Психологические особенности развития близнецов. Особенности воспитания двойняшек

В США известен случай, когда родные братья, американцы Джим Льюис и Дим Спрингс, разлученные из-за развода родителей еще в младенчестве, встретились лишь спустя 39 лет, и тут выяснилось: оба были женаты второй раз, первых жен звали Линда, вторых – Бетти. Своих первенцев оба назвали Джеймс Аллен. Оба владели автомобилем «шевроле» одной модели и одного цвета. Предпочитали проводить отпуск во Флориде. У обоих были собаки по кличке Той, оба курили сигареты одной марки, в школе оба терпеть не могли грамматику и математику, оба в одном и том же возрасте прибавили сразу по 5 кг... Объяснение этого феномена, весьма вероятно, кроется в том, что Дим и Джим не просто братья, а близнецы.

Далеко не всегда одновременно родившиеся дети похожи как две капли воды. «Истинных» (монозиготных) близнецов можно назвать копиями одного и того же человека. Они имеют один пол. Однояйцовые близнецы имеют одинаковый внешний вид, одинаковые волосы, их форму, текстуру, одинаковый цвет глаз, одинаковый рисунок радужной оболочки, форму уха, морфологию зубов, дактилоскопические узоры на кончиках пальцев, схожий вес и рост. Интересно, что собаки не могут различить запах близнецов.

«Ложные» близнецы (дизиготные, двойняшки) – это просто братья и сестры, только родившиеся одновременно.

Процесс обретения индивидуальности у близнецов проходит сложнее, чем у одиночнорожденных детей. Если у одиночнорожденного младенца формируется тесная привязанность только к своей матери, то у младенца-близнеца сразу образуется две таких привязанности: к маме и к соблизнецу. Поэтому перед близнецами стоит более сложная задача: научиться воспринимать себя не только отдельно от матери, но и от соблизнеца. Формирование индивидуальности каждого из детей может быть затруднено, если семья и окружающие люди относятся к близнецам как к единому целому, слишком подчеркивают их сходство и считают, что совсем не обязательно уделять внимание индивидуально каждому из них. Родителям близнецов очень важно избегать подобного поведения, поскольку оно поддерживает и укрепляет эмоциональную зависимость между детьми.

Пары монозиготных мальчиков отличаются тем, что, по сравнению с другими детьми, устанавливают более близкие отношения с отцом. Отцы легче, чем матери, справляются с ними, хотя иногда испытывают трудности, когда требуется сказать близнецам «нет». В таких семьях из-за наличия крепкой «мужской» группы матери иногда чувствуют себя изолированными.

Пары таких девочек часто с самого раннего детства склонны привлекать внимание окружающих и наслаждаться эффектом, производимым их сходством. Они стремятся быть в хороших отношениях с обоими родителями, хотя одна может быть ближе к матери, а другая – к отцу. И что удивительно, каждый из родителей находит сходство с более близкой ему дочерью при абсолютной генетической идентичности девочек. Девичья группа обычно очень сильна, и родителям нередко бывает трудно с ними справиться.

В целом, именно от родителей зависит, какие отношения складываются между братом и сестрой-близнецами. Как и у других людей, эти отношения во многом являются отражением отношений между отцом и матерью. Кроме того, важно помнить, что разнополые близнецы развиваются в разном темпе. Девочки опережают мальчиков в развитии речи и овладении навыками общения, поэтому чаще бывают доминантными в паре.

Обычно близнецы, особенно однояйцовые, чрезвычайно дружны. Первые годы жизни они воспринимают себя как единое целое, порой путают себя с братом (или сестрой), даже собственное отражение в зеркале принимают за брата (или сестру). Они прекрасно общаются, крепко дружат, страшно тоскуют друг без друга.

В школьном возрасте, у близнецов возникают проблемы, связанные с нарушением в социальной адаптации. В школе они должны приобрести психологическую и физическую автономию не только по отношению к родителям, что является проблемой всех детей, но и по отношению к друг другу. В связи с этим близнецы хуже учатся на протяжении первых лет обучения в школе, но затем происходит качественный сдвиг в лучшую сторону.

В подростковом возрасте проблемы со школьным обучением могут уже отойти на задний план, так как этот возраст является критическим периодом во взаимоотношении внутри пары. В связи с характерным изменением отношения к самому себе и окружающим у каждого члена близнецовой пары появляется потребность осознать себя как личность, обладающей определенными качествами, отличными от качеств других людей, в том числе и соблизнеца. В паре возникает тенденция подчеркнуть свои различия: разная одежда, отчуждение друг от друга, драки. Однако у истинных близнецов остается взаимозависимость, которая лишь подчеркивается внезапной разлукой. К 18-20 годам члены монозиготных пар вновь стремятся к некому объединению. Двойняшки, в свою очередь, могут в подростковый период отдалиться друг от друга, и связи в дальнейшем станут ослабевать.

Считается, что однояйцовые близнецы могут образовывать чрезвычайно прочную связь между собой и сильно ослабленную связь с родителями. Более вероятно, что они будут ревновать друг друга сильнее, чем единственные дети, и конкуренция между ними может быть более серьезна, чем у одиночнорожденных детей. Близнецы всегда хотят ту же самую вещь, чтобы ни один не мог иметь преимущество перед другим. Психологи считают, что не нужно одевать их одинаково, дарить им одинаковые подарки и обращаться с ними, как будто они – один индивидуум. С ними нужно общаться как с самостоятельными личностями, хотя нужно учитывать близкую связь близнецов друг с другом.

Важно подчеркивать уникальные черты и способности близнецов. Их нужно поощрять развиваться самостоятельно. Запрещение этого может вести к серьезным эмоциональным расстройствам позже, в юной и взрослой жизни, когда они должны будут расстаться.

Интересные факты:

На частоту рождения близнецов влияют несколько факторов, например, национальность и возраст матери. Чаще всего близнецы рождаются у чернокожих матерей, а реже всего – в Азии. Наибольшее число рождений разнояйцовых близнецов наблюдается у матерей в возрасте 35-40 лет. В то же время частота рождения однояйцовых близнецов не зависит от возраста матери.

В Израиле двое сестер-близнецов 27 лет, связанных брачными узами с двумя братьями-близнецами, в один и тот же день родили по два мальчика-близнеца каждая.

Миссис Пегги Линн родила дочь Ханну 11 ноября 1995 года, а ее брата Эрика – 2 февраля 1996 года, на 84 дня позже. Это самая большая разница между появлением на свет близнецов.

В США в 2001 году с разницей в восемь минут родились два брата-близнеца. Этот случай даже попал в СМИ, а все потому, что братья появились на свет 31 декабря и 1 января. Они родились в разных тысячелетиях.

Книгу Гиннеса основали братья-близнецы.

Бывали случаи, когда близнецы пользовались своим положением в корыстных целях. В США был скандал, когда тройняшки скрывались под именем одной поп-звезды, колесили по стране с гастролями и могли давать по три концерта в день в разных городах в одно и то же время.

В прошлом рождение близнецов заставляло кое-кого поломать голову. Особенно неприятной становилась ситуация, если речь шла о правах и привилегиях перворожденного. Врачи придерживались следующего: они рекомендовали при рассмотрении данного вопроса выбрать того, кто родился последним, потому что он якобы был первым зачат. Закон устанавливал это по показаниям акушерки, данным под присягой. Однако, в начале нашего века, например, по прусскому земельному праву, последней инстанцией в делах о наследстве близнецов оставался жребий.

Екатерина Шундикова,
психолог отдела общественного здоровья
государственного учреждения
«Гомельский областной центр гигиены,
эпидемиологии и общественного здоровья»

Практически вся литература, адресованная новоиспеченным родителям, рассчитана на то, что они воспитывают одного ребенка. Если в семье больше детей, то предполагается, что они разного возраста. Однако рождение двойняшек требует не только количественных изменений в планировании бюджета, но и качественно иного подхода к воспитанию. Какие же нюансы необходимо учитывать?

Строгий режим

Если с одним малышом можно позволить себе не думать о каком-либо расписании, подстраиваясь под природные ритмы ребенка, то матери двойняшек приходится экспериментировать с различными режимами.

Одним родителям удобнее кормить или купать детей одновременно, другим - по очереди, однако конечной целью подбора расписания является удобство матери.

Несмотря на то, что многие взрослые вначале жалуются на то, что малыши спят по очереди, со временем их удается привести к «общему знаменателю».

Управленческие навыки, полученные в первый год жизни, затем не раз пригодятся родителям: когда дети начнут ходить и будут двигаться в противоположные стороны, когда они станут просить разные блюда на обед и так далее.

Здоровый эгоизм

Быть постоянно вместе, играть в общие игрушки и видеть перед собой собственную копию (в том случае, если у вас близнецы) - непростое испытание. Отсутствие личного пространства осложняет развитие индивидуальности и приводит к формированию обобщенного «мы» вместо «я».

Поэтому родителям необходимо позаботиться о том, чтобы у детей отличались не только личные вещи, но и способы проведения досуга и развивающие занятия.

Например, пока один ребенок гостит у бабушки, другой отправляется с папой на автомойку.

При общении с двойняшками важно подчеркивать их различия в темпераменте и характере, избегая при этом противопоставлений и навешивания ярлыков. Так, одного ребенка можно похвалить за скорость реакции, а другого - за обстоятельность и ответственность при принятии решения.

Игры перед зеркалом

Гримасы перед зеркалом и любование собой в различных нарядах обычно не поощряются взрослыми.

Но для двойняшек подобное исследование себя и своих отличий от брата или сестры является важным этапом развития.

Когда кто-то из детей находится перед зеркалом, старайтесь вслух отмечать те или иные особенности внешности или мимики, даже если они неочевидны.

Недетская компания

Что уж скрывать - взрослым удобно, когда дети играют вместе и никого не отвлекают. Однако, в отличие от одного ребенка, которого можно надолго оставить играть с ровесниками без каких-либо негативных последствий, у дружных двойняшек может замедлиться развитие речи.

Будучи замкнутыми друг на друге, они привыкают использовать слова или звуки, понятные только им двоим. Богатый словарный запас и развернутые фразы оказываются ненужными.

Чтобы все стороны языка были востребованы, двойняшкам необходимо чаще общаться со взрослыми.

Компания детей может заменить родителей только в том случае, если двойняшки находят в ней других собеседников , помимо брата или сестры.

Развитие речи

Иногда для накопления словарного запаса и правильной постановки звуков двойняшкам бывает недостаточно просто общаться с родителями. Поскольку «двойные» беременность и роды иногда протекают с осложнениями, важно в самые первые месяцы следить за появлением лепета, а затем - за произнесением слов и построением фраз.

В арсенале родителей должны быть аудиосказки и тематические книжки, направленные на расширение словарного запаса (например, посвященные профессиям, видам транспорта, фруктам, одежде и другому).

Особое внимание нужно уделить менее активному ребенку из двойни, который, как правило, позже начинает говорить и склонен повторять за братом или сестрой ошибки при произнесении звуков и слов.

Отказ от «мы»

Молодые мамы часто бессознательно употребляют местоимение «мы», поскольку чувствуют особую близость к малышу и полностью поглощены его потребностями, проблемами и достижениями.

На детской площадке то и дело слышится: «Мы не любим тыквенное пюре» или «Мы пойдем кататься на качелях».

Мамам двойняшек лучше избегать подобных формулировок, так как многим малышам и без того бывает сложно запомнить свои имена.

Например, один из детей может откликаться лишь на «Миша, Гриша!», но не на «Миша!».

Объединение не только в пару с братом или сестрой, но и с мамой еще больше осложняет формирование Я-образа.

Посредничество

Может показаться, что двойняшкам легче адаптироваться в детском коллективе, чем одному ребенку. Однако это не совсем так.

Во-первых, у многих двойняшек имеется недостаток опыта в общении с другими детьми из-за привычки играть друг с другом. Во-вторых, они могут негативно воспринимать желание ровесников общаться только с одним из них.

Рождение двойняшек - это открытие удивительного мира двойных приключений, двойных радостей… и двойных забот. Однако все заботы родителей окупятся сторицей при правильном воспитании каждого близнеца, умелой поддержке его самооценки и привязанности. Наша цель - запастись терпением, развить в себе гибкость мышления и оптимизм.

Однояйцовые или двуяйцовые?

Существует 2 типа близнецов. Двуяйцовые близнецы - это дети, развившиеся из двух разных яйцеклеток. Они могут быть разного пола, иметь разный набор генов и внешние отличия. Однояйцовые близнецы развиваются, когда яйцеклетка после оплодотворения разделяется на две части. Однояйцовые близнецы всегда будут одного пола, у них будет идентичный набор генов и даже похожие отпечатки пальцев. Внешне у них также не будет отличий.

Ты и я - мы так похожи, схожи внешне и душой…

С самого рождения между близнецами развивается особая связь, которая отличается от обычных отношений между братьями и сестрами. Можно заметить, как близнецы высматривают эмоции друг друга: если один смеется, второго это тоже рассмешит. А если один будет плакать, другой будет проявлять к нему внимание и заботу.

Взрослея, близнецы все больше времени проводят в совместных занятиях. Это на пользу маме, так как позволяет ей заняться домом и уделить себе немного времени. У двойняшек раньше других детей развивается чувство уверенности и безопасности. У них лучше других детей выражена эмпатия и дух соперничества. Однако из-за постоянного общения только с себе подобным их также отличает задержка в познавательной сфере и недостаточное развитие социальных навыков.

Каждый ребенок индивидуален

Часто родители обращаются с близнецовой парой как с единым ребенком. Кормят их из одной бутылочки, одинаково одевают, укладывают спать в одной кроватке и всегда держат вместе. Таким образом они затрудняют у детей процесс становления индивидуальности и идентификации личности. Относитесь к детям как к личности, имеющей свои потребности и желания. По возможности обеспечьте им личное пространство. Игрушки, посуда, одежда: у каждого близнеца должно быть свое собственное.

Стремление к сходству и различию у близнецов будет меняться с возрастом. В детстве близнецы часто повторяют друг за дружкой, играют в одинаковые игрушки и охотно носят одинаковую одежду. В подростковом возрасте наблюдается резкое отрицание своего сходства, происходит изменение структуры отношений, начинает преобладать стремление к различию.

Соперничество и ссоры

В период взросления ссоры между близнецами неизбежны. Это абсолютно нормально, запаситесь терпением и дайте им возможность самим уладить конфликт. Считается, что в паре близнецов один всегда принимает на себя роль лидера, а второй становится ведомым. Это доминирование порой принимает ситуационный и поочередный характер, и все же не стоит провоцировать их на соперничество.

У двойняшек также имеется склонность усиливать поведение друг друга. То есть если одному близнецу вдруг захочется забраться на стол, говорить с полным ртом или громко петь, другой будет стараться перекричать или скопировать его. Такое поведение буквально сводит с ума старших. Что в таких случаях могут сделать родители?

Самое лучшее - разделить близнецов по комнатам. Используйте правило по времени наказаний: 1 год ребенка = 1 минута отдельно друг от друга.

Ты да я, да мы с тобой – вместе в школу и домой…

Стоит ли отдавать двойняшек в один класс? Лучше всего посоветоваться с самими детьми. Если вы определите двойняшек в разные классы, у них будет меньше соперничества, они смогут завести собственных друзей, что очень важно в установлении их индивидуальности. То же самое касается и дополнительных кружков. Разный опыт поможет им стать ближе и обсудить интересы друг друга.

Я хотел иметь братишку, а двойняшки родились…

В непростой ситуации оказывается старший ребенок при появлении на свет двух малышей. До этого привыкший быть единственным, старший ребенок может почувствовать себя забытым и покинутым. Как помочь ему?

Попросите помощи у близких. Выделите день, который вы полностью сможете посвятить старшему, а бабушки в это время посидят с близнецами. Сходите в кино, в зоопарк, в музей - проведите время так, чтобы младшие дети не смогли вас отвлекать.

Выберите для близнецов разные по звучанию имена. При выборе похожих имен близнецам бывает трудно отделить собственную индивидуальность.

Приучайте детей к одному графику. Спать и есть – одновременно. Вовлекайте в процесс заботы за близнецами отца и других членов семьи.

Не покупайте двойняшкам одинаковые игрушки, если не хотите, чтобы они постоянно ссорились. Исходите от индивидуальных вкусов и интересов каждого.

Учите детей отличать свое от чужого. Если дети близнецы - это не значит, что они должны постоянно чем-то делиться. Каждому ребенку хочется иметь что-то свое личное: свой велосипед, свою кровать, свою игрушку и т. д.

Избегайте соперничества между близнецами. Научите их ждать своей очереди и спокойно выслушайте каждого.

Выделяйте время, чтобы пообщаться с каждым из близнецов наедине.

Подчеркивайте и поощряйте различия между детьми. Чаще хвалите их, но за разные поступки.

Расскажите им, как это здорово - быть близнецами! Вместе смотрите фильмы о взаимопомощи близнецов, придумайте сказку о том, какие увлекательные приключения ждут близнецов в нашем мире.

Эльнара Агаева, семейный психолог

"Когда врач после УЗИ сообщил, что у меня будет двойня, я впала в состояние легкого шока! Было одновременно радостно и страшно. Страшно, что мы не сможем управиться с двумя малышами, что один из них непременно будет обделен вниманием и заботой. Расскажите, как правильно подойти к воспитанию двойняшек, ведь это целая наука! Лиля".

Да, действительно, есть такая наука — гемеллология. Она изучает близнецов-двойняшек с позиций генетики, физиологии и психологии.

Двойняшки появляются на свет не такими, как остальные дети. Наличие постоянной компании в лице брата или сестры накладывает свой отпечаток на развитие двойняшек. Потому и подход к их воспитанию должен быть несколько иным, чем к воспитанию одного ребенка.

Взаимоотношения двойняшек

Главной особенностью двойняшек является их изначальное вынужденное сосуществование. Обычные дети, находясь в утробе, слышат только биение сердца матери, тогда как двойняшки слышат и ощущают друг друга.

Из-за этого у них с самого рождения появляется взаимная привязанность и удивительная способность чувствовать друг друга. Даже груднички испытывают заметный дискомфорт и беспокойство, когда брата или сестры долго нет рядом.

В этом есть первый существенный плюс двойняшек: они никогда не бывают одиноки. Если родители не находят возможности уделить внимание обоим детям, то они смогут компенсировать это общением друг с другом. Начинается оно простыми жестами и возгласами, а потом перерастает в так называемый "тайный язык близнецов". Тайным он называется потому, что взрослые не всегда могут разобрать, о чем лопочут малыши.

Дети-одиночки учатся разговаривать, копируя правильную речь взрослых. У двойняшек все иначе — большую часть времени они проводят вдвоем, и потому копируют реплики друг друга. Не научившись толком говорить, они повторяют друг за другом неправильно, из-за этого коверкая слова еще больше. Но парадокс в том, что сами они прекрасно понимают, о чем говорят.

Родителям очень важно уделять внимание развитию разговорных навыков у обоих детей. Несмотря на интенсивное общение двойняшек между собой, у них очень часто обнаруживаются задержки речевого общения.

Родители не находят времени исправлять ошибки и произношения, учить правильным словам. К тому же двойняшки обожают придумывать новые слова, которых нет в русском языке. Задача родителей — развивать речевые навыки двойняшек своевременно и корректно.

То, что двойняшки находятся все время рядом и дружат между собой — вовсе не значит, что им не свойственно соперничество. Конкурентная борьба чаще всего разгорается из-за родительской любви и ласки. Вы будете сидеть между двумя малышами и читать одну книгу, а каждый из них будет тянуть книгу на себя, чтобы видеть ту картинку, которую показала мама. Чтобы она показывала именно ему, а не брату или сестре!

Сначала вам нужно действовать по принципу одновременного общения. Если вы обняли одного ребенка, тут же обнимите второго, чтобы он не чувствовал себя обделенным.

Но не забывайте приучать детей делиться друг с другом не только игрушками и едой, но и родительским вниманием. Вскоре они поймут, что лучше немного подождать, пока родители заняты с другим ребенком, чтобы потом безраздельно властвовать и наслаждаться родительским вниманием самому.

Развитие индивидуальности у близнецов

Даже если двойняшки однополые и похожи внешне, уже с самого рождения — это две разные личности. То, как они расположены в утробе матери, влияет на их развитие. Один больше слышит звуки внешнего мира правым ухом, другой левым, следовательно, у них по-разному развиваются полушария мозга. Один родился первым и быстро, а второму пришлось помучиться, следовательно, и здоровье у него слабее. Так или иначе, индивидуальность заложена в каждом ребенке с рождения.

Но в нашем обществе принято, что если двойняшки-близнецы, то обязательно должны быть одинаковы с головы до ног. Их не только одевают одинаково, но и заставляют есть одну и ту же пищу, соблюдать один и тот же , дарят одинаковые подарки.

В самом раннем возрасте, когда дети еще не осознают своей уникальности, это допустимо. Но чем старше становится ребенок, тем больше свободы для развития его индивидуальности нужно предоставлять. Да, это намного сложнее, чем "грести обоих под одну гребенку", и требует гораздо больше времени, но родители просто обязаны замечать, что их дети имеют разные задатки и таланты, склонны к разным манерам поведения.

Например, выбирая подарки двойняшкам, родители, скорее всего, купят одинаковые игрушки, "чтобы никому не было обидно". Но попробуйте посмотреть на это с другой стороны. Если одной дочери вы купили куклу в розовом платье, где гарантия, что эта самая кукла понравится второй дочке?

Попробуйте подойти к этому творчески. Пусть папа пойдет с одной дочкой выбирать подарок в один конец магазина, а вы идите со второй дочерью в другой. Предоставьте вашим детям право выбрать игрушки друг другу. Пусть каждая из девочек подумает, чем бы она могла порадовать сестру? Скорее всего, дети выберут разные подарки, потому что они сами разные личности. И согласитесь, играть разными игрушками вместе куда интереснее, чем одинаковыми.

Подчеркивая индивидуальность детей, не забывайте развивать в них самостоятельность. Ведь суть воспитания еще и в том, чтобы научить ребенка жить самостоятельно во взрослом мире. А сможет ли ребенок вырасти самостоятельным, построить свою жизнь и создать свою семью, если за ним тенью следует близнец, без которого жизнь немыслима?

Старайтесь устраивать детям раздельные прогулки и занятия, привлекайте своих родственников к раздельному общению с двойняшками. Учитывайте индивидуальные способности детей, придумывая им занятия.

Например, если у одного ребенка сильнее развиты художественные способности, сводите его в картинную галерею. А если у другого — технический склад ума, пусть он с папой попробует сколотить скворечник.

Даже на день рождения покупайте два маленьких торта со свечками, а не один большой на двоих. Пусть каждого из двойняшек будет свой жизненный опыт, свои личные воспоминания, переживания и мечты.

Страхи родителей

Главный страх родителей двойняшек — это то, что они не справятся с двумя детьми сразу, не смогут удовлетворить их потребности и запросы в необходимой мере.

Двойной объем стирки, глажки, кормежки, обычные домашние хлопоты и забота о муже — все это имеет место быть.

Но чтобы справляться с этим круговоротом дел, старайтесь придерживаться следующих правил.

  • Психологически сложный, но очень важный воспитательный момент. Дайте вашим детям понять, что мама не может уделять им время 24 часа в сутки.

Когда в семье один ребенок, он может заиграться допоздна, и уложить спать его потом непросто. А с двумя детьми сделать это еще сложнее! Поэтому разработайте систему ограничений и запретов, которые должны будут соблюдать малыши, чтобы у мамы с папой была возможность заниматься своими делами. Здесь включается в работу тот плюс, о котором мы говорили в начале. Если вы не можете поиграть с детьми, они вполне смогут поиграть в компании друг друга. Там где есть возможность найти время на отдых и домашние дела, вы должны ее использовать.

  • Не отказывайтесь от помощи близких и мужа. Сходить в магазин, закинуть вещи в стиральную машину, пропылесосить — это можете делать не только вы. Активно привлекайте мужа к домашней работе, если он не помогает вам с детьми. Принимайте любую помощь, и тогда вам будет намного проще справляться с материнскими обязанностями.
  • Не завышайте планку. С появлением близнецов добиться совершенства в быту станет намного сложнее. Все свободное время вы должны посвящать семье, а не уборке. Уборка с появлением близнецов может стать вообще перманентным процессом. Поэтому смиритесь, если что-то не будете успевать делать по дому. Это не самое главное в жизни.
  • Используйте голос. Голос мамы — это хорошее вспомогательное средство. Меняя одному ребенку подгузник , вы можете занимать второго ребенка разговором. Расскажите с интонацией сказку, напевайте песенку, издавайте смешные звуки. Так вы сможете избежать обиды малыша на отсутствие внимания к своей персоне, и сделать свои дела в тишине, а не сквозь шум детского плача.

Обсуждение

29.08.2016 09:16:30, Алексей Беловежец

Вообще, это здорово! Ведь, всё равно, лучший вариант, когда детей двое- а тут сразу. одним махом! Поздравляю. У меня у подруги двойняшки- не легкое дело конечно, но оно стоит того!

Много штампов, к которым бы неплохо добавить немного сослагательного наклонения или разбавить словами "некоторые груднички могут испытывать дискомфорт...", "у части близнецов есть свой язык".... Моим грудничкам было все равно где сестра. Абсолютно никакой реакции на внос/вынос/разделени-е. До года друг друга они просто игнорировали. А потом не было никакого "тайного языка", между собой в лепечущем возрасте они словесно практически не общались, реплики друг друга тоже не копировали. У одной достаточно чистая речь сразу пошла, у второй были фонетические проблемки, но никаких задержек речевых не было и близко ни у одной. Слова, вот, да, придумывали, но только с папиной подачи, он у нас мастер на дурацкие выдумки и это было уже около 3х, то есть когда болтали обе уже вовсю.

11.08.2010 13:33:45, мама двойни

я, конечно, дико извиняюсь, но одинаковый режим дня это не дань моде, а условие выживания мамы. Иначе что такое сон есть реальный шанс забыть и получить качественное такое нервное истощение.

Комментировать статью "Особенности воспитания двойняшек"

Воспитание двойняшек: взаимоотношения, развитие индивидуальности, страхи родителей. Близнецы и двойни. Воспитание двойняшек: рекомендации педагогов и психологов. Грудное вскармливание. Как кормить двойню?

Вся семья в муках.....как назвать....мальчики- двойняшки....имена хочется подобрать, с одной стороны, не слишком вычурные, с другой Сзвучные имена для двух непохожих братьев. Воспитание двойняшек: взаимоотношения, развитие индивидуальности, страхи родителей.

Особенности воспитания двойняшек. Она изучает близнецов - двойняшек с позиций Инклюзия. Мои мальчики двойняшки один аутист, второй здоров. Я представила аутиста за...

Воспитание двойняшек: взаимоотношения, развитие индивидуальности, страхи родителей. Язык близнецов. Самым важным моментом в развитии таких детей является то, что близнец никогда не бывает один: сидит ли он за столом, купается или гуляет, придумывает...

Особенности воспитания двойняшек. Она изучает близнецов - двойняшек с позиций генетики Особенности воспитания двойняшек. Близнецы и двойни 2012 и 2013.

третий ребенок после близнецов. Психология. Близнецы и погодки. Особенности воспитания двойняшек. Она изучает близнецов - двойняшек с позиций генетики...

Отстают ли близнецы в развитии от сверстников? Особенности воспитания двойняшек. А как уже доказано, все перечисленные выше занятия приводят к многоплодной беременности. Воспитание двойняшек: взаимоотношения, развитие индивидуальности, страхи родителей.

И не думайте, что двойня подрастёт и всё устаканится. Двойня - это отдельная планета, которая вторглась в вашу семью и всю жизнь будет заставлять вас плясать под свою дудку.

Двойняшки или братья/сестры. Опыт усыновления/опеки/патроната. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей Воспитание двойняшек: взаимоотношения, развитие индивидуальности, страхи родителей.

Воспитание двойняшек: взаимоотношения, развитие индивидуальности, страхи родителей. ...тоже считаю что всегда возможно поддерживать если не хорошие, то нейтральные и спокойные взаимоотношения без объявления войны и обострения Отношения...

Отношения между близнецами. Близнецы и погодки. Мои знакомые сестры- двойняшки, им уже почти 40 лет, так и живут вместе. Содержание: Взаимоотношения двойняшек. Развитие индивидуальности у близнецов. Несмотря на интенсивное общение двойняшек между...

Воспитание близнецов, погодок: уход, психология, бытовые вопросы. Не знаю как с одним, но с двойней очень тяжело. Очень тяжело и первое время, когда оба орут то от колик, то то...

Особенности воспитания двойняшек. И еще - какие особенности в воспитании разнополых погодок? Три мальчика погодки или разница в 2 года.

Близнецы и погодки. Воспитание близнецов, погодок: уход, психология, бытовые вопросы. Мои близняшки пошли сами в 10 месяцев, а вот заговорили очень поздно (в два года).

Уважаемые родители близнецов! Обращаюсь. Коляски, кроватки. Близнецы и погодки. Воспитание близнецов, погодок: уход, психология, бытовые вопросы. Взаимоотношения двойняшек. Развитие индивидуальности у близнецов.

Надеемся, что сайт будет интересен как будущим родителям двойняшек (тройняшек, четверняшек...), так и уже состоявшимся мамам и папам близнецов. Ну и самим близнецам, естественно. (Кстати, если вы не принадлежите ни к одной из перечисленных категорий, все...

Особенности воспитания двойняшек. Она изучает близнецов - двойняшек с позиций генетики, физиологии и психологии. Вы будете сидеть между двумя малышами и читать одну...

Особенности воспитания двойняшек. Она изучает близнецов - двойняшек с позиций генетики, физиологии и психологии. Двойняшки появляются на свет не такими...

Воспитание двойняшек: взаимоотношения, развитие индивидуальности, страхи родителей. Она изучает близнецов - двойняшек с позиций генетики, физиологии и психологии. Принимайте двойняшек годовалых с кучей вопросов.

Пожалуйста, посоветуйте книги либо статьи по воспитанию двойни. Особенности воспитания двойняшек. Воспитание близнецов, погодок: уход, психология, бытовые вопросы.

Процесс обретения индивидуальности у близнецов проходит сложнее, чем у одиночно рожденных детей. Если у одиночно рожденного младенца формируется тесная привязанность только к своей матери, то у младенца-близнеца сразу образуется две таких привязанности: к маме и к соблизнецу. Поэтому перед близнецами стоит более сложная задача: научиться воспринимать себя не только отдельно от матери, но и от соблизнеца.

Обретение индивидуальности с первых дней жизни

Формирование индивидуальности каждого из детей может быть затруднено, если семья и окружающие люди относятся к близнецам как к единому целому, слишком подчеркивают их сходство и считают, что совсем не обязательно уделять внимание индивидуально каждому из них. Родителям близнецов очень важно избегать подобного поведения, поскольку оно поддерживает и укрепляет эмоциональную зависимость между детьми.

Не стоит называть близнецов похожими по звучанию или ритмической структуре именами (например, Саша и Паша, Марина и Ирина и т.п.). С самых первых дней вы должны научиться различать своих малышей и обращаться к ним по именам. Чтобы вы всегда могли сказать, «кто есть кто», вы можете, например, покрасить ногти одного из малышей безвредным лаком или сделать им разные браслетики и т.п.

Постарайтесь, чтобы каждый из близнецов имел возможность регулярно общаться с каждым из членов семьи. Разговаривайте с обоими близнецами вместе и с каждым из них по отдельности; старайтесь почаще гладить своих малышей; обнимайте их, берите на руки – это для них очень важно. Вы можете брать на прогулку или по делам по одному близнецу (или близнеца вместе с другим братом или сестрой): так малыши постепенно привыкнут находиться друг без друга и в дальнейшем не будут ощущать чрезмерного дискомфорта, если им придется расстаться на несколько часов или даже дней. Такое личное общение поможет формированию у близнецов привязанности ко всем членам семьи.

Позвольте близнецам самим выбирать, что они оденут, и самостоятельно одеваться, как можно раньше (к 3-4 годам они уже должны уметь это делать). Не настаивайте на том, чтобы они одевались одинаково, даже если родственники дарят им одинаковые комплекты одежды.

Ниже мы перечислим некоторые особенности родительского поведения, которые могли бы способствовать более успешному формированию индивидуальности у близнецов.

  • Выберите для своих близнецов разные по звучанию имена.
  • Возьмите за правило одевать их по-разному; когда малыши немного подрастут, разрешите им самостоятельно одеваться и выбирать, что они оденут.
  • Обращаясь к младенцам-близнецам, называйте их по именам.
  • Подчеркивайте и поощряйте различия между ними.
  • Как можно чаще берите близнецов по отдельности на экскурсии, прогулки.
  • Как можно чаще выделяйте время на то, чтобы наедине пообщаться с каждым из близнецов.
  • Если пространство вашей квартиры позволяет, выделите каждому из близнецов отдельную комнату.
  • Старайтесь чаще обнимать, целовать, гладить, брать близнецов на руки.
  • Почаще хвалите близнецов, но, по возможности, не одновременно и за разные поступки.
  • Старайтесь принимать дисциплинарные меры индивидуально по отношению к каждому из близнецов.
  • Важно, чтобы близнецы часто имели возможность пообщаться со взрослыми и сверстниками, не принадлежащими к их семье.
  • Старайтесь покупать малышам разные подарки, исходя из их индивидуальных вкусов, пристрастий, интересов, а также из того, что каждому из них в данный момент больше нужно.
  • Будьте готовы к тому, что близнецы будут, как правило, вести себя по-разному, поскольку внешнее сходство не означает одинаковое поведение, и относитесь к этому с одобрением.
  • Относитесь с одобрением к тому, что близнецы будут иметь разные мнения.

Мы предлагаем вам несколько критериев того, что ваши близнецы успешно обретают собственную индивидуальность.

    1. Редко плачет, если заплакал соблизнец.
    2. Не очень расстраивается, разлучаясь с соблизнецом.
    3. Редко сильно огорчается, когда соблизнец наказан или расстроен.
    4. Не путает собственное отражение в зеркале с соблизнецом (после 15-18 месяцев).
    5. Откликается только на собственное имя (и никогда не откликается имя соблизнеца).
    6. Развивается в соответствии с возрастными нормами.
    7. Редко имитирует соблизнеца, изображает его.
    8. Не пользуется особенным «языком близнецов». Развитие речи соответствует возрастным нормам.

Все попытки ваших близнецов обрести индивидуальность всегда будут уравновешиваться давлением со стороны других людей, считающих, что близнецы представляют собой одно целое, а иногда и настаивающих на том, что близнецы должны быть одинаковыми! Поэтому не бойтесь переусердствовать, помогая своим малышам обрести индивидуальность!

Что делать с постоянными сравнениями?

В жизни близнецов постоянные сравнения друг с другом неизбежны. Их всегда будут сравнивать окружающие, а порой и их самих можно поймать в момент спора о том, кто из них самый-самый… В самом начале жизни близнецов сравнение их между собой способствует развитию привязанности родителей к детям: чтобы папа с мамой крепче полюбили новорожденных, им нужно узнать, кто из них какой. Когда рождаются близнецы, родители стараются подметить, в чем каждый из них уникален.

По мере взросления близнецов нужно находить золотую середину между сравнениями их друг с другом и необходимостью видеть в каждом ребенке индивидуальность. Родители близнецов, учитывающие тот факт, что сравнение – это неотъемлемая часть жизни их детей, могут принять профилактические меры против обременения их излишними «ярлыками».

Дело в том, что постоянные изменения в личностях близнецов и в их отношениях с окружающими не позволяют навесить на них раз и навсегда определенные ярлыки. Сегодняшний тихоня завтра может стать душой компании. У каждого из близнецов своя траектория развития, поэтому физический рост и становление личности идут у каждого из них в своем темпе. Навешивание ярлыков может стать самоисполняющимся пророчеством, которое наложит свой отпечаток на те изменчивые и уникальные отношения, которые каждый из близнецов устанавливает друг с другом, с членами семьи и с окружающим миром.

Мамам и папам все время придется выслушивать вопросы родственников, знакомых и сотрудников о том, кто из близнецов более общительный, уравновешенный, у кого лучше аппетит и т.д. Многих неподготовленных родителей первые выходы на прогулку или в гости способны поставить в тупик. В начале некоторые из них одевают близнецов одинаково и охотно отвечают на расспросы зевак и родственников. Другим такое внимание доставляет неудобство. Большинство родителей не любят, когда их близнецов сравнивают между собой. Поэтому даже у близнецов, еще не умеющих говорить, можно начинать моделировать поведение на случай нежелательных сравнений. Вот несколько стратегий, которыми полезно руководствоваться, когда вы хотите уклониться от лишних вопросов и контактов:

  • Собираясь на прогулку, не одевайте детей одинаково. Близнецы в одинаковых костюмчиках – это замечательный повод для беседы и сравнений. Одевайте их по-разному, и, если они еще малыши, посадите одного в коляску, а другого – в слинг.
  • По возможности при выходе на улицу оставляйте одного близнеца дома. Если родители берут в магазин обоих детей, распределите покупки, возьмите с собой по одному ребенку и договоритесь встретиться у выхода.
  • Юмор лучше всего поможет избавиться от ненужных вопросов. Не думайте, что остроты будут приходить вам в голову без подготовки, спонтанно, именно тогда, когда они нужны. Когда вас по ночам мучает бессонница, постарайтесь придумать какую-то шутку в ответ на дурацкий вопрос, которая заставит улыбнуться хотя бы вас и близнецов.

Встреча с близнецами поражает людей, поэтому они часто задают неграмотные вопросы из самых лучших побуждений. Родителям разнополых близнецов привычно выслушивать вопросы о том, однояйцовые они или нет.

Когда вас спрашивают, у кого из детей характер лучше, можно перефразировать вопрос: «Вы имеете в виду, что они из себя представляют как личности?» Кроме того, можно объяснить любопытствующим, что ваши дети постоянно меняются. Родители могут показать родственникам и учителям, как сформулировать вопросы, не подразумевающие сравнения близнецов. Если вы в настроении, можно попытаться объяснить слушателям, как ценить в близнецах и сходства, и различия, при этом не сравнивая их между собой.

Что касается самих детей, то, вне всякого сомнения, многие из них сравнивают себя с соблизнецом. Эти сравнения начинаются с простого любопытства, которое еще обостряется от того внимания, которое окружает их с момента рождения. Взрослая женщина-близнец рассказывает, что в детстве они с сестрой дошли до того, что стали сравнивать, у кого больше веснушек, и спрашивали у мамы: веснушки – это хорошо или плохо?

Постоянные сравнения, исходящие от окружающих, неподвластны влиянию близнецов. Однояйцовые близнецы внешне похожи, что побуждает окружающих отыскивать их различия и во всеуслышание объявлять о них. А между разнояйцовыми близнецами, тем более разнополыми, особенно интересно находить сходства. Разнояйцовых близнецов часто ставят в неловкое положение, требуя доказательства их близнецовости, потому что часто они не похожи внешне.

Сравнения – это палка о двух концах. Близнец, хорошо успевающий в учебе, гордится своими достижениями, но чувствует неловкость или даже вину от того, что его соблизнец страдает от сравнений. Это может кончиться тем, что успешный близнец забрасывает занятия, чтобы не подводить второго. Близнецы могут опробовать следующие стратегии поведения в ответ на нежелательные сравнения:

  • Игнорируйте все вопросы. Маленькие близнецы могут обнаружить, что часто самый лучший ответ на раздражающие вопросы – просто молчание. Скажите близнецам, что им не обязательно проглатывать наживку, которую им подбрасывают окружающие. Когда одноклассники спрашивают вашего ребенка, кого родители больше любят – его или близнеца, предложите ему отвечать: «Не знаю, пойдем играть дальше». Если продолжения не следует, такие вопросы скоро отпадают.
  • Объясните, что это значит – быть близнецом. Часто друзьям ваших детей это действительно интересно, но они задают странные вопросы или проводят нелепые сравнения. Они понимают, что значит быть близнецом, не лучше, чем близнецы понимают, что значит быть одиночнорожденным ребенком. Предложите им посвятить друзей в радости и горести «близнецовости». Помогите детям понять, что вопрос, задевший их за живое, по содержанию – совершенно невинный. Многие родители просят своих близнецов прощать обиды, если намерение их уязвить не было совершенно очевидным.
  • Выражайте свое отношение. Если обе предыдущие стратегии не срабатывают, резкий ответ поможет держать любопытных на расстоянии. К несчастью, некоторые дети могут выбрать ваших близнецов мишенью для шуток. Поэтому, если они «отбрили» навязчивого сверстника, и это сработало, пусть будет так. Дети не хотят выглядеть глупо друг перед другом, и такой способ поведения, в конце концов, даст положительные результаты. Сегодняшний зануда может завтра стать хорошим другом.

Развитие речи у близнецов

У 40% близнецов наблюдается характерная проблема, непонимание которой родителями и учителями может отрицательно сказаться на успешности обучения этих детей в школе.

    В детстве однояйцовые близнецы Грэйси и Джинни Кеннеди придумали друг другу имена: Потто и Кабенго. Все вещи в доме они называли словами своего языка. Они отлично понимали друг друга. Конечно, никто другой не мог понять, что они говорят: окружающим казалось, будто они с другой планеты. Со взрослыми они говорили по-английски или по-немецки (на языке бабушки) и помогали себе знаками и мимикой. Они протестовали против попыток взрослых выучить их язык.
    Разговоры этих близнецов изучили эксперты-лингвисты. Они обнаружили, что их язык представляет собой смесь слов английского и немецкого языка, а также слов, придуманных ими самостоятельно. Было обнаружено, что такой язык существует у многих близнецов.

Каковы возможные причины этого явления, которое зачастую приводит к задержкам развития речи у близнецов?

Известно, что основную роль в речевом развитии ребенка играет его общение со взрослыми. Между тем родители близнецов обычно не могут позволить себе длительные беседы с каждым ребенком с глазу на глаз. Мать, которой нужно сменить две пеленки, едва ли станет засиживаться с одним ребенком и болтать с ним, в то время как другой криками пытается привлечь ее внимание. А когда ребенок подрастает, вечно занятому родителю не хватает времени, чтобы исправлять его грамматику и произношение.

Все дети, когда учатся говорить, подражают нескольким моделям, например, няне, старшим детям, сверстникам, родственникам. Близнецы, поскольку проводят вместе больше времени, в основном подражают друг другу, что еще больше усиливает искажения, и без того присущие детской речи. В результате многие слова становятся непонятными для окружающих – это и есть «тайный язык», или так называемая автономная речь близнецов. Частое явление в речи маленьких близнецов – опускание окончаний определенных слов. Считается, что такой сокращенный язык нужен близнецам, чтобы быстрее изложить свои мысли, поскольку в семьях с несколькими детьми обостряется конкуренция за право быть услышанным и понятым родителями.

Поэтому нет ничего странного в том, что у близнецов, особенно если у них очень тесные отношения друг с другом, обнаруживаются некоторые задержки речевого развития. В среднем такие задержки чаще встречаются у близнецов, чем у одиночно рожденных детей, но это ни в коем случае не должно считаться показателем умственной отсталости или предвестником трудностей в обучении. Тем не менее, чтобы успешно выйти из домашней обстановки в более широкое социальное окружение, близнецам нужно развивать соответствующие речевые навыки. Кратчайший путь к достижению этой цели – подражание правильной речи родителей.

Рассмотрим несколько практических приемов, с помощью которых можно поддержать и ускорить речевое развитие ваших близнецов:

  • Старайтесь находить время для разговоров с каждым близнецом по отдельности. Это особенно важно, если вы замечаете у одного из близнецов склонность отвечать сразу за обоих. Такое общение с глазу на глаз дает возможность более молчаливому ребенку научиться говорить самому за себя.
  • При разговоре с каждым ребенком давайте ему пример правильной речи.
  • Читайте близнецам вслух и побуждайте их к совместному придумыванию рассказов. Это развивает интерес детей к словам, что приводит к увеличению их словарного запаса и совершенствованию навыков речевого общения. Побуждайте близнецов участвовать в сочинении рассказов. Начните с простой фразы «Однажды жили-были...» и предложите каждому близнецу по очереди продолжать рассказ с того момента, где остановился предыдущий.
  • Отучайте детей от привычки перебивать собеседника или привлекать к себе внимание криком. В семьях с несколькими детьми идет постоянная борьба за внимание родителей. В семьях близнецов такая конкуренция временами обостряется, и ее участники даже не успевают понять, что происходит. В тех случаях, когда один из близнецов повышает голос, перебивает или навязчиво стремится привлечь к себе внимание, постарайтесь установить некоторые основные правила и последовательно контролируйте их выполнение.
  • Давайте каждому близнецу возможность самостоятельно общаться с другими детьми. Позволяя своим малышам общаться со сверстниками, вы помогаете им развить навыки речи, что в свою очередь положительно влияет на чтение и письмо. К восьми годам большинство близнецов уже достаточно входят в общество, чтобы отказаться от «тайного языка», существовавшего между ними. К началу обучения в средней школе у близнецов должно иметься достаточно возможностей для общения независимо друг от друга. Это особенно важно для разнополой пары, где девочка может превосходить брата в развитии социальных и речевых навыков.
  • Учитывайте индивидуальность каждого ребенка. Хотя в каждом близнеце очень важно видеть уникальную личность, часто бывает трудно избежать сравнений, особенно в том, что касается их речевых особенностей. Запомните, что у каждого близнеца свой темп развития. Старайтесь не «наклеивать» на них ярлыки: это «молчун», это наша «болтушка».

Возможные проблемы физического развития близнецов

И среди одиночно рожденных детей, и среди близнецов встречается небольшое количество детей с нарушениями либо физического, либо умственного, либо обоих видов развития. Причем частота подобных нарушений у близнецов несколько выше. И это не удивительно. Известно, что у недоношенных детей выше риск появиться на свет не совсем здоровыми. К нарушениям могут также приводить некоторые особенности развития, характерные именно для близнецов (например, синдром «переливания крови» между плодами в утробе матери). Кроме того, у «младших» близнецов выше риск появления нарушений центральной нервной системы из-за того, что во время родов они испытывают недостаток кислорода.

Проблемы развития у близнецов обычно обнаруживаются быстрее, чем у одиночнорожденного ребенка, потому что отставание одного из детей от соблизнеца рано обращает на себя внимание взрослых. Такая ранняя диагностика позволяет принять своевременные меры и назначить лечение.

    Ирина – мать однояйцовых тройняшек. Все они росли одинаково милыми и общительными детьми, и ничто не вызывало у нее беспокойства, пока она не заметила между Ваней и двумя другими мальчиками существенное отличие. Два мальчика в 8 месяцев прекрасно умели сидеть и ползать, а Ваня практически не умел держать спину в положении сидя и только начал передвигаться по полу. Сравнив его с братьями, Ирина поняла, что ноги ему плохо подчиняются. Это были первые признаки детского церебрального паралича.
    Маргарита оказалась более внимательной матерью и с самого начала заметила, что Боря слишком много спит и не умеет концентрировать внимание. Она не могла заставить его задержать взгляд на своем лице даже на несколько секунд. В дальнейшем у Бори обнаружилось нарушение нервной системы, приводящее к задержке развития.

Наследственные заболевания, такие как фиброз мочевого пузыря и генетические нарушения (синдром Дауна), встречаются у близнецов не чаще, чем у одиночнорожденных детей. Разнояйцовые близнецы, как и обычные братья и сестры, редко болеют вместе. Даже инфекции во время беременности (например, краснуха) или препараты, нарушающие развитие плода (талидомид) могут повредить одному ребенку, но пощадить второго. Однояйцовые близнецы также редко страдают от одной и той же болезни, если только она не передается по наследству (например, болезнь Дауна может наблюдаться только у одного из близнецов). По-видимому, это объясняется тем, что данное генетическое нарушение развивается уже после расщепления яйцеклетки.

Родители больного ребенка неизбежно испытывают бурю смешанных эмоций, из которых не последнее – это чувство утраты здорового малыша. Для родителей близнецов к этому добавляется еще одна специфическая утрата – утрата «близнецовости». Многие мамы и папы испытывают гордость от того, что у них родились близнецы, и наслаждаются вниманием окружающих. Поэтому часто родители избегают афишировать, что их дети, настолько разные по своему физическому и умственному развитию, на самом деле – близнецы. Вместе с тем, им трудно перестать относиться к детям как к паре и отказаться от образа себя как родителей близнецов.

    Аня и Анжела – четвертый и пятый ребенок в семье. Аня родилась без осложнений, а вот Анжела никак не могла пройти по родовым путям, и после часа надавливаний на живот матери было сделано кесарево сечение. За это время в мозге Анжелы произошли необратимые изменения из-за недостатка кислорода. Свой первый самостоятельный вдох она сделала только через полчаса после появления на свет.
    В 6 лет сестры представляли собой очень странную пару. Анжела была миловидной крохой, прикованной к инвалидной коляске. Она не могла даже сидеть самостоятельно. Она улыбалась и производила какие-то звуки, но не могла произнести ни одного членораздельного слова и плохо понимала обращенную к ней речь. По своему физическому и умственному развитию она осталась на уровне младенца. Ее сопровождала здоровая сестра Аня, в точно такой же одежде.

В еще одном случае впечатлительная мать чуть было не отказалась от лечения дочери из-за желания сохранить внешнее сходство близнецов.

    Катя и Лиза – трехлетние однояйцовые близнецы. «Младшая» Лиза в результате осложненных родов страдает церебральным параличом в легкой форме. Физиотерапевт предложил изготовить для нее ножной протез, чтобы она могла нормально передвигаться. Сначала мать отказалась, поскольку это означало, что какое-то время близнецы не смогут носить одинаковую одежду. Однако вскоре она переменила свое решение.

Перед некоторыми родителями встает проблема – как правильно хвалить и поощрять своих близнецов.

    Жора – умненький трехлетний мальчик, страдающий церебральным параличом. Многие месяцы он старательно учился ползать. Наконец ему удалось встать на колени и неуверенно проползти через всю комнату. Родители выразили свой восторг и не скупились на похвалу. Сева, его брат-близнец, не мог понять причину происходящего. Ведь в свои три года он хорошо ходил, а ползать ему и в голову не приходило. И он, конечно же, не помнил, чтобы его так хвалили за похожие достижения. Теперь он стал пытаться ползаньем привлечь к себе внимание родителей, но его почему-то игнорировали.

Братья и сестры детей-инвалидов во время стрессов могут как бы возвращаться назад в развитии, уподобляясь близнецу.

Для большинства детей тяжело иметь физически или умственно неполноценного брата или сестру. Это влечет за собой неизбежные изменения в жизни семьи: уход за больным ребенком требует времени, а это значит, что мама и папа уделяют здоровым детям меньше внимания.

Здорового близнеца эти проблемы затрагивают даже в большей степени, если ему постоянно напоминают, что он и больной ребенок являются членами одной близнецовой пары. Он может переживать иррациональное чувство вины за то, что несчастье обошло его стороной, что его здоровье досталось ему ценой болезни соблизнеца. Поэтому здоровый ребенок часто пытается «искупить свою вину» перед соблизнецом и берет на себя значительную часть ухода за ним.

    Миша и Петя – однояйцовые близнецы. Родители не могли нарадоваться на своих здоровеньких малышей, и только мама умела различать их. В 9 месяцев оба ребенка перенесли гастроэнтерит. После выздоровления выяснилось, что для Пети заболевание не прошло бесследно. Он больше не мог самостоятельно сидеть, а от прежнего смеха и лепета осталась только редкая неохотная улыбка.
    Со временем различия между близнецами еще увеличились. В 18 месяцев Миша уже бегал, а Петя только учился ползать. В 3 года Миша говорил полными предложениями, а Петя произносил лишь несколько слов. В 6 лет, если бы не одинаковая одежда, никто бы и не подумал, что они близнецы. Петя был намного ниже ростом и заметно отставал от брата в умственном развитии.
    Когда близнецам исполнилось 13 лет, их мама начала тревожиться, и поводом для беспокойства, как ни странно, стал здоровый сын. Миша очень хорошо учился, ему легко давались все предметы; он хотел стать врачом, когда вырастет. Он был спокойным и старательным ребенком, учителя были о нем прекрасного мнения. Настораживал только его отказ от участия во всех внеклассных мероприятиях. Несмотря на уговоры родителей, он отказывался ходить в походы. Он любил спорт, но никогда не оставался после уроков поиграть во дворе с одноклассниками. Вместо этого Миша спешил домой – провести свободное время с Петей. Возможно, для него это был единственный способ облегчить свое чувство вины перед братом.

Еще одна частая причина нарушений в социальной жизни здорового ребенка – это опасение, что друзья увидят его с соблизнецом и не захотят приходить в гости. Эта проблема возникает реже, если близнецы не подчеркивают свою «близнецовость».

Ухаживать за ребенком-инвалидом труднее даже в младенчестве: он отказывается от груди, медленно сосет, может страдать припадками. Поэтому матери приходится полностью сосредотачиваться на нем, а уход за здоровым близнецом поручать чуть ли не первому встречному. Часто друзья семьи, понимая эту ситуацию, предлагают свою помощь в уходе именно за больным малышом. Идеальной ситуацией для родителей было бы оставить больного близнеца на несколько часов надежному человеку, а самим сходить куда-нибудь со здоровым ребенком.

Ребенку-инвалиду часто требуется помощь врачей, поэтому логопед, физиотерапевт и другие специалисты становятся своего рода «друзьями семьи». Частые визиты в поликлинику означают, что одному ребенку уделяется особое внимание, а другому приходится идти следом за матерью, чтобы ей не мешать, или оставаться дома с няней. Поэтому здоровый ребенок часто ощущает, что его не замечают. Некоторые дети начинают бороться за внимание родителей негативными способами, создавая им множество проблем, а другие пытаются обрести чувство безопасности за счет того, что не отходят от матери ни на шаг и отказываются разговаривать с кем-то еще.

Временами даже самый понимающий ребенок чувствует зависть и неприятие того внимания, которым окружают его больного соблизнеца, которому, к тому же, делают множество послаблений, например, освобождают от работы по дому. Здоровый ребенок может выражать свои эмоции разными путями – от открытой ревности и раздражения до более сложных поведенческих расстройств.

    У Кати была однояйцовая близняшка, которая страдала легкой формой церебрального паралича, признаки неблагополучия начали проявляться в 6 лет. Воспитатели заметили, что она стала необычно тихой и замкнутой. Она предпочитала отмалчиваться и сторонилась других детей. Ее поведение дома варьировало от открытой агрессии в адрес матери, когда она уклонялась от любого физического контакта, до требований приласкать ее и посадить на колени, часто в самый неподходящий момент.
    В семье было еще трое детей – младший и старший братья и Лиза, близняшка Кати. Их отец держал овощную палатку, а у матери, которая помогала ему в работе и присматривала за детьми, практически не было свободного времени. Как мать ни старалась, она не могла уделить всем четырем детям столько внимания, сколько ей хотелось бы. В этом смысле в более выгодном положении находились младший сын, который сидел дома, и Лиза, которая много бывала с мамой во время визитов к врачу и занятий лечебной гимнастикой.
    Катя же проводила время с мамой только раз в год – на диспансеризации в поликлинике. После этого они на целый вечер отправлялись по магазинам, заходили посидеть в кафе.
    Как можно помочь ребенку в такой ситуации? Матери было рекомендовано найти способ оставлять других детей дома на один вечер в неделю и ходить вместе с Катей в бассейн. Катя любила плавать, но больше всего она любила бывать с мамой. Для них двоих это был хороший способ расслабиться, установить физический контакт, а для матери – еще и сделать перерыв в работе.

Наличие в семье больного ребенка накладывает определенные ограничения на жизнь семьи в целом. Это касается многих видов активного отдыха – например, велотуризма. Если же у ребенка задержка умственного развития, в основном исключаются походы в музеи, театры, кино. Однако в этой ситуации есть свои плюсы для каждого из близнецов. Больной ребенок всегда имеет перед собой образец для подражания в лице своего соблизнеца, который побуждает его развиваться в физическом и социальном плане. А у здорового близнеца вырабатывается терпение и чуткость к нуждам другого человека.

Дети, выросшие в семье, один из членов которой умственно или физически неполноценен, в дальнейшем часто выбирают профессии, связанные с уходом и заботой о других людях. Родителям следует поддерживать ребенка в его склонностях, не обостряя вместе с тем его чувство вины перед соблизнецом.

Когда в семье больны оба ребенка, на плечи родителей ложится невероятная тяжесть. Они не только переживают двойную трагедию, но и вынуждены справляться с эмоциональной и физической нагрузкой, связанной с уходом за двумя детьми. Даже физическая нагрузка сама по себе может оказаться невыносимой. Всем семьям с детьми-инвалидами, особенно если это близнецы, необходима посторонняя помощь. Только в таких условиях мать может уделить необходимое внимание больным детям и найти время для здоровых.

Способы коррекции нарушений физического развития близнецов

Близнецы, родившиеся после 37 недель с нормальным весом, болеют не чаще, чем одиночнорожденные дети. Но у маловесных и недоношенных близнецов чаще, чем у одиночнорожденных детей, встречаются нарушения движения, которые на раннем этапе требуют коррекции с помощью гимнастики. Причиной этого является прежде всего недоношенность и в меньшей степени – нарушение питания в утробе матери. У маловесных и недоношенных детей незрелость мозга, недостаток питания и кислорода, кровоизлияния в мозг, а также стесненность движений в утробе матери могут приводить к нарушениям осанки. При ягодичном предлежании часто развиваются заболевания тазобедренного сустава, а при неправильном положении головы может возникнуть сокращение мышц шеи, так называемая кривошея.

Нарушения движения и задержки развития можно исправить тем успешнее, чем раньше они будут обнаружены. Чтобы как можно раньше выявить возможные нарушения, дети «группы риска» проходят обследования у педиатра.

Массаж для близнецов

Массаж прекрасно снимает у детей все тревоги и волнения, помогает расслабиться и оказывает на них позитивное воздействие, которое будет сказываться всю последующую жизнь. Все достоинства детского массажа с трудом поддаются перечислению, при этом он полезен как для близнецов, так и для их родителей. Малыши, получающие сеансы массажа, более спокойны, дольше спят и меньше плачут.

На недоношенных детей (которых много среди близнецов) массаж оказывает еще более значительное воздействие. Оказалось, что дети, которых массируют три раза в день, более внимательны, период бодрствования у них длиннее, они быстрее набирают вес и выписываются из роддома на 3-6 дней раньше, чем их сверстники, не получавшие сеансов массажа. В возрасте 8 и 9 месяцев эти дети по-прежнему превосходят своих сверстников ростом и весом, а также опережают их в развитии интеллекта и двигательной активности. Нервная система недоношенных детей, получающих сеансы массажа, созревает быстрее. Благодаря этому у них быстрее устанавливается правильный режим сна и бодрствования и они охотнее откликаются на присутствие взрослого.

Кроме того, массаж поможет родителям малышей-близнецов на некоторое время замедлить бешеный ритм своей жизни. Это замечательный способ для матери немного успокоиться и лучше узнать индивидуальность каждого ребенка. Когда делаешь малышу массаж, спешить нельзя, а ведь так часто матери близнецов бегут по жизни на всех парах. Он помогает сбросить темп и обратить внимание на такие мелочи жизни, которые очень важно не упускать из виду. Работающим матерям близнецов приходится еще тяжелее, поэтому массаж дает им возможность побыть наедине с каждым ребенком и укрепить контакт с ним. После длительного рабочего дня он помогает установить с ребенком контакт через прикосновение. Это избавляет мать от чувства вины за свое отсутствие. Массаж также развивает у родителей чувство уверенности в своей способности обращаться с детьми, особенно если они родились раньше срока. У отцов такая уверенность возникает не сразу.

Перед тем как начать массировать детей, поговорите с врачом о том, какие прикосновения к ним допустимы, особенно если малыши родились раньше срока. Если массаж им пока не показан, поинтересуйтесь, можно ли носить их в слинге – это также позволяет поддерживать с ними телесный контакт.

Если ваши малыши уже готовы к массажу, существуют техники, которые можно использовать даже до выписки из роддома. Для начала, одновременно проводите руками по голове и ножкам малышей. По мнению специалистов, это дает им ощущение того, что они все еще находятся в утробе матери. Кроме того, рекомендуется массировать пальцы ног, растирать кисти рук, сгибать и разгибать ручки и ножки и поглаживать малышам голову и лоб. Новорожденные дети могут выдержать не более 15 минут массажа, а затем наступает пресыщение.

После выписки включите массаж в обычный режим дня. Рекомендуется приурочить его ко времени купания или укладывания в постель. Можно попробовать после купания растереть близнецов детским кремом или маслом, надеть пижамы и уложить спать. Другое время, пригодное для массажа, – период бодрствования по утрам или вечерам. Только предварительно убедитесь, что малыши не голодны и не устали.

Массаж можно делать и детям, уже вышедшим из младенческого возраста.

Три способа успокоить животик малыша:

  • «Водяное колесо» . Сложите ладонь ковшиком и проведите краем ладони по животу ребенка от нижнего края ребер до резинки подгузника. Повторите 7-8 раз.
  • «Луна и Солнце» . Подушечками пальцев левой руки сделайте круг по часовой стрелке («солнце») по животу ребенка от нижнего края ребер до точки, находящейся в 3-5 см под пупком. Одновременно правой рукой, двигаясь по часовой стрелке от 10 до 4 часов на циферблате, опишите полумесяц. Повторите каждое движение 8 раз.
  • «I Love You» . Массируйте малышей подушечками пальцев. Чтобы написать I, проведите линию от нижнего края ребер вниз по левой ноге. Для Love нарисуйте на животе перевернутую L, двигаясь слева направо. Для You нарисуйте на животе перевернутую вверх ногами U, двигаясь слева направо. Повторите 4-5 раз.

Воспитание близнецов с особыми нуждами

Воспитание близнецов, даже физически здоровых, – нелегкая задача. И она еще более осложняется, если родителям приходится растить недоношенных близнецов или близнецов с особыми нуждами. Опыт родителей, которые успешно справляются с задачами воспитания близнецов с проблемами здоровья или поведения, подсказывает обратить внимание на следующие моменты.

Поиск поддержки и забота о себе

Признайтесь себе в том, что вы, возможно, опечалены фактом утраты вашими детьми нормальных возможностей. Эта печаль не покидает многих родителей всю жизнь: хотя они и говорят, что любят детей такими, какие они есть, но все же мечтают, чтобы они были нормальными. Чем раньше вы осознаете и проработаете чувства разочарования, отрицания, злости, вины и страха, тем легче вам будет действенно реагировать на потребности своих детей. Родители близнецов с особыми нуждами часто чувствуют себя одинокими: они не находят полного понимания ни у родителей здоровых близнецов, ни у семей детей-инвалидов. Многие родители по крупицам черпают поддержку у сочувствующих друзей и родственников, некоторые прибегают к помощи Интернет-ресурсов.

Родители часто пренебрегают заботой о себе и о здоровых детях, полностью посвящая себя детям с особыми нуждами. Это может привести к психологическому сгоранию, распаду брака и даже к отвержению проблемных детей. Ешьте и спите вдоволь. Побольше общайтесь с супругом, делайте перерывы на отдых, чтобы выйти из ситуации, находите время для хобби, уделяйте индивидуальное время каждому из здоровых детей. Научите друзей и родственников нянчить малышей. Это особенно важно в экстренных случаях (например, в случае госпитализации или неотложной поездки). Надежные помощники, которым можно доверить детей и работу по дому, незаменимы в семьях близнецов, и тем более помогают вам сохранить рассудок, если вы воспитываете детей с особыми нуждами. Родителям нужно разделить обязанности между собой, чтобы не доводить одного из супругов до негодования перегрузками. Принимайте любую помощь и точно указывайте окружающим, что именно они могут сделать для вас.

Депрессия чаще случается у родителей близнецов вообще, не говоря уж о тех случаях, когда кто-то из детей умер или является инвалидом. Чем больше у вас стрессов, каждодневных трудностей и проблем со здоровьем детей, тем больше риск депрессии. Если вы чувствуете, что проблемы, с которыми вам приходится справляться, слишком серьезны, обратитесь за помощью к специалисту, потому что эффективное излечение вашей депрессии позволит вам лучше заботиться о детях.

Воспитание

Если ваши дети родились на 2-3 месяца раньше срока, пройдет много времени, пока они начнут улыбаться, держать головку и ползать. Эти задержки в развитии, особенно в развитии общения со взрослым, разочаровывают многих родителей, особенно если дети требуют постоянного ухода, а родители практически не получают от них ответной реакции. Многие родители обнаруживают, что они больше привязались к одному из детей – к более слабому физически или к ребенку с особыми нуждами. Другим родителям, наоборот, проще любить более крепкого малыша. Постарайтесь осознать тот момент, когда один из детей становится любимчиком, и не навешивайте на близнецов ярлыки, вроде «сообразительный, отстающий, хромой» и т.д.

Некоторые родители недоношенных близнецов после родов, когда их шансы выжить еще не ясны, стараются не слишком привязываться к детям. Это нормальный защитный механизм, но он может осложнить развитие привязанности. Процесс развития привязанности, особенно к недоношенным детям, может занять несколько месяцев, но все равно родители постепенно начинают их любить.

Для родителей, оплакивающих утрату своим ребенком нормальных возможностей, чувство отвержения в его адрес, стремление всячески защитить более крепкого малыша, страх сломаться под грузом забот о двух детях-инвалидах, чувство вины перед детьми – нормальная реакция. Не требуйте от себя больше того, на что вы реально способны. Приспособление к особым нуждам детей – это медленный, постепенный процесс. Он может протекать тяжелее, если ребенок страдает умственной отсталостью, задержками развития речи или серьезными физическими нарушениями, требующими постоянного ухода. Но когда дети достигают школьного возраста, жизнь большинства родителей становится проще.

Воспитание недоношенных близнецов или близнецов с особыми нуждами – это сложное занятие, и вам всей семьей нужно установить приоритеты своей деятельности. У вас, скорее всего, не получится одновременно нянчить двух детей. Тем не менее, не теряйте из вида более крепкого малыша, в то время как ухаживаете за его слабым соблизнецом. Всем вашим детям нужна любовь и обогащенная домашняя среда, стимулирующая их развитие.

Относитесь к своим детям, не подчеркивая их отличия от прочих сверстников. Установите границы дозволенного и требуйте от них дисциплины, как и от любых здоровых детей. Если один из близнецов здоров, а второй – инвалид, не сдерживайте развитие первого, чтобы «они были больше похожи на близнецов». Старшие и младшие братья и сестры близнецов также нуждаются в вашей заботе и индивидуальном внимании. Убедитесь, что здоровые дети не перегружены уходом за малышами (купанием, одеванием, врачебными процедурами и т.д.). Они могут быть очень привязаны к ребенку с особыми нуждами и стремиться сделать для него все, что в их силах, но для них уделять время общению со сверстниками, переложив часть заботы о малышах на родителей. Найдите золотую середину.

Дни рождения недоношенных близнецов и близнецов с особыми нуждами, особенно если один из них умер до рождения или вскоре после, часто связаны с болезненными воспоминаниями. Некоторые родители даже по прошествии десятка лет предпочитают отмечать день рождения не тогда, когда близнецы реально родились, а, например, в тот день, когда оставшийся в живых близнец был выписан домой из больницы. Другие устраивают праздник через несколько месяцев после реального дня рождения, после того как их оставят ежегодно возвращающиеся грустные воспоминания. Пусть любые способы обойти тягостные воспоминания и полноценно отметить день рождения оставшихся в живых детей войдут в традицию, даже если члены семьи не понимают вашу проблему. Многие родители ценят, когда гости во время праздника поименно вспоминают умерших близнецов. Сами родители часто включают в процедуру празднования какую-то символ, например, ангела или бабочку на торте, минуту молчания, чтение стихотворения или молитвы.

Заступничество

Вы – лучший защитник своих детей. Настойчиво требуйте финансовой поддержки, информации, помощи от медицинских работников и понимания от школы. Вам придется сделать множество звонков и написать кучу писем, но упорство оправдывает себя. Определите фронт работ и выделите приоритетные направления. Организуйте свою деятельность: ведите список необходимых дел и календарь врачебных процедур.

Чем раньше дети с особыми нуждами начинают получать лечение, тем лучше для них. Если ваши чувства подсказывают, что у детей есть проблема, потребуйте проведения соответствующих тестов или анализов. Не позволяйте сбить себя с толку специалистам, цитирующим «мифы» о том, что близнецы всегда отстают в моторном развитии или в норме начинают говорить позже, чем одиночнорожденные. Если вы подозреваете наличие проблемы, обсудите ее с кем-то знающим.

В ситуации общения также заступайтесь за своих детей. Друзей и родственников приходится учить, как включать ваших детей в свою компанию. Расскажите им заранее о возможностях и трудностях своего ребенка и пригласите их пообщаться с ним, имея в виду, что ваш ребенок – это прежде всего личность, а его особые нужды – на втором месте. Дети с проблемами поведения быстро утомляются в шумных людных местах. При планировании выходов из дома руководствуйтесь здравым смыслом и будьте готовы покинуть продолжительные мероприятия, если ваши дети легко устают.

Обучение

Образование жизненно важно для ваших детей. Отделение здорового близнеца и близнеца с особыми нуждами друг от друга в школе и в детском саду может даться им тяжело. Лучше всего отложить или ограничить расставание, где это возможно, потому что отношения между близнецами помогают многим из них справляться с трудностями. Посещение ребенком его соблизнеца в другом классе позволяет детям убедиться, что, когда они в разлуке, каждый из них находится в хороших руках. Это также позволяет их одноклассникам увидеть и принять различия между близнецами.

Убедитесь, что в школе знают о том, что ваши дети – близнецы. Иногда учитель считает ребенка одиночно рожденным, если его соблизнец умер или учится в другой школе. Учителя и психологи, отвечающие за благополучие ребенка, должны иметь представление о психологических особенностях воспитания близнецов.

Выводы

Из книги "Физическое и психическое развитие близнецов"

Поделиться