Этапы творческой деятельности. Этапы творческой деятельности в детском возрасте

В силу большой практической значимости структуры творческой деятельности эту проблему исследовали многие авторы. Наиболее приемлема следующая поэтапная дифференциация творчества.

Первый этап - осознание, постановка, формулирование проблемы, т.е. научное творчество (научное творчество - постановка и доказательство гипотезы).

Второй этап - нахождение принципа решения проблемы, нестандартной задачи, т.е. решающая гипотеза, идея изобретения, замысел художественного произведения (замысел - образ цели и путей ее достижения).

Третий этап - обоснование и развитие найденного принципа, теоретическая, конструкторская и технологическая разработка его, конкретизация и доказательство гипотезы, конструкторская разработка идеи изобретения, т.е. техническое творчество (техническое творчество - создание новых технических объектов), развитие и разработка замысла, т.е. художественное творчество (художественное творчество - воплощение художественного замысла с помощью средств изобразительных искусств). К этому этапу относится и разработка плана экспериментальной проверки гипотезы, плана практического осуществления изобретения, разработка плана реализации замысла, идеи и проблемы произведения (построение сюжета, характеристики действующих лиц, места действия и т.д.).

Четвертый этап - практическая проверка гипотезы, реализация изобретения, объективизация художественного произведения (выполнение картины, скульптуры ит.п.).

Рассмотрим каждый этап с точки зрения объема эвристической деятельности.

Первый этап основан на знании информации в области творчества и ее систематизации. Объем эвристической деятельности может колебаться в диапазоне от 0 до 100% в зависимости от проблемы. Если проблема уже кем-то сформулирована, но не решена, то требуется разобраться в ее формулировке, постановке и осознать ее как объект деятельности. В этом случае эвристическая деятельность незначительная. Если же требуется поставить, сформулировать проблему, то объем эвристической деятельности значительно возрастает.

Второй этап требует максимальной эвристической деятельности во всех ее формах и проявлениях.

Третий этап характеризуется максимальным присутствием логической формы мышления, которая связывает различные алгоритмические операции. Эвристическая деятельность может касаться дальнейшего развития найденной концепции.

На четвертом этапе объем эвристической деятельности обусловлен трудностями практической проверки гипотезы логическими средствами. Трудности устранения могут быть сопряжены с эвристическим поиском.

Основной формой научного творческого поиска выступает гипотеза. Центральным механизмом творчества является генерация гипотез и их опытная проверка. Гипотеза есть предположение о том, как разрешить противоречие проблемной ситуации, и представляет собой форму творческого поиска. Все, что может быть предметом исследования-поиска, может быть и предметом гипотезы; все, что может быть предметом научного познания, иначе говоря, научной теории, может быть предметом научной гипотезы. Ученый не может сделать ни одного шага в исследовании без выдвижения гипотезы или фор­мулировки на основе существующей теории гипотетического предположения.



Функциональная характеристика гипотезы показывает, что она является экотраполяционной формой знания и, тем самым, результатом эвристической деятельности, которая позволяет выходить за рамки логического познания. Но в то же время эвристическая деятельность и здесь связана с логической, ею направляется, хотя в определенной мере и сковывается ею. Именно об этом случае говорят, что открытие совершает часто тот, кто не знает, что оно не сделано. Логически связная и систематизированная информация иногда ограничивает деятельность по ее развитию; необходимо иметь многие качества интеллекта, чтобы преодолеть скованность. Логика по существу представляет ряд указаний, как правильно говорить а для других - как придавать надлежащий смысл высказанным положениям. Во всей цепи логических операций мы вовсе не имеем дела с образованием новых истин

В практической деятельности при решении проблем например технического характера для понимания творчества достаточно таких признаков творческого процесса: результат - на уровне патентоспособных решений полученное решение обеспечивает технический прогресс, работа впервые проводится в данной области или с использованием данного способа Серьезные специалисты достаточно четко проводят границу между результатами творческой и рутинной работы



Для детализации эвристической и различных других видов деятельности рассмотрим структуру мыслительных процессов решения творческих задач

Каждый структурный элемент характеризуется структурными связями и преобладающим видом деятельности

Структурные элементы мыслительных процессов при решении творческих задач

Структурные связи и преобладающий вид деятельности

Подобное представление творческого процесса позволяет сделать следующие выводы:

Творческий процесс - многоструктурная деятельность. Эвристические элементы входят в нее как составляющие.

Структурные элементы творчества, в которых присутствует хотя бы частично эвристическая деятельность, характеризуются большим числом входящих связей. Их наличие показывает, что протекание эвристической деятельности требует большого количества вспомогательных умственных действий и регулируется на основе постоянного функционирования обратных связей.

Протекание процесса решения творческих задач возможно только при наличии всех элементов структуры. Недостаточная развитость хотя бы одного структурного элемента делает невозможным ее нормальное (рациональное) протекание, хотя возможна некоторая компенсационность в незначительном интервале. Уровень развития каждого структурного элемента не должен отличаться более чем на величину интервала колебания его изменений в обычных условиях.


Составление и реализация плана решения задачи

Главным вопросом решения задачи всегда является план, т.е. схема этапов деятельности. План решения задачи - это построение упорядоченной последовательности этапов решения на основе эвристических стратегий, операций, правдоподобных рассуждений и логики. В общем случае составление плана начинается с нахождения эвристической стратегии. Решение - это цель, к которой невозможно прийти сразу, и поэтому необходимо составить правдоподобный план как систему возможных действий для достижения цели. На основе имеющегося опыта цель способна подсказывать средства для ее достижения. При этом может выстраиваться цепочка рассуждений такого вида: нам нужно получить А, это можно сделать с помощью В, но В можно получить, если бы мы имели С, и т.д. Такую цепочку возможно представить так: А если В; В если С; С если D; D если Е.

Если последнее условие Е содержится в данных задачи, то цепочка прерывается. Число ее звеньев в общем случае будет n, а число объектов n‘+1. В простейших задачах цепочка выстраивается как очевидная последовательность логически связанных рассуждений, где любой переход определен однозначно. В нестандартных, новых задачах переходы представляют проблему выбора, для решения которой проводятся эвристические рассуждения. Построение цепочки задач на основе этих рассуждений представляет собой действия по составлению плана. Действуя от Е к D, от D к С и т.д., мы будем реализовывать план, так как Е находится в условии задачи, т.е. в нашем распоряжении. В поисках плана решения мы не должны бояться эвристических рассуждений. Но эту точку зрения мы обязаны изменить, переходя к осуществлению плана; теперь мы должны применять лишь убедительные строгие доводы. Чем тщательнее проверяем мы наши шаги, осуществляя план, тем свободнее мы можем применять эвристические рассуждения при его создании.

Составление и будущая реализация плана идут в противоположных направлениях. Если движение к цели А рассматривать как прямое направление, то при составлении плана мы продвигаемся в обратном направлении. Такую стратегию решения задач называют составлением плана в обратном направлении или продвижением от конца к началу. Исторически сложилось, что такой план называют план решения задачи как анализ. Если же мы продвигаемся в противоположном направлении от Е к А, то такую стратегию называют составлением плана в прямом направлении, или продвижением от начала к концу. Эту стратегию выражает план решения задачи как синтез. Таким образом, эвристический поиск решения проводится на основе анализа. Если же последовательность действий для достижения цели известна решающему задачу, то он сразу составляет план в прямом направлении на основе синтеза. Такой подход к решению реализуется при системе алгоритмических действий.

Рассмотрим наиболее характерные черты и методы реализации анализа и синтеза в практике их применения. Анализ (греч.- разложение, расчленение, разбор) - метод научного исследования и форма мышления, состоящая в том, что изучаемый объект мысленно или фактически расчленяется на составные элементы, каждый из которых исследуется самостоятельно, для того, чтобы исследованные в ходе анализа элементы соединить с помощью синтеза (греч.-соединение, сочетание) в целое, обогащенное новыми знаниями об исходном объекте. В ходе анализа-синтеза из–чаются как свойства, так и причинно-следственная связь, при этом анализ это переход от следствия к причине, а синтез - от причины к следствию. Неоднозначность применения анализа, а следовательно, и его эвристичность в том, что при неудачном расчленении объекта нарушаются его существенные структурные связи, что может затруднить дальнейшее его исследование. Например, изучение любого неэлементарного механизма (допустим, двигателя внутреннего сгорания) происходит в одновременной реализации анализа-синтеза. Анализируя, изучают его части и функции, выполняемые каждой из них. Синтезируя, изучают двигатель и его функционирование в целом.

В практическом понимании анализ есть изобретение, а синтез - исполнение. На основе анализа-синтеза возможна и эвристическая стратегия двух направлений, т.е. стратегия, объединяющая идеи прямого и обратного продвижения. Доля каждой из них зависит от трудности задачи, опыта решающего и других субъективных факторов. Наибольшую психологическую трудность представляет первый тип стратегии, так как требует удаления от цели (чем дальше цель, тем меньше она направляет действия). Но это наиболее естественная стратегия - продвигаться в направлении от неизвестных к данным в фазе составления плана и в прямом направлении при его реализации. Второй тип стратегии не представляет психологической трудности, так как основан на том, что решающий задачу при составлении плана использует известные ему идеи и действия. Выбор такого типа стратегии основан на том, что предъявленная задача носит для него репродуктивный характер.

Применение любой из рассмотренных стратегий одинаково может закончиться как удачным планом, так и неудачей. Продвигаясь от конца к началу, мы можем прийти к вспомогательным целям (задачам), которые не в состоянии решить. Продвигаясь от начала к концу, мы можем находить из данных все новые и новые элементы, которые могут оказаться бесполезными, так как не позволяют получить из них неизвестное. В общем случае ни одной из рассмотренных стратегий нельзя отдать предпочтение. Жесткого и однозначного правила здесь быть не может. Это обусловлено прежде всего тем, что не следует связывать себя при составлении плана. Хорошо составленный план должен обладать определенной гибкостью, приспособляемостью к непредвиденным затруднениям. В некоторых случаях необходимо исследовать основания для того, чтобы сделать выбор какой-либо стратегии, хотя иногда трудно его аргументировать. В “классической” ситуации считается предпочтительнее действовать по первому типу стратегии.

Часто трудно сформулировать окончательный план, в котором нет разрывов. Мы не находим некоторые идеи, чтобы ликвидировать разрыв, однако приступаем к реализации плана в надежде, что появится какая-нибудь новая идея и с ее помощью разрыв ликвидируется. Таким образом, приступить к реализации плана можно и без полной его готовности, т.е. дорабатывать его в процессе реализации, тем самым выполняя действия и по составлению плана, и по его реализации одновременно, что может способствовать появлению новых идей. Если же мы убеждены, что предусмотренные шаги обдуманы и обеспечат достижение цели, то план можно назвать программой действий и методом решения задачи. Составление плана - это ликвидация разрыва между неизвестными и данными, причем сближение может происходить в простейших случаях в один-два шага, в одно-два действия. В общем случае для сближения требуются несколько шагов. Даже ошибочный план служит для достижения цели. При его составлении обучаемый должен “разбудить”, мобилизовать и организовать свой потенциальный опыт. Напряженно работая пусть и с ошибочным планом, решающий задачу может найти подходящую идею, которая в противном случае оказалась бы скрытой. Так плохой план часто оказывается полезным, поскольку может привести к лучшему плану.

Творчество в современном понимании, это создание нового, оригинального, не создаваемого ранее, значимого для самого человека и для развития общества. Взрослый художник решает эти задачи соответственно профилю, отражает мир и человеческие отношения, так как он их лично воспринимает и понимает.

Детское изобразительное творчество не имеет существенного значения для общества, но сильно влияет на развитие определенных личностных качеств: самостоятельности, внимания, творческого отношения к окружающему миру; от их развития зависит будущее ребенка, его жизнь в обществе. Развитие детского творчества – актуальная проблема педагогики.

Ребенок создает продукт творчества значимый для него, как средства познания себя и окружающего мира.

Для взрослых значимость детского творчества в том, что мы изучаем способности ребенка и его развитие. Современная проблема развития детского творчества заключается в социальных проблемах общества, в заботе государства о создании целой системы учреждений, начиная с раннего возраста и заканчивая школой, разработкой специальных методик по развитию детского творчества, оптимально воздействующих на механизмы развития творчества. Критерии творчества (Ветлугиной).

3 группы художественного творчества:

1.Показатели отношения к деятельности, интересы и способности.

Главное - развернутое воображение, специальные художественные способности, мотивы деятельности.

2.Показатели творчества и способов творческих действий.

Главное - самостоятельное видоизменение способа действия, поиск нового, быстрота реакции.

3.Показатели качества детской продукции.

Главное - нахождение адекватных средств, для создания выразительного образа, индивидуальный почерк, изобразительная грамотность.

Большинство показателей проявляются в деятельности детей, и требует внимания, методического развития, создания условий для творческого роста ребенка.

1 условие - широкий подход к решению проблемы «творчество - стиль жизни»

2 условие - создание интересной полной информации жизни в ДОО и семье: обогащение впечатлениями, развитие эмоционального опыта и воображения.

3 условие - изучение изобразительного искусства как источника изобразительного опыта, формирование способности откликаться эмоционально на классическое изображение.

4 условие - активное присвоение опыта (мотивы, способы изображения), наличие гибких вариативных навыков, обогащенных развитием изобразительных умений.

5 условие - формирование мотивов подводящих к творческой деятельности.

6 условие - комплекс и система методов в цепочке - восприятие проблемной ситуации, выделение задачи, отсутствие готовых средств ее решения, поиск.

7 условие - учет индивидуальных способностей ребенка.

Этапы творческого акта.

1. Замысливание.

2. Поиск способов и средств реализации замысла.

3. Собственно изобразительная деятельность.

4. Контроль и оценка результата.

Своеобразие творчества каждого человека. Психологическая готовность к творчеству (накопление опыта, приобретение умений, навыков, развитие воображения, зрительной памяти). Индивидуальный подход в развитии творчества каждого ребенка.

1.Понятие творчества.

Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.

Детское изобразительное творчество – сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, аппликации, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения и на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства.

2. Условия развития творчества.

Организация интересной. Содержательной жизни ребенка в ДОУ, обогащение его яркими впечатлениями;

Взаимодействие между педагогами;

Общение детей с искусством;

Учет индивидуальных особенностей детей;

Создание атмосферы доверительного общения с детьми;

Комплексное использование методических приемов;

Бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;

Материальное обеспечение группы;

Разнообразные формы работы с детьми;

Овладение детьми определенными изобразительными навыками и умениями.

3. Черты привлекательности детских рисунков.

искренность, эмоциональность;

смелость;

гуманизм, оптимизм;

использование ярких красок;

выразительность детских работ:

4. Этапы развития творчества и роль взрослого в каждом этапе.

1 эт. – возникновение замысла;

2 эт. – вынашивание замысла;

3 эт. – реализация замысла, в результате чего появляется продукт деятельности.

Творческий процесс взрослого человека и ребенка отличается временем реализации 3-х этапов.

  1. Индивидуальный подход к оценке детского творчества.

Определение метода и приема обучения. Традиционная система методов обучения продуктивным видам деятельности в ДОУ.

1. Метод – это упорядоченная деятельность воспитателя и ребенка, направленная на достижение поставленной цели. Прием – часть метода.

2. Метод обучения имеет много сторон. По каждой из них методы можно группировать в системы. В связи с этим появляется множество классификаций методов, в которых последние объединяются на основе одного или ряда общих признаков. Немаловажный вопрос, возникающий при этом – насколько целесообразна та или иная классификация. Лишь ту классификацию можно назвать хорошей, которая согласуется с практикой обучения и служит основой для ее реализации. Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Установить единую систему методов обучения невозможно.

В ДОУ принята традиционная система методов обучения: наглядные, словесные, практические. Игровые приемы обучения можно выделить в отдельную группу методов обучения, или все методы обучения осуществлять через игровые методы. Например, рассматривание картины, картинки, иллюстрации в игровой ситуации – Незнайка принес картинку и никак не может понять, что там нарисовано, давайте поможем Незнайке – расскажем, что мы видим на рисунке.

Традиционная система методов обучения

(Об игровых приемах вопрос раскрыт отдельно)

Теперь подробнее рассмотрим каждый прием.

Наглядные методы обучения продуктивным видам деятельности (перечислить). Анализ детских работ. Формы организации анализа детских работ.

Наглядные методы обучения основаны на действии зрительного анализатора.

Обследование предмета целенаправленное аналитико – синтетическое восприятие предмета осязательно – двигательным и зрительным путем.

Значение: формируется представление об изображаемом предмете. Какие предметы можно анализировать? (игрушки, предметы быта, посуду, животных и т.д.). Важно научить детей обследовать предметы. Весь порядок обследования предметов совпадает с последовательностью изображения, а обследующие жесты (обведение рукой, показывая форму частей предмета), совпадают с формообразующими движениями. При постоянном использовании обследования дети понимают связь между обследованием и способами изображения.

Структура (этапы) обследования:

В разной литературе можно увидеть 3 или 5 этапов обследования. Это абсолютно одинаковая методика обследования.

1. Целостностное восприятие предмета.

На данном этапе надо вызвать удивление, восхищение, любование предметом у ребенка, т.е. создать у него хорошее настроение для восприятия и привлечь его внимание к предмету в целом. Например, грузовая машина – что перевозит эта машина? – значит, мы ее можем назвать «грузовой», т.е. выделяем характерный признак этого предмета; можно загадать загадку об этом предмете (игрушка может быть за ширмой или под тканью), прочитать стихотворение и т.д.

1. Последовательное выделение изобразительных признаков, частей и свойств предмета.

2. Порядок выделения соответствует последовательности изображения предмета в дальнейшем:

3. Выделяются самые крупные части предмета, определяется их форма, цвет, нахождение относительно других частей (строение);

4. Выделяются самые мелкие части предмета, определяется их форма, цвет, нахождение относительно других частей (строение).

5. 3. Снова целостное восприятие предмета.

Чтобы 2 этап не прошел формально, необходимо при анализе использовать разные виды восприятия (слуховые, зрительные, осязательные, обонятельные), например, Потрогайте шерстку у собачки (игрушка)? Понюхайте цветок у растения, что вы чувствуете?

При обследовании предмета использовать жест. Жест помогает вычленить форму, ее особенности, жест совпадает с формообразующими движениями, т.е. он подсказывает способ изображения, сопровождается словом. Жест помогает восстановить в памяти ребенка основную форму предмета и позволяет показать движение руки рисующего. «Рисовать» жестом можно в воздухе и на столе. В младшем возрасте воспитатель вкладывает руку ребенка в свою (если это необходимо для обучения) и вместе рисуют на столе. В лепке жест помогает определить объем формы, в рисунке, аппликации – контур.

Наблюдение это целенаправленное планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно – следственных связей между предметами и явлениями.

Цель – познакомить с предметами и явлениями окружающего мира и научить детей замечать изменения в окружающей обстановке, у детей развивается наблюдательность.

Требования к проведению наблюдений:

  1. Целенаправленность (восприятие тех особенностей предмета, которые послужат основой для изображения).
  2. Эмоциональность (без чувств, рождаемых через общение с искусством, природой не может быть творческой личности).
  3. Осмысленность(чтобы заметить и изобразить какие-то признаки предмета, ребенок должен понимать, почему, например, у зайца задние лапы длинные).
  4. Активность детей (используем эмоциональную, мыслительную, речевую, двигательную активность детей).
  5. Повторность.
  6. Учет возраста детей.

Воспитатель продумывает время проведения экскурсии, выбирает место и маршрут движения, а также методические приемы.

Методика проведения наблюдений:

Мл.гр. – Воспитатель наблюдает с детьми предметы и явления в естественной обстановке, простые по форме и яркие по цвету; наблюдения кратковременные, детям не дают установку на запоминание; воспитатель сам определяет форму, цвет предмета и сообщает детям, а дети только повторяют.

Ср.гр. – наблюдения более длительные, дети выделяют несколько признаков предмета или явления: цвет, форма, строение, расположение в пространстве. Необходимо проводить повторные наблюдения. Детям уже даем установку на запоминание.

Ст. и подг.гр. – Воспитатель вместе с детьми рассматривает предмет вблизи и издали, сравнивает предметы между собой по величине, устанавливает взаиморасположение в пространстве – ближе, дальше, слева, справа, выделяет выразительные средства предмета, объясняет, как это можно нарисовать.

Рассматривание картин, картинок .

Картинки используются:

o Если детей невозможно непосредственно познакомить с предметами и явлениями;

o Для уточнения и оживления знаний;

o Для обогащения знаний детей некоторыми способами изображения (напр., показать движение);

o Для напоминания.

Образец воспитателя.

Образец – работа, выполненная воспитателем и предложенная для подражания (на этапе обучения).

Необходимо использовать 2-3 образца для выявления общего и разницы в изображении, в декоративном изображении – для того, чтобы дети могли выбрать свой вариант выполнения работы (см. вопрос «Обучение декоративному рисованию»).

Требования к образцу воспитателя:

o Образец должен быть в 2-3 раза больше детской работы.

o Образец должен быть выполнен правильно, грамотно.

o В образце должна быть использована простая композиция, понятная детям:

o Образцов должно быть несколько.

Страница 35 из 42

Этапы и механизмы творческой деятельности.

Многие представители творческих профессий - ученые, изоб­ретатели, писатели - отмечают, что важные, критические этапы в их деятельности носят интуитивный характер. Решение пробле­мы приходитвнезапно, а не в результате логических рассуждений. Творчество в своей основе представлено механизмами сверхсозна­ния (Симонов П.В., 1975). Если сознание вооружено речью, математическими формулами и образами художественных произведе­ний, то язык сверхсознания - это чувства, эмоции. Творческий процесс приводит не только к расширению сферы знания, но и к преодолению ранее существовавших, принятых норм.

Выделяют три основных этапа творческого процесса:

Замысел, рождение догадки;

Генерацию различных гипотез, включая самые фан­тастические, для объяснения данного явления;

Критический анализ и отбор наиболее правдоподобных объяснений, которые протекают на уровне сознания.

Озарение, открытие, нахождение пути решения проблемы воз­никают в виде переживания, чувствования, что выбранное направ­ление - то самое, которое заслуживает внимания. И здесь решаю­щая роль принадлежит чувству, интуиции - языку сверхсознания. Многие изобретатели отмечают, что догадка возникает в виде рас­плывчатого образа, который только еще должен быть выражен словами. Однако внезапность появления догадки, озарения - ка­жущаяся, так как она является следствием интенсивной мысли­тельной работы человека, поглощенного увлекающей его пробле­мой или художественным произведением.

Творчество - создание нового из старых элементов во внутреннем мире. Создание нового продукта вызывает положительную эмоциональную реакцию. Это положительное эмоциональное состояние служит наградой творческому процессу и стимулирует человека действовать в том же направлении.

Выявление нового аспекта в когнитивных процессах обусловле­но работой детекторов новизны, которые способны улавливать новое не только во внешнем, но и во внутреннем мире - новые мыс­ли, новые образы. Ориентировочная реакция возникает при этом не на изменение внешнего сигнала, а на преобразование внутреннего образа. При этом она сопровождается положительным эмоциональ­ным переживанием и сама является эмоциональным подкреплениeм. Детекторы новизны обладают высокой чувствительностью, они сразу же фиксируют факт появления новой мысли еще до того, как она будет оценена. Осознание появления новой мысли сопровож­дается творческим волнением, которое стимулирует умственную работу. И только после появления эмоциональной реакции мысль начинает критически оцениваться. Таким образом, неосознанное сопоставление разного рода информации, содержащейся в памя­ти, порождает новую мысль. Ее последующая оценка осуществля­ется путем сравнения этой мысли с другими, ранее уже осознан­ными. Следовательно, продукция нового осуществляется главным образом в подсознании, а его оценка - на уровне сознания.

Творчество связано с развитием потребности в познании, в по­лучении новой информации, которая достигается в процессе ори­ентировочно-исследовательской деятельности. Последнюю можно рассматривать как цепь ориентировочных рефлексов. Каждый из ориентировочных рефлексов обеспечивает получение определен­ной порции информации.

Творческое мышление - это ориентировочно-исследовательская деятельность, обращенная к следам памяти в сочетании с поступаю­щей актуальной информацией.

Ориентировочный рефлекс как выражение потребности в новой информации конкурирует с оборонительным рефлексом, который является выражением агрессии или страха, тревоги.

Таким образом, стимуляцию ориентировочно-исследовательской активности можно рассматривать как основу развития твор­ческого потенциала человека.

Поделиться