

Что делать при отказе

При отказе в ОСАГО необходимо получить письменное свидетельство. Устные доказательства не помогут подтвердить вам свою позицию. Альтернативно вы можете записывать все общение с агентом. Это тоже может стать весомым доказательством.

Если страховые компании отказывают в ОСАГО, вам необходимо:

  • взять письменный отказ. Это будет вашим подтверждением факта попытки получения услуги у страховщика для обращения в суд или Роспотребнадзор. Если отказывают в оформлении ОСАГО без страхования жизни, то необходимо в договоре рядом с подписью отметить, что вы не давали согласие на дополнительные услуги;
  • обратиться в суд. Это первый вариант. Если вам отказали в страховке ОСАГО, вы должны поставить автомобиль на стоянку на все время разбирательств и не пользоваться им. В исковом требовании необходимо указать все понесенные расходы, связанные с невозможностью эксплуатировать собственную машину;
  • обратиться в Роспотребнадзор. Альтернативный вариант, что делать, если отказывают в ОСАГО. Специалисты этой организации помогут принудить страховщика следовать требованиям закона и составят претензию.

Всегда помните, что страховая компания не может отказать в ОСАГО без каких-либо законных оснований. Этим страховщики подталкивают водителя к нарушению закона. В любых сомнительных ситуация требуйте письменного подтверждения отказа. С ним вы сможете доказать нарушения закона, получить страхование и компенсацию.

Оформление полисов ОСАГО превратилось в квест несколько месяцев назад, и сейчас ситуация накалилась до предела. В федеральных компаниях красноярцам отказывают по разным причинам: закончились бланки, водителю нет 27 лет, принимают только по записи и лучше оформить полис в интернете и распечатать на обычном листе. Но программы «виснут». Также просят в страховых написать заявление, по которому полис выдадут через 30 дней. В региональных компаниях, таких как «Надежда», тем временем поток клиентов увеличился в 5 раз, и в некоторых отделениях по 20 человек ждут своей очереди на улице.

Корреспондент НГС.НОВОСТИ отправилась в офис «Надежды» на ул. Парижской Коммуны. На улицу здесь выходят разве что покурить, а в самом помещении автор насчитала более 25 водителей. В очереди они наперебой делятся наболевшим:

- Многие [увидев очередь] развернулись и ушли. А мы по всему городу обзвонили, все, что было в интернете - Росгосстрах, ВСК... То стажа не хватает, то 27 лет водителю нет, - говорит парень, пришедший с двумя девушками.

- Да в Росгосстрахе вообще перестали страховать. В «Согласии» мне сказали: «Пару дней вообще можете не заезжать». Там тоже очередь, - вступает в диалог уже мужчина со шлемом в руках.

- Некоторые говорят, что на номерах другого региона - вот у меня кемеровские - страховать отказываются. Посмотрим...

- У меня ВАЗ 1978 года. Были в «Сибирском спасе» и «РЕСО» - оба на Батурина. В первом сказали, что то ли лицензию отобрали, то ли что. Во втором очередей не видно, но девушка сказала, что «все по записи, народу много, а мы работаем до пяти - не успеете». Посоветовали в интернете. Почему не оформлю? Не, потом ж*** какая-нибудь получится, - говорит спортивный парень в кепке и шортах.

Чтобы принять такой поток от «федералов», в «Надежде» для части сотрудников ввели ночную смену, говорит представитель компании Наталья Худякова: «У нас работают все окна, задействован весь штатный ресурс, некоторых перевели на ночную смену, чтобы разбирать почту. Это же ненормальная ситуация. Берем всю тяжесть удара на себя». Опрошенные водители уходили из офиса максимум через час. От клиентов здесь не отказываются, но называют ОСАГО «социальным страхованием», невыгодным для компании. Выживает компания, подчеркивает она, за счет добровольного страхования жизни и здоровья, жилья.

«Если их [клиентов] отправили в другой офис, имеют право пожаловаться в Центробанк, - советует собеседница и обращается к водителям. - Не молчите. Не надо приходить в наш офис и ругаться, думая о том, что у нас какой-то сговор, что к нам перенаправляют людей».

Под видом клиентов мы обзвонили офисы федеральных страховых компаний и услышали примерно те же слова, что цитируют водители: «бланков нет», «приходите, посмотрим ваши документы». В страховом бюро «ОСАГО 124» заявили, что крупные компании сейчас приостановили с ними работу «Можем предложить только "Сибирский спас"».

Что происходит на рынке, мы попытались узнать в компании Росгосстрах, которую чаще всего упоминали опрошенные водители. Ответ на письмо от московской пресс-службы пришел через полчаса. Там заявили: за коллег на рынке Красноярска не отвечают, а «реализация договоров ОСАГО в компании ведется в строгом соответствии с нормами действующего законодательства и требованиями мегарегулятора».

«Если вам известны какие-то конкретные случаи нарушений, сообщите о них, пожалуйста: кто из сотрудников/агентов, в каком офисе, какая программа и в какое время на сайте нашей компании, как вы выражаетесь, "дает технический сбой" - будем разбираться», - пообещали в Росгосстрахе.

Единственный способ заставить компанию выдать полис, говорит руководитель компании «Автоюрист» Евгений Нигматулин, написать заявление с просьбой это сделать. Дополнительно там можно указать, где и когда можно произвести осмотр авто. Но закон, как и ранее заявляли в Росгосстрахе, дает страховщикам на это 30 дней. К сбою при оформлении электронного полиса на порталах компаний юрист относится скептически и предлагает вспомнить, как на портале госуслуг регистрация проходила при отправке письма Почтой России - «все в лучших традициях».

При этом сложившуюся ситуацию Евгений Нигматулин связывает с недавними поправками в закон о преобладании натурального возмещения ДТП над денежным. Как это будет происходить и кому выгодно, мы писали ранее .

Страховые компании, по мнению собеседника, оказались не готовы к «сырому», «отвратительному с административной точки зрения» закону. С момента старта поправок, 28 апреля, он не слышал ни одного случая, когда машину после ДТП загнали в ремонт, а не выдали деньги за ущерб. «Я 100 % знаю, что 1,5 месяца назад у нескольких крупных страховщиков, которые вместе покрывают 80– 90 % рынка, не было договора ни с одним сервисом. Я еще полгода говорил с коллегами: не приживется - как платили деньгами, так и будут - по стариночке».

Однако мнения о причинах коллапса на рынке у юристов разошлись. Станислав Савчук, председатель краевого общества по защите прав автовладельцев, причину такого поведения крупных игроков видит во внутренней политике компаний, но никак не в замене выплат ремонтом. По его словам, Союз автостраховщиков обязывает каждую компанию держать одинаковый процент рынка во всех регионах. Но есть «кислотные», т.е. убыточные регионы (их около 10 по стране), где «федералы» сейчас стараются продавать меньше. Поэтому вынуждены снижать в аналогичном порядке и продажи в среднестатистических городах, куда относится Красноярск. Отгрузка бланков, говорит юрист, идет по этой статистике.

Между тем, как заверили корреспондента НГС.НОВОСТИ в Центробанке, за I квартал текущего года сибиряки больше 2 тыс. раз жаловались регулятору на некорректную работу страховщиков. Здесь и отказ в заключении договора, и навязывание допуслуг.

В праве на отказ точки ставит Центробанк: страховщики не имеют права этого делать, так как договор ОСАГО является публичным. За это обычным работникам может грозить штраф в размере 20–50 тыс. руб., а для должностных лиц и компаний - от 100 тыс. до 300 тыс. руб. Решить проблему должен был электронный полис, оформляемый на официальных сайтах компаний, - возможность введена с 1 января 2017 года. Проверить лжестраховщиков можно на порталах ЦБ или autoins.ru. За пять месяцев этого года жители Красноярского края оформили уже 39 тыс. полисов ОСАГО через интернет, говорят в регуляторе. Однако водители жалуются на невозможность это сделать.

О проблемах с оформлением ЦБ просит сообщать в колл-центр страховщика и надзорным органам: «Если есть проблемы с доступностью сайта - он постоянно "висит" - то нужно обращаться в Банк России. Проще всего сделать это через интернет-приемную. Необходимо в качестве доказательства приложить скриншот экрана с фиксацией даты и времени обращения к сайту».

Навязывание страховки жизни также может обойтись компаниям в 300 тыс. руб. «Однако навязывание страховок нужно отличать от так называемых кросс-продаж или коробочных продаж, - подчеркивают в ЦБ. - Это общепринятые практики, когда при приобретении полиса ОСАГО человека знакомят с наиболее востребованными добровольными страховыми продуктами и предлагают их приобрести. Однако это должно происходить без какого-либо принуждения».

А дело в том, что обязанность страховать гражданскую ответственность владельцев ТС приводит к тому, что исполнители (страховщики) злоупотребляют этим в своих интересах. О том, что со страховыми компаниями иногда приходится судиться, чтобы получить законное страховое возмещение, знают многие. Но отказ автовладельцу в является, пожалуй, новинкой маркетинговой политики страховщиков. Какие только причины не называют страховщики в своем нежелании заключать договоры ОСАГО: отсутствие бланков договоров обязательного страхования () или необходимость вместе с заключением договора ОСАГО заключить, в частности, договор добровольного страхования (каско, договор страхования жизни и т.д.).

На самом деле через какое-то время договор ОСАГО заключается, правда, как правило, в результате страховщик получает больше доходов, а страхователь, соответственно, несет больше расходов, чем предполагалось. Понятно, что не всем это нравится, тем более что закон в данном случае на стороне владельцев ТС, и чиновники различных надзорных органов на это указывают в своих неофициальных разъяснениях. Свою точку зрения они основывают на положениях Гражданского кодекса, нормах (Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1), Закона об ОСАГО (Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств") и принятых во исполнение их требований подзаконных актах.

О чем сказано в законодательстве?

Начать следует с того, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при неисполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество в результате незаконного или недобросовестного поведения (п. п. 3, 4 ст. 1 ГК РФ).

Договор обязательного владельцев транспортных средств признается публичным, страховая организация обязана оказывать услуги в отношении каждого, кто к ней обратится (ст. 426 ГК РФ). Условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него работы не допускается.

При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются нормы п. 4 ст. 445 ГК РФ, согласно которым в случае, если сторона, для которой в соответствии с законом заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить такой договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.

Закон о защите прав потребителей запрещает обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 16). Владельцы ТС, застраховавшие свою гражданскую ответственность, могут дополнительно в добровольной форме осуществлять страхование на случай недостаточности страховой выплаты по обязательному страхованию для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию (п. 5 ст. 4 Закона об ОСАГО).

Есть резон обратиться к подзаконному акту - Правилам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС (Утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263). В них сказано, что автовладелец имеет право на свободный выбор страховщика, осуществляющего обязательное страхование. При этом страховщик не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования владельцу ТС, обратившемуся с заявлением о заключении договора обязательного страхования и представившему все нужные документы. Само заявление является предложением-офертой, для которого есть определенная форма (Приказ Минфина России от 01.07.2009 N 67н).

На заметку. Предложение-оферта может быть отправлено посредством ФГУП "Почта России" на почтовый адрес страховщика, указанный в страховом полисе обязательного страхования, с уведомлением о вручении почтового отправления. Данное уведомление о вручении будет являться доказательством получения страховщиком направленного страхователем предложения-оферты.

Если для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение 30 дней со дня получения оферты (п. 1 ст. 445 ГК РФ). Если страховщик данное требование не исполнит, страхователь (автовладелец) вправе обратиться с соответствующей претензией с приложенными к ней копиями документов, подтверждающими переписку со страховыми организациями и свидетельствующими о признаках нарушения законодательства, в надзорные органы.

Куда жаловаться?

Ответ на этот вопрос дало финансовое ведомство, которое, нужно заметить, само надзорным органом не является, а большей частью определяет нормативно-правовое регулирование в пределах своих полномочий. Итак, в список входят следующие органы:

  • Банк России;
  • Федеральная антимонопольная служба (ФАС);
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);
  • судебные органы.

Есть еще один орган, который может призвать страховщиков к порядку. Как догадался читатель, это прокуратура. Она осуществляет общий надзор за исполнением законов, в том числе со стороны органов управления, и руководителями коммерческих организаций, равно как и за соответствием законам издаваемых правовых актов.

Не удивительно, что в апреле 2014 г. в Генеральной прокуратуре состоялось рабочее совещание с участием представителей Банка России, Роспотребнадзора и Федеральной антимонопольной службы по вопросу государственного контроля в сфере страхования. Целью совещания было обсуждение и выработка консолидированной позиции надзорных ведомств по ситуации, сложившейся в области обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, о которой Роспотребнадзор официальным письмом проинформировал Генпрокуратуру.

Какое же решение было выработано по результатам многосторонней встречи? Каждый из названных органов дал свою оценку и рекомендации в ненормативных разъяснениях, опубликованных на официальных сайтах ведомства. Главное, что есть общее понимание по вопросу незаконности действий страховщиков. Привлекать их к ответственности и наказывать нужно строго в соответствии с законодательством, а не карательными мерами административно-ревизионного воздействия. Причем все ревизоры в пределах своих полномочий могут повлиять на сложившуюся ситуацию.

Гражданин также может обратиться с соответствующим заявлением в Российский союз автостраховщиков, представляющий собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков, осуществляющих ОСАГО, устанавливающий обязательные для его членов правила профессиональной деятельности и контролирующий их соблюдение. Хотя навряд ли там следует искать правду, так как данный союз страховщиков представляет интересы его участников и встанет на их сторону, насколько это возможно в той или иной ситуации.

Что думают в Банке России об отказе в заключении договора ОСАГО?

Для начала поясним, какое отношение имеет Банк России к рынку страхования. Оказывается, самое прямое. Дело в том, что ему переданы надзорные и контрольные функции Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), которая, в свою очередь, получила их в результате присоединения к ней Федеральной службы страхового надзора (Росстрахнадзора) (Указ Президента РФ от 04.03.2011 N 270). В соответствии с Указом Президента РФ от 25.07.2013 N 645, Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ Федеральная служба по финансовым рынкам упразднена, а ее полномочия по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков с 1 сентября 2013 г. переданы Банку России.

То есть, если гражданин считает, что страховыми организациями нарушено страховое законодательство, он вправе обратиться в Банк России, осуществляющий регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями. В случае попытки отказа со стороны страховщика заключить договор ОСАГО в связи с якобы отсутствием бланков полисов обращение целесообразнее направлять в региональные подразделения Банка России.
В Информации от 06.05.2014 Банк России отмечает, что уклонение страховых организаций от заключения публичного договора является неправомерным. При получении владельцами ТС от страховщика отказа в заключении договора ОСАГО Банк России рекомендует фиксировать данные правонарушения всеми законными способами, в том числе с помощью фото-, аудио- или видеоустройств, привлекать свидетелей и направлять полученные материалы, говорящие о признаках нарушения страховщиком законодательства, в Банк России и другие надзорные органы.

На что указывает ФАС?

Обратимся к Информации данного ведомства, датированной от 23.04.2014. Она посвящена конкретному вопросу: как получить письменный отказ страховой организации от заключения договора ОСАГО? Для этого нужно направить предложение-оферту о заключении с ним договора ОСАГО с приложением всех необходимых документов, предусмотренных п. 15 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС. Порядок направления предложения-оферты рассмотрен выше. Отказ страховщика дает право гражданину обратиться в ФАС.

Действия страховых организаций, связанные с отказом от оформления полиса ОСАГО в случае незаключения дополнительных добровольных договоров страхования (при наличии доказательств), могут содержать признаки нарушения Закона о защите конкуренции (Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ): наличие доминирующего положения и злоупотребления таким положением и наличие антиконкурентных соглашений. В данном случае штрафы ФАС могут быть достаточно высокими, в связи с чем и неприятными для страховщиков. Документом, свидетельствующим о признаках нарушения, может быть письменный отказ страховщика от заключения с гражданином договора ОСАГО, но получить такой отказ не просто.

Есть еще один документ - Информация от 23.04.2014, в которой сказано о том, как правильно подать жалобу на действия (бездействие) страховой организации при оформлении полиса ОСАГО. В случае если в действиях каких-либо лиц, в том числе страховых организаций, содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, можно подать соответствующее заявление в ФАС или его территориальный орган в зависимости от места совершения предполагаемого нарушения или нахождения лица, в отношении которого подается заявление. Чтобы заявление быстро было рассмотрено, нужно подавать его в территориальный орган ФАС, на территории которого, по мнению гражданина, совершено соответствующее нарушение страховщиком.

Как отреагировал Роспотребнадзор?

В данное ведомство аж с 2013 г. поступают жалобы на действия страховщиков, фактически препятствующих гражданам страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств (Информация от 18.04.2014). Обращения поступают в территориальные органы Роспотребнадзора не только непосредственно от граждан, но и от других органов власти, и чиновники не оставили их без внимания.

В Роспотребнадзоре всегда последовательно придерживались позиции, что страхование является одним из видов финансовых услуг, оказываемых исполнителями (страховщиками) потребителям (страхователям, застрахованным лицам). В 2012 г. эту правовую позицию поддержал Верховный Суд в Постановлении от 28.06.2012 N 17: Закон о защите прав потребителей применяется к отдельным правоотношениям с участием потребителей, в том числе вытекающим из договора страхования как личного, так и имущественного, в части, не урегулированной специальными законами. То есть возможно применение законодательства о защите прав потребителей к отношениям по предоставлению гражданам услуг в рамках обязательного страхования (в данном документе ВС РФ ограничился только лишь медицинским страхованием, что не меняет общего смысла правовой позиции высшего судебного органа).

Между тем в функции Роспотребнадзора не входит осуществление контроля (надзора) за непосредственным исполнением прямых требований законодательства о страховании. Это не его сфера, для этого есть уполномоченный орган на осуществление страхового надзора. Основное проявление недобросовестности со стороны страховщиков по отношению к гражданам, имеющим намерение застраховать свою гражданскую ответственность, изначально возникающую в силу закона, сводится к следующему.

Заключение договора ОСАГО обязательно, и если одна сторона уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор в порядке и на условиях, которые предусмотрены Законом об ОСАГО. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки. Контроль за исполнением владельцами транспортных средств установленной Законом об ОСАГО обязанности по страхованию осуществляется полицией при регистрации и осуществлении иных своих полномочий в области контроля за соблюдением Правил дорожного движения.

Особенности обязательного страхования ответственности владельцев ТС принципиально отличают рассматриваемые специальные правоотношения от отношений, регулируемых нормами законодательства о защите прав потребителей, которые изначально базируются на принципе свободы договора. Поэтому гражданин - владелец ТС, будучи страхователем по ОСАГО и стороной договора обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев, в данного рода правоотношениях не всегда является потребителем по смыслу Закона о защите прав потребителей.

Поэтому Роспотребнадзор имеет ограниченные полномочия в мерах реагирования на нарушения в отношении граждан в сфере страхования.

Гражданину имеет смысл направлять мотивированное обращение в Роспотребнадзор (его территориальные органы) лишь тогда, когда суть его претензий касается не заключения договора ОСАГО как такового, а попыток страховщика к уже заключенному договору ОСАГО навязать заключение других возмездных сделок, в частности договоров добровольного страхования (каско и т.п.). К обращению необходимо приложить (при наличии) документированные свидетельства в обоснование аргументов заявителя (копию договора об ОСАГО и других договоров, копии чеков и т.д.). В случае попытки отказа со стороны страховщика заключить договор ОСАГО в связи с якобы отсутствием бланков полисов обращение нужно направлять в орган, обладающий более широкими полномочиями. Как догадался читатель, это Банк России, на который в части надзора за страховыми организациями и их деятельностью ссылаются чиновники всех ведомств.

А что думают по этому поводу суды?

Судебных решений об оспаривании отказа заключения договора ОСАГО не много, одно из них - Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 06.02.2014 N 33-1643/2014. Предметом спора стало навязывание клиенту к обязательному договору ОСАГО еще и полиса по страхованию водителей и пассажиров от несчастных случаев. Суд встал на сторону автовладельца, который имеет право на свободный выбор страховщика. В случае затруднения в заключении договора автовладелец может выбрать другую организацию, включенную в список имеющих право заключать договоры ОСАГО страховщиков. То есть законодательством в обязательном порядке урегулирована обязанность владельца ТС заключить договор ОСАГО, в то же время страховщик не вправе отказать в заключении упоминаемого договора.

Нормами ст. 4 Закона об ОСАГО предусмотрено следующее. Застраховавшие свою гражданскую ответственность могут дополнительно в добровольной форме осуществлять страхование на случай недостаточности страховой выплаты по обязательному страхованию для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию. Услуга по заключению дополнительного договора страхования является противоречащей законодательству. В итоге со страховщика был взыскан моральный ущерб (правда, небольшой).

Аналогичное дело рассмотрено в Апелляционном определении Ярославского областного суда от 13.02.2014 N 33-890. В нем клиент все же заключил договор ОСАГО и страхования от несчастных случаев. Руководствуясь теми же самыми нормами, суд взыскал со страховщика страховую премию за необязательный договор страхования, компенсацию морального вреда и штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя. Суммы для страховой компании не большие, куда больше получается сумма выгоды от навязывания дополнительных договоров клиентам, у которых нет времени и сил отстаивать свои права во внесудебном и в судебном порядке.

Итак, в статье перечислены органы, в которые может обратиться владелец ТС при отказе страховщика заключить договор ОСАГО, обязательный для допуска к участию в дорожном движении. Насколько эффективным будет досудебное урегулирование противоправного действия (бездействия) страховщиков, покажет время. Но в любом случае у контролирующих органов есть рычаги воздействия на страховщиков. И как запасной вариант судебные разбирательства, к которым страховые компании уже привыкли. Жаль только, что к ним не применяется более кардинальных мер: оставлять работать на рынке страховых услуг тех, кто не игнорирует требования законодательства.

Поделиться