Штриховка простым карандашом для начинающих. Академическая штриховка карандашом и другие штриховки

Рисование карандашом градиентной штриховки для начинающих требует особого внимания

Рисование карандашом градиентной штриховки для начинающих требует особого внимания

Рисование карандашом градиентной штриховки для начинающих является важным процессом, требующим особого внимания. В противном случае общий рисунок может быть просто-напросто испорчен. Но не стоит пугаться. Делать ее абсолютно не сложно и в этом вы сможете сами убедиться, прочитав статью и попробовав самостоятельно повторить все действия на практике. Градиентная штриховка является обязательным пунктов в умении рисовать карандашом. Именно при помощи ее создается фон для завершенности будущего рисунка. Создание фона достаточно ответственное занятие. Его прорисовка порой является сложной, особенно для новичков. Если неправильно сделать штриховку, есть вероятность того, что рисунок может быть испорчен. Но, если учесть все советы и постараться следовать инструкции, изложенной в этой статье, работа станет быстрой и легкой. Рисование карандашом градиентной штриховки для начинающих мы будем делать в несколько этапов, чтобы хорошо усвоить очередность всех манипуляций. Для начала возьмем карандаш НВ и при помощи коротких тонких линий сделаем разметку направления будущей штриховки. Такая заготовка нам потребуется, чтобы в процессе работы над штриховкой не сбиться с правильного ее направления.
Чтобы во время прорисовки штриховки она не стала искривленной, сделаем штрихи более частыми.
Теперь попробуем заполнить пробелы на листе между штрихами, которые сильно бросаются в глаза. Важно, при этом, не сбиться с направления, которое мы выбрали изначально.
Во время нанесения штриховки следим за появлением темных пятен. В идеале они вообще должны отсутствовать, а штриховка должна быть ровной с одинаковым оттенком (на данном этапе). Если мы будем придерживаться этого правила, то общий рисунок получится очень красивым и правильным. Ну, а в случае, если темные пятна все-таки имеют место быть, их необходимо убрать. Как правило, используют клячку для снятия лишнего графита. Но делать такую процедуру нужно крайне аккуратно, так как материал липкий и могут появиться некоторые повреждения на бумаге, допустить которые ни в коем случае нельзя. Чтобы осветлить слишком темный участок, потребуется заостренным концом дотронуться к темному пятну.
Дальше, как мы видим на рисунке, нужно просто закрасить все имеющиеся пробелы, в том числе и по краям нашего рисунка. Нельзя делать штрихи слишком длинными, иначе их может повести, что испортит всю проделанную работу. правильно штрихи накладывать короткие, на маленьком расстоянии один от другого.
Теперь будем прорисовывать наиболее темные места фона, не нарушая основное правило - равномерность. Для этой цели используется карандаш, имеющий более мягкий стержень, например, карандаш 2В.
Теперь опять меняем карандаш. Нам понадобится 8В (самый мягкий из всех имеющихся), чтобы пройтись им полностью по всем наиболее темным участкам фонового рисунка.
Теперь приступим к краям. Здесь нужно устранить все пробелы, если таковые имеются. После этого можно сделать окантовку при помощи обычной линейки. Только нельзя слишком сильно давить на карандаш. Линия не должна быть ярко выраженной.
Занятие по рисованию карандашом градиентной штриховки для начинающих подошло к завершению. На фото, размещенные в статье, показан каждый этап выполнения работы. Но, все равно, следует немного попрактиковаться над выполнением такого задания и довести навыки до автоматизма, ведь данный вид штриховки обязательно понадобится, для прорисовки больших участков вашей картины или рисунка.

Comments

Related posts:

Простое рисование 3d рисунка, изображение лестницы, карандашом для начинающих не займет много времени Рисование девочки с пандой, рисунки карандашом и уроки рисования Нарисовать красивый цветок самостоятельно вам поможет поэтапное рисование тюльпана карандашом

Как быстро и легко научиться штриховать карандашом? Нужно практиковаться, запастись терпением и конечно же разбираться в видах и техниках штриховки. А также понимать некоторые правила, которые помогут сделать наложение линий красивыми.

Техника штрихования является основой изобразительного искусства, художники начинают свой профессиональный путь с нее и в процессе творческой деятельности выбирают, какая техника подходит им больше всего. О том, какая она бывает читайте в статье , а в этой статье мы подробно рассмотрим один из самых популярных способов – перекрестную штриховку, нарисуем предмет и поговорим, с помощью каких принадлежностей рисовать.

Перекрестное штрихование является популярной художественной техникой, используемой для добавления тени и объемности нарисованным объектам. Оно включает в себя заполнение пространства, по крайней мере, двумя наборами линий, причем второй набор пересекает первый, чтобы создать более темный эффект.
Для начинающих, перекрестная штриховка на первый взгляд может показаться сложной, но не так страшен черт, как его малюют. Чтобы освоить эту технику, вам нужно начать с обычных штрихов, использовать острый карандаш или ручку с тонким наконечником, сделать для себя шкалу значений и обращать внимание, как свет падает на объект для создания тени.

Основы штриховки карандашом

Учимся штриховать и начинаем осваивать основы штриховки карандашом. Для этого нарисуйте серию параллельных линий, которые являются базовой штриховкой и первым шагом в перекрестной. Существует два типа базовой штриховки: параллельная и контурная. Обе могут быть использованы в качестве основы для перекрестной. Независимо от того, какой тип вы используете, в стандартной штриховке линии не пересекаются друг с другом. Вам также следует постараться, чтобы линии были равномерно распределены для плавного затенения.

  • При параллельной штриховке ваши линии должны оставаться прямыми и проходить вертикально или горизонтально.
  • В штриховке по контуру, линии должны следовать контуру объекта.
  • Практикуйтесь, рисуя серию штрихов на клочке бумаги.

Добавьте перпендикулярный ряд линий над первым. Чтобы использовать штриховку на предмете, нарисуйте второй слой поверх первого набора, идущего в противоположном направлении.

  • Второй слой должен пересекать первый в перпендикулярном или почти перпендикулярном направлении. Однако линии второго слоя не должны пересекаться друг с другом.
  • Линии должны соответствовать тем, которые используются в базовом слое. Например, если вы начали с параллельных штрихов, ваши перекрестные линии также должны быть параллельными.
  • Практикуйтесь, добавляя новые слои.

Нарисуйте меньше линий, растянутых дальше друг от друга, чтобы создать более легкое затенение. Вы можете изменить значение тени, изменяя количество линий, которые рисуете. В областях, где требуется более легкое затенение, нарисуйте меньше штрихов и расположите их дальше друг от друга.

Увеличьте плотность линий или добавьте слои, чтобы сделать изображение более темным. В тех частях рисунка, где требуются более глубокие тени, увеличьте количество линий и разместите их ближе друг к другу. Вы также можете наложить дополнительные серии штрихов, чтобы сделать эту область более темной и более затененной.

  • Как вариант, начните с набора вертикальных линий, затем горизонтального набора, затем диагонального набора, а затем противоположного диагонального набора. Это позволит вам создать более глубокий и темный эффект тени.

Добавьте глубину с точной штриховкой. Добавьте еще больше слоев в разных направлениях, чтобы создать очень тонкую и насыщенную штриховку.

  • Тонкие карандаши лучше всего подходят для этой техники, потому что они могут создавать точные линии, которые, кажется, смешиваются вместе, если смотреть на них из далека.

Вращайте свою бумагу, чтобы попробовать новую перспективу. Для освоения перекрестной штриховки может потребоваться некоторое время поэтому если у вас возникли проблемы с представлением того, куда должны идти тени, попробуйте повернуть бумагу. Ищите области, которые вы, возможно, забыли затенить, или места, где тень не падает правильно.

  • Часто долгое время глядя на рисунок может затруднить просмотр проблемных областей, вращение бумаги может дать вам новую перспективу и помочь заметить эти области.

Штриховка карандашом для начинающих основывается на принципах, применимых ко всем техникам. Научившись накладывать базовые штрихи, вы с легкостью овладеете другими техниками штриховки карандашом, даже если вы новичок.

Штрихование объемного предмета

Давайте поэтапно создадим рисунок карандашом используя штриховку.

Нарисуйте контур объекта карандашом. Перед штриховкой вам нужно нарисовать фактическую форму или объект, который вы хотите заштриховать. Найдите реальный предмет, фотографию или представьте свой собственный.

Когда рисуем рисунок карандашом важно определить правильное освещение. Прежде чем добавлять какие-либо линии, рассмотрите предмет и изучите, как свет попадает на объект и отражается от его поверхности. Это поможет определить, какие области рисунка должны иметь наименьшее затенение, а какие — более сильное.

  • Если предмет находится в вашем воображении, попробуйте представить, как свет упадет, или найдите похожий предмет для исследования.
  • Обратите внимание, что самые легкие участки не будут иметь линий. Ваш воображаемый источник света попадет прямо в эти области, поэтому у них не должно быть теней.
  • Области и поверхности, более удаленные от вашего воображаемого источника света, должны быть более темными и потребовать дополнительной штриховки.
  • Если вам сложно представить источник света и отбрасываемые им тени, найдите фотографию простого объекта, освещенного одним источником света. Обратите внимание, где падают свет и тени, и попробуйте скопировать этот эффект с помощью штриховки.

Нарисуйте штриховые линии, где тени падают на объект. Нарисуйте ваш базовый слой стандартных штрихов по контуру. Держите линии в каждой секции параллельно друг другу, даже если они изгибаются по контурам предмета.

  • Поместите больше штрихов ближе друг к другу в секциях, которые нуждаются в более сильном затенении. Для участков, которым требуется более светлый оттенок, расположите метки штриховки дальше друг от друга и используйте меньше штрихов в целом. Базовые линии должны указывать, какие области темнее других, даже до добавления штриховки.

Добавьте линии штриховки. Нарисуйте слой перпендикулярных или почти перпендикулярных поперечных штрихов над базовым слоем. Постарайтесь, чтобы расстояние, количество и расположение поперечных штрихов были такими же, как и у меток базовой штриховки, чтобы области рисунка с большим количеством штрихов также имели больше линий.

Пройдитесь по рисунку чернильной или гелевой ручкой. Это в том случае, если вы почувствовали в себе силы, если нет, просто пройдитесь темным карандашом. В тот момент, когда вы глянете на изображение и решите, что оно готово, поверх линий, нарисованных карандашом, пройдитесь чернилами.

  • При работе с чернилами, сперва нарисуйте линию на отдельном клочке бумаги, прежде чем переходить к рисунку. Это позволит выгрузить часть излишков чернил и не наставить клякс на рисунке.
  • Сначала пройдитесь по контуру чертежа, а затем проработайте каждый раздела штриховки. Работайте осторожно и старайтесь как можно точнее следовать ранее созданным линиям. При необходимости вы можете добавить дополнительные штрихи, но старайтесь не увлекаться, поскольку вы не сможете отменить ни одну из отметок, сделанных на этом шаге.
  • Обратите внимание, что любые отметки карандашом, которые все еще видны после чернил, могут сделать рисунок темнее, чем он должен быть, не беспокойтесь по этому поводу.

Сотрите линии, нарисованные карандашом, когда чернила высохнут. Дайте чернилам высохнуть, затем используйте ластик, чтобы аккуратно удалить все видимые следы карандаша с окончательного рисунка.

  • Подождите, пока чернила высохнут, прежде чем пытаться стереть. Если вы проведете ластиком по рисунку, пока чернила еще мокрые, вы размажете их и испортите четкость штриховки.

Такой рисунок карандашом со штриховкой под силу начинающим художникам, главное следовать советам и не бояться, что не получится.

Материалы для штриховки

Чтобы правильно овладеть техникой штриховки карандашом, новичку необходимо использовать правильные инструменты. Это не значит, что сразу же нужно бежать в магазин за профессиональными принадлежностями, но несколько видов карандашей по степени жесткости, ластик и бумага вам наверняка пригодятся.

Для рисования используйте хорошо заточенный карандаш или тонкую ручку. Поскольку при перекрестной штриховке необходимо рисовать тонкие линии близко друг к другу, необходимо использовать тонкие стержни. Используете ли вы карандаш или ручку, убедитесь, что он острый или с тонким концом, чтобы сделать линии точными.

  • Даже если вы хотите, чтобы окончательный рисунок был нарисован ручкой, рекомендуется начать рисовать карандашом. Используйте карандаш для рисования, механический карандаш или заостренный стандартный карандаш НВ.

Создайте для себя шкалу значений. Прежде чем начать рисовать рисунок, создайте шкалу значений, чтобы помочь вам поддерживать сбалансированный диапазон штриховок. Нарисуйте 4 одинаковых квадрата по 1 см (2,5 см) в линию, затем заполните каждый квадрат разными значениями, переходя от светлого к темному.

Используйте методы, такие как изменяющаяся плотность и добавление линий, чтобы постепенно переходить от самых светлых к темным.

  • Используйте карандаш и бумажку для этого упражнения.
  • Когда вы рисуете, обратитесь к этой шкале, чтобы определить желаемый диапазон значений. Например, вы можете выбрать одно поле значений на шкале, чтобы оно было самым темным значением на рисунке. Используйте свою шкалу, чтобы сравнивать с рисунком и убедитесь, что вы не штрихуете темнее.

Используйте кусок бумаги, чтобы заблокировать секции. При рисовании кладите кусочки бумаги на места, где не требуется перекрестной штриховки. Это также поможет вам сохранить аккуратные линии штриховки и избежать случайных линий.

Надеюсь, для новичков, эта статья с описанием техник штриховки карандашом оказалась интересной и познавательной. Следуя простым советам, можно быстро научится правильно накладывать линии и создавать красивые изображения. В рисовании создавая рисунок, штриховка карандашом играет важную роль, не важно начинающий вы художник или профи, линии накладывают все, чтобы получить желаемый результат. Поэтому не бойтесь пробовать, практикуйтесь и все у вас получится.

Как научиться красиво штриховать? Главным образом - при помощи регулярных и упорных тренировок. Но есть и некоторые приемы, которые очень пригодятся для достижения хорошего результата.

С чего начать?

Для начала заточите как следует карандаши, чтобы штрих был ровным и четким. . Лучше всего для тренировки подойдут карандаши средней мягкости (B или B2).

Карандаш нужно держать правильно, а именно - свободно класть его на ладонь, прижимая большим пальцем, а остальными лишь слегка придерживая его. При это держать карандаш нужно ближе к нижнему кончику. Поначалу это довольно трудно, но при освоении такое положение инструмента дает большое преимущество, существенно улучшая технику.

Учимся штриховать

Набирайте тон в тенях перекрестными штрихами, вместо излишнего давления на карандаш или сплошного «закрашивания» пространства, а также избегайте растирания штрихов пальцем - даже случайно, если не хотите произвести впечатление запачканной работы.

Штрих накладывается в соответствии с формой предмета, чтобы подчеркнуть ее. Не стоит штриховать круглое яблоко прямыми линиями, а стол под ним - вертикальными, иначе вы получите плоское яблоко, нанизанное на непонятную щетину. Для передачи формы можно использовать горизонтальный, вертикальный, наклонный штрих.

Наносите больше штрихов на переднем плане, выделяя его, а задний оставляйте как бы тающим в дымке.

Главное - не нужно штриховать медленно, задумчиво выводя каждую черточку, или тихонько вести карандаш дрожащей рукой.

Не бойтесь выйти за пределы контуров. Наносите штрихи быстро и уверенно, не задумываясь над каждым своим движением, и с каждым разом у вас будет получаться лучше и лучше!

Помните, что умение штриховать приходит с опытом. Поэтому учитесь, старайтесь делать красивую штриховку и набирайтесь опыта!


Штриховка карандашом по простой бумаге - основная техника рисунка. В этой статье узнаете, как штриховать рисунок классическим, или академическим, штрихом. Дело в том, что покрыть тоном рисунок возможно разной техникой, и штриховка карандашом бывает разная. Но именно эта техника является школьной, так сказать базовой техникой, которую следует постичь любому ученику.

Основные принципы штриховки

Правильная штриховка в академической технике предполагает следующие принципы:

  • Штрихи накладываем раздельно, один рядом с другим.
    Когда Вы наносите штрихи, отрывайте карандаш от бумаги после каждого штриха.
  • Не делаем запятых.
    Штрихи не просто раздельные, они имеют одинаково острые концы, без запятой на одном из концов

  • Не накладываем штрихи зигзагом.
    Понятное дело, что зигзагов не должно быть, если у Вас зигзаги, значит, Вы не отрывает руку после каждого штриха.

  • Перекрестный штрих не перпендикулярен относительно предыдущего.
    Штрихи последующих слоев накладываются под небольшим углом относительно предыдущего слоя поэтапно. То есть, сначала Вы накладываете первый слой в пределах определенной площади и уже покрываете последующими слоями.

  • Базовый штрих ведем по форме предмета.
    Направление штриха идет по форме предмета. Например, если предмет имеет скругленную форму, то штрих постепенно меняет направление по форме предмета, по его скруглению. О форме предмета подробно поговорим ниже.

Как продлить ряд штрихов

Все кажется довольно не сложно, если у Вас один ряд штрихов, а если надо продлить и получается примерно так:

Как же избежать вот этой явной границы между рядами? Это самый сложный момент в штриховке. Главное, терпение!

Есть несколько способов избежать такого эффекта шва между рядами:

Первое, не заводите следующий ряд на предыдущий. То есть, ряды раздельные, следующий ряд начинается вплотную к предыдущему, но не находит на него. Хвостики предыдущего ряда как бы продолжаются штрихами следующего ряда. Следующий слой перекроет неровность.

Второе, штрихи обычно получаются более жирными в начале и расходятся в тоненькую линию на выходе. Конечно, в идеале, следует делать равномерный на всем протяжении штрих. Но так не у всех получается и не во всех ситуациях годится. Так вот штрихи следующего слоя можно вести из прогалов предыдущих. То есть один ряд плавно сливается с других. Такой способ наиболее хорош.

И третье - корректировка последующими слоями. Как бы ни была хороша теория и как бы Вы хорошо не отработали штрих, в полноценной работе косяков не избежать даже профессионалам. Ели у Вас первые два варианта срабатывают плохо, не везде корректно получается, то старайтесь корректировать последующими слоями.

Проблемы со штриховкой

С тем, как штриховать, у учеников часто возникают проблемы. Вроде бы в теории все понятно, но на практике получается очень волосато, грубо, из-за хаоса штрихов не видно формы предмета.

В первую очередь, это происходит из-за отсутствия навыка штрихования. То есть, у человека мало опыта, рука не наработана, нет сноровки. Это проходит с практикой.

Самая основная проблема - хаотичная и жидкая штриховка. Хаотичная - штрихи не по форме и с перекрестным направлением под большим углом или вовсе перпендикулярно. Жидкая - много прогалов, расстояние между штрихами очень большое.

И третья проблема - неуверенная рука, которая боится сделать грубо и все делает очень серенько, смыто, неразличимо. Это противоположный вариант первого, и он хуже, чем неаккуратно, но штриховано. Не бойтесь сделать некрасиво, со временем будет хорошо! Надо не бояться, а штриховать, пусть и грубо, но уверенно.

Направление штриха и форма предмета

Как штриховать по форме? Вопрос в том, как накладывать штрихи, в каком направлении, и как это направление определять. Если у нас есть, например, грань куба, то понятное дело в пределах площади этой грани все штрихи идут в одном выбранном направлении и в каждом последующем слое штрих не меняет свое направление.

Еще один совет, всегда штрихуйте от темных мест к светлым.

Другое дело, если поверхность скругленная, да еще меняет направление. Допустим, у нас есть конус, у него скругленная поверхность, то есть базовый штрих (основной, штрих первого слоя) должен идти по скруглению его формы. Например, так:

Но вопрос остается открытым, может выбрать другое направление? Например, заштриховать так:

Как выбрать направление штриха? Все дело в форме предмета и в том, как Вы эту форму чувствуете.

Наиболее подходит то направление штриховки, которое наиболее подчеркивает форму предмета.

То есть, выразительнее конус смотрится на первой картинке.

Если же у нас направление меняется, то и направление штриха плавно меняется. Например, в рисовании портрета карандашом это очень актуально. Линии лица постоянно меняют направления, имеют плавные скругления.

Если присмотреться, то направление штриха плавно меняется при изменении направления граней лица. Плавно скругляется от одного направления к другому.

Другие техники рисунка и как развить навык штриховки

Не следует примешивать к академической штриховке другие техники. Их много, но самые основные, которые часто портят академический рисунок это:

  1. Перекрестное и хаотичное направление штриха, разные виды штриховки в одном рисунке.
  2. Тушевка и растушевка

Эти способы наносить материал на поверхность листа хороши в других техниках. Например, в скетчинге.

Вот, например, набросок Эдуарда Кичигина - мастера архитектурного скетчинга, выполненный пером и тушью.

Как Вы обратили внимание, рисунок выполнен грубыми, резкими штрихами, в некоторых местах они пересекаются под большим углом. Здесь задача такого штриха состоит в том, чтобы минимальными средствами передать форму тела, подчеркнуть его направление, передать позу, как скругляется силуэт, дать акценты света и тени, сделать намек на окружение.

Как Вы поняли, штриховать можно совершенно по-другому, и оно не будет хуже. Но классическая техника рисунка допускает такой штрих только на стадии эскиза.

Скетчинг - отдельная и неотъемлемая часть рисунка. Делать эскизы, наброски, зарисовки - основной, базовый навык для художника. И очень полезен для тренировки Вашей руки.Натренированная на таких зарисовках рука будет увереннее и живее работать с более тонкой и сложной техникой.

Поэтому для развития навыков штриховки делайте как можно больше набросков и зарисовок с применением штриховки.

Какие карандаши использовать

Используйте профессиональные художественные материалы, если хотите добиться хорошего результата. Я работаю карандашами koh-i-noor и Faber-Castell. Само собой, карандаши должны точиться канцелярским ножом. Не используйте механические карандаши, они созданы для других целей.

Используйте карандаши различной мягкости. От НВ до 4В. Светлые места целесообразно штриховать более твердыми карандашами, а для самых темных мест использовать более мягкие карандаши. Я не рекомендую пользоваться более мягкими карандашами (мягче, чем 4В). От них может быть избыток черноты и грязи на работе, кроме того они ввиду их мягкости сильно сливают штрих, получается эффект растушевки вместо четкого штриха. Твердые карандаши просто не имеет смысла использовать - они не дают красивого штриха, могут сильно продавливать бумагу. Например, Вы пытаетесь выжать тон из твердого карандаша и чуть сильнее начинаете надавливать - получаются продавленные борозды, на которые перекрестный штрих уже ложится некорректно.

Отсюда еще одно правило хорошей штриховки: используйте для каждого тона подходящий карандаш, то есть такой, который будет давать нужный тон без сильного надавливания. Усиливать тон следует последующим наложением слоев, а не надавливанием на карандаш.

Карандаш 4В используйте реже всего - только для самых темных мест. Карандаш НВ используйте только для самых светлых мест. В основном пользуйтесь карандашами 2В и 3В.

Виды штриховки.

Для создания объёма и освещения в рисунке художники пользуются штриховкой. С помощью неё производится тональная проработка листа. Ниже я расскажу о восьми видах штриховки, которые чаще всего используются в классическом рисунке:

1. Обычная однослойная штриховка «зигзагом». Карандаш двигается вправо-влево не отрываясь от листа. Образуется штрих похожий на зигзаг.

2. Наложение двух слоёв штриха «зигзаг». Угол пересечения не должен составлять 90 градусов. При таком пересечении образуется некрасивая «решётка». Пересечение штрихов должно образовывать «ромбики».

3. Штриховка, при которой карандаш касается бумаги только тогда, когда рисуется линия. Карандаш плавно опускается к листу, проводит линию, и затем плавно отрывается от бумаги. Эта разновидность штриховки позволяет соединять штрихи очень мягко и незаметно. Плоскость листа заполняется штрихом ровно, без стыков и «швов».

4. Штрих по окружности. Движения карандаша такие же как в штриховке под номером 3, только по окружности.

5. Штриховка, похожая на вариант под номером 4. Но количество слоёв тут может быть произвольным. Длина штрихов короткая, что позволяет деликатно «лепить» сложные формы, например в портрете.

6. Пересечение двух слоёв штриха под острым углом. Штрих не «зигзагом». Проведя линию, карандаш всякий раз отрывается от бумаги.

7. Штриховка, при которой линии штриха пересекаются под разным углом. Как угол, так и количество слоёв произвольное. Такой штрих хорошо подходит для тональной проработки плоскостей сложной формы, мятых драпировок.

8. Комбинированная штриховка под разным углом. Слой один, хотя при дальнейшей работе можно вводить и дополнительные слои. Такая штриховка хорошо подходит при проработке сложных, геометрически неправильных форм, например, каменистой фактуры.

При работе над тональным рисунком, нужно помнить, что штрих чаще всего должен повторять форму предмета. Он как бы «облегает» форму. При этом насыщенность тона (уровень «черноты») можно набирать двумя способами: силой нажатия на карандаш и количеством слоёв штриховки. При этом штрих не должен быть «глухим», т. е. сквозь линии штриха бумага всё же должна немного просвечивать. Иначе может возникнуть некоторая «замусоленность» штриха, что производит плохое впечатление.

Соединение линий штриха в единое целое.

В рисунке часто приветствуется короткий штрих, который можно «укладывать» по форме изображаемого предмета. Но как проработать, например, плоскость стены короткими штрихами? В таком случае штрихи соединяются в блок. В таблице ниже, я привёл пример того, как это можно сделать:

Сочетание широких и острых линий штриховки.

Ещё одним важным моментом в рисунке является сочетание работы плоскостью и остриём карандаша. Штрих может быть «пушистым», т. е. широким и размытым. А может стать четким и острым. В штриховке используется каждый из этих подходов - как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. В таблице, приведенной ниже, показаны сочетания острого и широкого штриха:

Первый способ. Широким штрихом можно сделать основу рисунка - первый слой. А поверх, во втором слое, использовать острый штрих и детальную проработку.

Второй способ. Соседство широкого и острого штрихов создает интересную фактуру. Если штрих делать коротким и разнонаправленным, то им можно прорабатывать массу листвы в кроне дерева.

Третий способ. Мягкие материалы тканей, мех, листва… - прорабатываются широким, мягким штрихом. Он хорошо передает материальность такой поверхности. Острым штрихом прорабатываются предметы из металла, стекла, гипса и т. д. Т. е. там где нужна чёткость и жесткость.

В заключении, хочу сказать, что существуют разные техники ведения тонального рисунка, большое количество разновидностей штриховки, разные подходы в работе. Но описанные в этой статье ключевые моменты, являются основой, на которой базируется работа над академическим рисунком.

Как на практике реализуется вышесказанное Вы можете посмотреть на примере моих работ в разделе «Рисунки».

5 секретов красивого штриха.

На курсе «Я художник», который я сейчас провожу, возник вопрос «Как научиться красиво штриховать?» Я думаю, это интересно не только участникам курса, поэтому публикую ответ здесь)

Обсуждение началось с этого рисунка:

На этом примере и будем рассматривать особенности красивой штриховки.

5 принципов красивой штриховки:

  1. Во-первых, красивый штрих делается уверенными и быстрыми движениями. Я уже писала о том, как проводить прямые линии, они нужны не сами по себе («вот как я здорово могу провести прямую без линейки!»), а как элемент штриха. На рисунке эти линии очень хорошо читаются. Чтобы проводить прямые именно так, нужно правильно держать карандаш. Линии, проведенные дрожащей неуверенной рукой вряд ли будут смотреться эффектно)
  2. Тон нарабатывается перекрёстным штрихованием, усилением нажима и более частыми штрихами. Но в первую очередь важно именно перекрещивать линии - смотрите, даже в самом тёмном месте через штриховку просвечивает бумага. Это даёт общее впечатление чистоты.
  3. Не используется растушёвка. Я не говорю о том, что тушевать нельзя вообще. Нельзя смешивать в одном рисунке перекрёстное штрихование и тушёвку, если растирать - то весь рисунок. Потому что когда графит размазан только в нескольких местах, кажется, будто это следствие общей неаккуратности. Так бывает, например, когда во время штрихования рука ездит по бумаге и растирает уже готовые участки - от этих пятен потом трудно избавиться. Проще их избежать, подложив под руку чистый листочек.
  4. Штрих накладывается в соответствии с формой. Например, на рисунке видно, что бананы лежат на горизонтальной плоскости, а за ними - плоскость вертикальная. Если горизонтальную плоскость штриховать вертикальными линиями, она встанет на дыбы) Что, в общем, отчасти и произошло в правом нижнем углу рисунка.
  5. Наиболее внимательно прорабатывается то, что находится на переднем плане - там самые сильные контрасты светотени. Вдали тональные переходы ровнее, все как будто подернуто дымкой - так показывается воздушная перспектива.
  6. И самое главное, не нужно бояться провести линию неправильно, заступить за границу и т. п. Иначе вы будете чувствовать себя скованно, и это ощущение непременно передастся зрителю (если вы решитесь показать кому-то замученный рисунок). Чтобы получилось хорошо, нужно рисовать С УДОВОЛЬСТВИЕМ и меньше думать о результате).

    Еще одно важное замечание: особенности штриховки во-многом зависят от характера человека и темперамента. Это как почерк. Поэтому не расстраивайтесь, если ваша манера штриховать отличается от манеры других художников, и сравнивайте свои рисунки только с собственными!

    Учимся рисовать - Штриховка карандашом и ручкой

    На этом занятии мы с вами узнаем, каким образом можно пользоваться ручкой и карандашом при штриховке.

    На рисунке ниже нанесён обычный эскиз лица в исполнении шариковой ручки, и глаз в крупном плане, изображенный с помощью размазанной и мягкой штриховки простым карандашом.

    Перед вами самая обычная иллюстрация, которая отображает основной способ использования карандаша при штриховке.

    Такой штриховки легко добиться, для этого нужно лишь водить карандашом взад и вперед.

    Этот вид штриховки является самым простым не только для карандаша, но и для ручки, он, безусловно, подойдет любому.


    Давайте рассмотрим еще несколько методов штриховки. Чтобы получить очень темный фон, взгляните на тот пример, что приведен слева. Если на карандаш с каждым разом нажимать немного сильнее, можно делать темнее тон. Нужную нам область рисунка можно закрасить именно таким способом.

    Более жесткая штриховка показана на примере справа. Для этого в конце каждой линии, мы слегка отрываем карандаш от бумаги. Остальное делаем так, как описывалось ранее.

    Приведем еще пару примеров штриховки карандашом. На рисунке слева показано, что каждый раз, нанося все более короткие штрихи, мы незаметно сводим их на нет, аналогично конусу. Это может благотворно влиять на большинство областей штриховки.

    На рисунке справа штрихи изображены движениями по кругу. Также это иногда пригодно для использования в небольших областях тонкой штриховкой, либо при изображении ткани, либо для рисования других «специальных» структур. При использовании таких движений можно придать рисунку некую беспорядочность.

    Ниже изображен эскиз, который был нарисован простой шариковой ручкой, рядом с ним находится увеличенный план штриховки, которую я использовал в области скулы. Здесь можно детально рассмотреть, какими видами штриховки я пользовался.

    На изображении можно увидеть, как одни линии отличаются от других более глубокой затененностью, для этого я гораздо сильнее нажимал на ручку, чтобы тона казались темнее.

    Сей-Хай

    Современное интернет издание о творчестве

    Основы рисования: техника рисования карандашом

    Эта статья будет посвящена рисованию карандашом. Если вы хотите научиться рисовать, но никак не можете приступить, сейчас самое время заняться обучением. Возьмите лист бумаги, карандаш и пробуйте Начнем с техники рисования.

    Техника рисования карандашом

    Есть две основные техники рисования – это растушевка и штриховка карандашом.

    С помощью штрихов (коротких линий) можно очень удачно передать тон предмета. В зависимости от количества рисуемых штрихов можно получить разные уровни насыщенности тона (чем меньшее штрихов – тем тон светлее, чем больше штрихов, тем темнее). Направлением штрихов вы можете передать фактуру поверхности фигуры. Например, горизонтальные штрихи хорошо передадут поверхность воды, а вертикальные штрихи – траву.

    В основном, штриховка выполняется короткими прямыми штрихами с примерно одинаковым расстоянием между ними. Штрихи накладываются на бумагу с отрывом карандаша. Сначала делается одна тонкая линия, потом карандаш возвращается на линию начала, и таким образом наносятся все остальные штрихи.

    Для усиления глубины тона можно применить перекрёстную штриховку. Например, на косую штриховку накладывают горизонтальную, затемняя тон, затем на то, что вышло, можно наложить косую штриховку в направлении обратном первому – это затемнит еще больше. Самым темным в этом случае окажется тон, где сочетаются штриховки всех направлений.

    Растушевка

    Растушёвка - один из основных приемов, который можно применить при выполнении рисунка начинающим художникам. С помощью градации тона можно придать фигуре объема. Вообще, растушёвка – это частный случай штриховки. После нанесения штрихов, используя свойства графита карандаша и специальный инструмент-растушевку, их растушёвывают (размазывают) до получения однородного тона.

    Однако, и выполнение самой растушёвки имеет ряд особенностей.

    1. Растушёвку штрихов необходимо выполнять вдоль штрихов, но не поперёк. Выполняя растушёвку вдоль штрихов, вы добьетесь тем самым более естественного тонирования.
    2. Для растушёвки используют не только простую штриховку, но и зигзагообразные штрихи.

    С помощью таких техник можно изобразить на бумаге все, что угодно.

    10 частых ошибок, которые совершают новички

    Большинство людей, которым нравится рисовать, делают первые шаги самостоятельно. И даже если это всего лишь хобби, они все равно делают различные зарисовки. Мы хотим написать о 10 возможных ошибках, с которыми наверняка сталкиваются все начинающие художники.

    1. Неправильно подобранный карандаш

    Если у вас плохо выходят тени, проверьте маркировку своего карандаша. Скорее всего, он слишком жесткий. Тени рекомендуется прорисовывать карандашами с маркировкой B, 2B и 4В, но никак не HB.

    2. Рисунок с фотографий

    Каждый художник начинает срисовывать с фотографий. Но очень часто фотографии не передают достаточного количества черт лица для хорошего рисунка. Когда лицо человека расположено в анфас, будет трудновато правильно смоделировать его лицо на бумаге, поскольку исчезает перспектива сзади головы. Попробуйте взять фотографию, где голова человека наклонена немного в сторону. Таким образом портрет будет более реалистичным и с лучшей передачей теней.

    3. Ошибочные основные пропорции

    Очень часто люди начинают сразу уделять внимание деталям, рисуя их полностью без набросков всего рисунка. Это неправильно, так как вы не планируете правильные пропорции заранее. Сначала желательно сделать наброски всего рисунка, а только потом прорисовывать углубленно детали.

    4. Искривленные черты

    Мы привыкли смотреть на человека прямо и при рисунке выравнивать черты лица. В итоге, портрет выходит довольно искаженным. При рисовании сложных предметов попробуйте сначала очертить направляющие, по которым дальше будет легче выстроить рисунок.

    5. Рисунок животных

    Обычно мы смотрим на наше животное сверху вниз. От этого голова нам кажется больше, чем все тело, и теряется нормальная пропорциональность. Попробуйте отвлечь животное, чтобы оно повернуло мордочку в сторону, тогда рисунок выйдет более правдивым.

    Если вы рисуете каждую волосинку или травинку отдельно, то рисунок выйдет отвратительный. Постарайтесь делать резкие наброски, следуя от темного к светлому.

    Не пытайтесь рисовать правильными формами деревья, цветы, листья. Используйте контуры и полутени для реалистичности.

    8. Неправильная бумага

    Прежде чем покупать бумагу, проверьте ее на кусочке образца, изобразив что-нибудь легкое. Бумага может быть слишком гладкой и рисунок будет бледным. Также бумага может быть слишком жесткой, и рисунок будет довольно плоским.

    9. Объемность

    Старайтесь при передаче объема не использовать четкие линии для краев. Они могут быть очерченными легкими линиями разной тональности.

    Очень часто не выходит наложить тени ровно. Старайтесь использовать полный цветовой диапазон карандаша, уходя от светлого к самому темному. Если вы боитесь переборщить с темным, подложите под край кусочек бумаги, и вся чернь будет на ней.

    Сначала может показаться, что рисунки карандашом слишком обычные, тусклые. Но с помощью карандаша можно передать огромное количество эмоций.

    Небольшая подборка видео каналов по рисунку карандашом:

    От автора: Если вас интересует живопись, рисунок, композиция, и искусство в целом, то вам сюда! По специальности я Живописец-Монументалист. Окончила МГАХИ им. Сурикова. На канале Art Shima вы найдете ролики на которых я рисую и пишу маслом, и ролики с советами. Так как я владею многими техниками, вы можете смело задавать вопросы, и я с радостью на них отвечу. Подписавшись на мой канал, вы сможете видеть все мои новые видео.

    Интересные видео уроки на любую тематику.

    Работы посложнее, но с хорошим описанием. Если очень захотеть, и такое выйдет.

    Техника рисования: растушевка и штриховка карандашом


    Есть две основные техники рисования – это растушевка и штриховка карандашом. Большинство тех, кто учился в художественной школе, выберут вторую технику рисования. Именно ее считают правильной техникой рисования, а растушевку и вовсе не признают. Но есть и те, кто не проходил художественные курсы, и не имеют художественного образования, в том числе и я, но тоже рисуют и очень часто используют растушевку.

    Мы не будем разбираться, какая техника лучше и правильнее, а просто поговорим об этих двух техниках рисования.

    Правила рисования карандашом

    Как вы уже знаете, существует два способа передачи тона – растушевка и штриховка карандашом . Штриховка подойдет больше для рисования иллюстрации, а растушевка придает реалистичности рисунку.

    В учебниках по рисованию можно найти много статей о правилах работы карандашом, о правильной постановке руки, о вырабатывании художественных навыков.

    Ни в коем случае, не стоит подвергать сомнению все эти правила, но, на мой взгляд, они подходят не для всех. В силу разных характеров, художественных навыков, желания свободы в рисовании – люди ищут те техники рисования, которые им более удобны. Не хотят загонять себя в рамки правил. Я думаю, именно поэтому, многими людьми используется не штриховка карандашом, а растушевка, которую многие называют не правильной.

    Растушевка карандашом

    В уроке «Как нарисовать нос человека карандашом поэтапно», как прочем и других уроках, я использовал две техники рисования – сначала растушевку, а затем штриховку. Растушевка, как упоминалось ранее, поможет сделать рисунок более реалистичным.

    Существуют основные правила растушевки, которые помогут вам сделать ее качественнее. Первое - это выполнять ее только вдоль штрихов, что придаст тушеванию более естественный вид. Второе – для растушевки можно использовать не только простую, но и зигзагообразную штриховку. Третье – не растушевывайте рисунок пальцем! Используйте ватные палочки или кусочек мягкой белой бумаги.

    Штриховка карандашом

    С помощью штриховки карандашом можно легко передать нужный тон. Штриховка выполняется короткими линиями (штрихами), что дает возможность получить разную степень насыщенности тона. Для того чтобы усилить его глубину применяется перекрёстная штриховка.

    Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что в самом темном тоне будут сочетаться штриховки разных направлений: косые, вертикальная и горизонтальная.

    Штриховка карандашом не только имеет возможность передавать тон, но и поможет передать поверхности объектов рисунка.

    Рельефная штриховка

    В заключение, хотелось бы сказать пару слов о рельефной штриховке. Такой вид штриховки используется тогда, когда нужно передать рельеф поверхности рисуемого объекта. Например, губы в уроке «Как рисовать губы простым карандашом: поэтапный урок» я рисовал дугообразными штрихами.

    Как правило, рельефная штриховка карандашом – это использование не прямых штрихов.

Поделиться