Фуникулер или канатная дорога отличие. Что такое фуникулёр? Фуникулёры на территории бывшего ссср

Фуникулеры не только являются одним из самых впечатляющих видов транспорта в плане панорам, открывающихся из окон, но и позволяют организовать перевозку людей и грузов по самым крутым трассам. Мы расскажем о четырнадцати самых потрясающих подъемниках.

(Всего 13 фото)

Спонсор поста: http://www.fancy-stuff.ru/ : Интернет-магазин модных вещей Fancy-Stuff.Ru предлагает купить стильные и высококачественные аксессуары с доставкой по Санкт-Петербургу и Москве по приемлемым ценам. Шопинг с нами для любой модницы будет особо приятным и не разорительным!
Источник: venividi.ru

1. Фуникулеры «Даквесн» и «Мононгиела» (Питтсбург, США)

На рубеже XIX-ХХ веков поездки в районе Руст Белт в Питтсбурге осуществлялись по наклонным железным дорогам, которые в отсутствие безопасных обыкновенных дорог служили для перевозки грузов и жителей. Сегодня только два из легендарных фуникулеров Питтсбурга еще находятся в эксплуатации. Оба они восходят на вершину с южной стороны горы Вашингтон. Это суперкрутой 193-метровый «Мононгиела» (1870) - старейший фуникулер США, а также 242-метровый «Даквесн» (1877), который был восстановлен местными жителями посте закрытия в начале 1960 года. Оба они принадлежат городу Питтсбургу, но «Даквесн» находится под управлением некоммерческой организации. Оба фуникулера внесены в Национальный реестр исторических мест США. Сейчас эти транспортные средства привлекают довольно много туристов, особенно «Даквесн», который ведет к небольшому музею, сувенирной лавке и смотровой площадке на самой вершине горы Вашингтон. Большинство жителей Питтсбурга могут показать вам много способов полюбоваться «Стальным городом». Но чтобы увидеть его во всей красе, придется проехаться на старинном фуникулере со скоростью 10 километров в час, чтобы подняться на вершину горы Вашингтон. Даже акрофобы смогут это выдержать.

2. Фуникулер «Артиллерия» (Вальпараисо, Чили)

Те, кто бывал в красочном чилийском городе Вальпараисо, могут сказать, что без фуникулера вы не сможете добраться на смотровую площадку «Пасео 21-де-Майо». Этот сумасшедший богемный рай у моря - Всемирное наследие ЮНЕСКО с 2003 года. В городе много наклонных железных дорог, огибающих расположенные на крутых склонах кварталы. Несмотря на то что в Вальпараисо всего почти 30 фуникулеров (большинство из них появилось еще в 1890-х и в начале 1900-х), сейчас активно используется лишь небольшая часть этих знаменитых «асенсорес» (лифтов). Многие из них были объявлены национальным достоянием. Так какой же из них выбрать? Остановимся на фуникулере «Артиллерия» (1893). Он не самый старый (первыми были «Консепсьон» и «Кордильеры») и не самый длинный в городе (поездка туда и обратно длится всего лишь 80 секунд), тем не менее именно он стал самым лучшим местом для фотографий в Вальпараисо. Возможно, эту популярность ему обеспечивают ярко окрашенные деревянные вагоны или то, что с «Пасео 21-де-Майо» открывается самый лучший вид на город. К сожалению, создается впечатление, что «Артиллерия» уже скоро выйдет из строя, но кроме него есть и другие альтернативы.

3. «Полет ангелов» (Лос-Анджелес, США)

Яркий и вычурный центр Лос-Анджелеса не славится своими фуникулерами, здесь вы найдете только «Полет Ангелов» (1901) - последнюю наклонную железную дорогу города, в котором когда-то их было немало. Построенная на крутом, но коротком склоне, она соединяла улицы Хилл и Олив-стрит в Бункер-Хилл - центральном районе Лос-Анджелеса. В 1969 году, после 68 лет службы, 90-метровый фуникулер и два его вагона «Синай» и «Оливет» были демонтированы, чтобы освободить место для непрекращающейся реконструкции района. Почти 30 лет спустя, в 1996 году, о «Полете ангелов» наконец-то вспомнили и восстановили неподалеку от прежнего места. А потом начались проблемы: в 2001 году в результате аварии на фуникулере погиб человек, еще несколько были ранены. После расследования Национальный совет по безопасности транспорта установил, что причиной этому послужили сбои в новой системе перевозок. В 2010 году, когда «Синай» и «Оливет» восстановили и заменили неисправную систему, «Полет ангелов» возобновил работу. В 2011 году он был ненадолго выведен из эксплуатации для проведения восстановительных работ, а затем в сентябре 2013-го снова закрыт на неопределенный срок после того, как один из вагонов сошел с рельсов (на этот раз никто не погиб). Между тем Лос-Анджелес был вынужден снова восстановить подъемник, и остается только гадать, когда же культовая железная дорога снова поприветствует пассажиров. После последнего закрытия «Лос-Анджелес Таймс» опубликовал статью, в которой сообщил следующее: «Полет ангелов» - один из немногих оставшихся в стране фуникулеров, он является исторической достопримечательностью города. В 1901 году люди ездили вверх и вниз за копейки. Сегодня поездка длиной в одну минуту и четыре секунды стоит все так же дешево - 50 центов. Пока это безопасно, давайте продолжать ездить».

4. «Кармелит» (Хайфа, Израиль)

Хотя большинство фуникулеров из нашего списка открывает уникальные виды, которые можно наблюдать, поднимаясь по склону горы, в случае с «Кармелитом» все по-другому. Эта полностью скрытая под землей наклонная железная дорога заслужила почетное звание самого маленького метро в мире. «Кармелит» - единственный подземный транспорт в Израиле. Тоннель, по которому идет движение, проложен в горе Кармель. Его строительство было начато в 1956 году, в 1959-м были приняты первые пассажиры. С 1986-го по 1992 год проводилась масштабная реконструкция, после которой фуникулер снова был открыт. На линии функционирует четыре вагона (по два на каждый поезд) и шесть станций. Верхняя станция «Ган А-Эм» находится на высоте 274 метра над уровнем моря. «Кикар-Париз» - нижняя станция, где расположены депо и ремонтные мастерские. Поездка по «Кармелиту» сверху вниз занимает около восьми минут.

5. «Флейбанен» (Берген, Норвегия)

850-метровый фуникулер «Флейбанен» перевозит посетителей к вершине Флейен - одной из семи гор, окружающих норвежский город Берген. Многим хотелось бы, чтобы эта короткая (8 минут) поездка ввысь с тремя остановками по пути длилась вечно. Виды из панорамных окон двух вагонов (синего и красного) со стеклянными потолками просто не поддаются описанию. Если позволит погода и будет достаточно времени, обязательно арендуйте каноэ, чтобы поплавать вокруг Скумакердике («Канава сапожника»). Захватите в поход карту и прогуляйтесь по лесным дорожкам или перекусите традиционными норвежскими блюдами из морепродуктов в ресторане на высоте 300 метров над уровнем моря.

6. Элеватор Четвертой улицы (Дюбук, Айова, США)

Элеватор Четвертой улицы, также известный как «Фенелон Лифт», был построен потому, что один богатый парень очень хотел ездить на обеденный перерыв домой, но не мог каждый раз тратить целых 30 минут на поездку в повозке с лошадью, чтобы туда попасть. Дом Дж. К. Грейвса (банкира и бывшего сенатора) находился на вершине крутого обрыва, и с 1882 года он начал ездить туда и обратно в некоем подобии фуникулера. Хотя и плата за проезд с тех пор сильно возросла, фуникулер все еще работает. В 1978 году он был внесен в Национальный реестр исторических мест.

7. Центральный фуникулер (Неаполь, Италия)

Если вы планируете посетить третий по величине город Италии с холмистым ландшафтом, обязательно прокатитесь на Метрополитана-ди-Наполи и на одном из четырех знаменитых фуникулеров - «Кьяйя» (1889), «Монтесанто» (1891), «Центральный» (1928) и «Мерджеллина» (1931) - или на всех по очереди. Из-за хаотичного ландшафта города и постоянных заторов большинство жителей предпочитает ездить именно на Центральном фуникулере, который соединяет четыре важнейшие станции. Это самая оживленная и самая крупная (1219 метров) наклонная железная дорога. Поездка от площади Фуга на станции в Чичи Вомеро до Аугустео занимает чуть более 4 минут. Говоря о фуникулерах Неаполя, стоит упомянуть о прекратившем свое существование (угадайте почему) фуникулере Везувия, построенном в 1800 году.

8. «Джонстаун» (Джонстаун, Пенсильвания, США)

В полутора часах езды к востоку до аэропорта «Камбрия Каунти» вы найдете «самый крутой транспортный путь в мире». При общей длине 273 метра просторные канатные дороги системы ведут вверх по склону Иодер Хилл под невероятно крутым углом (70,9 градусов), достигая отметки более чем 487 метров. Во время крупных наводнений в 1936-м и 1977 годах путь был использован по своему прямому назначению - для эвакуации из города. В остальное время он очень популярен среди туристов - путешествие туда и обратно стоит $4.

9. «Лукаут Маунтин» (Чаттануга, Теннесси, США)

Названная «самой удивительной милей Америки», «Лукаут Маунтин» (1895) тянется чуть более километра от исторического района Чаттануги Сант-Элмо к вершине горы Лукаут. Те, кто боится высоты, могут зажмуривать глаза на протяжении всей 15-минутной поездки вверх и вниз, но это просто непростительно, учитывая живописный панорамный вид, который открывается из окон 42-местного вагона. Учитывая, что поездка туда и обратно стоит $15, этим техническим чудом пользуются только туристы. Особенно популярен фуникулер у посетителей, интересующихся американской Гражданской войной, которые стремятся попасть в Национальный парк «Чикамога-Чаттануга».

10. «Монмартр» (Париж, Франция)

108-метровый фуникулер «Монмартр» в 18-м округе Парижа является одним из самых узнаваемых фуникулеров мира и перевозит более 2 млн пассажиров в год. В 1991 году система стала полностью автоматической и начала привлекать посетителей своей суперсовременностью. Фуникулер «Монмартр» считается частью системы парижского метро и представляет собой альтернативу 300-ступенчатой лестнице, ведущей к католическому храму Сакре-Кер. Нынешний «Монмартр» больше не фуникулер в традиционном смысле, а наклонный лифт, учитывая, что он теперь действует самостоятельно, не используя наклонную технологию подъема с противовесами, как это делают классические фуникулеры. Вся поездка занимает 90 секунд.

11. «Низенбан» (Берн, Швейцария)

«Низенбан», фуникулер в Оберландском регионе швейцарских Альп, соединяет деревню Меленен с вершиной «Швейцарской пирамиды». Он не является ни самым старым фуникулером в Швейцарии (самый старый - открытый в 1879 году «Гисбах»), ни самым крутым (его максимальный угол наклона - 68 градусов, тогда как «Гельмербан» достигает 106), но именно «Низенбан» является самым длинным - 2,2 километра. Рядом с эти фуникулером построена самая длинная лестница в мире, которая состоит из 11 767 ступеней.

12. Трамвай-фуникулер (Гонконг)

Доставляя туристов на Пик Виктории (1364 метра), этот трамвай-фуникулер начинает путь с площадки рядом с парком «Гонконг». Он играет роль аттракциона для туристов, поездка на котором стоит около $5 в обе стороны. На конечной станции расположен торгово-развлекательный центр с множеством ресторанов со смотровыми площадками. Поездка до «Пика Тауэр» - самой вершины Пика Виктории - длится 15 минут, за которые фуникулер преодолевает расстояние в 3 километра под углом до 45 градусов.

13. Вуппертальская подвесная дорога (Дрезден, Германия)

Вуппертальская подвесная дорога длиной 1448 метров представляет собой трамвайную монорельсовую систему на эстакадах. Это одна из старейших монорельсовых дорог. Большая ее часть проходит над рекой Вуппер на высоте 12 метров, а поезд движется по ней с максимальной скоростью в 60 км/ч. В наше время вся система модернизирована, но туристам предлагают прокатиться на настоящем Кайзервагене - поезде, на котором перевозили императора в 1900 году. В Дрездене также есть и вторая канатная дорога, но уже наземная. Она ведет от площади Кёрнерплатц в квартал Вайсер Хирш. По пути длиной 547 метров фуникулер проходит через два тоннеля, а максимальный уклон этой дороги составляет всего лишь 29 градусов.

Жители некоторых городов мира могут похвастаться тем, что есть на их малой родине такая достопримечательность, как фуникулер. Это не просто транспортное средство. Его можно уверенно назвать аттракционом, в котором утилитарная функция подъема сочетается с развлечением.

Как устроен фуникулер?

Принципиальное устройство фуникулера характеризуется его названием (слово «фуникула» переводится как веревка с латыни и итальянского языка). Он состоит из тяговой системы и вагончиков, обычно движущихся по встречным направлениям. Такая схема позволяет уравновешивать нагрузку. Инженерное сооружение также включает в себя рельсы, редукторы, электроприводы и систему торможения, в том числе аварийную, приводящуюся в действие автоматически, если канат оборвется или возникнет иная внештатная ситуация. Конструкции фуникулеров разнообразны, в каждом из городов они строились по собственному проекту, с уникальной архитектурой станций и дизайном подвижного состава.

Возрожденный Одесский фуникулер

К примеру, в Одессе, рядом с Гигантской лестницей (позже переименованной в Потемкинскую), с 1902 года действовал фуникулер, первый в Российской империи. В 60-е годы XX века на его месте был смонтирован эскалатор, наподобие тех, что работают в метро. увеличилась, но излишне современный вид плохо сочетался с историческим обликом южного города. В конце концов современная «бегущая лестница» износилась, и теперь на прежнем месте вновь заработал фуникулер. Это сооружение пользуется заслуженным успехом у одесситов и гостей города, с него открывается чудесный вид на порт и гавань, к тому же он облегчает путь к Приморскому бульвару, ведь подъем по 192 ступеням для некоторых людей, особенно пожилых, дело утомительное.

Трамвай в Сан-Франциско - образец для фуникулера во Владивостоке

Фуникулер во Владивостоке задумывался как одна из мер по превращению этого замечательного приморского города в «советский Сан-Франциско». Во время визита в США, состоявшегося в 1959 году, Первый секретарь Н. С. Хрущев был впечатлен системой городского транспорта этого калифорнийского мегаполиса, не имеющей равной во всем мире. Как и Владивосток, Сан-Франциско расположен на местности со сложным рельефом, и совершать пешеходную прогулку по нему довольно тяжело, приходится то подниматься, то спускаться по крутым склонам. Обычному городскому транспорту некоторые из таких восхождений могли оказаться не под силу, и тогда было принято интересное решение. Все городские трамваи Сан-Франциско движутся по рельсам, между которыми проложен канат. Чтобы остановить вагон, вожатый должен разомкнуть соединительное устройство и нажать на тормоз, а движение начинается при выполнении обратных действий. Трудно даже точно определить, фуникулер это или трамвай, но работает эта система замечательно, а в качестве подвижного состава используются реставрированные старые вагоны без моторов, привезенные из разных стран, что придает любой поездке характер веселого приключения.

Фуникулер - достопримечательность «Владика»

Возможно, что сданный в эксплуатацию в 1962 году фуникулер во Владивостоке и уступает по масштабам и разветвленности американскому, но он тоже очень хорош. Единственный на Дальнем Востоке, он соединяет бухту с сопкой Орлиной по улице В. Сибирцева. По нему любят добираться до Высшего Технического училища студенты, туристы непременно посещают эту достопримечательность, а жители города преодолевают крутую горку, если им не хочется идти по лестнице «тысяча и одна ступенька» (на самом деле их 368, но это тоже много). Подъем на фуникулере на высоту 70 м длится полторы минуты, за это время он преодолевает 183 м пути. Таким образом, средний уклон превышает 22 градуса, что немало.

Фуникулеры в Праге - дорога для влюбленных

В отличие от современного и крайне полезного для местных фуникулера, в железная дорога на гору Петршин является исключительно развлекательным аттракционом, да и возраст у нее почтенный - она начала работать в 1891 году. Одновременно с ней был открыт еще один знаменитый фуникулер в Праге, на холме Летна. Маршрут движения романтичен и живописен. На его 510-метровой протяженности вагон преодолевает небольшой тоннель под стеной старой крепости, а на конечной остановке посетителей, кроме обзорной башни, ожидает скульптура, посвященная поцелую. Это излюбленное место свиданий молодых пражан.

Барселонские фуникулеры

«Тибидабо» - старейший фуникулер в Барселоне (а всего их три). Маршрут его ведет на вершину горы, в честь которой он назван, другая станция расположена на улице д-ра Андреу. На Тибидабо идет еще один канатный поезд - «Вайвидрера», который отправляется со станции Peude, но он намного меньше, вмещает только полсотни пассажиров. Высота подъема у обоих фуникулеров примерно одинакова, более 160 метров, но протяженность различна (1152 и 729 метров соответственно), из чего следует, что движение происходит при разной крутизне склона. Поэтому более пологий «Тибидабо», несмотря на почтенный возраст (он эксплуатируется с 1901 года), берет четыре сотни пассажиров, а его младший собрат Peude - в восемь раз меньше.

Фуникулер Монтуика - городской транспорт и аттракцион одновременно

Третий фуникулер - «Монтуика» - является частью муниципального транспорта Барселоны, он автоматический и скоростной. Его назначение - соединять местную со станцией метро «Параллель». Трасса очень красиво расположена, ее 758-метровый маршрут проходит между буйными зарослями и поднимает пассажиров на высоту 76 метров. Достойно подражания стремление городской администрации Барселоны к тому, чтобы достопримечательность приносила в казну как можно больше средств. Паломничеству туристов способствует развитая инфраструктура, насыщенная ресторанами, кафе и прочими развлекательными заведениями, которые создают все условия для наслаждения прекрасными видами, открывающимися с горы Монтуика. Построен фуникулер в Барселоне по случаю проходившей там в 1929 году всемирной выставки, но прекрасное техническое состояние позволило использовать его в качестве олимпийского объекта через шесть с лишним десятилетий.

Киевский фуникулер - идея и воплощение

Фуникулер в Киеве - один из символов города. Ему довелось пережить множество исторических потрясений. Революция, гражданская война, директория, махновщина, австрийская интервенция, украинская республика, разруха, Великая Отечественная и парочка «майданов» - вот лишь неполный список событий, через которые прошел Киевский канатный подъемник. А началась его жизнь в 1905 году, когда после двухлетнего строительства «Бельгийское акционерное общество» приняло его в эксплуатацию. Авторы проекта, русские инженеры Н. И. Барышников и Н. К. Пятницкий, планировали длину в четверть километра, но хозяин одного из домов в нижней части трассы отказался продавать свою недвижимость городским властям, и пришлось пересмотреть замысел, укоротив путь на полсотни аршин. Однако общая задача, а именно облегчение жизни киевлян, вынужденных подниматься с Подола по тропинкам и лестницам с сотнями ступеней, была решена. Трамвай по крутым киевским холмам пройти не мог. После Одессы Киев стал вторым городом в России, система благоустройства которого включала в себя такое электромеханическое чудо, как Михайловский подъем (так изначально назвали это техническое новшество).

Второе рождение Киевского фуникулера

Киевский фуникулер работал в первозданном виде до 1928 года, когда во время регламентных работ произошел срыв одного вагончика, который, покатившись по рельсам, разбил второй. При этом инциденте, к счастью, пострадавших не было, но сооружение потребовало серьезной реконструкции. Замене подверглись канатные линии и тормозная система. Кроме того, нижняя станция была наконец перенесена, а маршрут удлинен еще на 38 метров. Силовой агрегат, состоящий из двух электродвигателей постоянного тока швейцарского производства (по 65 л. с., 1903 года выпуска), а также шкив канатного привода прослужили до 1984 года.

В 1986 году была завершена третья капитальная реконструкция, которой за свою историю подвергся Киевский фуникулер. Это сооружение теперь поднимает вагон с сотней пассажиров на высоту 75 м со скоростью 2 м/с. Значительно возросла энерговооруженность, мощность установленного двигателя составляет 100 kW. Общая длина рельсового пути достигла 222 м. Вагончики отправляются каждые семь минут. Ежедневно примерно 15 тысяч пассажиров пользуются этим удобным видом передвижения.

Работы по совершенствованию фуникулера проводятся регулярно, они касаются повышения безопасности и улучшения информированности пассажиров. Большое внимание уделяется и эстетической стороне, ведь это сооружение давно стало частью исторического облика украинской столицы.

aslan wrote in June 28th, 2014

Уже более 100 лет киевляне и гости столицы активно пользуются фуникулером, который соединяет Подол с Верхним городом. Необычная и по-своему уникальная транспортная система позволяет быстро подняться или спуститься по крутой Владимирской горке. Казалось бы, что можно нового написать про такой известный и столько раз обсуждавшийся объект, как киевский фуникулер? Оказалось, что писать есть о чем.

Во-первых, как выяснилось, в разных источниках приводятся противоречивые данные о конструкции фуникулера, датах реконструкции и пр. Во-вторых, ни где не затрагивается его внутренее устройство. И, наконец, в-третьих, существует целый ряд малоизвестных, но очень интересных исторических фотографий. Поэтому, с вашего позволения, давайте еще раз поговорим про киевский фуникулер. Вопреки сложившейся традиции сначала будет пост о современном фуникулере, а затем о его истории.

1. Киевский фуникулер был открыт в 1905 г. (второй в Украине после одесского). В этом году этой необычной транспортной системе исполнилось уже 109 лет. Пожалуй, самый классический ракурс на трассу фуникулера:

2. Протяженность трассы - 222 м, уклон - 18-20°.

3. Время в пути в одну сторону занимает около 3 мин.

4. Разница высот между верхней и нижней станцией составляет 75 м.

5. Верхняя часть трассы фуникулера расположена на железобетонной эстакаде:

6. Кстати, рекордсменом по крутизне трассы является расположенная неподалеку от австралийского города Катумба горная дорога длиной 415 м (Katoomba Scenic Railway). Уклон ее трассы достигает 52°.

7. Киевский фуникулер использует маятниковую (наиболее распространенную) схему работы: два немоторных вагона жестко соединены канатом, перекинутым через шкив, который расположен на верхней станции. Перемещение одного из вагонов вниз приводит к симметричному перемещению другого вагона вверх, а вагоны разъезжаются в центральной точке трассы. В такой системе двигатель, приводящий в движение шкив, тратит энергию лишь на перемещение разницы веса двух по-разному наполненных пассажирами вагонов, а также на преодоление силы трения.

8. Канат, связывающий вагоны, уложен между опорными рельсами в специальную систему прямых и косых блоков, которые обеспечивают отклонение каната вдоль трассы:

9. Канат меняется каждые несколько лет. Его состояние периодически контролируется, проводится замер толщины и ряда других параметров.

10. Для разъезда вагонов используется стрелка Абта. Суть ее в том, что внешние рельсы трассы сплошные, а внутренние имеют разрывы для пропуска каната.

11. Каждый сплошной рельс с обеих сторон охвачен ребордами колес вагонов, причем каждый вагон обхватывает свой рельс и от этого зависит сторона движения на разъезде. Вторая половина колес вагонов без реборд, имеет широкую поверхность и просто катается по головкам рельс (см. картинку для пущей наглядности).

12. На каждом вагончике фуникулера имеется аварийный тормоз клиновидного типа, который обхватывает рельс словно плоскогубцами. Он автоматически срабатывает при развитии вагоном скорости более 9 км/ч или при нажатии волшебной педальки, которая находится под ногами у оператора в вагоне. С определенной периодичностью работу этого тормоза проверяют.

13. Для эффективной работы тормоза рельсы фуникулера имеют специальный профиль с широкой клиновидной боковой поверхностью головки. К этой поверхности и прижимается аварийный тормоз.

14. Ширина колеи фуникулера - 1200 мм (для сравнения: ширина железнодорожной колеи - 1520 мм).

15. Вагоны каждого фуникулера всегда проектируются индивидуально, т.к. крутизна трассы, ее протяженность, ширина рельс и габариты вагонов везде разные.

16. Вагоны киевского фуникулера подписаны буквами "Л" (левый) и "П" (правый) относительно верхней станции.

17. Через контактную сеть 600 В вагончики получают питание для освещения салона, отопления и компрессоров, которые нужны для работы дверей и аварийного тормоза. На уровне рельс можно заметить еще два провода: через них на вагоны подается ток напряжением 24 В, который обеспечивает работу управления и освещения кабины. Обратный ток как высоковольтной цепи, так и низковольтной уходит через рельсы.

18. Каждый вагон вмещает до 100 человек, из которых 30 - сидячие места. Вес одного вагона без пассажиров - около 10 тонн.

19. В вагончиках по старинке сидит оператор, который открывает и закрывает двери, подтверждает по радиосвязи готовность к отправлению, контролирует движение и в случае необходимости может привести в действие аварийный тормоз и эвакуировать пассажиров.

20.

21. Павильоны станций фуникулера давно уже прочно вписались в городской пейзаж.

22. Нынешний вид фуникулер обрел после реконструкции 1984 г. (архитектор Янош Виг, Валентин Ежов и др.).

23. Внутреннее оформление нижней станции. Декоративные арки из металлопрофиля чередуются с арками из витражного стекла:

24. На уровне платформ высадки-посадки свод павильона нижней станции поднимается вверх своеобразной лесенкой:

25. Если внешний вид и даже местоположение нижней станции за прошедшие сто лет неоднократно менялись, то формы верхней станции с момента открытия фуникулера принципиально не изменились.

26. На входе верхней станции имеется небольшая диорама, показывающая историю развития фуникулера и окружающей местности.

27. Павильон верхней станции:

28.

29. Витражи:

30. На верхней станции через круглое окошко за работой фуникулера присматривает машинист:

31. Рабочее место машиниста. Очень напоминает рабочее место машиниста подъема шахтной клети:)

32. В штатном режиме перемещением вагончиков фуникулера управляет автоматика. Нужно лишь запустить систему после получения подтверждения готовности обоих вагонов.

33. Номинальная скорость движения вагонов - 7,2 км/ч (2 м/с). Без сердечек вагоны не хотят двигаться:)

34. Прямо под рабочим местом машиниста находится помещение с тяговым приводом с основным тормозом. Спускаемся вниз и внезапно попадаем в комнату с двумя мотор-компрессорами. Ответ на мой вопрос "А зачем оно здесь?" нашелся в соседнем машзале.

35. Машзал. Наиболее заметная деталь этого помещения - шкив, через который переброшен канат, удерживающий вагончики. С обеих сторон шкив обхватывают огромные тормозные колодки. На переднем плане видно два тяговых двигателя мощностью 82 кВт, которые питаются от сети напряжением 440 В.

36. С противоположной стороны комнатки на шкив приходят обе части каната:

37. Тормозные колодки приводятся в действие с помощью пневматики (вот здесь и пригодились компрессоры). В обычном положении колодки с помощью грузов, которые вы видите на фото, прижимаются к шкиву и вагоны фуникулера находятся в заторможенном состоянии. При перемещении вагончиков в цилиндры поступает сжатый воздух и колодки разжимаются, отпуская шкив.

Видео, наглядно показывающее работу шкива. В конце срабатывают колодки, но их перемещение очень небольшое (буквально пару миллиметров) и на видео практически незаметное.

38. Фуникулер активно используется, как в качестве городского транспорта, так и в качестве туристического аттракциона. Ежесуточный пассажиропоток - 10-15 тыс. пассажиров. В выходные и праздничные дни на фуникулер часто выстраиваются длинные очереди.

39. Во время прошлогоднего рекордного снегопада фуникулер использовался в качестве горнолыжного подъемника для катания по Андреевскому спуску:)

40. В 2008 г. объявлялись тендеры на проведение капитальной реконструкции фуникулера и изготовление новых вагонов. Планировалось построить новую несущую эстакаду, заменить систему освещения, ограждение и вагоны, а также отремонтировать верхнюю и нижнюю станцию. Однако дальше объявления победителя тендера дело не пошло, т.к. помешал экономический кризис. Новая реконструкция должна стать четвертой в истории киевского фуникулера, но когда она случится, пока неизвестно.

P.S. Спасибо команде Стратегии развития Киева при КГГА за содействие в организации съемки и сотрудникам киевского фуникулера за экскурсию по служебным помещениям.

Взят у tov_tob в Киевский фуникулер

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите пишите мне - Аслан ([email protected] ) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта http://ikaketosdelano.ru

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс , где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!

Если смотреть старые фильмы о будущем, то там почти всегда показывают такси, автобусы и автомобили, которые ездят не по дороге, а летают в воздухе. И если подумать, то в действительности есть у нас такой вид транспорта и сейчас - это фуникулеры . И хотя новым и революционным это транспорт назвать нельзя, ведь первые прототипы появились ещё в 1854 год в Италии и Австрии, но, тем не менее, эти парящие в воздухе вагончики вызывают чувство благоговения. Но, со временем их главная функция немного поменялась, и вместо того чтобы доставлять своих пассажиров в место назначения, не смотря на сложные и непроходимые пути, фуникулер стал одной из незаменимых туристических фишек ХХI века.

Давайте сделаем себе виртуальную экскурсию лучшими фуникулерами мира и попытаемся узнать, что же такого интересного можно в них увидеть.

Венесуэла

Самая длинная канатная дорога в мире находится в Венесуэле, а не где-нибудь в Швейцарии и Америке, как можно было бы подумать. А открыт это фуникулер был вовсе недавно, летом 2014 года. Прокатиться на нем можно всего за 43 цента. Канатная дорога проходит на высоте от 3200 и до 4000 метров над уровнем моря! Время поездки составляет - 10 минут, а добраться таким способом можно из города Ла-пас до города Альто. Во время поездки можно хорошо рассмотреть эти городишки, усеянные разноцветными домами, которые с высоты птичьего полета напоминают мурашник. Также пассажирам удастся полюбоваться красивыми и величественными заснеженными пиками гор Ильмани .

Индия

Поспорить за титул самый высокий фуникулер в мире, может и индийский Гульмарг . Его вагончики везут туристов прямо на самый большой горнолыжный курорт в Гималаях. Действует канатная дорога с 1998 года, и может поднимать своих пассажиров на высоту до 3100 метров, хотя совсем недавно открыли вторую ее часть, что превзошла венесуэльский фуникулер высотой в 4114 м. Прокатится на этом фуникулерчике можно всего за $2,7, а красочных эмоций получить на миллионы, ведь мало где можно увидеть всю красоту Гималаев так близко и так отчетливо.

Китай

Именно здесь можно найти ещё одного лидера, что отличается длиной дороги (7,5 км) и продолжительностью поездки (40 минут).

Но, если судить говорить о панорамности, то здесь «Дорога в небеса » (как ее неофициально называют китайцы), бесспорный победитель. Ведь сам поездка на фуникулере проходит через Национальный парк Чжанцзяцзе , прямо над горами Тяньмэнь.

Свое романтическое название эта канатная дорога получила из-за того, что поднимаясь вверх, фуникулер время от времени исчезает в густом тумане и создается впечатление, будто он парит среди облаков.

Бразилия

Увидеть Рио и статую Христа Искупителя и залив во всей красе можно именно благодаря современному фуникулеру, который расположен на высоте приблизительно 400 м над уровнем моря. Но, не менее интересной является и другая канатная дорога в Рио, расположена в самых неблагополучных районах города (Алемао в том числе), где живут и разгуливают по улицам толпы бандитов и наркоманов, так что другим способом увидеть эти места не очень безопасно.

И, хотя пока этот транспорт служит больше, как средство передвижения, а не туристическая достопримечательность, прокатиться здесь стоит, ведь с высоты бразильские трущобы смотрятся весьма интересно. Кстати, цена проезда всего $0,5.

Израиль

Вид из окна фуникулера Масада, чем-то напоминает фотографии с Марса - желтая растрескавшаяся от жары земля и суровые скалы. Но, и в этом есть своя прелесть, особенно красиво все это смотрится на закате. Посмотреть и оценить все красоты можно с помощью фуникулера, который везет своих туристов прямо на вершину плато, где находится древняя крепость Масада . И хотя максимальная высота канатки - 257 метров, это не мешает полюбоваться бескрайней пустыней и оценить красоту Мертвого моря. Но, вот цена проезда в обе стороны составляет - $19, что по сравнению с другими фуникулерами немного дороговато.

Франция

Это, наверное, самая необычная канатная дорога в мире, ведь вагончики по форме - это огромные стеклянные шары, которые сами французы называют «пузырьками». Дорогу открыли ещё в 1934 году, но это был самый обычный фуникулер, служивший средством передвижения для горожан, но в 1976 году старые вагоны заменили на эти самые «пузырьки» и канатная дорога превратилась на знаменитую туристическую достопримечательность, которая дает возможность полюбоваться городом в весьма комфортных условиях.

Прокатится туда и назад можно за 6,8 евро.

Малайзия

Полетать над джунглями и посмотреть, как лазят по деревьям обезьянки можно в Малайзии, а именно в городе Гентинг . Это один из первых высокогорных курортов в Малайзии, где к тому же ещё и процветает азартный бизнес. Так что туристов здесь навалом. А для того, чтобы удивить и поразить их ещё больше с 1997 года, здесь работает канатная дорога , которая считается одной из самых быстрых в мире - скорость движения фуникулера составляет 6 метров за секунды, а цена поездки в обе стороны всего $3.

Украина

Есть фуникулеры и в Украине, они, конечно, не самые панорамные, или быстрые и высокие, но зато далеко ехать не надо. довольно знаменитый, а прокатиться на нем можно с Подола к Верхнему городу, чтобы полюбоваться старой частью города и видом на Днепр. Также прокатиться над городом можно и в Харькове. Харьковская канатная дорога была открыта в 1971 году и до сих пор остается не только туристическим развлечением, но и средством передвижения для горожан.

Может именно эта статья и вдохновит вас на поездку в одну из этих стран, где кроме прочих достопримечательностей, вы также покатаетесьи на фникулере, а потом поделитесь своими впечатлениями и фотографиями с нами.

Уважаемый читатель, если Вы не нашли интересующую Вас информацию на нашем сайте или в интернете, пишите нам на и мы обязательно напишем полезную информацию именно для Вас.

К нашей команде и:

1. получайте доступ к скидкам на аренду авто и отелей;

2. делитесь своим опытом в путешествиях, и мы заплатим Вам за это;

3. создайте свой блог или турагентство на нашем сайте;

4. получите бесплатное обучение по развитию собственного бизнеса;

5. получите возможность бесплатно путешествовать.

О том, как работает наш сайт, вы можете прочитать в статье

Канатная дорога над Москвой-рекой, строившаяся к чемпионату мира по футболу-2018, будет запущена уже этим летом. Дорога длиной 737 метров свяжет смотровую площадку на Воробьевых горах со спорткомплексом «Лужники». Вместо 20 минут, за которые раньше можно было преодолеть это расстояние на автомобиле, дорога займет не более пяти минут.

На маршруте расположены три станции: «Косыгина», «Воробьевская» и «Лужники». Кабинки будут следовать по двум маршрутам: большой круг (все три станции) и малый («Косыгина» - «Воробьевская»). По малому кругу запустят открытые кабины, для большого круга предусмотрены кабины на восемь человек. Там также можно будет перевезти детские коляски или велосипеды.

Стоимость проезда пока не утверждена, но, по предварительным данным, билет в обе стороны обойдется в 400-500 рублей. Спортсмены смогут приобрести абонементы. В будущем проезд там предполагается оплачивать картой «Тройка».

Максим Григорьев/ТАСС

Еще одну канатную дорогу планируется запустить между станциями метро «Сходненская» и «Речной вокзал». Она соединит два района, разделенные Химкинским водохранилищем и сократит время пассажиров в пути с 45 до семи минут. «Канатка» должна разгрузить Таганско-Краснопресненскую и Замоскворецкую линии, а также ряд маршрутов наземного транспорта.

Предполагается, что этим видом транспорта будут пользоваться около 19 тыс. человек в сутки. Дорогу интегрируют в систему общественного городского транспорта, так что оплатить проезд можно будет картой «Тройка».

Транспортный объект предполагается построить на принципах государственно-частного партнерства, примерный объем инвестиций оценивается в 4 млрд рублей. После окончания строительства канатная дорога будет принадлежать Москве, но инвестор сможет эксплуатировать ее в течение 22 лет.

А вот в Нижнем Новгороде проблемы с транспортом подтолкнули власти к строительству пассажирской канатной дороги еще в 2010 году. Жителям города Бора, расположенного на левом берегу Волги, приходилось тратить на дорогу до Нижнего Новгорода несколько часов. Сделать это можно было по единственному мосту через Волгу, на котором каждый день выстраивались многокилометровые пробки.


Алексей Филиппов/РИА «Новости»

Запуск канатной дороги состоялся в 2012 году. Это самая длинная в Европе канатная переправа над водой: ее протяженность составляет 861 метр, что является официальным рекордом России. Вагончики пересекают Волгу за 12 минут, каждая кабинка рассчитана на восемь мест, в среднем за день «канаткой» пользуются около пяти тыс. человек.

Стоимость разового билета составляет 100 рублей, есть также абонементы, рассчитанные на 10-48 поездок, для студентов действуют льготы.

Важной частью города стала и канатная дорога в Светлогорске. С помощью нее можно подняться с песчаного пляжа на холмы с основной городской инфраструктурой - перепад высот в городе составляет 40 м. Путь длиной 175 м в одну сторону «канатка» преодолевает за пять минут.

Игорь Зарембо/РИА «Новости»

С 2010 года светлогорская канатная дорога была закрыта на ремонт и открылась только спустя пять лет. Сейчас обновленная дорога, состоящая из 20 двухместных закрытых кабинок, исправно работает каждый летний сезон — с апреля по октябрь. Стоимость проезда составляет 25 рублей в одну сторону.

Франция

Единственный в Париже фуникулер представляет собой наклонный лифт из двух кабин, которые вмещают до 60 человек одновременно. Он отправляется с улицы Кардинала Дюбуа и заканчивает движение между площадями Сан-Пьер и Сюзанны Валадон. С его помощью можно добраться до самой высокой точки Парижа — Монмартра. Протяженность маршрута всего 108 метров, время в пути — не более двух минут.


Depositphotos

Фуникулер находится в подчинении у парижского метрополитена, поэтому стоимость проезда на нем равняется стоимости одного билета на метро - 1,7 евро. Каждый год им пользуются почти 2 млн человек.

Грузия

В Тбилиси работают две канатные дороги: парк Рике — крепость Нарикала и парк Ваке — Черепашье озеро. Протяженность первой, запущенной в 2012 году, составляет 600 метров. До смотровой площадки на самой вершине канатной дороги туристы могут добраться всего за две минуты.

Вся система состоит из семи стеклянных кабинок с форточками, вместительностью по восемь человек каждая. Стоимость проезда составляет 2,5 лари (63 рубля) в одну сторону. Для студентов и пенсионеров действуют скидки.

Деньги за проезд на канатной дороге списываются только с карточки Metromoney — универсального проездного, действующего практически во всем общественном транспорте города. Карточку можно купить на любой из станций метро за два лари (50 рублей).

Кристина Богачева/«Газета.Ru»

Канатная дорога «Черепашье озеро» была недавно отремонтирована и открылась в конце прошлого года. Это самая длинная канатная дорога в Тбилиси - время в пути занимает шесть-семь минут. Проезд стоит один лари (25 рублей) с человека в одну сторону по карте Metromoney.

Отдельной достопримечательностью считается тбилисский фуникулер. Он имеет три станции: нижнюю, среднюю (Пантеон) и верхнюю (Мтацминда). Все расстояние с учетом остановки на промежуточной станции фуникулер преодолевает за пять минут. Стоимость билета составляет два лари (50 рублей) в одну сторону с человека до 00:00, после полуночи цена повышается до трех лари (75 рублей).

Для проезда на фуникулере в кассе на нижней станции необходимо приобрести специальную пластиковую карту за дополнительные два лари и уже на нее класть наличные. В отличие от Metromoney, эту карту нельзя сдать обратно.

Португалия

Конечно, без городских подъемников нельзя обойтись и в Португалии, славящейся городами с холмистыми рельефами. Так, в столице страны эта особенность ландшафта постоянно вызывала трудности при перемещении местных жителей и туристов по районам, например, от нижнего округа Байша до верхнего Карму. Даже рядом расположенные улицы в Лиссабоне могут быть соединены крутыми лестницами, пройти по которым способны только горожане с хорошей физической подготовкой. Для удобства жителей и облегчения передвижения по Лиссабону там действует целых четыре фуникулера и канатная дорога.


Depositphotos

Канатная дорога Лиссабона расположена в Парке Наций, вдоль реки Тежу. Первая ее остановка расположена около океанариума, вторая — возле башни . Протяженность канатной дороги - 1,23 км, продолжительность поездки в одну сторону - восемь минут. Стоимость поездки в одну сторону обойдется в 3,95 евро, в обе — 5,90. Причем по всей Португалии билеты на канатные дороги и фуникулеры приобретаются отдельно, воспользоваться единым проездным не получится.

Цены на фуникулеры также составляют в среднем 4 евро. Два из них — Бика и Лавра — являются национальными памятниками, а фуникулер Санта-Жушта представляет собой единственный во всем городе вертикальный лифт.

Из-за холмистой местности Порту как будто расположен на двух ярусах, поэтому канатная дорога Teleferico de Gaia служит средством для перемещения людей с одного яруса на другой. Кабина в течение пяти минут следует над исторической частью города Вила-Нова-ди-Гайя. Конечная остановка — набережная Каиш-ди-Гайя. Билет для взрослого в обе стороны — 8 евро, для ребенка — 4 евро.


Depositphotos

Горная местность португальского острова Мадейра делает наличие канатной дороги скорее необходимостью, чем развлечением. Там фуникулер был открыт в 2005 году, он состоит из 40 закрытых кабин по восемь мест в каждой. Время в пути — 15 минут. Билет в одну сторону стоит 10 евро, в обе — 15 евро. Для детей есть льготные билеты, которые можно приобрести за полцены.

Италия

Канатная дорога в Неаполе позволяет всем желающим за восемь минут подняться с берега моря на вершину горы Фаито. Высота подъема — один километр. Нижняя станция канатной дороги находится в коммуне Castellammare di Stabia на высоте девяти метров над уровнем моря, конечная — на вершине горы Монте Фаито на высоте почти 1,1 км.


Depositphotos

Историческая канатная дорога Монте Фаито впервые открылась в 1952 году и с перебоями работала вплоть до 1990 года. В 2012 году канатная дорога была закрыта из-за недостатка в финансирования, однако в мае 2016 года все-таки возобновила работу.

Чехия

Самый старый фуникулер в мире находится в Праге. Он стартует неподалеку от остановки трамвая «Уезд», является частью городского транспортного сообщения по маршруту Уезд — Небозизек — Петршин, на самом верху которого находится так называемая Голодная стена.

Две кабинки фуникулера на трассе длиной в 510 м преодолевают высоту 130 метров за четыре минуты. Открывшись в 1891 году, транспортная линия сначала работала на силе перевеса груза (воды), в 1932 году она была электрифицирована.


Depositphotos

Фуникулер относится к категории городского общественного транспорта, соответственно, там действуют стандартные проездные билеты, которые стоят — в переводе на российские деньги — 90 рублей за долгосрочный тариф и 67 рублей за кратковременный.

Два больших жилых района отрезаны Химкинским водохранилищем друг от друга, и удобных способов перебраться через него просто нет. А канатная дорога позволит людям даже просто ездить за покупками на другой берег, чего они раньше себе позволить не могли».

«В такой модификации, в которой будут сделаны канатные дороги в Москве, это все-таки больше аттракцион, — считает ведущий научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов . — На Воробьевых горах «канатка» даже не подходит к зданию и кончается на смотровой площадке. С другой стороны, ее можно было бы технически продлить до станции МЦК, но этого не сделали. Сейчас эта дорога будет связывать между собой чисто прогулочные объекты. Кроме людей, которые гуляют там в выходные дни, это никому не интересно».

Во всем мире канатные дороги все-таки представляют собой больше вспомогательный транспорт — либо там, где большой перепад высот, либо там, где необходимо преодолевать какие-то водные преграды. Провозная возможность у них все равно небольшая, уверен эксперт центра Probok.net : «она сравнима разве что с одним рейсом маршрутного такси».

При этом Трофименко считает, что у государства нет цели окупить канатные дороги при помощи продажи билетов — они делаются скорее как объект туристической инфраструктуры. «Вообще канатные дороги должны быть дешевле в эксплуатации, чем традиционный общественный транспорт», — считает он.

«Насколько я себе представляю концепцию канатных дорог, это совсем не массовый вид транспорта. Как правило, это больше туристические маршруты. Те канатные дороги, что откроются в Москве, возможно, перетянут на себя часть пассажиропотока, но никакой глобальной смысловой нагрузки не понесут. По крайне мере в масштабах мегаполиса», — отмечает старший научный сотрудник Центра экономики транспорта НИУ ВШЭ Екатерина Решетова.

Поделиться