Факты. Допетровская русь Внутренняя политика России

Кандидат искусствоведения Р. БАЙБУРОВА

Поэтический, образный диалог с окружающим миром - яркая черта русского характера. При таком восприятии мир полон красок, полнозвучен, объемен. В XVII веке это живое образное сознание существовало в ареоле сказок, легенд, былин, сказаний, которые мощно его питали, поддерживая в нем древние пласты. Своей поэзией этот коренной фольклор преобразовывал быт, наполненный каждодневными делами.

XVII столетие - рубеж, когда можно говорить о тысячелетней русской истории, если включить в нее восточных славян, от которых, собственно, и произошли русские. Славянские племена пришли в Восточную Европу примерно в VI веке нашей эры из Западной Европы, неся в себе мощный жизненный потенциал. Впереди у них - яркая и суровая история создания государства и превращения его в могучую империю.

Восточные славяне жили еще родами, в полной гармонии с окружавшим их живым и одушевленным для них миром природы. Поклонялись языческим богам, от воли которых, как считалось, зависел установленный на Земле порядок, почитали души предков, будучи уверенными, что души эти влияют на их жизнь. В X веке на языческое сознание наложилось христианство, к тому времени просуществовавшее в мире практически уже 1000 лет.

Христианство открыло человечеству принципиально новую дорогу. Взамен языческой картины мира, где человек был слепой игрушкой судьбы и воли богов, предлагалась иная. Христианство учило: жизнь вечна, и от того, как человек проведет свой временный, земной, срок, зависит его будущая жизнь - вечная. То был шаг к самоосознанию личности, человек наделялся свободой воли и, делая тот или иной выбор, нес ответственность за свою посмертную судьбу.

Решение принять на Руси христианство - оно было продиктовано в первую очередь государственными интересами - принадлежало князю и его советникам. Однако народное сознание явно не поспевало за государственными интересами. На русской равнине христианство приживалось трудно, в "глубинке" еще долго сохранялся родовой порядок, а языческий пласт так и не был вытеснен новой религией. Постепенно они срослись в некое образование, существовавшее в ареоле суеверий и примет, хранивших в себе богатейший опыт долгого пребывания человека в единстве с природным космосом. Церковь потратила немало усилий, чтобы изжить их, но они сохранились вплоть до наших дней.

Более чем два столетия прошли затем для Руси под игом Золотой Орды, став великим испытанием для русского характера. Наиболее пагубным было состояние раздвоенного сознания: на одном полюсе - православная духовность, на другом - жестокий земной владыка в Орде, диктующий свою волю и на которого поневоле ориентировались его русские подданные. Потом были годы кровавых экспериментов грозного царя и великая смута, снова подвергшие Русь жесточайшим испытаниям.

Между тем в те же столетия Европа сделала громадный шаг на пути познания человеком мироздания и своего места в нем. Период Ренессанса, давшего мощный импульс научному прогрессу, породил идеи нового времени, еще более раскрепостившие человека. Научные открытия, которыми богато то время, подвели человечество к величайшей утопии, утверждавшей, что сам человек способен построить на Земле новый Золотой век. Идеи эпохи Просвещения - это и есть поиски конкретных путей к заветной цели.

Русский человек XVII века, московит, православный христианин, живет вне этих эволюционных достижений. Уже забыты языческие боги, позади годы постыдной зависимости от Золотой Орды, стираются из памяти кровавые следы правления Ивана Грозного и потрясения Смутного времени. А на пороге - уже новая ломка представлений о мире и месте в нем человека: впереди петровские перестройки и наследовавшие им просвещенческие реформы, плодами которых - и добрыми, и недобрыми - живем мы еще и сегодня.

XVII столетие - одна из своеобразных точек равновесия в русской истории: тяжелые испытания остались в прошлом, новое еще только грядет. Позже многие исследователи будут убеждены, что в следующем, XVIII, веке Россия изменила своему исконному пути. Но век XVII - еще очень русский век.

КАКИМ ЖЕ БЫЛ СОВРЕМЕННИК ТОГО "ОЧЕНЬ РУССКОГО" ВРЕМЕНИ?

Исчерпывающий ответ на этот вопрос потребовал бы фундаментального исследования. В данной статье предлагается достаточно схематичный и, вероятно, полемичный подход к этой проблеме.

Со стороны всегда виднее. Поэтому наиболее интересны свидетельства иностранных гостей, побывавших на Руси в ту пору. "Мужчины вообще рослы, сильны и привычны ко всем трудам и переменам воздушным". "Москвитяне среднего роста, плечисты и весьма сильны, у них голубые глаза, длинные бороды, короткие ноги, длинные туловища..." "По своей фигуре это большей частью крупные, полные люди с рослым телом и широкими плечами... Лица у них крупные, сверху и внизу имеют сильную растительность, которую отпускают с юности..."

Что же касается женщин, то "таковые с лица столь прекрасны, что превосходят многие нации". Однако "они не удовлетворяются естественной красотой, и каждый день они красятся; и эта привычка обратилась у них в добродетель и обязанность. Они стройны телом и высоки". О том, что у русских женщин "во всеобщем употреблении притиранья и румяна", писали многие иностранцы, порою наивно полагая, что это делается, "дабы скрыть природные недостатки.

На Руси не считается за бесчестие белиться и румяниться, напротив, мужья охотно делают издержки на сию прихоть жен своих".

Одежда россиян настолько отличалась от европейского платья, что чужеземные гости непременно обращали на нее внимание. В длинных, свисавших до икр кафтанах и рубахах, которые своим покроем и расцветкой вызывали у европейцев ассоциации с Востоком, преобладала сверкающая жизнерадостная палитра, "горячие" краски с золотом и серебром: "кафтан бархатной красной, мех соболий пластинчатой", "кафтан камчатой василковой, подпушен тафтою желтою, подложен кумачом, с серебреными частыми пуговицами", "кафтан объяринной жаркой, травки золотные, круживо немецкое з городами, золото с серебром, подпушен тафтою жолтою стучатою, подложен кумачом".

"Летом, в жару, знатные вельможи на торжественных приемах и выходах парились в собольих шубах, поверх парчовых кафтанов, атласных терликов и в дорогих "горлатных" шапках", купцы - в "парчовых одеждах и шапках из черно-бурых лисиц". "На шее московиты не носят ни ворота, ни платка, но по своему достатку, прядь жемчуга или зимой прекрасный соболь..." На ногах красовались сапоги, доходившие до икр, подбитые железными подковками. Народ же носил лапти, плетеные из лыка.

Объемные одежды скрывали фигуру, словно бы заключали в замкнутую оболочку носившего их человека, придавая ему важный, степенный вид. Но яркие насыщенные цвета делали эту чопорную одежду пышной и нарядной.

В женском наряде, таком же статичном и солидном и тоже из ярких тканей, была особенность. Г. М. Айрман, побывавший в Москве в 1669 году в составе шведского посольства, пишет, что русские женщины "по своему обычаю, сверх меры богато украшают себя жемчугом и драгоценностями, которые у них постоянно свисают с ушей на золотых колечках; так же и на пальцах носят драгоценные перстни". В девичьи косы вплетали жемчуг и золото, а "на конец... кисть из золотых или шелковых нитей или переплетенную жемчугом, золотом и серебром..."

Подобный обычай существовал не только у знатных женщин "с достатком". Иностранцы отмечали, что "разных драгоценностей у москвитян много - жемчугу, смарагдов, бирюзы, сапфиров... мелкие граненые рубины до того дешевы, что продаются на фунты..."

Говоря об одеяниях, невозможно не упомянуть особую бережливость наших предков. "Всегда, што делают, в ветшаном платье, а как пред государем (хозяином дома. - Р. Б.) и при людех, в чистом повседневном платейце, а в праздники и при добрых людех или с государем или с государынею где быти: ино в лучшем платье" - наставлял "Домострой" - кодекс поведения русского православного христианина. Составленный в XVI веке "Домострой" не утратил своего значения и в следующем. Мода, которая нынче обновляет гардеробы много скорее, чем изнашиваются одежды, тогда оставалась одним из мерил стабильности мира. Известно, что даже в царских домах в завещаниях фигурировали довольно поношенные шубы. Принять в подарок кафтан "с плеча", или попросту из гардероба господина, было весьма почетно.

Не забыл "Домострой" и о таких деталях, как "всякое платье кроити и остатки и обрезки беречи", они "ко всему пригождаются в домовитом деле". Детскую одежду следовало кроить, загибая "вершка по два и по три на подоле и по краям, и по швам, и по рукавам" - на вырост.

Замкнутость и красочность - характерные особенности русского двора той поры. Дворы зажиточных людей обнесены глухими заборами, за которыми скрывались от любопытных глаз жилые хоромы (с улицы виднелись только их верхи) и множество хозяйственных строений. Двор делился на передний и задний. В хозяйстве были сады, огороды и даже рыбные пруды.

Живописные виды, открывающаяся перспектива далей и водной глади не привлекали внимания средневекового русского человека - это появится столетие спустя. А пока, не обособившись еще от природы, он и не противопоставляет ей свой вкус и волю, не эстетизирует ее, услаждая свои чувства. Пруды возникают, когда запруживают реки, строя мельницы, в прудах разводят рыбу. Ее в те времена было множество, она ценилась, так что сооружали и специальные рыбные пруды.

И все же шаг навстречу эстетическому восприятию природы сделан уже в XVII столетии. В 1668 году голландский путешественник Й. Й. Стрюйс напишет: "Недавно вошли в моду цветы. Прежде смотрели на них как на пустяки и говорили о разведении их, как о смешной забаве, но с некоторых пор нет дворянина, у кого бы не росла большая часть цветов, свойственных климату Европы".

Двор и хоромы сооружали, как правило, просто, без затей. Так было практичнее: постоянные пожары, разгулявшись, "пожирали" все на своем пути. В то время их даже не тушили. Сбегавшиеся по тревожному набату люди спешили уберечь от огня стоявшие рядом постройки и с невероятной скоростью разбирали их по бревнам. Но и ставили новые дома с отменной скоростью. Похоже, ни один иностранный гость столицы не обошел вниманием умение русских мгновенно заново обстраивать погорелые места. Почти все они сообщают о московских "лесных рынках", на которых дома или отдельные их части можно было приобрести готовыми. Нынешняя Лесная улица у Белорусского вокзала как раз напоминает о подобном рынке.

По традиции хоромы ставили посреди переднего двора. Когда стали появляться каменные жилые палаты, их уже нередко выдвигали к улице. В богатых хоромах (правда, далеко не во всех) верх делали нарядным - в виде, например, "куба" или "бочки". Но чаще всего дома завершали практичные крутые скатные кровли: они были не дороги, по ним хорошо стекал дождь, меньше задерживался снег, а пространство под крышей служило для хозяйственных нужд. Но совершенно обязательно должны были быть украшены главные вехи на пути к дому - передние ворота и переднее крыльцо.

Вступив в хоромы, посетитель оказывался в передних сенях; если он приходил с визитом,

Москва. XVII век. Палаты боярина В. В. Голицына в Охотном ряду, где теперь гостиница "Москва" (рисунок Д. Сухова).

Парсуна (портрет) царя Федора Иоанновича. XVII век.

Парсуна М. В. Скопина-Шуйского. XVII век.

Миниатюра XVII века изображает боярский пир.

А так мылись в бане, построенной в хоромах.

Боярыня в тереме с детьми и гусляром. XVII век.

Фрагмент фрески (1694-1695 годы) в церкви Иоанна Предтечи в Толчкове.

Музыканты - гравюра из "Букваря". XVII век.

Нищие крестьяне у ворот монастыря. Миниатюра XVII века.

Уборка сена. Миниатюра из книги "Лекарство душевное". 1670 год.

Боярин в жалованной шубе. XVI век.

Русский купец и купец из заморских стран.

Стрелец с бердашом и ручной пищалью. 1674 год.

Один из примеров узорной вышивки золотыми и серебряными нитями. XVII век.

Резные деревянные прялки.

Решетка Теремного дворца Московского Кремля. XVII век.

Деревянные хозяйственные постройки: баня, амбар, колодезь с журавлем.

Ендова боярина Василия Стрешнева. 1644 год.

то следовал в переднюю (приемную), куда к нему выходил хозяин. В глубины же дома путь посторонним был заказан. И вовсе никому не доступной оставалась "женская половина", расположенная в недрах хором. В небогатых домах, конечно же, все было проще.

Русские всегда отличались гостеприимством. Никакой праздник не мог обойтись без обильного стола. Для трапез, на которые прибывали многочисленные гости, в XVII веке (как, впрочем, и прежде) сооружали специальную хоромину, в которую можно было попасть из тех же передних сеней, не заходя в жилую часть. В обычные дни еда полагалась "с воздержанием", "в подобно время", освященная молитвой. Зато праздничные обеды затягивались на несколько часов, а подаваемые блюда исчислялись десятками. При этом "кушанья ставят на стол не все вместе, а сперва едят одно, потом другое, третье, до последнего; между тем принесенные блюда держат в руках".

За царским столом могли быть и сотни перемен. Царский торжественный обед отличался степенностью и дворцовым церемониалом: царь "рассылал" гостям хлеб, кубки и угощения. В других же случаях:

.. как будет пир на веселие, и
все на пиру гости пьяны, веселы,
и седя все похваляются...

("Повесть о горе-злосчастии").

Праздники, видимо, заканчивались шумно и буйно - недаром все тот же "Домострой" осуждает не только "объядение" и "пиянство", но и "песни бесовские, плясание, скакание, гудение, бубны, трубы...". Впрочем, этот вид развлечений подразумевал, надо думать, в первую очередь скоморошеские "игрища".

Боярин или богатый дворянин могли только наблюдать такое веселье. Процитируем очевидца: "Никакой музыки (инструментальной, как на Западе. - Р. Б.)... не бывает; над танцующими смеются, считая неприличным плясать уважаемому человеку. Зато есть у них так называемые шуты, которые тешат их русскими плясками, кривляясь, как скоморохи на канате, и с песнями, большею частию весьма бесстыдными". Порою звучат гусли. Но бывало и так: хорошо одетые дворовые женщины, стоя у дверей, забавляют гостей шутками, сказками с прибаутками.

Западный современник у себя дома уже во всю наслаждался плодами барочной культуры, удовлетворявшей эмоциональные запросы человека. Тем необычнее иностранцу представлялись и небольшие русские помещения, и маленькие, как правило, "лежачие" окна, и неподвижные лавки по стенам, на которых нередко и спали. Столь же неожиданным казалось почти полное отсутствие мебели: стол, переносные лавки да поставец для посуды. Производила впечатление большая печь, без которой невозможно обойтись в холодные русские зимы. В знатных домах печи отделывались изразцами. Порою печь в любые морозы - это еще и общее для всей семьи спальное место.

Убранство русских хором тоже представлялось чужеземцу каким-то особенным. В зажиточных домах полы, стены, двери, лавки, подоконники - все обито или покрыто сукнами и камками, в знатных домах много ковров.

Для пола, стен, дверей, лавок чаще всего использовали красный цвет - любимый на Руси цвет жизни, Солнца, огня. Оттенков красного было множество. После красного наиболее любимый - зеленый, потом уже всякие другие. Это подтверждают сохранившиеся описи имущества зажиточных людей, где значатся парчи, сукна, камки, а цвета: красные, алые, лазоревые, жаркие (оранжевые), васильковые, зеленые... "По камкам травы золотные". Тканевые завесы, подвешенные на кольцах, служили условными перегородками или же прикрывали окна и редкие по тому времени зеркала. Их украшали нарядными каймами и опушками из золота, серебра, кружев. Тканевая фактура "смягчала" формы, а их яркие цвета делали комнаты нарядными и жизнерадостными. Конечно, такое убранство можно было встретить лишь в состоятельных домах.

Сверкающее красками убранство жилища и насыщенный цвет костюма - проявление ярко выраженного эмоционального и жизнерадостного восприятия мира. И не есть ли это свидетельство того, что дохристианское прошлое еще мощно дает о себе знать? Ведь христианская вера требовала сосредоточенности и сдержанности во всем. Не исключено, что корни русского богатого интерьера со множеством тканей и ковров надо искать в Золотой Орде.

А вот маскирующий фигуру костюм или замкнутый двор с недоступными для посторонних хоромами - следствие христианской картины мира. Это раньше, в дохристианские времена, человек мыслил себя в единстве с природой, а потому от нее не отгораживался, наоборот, остро осознавал свою неразрывную с ней связь. Теперь же он должен был сторониться греховной земной жизни, оберегать душу от соблазнов дьявола. (Хотя и здесь все не так однозначно: не исключено, что и в данном случае сказывались вынужденные долгие контакты с Золотой Ордой.)

Христианскому миру свойственны каноничность, углубленность в себя и устремленность к Богу. Материализованным "полюсом" этой направленности всегда остается икона - своего рода окно в Горний мир. Через нее обращались к Богу, взывали к небесным силам о помощи и поддержке. Сквозь иконописные образы Христа, Богоматери, святых с их взглядами "из вечности" пролегала невидимая нить, связующая земной и вечный миры. Кстати сказать, иконы в своей композиции тоже строго следовали издавна сложившемуся канону. По "Домострою", иконы надлежало "ставити на стенах, устроив благолепно место со всяким украшением и со светильники".

Так оно и было. "Избы украшаются двумя или тремя неискусно (но это на взгляд чужака. - Р. Б.) нарисованными иконами, на коих изображены святые и пред которыми русские молятся, в особенности пред образом святого Николая, на коего полагают все свои надежды..." Икона была непременной составляющей всех главных помещений хором. Общеизвестно, что, входя в дом, русский человек поначалу осенял себя крестным знамением и лишь затем здоровался с присутствующими. Столь важная роль иконы свидетельствует, сколь существенным для русского сознания был эмоционально-образный диалог с миром духовным.

В богатых русских хоромах обязательно была баня, устроенная здесь же, в хоромах.

У хозяев победнее баню ставили отдельно во дворе. Мылись часто, подолгу, с душистым паром, веником, "с отдохновением". Если была возможность, бани располагали ближе к реке, и тогда, разгоряченные, "остужались" в проруби. Русская баня - это много более, чем просто мытье. Это особый ритуал и отдых, и лечение, и удовольствие, словом, часть образа жизни.

Все прочие дворовые строения - людские избы и многочисленные хозяйственные (поварни, хлебни, житницы, сушила, погреба, ледники, амбары, сенницы, конюшни, помещения для скота и птицы) распределялись по переднему и заднему дворам. Они составляли одну из оболочек замкнутого средневекового двора. В их облике и размещении руководствовались в первую очередь практическими соображениями. Практичность и смекалка проступали во всем. Например, вещи во время пожара немедленно прятали в погреба. Большое впечатление на приезжавших производили русские ледники, позволявшие долго сохранять запасы портившихся продуктов.

Но даже то, что должно было быть в основном лишь удобным и прочным, русские умели увидеть в особом свете, наполнить особой поэзией. Вот, к примеру, описание проветривания погребов.

А меда сладкие, водочки стоялые
Подвешены в бочки сороковки,
В погреба глубокие, на цепи на серебряны.
Туда подведены ветры буйные:
Как повеют ветры буйные,
Пойдут воздухи по погребам,
Так загогочут бочки будто лебеди.
Будто лебеди на тихих на заводях;
Так век не затхнутся напиточки сладки.
Чару пьешь, другую пить душа горит,
Другую пьешь, третья с ума нейдет...

Как образно и красочно запечатлены в стихах устройство погреба и его содержимое!

Итак, мы познакомились с тем, как выглядели русские люди в допетровскую эпоху, мы увидели среду, в которой они жили, их отношение к ней, узнали некоторые особенности их быта. Тема следующей статьи - заглянуть в душу наших предков.

План
Введение
1 Царская власть
2 Боярская дума
3 Земские соборы
4 Центральное управление. Приказы.
5 Местное управление и самоуправление
6 Военная организация
7 Библиография

Введение

1. Царская власть

В руках царя была сосредоточена вся полнота верховной государственной власти, законодательной, исполнительной и судебной. Все правительственные действия органов власти совершались от имени царя и по царскому указу. Духовенством было разработано мощное идеологическое обоснование царской власти. В обществе было распространено представление о безальтернативности власти царя, как элемента русского государственного устройства. Например, в 1612 г. второе земское ополчение рассылало по городам грамоты, в которых говорило о необходимости «выбрати общим советом государя, чтоб до конца не разорится. Сами, господа, все ведаете: как нам ныне без государя против общих врагов… стояти?». В 1677 г. русский резидент в Польше Тяпкин писал в Москву, что «не такие тут порядки, что в государстве Московском, где государь как пресветлое солнце в небеси единый монарх и государь просвещается, и своим государским повелением, яко солнечными лучами, всюду един сияет, единого слушаем, единого боимся, единому служим все».

Власть московского государя была формально неограниченной, но лишь в руках Ивана Грозного и лишь в период опричнины власть эта превращалась в необузданный произвол. Вообще же московский государь был - не формально, а морально - ограничен старыми обычаями и традициями, в особенности церковными. Московский государь не мог и не хотел делать того, что «не повелось». Современник царя Алексея Михайловича Григорий Котошихин писал: «А вновь Московский царь князем учинить не может никого, потому что не обычай тому есть, и не повелось». Попытка нарушения старых традиций и обычаев, предпринятая Лжедмитрием I, окончилась его гибелью; она удалась лишь Петру I, после того как сами эти обычаи и традиции «поизшатались».

Не желая сам нарушать установленных морально-религиозных правил и правовых норм, царь тем более не желал допустить их нарушения подчиненными ему властями. К государю стекалось множество жалоб населения («челобитья великие и докука беспрестанная») на злоупотребления должностных лиц, и правительство пыталось устранить поводы для этих жалоб постоянным контролем над органами суда и администрации и законодательным регулированием их деятельности. Первый московский царь издал в 1550 г. свой Судебник, а через сто лет, при царе Алексее Михайловиче, был издан новый кодекс «Соборное Уложение» (1649 г.), «чтобы Московского государства всяких чинов людем суд и расправа была всем ровна». Кроме общего свода законов, Московское правительство издавало, от имени государя, множество частных «уставных грамот», «наказов» и разного рода инструкций и предписаний, которые имели целью регулировать действия различных органов власти и охранять население от их злоупотреблений. Разумеется, на практике гроза царского гнева («опалы») далеко не всегда была достаточной защитой против произвола и злоупотреблений подчиненных органов власти.

2. Боярская дума

Боярская дума составляла круг ближайших советников и сотрудников царя и долгое время стояла во главе древнерусской администрации. Боярство в XVI-XVII вв., было высшим «чином», или рангом, которым государь «жаловал» своих ближайших помощников. Однако он никогда не жаловал в боярский чин людей «худородных». Существовало несколько десятков знатных фамилий, преимущественно княжеских, члены которых (обычно - старшие члены) «бывали в боярах». Вторым чином в думе были «окольничие» - так же по «жалованию» царя. Эти два первых думских «чина» пополнялись исключительно представителями высшей московской аристократии, и лишь в XVII в. были единичные случаи пожалования боярства людям из среднего служилого слоя (как Матвеев или Ордин-Нащокин при царе Алексее).

Беглый московский подьячий Котошихин рисует такую картину заседаний думы:

«А лучится царю мысль свою о чем объявити, и он им объявя приказывает, чтобы они бояре и думные люди помысля к тому делу дали способ; и кто из тех бояр побольши и разумнее, или кто из меньших, и они мысль свою к способу объявливают; а иные бояре, брады своя уставя, ничего не отвещают, потому что царь жалует многих в бояре не по разуму их, но по великой породе, и многие из них грамоте не ученые и не студированые; однако сыщется и окроме их кому быти на ответы разумному из бо́льших и из меньших бояр. А на чем которое дело быти приговорят, приказывает царь и бояре думным дьяком пометить, и тот приговор записать ».

Число бояр и окольничих было невелико, оно редко превышало 50 человек. Кроме главного, аристократического, элемента в состав думы входило несколько думных дворян и трое или четверо думных дьяков, секретарей и докладчиков думы.

Права и полномочия думы не были определены специальными законами; широкая сфера ее компетенции определялась старым обычаем или волею государя. «Дума ведала очень обширный круг дел судебных и административных; но собственно это было законодательное учреждение » (Ключевский). Законодательное значение думы было даже прямо утверждено царским Судебником; ст. 98-я Судебника гласила:

«А которые будут дела новые, а в сем Судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершатся, и те дела в сем Судебнике приписывати ».

Обычная вводная формула новых законов гласила: «государь указал и бояре приговорили». Нужно, впрочем, иметь в виду, что такой порядок законодательства не был формально обязательным для государя. Иногда он решал дела и издавал распоряжения, имевшие характер законодательных постановлений, единолично; иногда он обсуждал и решал их с небольшим кругом советников, - так называемая ближняя или комнатная дума государя. В общее собрание думы дела поступали или по указу государя или по докладам из приказов. Согласно Уложению 1649 г., дума является высшей судебной инстанцией для тех дел, которые в приказах решить «не мочно».

В заседаниях думы иногда присутствовал сам царь (такие заседания назывались «сиденьем царя с боярами о делах»), иногда дума решала дела по указу и полномочию государя, в его отсутствие. Для решения особо важных дел собиралось соединенное заседание думы и «освященного собора», состоявшего из представителей высшего духовенства.

По мере надобности из общего состава думы выделялись особые комиссии - «ответные» (для переговоров с иноземными послами), «уложенная» (для составления проекта нового Уложения), судная и расправная. В конце XVII в. «Расправная палата» превратилась в постоянно действующее учреждение.

Служба бояр окольничьих и думных людей (так назывались думные дворяне и дьяки) не ограничивалась их «сиденьем» в думе. Они назначались послами к иностранным государям, начальниками («судьями») важнейших приказов, полковыми воеводами и городовыми воеводами в большие и важные города.

3. Земские соборы

Земские соборы, или «советы всея земли», как их называли современники, возникают одновременно с московским царством. «Уложенный» собор 1648-49 гг. принял основы государственного законодательства. Соборы 1598 и 1613 гг. имели учредительный характер и олицетворяли верховную власть в государстве. В эпоху Смутного времени и непосредственно после него деятельность земских соборов сыграла весьма важную роль в деле восстановления разрушенного Смутой «великого Российского царствия».

Первый московский царь, через три года после принятия царского титула созвал (в 1549 г.) первый земский собор, на котором он хотел примирить представителей населения с бывшими областными правителями, «кормленщиками», перед отменой «кормлений». Впрочем, наши сведения о первом земском соборе слишком кратки и неопределенны, и нам мало известно о его составе и деятельности. Зато известен, по документам, состав второго земского собора, который Иван IV созвал в 1566 г., (во время Ливонской войны) для решения вопроса о том, следует ли мириться с королем польским и великим князем литовским на предложенных им условиях. Собор высказался за продолжение войны, предоставляя решение вопроса царю: «а во всем ведает Бог да государь наш…; и мы государю своему изъявили свою мысль…».

По смерти царя Федора Ивановича, с которым прекратилась династия Рюрика на русском престоле, земский собор должен был получить учредительный характер: в Москве не стало более «природного» царя, и собору предстояло избрать нового царя и основать новую династию (в 1598 г.). Собор, которым руководил патриарх Иов, избрал царем Бориса Годунова; правда, чтобы обосновать и оправдать акт избрания царя подданными, избирательная грамота содержит фантастическое утверждение, что оба последних царя старой династии «приказали» или «вручили» свое царство Борису, и подчеркивает родственную связь Бориса с «царским корнем», но в то же время грамота заявляет: «…и вся земля снидохомся и поставихом достойна суща царя и великого князя Бориса Федоровича, всея Руси самодержца, Российской земли государя»; мало того: «патриарх же глаголя: глас бо народа, глас Божий»…

В наступивших затем бурях Смутного времени «глас народа» из риторической фикции превратился в реальную политическую силу. Когда в 1606 г. вступил на престол боярин князь Василий Шуйский «без воли всея земли», то многие отказались признать его своим царем и повсюду вспыхнули восстания против него; «всеа России земля восколебася на него ненавистью, за еже без воли всех градов воцарился бе».

В 1610 г., когда московские бояре и «служилые и жилецкие люди», находясь «между двух огней» (между поляками и русскими «воровскими людьми») согласились принять на царство польского королевича Владислава, они заключили с ним договор, который формально ограничивал его власть и который предусматривал совет всей земли, как нормально действующий законодательный орган: …"суду быти и совершатись по прежнему обычаю и по судебнику Российского Государства; а будет похотят в чём пополнити для укрепления судов, и Государю на то поволити, с думою бояр и всей земли, чтоб было все праведно".

В настоящем курсе предполагается сделать акцент на экономические реформы в России в период XVIII – XX вв. Однако экономическую жизнь в тот период, изменения и их направленность трудно понять без знакомства с основами жизни и некоторыми вехами предшествующих столетий. Поэтому для лучшего понимания экономического развития России в имперский период полезно напомнить некоторые известные условия эволюции экономики в допетровский период. Охарактеризуем их кратко.

1. Религия . Известно, что религия и связанные с ней идеология, традиции и нормы взаимодействия людей всегда играли большую организующую роль в жизни общества. Для России Византийское наследие повлияло на относительное отдаление ее от средневековых достижений Европы, хотя географически Европа была рядом. Это была одна из причин дальнейшей самобытности эволюции России и ее экономического развития.

2. Правовое устройство . До татаро-монгольского нашествия политическое и экономическое устройство (институциональное устройство) Киевской Руси походило на устройство жизни феодальной Европы, а в некоторых вопросах с точки зрения демократии было более совершенным. Так, в Новгороде в начале XII в. выбирали не только посадника и тысяцкого, но и архиепископа. (В городах Германии в ту пору последнего не выбирали).

В феодальной Руси предтечей парламента была Дума, которая примерно с X в. была законовещателем княжества, и на заседаниях которой даже Иван III выслушивал возражения («встречи») бояр своим идеям и решениям.

Более развитой формой парламентаризма является Земский собор, для создания и функционирования которого существовала система и правила выборов, включающих избирательные округа, институт выборщиков, наказы избирателей. В целом в допетровской Руси вертикаль власти (за исключением государя и воевод) представляла выборное самоуправление. 1 Представителей местной власти выбирали полные налогоплательщики и служилые люди. 2

По Судебнику 1550 г. власти не имели права арестовать человека, не уведомив об этом представителей местного самоуправления. В противном случае, по требованию родственников арестованного следовало освободить, взыскав с администрации штраф «за бесчестие». Так права человека были представлены в этом документе.

Земский собор ведал не только вопросами внутренней жизни – налогообложения, торговли, промыслов, церковного устроения, - но и внешнеполитическими вопросами: войны с Турцией и Крымом, принимать ли Украину в состав России (в начале – 1651 г. – собор не дал своего согласия на присоединение к России) и т.д.

Таким образом, организацию взаимодействия власти и граждан в XV-XVII гг. можно охарактеризовать с позиций демократического устройства как сословное представительство.

3. Возможности развития торговли . На экономическое развитие Руси в VIII-XII вв. большое влияние оказал путь «из варяг в греки», ибо Русь была удалена от удобных для мореплавания морей. Когда этот путь потерял для европейцев свое прежнее значение из-за набегов кочевников и роста евроазиатской средиземноморской торговли после захвата Константинополя крестоносцами, российские княжества оказались отрезанными на многие века от интенсивных торговых путей и масштабной торговли. Следствием стало замедление развития институтов рынка.

4. Изменение устройства налоговой системы . Возможно, самое существенное влияние на направление развития экономики и общества оказали монголо-татарские завоевания и последствия сосуществования с захватчиками в XIII-XIV вв. Для уяснения последствий завоеваний для формирования типа экономической системы важно уяснить изменения механизма изъятия прибавочного продукта. В домонгольский период была распространена децентрализация в сборе ресурсов для князя и его двора. Вот некоторые черты налоговой системы того времени. В XII в. в Новгороде права приглашенного князя в налогообложении были ограничены: он мог собирать налоги лишь с определенных территорий при посредничестве новгородцев. В Новгороде и Пскове утвердился античный принцип – свободные люди налогов не платят. И вообще, в древнерусских городах налоговые правила складывались под влиянием опыта городов Северной Европы. 3 Монголы же на завоеванных русских территориях установили другой механизм и правила налогообложения (получения дани). Он основан на переписи населения и круговой поруке общины за сбор дани, а за объем дани отвечал центр. Центр раскладывал общий объем дани на податные общины, каждая из которых распределяла его среди своих членов и несла ответственность перед центром за объем подати. Так традиции аграрных государств вошли в практику российской экономической жизни. Такая налоговая система обусловила следующий важный аспект завоеваний: община, наряду с функциями крестьянской самоорганизации и взаимопомощи, приобрела функцию принуждения к уплате налогов в пользу центральной власти. 4

Фискальная функция общины заставила центральную власть поддерживать общинную организацию в аграрном секторе. В долгосрочной перспективе это не стало прогрессивным элементом российской внутренней политики.

5. Усиление централизации власти . Централизация налоговых изъятий объективно усиливала власть Великого князя. Тенденция к централизации в правление Ивана III (правил 1462-1505) и особенно Ивана IV (правил 1533-1584) изменила структуру власти. Власть дрейфовала от сословно-представительной монархии к самодержавной. Конечно, сразу уничтожить боярскую вольницу, т.е. феодальное устройство власти, было трудно: слишком велика была военная и экономическая мощь феодалов, у которых находились и административно-судебные полномочия на местах. Поэтому центральная власть не могла не считаться с феодалами в политике и в экономике. Не случайно Иван III, а в начале своего правления и Иван IV поддерживали феодальный иммунитет, что способствовало поддержки феодалами центральной власти. С другой стороны, центральная власть постепенно ограничивала права и привилегии феодалов и церкви 5 . Происходило это путем военных реформ. С одной стороны, реформы стали попыткой уйти от армии по типу боярского ополчения. Появившиеся стрелецкие войска на добровольной основе («охотники») призваны были укрепить российскую армию. С другой, - военные реформы заложили основы для появления дворянского сословия: раздача боярским детям поместной земли позволила создать на их основе особый отряд служилых людей – царскую гвардию 6 .

Когда в середине XVI в. судебная, налоговая и некоторая административная деятельность перешла к выборным земским старостам, бояре лишились своих кормлений. Протест бояр Иван IV, как известно, «утопил» в крови.

6. Система аграрных отношений . В допетровский период в аграрных отношениях постепенно происходил переход от почти западного стиля к широко известной крепостной зависимости. Аналогия с западной традицией заключалась не только в том, что имели место договорные отношения о пользовании землей господина и исполнению повинностей (барщины, издолья), но и в том, что действовали старые обычаи, позволявшие крестьянам переходить к другим хозяевам. Если крестьянин был несвободен, то он был прикреплен к наделу, который был от него неотчуждаем. То есть крестьянин был связан с землей, а не с господином.

Так же как в Западной Европе со временем крестьяне становились должниками князя, боярина, монастыря, что ограничивало законный уход в другие края. Очевидно, что с ростом оброчных повинностей и крестьянских отработок увеличились долги и гнет. Это стимулировало уход крестьян. В конце XVI в. в Подмосковье пустовало три четверти дворов, в Коломне и Можайске – 90 %, в Новгороде и Пскове обрабатывалось лишь 16 % земель 7 .Судебник Ивана III пытался разрешить подобные конфликты, определяя, когда и на каких условиях возможен уход крестьянина.

Тяжелое положение экономики России при Иване IV из-за опричнины, Ливонской войны, роста налоговых недоимок вследствие ухода крестьян на свободные земли стимулировал власть к регулированию числа рабочей силы в поместьях. Это и означает рост закрепощения крестьян. И в середине XVII в. Земский собор юридически оформил собственность феодала на крестьянина, его семью и имущество. Важно подчеркнуть, что мотивы закрепощения имели не только феодалы, но и центральная власть.

Крепостное население не было единственным аграрным населением страны. Кроме него на севере проживали черносошные крестьяне – государевы крестьяне, которые несли повинности в пользу государства (казны). Дворцовые крестьяне обслуживали потребности царского двора. Вольные люди – казака – жили на окраинах российского государства. Вольный люд включал также священнослужителей, служилых людей и всех, кто не был включен в податные списки.

7. Города . Своеобразной «колыбелью» для развития рыночных институтов в Европе были города. Отмечалось, что в домонгольский период, благодаря торговли на пути «из варяг в греки», на Руси возникли торгово-ремесленные центры: Новгород, Псков, Вятка, Владимир, Тверь, Нижний Новгород, Суздаль. Их устройство напоминало устройство некоторых городов Европы. Ряд правил, как, например, в Новгороде и Пскове – каждый гражданин является воином – восходит к традициям древних античных городов. Однако после падения роли торгового пути и после правления Ивана III и Ивана IV самоуправление в городах существенно ограничивается, равно как и их роль в торговле и ремесле.

После окончания «смутного» времени () торгово-промысловая деятельность в старых городах восстанавливается. Появляются новые промысловые слободы, торговые села, города. Новые городские поселения были в большой зависимости от феодала. Одновременно их население как тяглая община несла повинности в пользу государства. Но бороться за экономическую свободу с центральной властью труднее, чем с властью феодала, как это успешно и делали европейские средневековые города.

Расширение территории Российского государства способствовало строительству городов, население которых состояло из военных гарнизонов (Орел, Тамбов, Ливны). Такой характер городов вряд ли стимулировал рост торговли и развитие орудий обмена.

Таким образом, российские города в XVI-XVII вв. остаются центрами административной власти – княжескими вотчинами – относятся к слободам и местечкам, являются военными поселениями, а не защитниками и инициаторами развития рыночных институтов.

8. Ремесло и промышленность . Тем не менее, развитие ремесленного производства, рост производства на продажу свидетельствовали о развитии внутреннего спроса. Этому способствовало и развитие товарной специализации регионов: Вологда, Можайск, Казань – выделка кож и производство кожевенной продукции; Серпухов, Тула – металлургия; Псков, Тверь – льняные и полотняные изделия; Заволжье – выделка сукна.

Специализация вела к развитию домашней промышленности и появлению мануфактур. В случае с домашней промышленностью, скупщики – разбогатевшие ремесленники и купцы – распределяли заказы между промысловыми работниками или ремесленниками, скупали продукцию необходимого им качества и продавали на рынках (аналог еврепейским системам скупки и надомничества).

Мануфактуры в России появляются в XVII в. одновременно с домашней промышленностью. Это были вотчинные мануфактуры с принудительным трудом крепостных, поскольку обученная свободная рабочая сила в Российском государстве было крайне ограничена. Особенностью развития крупной промышленности в России считается появление в XV-XVI вв. государственных военных и строительных предприятий. Все крупные сооружения – от Кремля в Москве до соборов в других городах – возводились под руководства Приказа каменных дел. Таким образом, под влиянием потребностей повседневной жизни в Российском государстве развивалось многообразие промысловой деятельности, появилась вотчинная мануфактура, и возникли государственные предприятия.

10. Деньги . Несмотря на сворачивание торговой свободы в русских землях вследствие усиления централизации власти, в XVI-XVII вв. в России медленно развивается торговля. Крупная торговля развивается под покровительством (протекционизмом) государства. Отечественное купечество, которому трудно было конкурировать с иноземными купцами, искало защиты у государства. Следствием стало то, что с середины XVI в. была отменена беспошлинная торговля с Англией при одновременном установлении высоких пошлин на иностранные товары. Новоторговый устав 1667 г. поощрял рост экспорта и сокращение импорта, т.е. государство обратилось к меркантилизму – политике роста своих доходов за счет внешней торговли, которая велась через Астрахань и Архангельск.

Для развития торговли нужны полноценные деньги, т.е. из драгоценных металлов стандартной пробы, веса, соответственно оформленные. Но на Руси князья чеканили каждый свои монеты, что, конечно, тормозило развитие рынков и становление общего рынка. При Иване III формирование единой денежной системы начинается с запрета князьям чеканить монеты, которые стали чеканиться в Москве с надписью «государь всея Руси». Для внутренней розничной торговли чеканились серебряные денежки малого веса – копейки, мечевые деньги и полушки. Из-за нехватки драгоценных металлов в качестве национальных денег использовались иностранные монеты – немецкие и чешские монеты, - на которых надчеканивалось государственное клеймо.

11. Финансы страны . Существенный аспект, характеризующий государство - устройство финансовой системы. Отмечалось, что до монгольского нашествия налоговая система Руси походила на ее устройство в феодальной Европе. А после свержения ига – стала все больше походить на устройство восточных царств: часть созданного продукта принудительно изымалась под контролем специального аппарата. Рост расходов на содержание двора, армии, управленческой администрации побудили царя Федора Алексеевича в 1680 г. принять государственный бюджет, чтобы упорядочить доходы и расходы государства. Для этого на основе переписи населения было установлено подворное налогообложение. Это и были основные доходы государства. Существенно меньшую часть составляли косвенные налоги, таможенные пошлины и доходы от казенных монополий – продажи определенных товаров внутри или за пределами страны исключительно за счет и в пользу государства. Иногда торговые монополии отдавались на откуп, что тоже пополняло казну.

ВЫВОДЫ

1. Древняя Русь, а позднее Российское государство прошли не просто сложный путь развития хозяйственных отношений вместе со становлением государственности. Но этот путь на разных этапах имел разный вектор движения: в сторону европейской модели организации хозяйственной и политической жизни и в противоположном направлении – азиатской модели государственного и хозяйственного устройства. Водоразделом стали монголо-татарские завоевания. После свержения ига на Руси усилилась центральная власть, которая восприняла налоговую систему по типу восточного царства. 8

2. В России были существенны мотивы власти к прикреплению крестьян к земле. Связаны они были с нехваткой рабочих рук. Это, в свою очередь, было обусловлено сокращением населения из-за нашествий, смут вплоть до XVII в., присоединением малозаселенных земель на юге и востоке. Обилие свободной земли способствовало уходу крестьян на эти земли от притеснений помещика. Вместе со становлением крепостничества и централизованной системы изъятий возникала иерархия аграрного населения по налоговым обязательствам, основанием которой была община как главный институт выполнения основной части этих обязательств.

3. При всей огромности территории Российского государства даже по меркам XVI-XVII вв. оно имело ограниченный доступ к мировым торговым путям и торговым потокам. В особенности это обнаружилось с затуханием торговой активности по пути «из варяг в греки». Следствием стало отставание России от Европы в формировании рынков и рыночных институтов, а вместе с этим – вообще слабый обмен инновациями с внешним миром в самых разных областях.

4. Однако Российское государство – европейская страна по своему географическому положению, и ее открытие и заимствование европейского торгово-промышленного опыта было впереди. И это время пришло, как известно, в период царствования Петра I Алексеевича Романова.

История Санкт-Петербурга

Допетровская эпоха

Устье Невы, заливаемое водой при сколько-нибудь сильном западном ветре, до XIV века не представляло стратегического интереса ни для русских (территория нынешнего Петербурга тогда входила в состав Новгородской земли), ни для их соперников шведов. И хотя вооруженные столкновения между новгородцами и шведами происходили регулярно (вспомним хотя бы Невскую битву 1240 года), первую крепость на Неве построили только в 1300 году, а через год шведская Ландскрона была разрушена новгородцами. С 1323 года дельта Невы официально считается русской территорией; вместе с Новгородом она вошла в состав Московской Руси в конце XV века. В 1613 году шведам удалось захватить большую часть нынешней Ленинградской области: здесь была образована шведская провинция Ингерманландия со столицей Ниеншанц на месте павшей Ландскроны.

XVIII век

В 1700 году начинается Северная война между Россией Петра I и Швецией Карла XII. В 1703-м русская флотилия прошла Неву до залива, 16 (27) мая того же года основан Петербург, а в 1704-м – Кронштадт. Петру полюбилась крепость на Неве, и он стал часто бывать в ней. Идея построить новый европейский город с нуля казалась царю плодотворной. В 1712 году Петр перенес двор из Москвы в строящийся Петербург, в 1721-м провозгласил его столицей империи, разработал план города и принципы его застройки. Именно в Петербурге начали работать новые высшие и центральные органы власти: Сенат, Синод, коллегии. Петр открыл в городе первый публичный музей – Кунсткамеру, а также Академию наук и Академический университет. В молодой столице работали преимущественно иностранные архитекторы, и все должно было быть не как в Москве, а скорее как в Амстердаме. В 1725 году Петр умирает. К этому моменту в Петербурге – около 40 тысяч жителей.

В результате дворцового переворота к власти пришла вторая жена Петра Екатерина I (Марта Скавронская), но правила она лишь два года: 1725-1727. Вместо этой легкомысленной женщины страной руководил “полудержавный властелин” Александр Меншиков.

Вид Зимнего дворца Петра I

Екатерину на троне сменил Петр II (1727-1730), внук Петра Великого, сын замученного им царевича Алексея. Это был испорченный подросток, находившийся всецело в руках царедворцев из Верховного тайного совета. При нем двор переехал в Москву – впрочем, ненадолго: в 1730 году Петр II умирает от черной оспы, под нажимом гвардии на трон возводят племянницу Петра I Анну.

Анна Иоанновна , женщина свирепого нрава, приехала из Курляндии и правила Россией десять лет: 1730-1740. Вступив на престол, она вернула столицу на берега Невы. При ней Петр Еропкин создал градостроительную структуру центра Петербурга (что, однако, не спасло архитектора от лютой казни за участие в так называемом заговоре Волынского – правление Анны вообще было кровавым). В городе сохранились многочисленные постройки ее времени: Кунсткамера, Петропавловский собор, церковь Симеона и Анны.

Анна оставляет престол внучатому племяннику Петра I – Ивану Антоновичу Брауншвейгскому. В течение года (1740-1741) страной формально правит Анна Леопольдовна, мать двухмесячного Ивана VI. Государственными делами при ней занимается многолетний фаворит Анны Иоанновны Эрнст Бирон, потом Бурхардт Миних, потом Иоганн Остерман.

Очередной переворот 25 ноября 1741 года приводит к власти любимую дочь Петра Великого – Елизавету. Она отправляет всю семью Брауншвейгских в ссылку (позже юный Иван окажется заточен в крепости Шлиссельбург, где и будет убит) и благополучно правит страной два десятилетия: 1741-1761. Елизавета – веселая полнокровная блондинка, любительница танцев и пеших походов. Ее блистательное царствование было отмечено победами над Пруссией в ходе Семилетней войны, а также расцветом творчества Ломоносова и Растрелли. В Петербурге основаны Академия художеств, Пажеский корпус и первая русская профессиональная драматическая труппа. Растет население города: к 1750 году – 74 тысячи жителей. При Елизавете появились Зимний дворец (достроен вскоре после ее смерти), Шереметевский дворец, Смольный собор. Любимой летней резиденцией императрицы был Петергоф.

Елизавета оставляет трон Петру III (1761-1762), внуку Петра I, сыну его дочери Анны. Сведения о личности этого государя противоречивы: жена (будущая Екатерина II) описывала его как клинического идиота, но многие современники считали мудрым законодателем. Петр освободил дворян от воинской повинности и разрешил открытое отправление обрядов неправославным христианам. В 1762 году он низвергнут с престола собственной женой и вскоре убит.

Екатерина II (1762-1796) не имела ни малейших юридических прав на русский престол, однако царствовала долго и успешно. “Екатерининские орлы” Румянцев и Суворов громят турок, российскими становятся Крым, Литва, Белоруссия, часть западной Украины. Расцветает и Петербург: к концу XVIII века в нем почти 220 тысяч жителей. Основаны Эрмитаж и Публичная библиотека. Сооружаются гранитные набережные Невы, Мойки, Фонтанки. Время восхода Екатерины – это конец эпохи барокко: Растрелли достраивает Зимний дворец и отправляется в отставку. Классицизм дает плоды в архитектуре и литературе. Возводятся Таврический и Мраморный дворцы, Гостиный Двор, Медный всадник; Чарльз Камерон работает в любимой загородной резиденции Екатерины – Царском Селе. Напечатана “Фелица” Гавриила Державина, проходит премьера “Недоросля” Фонвизина.

Трон наследует Павел I (1796-1801), сын Екатерины II и Петра III. Мать его недолюбливала, и Павел платил ей взаимностью, чтя память убиенного отца. Недолгое свое царствование он посвятил посмертной мести Екатерине: торжественно перезахоронил Петра III в Петропавловском соборе, законодательно запретил женщинам править Россией. Заметным внешнеполитическим событием стали европейские походы Суворова. Много времени император проводил в летних резиденциях – Павловске и Гатчине. В Петербурге от его правления дошли до нас Михайловский замок, дворец Бобринских, Михайловский манеж. В ночь на 12 марта 1801 года в результате дворцового переворота Павел убит в Михайловском замке, престол достается его сыну Александру.

XIX век

Александр I (1801-1825) воспитывался бабкой-императрицей как будущий правитель России и был, вероятно, самым образованным русским императором. Время его известно нам по “Войне и миру” Льва Толстого и первым главам пушкинского “Евгения Онегина”. Собственно, Александр и придал столице “строгий, стройный вид”. При нем начинается период, который позже назовут “золотым веком” петербургской культуры: Батюшков, Баратынский, Пушкин, Росси. Петербург Александра сохранился большими ампирными вкраплениями в центре города; в его правление построены Казанский собор, Биржа, Смольный институт. Население достигает 386 тысяч человек в 1818 году.

После четырех войн с французами и сожжения Москвы русские войска входят в 1813 году в Париж. Прошедшая всю западную Европу гвардия возвращается из-за границы, полная вольнолюбивых идей. В гвардейских полках, стоящих по берегам Фонтанки, возникают тайные общества. В ноябре 1825 года бездетный Александр I умирает. Формально ему должен наследовать брат Константин, которому присягают двор и гвардия. Однако Константин, заключивший неравный брак с княгиней Лович, знает о воле покойного Александра: следующим императором должен стать Николай, третий сын Павла. На 14 декабря назначена переприсяга – но Николай непопулярен в гвардии, и члены тайного общества, пользуясь этим, замышляют устроить переворот. В решающий момент на стороне восставших оказалась только четверть гвардейцев. Декабристы (так впоследствии назвали мятежников) были окружены на Сенатской площади верными Николаю войсками. Начались аресты; 13 июля 1826 года пятерых главарей восстания повесили на валу Кронверка, а остальных сослали в Сибирь и на Кавказ.

Николай I становится полноправным властителем на 30 лет: 1825-1855. Он основательно укрепил властную вертикаль. Любил все военное. При нем империя достигла зенита своего внешнеполитического могущества, но все же из-за технической отсталости армии была проиграна Крымская война 1853-1856 годов, и Россия оказалась в жесточайшем кризисе. Начинает развиваться железнодорожное сообщение: в 1837 году Петербург соединен путями с Царским Селом, в 1851-м – с Москвой, хотя для огромной страны этого недостаточно. В николаевскую эпоху творят Пушкин и Гоголь; в книгах и на улицах появляются “маленький человек” и “лишний человек” – оба чуждые власти и огромному бездушному городу. Заканчивается оформление ансамблей центральных площадей и Невского проспекта, появляются Главный штаб, Александринский театр, Михайловский дворец. Население Петербурга продолжает расти. В 1855 году гордый и щепетильный Николай, опозоренный поражением в Крымской войне, умирает. На престол вступает воспитанный Василием Жуковским Александр II.

Александр II (1855-1881) – отец первой перестройки. 1860-е годы становятся эрой “великих реформ” – Александр освободил крестьян от рабства, провозгласил гласность и правовое государство, смягчил цензуру, ввел местное самоуправление и суд присяжных. В Петербурге появляется первая выборная городская дума, контролирующая столичный бюджет. Открываются Варшавский, Балтийский и Финляндский вокзалы, введен в действие водопровод, по главным улицам проложены рельсы конно-железной дороги. Размах жилищного строительства неописуем, активно застраивается та часть центра, что лежит за Фонтанкой. Открывается Мариинский театр. В 1881 году в Петербурге 861 тысяча жителей.

Эпоха Александра II – еще и время великого русского искусства. В Петербурге творят Достоевский, Лесков, Гончаров, композиторы “Могучей кучки”; Менделеев здесь придумывает периодическую систему, передвижники реформируют живопись.

Реформы, как это всегда бывает, обогащают немногих. В народе слышен ропот. Полицейский контроль ослабевает. Попытки “подморозить” Россию, остановить реформы, вызывают еще большее неудовольствие – прежде всего, у интеллигенции и студенчества. В 1861 году появляются первые антиправительственные листовки, в 1870-е возникают беспрецедентные организации профессиональных политических террористов: “Земля и воля” и “Народная воля”. После нескольких неудачных покушений Александра II убивают-таки у Михайловского сада (1 марта 1881 года) – на этом месте построен храм Спаса на Крови.

Александр III (1881-1894), сын Александра II, ненавидел войну и реформы, любил рыбалку и игру на тромбоне. Был образцовым семьянином и патриотом. Он покончил с народовольческим террором, ужесточил цензуру, ввел страшную зубрежку в гимназиях и ограничил прием в университеты. При этом с начала 1890-х в стране бурный экономический подъем. В 1890 году население Петербурга (с пригородами) переваливает за миллион человек. Из великих в Петербурге живут Салтыков-Щедрин, Чехов, Чайковский. В архитектуре господствует псевдорусский стиль.

Николай II стал последним русским императором: взошел на престол в 1894 году, отрекся от него в марте 1917-го, расстрелян в Екатеринбурге в 1918-м, перезахоронен в Петропавловском соборе в 1998-м. Как часто бывает с сыновьями сильных отцов, Николай отличался характером скорее нерешительным. Убеждения имел глубоко консервативные, но в течение всего своего царствования вынужден был идти на уступки либералам из интеллигенции и все более агрессивному пролетариату. Начало его правления пришлось на 1890-е – время необычайного экономического подъема, но подъем этот не привел к политической стабильности. С 1901 года возобновляется террор, теперь эсеровский (эсеры – “социалисты-революционеры”). Убиты три министра. А тут еще неудачная война с Японией, которую венчала гибель Балтийского флота в Цусимском проливе. 9 января 1905 года толпы рабочих, шедших к царю с требованием улучшить условия жизни и труда, были расстреляны. На следующий день в городе появляются баррикады, волнения продолжаются крещендо и заканчиваются в октябре 1905 года всеобщей политической забастовкой. 17 октября Николай II провозглашает выборы в законодательную палату и демократические свободы личности, и в мае 1906 года в Таврическом дворце собирается Государственная дума. Кровавую революцию успокаивает железная рука премьер-министра Петра Столыпина, и начинается последний период блестящего старого Петербурга, известный как “Серебряный век”.

К 1910 году в городе почти 2 миллиона жителей. Окончательно застраиваются Петроградская сторона, Васильевский остров, Пески. Появляется трамвай, газовое освещение улиц полностью заменяется электрическим, на дорогах автомобили, в моде – авиация, в быт входит телефон. Самые популярные виды спорта – бокс, цирковая борьба и футбол (голкипер команды Тенишевского училища – Владимир Набоков), самое массовое искусство – кинематограф. Расцвет императорского балета, архитектуры модерна и ретроспективизма. Живопись эволюционирует от Репина к Малевичу, поэзия – от Блока к Ахматовой и Хлебникову.

В 1914 году Россия ввязывается в Первую мировую войну, затяжную и кровопролитную. Немецкое имя Петербург превращается в Петроград. Первоначальный патриотизм постепенно сменяется апатией. Все более популярной становится мысль о мире без аннексий и контрибуций и свержении монархии. Заговоры плетутся в масонских ложах, в кулуарах Думы, в посольствах союзных стран – Англии и Франции. В ноябре 1916 года в Юсуповском дворце убит друг правящей четы Григорий Распутин, 23 февраля 1917 года начинается неконтролируемый рабочий бунт, к восставшим присоединяется гарнизон, в Таврическом дворце возникают два органа власти: Временный комитет Государственной думы и Петроградский совет. 2 марта государь отрекается от престола в пользу брата, великого князя Михаила, который на следующий день тоже отказывается от власти. С марта по октябрь 1917 года Россией правит Временное правительство во главе с Георгием Львовым, а затем Александром Керенским.

В апреле из Швейцарии на Финляндский вокзал приезжает поезд с российскими политическими эмигрантами, среди которых – Владимир Ленин. К этому времени руководимые им большевики уже захватили особняк Кшесинской, в их руках Кронштадт, им все больше симпатизируют рабочие окраины и 300-тысячный гарнизон. С сентября большевики руководят Петроградским советом. Этот орган, перебравшись в Смольный институт, на глазах у деморализованного Временного правительства готовит захват власти. 25 октября (7 ноября) Ленин провозглашает на всю страну: “Социалистическая революция совершилась”. К этому времени в Зимнем дворце уже красногвардейцы, а министры Временного правительства – в Трубецком бастионе Петропавловской крепости. В Смольном заседает первое большевистское правительство – Совет народных комиссаров (Совнарком) во главе с Лениным.

Террором и нахрапом большевикам удается укрепить свою власть и подавить все попытки сопротивления. Однако голодный Петроград быстро обезлюдел, рабочие роптали, на реке Сестре стояли финны, на Нарве – немцы. В марте 1918 года Совнарком переезжает в Москву, Петроград становится провинцией. В 1921-м подавлен антибольшевистский мятеж в Кронштадте. К этому времени в Петербурге немногим более полумиллиона жителей: остальные умерли, погибли в боях Гражданской войны, эмигрировали, бежали в деревню. С 1918 по 1925 год городом руководил Григорий Зиновьев – истеричный и амбициозный ленинский проконсул. В 1924-м вождь революции умирает, и город получает его имя – становится Ленинградом.

После смерти Ленина Зиновьев со Сталиным фактически узурпируют власть в стране, однако быстро ссорятся. Иосифу Сталину удается переиграть Зиновьева, и в начале 1926 года руководителем Ленинграда назначен верный сталинец Сергей Киров (правил до 1934 года). В 1920-е в обветшавшем, лишившемся столичного лоска городе – центр русского художественного авангарда (Малевич, Филонов, Татлин) и новая плеяда писателей (Хармс, Зощенко, Заболоцкий, Тынянов). Дебютирует Шостакович, в полной силе Ахматова и Кузмин.

В 1929 году начинается “великий перелом”: разгромлена Академия наук, взорваны или закрыты сотни церквей. После коллективизации в город хлынули толпы крестьян; к середине 1930-х численность населения в Ленинграде превысила дореволюционную и составила 2,5 миллиона человек. После того как в Смольном в конце 1934 года убит Сергей Киров, начинаются невиданных масштабов чистки. Их проводит новый городской глава Андрей Жданов. В 1935-1938 годах высылают из Ленинграда или расстреливают большинство дворян, финнов, немцев, поляков, священнослужителей и практически всех активных участников Октябрьской революции. Город окончательно провинциализируется, порт утрачивает прежнее значение. Впрочем, ленинградская культура оказывается удивительно живучей: на «Ленфильме» работают братья Васильевы и Григорий Козинцев, в Театре комедии – Николай Акимов; Ахматова пишет “Реквием”, Хармс – рассказы о Пушкине.

В сентябре 1941 года войска немецкой группы армий «Север» отрезали Ленинград от мира – город оказался в блокаде. Сначала Адольф Гитлер хотел взять Ленинград штурмом, но в начале сентября передумал и решил заморить его голодом. В страшную блокадную зиму 1941-1942 года от голода и холода, по разным подсчетам, погибло 600-800 тысяч человек. Остальных спасла знаменитая “Дорога жизни” – ледовая и водная трасса на Ладожском озере: по ней привозили хлеб и эвакуировали людей. Город подвергался бомбежкам и артиллерийским обстрелам, особенно чудовищными разрушения были в пригородах, оказавшихся на линии фронта: в Петергофе, Царском Селе, Павловске, Гатчине, Шлиссельбурге. Многочисленные попытки прорвать блокаду, предпринимавшиеся войсками Ленинградского и Волховского фронтов в 1941-1942 годах, приводили только к сотням тысяч жертв. Блокаду удалось прорвать в январе 1943-го на южном берегу Ладоги: был создан “коридор” шириной около 10 км. В январе 1944-го немцев отогнали от города на сотни километров.

Городское руководство, не сдавшее фашистам Ленинград, быстро пошло вверх: десятки здешних партийных работников получают крупные посты в Москве или в провинции. Однако уже в 1946 году городу вновь указали на его место. Было принято знаменитое постановление “О журналах “Звезда” и “Ленинград”, в котором шельмовались Ахматова и Зощенко. В 1948 году Андрей Жданов умирает, а в 1949-м Сталин организует “Ленинградское дело”, приведшее к казни всех руководителей городской партийной организации ждановских времен.

Но после смерти Сталина (1953) жизнь постепенно возвращается на невские берега. В 1955 году в Ленинграде пустили метро (позже, чем в любом другом многомиллионном европейском городе). К середине 1960-х численность населения достигает довоенной отметки – 3,5 миллиона человек. Застраиваются городские окраины – сначала южные, потом северные. Главный архитектурный ансамбль ждановского времени – Московский проспект (проспект Сталина). При последнем сталинском ставленнике Адрианове закончено восстановление центральных частей города и построен гигантский Стадион имени Кирова. При следующем руководителе города – Фроле Козлове – начинается массовая застройка окраин “хрущевками”, пятиэтажками из сборного железобетона, названными в честь первого секретаря ЦК Никиты Хрущева (1953-1964).

С середины 1950-х восстанавливаются после сталинского погрома культурные институции. В Мариинском театре балетмейстер Леонид Якобсон, в БДТ режиссер Георгий Товстоногов, и в обоих театрах – блестящие артисты. Выходят первые книги Александра Володина, Андрея Битова, Александра Кушнера. Все большее значение приобретает Анна Ахматова.

Хрущевская “оттепель” в Ленинграде началась позже, а закончилась раньше, чем, например, в Москве. С середины 1960-х наиболее заметные культурные события происходят в андеграунде. Ленинград становится центром самиздата. Крупнейшие поэты и писатели 1960-х – Иосиф Бродский, Олег Григорьев, Виктор Кривулин, Сергей Довлатов – на родине практически не публиковались. Только на “квартирных выставках” можно было увидеть работы художников-арефьевцев, стерлиговцев, учеников Николая Акимова. Начиная с Алексея Хвостенко и заканчивая Виктором Цоем, полуподпольный характер носил и местный рок. Предперестроечные послабления ощущаются с 1981 года, когда были открыты знаменитый ленинградский рок-клуб, “Товарищество экспериментального изобразительного искусства” и литературный “Клуб 81”.

В 1987 году Михаил Горбачев затевает перестройку. Партийный аппарат начинает терять свою монополию во всех сферах жизни. В 1989-м Ленинград проваливает коммунистов на первых свободных выборах. В 1991-м рухнула громада Советского Союза. Первым мэром города избирают Анатолия Собчака. По итогам референдума Ленинграду возвращают имя Санкт-Петербург.

Рубеж 1980-90-х – время триумфов ленинградского телевидения: “600 секунд” с Невзоровым и Сорокиной, “Адамово яблоко” с Набутовым, “Пятое колесо” с Курковой. Создается уникальный художественный сквот на Пушкинской, 10, в прокат выходят прежде запрещенные фильмы Алексея Германа, по России гастролирует поп-механика Сергея Курехина. Но примерно к 1992 году всеобщее воодушевление постепенно сменяется унынием. Грязный, заброшенный Петербург приобретает репутацию “русского Чикаго”.

Первая постсоветская культурная волна обозначает себя в середине 1990-х клубом “Там-там”, откуда выходят “Король и Шут”, Tequilajazz, “Пилот”. Из статусных искусств первыми набрали вес опера и балет. Главными художественными событиями становятся выставки в Эрмитаже и Мраморном дворце – филиале Русского музея. Лидерство в драме обретает МДТ Льва Додина. К 300-летию город выходит из почти вековой депрессии и начинает хорошеть. Строятся Ушаковская развязка, Ледовый дворец, Ладожский вокзал; Константиновский дворец в Стрельне реставрируется под Дворец конгрессов.

XXI век

В начале XXI века Петербург реально получает статус второй столицы. Резко возрастает объем жилищного и офисного строительства. Построена часть кольцевой автодороги и начаты новые капиталоемкие проекты: западный скоростной диаметр, достройка дамбы, китайско-российский проект “Балтийская жемчужина”, Орловский тоннель. Важные новые слова в культуре: формальный театр Андрея Могучего, мультфильмы Константина Бронзита, музыка Леонида Десятникова. Над молодыми рок-музыкантами мощным старцем нависает Борис Гребенщиков.

Петр I. Картина Валентина Серова. 1907

Допетровская Русь - широкое историческое понятие, включающее в себя Киевскую Русь , период феодальной раздробленности на отдельные княжества, татаро-монгольское иго, процесс объединения княжество под эгидой Московского княжества и формирования Московского царства. С воцарением Петра I и начала кардинальных реформ начался новый этап в истории нашего государства - Российская империя.

Хронологически историю Допетровской Руси можно представить так :

    Древнерусское государство (IX-XII вв .). Официальным началом государственности считается 862 год, когда новгородцы призвали на княжение Рюрика, Синеуса и Трувора с дружиной

    Период феодальной раздробленности(середина XII - конец XV века ). На этот же период приходится татаро-монгольское иго.

    Русское централизованное государство (конец XV-начало XVIII вв. ) В правление Ивана III (1462-1505) и Василия III (1505-1533) территория Московского княжества многократно увеличивается за счёт присоединения других княжеств. В 1547 году великий князь московский Иван IV Грозный венчается на царство, и получает титул царя. В 1721 году Пётр I преобразывает государство в империю.

  1. Экономическая политика России в 17 веке, а.Л. Ордин - Нащокин

Затрагивая недостатки существующего государственного строя, он не затрагивал ее основ, а считал, что реформы необходимо проводить постепенно, то есть по частям. Его ум облекал неопределенные порывы реформ, которые были характерны для эпохи царя Алексея в отчетливые проекты и планы реформ; но это не был радикальный план, требовавший общей ломки: Нащокин далеко не был безрасчетным новатором.

Укрепляя монархическую власть, Ордин-Нащокин выступал за последовательное, постепенное экономическое развитие страны , которое возможно при сохранении известной самостоятельности местных торгово-промышленных центров.

Он предлагал предоставить городам самоуправление , которое бы в некоторой степени ограничило бы власть воеводы. Нащокин полагал, что такая система обеспечит наибольшие возможности подъема экономики на местах и не причинит ущерба центральной власти.

Взгляды А.Л. Ордина-Нащокина, на наш взгляд, представляют собой попытку объединить систему государственных мероприятий по решению экономических проблем, с назревшими требованиями времени, которые требовали развития частной инициативы и развития предпринимательства.

Все же основным делом жизни канцлера были заботы о развитии промышленности и торговли . В их организации Нащокин считал необходимым заимствовать зарубежный опыт .

Таким образом, можно сделать вывод о том, что воевода, боярин и московский канцлер А.Л. Ордин-Нащокин был выдающимся государственным деятелем своей эпохи.

Экономические преобразования Ордина-Нащокина давали в первую очередь насущные задачи социально – экономического развития страны: они способствовали первоначальному накоплению капитала, достижению положительного торгового баланса и, как следствие, складывание единого устойчивого внутреннего рынка.

Его деятельность являлась тем базовым фундаментом, на основании которого впоследствии были реализованы реформы Петра, в том числе и экономические .

Поделиться