Биография. Исследовательская работа "роль и значение ахметзаки валиди в борьбе за автономию башкортостана" Заки валиди кто он на самом деле

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

Кафедра истории и культуры

контрольная работа

По дисциплине «История культуры Башкортостана»

по теме: Ахметзаки Валиди Туган (1890-1970)-всемирно известный учёный востоковед и крупный общественный деятель.

Выполнил:

студент заочного факультета группы ЭЗК-13

Проверил:

I. Введение……………………………………………………………………..…3

    Жизнь и творчество А.Валиди до революции 1917 года…………………5

    Общественно- политическая деятельность А.Валиди 1917-1922 годы.(1923-1970)…………………………………………………………….6

    Роль и значение А. Валиди в борьбе за автономию Башкортостана……………………………………………………………...10

    А.З Валиди учёный - востоковед с мировым именем………………………………………………………………............11

    Научное и публицистическое наследие Ахметзаки Валиди Тугана........16

II. Заключение………………………………………………………….….…….18

III. Список литература…………………………………………………..............19

Введение

Судьба народа иногда находит наиболее яркое проявление в судьбе его выдающихся представителей. Примером этому может служить жизненный путь двух наиболее значительных представителей башкирского народа Салавата Юлаева и Заки Валидова. Оба после самоотверженной борьбы за свободу, подняв на неё весь свой народ, большую часть жизни провели на чужбине, Один - в царской каторжной тюрьме в Эстонии, другой – в эмиграции в Германии и Турции.

Казанский шакирд и мугаллим, деятель Думы и первый "президент" Башкортостана, басмач и ученый мирового класса - эти определения относятся к одному человеку и определяют основные этапы жизни З.Валиди - одной из самых примечательных фигур в национальном движении первой половины ХХ века, и не только в России.

(Псевдоним Туган идет от имени его прадеда Иштугана) долгое время, вплоть до 1990 г., находилось под запретом в Башкортостане. Уже со второй половины 20-х годов он стал субъектом устрашения, ярлыком буржуазного националиста, пантюркиста. Его именем клеймили десятки тысяч людей, подвергали репрессиям, пыткам, расстреливали, травили. почти все лучшие представители интеллигенции Башкортостана, подвергшиеся репрессиям, ушли из жизни с ярлыком "валидовец". Лишь в конце 1990г., в связи со 100-летием со дня рождения А.Валидова, на страницах республиканских газет и журналов начали появляться статьи о нем. Сейчас Заки Валиди нам известен как историк-краевед, педагог и член IV Государственной думы, организатор первой в составе РСФСР автономной республики - БАССР и участник вооруженного сопротивления. С 1923г. - эмигрант, заведующий кафедрой всеобщей истории тюрков Стамбульского университета, великий ученый, прославившийся на весь мир своими трудами (около 400 научных работ) во многих отраслях востоковедения, истории, этнографии и культуры тюркских народов ·и исламоведения.

При освещении темы общественно-политическую и научно- педагогическую деятельность А.Валидова следует разделить на три периода. Первый период - до конца 1916г., начальный этап научно-педагогической работы, становление его как ученого-историка. Второй период - 1917-1922г. - период бурной общественно-политической деятельности, он лидер башкирского национального движения, один из основателей первой в составе Российского государства автономной республики. Третий период, начиная с 1923г. и до конца жизни в 1970 - годы эмиграции, период формирования как ученого-востоковеда с мировым именем.

1. Жизнь и творчество А.Валиди до революции 1917 года

Детство и юность будущего историка Заки Валиди прошли в не большой деревне Кузяново Ишимбайского района. Кузяново было захолустьем с точки зрения таких центров русской культуры, как Москва и Петербург, но оно не было оторвано от великих культурных традиций Востока. Отец и мать учёного владели арабским, персидским и чагатайским (старотюркским) языками. Чтение книг религиозного содержания на двух-трёх языках для них было делом повседневным. Такие семьи отнюдь не были редкостью и встречались тогда в каждой башкирской деревне. Дядя учёного по матери – Хибибназар Сатлык из аула Утяково – ученик великого татарского просветителя Шихабетдина Маржании учитель юного Ахметзаки.

С 1906 по 1908 год учеба в Утякском медресе стала для Ахметзаки Валиди важным этапом в образовании и дала направление для его будущей научной деятельности. Огромную роль в этом сыграл его дядя - Хабибназар Утяки-хазрет. Зная способности Ахметзаки к учебе, Хабибназар-мударис уделяет особое внимание обучению его основам ислама, философии, литературы и истории.

Наряду с средневековыми и современными арабскими, персидскими, тюркскими, турецкими, татарскими авторами, активно знакомится с русской востоковедческой литературой, переводит на чагатайский произведения А.С.Пушкина "Восстание Пугачева", "Арап Петра Великого", стихи поэта, где сильны восточные мотивы, темы Корана.

С 1908 по 1912 год Валиди продолжает свою учебу в медресе Касимия в Казани. Там же начинает преподавать тюркскую историю и историю арабской и тюркской литературы. В 1912 году вышел в свет его первый фундаментальный труд "История тюрков", получивший высокие отзывы. Молодой ученый привлекает к себе внимание видных ученых Казанского университета - Н.Катанова, Ашмарина, В.Богородицкого и одного из самых крупных востоковедов России, профессора Санкт-Петербургского университета, академика В.Бартольда. С 1912 по 1917гг. Валиди было опубликовано около 30 оригинальных работ.

Две научных командировки Ахметзаки Валиди Российской Академией наук в 1913 году в Ферганскую область и в 1914 году в Бухарское ханство положили начало его научным исследованиям по истории и культуре Туркестана, а также общественно-политической деятельности. Во время второй экспедиции им была приобретена рукопись перевода Корана на тюрксий язык, относящийся к Х веку.

В 1914г. З. Валиди, уже признанный ученый и общественный деятель, переезжает в Уфу и становится мударрисом медресе "Усмания". Его направляют в IV Государственную думу, где он начинает сотрудничать с ее мусульманской фракцией.

В конце 1915 года Уфимские мусульмане решают послать молодого ученого, хорошо ориентирующегося в земельных, демографических, социальных проблемах края в качестве своего представителя в мусульманскую фракцию Думы в Петроград.

С начала 1916 года З.Валидов окунается в бурную политическую деятельность, которая длилась до начала 1923 года. В этот период возглавляет башкирское национально-освободительное движение, является организатором первых трех башкирских курултаев (1917), руководит созданием Башкирского правительства и войска

2. Общественно-политическая деятельность А. Валиди

На прошедшем 22 июня 1917 года Башкирском курултае говорилось и о том, что в России восторжествует централизованная власть и Башкортостан, по аналогии с другими странами, будет независимым. Свобода башкир - это возрождение прежних общих национальных канонов всех тюрков Средней Азии, достижение настоящей самостоятельности своей страны.

Тюркские народы, живущие на обширной территории на востоке и западе от Башкортостана, брали в свои руки политическую инициативу. Такова была суть принятых решений в Оренбурге в 1917 году и в Уфе в 1918. Кроме того, Башкирский курултай дал возможность для переселения татар в Башкортостан, приняв решение о равном делении земель между башкирами и татарами. В то время три области (Башкортостан, Казахстан и Туркестан), объявившие о своей независимости, не могли осуществить желаемое на практике - еще в начале 1918 года большевиками было распущено Туркестанское национальное правительство. Его члены приехали работать в Казахстан и Башкортостан. Находившиеся в Семипалатинске Казахское и в Оренбурге Башкирское правительства были солидарны в решении всех политических вопросов. В то же время с башкирами в Башкортостане сотрудничали сотни казанских федералистов.

Так же А.З. Валиди работал для Бюро мусульман фракции в 4-й Государственной думе (1916). Член временного бюро российских мусульман (1917), в апреле-мае 1917 член партии. На 1-м Всероссийском мусульманском съезде в мае 1917 избран во Всероссийский мусульманский совет (Милли Шуро). Член Учредительного собрания от башкир-федералистов Уфимской губернии. После октября переехал в Оренбург, где Шуро примкнуло к К-ту спасения родины и революции во главе с атаманом А.И. Дутовым, а в середине ноября провозгласило автономию Башкортостана. Вошел в Башкирское правительство, возглавил военный отдел, командовал башкирскими войсками. После изгнания войск Дутова из Оренбурга арестован в феврале 1918 вместе с другими членами Башкирского правительства. Освобожден в начале апреля во время налета на Оренбург казаков Дутова (бежал из тюрьмы). Стал военным министром временного правительства провозглашенной 29 ноября 1917 независимой Башкирии.

Когда в феврале 1919г. Валидов, возглавлявший башкирские войска, перешел на сторону советской власти, это осложнило положение антибольшевистских сил. Причины такого маневра не раскрывают ни советская, ни новейшая историография. Как раз в это время туркестанские лидеры, вспоминал позднее один из них, М. Чокаев, обратились к Антанте с просьбой о международной помощи. Валидов, зная об этом, как писал Чокаев, «предательски перебросился в сторону большевиков и нанес всей нашей акции непоправимый моральный и политический удар».

Понятно, что после такого демарша, который, как позднее выяснилось, не нанес, однако, серьезного удара по его репутации в мусульманском мире, ему был оказан самый теплый прием большевистским руководством. В конце 1919 - начале 1920г. Валидов вступил в члены РКП(б). Но на этом его политические метаморфозы не закончились. Как принято считать, постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской Республики» от 19 мая 1920г. представляло собой нарушение достигнутого в марте 1919г. соглашения о будущем статусе Башкирской республики, а потому Валидов в июне 1920г. оставил пост одного из руководителей Советской Башкирии и отправился в Туркестан. Здесь не учитывается, однако, такой фактор, как личное разочарование.

Чокаев считал, что уход Валидова от большевиков был связан с тем, что он увидел конец своей личной карьеры. Валидов знал, что И.В. Сталин поддерживал бывшего главу Башкирского областного совета Ш. Манатова, перешедшего еще в начале 1918г. на работу в Наркомнац. А 24 мая 1920г. этот бывший соратник Валидова прибыл в столицу Турецкой республики Анкору (с 1930г. - Анкара как представитель Башкирской республики. Между тем Валидов в мае 1920г., находясь в Москве, сам ожидал нового назначения именно на эту должность. Уязвленный таким решением политбюро ЦК РКП(б), Валидов взял отпуск по состоянию здоровья и вскоре отправился в Туркестан.

Деятельность Валиди во многом определила различные пути формирования государственности башкирского народа в 1917-1920гг. Когда не осуществилась идея создания независимого Башкортостана, Валиди выезжает в Фергану и становится одним из лидеров басмаческого движения.

Большевистским лидерам после неудачи на европейском направлении Туркестан виделся плацдармом мировой революции на Востоке. По информации чекистов, весной 1921г., находясь в стане басмачей, Валидов в приватных беседах уверял, что имеет «живую связь» с Москвой и раздумывает: то ли вновь сговориться с большевиками, то ли отправиться за границу.

К реализации своих замыслов на Востоке большевики решили подключить и известного турецкого политика Энвер-пашу. В августе 1920г. из Германии через Польшу был организован его приезд в Россию. Энвер-паша все еще пользовался большой популярностью среди мусульман в Средней Азии. Попав в Бухару, он решил порвать с большевиками и во главе мусульманских повстанцев создать в Центральной Азии новое государство. В конце 1921г. он вступил в контакт со свергнутым бухарским эмиром и объявил себя верховным главнокомандующим вооруженными силами ислама, зятем халифа и наместником эмира. После этого он начал боевые действия против советских войск и вскоре занял почти всю территорию Восточной Бухары.

Со своей стороны Валидов к началу 1922г. фактически руководил действиями басмачей и сгруппировал вокруг себя различных «контрреволюционеров» из Бухары, Хивы и Туркестана. 4 августа 1922г. Энвер-паша был убит.

В литературе существуют различные версии политической подоплеки этой смерти. Отмечалось, в частности, что руководство Афганистана негативно относилось к планам Энвера-паши, делая ставку на другого известного местного лидера-Курширматаг. На политику правящих кругов Афганистана оказывала влияние и направленная на дискредитацию Энвер-паши информация, поступавшая в Кабул от Валидова. Устранение Энвер-паши - «последнего из могикан младотурецкого движения», «сильного умом, волей и безумно храброго авантюриста» - имело для Советов большое значение, ибо позволяло нормализовать отношения с Афганистаном. Не случайно в советской историографии разгром его отрядов подавался как завершение первого, основного периода борьбы против басмачества. Между тем Валидов, по мнению некоторых авторов, в том числе Чокаева, «предал большевикам» и басмачей.

Такая интерпретация ранее не вписывалась ни в западную, ни в советскую историографию, да и теперь не устраивает ангажированное валидоведение. Что бы ни было тогда, ясно, что Валидов, который руководствовался своими собственными, подчас труднопонимаемыми ныне мотивами, вольно или невольно вновь оказал неоценимую услугу Москве - на сей раз в борьбе с «басмачами».

В начале 1923г. Валидов уехал за рубеж. На некоторое время он оказался в Афганистане. Однако афганские власти сочли необходимым прекратить его деятельность, которая, как им казалось, могла осложнить отношения с Советской Россией.

В феврале 1923г. З.Валиди покидает территорию СССР. В прощальном письме к башкирскому народу, и особенно в послании, направленном Ленину, он заявляет о полном прекращении практической политической деятельности.

В феврале 1923 года эмигрирует из Туркменистана через Иран, Афганистан, Индию и Турцию в Европу. В эмиграции сочетает научную и политическую деятельность.

Дальнейшую жизнь З.Валиди посвящает любимому делу - науке. Он стал одним из самых маститых востоковедов мира, написал не один десяток работ, отдельные из которых не имели аналогов в науке. Его лекции слушали в Лондоне и Бонне, Вене и Берлине. Возглавлял созданный им в Стамбуле институт исламских исследований.

3. Роль и значение А.Валиди в борьбе за автономию Башкортостана

Февральская буржуазно-демократическая революция 1917г. дала башкирскому народу возможность осуществить свои вековые чаяния и начать процесс обретения своей собственной государственности. Два Все башкирских конгресса (называемых у нас в народе курултаи) образовали в июле-августе того же года Башкирское областное шуро (совет) и приняли решение об образовании автономной республики. Идейным и политическим лидером башкирского народа был Ахмет-Заки Валиди Тоган (Заки Валидов), который впоследствии стал всемирно известным ученым-востоковедом, профессором Стамбульского университета. Многим в США известно имя нашего соплеменника как крупнейшего ученого, но практически мало кто знает о его выдающихся заслугах по построению башкирского государства. После октябрьской революции 1917г. Башкирское Шуро объявило, что башкирские земли Оренбургской, Уфимской, Самарской и Пермской губерний образуют автономную Башкирскую Республику. Данное решение было принято 17 ноября 1917г. и утверждено Всем башкирским Учредительным Конгрессом (Курултаем), на котором было также принято решение создать башкирскую национальную армию.

Жестокие и отчаянные бои башкирской армии как против большевиков, так и армии адмирала Колчака (так называемая белая гвардия), вынудили в конце концов правительство Ленина признать Башкирскую Республику и подписать с ней соглашение, которое предусматривало большую степень самостоятельности республики. Приведу только такой факт: Башкортостан мог иметь свое министерство иностранных дел, сохранялась башкирская армия, предусматривалось создание собственной системы законодательства, верховные органы власти могли осуществлять акты помилования и амнистии, что является прерогативой только реального суверенного государства.

Самым примечательным в отношении соглашения 1919г. является то, что Башкирская Республика, единственная среди всех других республик, была образована на основе равноправного договора с центром. Остальные национальные республики появились на свет в результате односторонних указов центра. Например, решение об образовании автономной Татарской Республики было принято 27 мая 1920г. постановлением ВЦИК. Я думаю, что не надо быть юристом, чтобы понимать принципиальную важность этого документа для судеб республики в плане закрепления его особого статуса. Однако, в своих лучших традициях, большевики вскоре ревизовали положения соглашения и постепенно забрали в центр все полномочия, которыми был первоначально наделен Башкортостан и республика превратилась в колониальный придаток тоталитарной системы.

А.З Валиди учёный-востоковед с мировым именем

(1923-1970)

С февраля 1924 в Германии (Берлин), где участвовал в возрождении Туркестана национального объединения ("Джамиат"); одновременно устанавливал контакты с востоковедами Европы. В 1925 приглашен в Турцию

В 1925 году становится гражданином Турецкой Республики. С 1926 года начинает преподавательскую деятельность в Стамбульском университете.

приехавшему в Турцию человеку-эмигранту необходимо было понять и вникнуть во все тонкости местной научной, педагогической, культурной и общественно-политической среды, менталитета турецкого народа, а также его обычаев и традиций. Без должной адаптации к новой среде, быту, обычаям эмигранту не обойтись. Необходимо было знать в совершенстве турецкий язык, понять, что из себя представляют те или иные общественные группировки, партии и их взгляды. Ведь Заки Валиди был не из тех, кто живет лишь ради себя. У него давно сформировались свои взгляды на мир, на политику и науку, свои принципы. Такой человек нигде не пропадет. Из-за своих убеждений, прямоты и принципиальности Валиди не раз попадал в сложные обстоятельства. Умение логически мыслить и находить нужные слова помогало ему обратить своего врага в друга и наоборот, из-за этого некоторые его друзья начинали противостоять ему. Люди ведь бывают разные. Иногда он попадает в ситуации, когда приходится чем-то жертвовать. Вот один из таких поучительных и незабываемых случаев. Как говорится, знать бы, где упадешь... Ему, как известно, приходилось общаться и вести споры по принципиальным политическим вопросам с разными высокопоставленными персонами, в том числе и с главами правительств. Такими были, например, встречи с Лениным и Сталиным.

Его деятельность будет иметь два основных направления: общественно-политическое, связанное с борьбой за независимость тюркских народов, и научное. Он устанавливает связи с прежними соратниками по политике. Первая встреча происходит в Стамбуле. Затем бывшие члены Бухарского правительства, а позже Туркестанского национального объединения Усман Ходжаев и Назир-магзум приезжают для уточнения планов в Анкару. На встрече было запланировано провести в 1926 году в Стамбуле конгресс Туркестанского национального объединения. Распределяются обязанности. А.Валиди, Абдулкадир Инан (Ф.Сулейманов) и Усман Ходжаев договорились совместно с университетом выпускать журнал «Яны Туркстан» («Новый Туркестан»). В нем они намеривались публиковать научные статьи об истории, культуре и литературе Туркестана и выступать по общественно-политическим вопросам. Новый журнал должен был стать консолидирующим органом в борьбе за свободный Туркестан. Принимаются также меры к тому, чтобы вести работу в союзе с другими тюркскими лидерами-эмигрантами, особенно с азербайджанцами и кавказцами, которые планировали выпуск журнала «Новая Кавказия». Позже, переехав в Стамбул, инициативу открытия этих изданий и организацию работы Валиди берет на себя. Он сам редактирует журнал “Яны Туркстан», печатает в нем свои актуальные общественно-политические и научные статьи. Свои официальные обязанности в Анкаре А.Валиди исполнял легко, без затруднений, и у него оставалось немало времени для занятий научной деятельностью. Он собирает личную библиотеку, классифицирует найденные рукописи и приводит в порядок свой пока еще маленький архив.

С 1927г. преподаватель тюркской истории Стамбульского университета, но в результате разногласий с коллегами был обвинен в "некомпетентности" и в 1932г. отстранен от преподавания. Затем в течение 3 лет продолжал свое академическое образование в Вене.

В своем большом труде “Методология исторических исследований” А.Валиди написал следующее: “На мой взгляд, историческая наука - это не самоцель, а метод изучения современного или прошлого общества. Поэтому для меня искажение истории ради какой-то святой идеи равнозначно самообману и обману доверяющих твоим трудам читателей. Именно этот тезис я защищал в 1932 году в Анкаре на первом историческом конгрессе. По-моему, только истина и правдивая история могут принести пользу турецкому и другим народам”.

1935 год - закончил Венский университет, защитил докторскую диссертацию- в будущем известнейшее его произведение "Путевые сообщения Ибн Фадлана".

В 1935 - 37гг. профессор Боннского, в 1938-1939гг. - Геттингенского университетов.

В мае 1939 по приглашению министра просвещения вернулся в Турцию. В 1940 благодаря помощи турецкого генерального штаба в Каире закончено издание его труда об истории Туркестана

В мае 1944 арестован по обвинению в "пантюркской деятельности против Советов на территории Турции". Приговорен к 10 годам тюремного заключения, но воен. кассационный суд изменил приговор, и после 17 месяцев заключения. был освобожден. Возобновил лекции в университете в 1948. С 1950-х занимался вопросами методологии истории. В своей работе широко использовал данные этнографии, фольклористики и других дисциплин. В 1951 под его представительством в Стамбуле проходил 21-й Международный конгресс востоковедов. В 1953 основал Институт исламских исследований который возглавлял до самой смерти. Он легко находит общий язык с людьми - покоряет их своим умом и знаниями. Через какое-то время его признают авторитетным ученым - беем. Проживая в Анкаре, Заки-бей находит возможность встретиться и сделать своим единомышленником самого Ататюрка Гази Мустафу Кемаля, президента Турции. Их встреча происходит в день Курбан-байрама. Работа в Стамбульском университете открыла, с одной стороны, высокий профессиональной уровень Валиди как талантливого педагога-лектора, а с другой - дала ему более широкое поле деятельности как ученому-исследователю. У него появились хорошие условия для основательной и свободной работы. С начала работы в Стамбульском университете открывается, если можно так выразиться, новый плодоносный период научной и педагогической деятельности А.Валиди. Особенно активный и интенсивный характер он приобретает с 1927 года.

1946-47гг - Изданы труды "Введение во всеобщую историю тюрков" (Стамбул), "Современный Туркестан и его недавнее прошлое" (Стамбул).

1950г - завершил работу над научным трудом "Методология в исторических исследованиях".

1953г - Возглавил институт исламских исследований при Стамбульском университете.

1969г. - Издал "Воспоминания; борьба народов Туркестана и других восточных мусульман-тюрков за национальное бытие и сохранение культуры".

Последние годы посвятил составлению "Справочника по тюркской культуре", писал "Воспоминания". Организатор и член многих научных. обществ: основал Турецкую ассоциацию востоковедения, член Австрийского общества Хаммера-Пургшталя, почетный доктор Манчестерского университета и др.

1970г. - 15 апреля перенес операцию, 26 июля скончался от послеоперационного осложнения. Похоронен на кладбище Караджаахмет в г.Стамбуле.

1992г. - его именем названа Национальная библиотека Республики Башкортостан.

Третий период - с 1923 до 1970 года - эмиграция, период формирования ученого-востоковеда с мировым именем. Историки, писатели наиболее полно исследовали второй период жизни и деятельности Ахметзаки Валидова. Достаточно вспомнить работы ученого Марата Кульшарипова. По третьему периоду его жизни вести исторические исследования сложнее. Много лет прожил Валиди за рубежом. Документы, касающиеся его деятельности, разбросаны по всему миру - Турции, Австрии, Германии, Франции, США, Италии... Трудно собрать их вместе и ввести в научный оборот.

5. Научное и публицистическое наследие Ахметзаки Валиди Тугана

В связи с исполнением в декабре 2005 года 115 лет со дня рождения видного политического деятеля и ученого-тюрколога А.-З.Валиди Тогана утвержден состав организационного комитета и план мероприятий по подготовке и проведению юбилейных мероприятий.

Проведено более двадцати мероприятий. Часть из них организована на родине А.-З.Валиди – г.Ишимбае и Ишимбайском районе, часть - в первой столице республики с.Темясово и Баймакском районе.

Так же 20 декабря в столице Башкортостана Уфе состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция "Научное наследие А.-З.Валиди Тогана и современные проблемы федерализма в России", посвященная отмеченному общественностью 10 декабря 115-летию со дня рождения этого видного мыслителя и политического деятеля ХХ века. Пятые "Валидовские чтения" имели своей главной целью показать актуальность и значимость научного наследия Валиди для решения проблем федерализма в современной многонациональной Российской Федерации. Вместе с тем большое внимание уделили раскрытию большой научной ценности трудов Валиди как выдающегося историка-востоковеда, важному их значению в деле духовного и культурного возрождения и развития тюркских народов России. Ученые также доказали, что изучение научной и общественно-политической деятельности А.-З.Валиди Тогана может каким-то образом повлиять на развитие Республикой Башкортостан договорных отношений с Российской Федерацией. Кроме представителей высших учебных заведений и научных центров Республики Башкортостан, в конференции принимали участие ученые других республик и областей Российской Федерации, а также Турции и Украины

В этом учебном году, по ежегодной традиции, в республике пройдут олимпиады среди школьников по истории. Главными темами вопросов олимпиад станут 450-летие добровольного вхождения Башкирии в состав России и 115-летие со дня рождения А.-З.Валиди Тогана.

В рамках празднования планировалось проведение и ряда спортивных мероприятий. Так, в столице прошли Республиканский турнир по национальной спортивной борьбе куреш и Республиканский национальный мужской спортивный фестиваль. В районах и городах республики состоялись физкультурно-спортивные и туристские мероприятия, посвященные юбилею.

Планом мероприятий по празднованию юбилея было предусмотрено присуждение стипендии имени А.-З.Валиди Тогана. Согласно постановлению Правительства РБ, именная стипендия присуждалась студентам и аспирантам вузов республики, специализирующимся на истории Башкортостана.

Заключение

Путь становления Заки Валиди Тогана от медресе отца и дяди до ученого исламоведа, от молодого учителя мусульманских школ до всемирно известного ученого дает возможность ясно выделить этапы его развития.

В первые годы учительства в Казани главную задачу он видит в том, чтобы своими сочинениями по истории, этнографии и литературе познакомить тюркских сородичей с их собственной историей, довести до их сознания, а также досознания западных тюркологов, мысли и труды их собственных ученых. В 1914г., открыв в Туркестане ценнейшие рукописи, он привлекает к себе внимание русской, а затем и мировой науки.

Ода на персидском языке, мастерски сочиненная афганским государственным деятелем Сердаром Габдерасул Ханом вчесть Заки Валиди как руководителя большой освободительной борьбы мусульманской Средней Азии против экспансии России, и письменные отзывы друзей Тогана из числа государственных мужей и ученых Ирана, Индии и западных стран – доказательства того, что Заки Валиди Тоган в глазах ученых самых разных стран, с которыми свела его судьба, представляет как личность, значение которой не ограничивается рамками религиозного или национального сообщества.

Политическое мировоззрение Валиди, способного к столь точным прогнозам, в течение более семидесяти лет вызывает не ослабевающее внимание всех, вплоть до спецслужб СССР, Германии, Турции многих иных государств. Эта сторона деятельности великого востоковеда тоже ждет своего кропотливого, объективного исследователя.

Легализация имен трудов историка Ахметзаки Валиди Тогана впервые произошла в Башкортостане в 1990 году, когда его столетие было широко отмечено проведением в Уфе международной научной конференции. На этой конференции присутствовали его дочь и сын, профессора Исенбике ханым и Субидей бей.

Список литературы

    С.А. Халфин »История культуры Башкортостана» Уфа: УМК, 2005г.

    "Известный и неизвестный Заки Валиди (в памяти своих современников)", составленной А.М. Юлдашбаевым

    Новейшая история Башкортостана. Уфа, 1995.

    Ф.Г. Хисамитдинова, З.Я. Шарипова, Л.И. Нагаева «История и культура Башкортостана» Научное издательство «Башкирская энциклопедия» Уфа – 1997г.

Происходит из семьи башкирского сельского муллы. Окончил медресе в Утяково. В 1912-1915 преподаватель медресе «Касимия» в Казани. Кроме башкирского, татарского, турецкого и русского владел персидским, арабским, чагатайским и другими восточными языками. В 1912 году публикует первую научную книгу «История тюрко-татар» (Казань, 1912). Совершил две научных командировки от Российской Академии наук: в 1913 году в Ферганскую область и в 1914 году в Бухарское ханство. Во время второй экспедиции им была приобретена рукопись перевода Корана на тюркский язык, относящаяся к X веку.

В 1915 году уфимские мусульмане выбрали Валидова своим представителем в мусульманской фракции в 4-й Государственной думе Российской империи, был членом Временного центрального бюро российских мусульман. Избран депутатом Всероссийского Учредительного Собрания от Уфимской губернии. Депутат Миллэт Меджлиси (1917-1918).

В 1917 совместно с Ш. Манатовым организовал Башкирское Центральное Шуро (Совет депутатов), которое 29 ноября 1917 года в г. Оренбурге провозгласило образование башкирской территориально-национальной автономии как части федеративной России, и создал башкирский национальный флаг.

В 1917-1919 годах (с перерывами) возглавлял Башкирское правительство и пытался организовать Башкирскую республику. В феврале 1918 года был арестован большевиками в Оренбурге, просидел 2 месяца в оренбургской тюрьме, в апреле был освобожден белоказаками.

Во главе башкирских полков белогвардейских войск воевал на стороне атамана А. И. Дутова, затем - Верховного Правителя России адмирала А. В. Колчака.

В начале 1919 года перешёл на сторону cоветской власти; вёл переговоры с правительством РСФСР о легитимизации в качестве автономии Башкирской республики, которая была провозглашена в марте 1919 года как Автономная Советская Башкирская Республика.

В январе 1920 года принял участие в организации антисоветского мятежа.

В июне 1920 года, считая неприемлемым постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской республики» от 19 мая 1920 года, принял участие в организации антисоветских мятежей.

После их подавления укрылся в Хивинском ханстве и Бухарском эмирате, где почти три года занимался организацией басмаческого движения в сотрудничестве с бухарским эмиром Саид Алим-ханом.

Летом 1921 года создал Национальный Совет Туркестана и его флаг.

В ноябре 1921 года в Бухару тайно прибыл бывший турецкий военный министр Энвер-Паша, который вместе с Валидовым возглавил басмаческое движение.

После ряда военных неудач и ликвидации басмачества Валидов бежал в Афганистан, Персию и Турцию и в конце осел во Франции в Париже.

В 1923 году эмигрировал. В том же году в библиотеке иранского города Мешхед нашел уникальную рукопись, содержащую текст знаменитой «Записки» Ибн Фадлана.

В 1924 году переехал в Берлин, где сотрудничал с Гаязом Исхаки.

С 1925 г. - гражданин Турции, советник министерства образования в Анкаре, затем преподаватель, профессор Стамбульского университета (Турция). Читал лекции в Стамбульском университете, участвовал в возрождении Туркестанского национального объединения «Джамиат» и издавал газету «Туркестан», в которой отстаивал свою идею о объединения всех мусульман вокруг Турции.

В 1935 окончил Венский университет, защитил докторскую диссертацию по теме «Путешествие Ибн Фадлана к северным болгарам, тюркам и хазарам».

Профессор Боннского (1935-37), Гёттингенского (1938-39) университетов (Германия).

В 1939 возвращается на кафедру всеобщей истории тюрков Стамбульского университета.

В 1939-1944 годах преподавал историю тюркских народов в Стамбульском университете.

В 1951 году под председательством Валиди в Стамбуле проходил 21-й Международный конгресс востоковедов.

В 1953 году возглавил открытый при Стамбульском университете Институт исламских исследований. Избирался членом немецкого общества по изучению восточных стран, Австралийского научного общества, финно-угорского научного общества в Финляндии. Удостоен золотой медали 1-й степени Министерства просвещения Ирана.

Последние годы посвятил составлению «Справочника по тюркской культуре», писал «Воспоминания». Организатор и член многих научных обществ: основал Турецкую ассоциацию востоковедения, член Австрийского общества Хаммера-Пургшталя, почетный доктор Манчестерского университета.

Память

В 1992 году именем Заки Валиди названа уфимская республиканская библиотека им. Крупской. В 2008 году его именем названа улица в Уфе (бывшая улица Фрунзе).

В связи со 120-летием со дня рождения Международной организацией по совместному развитию тюркской культуры и искусства (ТЮРКСОЙ) 2010 год объявлен годом Ахмет-Заки Валиди.

В башкирском издательстве «Китап» вышла его книга «История башкир»

26 августа 2010 года был открыт парк имени Ахмет-Заки Валиди в районе Кечиорен, Анкара, Турция.В городе Ишимбай ресублики Башкортостан есть башкирская школа с его именем.

Происхождение

Заки Валиди происходил из башкирского рода Кай:

«Основной наш род Суклы-Кай, а также близкие нам роды Санаклы-Кай, Юрактау-Кай, Таулы-Кай входят составной частью в род Кай или Кайлы. Часто говорили о том, что этот род до прихода на нынешние земли жил на восточном Урале по Ирендыку…»

Заки Валиди. Воспоминания

Коммунистическая пропаганда

Ш. А. Худайбердин активно критиковал Заки Валиди за антисоветскую деятельность, "обвиняя" его также в честолюбии и небашкирском происхождении.

= О башкирском языке

И во времена съездов 1917 года я не был сторонником замены звуков «С» и «Ч» на «?» и «С»... Я желал, чтобы башкирский литературный язык развивался не на основе звуков «?» и «?», а на усилении тех его особенностей, которые являются общими с казахским наречием. Но ныне в силу современных реальных событий утвердилось чисто башкирское наречие с его звуками «?» и «?», появилась большая литература на этом языке. И татарский превратился в чисто казанское наречие с преобладанием звука «Ч». И сейчас, когда татарский алфавит, как его арабский, так и латинский вариант, обрел столь малопонятный для нас вид, усиление башкирского наречия естественно... Желаемого всеми «общего тюркского» литературного языка нет, в этой ситуации совершенно равнозначно, пишет ли человек на татарском, башкирском или казахском языке. Все это мелкие и преходящие вопросы, сложным же является вопрос об «общем тюркском» языке и культуре.

Заки Валиди о литературном языке башкир (из письма А. Б. Таймасу 30 января 1935 года). Цит. по Г.Сибагатова "Татары Башкортостана. Проблемы языка, истории, культуры" , г.Казань, 2002г.

Основные работы

  • Тоган Заки Валиди. Воспоминания. Борьба мусульман Туркестана и других восточных тюрок за национальное существование и культуру. Пер. с тур. - Москва, 1997.
  • Biruni’s Picture of the World. Delhi, 1937.
  • «Из истории российской эмиграции: письма А.-З. Валидова и M. Чокаева (1924-1932 гг.)». - Москва, РАН, 1999.
  • Urnumi turk tarihine giris. Istanbul, 1946.
  • V?lkerschaften des Chazarenreiches im neunten Jahrhundert // Korosi Csoma Archivum. 1940 Bd. 3
  • lbn Fadlan’s Reisebericht // Abhandlungen f?r die Kunde des Morgenlandes, Leipzig. 1939. В. 24. N 3.

December 4th, 2017

С завидной регулярностью возмущают нашу общественность названия улиц в честь нацистских военных преступников на Украине, в Прибалтике, в Европе, в постсоветском Ближнем Зарубежье. А между тем в центре России процветает по сути культ нацистского пособника Ахмета-Заки Валиди Тограна. Его имя носят в Башкортостане национальная библиотека, школа в г. Ишембай. А в 2008 году в Уфе его имя дали улице… Фрунзе. Перед нами очередной пример того, как «некоторые элиты национальных республик» под видом «возрождения национальной культуры» ведут беззастенчивую пропаганду нацистской идеологии.

Памятник Ахмету-Заки Валиди. Неужели памятники нацистским преступникам станут привычными в России?

СТОРОННИК ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ, ПРОТИВНИК ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Ахмет-Заки Валиди Тогран - сегодня превозносимый в Башкортостане как «создатель Башкирской автономии» был выходцем из семьи зажиточного духовенства. Причём предки его относили себя к тептярям (этно-социальной группы, этническая принадлежность которой до конца не установлена - прим. Авт.). А вот сам Ахмет-Заки Валиди, в угоду политической деятельности, «переписал» себя и своих предков в башкиры. http://www.vm.bashnl.ru/about.html Но об этом - немного позднее.

По настоянию родителей будущий политический деятель получил исключительно религиозное образование, обучаясь сначала в медресе деревни Утяково (которым руководил его дядя), а затем - медресе Марджани и Касимия в Казани. Уже тогда проявились его… своеобразные взгляды. Когда в 1908 году он Ахмет-Заки начал работать над исторической работой посвящённой истории народов Поволжья и их жизни в государствах Чингизидов, он назвал свою работу «История тюрков». (Салихов А. Г. Научная деятельность А. Валидова в России. — Уфа: Гилем, 2001, С.68-69.) На попытки даже такого авторитета, как Галимжан Ибрагимов убедить Валиди в том, что в название работы следует включить указание татарского народа, об истории которого, собственно и повествует большая часть работы, Валиди ответил категорическим отказом. Уже тогда он принял идею пантюркизма - подчинения всех тюркских народов вокруг Османской империи и включение их (с территорией проживания) в её состав.


Фото

Ахмет-Заки Валиди. Объявил себя башкиром, чтобы получить место в Учредительном собрании. Но многие до сих пор верят...

Взгляды Ахмета-Заки Валиди были далеки от каких-либо идей «свободы, равенства, братства». Так в 1913 году он выступает в печати против организации в Казани женской гимназии. (Салихов А. Г. Научная и общественно-политическая деятельность А. Валидова в 1908—1920 гг.:диссертация … кандидата исторических наук: 07.00.02. — Уфа, 2003, С.137.).

Башкирский «патриотизм» проявился у Ахмета-Заки Валиди лишь в 1917 году, когда он принял участие в выборах во Временное центральное бюро российских мусульман и в депутаты Учредительного собрания. Тептяри не представляли собой какой-либо политической силы. Вот татары и башкиры - да. Но с татарской интеллигенцией у Ахмета-Заки Валиди «горшки побиты» были со времён его «Истории тюрков»… Так теперь Валиди и стал башкиром. И членом Временного центрального бюро российских мусульман.

Здесь нужно остановиться подробнее. «Временное центральное бюро российских мусульман» (ВЦБРМ) - организация очень интересная. Кроме пантюркиста Валиди туда входили следующие персонажи:

· Ильяс Алкин, призывавший в ноябре 1918 года к отделению Поволжья от России;
· Муса Биги - член азербайджанской мусавитской организации, промышляющей терроризмом и шпионажем в пользу Османской империи, а ещё позже и - гитлеровской Германии);
· Садри Максуди - до 1917 года русский патриот из партии кадетов, с 1917 года «переобувшийся в полёте» - идеолог отделения от России штата «Идель-Урал», сбежавший впоследствии в Турцию (через Францию) и «подставивший» своих единомышленников;

Словом, даже учитывая наличие в составе ВЦБРМ таких деятелей, как меньшевик Ахмед-бек Темирбулатович Цаликов и Шакир Мухамедьяров, становится понятно, что Бюро стояло на откровенно сепаратистских позициях, причём большинство его членов беззастенчиво смотрели в сторону Турции. Но - вернёмся непосредственно к Валиди.

КАК «ЦВЕТОК» В ПРОРУБИ

Во время гражданской войны Ахмет-Заки Валиди болтался между политическими силами, как «цветок» в проруби, предавая союзников, как только для них наступали тяжёлые времена.

В то, что Советская Власть, это - надолго поначалу никто не верил. Потому-то, почуяв возможность урвать кусок от многострадальной Российской империи, в 1918 году оживились националисты. Сепаратистские идеи и, особенно, идеи пантюркизма большевикам почему-то не понравились. Когда же в Уфе образовалось Башкирское правительство, претендующее на создание независимого государства, терпение большевиков лопнуло и в январе 1918 года членов правительства, включая Ахмета-Заки, арестовали в Уфе. Освободили Валиди и его товарищей части оренбургских казаков с башкирскими ополченцами. Валиди присоединяется к Чехословацкому корпусу, а затем закономерно переходит и на сторону армии Колчака.


фото

"Верховный правитель России" Александр Колчак. Один из тех, кого предал Ахмет-Заки Валиди

Но в когда весеннее наступление колчаковской армии 1919 года захлебнулось и войско «Верховного правителя России» начало драпать обратно на Восток, Ахмет-Заки Валиди понял, что быть командиром в армии, обречённой на поражение ему как-то не очень нравится. После чего в начале 1919 года вместе со своими людьми переходит на сторону Красной Армии (Ганин А. В. Антибольшевицкое движение в Оренбургском казачьем войске // Белая гвардия: Альманах. — М.: Посев, 2005. — Т. 8. — С. 180—185.). Вообще - принцип «переходить на сторону сильного» был одним из основных принципов Валиди всю его жизнь.

С марта 1919 по май 1920 Ахмет-Заки Валиди был председателем Ревкома Автономной Башкирской Советской Республики. Однако 28 мая 1920 года выходит Постановление ВЦИК от 28.05.1920 "О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской Республики". Этот короткий документ вызвал в Валиди откровенную ярость.

Во-первых, согласно «Постановлению» все государственные учреждения Автономной Башкирской Советской Республики подчинялись аналогичным учреждениям РСФСР «с обязательством исполнения инструкций и распоряжения последних».

Во-вторых, ст. 2 «Постановления» чётко относила вопросы внешней политики и внешней торговли к компетенции РСФСР, запрещая прямые контакты правительства Валиди с зарубежными государствами;

В-третьих, ст. 5 «Постановления» гласила: «Необходимыми финансовыми и техническими средствами Автономная Советская Башкирская Республика снабжается из общих средств Р.С.Ф.С.Р.».

В Автономной Башкирской Советской Республике это постановление общество приняло спокойно: настрадавшееся от гражданской войны население было заинтересовано в «твёрдой власти», а уж учитывая, что тяжёлой и машиностроительной промышленностью на тот момент регион был небогат, обязательства Москвы обеспечить Башкирскую Республику технически воспринимались с большим энтузиазмом. Но только не Ахметом Заки Валиди и его правительством.

Ахмет-Заки Валиди был в бешенстве: «Постановление» поставило жирный крест на его пантюркистских планах. По идее можно было бы попробовать поднять восстание против большевиков, но… 1920 год - не 1918. Стало очевидно, что Советская власть - всерьёз и надолго. Уже говорили об отмене продразвёрстки, а хлебнувшее «прелестей» колчаковской оккупации население не собиралось поддерживать политические амбиции «политического флюгера» Ахмета- Заки Валиди.

Единственное, на что хватило Валиди - на демонстративную отставку и выезд на южные окраины бывшей Российской империи. Оставив своих сторонников в Башкирии на произвол судьбы. Впрочем, дважды предателя Ахмета-Заки Валиди такие мелочи уже не беспокоили.

ТУРЕЦКИЙ «ПАТРИОТ» НА АНГЛИЙСКИЕ И ПОЛЬСКИЕ ДЕНЬГИ

После того, как Ахмет-Заки Валиди бросил своих соратников в Уфе, он приезжает в Туркестан, где его идеи пантюркизма наконец-то находят своих сторонников. Он становится членом Туркестанского национального совета. Здесь-то к нему и присоединился идеолог и практик пантюркизма османский офицер Исмаил Энвер, более известный, как Энвер-паша. Напомним несведущим, что Энвер-паша известен, как идеолог геноцида армян, участник геноцида ассирийцев, организатор геноцида греков Османской империи. Милейший в общем человек… Не даром военный трибунал самой Турции признал Исмаила Энвера военным преступником.

Вместе с Энвер-пашой Ахмет-Заки Валиди выступает организатором басмаческого движения Бухары, Хивы и Туркестана, действовавшего на южных границах Советской России. Однако, быстро понимает, что не имея никакого военного образования, он бледно выглядит на фоне профессионального офицера Исмаила Энвера. И… устраняет конкурента. Причём устраняет хоть и предательски, но - изящно!


фото

Энвер-паша. Погиб после того, как поддерживавший его Амнулла-хан очень "своевременно" узнал о том, что Энвер-пашу финансируют ненавидимые афганцами англичане.

Дело в том, что Энвера-пашу активно поддерживал афганский правитель Амнулла-хан. Афганистан стоял на жёстко антибританских позициях (именно англо-саксы превратили цветущий Гюлистан-Афганистан в нищую вечно воюющую страну, которую мы знаем сегодня).

Пикантность ситуации в том, что антисоветская и пантюркистская деятельность как Ахмета-Заки Валиди, так и Энвера-паши Турцией не поддерживалась. В Турции к власти пришёл Мустафа Кемаль, который предпочитал с РСФСР и СССР договариваться, а не воевать. Так кто же финансировал басмачей? Согласно недавно рассекреченным данным архивов отечественных спецслужб, деятельность пантюркистов финансировалась… Англией и Польшей! Об английских-то связях Энвера-паши и узнал «случайно» Амнулла-хан. Помощь Энверу - паше немедленно прекратилась.

Страница из рассекреченного досье А. З. Валидова. Согласно рассекреченным агентурным данным сам Ахмет-Заки Валиди получал за свой пантюркизм и "башкирский патриотизм" зарплату от спецслужб Польши и Великобритании.

16 июня 1922 года. Энвер-паша писал военному министру Афганистана Мухаммаду Надир-хану: «Мой дорогой Надир! Вчера после сражения я ушел с моими войсками в Карлук. Главная причина в том, что мои солдаты израсходовали все патроны... Если Вы не сможете дать благоприятного ответа на мою просьбу о подкреплении, я отправлюсь в Джиликул и Курган-тепе. Пожалуйста, пришлите мне русских патронов. Ваш Энвер».

Энвер-паша ничего не получил, и 4 августа 1922 года около кишлака Обдара погиб (по мнению свидетелей - покончил с собой, подставившись под пули).

Правда, выгоды от своего очередного предательства Ахмет-Заки Валиди так и не увидел: басмаческое движение было разгромлено Красной Армией, а ему самому пришлось удирать в Турцию.

ОТ «НА ВСЁ ПРИГОДНОГО» ДО ГИТЛЕРОВСКОГО ПОСОБНИКА

О жизни Ахмета-Заки Валиди в 20-30 годы можно сказать одно. Работал он на разведку. Причём - не на одну и сразу. Судите сами:

· завербован в качестве агента польской разведкой, и в декабре 1929 года в экспозитуре на него заводится личная карточка, с присвоением Валидову оперативного псевдонима «Zew». Куратор - шеф экспозитуры №2 капитан Э. Харашкевич. Функции - вербовка русскоговорящих тюрков, для их заброски в СССР с целью нелегальной разведывательно-подрывной работы.

· Есть данные , что за плату выполнял поручения и советской разведки по сбору данных.

То есть объявить Валиди «борцом с большевизмом» не получится: «идейный» Ахмет-Заки Валиди работал на всех, кто готов был платить.

перед вами карточки на Валидова, заведенные Польской разведкой в 1929 году, которые попали в 1939 году в Фашистскую Германию, а затем в 1945 году были вывезены в СССР. В настоящее время хранятся в Российском государственном военном архиве (РГВА) в г. Москве.

В 1935 году Валиди умудрился испортить отношения с президентом Турецкой Республики Ататюрком, раскритиковав ряд его работ. После этого ему пришлось уехать в Германию.

Тогда же начался «роман» Ахмета-Заки Валиди» и с гитлеровской разведкой - абвером. Правда здесь вышла осечка. Абвер работал аккуратно, поэтому факты работы Валиди на польскую разведку были обнаружены, а после захвата архива польской разведки в 1939 году, Валиди оказался в совсем щекотливой ситуации. Сотрудничество с поляками бросило тень на репутацию Валиди в гитлеровской Германии и он вынужден был очередной раз бежать. Опять - в Стамбул, благо Ататюрк-Мустафа Кемаль скончался в 1938 году.

А это собственноручный "Отчет" А. З. Валиди в польскую разведку и предложения по вербовке агентов из числа русскоговорящих тюрков, с последующей их заброской на территорию СССР.

В начале Великой Отечественной войны Ахмет-Заки Валиди оказывается никому не нужен: Польша перестала существовать, в Германии ему не верили, Турция, как союзница Германии - тоже «учёного» не жаловала. По своему обыкновению Валиди пытается перейти на сторону сильного и уже в июле 1941 года пытается выехать в Германию. Это ему не удаётся: «польский след» в биографии мешает. Впрочем, совсем со счетов Валиди не списывали: в августе 1941 г. Валиди встречался с высокопоставленным чиновником ведомства А. Розенберга ученым-востоковедом Г. фон Менде, с которым также говорил о месте эмиграции и роли ее кадров в грядущих событиях.

Но уже к началу 1943 года в гитлеровской Германии принято решение о максимальном привлечении коллаборационистов в войска СС и вермахта. Тут-то о потугах Ахмета-Заки Валиди и вспомнил некто обергруппенфюрер СС Артур Флепс.


фото

Артур Флепс - один из создателей «мусульманского проекта рейха» На его совести создание "мусульманских батальонов СС". Для организации вербовки среди мусульман и был привлечён в числе других Ахмет-Заки Валиди Тогран.

В январе 1943 года Валиди был приглашён в Германию, где ему был поручен «кадровый отбор» в 13-ю горную дивизию СС «Ханджар», составляющуюся из боснийцев-мусульман. Дело в том, что боснийские мусульманские лидеры трижды выносили решение не участвовать в подобных проектах. Нужен был кто-то, кто объяснил новобранцам необходимость воевать за «великую Германию». Таковыми стали иерусалимский муфтий Мухаммад Амин аль-Хусейни и… Ахмет-Заки Валиди Тогран.

А это отрывок из письма Валиди, где он размышляет о правильности применения национал-социалистской «расовой теории».

Затем было участие в создании таких частей СС, как «Туркестанский легион», Волжско-татарский легион «Идель-Урал», «Азербайджанский легион», боевая группа «Крым». Идеология всех этих подразделений была одна - пантюркизм. Тот самый, который проповедовал с подачи своих гитлеровских хозяев Ахмет-Заки Валиди.

В 1944 году Валиди окончательно заигрался: возглавляемое им пантюркистское сообщество спровоцировало массовые студенческие беспорядки в… Турции. (Киреев Н. Г. «История Турции ХХ век. Ответственный редактор тома A. 3. Егорин. — 1-е. — Москва: Крафт, 2007.)Этого турецкие власти стерпеть не могли: одно дело, когда человек работает против потенциального противника, другое - когда гадит в «руку кормящую». Против Валиди и его соратников был организован судебный процесс, в результате которого Валиди был приговорён к 10 годам тюремного заключения. В тюрьме он и пересидел «горячее время», но как только Черчилль разразился Фултонской речью, начавшей Холодную войну, Валиди немедленно амнистировали и выпустили на свободу.

ПОД МАСКОЙ «ВОЗРОЖДЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Из рассказанного выше можно сделать однозначный вывод: Ахмет-Заки Валиди Тогран представляет собой распространённый в ХХ годы тип беспринципно-продажного политического авантюриста, менявшего хозяев в соответствии с сиюминутной выгодой.

1. Ни о какой «борьбе с большевиками» речи идти не может - он им служил, пока это было ему выгодно.

2. О борьбе за «суверенный Башкортостан» тоже говорить смешно: в пантюркистских планах Ахмета-Заки Валиди Тограна Башкортостан должен был стать лишь составной частью пантюркистского государственного образования, главенствующую роль в котором должна была играть Турция.

3. Во время Великой Отечественной Войны Валиди деятельно сотрудничал с нацистским режимом Гитлера, а батальоны СС, созданные при его деятельном участии прославились нечеловеческой жестокостью.Во время Великой Отечественной Войны Валиди деятельно сотрудничал с нацистским режимом Гитлера, а батальоны СС, созданные при его деятельном участии прославились нечеловеческой жестокостью.


фото

Мусульманские батальоны СС. Убийцы, садисты, военные преступники. Их идеологу Ахмету Заки Валиди в сегодняшней России ставят памятники, его именем называют улицы и школы.

Как после этого объяснить маниакальное стремление элит Башкортостана к возвеличиванию этого существа - для порядочного человека решительно непонятно.

Но очень хорошо понятно для этих самых элит. Когда в Уфе улица Фрунзе была переименована в улицу А. З. Валиди, это вызвало справедливое возмущение общественности, которое руководство Башкортостана спокойно проигнорировало. Улица имени нацистского пособника Валиди в Уфе присутствует до сих пор.

Возмущение уже российской общественности вызвало то, что на территории восточного факультета Петербургского государственного университета в 2008 году пособнику фашистов и идеологу пантюркизма Ахмет-Заки Валиди установлен памятник. А воз и ныне там. Более того, в прессе и Интеренете часто мелькают истерические панегирики Валиди с общей фабулой «Валиди не нацистский преступник, а национальный герой!». Простите, но насколько ущербным на голову нужно быть, чтоб называть национальным героем человека, который, по сути, всю свою жизнь торговал свободой своего народа?

В конце ноября в Башкирии проводилась конференция «1917 год в судьбах народов России», где участники заново переоценить роль изменений, которые произошли во время революции, и которые позволили башкирскому народу обрести все возможности для поддержки и развития собственных традиций, укладов и культуры. И на первый взгляд все вроде теперь хорошо и правильно. Но откуда тогда появляются попытки, причем иногда успешные, продвинуть идеи и память Валиди? Попытки вернуть башкиров не только в полное подчинение Турции, но и заведомое стремление уничтожить сам народ, сделав его просто турками. Полную теорию для этого как раз и создал тот самый «символ», «научно» обосновав, что нет никаких башкир, а есть «чистая нация» турок.

А пока ломаются копья на научных конференциях, руководству Российской Федерации пора бы задать себе вопрос: не слишком ли часто под маской «возрождения национальной культуры» в «некоторых республиках» РФ ведётся целенаправленная деятельность по героизации нацистских преступников? Не пора ли сделать выбор - либо принимаемые меры, либо - растущие группы «Коль с Уренгоя» и «навальновцев» на наших улицах…

В прошедшие выходные российский телеканал РЕН разразился обвинениями в адрес башкирских общественников прошлого и настоящего. Попытка разыграть обвинения в пособничестве германским фашистам видного общественного деятеля и историка Ахмет-Заки Валиди Тогана предпринимается уже не впервые. Но последний сюжет вмешал в себя прямые обвинения в фашизме, нацизме, пантюркизме и прочих «измах» современных башкирских организаций и едва ли не руководства региона. Так кем являлся Ахмет-Заки Валиди Тоган? Почему вопрос возник именно сейчас?.


к 125-летию Ахмет-Заки Валиди


Кем был Заки Валиди?

Ответ: Заки Валиди родился 10 декабря 1890 года в деревне Кузяново ныне Ишимбайского района РБ, а умер 26 июля 1970 года в Стамбуле. Политический деятель, лидер башкирского национально-освободительного движения (в 1917—1920 гг.); публицист; историк, востоковед-тюрколог, доктор философии (1935), профессор, почётный доктор Манчестерского университета (1967).

Как Заки Валиди пришел в политику?

Ответ: В политику пришел в 1915 году, когда стал сотрудником мусульманской фракции IV Государственной Думы Российской империи. В 1917 году избирался по списку башкир-федералистов в Учредительное Собрание. В том же году совместно с другими явился организатором I и II Всебашкирских съездов. Результатом их работы стало создание Башкирского Центрального Шуро (Совета), которое 15 ноября 1917 года в г. Оренбурге провозгласило национально-территориальную автономию Башкортостана, как части федеративной России. Валидов избирается членом предпарламента Башкурдистана - Малого Курултая.

Как происходило становление башкирского движения?

Ответ: В феврале 1918 года Валиди был арестован большевиками в Оренбурге в числе восьмерых членов Башкирского Правительства, после чего происходит окончательный разрыв башкирского движения с Советами. В апреле после атаки города кавалерийским отрядом казаков и башкир Валиди выходит на свободу и, пользуясь восстанием Чехословацкого корпуса, приступает к формированию Башкирского национального войска в Челябинске, которое получает название Башкирского корпуса. Он становится одним из лучших формирований самарского правительства (КОМУЧ) и всей Народной армии. Однако демократический этап антибольшевистского движения подошел к концу, когда в ноябре 1918 года адмирал Колчак совершил государственный переворот, упразднив т.н. Уфимскую Директорию и все другие областные правительства, в том числе и Башкирское. После этого нахождение Башкирского корпуса в рядах белых потеряло всякий смысл, поскольку он не собирался признавать автономию Башкортостана. От Колчака отшатнулись не только башкиры, но также демократическая контрреволюция (эсеры, меньшевики), казаки Дона, Урала и Сибири, казахи и туркестанцы.

Ответ: В начале 1919 года Валиди, после предварительных переговоров с красными, перешел вместе с войсками на сторону Советов, что привело к обрушению фронта. 20 марта 1919 года представители Башкортостана с одной стороны, а Ленин, Сталин, Енукидзе - с другой, подписывают Соглашение о Советской автономии Башкирии. Это, по сути дела, был двусторонний договор о разграничении полномочий, который лишь юридически оформил де-факто существовавшую с 1917 года Башкирскую автономию. Последняя была договорной республикой в отличие от других автономий (Татарской, Горской, Якутской и др. АССР), декретированных сверху.

Какой вывод сделал Заки Валиди, побеседовав с Лениным?

Ответ: Валиди встречается с Троцким, на короткой ноге с комиссаром по делам национальностей Сталиным. Катается с ним на мотоцикле по ночной Москве, а после бесед с Лениным заключает: «Ленин и его соратники считают Соглашение с нами явлением временным… В будущем нас, как узбекских мулл и финских капиталистов, они отбросят в сторону, а власть передадут в руки членов коммунистической партии, которых выпестуют со временем...» Ровно через год, 19 мая 1920 года, произошло именно это. Когда надобность в башкирских войсках, отважно защищавших Питер от генерала Юденича и финнов, бившихся с генералом Деникиным на Украине и с казачьей армией генерала Толстова в Казахстане, Ленин в одностороннем порядке денонсировал «Соглашение», назвав его «клочком бумаги».

Почему Заки Валиди уезжает в Турцию?

Ответ: Однако Валиди больше не желал сотрудничества с большевиками. Он уходит в Среднюю Азию, где приступает к организации повстанческого движения в просоветской Бухарской народной республике, где, как он писал, «основная наша задача заключалась в том, чтобы под видом борьбы против свергнутого эмира организовать национальную армию Бухары и, вызвав наших представителей из Хивы, Туркменистана и Казахстана, создать организацию Туркестанского национального объединения». Однако, после ряда военных поражений, которые потерпели басмачи, он покидает Среднюю Азию и направляется в Европу, а затем в Турцию.

Чем был известен Валиди как ученый?

Ответ: В России до 1917 г. Валиди был известен среди тюркского населения как ученый и автор многих работ по истории тюрков. Уже в это время он привлек к себе внимание виднейших ученых России, таких как В.В. Бартольд, Н.Ф. Катанов, А.Н. Самойловича и др. На родине он опубликовал несколько книг и десятки статей. Его интерес к науке возник еще в России. Творческое наследие Ахмет-Заки Валиди огромно и все еще ждет глубокого и всестороннего изучения. Оно является олицетворением лучших традиций русской востоковедческой школы и западной ориенталистики. Он свободно владел основными европейскими (немецким, английским, французским), восточными (арабским, персидским) и многими тюркскими языками. Ахмет-Заки Валиди – крупнейший специалист по истории тюрков, а также народов мусульманского Востока, оставивший после себя почти 400 научных трудов – монографий и статей, а некоторые его книги (как, например, «Методология исторического исследования» (Tarihte usul), «Введение во всеобщую историю тюрков» и др.) до сих пор являются настольными книгами в научных школах ряда стран.

Какую книгу Валиди назвали исторической энциклопедией?

Ответ: Ахмет-Заки Валиди – автор книги «Путевые заметки Ибн Фадлана», с комментариями к ней, которую немецкий востоковед Б. Шпулер назвал «малой тюркской исторической энциклопедией». Благодаря Ахмет-Заки Валиди в научный оборот введены ценнейшие исторические сведения о древних славянах, германцах и угро-финских народах. Современный российский исследователь из Санкт-Петербургского университета Т.Ю. Бурмистрова пишет о нем: «Ахмед-Заки Валиди Тоган – великий ученый мирового уровня, уникальный энциклопедической многогранностью и глубиной своих знаний: историк, этнограф, социолог, лингвист, педагог и яркий публицист. Он был гуманистом по убеждениям и велению сердца, преданным сыном России и своего башкирского народа, горячим защитником прав личности, свободы и братства народов, человеком безграничной доброты и открытости души».

Было ли пособничество фашистам?

Отвечает Валиахмет Бадретдинов, один из руководителей башкирской организации «Аркадаш»: «Эти высосанные из пальца суждения не подтверждены конкретными фактами. Между тем генерал КГБ Лев Соцков, автор книги «Неизвестный сепаратизм. На службе СД и Абвера. Из секретных досье разведки». М., 2003. С. 74, 75 не нашел никаких данных о службе З. Валиди секретным агентом Абвера и о его участии в формировании из мусульманских военнопленных частей Ваффен-СС. Генерал КГБ подробно описал об отправлении в 1951 г. Сталиным на переговоры с З. Валиди агента КГБ с просьбой вернуться в СССР. Очевидно, если З. Валиди был связан с нацистами, не было бы никакого предложения о его возвращении в СССР. Однако антивалидовцы продолжают спекулировать вышеупомянутым эпизодом из жизни З. Валиди».

Что говорит ФСБ?

Ответ: Еще в конце 80-х годов КГБ СССР в ответе на запрос ученого сообщества республики сообщил, что информации о сотрудничестве Ахмет - Заки Валиди с фашистами не имеет. В 2010 году о том, что его ведомство не имеет претензий к фигуре башкирского ученого и общественного деятеля, официально заявил тогдашний руководитель УФСБ по РБ Виктор Палагин.

Как связаны между собой сбитый самолет, культурная организация, турецкие и башкирские «волки»?

Ответ: В качестве затравки авторы скандального сюжета показали террористов, убивших российского летчика в Сирии. Некоторые из них были названы активистами когда-то известной в Турции организации «Серые волки». Журналисты увидели прямую связь между этой организацией и башкирским движением «Кук буре» («Небесный волк»), возникшим в середине нулевых годов. Схожая символика и названия послужили поводом для обвинения башкирской организации в пропаганде нацистских взглядов и идеологии.

«Серые волки» = «Кук буре»?

Отвечает лидер «Кук буре» Азат Сальманов: «О «Серых волках», их идеологии и взглядах я до этой передачи слышал только по одноименному фильму. Телевизионщики фактически оклеветали нас, назвав нацистами. Идеология нашего движения больше носит характер «буржуазного национализма», если оперировать советскими терминами, но никак не нацизма или фашизма. Мы стоим на патриотических позициях своего народа и республики, а не ненависти по отношению к другим народам. Любая национальная организация находится под вниманием правоохранительных органов. Наша деятельность никогда не признавалась экстремистской или как-то по-другому противозаконной. Поэтому сейчас мы готовим судебные иски к каналу «РЕН ТВ». Кроме этого мы всегда выступали против любых военных конфликтов и религиозного терроризма.»

При чем тут ТЮРКСОЙ?

Ответ: Другая прозвучавшая в передаче «Военная тайна» организация тюркского международного сотрудничества «Тюрксой» вообще не имеет отношения к политической деятельности. В российских тюркоязычных регионах ее деятельность ограничивалась лишь культурным сотрудничеством. Членами «Тюрксой» являются различные государства, называть организацию турецкой некорректно.

Кому это выгодно?

Отвечает ведущий научный сотрудник института философии РАН Ильшат Насыров: «Для разрушения основ федеративного устройства России со стороны шовинистически настроенных политиков имеются попытки опорочить саму идею о Российской Федерации, как о равноправном союзе народов, то есть, ту идею, за которую последовательно боролся Ахмет-Заки Валиди. Поэтому сегодня попытки некоторых людей опорочить имя Ахмет-Заки Валиди является на самом деле кампанией против федеративного устройства России. Представители этих кругов современной России, пытаясь проводить политику по культурной и языковой ассимиляции нерусских народов, просто не осознают, что это путь в никуда, что это путь разрушения. Ведь Россия исторически строилась как многонациональное государство, и единство России состоит именно в ее многообразии, а не в унитарности и казарменности.
Кроме всего прочего, за последние недели усилилось информационное давление на республику по вопросу сырья для Башкирской содовой компании. Именно телеканал РЕН ТВ выдал первый крупный сюжет в пользу БСК и мнения о том, что разработка шихана Торатау не имеет альтернативных вариантов.
Схожий материал был размещен вчера в «Лента.ру», где представлена одна точка зрения: шиханы надо отдать в разработку и никакой ценности они не имеют.
Кстати, неподалеку от Торатау и родился Ахмет-Заки Валиди. Передача, где в негативном свете выставлен ученый, по мнению экспертов, одно из звеньев цепи информационного давления на власти республики.

Какое заявление после передачи сделал Всемирный Курултай башкир?

Отвечает Амир Ишемгулов, председатель организации, профессор: «Всемирный курултай башкир» неоднократно заявлял, что попытки дискредитировать лидеров башкирского народа, переиначить историю не достигнут своих целей. Какие бы «эксперты» ни вещали с экранов, они не стоят и мизинца таких выдающихся личностей, как А.З.Валиди. За плечами башкирского народа славная история, глубокие традиции, и мы будем верны заветам предков. Вполне возможно, авторы или заказчики материалов рассчитывают расколоть единство нашего народа и народов России или подтолкнуть молодежь к разного рода провокациям. «Всемирный курултай башкир» призывает всех сохранять спокойствие, действовать строго в рамках закона».

Ахмет-Заки Валиди Тоган — видный политический и общественный деятель ученый-тюрколог, стоявший у истоков создания Башкирской Советской автономной республики и ее первый руководитель.

Ахмет-Заки Валиди Тоган родился 10 декабря 1890 года в ауле Кузян Петровской волости Стерлитамакского уезда Уфимской губернии в семье муллы и стал одной из самых заметных фигур в национальном движении первой половины ХХ века. Его идеи о самостоятельности и единстве мусульманских республик созвучны государственной политике нынешней России, так же, как заявленный им принцип больших автономий, не подчиняющихся диктату центра, и основы нынешнего федеративного договора. В 19 лет Валиди стал преподавать в казанском медресе «Касымия» тюркскую историю и историю арабской и тюркской литератур, изучал восточные языки в Казанском университете. Затем он опубликовал свою первую научную работу «История тюрков и татар». Перед Октябрьской революцией работал в Петрограде для Бюро мусульманской фракции в 4-й Государственной Думе, был членом Временного центрального бюро российских мусульман. На Первом Всероссийском мусульманском съезде в мае 1917 года Валиди избрали во Всероссийский мусульманский совет. Он также стал членом Учредительного собрания от башкир-федералистов Уфимской губернии.

С середины ноября он принял активное участие в революционных процессах в Башкирии. Вошел в Башкирское правительство, возглавил военный отдел, командовал башкирскими войсками, был военным министром Временного правительства, провозглашенной 29 ноября 1917 года независимой Башкирии. Ввиду непризнания адмиралом Колчаком суверенитета Башкортостана, перешел на сторону советской власти, многократно встречался с Лениным и Сталиным. Но, считая неприемлемым постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской республики» от 19 мая 1920 года, в июне 1920 года уехал из Москвы в Среднюю Азию, где почти три года занимался организацией басмаческого движения. Потом перешел иранскую границу, побывал в Афганистане, Индии, Франции. В 1924 году в Берлине участвовал в возрождении Туркестанского национального объединения «Джамиат», одновременно устанавливал контакты с востоковедами Европы. В 1925 году переехал в Турцию, стал преподавателем тюркской истории Стамбульского университета. После этого три года продолжал свое академическое образование в Вене, читал лекции в Боннском университете и в Геттингене. В мае 1939-го по приглашению министра просвещения вернулся в Турцию, а через год в Каире был издан его труд об истории Туркестана.

В мае 1944 года Валиди арестовали по обвинению в «пантюркской деятельности против Советов на территории Турции» и приговорили к десяти годам тюремного заключения, но после 17 месяцев пребывания в тюрьме он был освобожден. После войны возобновил чтение лекций в университете, занялся вопросами методологии истории, используя данные этнографии, фольклористики и других дисциплин. В 1951 году под его председательством в Стамбуле проходил 21-й Международный конгресс востоковедов. Через два года Валиди основал Институт исламских исследований, который возглавлял до самой смерти. Последние годы посвятил составлению «Справочника по тюркской культуре», писал «Воспоминания». Организатор и член многих научных обществ: основал Турецкую ассоциацию востоковедения, член Австрийского общества Хаммера-Пургшталя, почетный доктор Манчестерского университета.

Таков жизненный путь этого человека, оставившего значимый след в истории не только Башкортостана, России, но и других государств. И чем дальше отодвигается в прошлое период советской власти, тем яснее становится, что Ленин совершил политическую ошибку, недооценив идею равноправного вхождения автономных образований в состав Российского государства. Сведение практически к нулю политических и экономических прав автономий, придание им «декоративного» статуса национально-культурных образований надолго задержало развитие демократии не только в самих автономиях, но и во всем бывшем СССР. Ведь передача практически всех функций Центру привела к тому, что интересы автономных образований во внимание не брались. Яркий пример этому — перенасыщенный химией Башкортостан, однобокое экономическое развитие Башкирского Зауралья, большая бывшая отсталость республики в социальной сфере, когда по целому ряду показателей Башкирия занимала предпоследние места в России.

В рамках празднования 115-летнего юбилея Ахмет-Заки Валиди Тогана в Баймаке был проведен «круглый стол». Его участники подробно проанализировали историческое наследие Ахмет-Заки Валиди и соответствие его нынешней политике России. Было подчеркнуто, что современные проблемы федерализма в Российском государстве вполне разрешимы, если за основу брать идеи придания автономным образованиям большей самостоятельности. Отношения между Центром и регионами должны строиться на взаимном доверии. Не должно быть такого, чтобы для строительства, допустим, дороги районного значения на свои же средства району требовалось согласовывать документы в Москве. А ведь именно так было при СССР, когда те или иные бумаги годами «пробивались» в московских кабинетах и при этом колоссальные средства направлялись в экономику других государств. Интересно прислушаться к мнению главы Темясовской сельской администрации Равиля Янчурина:

Ахмет-Заки Валиди Тогана называют великим тюркологом. Но было бы вернее называть его востоковедом, поскольку это понятие глубже и обширнее отражает суть его деятельности. Он стоял у истоков современного федерализма. И открыто стал выражать свои принципы. Мы у себя в селе Темяс впервые в республике отметили 100-летний юбилей со дня рождения Валиди Тогана, провели тогда научно-практическую конференцию. Мы нарисовали объективный и справедливый портрет этого видного сына башкирского народа, первыми в его честь назвали одну из улиц села Темяс, становили и бюст Ахмет-Заки Валиди. Недавно Баймакский край посетили дочь Валиди Исянбика-ханум, сын Субидэй и внучка Сара.

Поделиться