Германия. Провозглашение федеративной республики германии и образование гдр Каковы были последствия образования фрг и гдр

Начало «холодной войны» в 1946-1947 гг., растущая конфронтация между СССР и западными державами делали невозможным воссоздание единого германского государства. Различия в подходе СССР и США к решению германской проблемы оказались непреодолимы. СССР выступал за воссоединение Германии, её демилитаризацию и нейтральный статус. США выступали против нейтрального статуса объединённой Германии. Они стремились видеть в Германии зависимого союзника. В результате победы СССР в войне страны Восточной Европы оказались под его контролем. Власть в них постепенно перешла к местным коммунистам, лояльным СССР. США и западные государства в противостоянии СССР стремились сохранить Западную Германию в своей сфере влияния. Это предопределило государственный раскол Германии.

Западные государства приняли решение о создании особого Западногерманского государства на тех территориях, которые находились под их оккупационным контролем. Для этого во Франкфурте учреждался Экономический совет из представителей ландтагов земель. Он решал финансово - экономические вопросы. В Экономическом совете располагали большинством партии ХДС, ХСС и СвДП, которые выступали за социальную рыночную экономику. В 1948 г. по решению Экономического совета в трёх западных оккупационных зонах произошла денежная реформа. В обращение вводилась стабильная немецкая марка, отменялся контроль над ценами. Западная Германия вступила на путь создания социальной рыночной экономики, началось её экономическое возрождение.

В 1948 г. для разработки и принятия проекта конституции западногерманского государства созывался особый Парламентский совет - Учредительное собрание, избранный ландтагами западногерманских земель. Проект конституции разрабатывался в комитетах Парламентского совета при участии немецких правоведов и утверждался военными губернаторами. В мае 1949 г. Парламентский совет принял Основной закон. Он получил ратификацию, одобрение ландтагов западногерманских земель, кроме Баварии, однако действующий и для неё, и вступил в силу. Так появилась Федеративная Республика Германия (ФРГ). Она охватывала половину прежней территории страны и там проживало две трети немцев. Западные государства в 1949 г. приняли оккупационный статýт. Он ограничивал суверенитет ФРГ в области внешней политики, обороны, внешней торговли вплоть до 1955 г. Германия до сих пор оккупирована американскими войсками.

Конституция ФРГ официально называется Основным законом, так как при принятии этот акт рассматривался как временный до объединения германских земель в единое государство, после чего предполагалась разработка конституции объединённой Германии. Согласно Основному закону ФРГ была открыта для присоединения остальных германских земель. После достижения единства Германии Основной закон действует для всего немецкого народа и теряет силу в день, когда вступает в силу новая конституция, которая будет принята по свободному решению немецкого народа. Конституция 1949 г. называлась также Боннской - по названию новой столицы ФРГ - Бонн.

В советской зоне оккупации, то есть в восточной части Германии, в октябре 1949 г. была принята своя конституция, созданная по советскому образцу, и провозглашена Германская демократическая республика (ГДР). В результате начался длительный сорокалетний период существования двух самостоятельных германских государств. Они не остались нейтральными, а вошли в противостоящие друг другу военно-политические союзы. В 1955 г. ФРГ вступила в НАТО, а ГДР в Организацию Варшавского договора.

В состав ГДР вошли пять германских земель. Вскоре в 1952 г. земли на территории ГДР юридически упразднялись и образовывались четырнадцать территориальных округов. Палата земель в 1958 г. упразднялась. Парламент ГДР - Народная палата стал однопалатным. ГДР, учреждённая как федеративное государство, стала унитарным государством.

Создание Германской Демократической Республики


В советской оккупационной зоне создание Германской Демократической Республики было узаконено институтами Народных конгрессов. 1-й Немецкий народный конгресс собрался в декабре 1947, в нем участвовали СЕПГ, ЛДПГ, ряд общественных организаций и КПГ из западных зон (ХДС отказался принять участие в конгрессе). Делегаты прибыли со всех концов Германии, но 80% из них представляли жителей советской зоны оккупации. 2-й Конгресс был созван в марте 1948, в нем приняли участие делегаты только из Восточной Германии. На нем был избран Немецкий народный совет, в задачу которого входило выработка конституции новой демократической Германии. Совет принял конституцию в марте 1949, а в мае того же года состоялись выборы делегатов на 3-й Немецкий народный конгресс, которые проводились по модели, ставшие нормой в советском блоке: избиратели могли голосовать только за единственный список кандидатов, подавляющее большинство которых были членами СЕПГ. На конгрессе был избран 2-й Немецкий народный совет. Хотя делегаты от СЕПГ не составляли большинства в этом совете, партия обеспечила себе доминирующее положение благодаря партийному руководству делегатами от общественных организаций (молодежного движения, профсоюзов, женской организации, культурной лиги).

7 октября 1949 Немецкий народный совет провозгласил создание Германской Демократической Республики . Первым президентом ГДР стал Вильгельм Пик, а главой Временного правительства - Отто Гротеволь. За пять месяцев до принятия конституции и провозглашения ГДР в Западной Германии была провозглашена Федеративная Республика Германия. Поскольку официальное создание ГДР произошло после создания ФРГ, восточногерманские лидеры получили повод обвинить Запад в расколе Германии.

Экономические трудности и недовольство рабочих в ГДР


На протяжении всего своего существования ГДР постоянно переживала экономические трудности. Некоторые из них были результатом скудости природных ресурсов и слабого развития экономической инфраструктуры, но большинство явилось следствием политики, проводимой Советским Союзом и властями Восточной Германии. На территории ГДР отсутствовали месторождения таких важных ископаемых, как каменный уголь и железная руда. Сказывался и недостаток управленцев и инженеров высокого класса, которые бежали на Запад.

В 1952 СЕПГ провозгласила, что в ГДР будет построен социализм. Следуя сталинской модели, лидеры ГДР навязывали жесткую экономическую систему с централизованным планированием и государственным контролем. Преимущественному развитию подлежала тяжелая индустрия. Не обращая внимания на недовольство граждан, вызванное дефицитом потребительских товаров, власти всеми способами пытались заставить трудящихся повышать производительность труда.

После смерти Сталина положение рабочих не улучшилось, и они ответили восстанием 16-17 июня 1953. Выступление началось как забастовка строительных рабочих Восточного Берлина. Волнения сразу же перекинулись на другие отрасли промышленности в столице, а затем и на всю ГДР. Забастовщики требовали не только улучшения своего экономического положения, но и проведения свободных выборов. Власти были охвачены паникой. Военизированная "Народная полиция" утратила контроль за ситуацией, и советская военная администрация ввела танки.

После событий июня 1953 правительство перешло к политике кнута и пряника. Более мягкая экономическая политика ("новый курс") предусматривала снижение норм выработки для рабочих и увеличение производства некоторых потребительских товаров. В то же время проводились широкомасштабные репрессии в отношении зачинщиков волнений и нелояльных функционеров СЕПГ. Около 20 демонстрантов было казнено, многие были брошены в тюрьмы, почти треть партийных чиновников либо сместили со своих постов, либо перевели на другую работу с официальной мотивировкой "за утрату связи с народом". Тем не менее режиму удалось преодолеть кризис. Через два года СССР официально признал суверенитет ГДР, а в 1956 Восточная Германия сформировала вооруженные силы и стала полноправным участником Организации Варшавского договора.

Еще одним потрясением для стран советского блока стал 20-й съезд КПСС (1956), на котором председатель Совета министров Н.С.Хрущев выступил с разоблачением сталинских репрессий. Откровения лидера СССР вызвали волнения в Польше и Венгрии, но в ГДР ситуация осталась спокойной. Улучшение экономического положения, вызванное новым курсом, а также возможность для недовольных граждан "голосовать ногами", т.е. эмигрировать через открытую границу в Берлине, помогли предотвратить повторение событий 1953.

Некоторое смягчение советской политики после 20-го съезда КПСС воодушевило тех членов СЕПГ, которые не были согласны с позицией Вальтера Ульбрихта, ключевой политической фигуры в стране, и других сторонников жесткого курса. Реформаторы, во главе которых стоял Вольфганг Харих, преподаватель университета им. Гумбольдта в Восточном Берлине, выступали за демократические выборы, рабочий контроль на производстве и "социалистическое объединение" Германии. Ульбрихт сумел преодолеть и эту оппозицию "ревизионистов-уклонистов". Харих был посажен в тюрьму, где пробыл с 1957 по 1964.

Берлинская стена


Разгромив сторонников реформ в своих рядах, руководство Восточной Германии приступило к ускоренной национализации. В 1959 началась массовая коллективизация сельского хозяйства и огосударствление многочисленных мелких предприятий. В 1958 около 52% земельных угодий приходилось на частный сектор, к 1960 он был доведен до 8%.

Демонстрируя поддержку ГДР, Хрущев занял жесткую позицию в отношении Берлина. Он потребовал от западных держав фактического признания ГДР, угрожая закрыть доступ в Западный Берлин. (До 1970-х годов западные державы отказывались признать ГДР как независимое государство, настаивая на том, что Германия должна быть объединена в соответствии с послевоенными договоренностями.) В очередной раз масштабы начавшегося исхода населения из ГДР приобрели устрашающие для правительства масштабы. В 1961 ГДР покинули более 207 тыс. граждан (всего с 1945 на запад перебралось более 3 млн. человек). В августе 1961 восточногерманское правительство блокировало поток беженцев, отдав распоряжение о возведении бетонной стены и заграждений из колючей проволоки между Восточным и Западным Берлином. В течение нескольких месяцев была оборудована граница между ГДР и Западной Германией.

Стабильность и процветание ГДР


Исход населения прекратился, специалисты оставались в стране. Появилась возможность осуществлять более эффективное государственное планирование. В результате в 1960-е и 1970-е годы стране удалось достичь уровня скромного благосостояния. Повышение уровня жизни не сопровождалось политической либерализацией или ослаблением зависимости от СССР. СЕПГ продолжала жестко контролировать сферы искусства и интеллектуальной деятельности. Восточногерманские интеллектуалы испытывали в своем творчестве значительно большие ограничения, чем их венгерские или польские коллеги. Известный культурный престиж нации опирался в основном на отличавшихся левыми взглядами писателей старшего поколения, таких, как Бертольт Брехт (вместе со своей женой, Еленой Вайгель, руководивший знаменитым театральным коллективом "Берлинер ансамбль"), Анна Зегерс, Арнольд Цвейг, Вилли Бредель и Людвиг Ренн. Но появилось и несколько новых значительных имен, среди них - Криста Вольф и Стефан Гейм.

Следует отметить и восточногерманских историков, таких, как Хорст Дрекслер и другие исследователи германской колониальной политики 1880-1918, в работах которых была осуществлена переоценка отдельных событий недавней немецкой истории. Но успешнее всего ГДР повышала свой международный престиж в области спорта. Развитая система государственных спортивных клубов и тренировочных лагерей воспитывала высококлассных атлетов, добивавшихся поразительных успехов на летних и зимних Олимпийских играх начиная с 1972.

Изменения в руководстве ГДР


К концу 1960-х годов Советский Союз, все еще жестко контролировавший Восточную Германию, стал проявлять недовольство политикой Вальтера Ульбрихта. Лидер СЕПГ активно противился новой политике западногерманского правительства во главе с Вилли Брандтом, направленной на улучшение отношений между Западной Германией и советским блоком. Недовольные попытками Ульбрихта саботировать восточную политику Брандта, советское руководство добилось его отставки с партийных постов. Ульбрихт сохранил малозначащий пост главы государства до своей смерти в 1973.

Преемником Ульбрихта на посту первого секретаря СЕПГ стал Эрих Хонеккер. Уроженец Саарской области, он рано вступил в коммунистическую партию, а после освобождения из заключения в конце Второй мировой войны стал профессиональным функционером СЕПГ. В течение многих лет он возглавлял молодежную организацию "Свободная немецкая молодежь". Хонеккер намеревался укрепить то, что он называл "реальным социализмом". При Хонеккере ГДР начала играть известную роль в международной политике, особенно в отношениях со странами "третьего мира". После подписания Основного договора с Западной Германией (1972) ГДР была признана большинством стран мирового сообщества и в 1973, как и ФРГ, стала членом ООН.

Крах ГДР


Хотя до конца 1980-х годов никаких массовых выступлений больше не было, восточногерманское население так полностью и не адаптировалось к режиму СЕПГ. В 1985 около 400 тыс. граждан ГДР подали заявление о выдаче постоянной выездной визы. Многие представители интеллигенции и церковные деятели открыто критиковали режим за отсутствие политических и культурных свобод. Правительство ответило усилением цензуры и изгнанием из страны некоторых видных диссидентов. Рядовые граждане высказывали возмущение системой тотальной слежки, осуществляемой армией информаторов, которые состояли на службе тайной полиции "штази". К 1980-м годам "штази" превратилась в своего рода коррумпированное государство в государстве, она контролировала свои собственные промышленные предприятия и даже осуществляла спекулятивные операции на международном валютном рынке.

Приход к власти в СССР М.С.Горбачева и его политика перестройки и гласности подорвали основу существования правящего режима СЕПГ. Восточногерманские лидеры рано осознали потенциальную опасность и отказались от перестройки в Восточной Германии. Но СЕПГ не могла утаить от граждан ГДР информацию об изменениях в других странах советского блока. Передачи западногерманского телевидения, которые жители ГДР смотрели значительно чаще, чем восточногерманскую телепродукцию, широко освещали ход реформ в Восточной Европе.

Недовольство большинства восточногерманских граждан своим правительством достигло кульминации в 1989. В то время как соседние восточноевропейские государства быстро либерализовали свои режимы, СЕПГ приветствовала жестокое подавление демонстрации китайских студентов в июне 1989 на площади Тяньаньмэнь. Но сдержать вал надвигающихся изменений в ГДР было уже невозможно. В августе Венгрия открыла свою границу с Австрией, что дало возможность тысячам восточногерманских отпускников эмигрировать на запад.

В конце 1989 народное недовольство вылилось в колоссальные демонстрации протеста в самой ГДР. "Демонстрации по понедельникам" быстро стали традиционными; сотни тысяч людей выходили на улицы крупных городов ГДР (наиболее массовые выступления состоялись в Лейпциге) с требованиями политической либерализации. Руководство ГДР разделилось по вопросу о том, как поступать с недовольными, кроме того, стало ясно, что оно теперь предоставлено само себе. В начале октября в Восточную Германию на празднование 40-летия ГДР прибыл М.С. Горбачев, который дал понять, что Советский Союз уже не станет вмешиваться в дела ГДР для спасения правящего режима.

Хонеккер, только что оправившийся от серьезной операции, выступил за применение силовых методов в отношении протестующих. Но большинство членов политбюро СЕПГ не согласилось с его мнением, и в середине октября Хонеккер и его главные союзники были вынуждены уйти в отставку. Новым генеральным секретарем СЕПГ стал Эгон Кренц, как и Хонеккер, бывший руководитель молодежной организации. Правительство возглавил Ханс Модров, секретарь Дрезденского окружного комитета СЕПГ, слывший сторонником экономических и политических реформ.

Новое руководство попыталось стабилизировать ситуацию, пойдя навстречу некоторым особенно распространенным требованиям демонстрантов: было предоставлено право на свободный выезд из страны (Берлинская стена была открыта 9 ноября 1989) и провозглашены свободные выборы. Эти шаги оказались недостаточными, и Кренц, пробыв на посту главы партии 46 дней, ушел в отставку. На спешно созванном съезде в январе 1990 СЕПГ была переименована в Партию демократического социализма (ПДС), был принят действительно демократический партийный устав. Председателем обновленной партии стал Грегор Гизи, юрист по профессии, защищавший в эпоху Хонеккера нескольких восточногерманских диссидентов.

В марте 1990 граждане ГДР участвовали в первых за последние 58 лет свободных выборах. Их результаты сильно разочаровали тех, кто надеялся на сохранение либерализованной, но по-прежнему независимой и социалистической ГДР. Хотя несколько недавно возникших партий выступали за "третий путь", отличный от советского коммунизма и западногерманского капитализма, убедительную победу одержал блок партий, выступавших в союзе с западногерманским Христианским демократическим союзом (ХДС). Этот избирательный блок требовал объединения с Западной Германией.

Лотар де Мезьер, лидер восточногерманского ХДС, стал первым (и последним) свободно избранным премьер-министром ГДР. Короткий период его правления ознаменовался большими переменами. Под руководством де Мезьера был осуществлен быстрый демонтаж прежнего аппарата управления. В августе 1990 были восстановлены пять земель, упраздненных в ГДР в 1952 (Бранденбург, Мекленбург-Передняя Померания, Саксония, Саксония-Анхальт, Тюрингия). 3 октября 1990 ГДР перестала существовать, объединившись с Федеративной Республикой Германия.

Датой образования Германии (в том виде, в котором она находится сейчас) является 3 октября 1990 года. До этого территория страны была поделена на два государства: Федеративную Республику Германия (ФРГ) и Германскую Демократическую Республику (ГДР). Сегодня мы с вами подробнее разберемся, что такое ФРГ и ГДР, и познакомимся с историей этих государств.

Краткая характеристика

23 мая 1949 года была провозглашена Федеративная Республика Германия (ФРГ). В ее состав вошли участки фашисткой Германии, расположенные в британской, американской и французской зонах оккупации. Специальная статья конституции ФРГ предполагала, что в дальнейшем в состав новообразованного государства войдут и остальные германские территории.

Из-за оккупации Берлина и наделения его особым статусом столица страны была перенесена в провинциальный городок Бонн. 7 октября того же года на советской зоне оккупации провозгласили Германскую Демократическую республику (ГДР). Ее столицей был назначен Берлин (фактически только восточная часть города, которая пребывала под контролем ГДР). Последующие 40 с лишним лет два немецких государства существовали отдельно. До 1970-х годов власть страны ФРГ категорически не хотела признавать ГДР. Позже она начали признавать «соседей», но лишь частично.

Мирная революция в ГДР, которая состоялась осенью 1990 года, привела к тому, что 3 октября ее территории были интегрированы в состав ФРГ. Тогда же столица ФРГ была возвращена в Берлин.

Теперь познакомимся с этими событиями более детально.

Разделение Германии после капитуляции

Когда войска союзников (Америка, СССР, Великобритания и Франция) захватили фашистскую Германию, ее территория была поделена между ними на четыре зоны оккупации. Разделен был и Берлин, однако он получил особый статус. В 1949 году западные союзники объединили подвластные им территории и назвали этот регион Тризонией. Восточная часть страны по-прежнему осталась под оккупацией Советского Союза.

Образование ФРГ

24 мая 1949 года Парламентский совет, заседавший в Бонне (город, который относился к британской оккупационной зоне), под строгим контролем военных губернаторов провозгласил ФРГ. В ее состав вошли вновь созданные к тому моменту районы, относящиеся к британским, американским и французским оккупационным зонам.

В тот же день была принята конституция. 23-я статья документа декларировала его распространение на Берлин, который формально мог только частично входить в ФРГ. Основные положения этой статьи предусматривали также перспективу распространения конституции и на другие германские земли. Таким образом была заложена основа для вхождения в ФРГ всех территорий существовавшей ранее Германской империи.

В преамбуле конституции была явно обозначена необходимость объединения немецкого народа на базе воссозданного государства. Сам же документ позиционировался как временный, поэтому официально его даже назвали не конституцией, а «Основным законом».

Так как Берлин был наделен особым политическим статусом, сохранить в нем столицу Федеративной Республики не представлялось возможным. В этой связи было принято решение назначить провинциальный город Бонн, в котором произошло провозглашение страны ФРГ, ее временной столицей.

Создание ГДР

Германские земли Советской оккупационной зоны не намеревались признавать законы ФРГ, принятые 23 мая 1949 года. 30 мая делегаты Немецкого народного конгресса, избранные двумя неделями ранее, приняли конституцию ГДР, признанную 5 землями советской оккупации. На базе принятой конституции в республике, которая называла себя также Восточной Германией, были созданы органы государственной власти.

19 октября состоялись выборы в Палату земель и Народную палату первого созыва. Президентом ГДР стал председатель Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) Вильгельм Пик.

Политический статус и перспектива расширения ФРГ

С самого начала правительство Федеральной Республики Германия четко обозначило, что такое ФРГ. Оно позиционировало себя как единственного представителя интересов немецкого народа, а саму ФРГ как единственного последователя Германской империи. Поэтому неудивительно, что оно имело притязания на все земли, принадлежащие империи до начала экспансии Третьего рейха. К этим землям относились в том числе территории ГДР, Западная часть Берлина, а также «бывшие восточные области», отошедшие Польше и Советскому Союзу. Первые годы после основания ФРГ ее правительство всячески старалось избегать прямого контакта с правительством ГДР. Причина в том, что он мог свидетельствовать о признании ГДР как самостоятельного государства.

Америка и Великобритания также остались при мнении, что легитимным правопреемником империи является ФРГ. Франция же считала, что Германская империя исчезла как таковая еще в 1945 году. Гарри Трумэн, 33-й президент США, отказался подписывать с ФРГ мирный договор, так как не хотел признавать существование двух немецких государств. В 1950 году на нью-йоркской конференции министры иностранных дел трех стран все-таки пришли к общему знаменателю в вопросе «что такое ФРГ?». Притязания правительства республики касательно единственного представления немецкого народа были признаны. Однако признавать правительство руководящим органом всей Германии отказались.

Из-за отказа от идентификации ГДР законодательство ФРГ признавало существование единого гражданства Германии, поэтому именовало своих граждан просто немцами, а территории ГДР не рассматривало как заграницу. Именно поэтому в стране действовал закон о гражданстве, принятый еще в 1913 году. Тот же закон вплоть до 1967 года имел силу и в ГДР, которая также была сторонником единого гражданства. На практике сложившаяся ситуация означала, что любой немец, проживающий в ГДР, может приехать в ФРГ и получить там паспорт. Чтобы предотвратить это, руководители Демократической Республики запретили ее жителям получать паспорта в Республике Германия. В 1967 году они ввели гражданство ГДР, которое получило официальное признание в ФРГ лишь спустя 20 лет.

Нежелание признавать границы Демократической Республики отображалось в картах и атласах. Так, в 1951 году в ФРГ были изданы карты, в которых Германия имела такие же границы, как в 1937 году. При этом разделение республики, а также разделения земель с Польшей и Советским Союзом были обозначены едва заметной пунктирной линией. На этих картах отошедшие противнику топонимы остались под старыми названиями, а какие-либо признаки ГДР попросту отсутствовали. Примечательно, что даже в картах 1971 года, когда весь мир четко понимал, что такое ФРГ и ГДР, ситуация не сильно изменилась. Штрихованные линии стали более заметными, но по-прежнему отличались от тех, которые обозначат границы между государствами.

Развитие ФРГ

Первым канцлером Федеративной Республики стал Конрад Аденауэр - опытный юрист, администратор и активист Партии Центра. Его концепция руководства базировалась на социальной рыночной экономике. В должности канцлера ФРГ он оставался 14 лет (1949-1963 гг.). В 1946 году Аденауэр основал партию под названием Христианско-демократический союз, а в 1950-м - возглавил ее. Главой оппозиционной социал-демократической партии был Курт Шумахер - бывший боец Рейхсбаннера, прошедший заключение в нацистских концлагерях.

Благодаря содействию США в реализации плана Маршала и планов экономического развития страны Людвига Эрхарда в 1960-х экономика ФРГ устремилась вверх. В истории этот процесс получил название «Германское экономическое чудо». Чтобы удовлетворить потребность в недорогой рабочей силе, Федеративная Республика поддержала приток гастарбайтеров, главным образом из Турции.

В 1952 году произошло объединение земель Баден, Вюртемберг-Баден и Вюртемберг-Гогенцоллерн в единую землю Баден-Вюртемберг. ФРГ стала федерацией, состоящей из девяти земель (государств-членов). В 1956 году, после референдума и подписания с Францией Люксембургского договора, в состав ФРГ вошла Саарская область, находившаяся ранее под протекторатом Франции. Ее официальное присоединение к Республике Германия (ФРГ) произошло 1 января 1957 года.

5 мая 1955 года с отменой оккупационного режима ФРГ официально была признана суверенным государством. Суверенитет распространялся только на зону действия временной конституции, то есть не охватывал Берлин и бывшие территории империи, которые на тот момент принадлежали ГДР.

В 1960-х годах был разработан и внедрен ряд чрезвычайных законов, которые накладывали запрет на деятельность ряда организаций (в том числе коммунистической партии), а также на некоторые профессии. Страна вела активную денацификацию, то есть борьбу с последствиями нахождения у власти нацистов, и всеми силами пыталась обеспечить невозможность возрождения нацистской идеологии. В 1955 году ФРГ вошла в состав НАТО.

Отношения с ГДР и внешняя политика

Правительство Республики Германия не признавало ГДР и вплоть до 1969 года отказывалось вступать в дипломатические отношения с государствами, чья позиция по этому вопросу отличается. Исключение составлял разве что Советский Союз, который признавал ГДР, но входил в состав четырех оккупационных держав. На практике указанная причина только дважды привела к разрыву дипломатических отношений: с Югославией в 1967 году и с Кубой - в 1963-м.

Еще в 1952 году Сталин заговорил об объединении ФРГ и ГДР. 10 марта того же года СССР предложил всем державам-оккупантам как можно быстрее в сотрудничестве с общенемецкими правительствами разработать мирный договор с Германией, и даже составил проект этого документа. Советский Союз был согласен с объединением Германии и при условии ее неучастия в военных блоках даже допускал существование в ней армии и военной промышленности. Западные державы фактически отвергли предложение СССР, настаивая на том, что вновь объединенная страна должна иметь право на вступление в НАТО.

Берлинская стена

11 августа 1961 года Народная палата ГДР приняла решение о возведении Берлинской стены - инженерно-оборонительного сооружения протяжностью 155 км, укрепляющего границу между двумя немецкими республиками. В результате в ночь на 13 августа было начато строительство. К часу ночи граница между Западным и Восточным Берлином была полностью заблокирована войсками ГДР. Утром 13 августа люди, которые привычно направлялись в западную часть города на работу, столкнулись с сопротивлением правоохранительных органов и военизированных патрулей. К 15 августа подход к границе был полностью перекрыт колючей проволокой, и началось возведение заграждения. В тот же день были закрыты линии метрополитена, которые сообщали две части города. Потсдамская площадь, которая находилась в пограничной зоне, также была закрыта. Многие здания и жилые дома, прилегающие к линии разделения Восточного и Западного Берлина, были выселены. Окна, которые выходили на сторону территории ФРГ были заложены кирпичом. Позже, во время реконструкции заграждения, соседствующие с ним здания и вовсе снесли.

Строительство и переоборудование сооружения продолжалось до 1975 года. Изначально оно представляло собой забор из бетонных плит или кирпичной кладки, оборудованный колючей проволокой. На некоторых участках это были простые спирали Бруно, которые можно было преодолеть с помощью ловкого прыжка. Этим на первых порах пользовались перебежчики, которым удавалось миновать полицейские посты.

К 1975 году стена представляла собой уже неприступное и довольно сложное сооружение. Она состояла из бетонных блоков высотой 3,6 метра, сверху на которые устанавливались цилиндрические барьеры. Вдоль стены была оборудована запретная зона с большим количеством препятствий, сторожевых постов и прибор для освещения. Запретная зона состояла из простой стены, нескольких полос противотанковых ежей или металлических шипов, забора из металлической сетки с колючей проволокой и системой сигнальных ракет, дороги для патрулей, широкой полосы регулярно выравниваемого песка, и, наконец, неприступной стены, описанной выше.

Смена канцлера

Когда в 1969 году на должность канцлера Федеративной Республики Германия вступил Вилли Брандт, в отношениях между ФРГ и ГДР начался новый виток. Социал-демократы, пришедшие к власти, ослабили законодательство и признали нерушимость послевоенных государственных границ. Вилли Брандт и его последователь Гельмут Шмидт улучшили отношения с Советским Союзом.

В 1970 году был подписан Московский договор, в котором ФРГ отказалась от притязаний на восточные области бывшей Германской империи, отошедшие после войны СССР и Польше. Документ также декларировал возможность объединения республик. Это решение ознаменовало начало «новой восточной политики». В 1971 году ФРГ и ГДР подписали Основополагающий договор, регламентирующий их взаимоотношения.

В 1973 году обе республики пополнили состав ООН, несмотря на то, что ФРГ по-прежнему не хотела признавать международно-правовую независимость ГДР. Тем не менее статус-кво Демократической Республики, закрепленный Основополагающим договором, поспособствовал потеплению в отношениях «соседей».

«Мирная революция»

В сентябре 1989 года в ГДР возникло оппозиционное движение «Новый форум», частично состоящее из членов политических партий. В следующем месяце по республике прокатилась волна протестов, участники которых требовали демократизации политики. В результате руководство СЕПГ подало в отставку, а его место заняли представители недовольного населения. 4 ноября в Берлине состоялся массовый согласованный с властями митинг, участники которого требовали соблюдения свободы слова.

9 ноября граждане ГДР получили право на свободный (без уважительной причины) выезд за границу, что привело к стихийному падению Берлинской стены. После выборов, состоявшихся в марте 1990 года, новое правительство ГДР начало активные переговоры с представителями ФРГ о перспективе объединения.

Объединение Германии

В августе 1990 года ФРГ и ГДР подписали договор об объединении страны. Он предусматривал ликвидацию Демократической Республики и ее вхождение в Республику Германия в виде пяти новых земель. Параллельно с этим были воссоединены две части Берлина, и он вновь получил статус столицы.

12 сентября 1990 года представители ГДР, ФРГ, США, СССР, Великобритании и Франции подписали договор, который окончательно урегулировал германский вопрос. Согласно этому документу в конституцию ФРГ должна была быть включена поправка о том, что после воссоздания государства оно отказывается от притязаний на остальные территории, некогда принадлежащие Германской империи.

Фактически в процессе объединения (немцы предпочитают говорить «воссоединения» или «восстановления единства») не было создано нового государства. Земли бывшей территории ГДР были просто приняты в состав ФРГ. В этот же момент они стали подчиняться «временной» конституции Республики Германия, принятой еще в 1949 году. Воссозданное государство с тех пор стало называться просто Германией, но с юридической точки зрения это не новая страна, а расширенная ФРГ.

ГДР, государство в Центральной Ев-ро-пе в 1949-1990, на тер-ри-то-рии современных зе-мель Бран-ден-бург, Мек-лен-бург-Пе-ред-няя По-ме-ра-ния, Сак-со-ния, Сак-со-ния-Ан-хальт, Тю-рин-гия Фе-де-ра-тив-ной Рес-пуб-ли-ки Гер-ма-ния.

Сто-ли-ца - Бер-лин (Вос-точ-ный). Нас. ок. 17 млн. чел. (1989).

ГДР воз-ник-ла 7.10.1949 на тер-ри-то-рии Со-вет-ской зо-ны ок-ку-па-ции Гер-ма-нии как вре-мен-ное гос. об-ра-зо-ва-ние в от-вет на уч-ре-ж-де-ние в мае 1949 на ба-зе амер., брит. и франц. зон ок-ку-па-ции (см. Три-зо-ния) се-па-рат-но-го зап.-герм. гос-ва - ФРГ (под-роб-нее см. в стать-ях Гер-ма-ния, Бер-лин-ские кри-зи-сы, Гер-ман-ский во-прос 1945-90). В адм. от-но-ше-нии с 1949 она де-ли-лась на 5 зе-мель, а с 1952 - на 14 ок-ру-гов. Вост. Бер-лин имел ста-тус отд. адм.-терр. еди-ни-цы.

В по-ли-тич. сис-те-ме ГДР ли-ди-рую-щую роль иг-ра-ла Со-циа-ли-сти-че-ская еди-ная пар-тия Гер-ма-нии (СЕПГ), об-ра-зо-вав-шая-ся в 1946 в ре-зуль-та-те слия-ния на тер-ри-то-рии Сов. зо-ны ок-ку-па-ции Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Гер-ма-нии (КПГ) и Со-ци-ал-де-мо-кра-ти-че-ской пар-тии Гер-ма-нии (СДПГ). В ГДР дей-ст-во-ва-ли так-же тра-ди-ци-он-ные для Гер-ма-нии пар-тии: Хри-сти-ан-ско-де-мо-кра-тич. со-юз Гер-ма-нии, Ли-бе-раль-но-де-мо-кра-тич. пар-тия Гер-ма-нии и вновь соз-дан-ные Нац.-демо-кра-тич. пар-тия Гер-ма-нии и Де-мо-кра-тич. кре-сть-ян-ская пар-тия Гер-ма-нии. Все пар-тии объ-е-ди-ня-лись в Де-мо-кра-тич. блок и за-яв-ля-ли о при-вер-жен-но-сти идеа-лам со-циа-лиз-ма. Пар-тии и мас-со-вые ор-га-низа-ции (Объ-е-ди-не-ние сво-бод-ных нем. проф-сою-зов, Со-юз сво-бод-ной нем. мо-ло-дё-жи и др.) вхо-ди-ли в Нац. фронт ГДР.

Выс-шим за-ко-но-дат. ор-га-ном ГДР бы-ла Нар. па-ла-та (400 деп., 1949-63, 1990; 500 деп., 1964-89), из-би-рав-шая-ся пу-тём все-об-щих пря-мых тай-ных вы-бо-ров. Гла-вой гос-ва в 1949-60 яв-лял-ся пре-зи-дент (эту долж-ность за-ни-мал со-пред-се-да-тель СЕПГ В. Пик). После смер-ти В. Пи-ка пост пре-зи-ден-та был уп-разд-нён, кол-лек-тив-ным гла-вой гос-ва стал из-би-рае-мый Нар. па-ла-той и под-от-чёт-ный ей Гос. со-вет, воз-глав-ляв-ший-ся пред-се-да-те-лем (пред-се-да-те-ли Гос. со-ве-та: В. Ульб-рихт, 1960-73; В. Штоф, 1973-76; Э. Хо-нек-кер, 1976-89; Э. Кренц, 1990). Выс-шим ор-га-ном ис-пол-нит. вла-сти был Со-вет ми-ни-ст-ров, ко-то-рый так-же из-би-рал-ся Нар. па-ла-той и был под-от-чё-тен ей (пред-се-да-те-ли Со-ве-та ми-ни-ст-ров: О. Гро-те-воль, 1949-64; В. Штоф, 1964-73, 1976-89; Х. Зин-дер-ман, 1973-76; Х. Мод-ров, 1989-90). Нар. па-ла-та из-би-ра-ла пред. Нац. со-ве-та обо-ро-ны, пред. и чле-нов Вер-хов-но-го су-да и ге-не-раль-но-го про-ку-ро-ра ГДР.

Нор-маль-ное функ-цио-ни-ро-ва-ние силь-но по-стра-дав-шей от во-ен. дей-ст-вий эко-но-ми-ки Вост. Гер-ма-нии, а за-тем ГДР с са-мо-го на-ча-ла бы-ло ос-лож-не-но вы-пла-той ре-па-ра-ций в поль-зу СССР и Поль-ши. В на-ру-ше-ние ре-ше-ний Бер-лин-ской (Пот-сдам-ской) кон-фе-рен-ции 1945 США, Ве-ли-ко-бри-та-ния и Фран-ция со-рва-ли ре-па-рац. по-став-ки из сво-их зон, в ре-зуль-та-те че-го прак-ти-че-ски вся тя-жесть ре-па-ра-ций лег-ла на ГДР, из-на-чаль-но ус-ту-пав-шую в эко-но-мич. от-но-ше-нии ФРГ. На 31.12.1953 сум-ма ре-па-ра-ций, вы-пла-чен-ных ФРГ, со-став-ля-ла 2,1 млрд. нем. ма-рок, в то вре-мя как ре-па-рац. пла-те-жи ГДР за тот же пе-ри-од со-ста-ви-ли 99,1 млрд. нем. ма-рок. До-ля де-мон-та-жа пром. пред-при-ятий и от-чис-ле-ний из те-ку-щей про-дук-ции ГДР дос-тиг-ла в нач. 1950-х гг. кри-тич. объ-ё-мов. Не-по-мер-ный груз ре-па-ра-ций, на-ря-ду с ошиб-ка-ми ру-ко-во-дства СЕПГ во гла-ве с В. Ульб-рих-том, взяв-шим курс на «ус-ко-рен-ное по-строе-ние со-циа-лиз-ма», при-ве-ли к пе-ре-на-пря-же-нию эко-но-ми-ки рес-пуб-ли-ки и вы-зва-ли от-кры-тое не-до-воль-ст-во на-се-ле-ния, ко-то-рое про-яви-лось в хо-де со-бы-тий 17.6.1953. Вол-не-ния, на-чав-шие-ся как за-бас-тов-ка вос-точ-но-бер-лин-ских стро-ит. ра-бо-чих про-тив уве-ли-че-ния норм вы-ра-бот-ки, ох-ва-ти-ли б. ч. тер-ри-то-рии ГДР и при-об-ре-ли ха-рак-тер ан-ти-пра-ви-тель-ст-вен-ных вы-сту-п-ле-ний. Под-держ-ка СССР по-зво-ли-ла вла-стям ГДР вы-иг-рать вре-мя, пе-ре-стро-ить свою по-ли-ти-ку и за-тем са-мо-стоя-тель-но в ко-рот-кий срок ста-би-ли-зи-ро-вать по-ло-же-ние в рес-пуб-ли-ке. Был про-воз-гла-шён «но-вый курс», од-ной из це-лей ко-то-ро-го яв-ля-лось улуч-ше-ние ус-ло-вий жиз-ни на-се-ле-ния (в 1954 ли-ния на пре-иму-ще-ст-вен-ное раз-ви-тие тя-жё-лой пром-сти бы-ла тем не ме-нее вос-ста-нов-ле-на). Что-бы ук-ре-пить эко-но-ми-ку ГДР, СССР и Поль-ша от-ка-за-лись от взи-ма-ния с неё ос-тав-шей-ся час-ти ре-па-ра-ций на сум-му 2,54 млрд. долл.

Ока-зы-вая под-держ-ку пра-ви-тель-ст-ву ГДР, ру-ко-во-дство СССР, од-на-ко, про-во-ди-ло курс на вос-ста-нов-ле-ние еди-но-го герм. гос-ва. На Бер-лин-ском со-ве-ща-нии ми-ни-ст-ров ино-стран-ных дел че-ты-рёх дер-жав 1954 оно вновь вы-сту-пи-ло с ини-циа-ти-вой обес-пе-че-ния един-ст-ва Гер-ма-нии как ми-ро-лю-би-во-го, де-мо-кра-тич. гос-ва, не уча-ст-вую-ще-го в во-ен. сою-зах и бло-ках, и вне-сло пред-ло-же-ние об-ра-зо-вать врем. об-ще-гер-ман-ское пра-ви-тель-ст-во на ос-но-ве до-го-во-рён-но-сти ме-ж-ду ГДР и ФРГ и воз-ло-жить на не-го про-ве-де-ние сво-бод-ных вы-бо-ров. Соз-дан-ное по ре-зуль-та-там вы-бо-ров об-ще-гер-ман-ское Нац. со-б-ра-ние долж-но бы-ло вы-ра-бо-тать кон-сти-ту-цию объ-е-ди-нён-ной Гер-ма-нии и сфор-ми-ро-вать пра-ви-тель-ст-во, пра-во-моч-ное за-клю-чить мир-ный до-го-вор. Од-на-ко пред-ло-же-ние СССР не по-лу-чи-ло под-держ-ки со сто-ро-ны зап. дер-жав, на-стаи-вав-ших на член-ст-ве объ-е-ди-нён-ной Гер-ма-нии в НАТО.

По-зи-ция пра-ви-тельств США, Ве-ли-ко-бри-та-нии и Фран-ции в герм. во-про-се и по-сле-до-вав-шее в мае 1955 всту-п-ле-ние ФРГ в НАТО, прин-ци-пи-аль-но из-ме-нив-шее во-ен.-по-ли-тич. си-туа-цию в Центр. Ев-ро-пе, ста-ли при-чи-ной на-чав-ше-го-ся пе-ре-смот-ра ру-ко-во-дством СССР ли-нии в во-про-се объ-е-ди-не-ния Гер-ма-нии. Су-ще-ст-во-ва-нию ГДР и раз-ме-щён-ной на её тер-ри-то-рии Груп-пы сов. войск в Гер-ма-нии ста-ло при-да-вать-ся зна-че-ние центр. эле-мен-та в сис-те-ме обес-пе-че-ния без-опас-но-сти СССР на ев-роп. на-прав-ле-нии. Со-циа-ли-стич. об-ществ. уст-рой-ст-во ста-ло рас-смат-ри-вать-ся как до-пол-нит. га-ран-тия от по-гло-ще-ния ГДР зап.-герм. гос-вом и раз-ви-тия со-юз-нич. от-но-ше-ний с СССР. В авг. 1954 сов. ок-ку-пац. вла-сти за-вер-ши-ли про-цесс пе-ре-да-чи ГДР гос. су-ве-ре-ни-те-та, в сент. 1955 Сов. Со-юз под-пи-сал с ГДР фун-дам. до-го-вор об ос-но-вах от-но-ше-ний. Па-рал-лель-но про-во-ди-лась все-сто-рон-няя ин-те-гра-ция ГДР в эко-но-мич. и по-ли-тич. струк-ту-ры со-дру-же-ст-ва ев-роп. со-циа-ли-стич. го-су-дарств. В мае 1955 ГДР ста-ла чле-ном Орг-ции Вар-шав-ско-го до-го-во-ра.

Об-ста-нов-ка во-круг ГДР и внутр. си-туа-ция в са-мой рес-пуб-ли-ке во 2-й пол. 1950-х гг. про-дол-жа-ли ос-та-вать-ся на-пря-жён-ны-ми. На За-па-де ак-ти-ви-зи-ро-ва-лись кру-ги, ко-то-рые бы-ли го-то-вы пой-ти на при-ме-не-ние во-ен. си-лы в от-но-ше-нии ГДР с це-лью её при-сое-ди-не-ния к ФРГ. На ме-ж-ду-нар. аре-не пра-ви-тель-ст-во ФРГ с осе-ни 1955 на-стой-чи-во про-во-ди-ло ли-нию на изо-ля-цию ГДР и вы-сту-па-ло с пре-тен-зи-ей на еди-но-лич-ное пред-ста-ви-тель-ст-во нем-цев (см. «Халь-штей-на док-три-на»). Осо-бен-но опас-ная си-туа-ция скла-ды-ва-лась на тер-ри-то-рии Бер-ли-на. Зап. Бер-лин, на-хо-див-ший-ся под управ-ле-ни-ем ок-ку-пац. ад-ми-ни-ст-ра-ций США, Ве-ли-ко-бри-та-нии и Фран-ции и не от-де-лён-ный от ГДР гос. гра-ни-цей, фак-ти-че-ски пре-вра-тил-ся в центр под-рыв-ной дея-тель-но-сти про-тив неё как эко-но-ми-че-ской, так и по-ли-ти-че-ской. Эко-но-мич. по-те-ри ГДР из-за от-кры-той гра-ни-цы с Зап. Бер-ли-ном в 1949-61 со-ста-ви-ли ок. 120 млрд. ма-рок. Че-рез Зап. Бер-лин за тот же пе-ри-од ГДР не-ле-галь-но по-ки-ну-ло ок. 1,6 млн. чел. Это бы-ли в осн. ква-ли-фи-цирован-ные ра-бо-чие, ин-же-не-ры, вра-чи, обу-чен-ный мед. пер-со-нал, учи-те-ля, про-фес-со-ра и др., уход ко-то-рых серь-ёз-но ос-лож-нял функ-цио-ни-ро-ва-ние все-го го-сударст-вен-но-го ме-ха-низ-ма ГДР.

Стре-мясь ук-ре-пить безо-пас-ность ГДР и раз-ря-дить об-ста-нов-ку в Центр. Ев-ро-пе, СССР в но-яб. 1958 вы-сту-пил с ини-циа-ти-вой пре-дос-та-вить Зап. Бер-ли-ну ста-тус де-ми-ли-та-ри-зов. воль-но-го го-ро-да, т. е. пре-вра-тить его в са-мо-сто-ят. по-ли-тич. еди-ни-цу, имею-щую кон-тро-ли-руе-мую и ох-ра-няе-мую гра-ни-цу. В янв. 1959 Сов. Со-юз пред-ста-вил про-ект мир-но-го до-го-во-ра с Гер-ма-ни-ей, ко-то-рый мог быть под-пи-сан ФРГ и ГДР ли-бо их кон-фе-де-ра-ци-ей. Од-на-ко пред-ло-же-ния СССР вновь не по-лу-чи-ли под-держ-ки со сто-ро-ны США, Ве-ли-ко-бри-та-нии и Фран-ции. 13.8.1961 по ре-ко-мен-да-ции Со-ве-ща-ния сек-ре-та-рей ком-му-ни-стич. и ра-бо-чих пар-тий стран Вар-шав-ско-го до-го-во-ра (3-5.8.1961) пра-ви-тель-ст-во ГДР в од-но-сто-рон-нем по-ряд-ке вве-ло ре-жим гос. гра-ни-цы в от-но-ше-нии Зап. Бер-ли-на и при-сту-пи-ло к ус-танов-ке по-гра-нич-ных за-гра-ж-де-ний (см. Бер-лин-ская сте-на).

Со-ору-же-ние Бер-лин-ской сте-ны за-ста-ви-ло пра-вя-щие кру-ги ФРГ пе-ре-смот-реть свой курс как в герм. во-про-се, так и в от-но-ше-ни-ях с со-циа-ли-стич. стра-на-ми Ев-ро-пы. По-сле авг. 1961 ГДР по-лу-чи-ла воз-мож-ность от-но-си-тель-но спо-кой-но-го раз-ви-тия и внутр. кон-со-ли-да-ции. Ук-ре-п-ле-нию по-ло-же-ния ГДР спо-соб-ст-во-вал её До-го-вор о друж-бе, взаи-мо-по-мо-щи и со-труд-ни-че-ст-ве с СССР (12.6.1964), в ко-то-ром не-при-кос-но-вен-ность гра-ниц ГДР объ-яв-ля-лась од-ним из осн. фак-то-ров ев-роп. безо-пас-но-сти. К 1970 эко-но-ми-ка ГДР по осн. по-ка-за-те-лям пре-взош-ла уро-вень пром. про-из-ва Гер-ма-нии 1936, хо-тя чис-лен-ность её на-се-ле-ния со-став-ля-ла лишь 1/4 на-се-ле-ния быв. рей-ха. В 1968 бы-ла при-ня-та но-вая Кон-сти-ту-ция, ко-то-рая оп-ре-де-ли-ла ГДР как «со-циа-ли-сти-че-ское го-су-дар-ст-во не-мец-кой на-ции» и за-кре-пи-ла ру-ко-во-дя-щую роль СЕПГ в гос-ве и об-ще-ст-ве. В окт. 1974 в текст Кон-сти-ту-ции бы-ло вне-се-но уточ-не-ние о на-ли-чии в ГДР «со-циа-ли-сти-че-ской не-мец-кой на-ции».

При-ход к вла-сти в ФРГ в 1969 пра-ви-тель-ст-ва В. Бранд-та, встав-ше-го на путь уре-гу-ли-ро-ва-ния от-но-ше-ний с со-циа-ли-стич. стра-на-ми (см. «Но-вая вос-точ-ная по-ли-ти-ка»), сти-му-ли-ро-вал по-те-п-ле-ние со-вет-ско-за-пад-но-гер-ман-ских от-но-ше-ний. В мае 1971 на пост 1-го сек-ре-та-ря ЦК СЕПГ был из-бран Э. Хо-нек-кер, ко-то-рый вы-ска-зы-вал-ся за нор-ма-ли-за-цию от-но-ше-ний ГДР с ФРГ и за про-ве-де-ние эко-но-мич. и со-ци-аль-ных ре-форм в це-лях ук-ре-п-ле-ния со-циа-лиз-ма в ГДР.

С нач. 1970-х гг. пра-ви-тель-ст-во ГДР на-ча-ло раз-ви-вать диа-лог с ру-ко-во-дством ФРГ, что при-ве-ло к под-пи-са-нию в дек. 1972 до-го-во-ра об ос-но-вах от-но-ше-ний ме-ж-ду дву-мя го-су-дар-ст-ва-ми. Вслед за этим ГДР бы-ла при-зна-на зап. дер-жа-ва-ми, а в сент. 1973 при-ня-та в ООН. Зна-чит. ус-пе-хов рес-пуб-ли-ка до-би-лась в эко-но-мич. и со-ци-аль-ной сфе-рах. Сре-ди стран - чле-нов СЭВ её пром-сть и с. х-во дос-тиг-ли наи-выс-ших по-ка-за-те-лей про-дук-тив-но-сти, а так-же са-мой вы-со-кой сте-пе-ни на-уч.-тех-нич. раз-ви-тия в не-во-ен-ном секто- ре; в ГДР был са-мый вы-со-кий сре-ди со-циа-ли-стич. стран уро-вень по-треб-ле-ния на ду-шу на-се-ле-ния. По по-ка-за-те-лям пром. раз-ви-тия в 1970-х гг. ГДР вы-шла на 10-е ме-сто в ми-ре. Од-на-ко, не-смот-ря на зна-чит. про-гресс, по уров-ню жиз-ни к кон. 1980-х гг. ГДР всё же серь-ёз-но от-ста-ва-ла от ФРГ, что не-га-тив-но от-ра-жа-лось на на-строе-ни-ях на-се-ле-ния.

В ус-ло-ви-ях раз-ряд-ки ме-ж-ду-нар. на-пря-жён-но-сти в 1970-80-х гг. пра-вя-щие кру-ги ФРГ проводили в отношении ГДР политику «из-ме-не-ния че-рез сбли-же-ние», делая осн. ак-цент на рас-ши-ре-ние эко-номич., куль-тур-ных и «че-ло-ве-че-ских кон-так-тов» с ГДР без при-зна-ния её пол-но-цен-ным гос-вом. При ус-та-нов-ле-нии ди-пло-ма-тич. от-но-ше-ний ГДР и ФРГ об-ме-ня-лись не по-соль-ст-ва-ми, как это при-ня-то в ми-ро-вой прак-ти-ке, а по-сто-ян-ны-ми пред-ста-ви-тель-ст-ва-ми с ди-пло-ма-тич. ста-ту-сом. Гра-ж-да-не ГДР, по-па-дая на зап.-герм. тер-ри-то-рию, по-преж-не-му без вся-ких ус-ло-вий мог-ли стать гра-ж-да-на-ми ФРГ, ока-зать-ся при-зван-ны-ми на служ-бу в бун-дес-вер и пр. Для гра-ж-дан ГДР, по-се-щав-ших ФРГ, со-хра-ня-лась вы-пла-та «при-вет-ст-вен-ных де-нег», сум-ма ко-то-рых к кон. 1980-х гг. со-став-ля-ла 100 ма-рок ФРГ на ка-ж-до-го чле-на се-мьи, вклю-чая мла-ден-цев. Ак-тив-ную ан-ти-со-циа-ли-стич. про-па-ган-ду и кри-ти-ку по-ли-ти-ки ру-ко-во-дства ГДР ве-ли ра-дио и те-ле-ви-де-ние ФРГ, пе-ре-да-чи ко-то-рых при-ни-ма-лись прак-ти-че-ски на всей тер-ри-то-рии ГДР. По-ли-тич. кру-ги ФРГ под-дер-жи-ва-ли лю-бые про-яв-ле-ния оп-по-зи-ци-он-но-сти у граж-дан ГДР и по-ощ-ря-ли их бег-ст-во из рес-пуб-ли-ки.

В ус-ло-ви-ях ост-ро-го идео-ло-гич. про-тиво-бор-ст-ва, в цен-тре ко-то-ро-го на-хо-ди-лась про-бле-ма ка-че-ст-ва жиз-ни и де-мо-кра-тич. сво-бод, ру-ко-во-дство ГДР пы-талось рег-ла-мен-ти-ро-вать «че-ло-ве-че-ские кон-так-ты» ме-ж-ду дву-мя го-су-дар-ст-ва-ми пу-тём ог-ра-ни-че-ния по-ез-док гра-ж-дан ГДР в ФРГ, осу-ще-ст-в-ля-ло с по-мо-щью ор-га-нов гос. безо-пас-но-сти («шта-зи») уси-лен-ный кон-троль над на-строе-ния-ми на-се-ле-ния, пре-сле-до-ва-ло дея-те-лей оп-по-зи-ции. Всё это лишь уси-ли-ва-ло на-рас-тав-шую с нач. 1980-х гг. внутр. на-пря-жён-ность в рес-пуб-ли-ке.

Пе-ре-строй-ку в СССР боль-шин-ст-во на-се-ле-ния ГДР встре-ти-ло с во-оду-шев-ле-ни-ем, в на-де-ж-де на то, что она бу-дет спо-соб-ст-во-вать рас-ши-ре-нию де-мо-кра-тич. сво-бод в ГДР и сня-тию ог-ра-ни-че-ний на по-езд-ки в ФРГ. Од-на-ко ру-ко-во-дство рес-пуб-ли-ки не-га-тив-но от-не-слось к про-цес-сам, раз-во-ра-чи-вав-шим-ся в Сов. Сою-зе, рас-смат-ри-вая их как опас-ные для де-ла со-циа-лиз-ма, и от-ка-за-лось встать на путь про-ве-де-ния ре-форм. К осе-ни 1989 си-туа-ция в ГДР ста-ла кри-ти-че-ской. На-ча-лось бег-ст-во на-се-ле-ния рес-пуб-ли-ки че-рез от-кры-тую пра-ви-тель-ст-вом Венг-рии гра-ни-цу с Ав-ст-ри-ей и на тер-ри-то-рию по-сольств ФРГ в вост.-ев-роп. стра-нах. В го-ро-дах ГДР про-хо-ди-ли мас-со-вые де-мон-ст-ра-ции про-тес-та. Пы-та-ясь ста-би-ли-зи-ро-вать об-ста-нов-ку, ру-ко-во-дство СЕПГ 18.10.1989 объ-я-ви-ло об ос-во-бо-ж-де-нии Э. Хо-нек-ке-ра от всех за-ни-мае-мых им долж-но-стей. Но и сме-нив-ший Хо-нек-ке-ра Э. Кренц не смог спа-сти по-ло-же-ние. 9.11.1989 в ус-ло-ви-ях адм. не-раз-бе-ри-хи про-изош-ло вос-ста-нов-ле-ние сво-бод-но-го пе-ре-дви-же-ния че-рез гра-ни-цу ГДР с ФРГ и кон-троль-но-про-пу-ск-ные пунк-ты Бер-лин-ской сте-ны. Кри-зис по-ли-тич. сис-те-мы пе-ре-рос в кри-зис гос-ва. 1.12.1989 из Кон-сти-ту-ции ГДР был уда-лён пункт о ру-ко-во-дя-щей ро-ли СЕПГ. 7.12.1989 ре-аль-ная власть в рес-пуб-ли-ке пе-ре-шла к соз-дан-но-му по ини-циа-ти-ве Еван-ге-лич. церк-ви Круг-ло-му сто-лу, в ко-то-ром по-ров-ну бы-ли пред-став-ле-ны ста-рые пар-тии, мас-со-вые ор-га-ни-за-ции ГДР и но-вые не-фор-маль-ные по-ли-тич. ор-га-ни-за-ции. На со-сто-яв-ших-ся 18.3.1990 пар-ла-мент-ских вы-бо-рах СЕПГ, пе-ре-име-но-ван-ная в Пар-тию де-мо-кра-тич. со-циа-лиз-ма, по-тер-пе-ла по-ра-же-ние. Ква-ли-фи-цир. боль-шин-ст-во в Нар. па-ла-те по-лу-чи-ли сто-рон-ни-ки вхо-ж-де-ния ГДР в со-став ФРГ. Ре-ше-ни-ем но-во-го пар-ла-мен-та был уп-разд-нён Гос. со-вет ГДР, а его функ-ции пе-ре-да-ны Пре-зи-диу-му Нар. па-ла-ты. Гла-вой коа-лиц. пра-ви-тель-ст-ва был из-бран ли-дер хри-сти-ан-ских де-мо-кра-тов ГДР Л. де Мезь-ер. Но-вое пра-ви-тель-ст-во ГДР объ-я-ви-ло ут-ра-тив-ши-ми си-лу за-ко-ны, за-кре-п-ляв-шие со-циа-ли-стич. гос. уст-рой-ст-во ГДР, всту-пи-ло в пе-ре-го-во-ры с ру-ко-во-дством ФРГ об ус-ло-ви-ях объ-е-ди-нения двух го-су-дарств и 18.5.1990 под- пи-са-ло с ним гос. до-го-вор о ва-лют-ном, эко-но-мич. и со-ци-аль-ном сою-зе. Па-рал-лель-но ве-лись пе-ре-го-во-ры пра-ви-тельств ФРГ и ГДР с СССР, США, Ве-ли-ко-бри-та-ни-ей и Фран-ци-ей по про-бле-мам, свя-зан-ным с объ-е-ди-не-ни-ем Гер-ма-нии. Ру-ко-во-дство СССР во гла-ве с М. С. Гор-ба-чё-вым прак-ти-че-ски с са-мо-го на-ча-ла со-гла-си-лось с ли-к-ви-да-ци-ей ГДР и член-ст-вом объ-е-ди-нён-ной Гер-ма-нии в НАТО. По собств. ини-циа-ти-ве оно по-ста-ви-ло во-прос о вы-во-де с тер-ри-то-рии ГДР сов. во-ин-ско-го кон-тин-ген-та (с сер. 1989 он име-но-вал-ся Зап. груп-пой войск) и обя-за-лось осу-ще-ст-вить этот вы-вод в сжа-тые сро-ки - в те-че-ние 4 лет.

1.7.1990 всту-пил в дей-ст-вие гос. до-го-вор о сою-зе ГДР с ФРГ. На тер-ри-то-рии ГДР начало дей-ст-во-вать зап.-герм. эко-но-мич. пра-во, а пла-тёж-ным сред-ст-вом ста-ла мар-ка ФРГ. 31.8.1990 пра-ви-тель-ст-ва двух герм. го-су-дарств под-пи-са-ли до-го-вор об объ-е-ди-не-нии. 12.9.1990 в Мо-ск-ве пред-ста-ви-те-ли шес-ти го-су-дарств (ФРГ и ГДР, а так-же СССР, США, Ве-ли-ко-бри-та-нии и Фран-ции) по-ста-ви-ли свои под-пи-си под «До-го-во-ром об окон-ча-тель-ном уре-гу-ли-ро-ва-нии в от-но-ше-нии Гер-ма-нии», в со-от-вет-ст-вии с ко-то-рым дер-жа-вы - по-бе-ди-тель-ни-цы во 2-й ми-ро-вой вой-не зая-ви-ли о пре-кра-ще-нии «сво-их прав и от-вет-ст-вен-но-сти в от-но-ше-нии Бер-ли-на и Гер-ма-нии в це-лом» и пре-дос-та-ви-ли объ-е-ди-нён-ной Гер-ма-нии «пол-ный су-ве-ре-ни-тет над свои-ми внут-рен-ни-ми и внеш-ни-ми де-ла-ми». 3.10.1990 до-го-вор об объ-е-ди-не-нии ГДР и ФРГ всту-пил в си-лу, за-пад-но-бер-лин-ская по-ли-ция взя-ла под ох-ра-ну пра-ви-тельств. уч-ре-ж-де-ния ГДР в Вост. Бер-ли-не. ГДР как гос-во пре-кра-ти-ла своё су-ще-ст-во-ва-ние. Пле-бис-ци-та по это-му во-про-су ни в ГДР, ни в ФРГ не про-во-ди-лось.

Дополнительная литература:

Ис-то-рия Гер-ман-ской Де-мо-кра-ти-че-ской Рес-пуб-ли-ки. 1949-1979. М., 1979;

Geschichte der Deutschen Demokratischen Republik. B., 1984;

Со-циа-лизм на-цио-наль-ных цве-тов ГДР. М., 1989;

Bahrmann H., Links C. Chronik der Wende. B., 1994-1995. Bd 1-2;

Lehmann H. G. Deutschland-Chronik 1945-1995. Bonn, 1996;

Modrow H. Ich wollte ein neues Deutschland. B., 1998.

Иллюстрации:

В Пре-зи-диу-ме Объе-ди-ни-тель-но-го (Уч-ре-ди-тель-но-го) съез-да СЕПГ.Бер-лин. 21. 4.1946. Сле-ва - В. Пик, спра-ва - О. Гро-те-воль. Архив БРЭ;

17 ию-ня 1953 в Вост. Бер-ли-не. Архив БРЭ;

Па-рад бое-вых ра-бо-чих дру-жин в Вост. Бер-ли-не. Ав-густ 1961. Архив БРЭ;

Флаг Германской Демократической Республики. Архив БРЭ;

Берлин. Па-но-ра-ма Алек-сан-дер-плац. Архив БРЭ.

1. Провозглашение Федеративной Республики Германии и образование ГДР.

2. ФРГ и «план Маршалла». Успешное восстановление экономики к 1950 г.

4. Германо-американские отношения на современном этапе. Российско-германские отношения на современном этапе.

5. Объединение Германии и проблемы последующего развития. Постиндустриальное немецкое общество.

1. Лондонское совещание западных держав по Германии в 1948 г. дало толчок ускорению мероприятий по созданию конституции будущего независимого государства Западной Германии. 1 сентября 1948 г., после официального слияния трех западных оккупационных зон в одну, в Бонне из представителей западногерманской элиты был создан Парламентский совет с правами временного законодательного органа западногерманских земель. Его руководителем стал известный политик, юрист по образованию, 73-летний Конрад Аденауэр. Он имел репутацию умеренного франкофила и патриота «Европейской Германии». К. Аденауэр не любил воинственный и реваншистский прусский дух, считая его причиной бед Германии. В 1945 г. после оккупации страны союзными войсками К. Аденауэр возглавил Христианско-демократический союз, ставший наиболее влиятельной политической партией страны.
1 мая 1949 г. Парламентский совет утвердил новую конституцию, на основании которой 14 августа 1949 г. были проведены выборы в новый западногерманский парламент - Бундестаг, от имени которого 20 сентября было провозглашено создание отдельного государства - Федеративной Республики Германии. Первым главой ее правительства (канцлером) стал К. Аденауэр. Бундестаг принял заявление о распространении новой конституции ФРГ на территорию земель, входивших в состав Германии в границах 1937 г. Этот шаг вместе с самим фактом провозглашения ФРГ был негативно воспринят в СССР, который отказался признать западногерманское государство.
2. После провозглашения ФРГ руки Москвы в германском вопросе были развязаны. Теперь ее было невозможно обвинить в инициации раскола Германии, ответственность за который легла на США. В течение 1945-1949 гг. в восточном секторе шли процессы денацификации и консолидации левых сил вокруг коммунистов. Сама компартия Германии в советской зоне в 1946 г. была объединена с социал-демократической партией в Социалистическую единую партию Германии (СЕПГ). Деятельность старых антифашистских некоммунистических партий - Христианско-демократического союза, Либерально-демократической партии - не запрещалась. Они сохранились впоследствии и в ГДР в качестве союзных коммунистам партий. Административная структура в восточном секторе Германии была готова к преобразованию в систему государственного управления.
7 октября 1949 г. собравшийся в Восточном Берлине Народный конгресс из числа представителей общественности Восточной Германии провозгласил создание Германской Демократической Республики (ГДР). Советский Союз признал ГДР и установил с ней дипломатические отношения. Его примеру последовали другие государства народной демократии. Президентом ГДР стал лидер СЕПГ Вильгельм Пик. В 1950 г. ГДР подписала с Польшей договор о признании существующей между двумя государствами границы, а с Чехословакией - декларацию об отсутствии взаимных территориальных претензий и о признании переселения немецкого населения с территории Чехословакии необратимым.

2. Особое место в “плане Маршалла” было уделено Западной Германии. После окончания 2-й мировой войны Западная Германия превратилась по существу из противника в партнера западных держав, ей отводилась роль форпоста в борьбе против “советского коммунизма”. Из всех западноевропейских стран именно Германии “план Маршалла” отдавал явное предпочтение. Так, за первые годы реализации “плана Маршалла” (1948-1951) Германия получила от США почти столько же, сколько Великобритания и Франция вместе взятые и почти в 3,5 раза больше, чем Италия. Банки в Германии традиционно брали на себя коммерческий риск и главную роль в обеспечении индустриализации, входили в детали управления кредитуемых фирм. После краха финансовой системы вследствие 2-й мировой войны государство стало приобретать большую власть по контролю за кредитной системой, но проводимая политика была результатом переговоров и сотрудничества с основными финансовыми и промышленными магнатами. Полученные по “плану Маршалла” фонды, были инвестированы в частный и промышленный сектор. Однако, банки были основой инвестиционного процесса. Участвуя в капитале фирм, покупая пакеты акций, банки тем самым были заинтересованы в будущем промышленности и предоставили фонды для ее развития. Поощрение накопления капитала и массовые государственные инвестиции в Германии стали основными факторами экономического роста. Большое значение на развитие экономики в Германии оказали хозяйственные реформы 1948 года. Идеологом этих реформ был профессор Мюнхенского университета Л.Эрхард. В трудах по экономическим вопросам ив своей практической деятельности он выступал за формирование так называемого социального рыночного хозяйства. Его концепция строится на том, что стимулом для человека является стремление к собственному благополучию. Рычаги экономического возрождения страны Эрхард определял как свободную частную инициативу и конкуренцию с активной ролью государства в хозяйственной жизни. Реализация “плана Маршалла” в ФРГ была, наряду с реформой Эрхарда, важнейшим условием перехода от тоталитарной экономики к рыночной. Но еще важнее было принятое союзниками решение о возвращении ФРГ на политическую и экономическую арену Европы. Снятие ограничений на внешнюю торговлю позволило Германии вернуть свои лидирующие позиции в Европе. Западногерманский вариант перехода от централизованного управляемого хозяйства к рынку представляет собой ценный опыт для всех стран, решающих подобную задачу.

План Маршалла построен таким образом, что не только обеспечивает импорт товаров в Германию, но и создает основу для новой капиталовооруженности. Весь субсидируемый импорт после продажи товаров немецким производителям или потребителям образует многомиллиардный фонд в немецкой валюте, который, поскольку речь идет о кредитах, ввиду их долгосрочного характера первое время можно не переводить за границу.

В первый год осуществления плана Маршалла для соблюдения баланса ввоза и вывоза в экспорте будет преобладать вывоз сырья. В экспорте предварительная выдача лицензий должна быть заменена на последующий контроль за сдачей в банк иностранной валюты. В импорте необходимо ввести валютные сертификаты таким образом, чтобы внешнеторговые банки могли открывать аккредитивы.

Необходимость поддерживать в силу внешних причин дуализм централистской экономики и экономики с федеральной структурой означает противоречие хозяйственной политики в самой себе, ибо децентрализованное плановое хозяйство невозможно. Это противоречие снимется передачей органам самоуправления большей экономической самостоятельности, а государство после проведения денежной реформы займется проведением внешнеэкономических, высших целей, определение которых есть дело государственной политики».

Таким образом, история экономического возрождения Германии после второй мировой войны представляет собой один из примеров успешной реализации идей либерализации экономики при сбалансированном участии государства в экономической жизни страны и обеспечении социального характера экономических преобразований. Необходимыми условиями успеха послевоенного восстановления Германии стали внешние (план Маршалла) и внутренние (политическая стабильность политическая поддержка реформ, денежная реформа, либерализация цен и торговли, в том числе внешней, направленное и ограниченное вмешательство государства в хозяйственную жизнь) факторы.

Послевоенное восстановление Германии заложило фундамент для «экономического чуда» - быстрого роста немецкой экономики в пятидесятых-шестидесятых годах, обеспечило положения ФРГ в Европейской экономике на протяжении всей второй половины ХХ века, и стало экономической основой объединения Германии в конце ХХ века.

Поделиться