Направление в истории науки и техники. Кратко об истории развития науки

Вводная лекция

Цель курса истории науки и техники как междисциплинарной науки заключается в том, чтобы осветить историю формирования, развития и трансформирование научного мировоззрения, движущие силы и механизмы коренных изменений в представлениях об окружающем мире.

История – комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всем его многообразии. Развитие науки и техники происходит в конкретных исторических условиях. Эти условия в каждый определенный период определяются, прежде всего, производительными силами общества. история знает немало примеров того, когда низкий уровень развития общества и производительных сил препятствовал развитию науки и использованию ее достижений.

Дадим определение понятиям наука и техника.

Техникой называется совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. В технике материализованы знания и опыт, накопленные в процессе развития общественного производства. Основное предназначение техники облегчение жизни человека и повышение производительности его труда. К технике относятся не только сложные машины, но и самые простые приспособления. Поэтому можно считать, что техника зародилась на заре человечества и позволила человеку выделиться из животного мира. Естественно, что она появилась намного раньше науки.

Общественные потребности формируются и регулируются, прежде всего, экономическими отношениями и, в свою очередь, формируют конкретные условия для развития техники. Внутренняя логика развития техники обусловлена взаимодействием ее с человеком и природой. В результате применения техники происходит замена человеческой силы силами природы, трудовые усилия человека заменяются механическими. Это позволяет преодолеть противоречия между развитием техники и ограничением человеческих психофизических возможностей. История свидетельствует, что поступательное развитие общества всегда связано с развитием его производительных сил. Основная социальная функция техники заключается в том, что она является составным элементом материально-технической деятельности людей. Техника расширяет масштабы трудовой деятельности и повышает ее эффективность. Техника развивается, опираясь на законы природы и производственный опыт. Создание новой техники невозможно без определенного уровня знаний, отвечающих объективным законам природы и способных руководить практическими действиями человека.

Классификация техники, как правило, производится по ее назначению: транспортная, военная, бытовая и т.д. В свою очередь, эти обширные категории имеют свою квалификацию с высокой степенью разделения.

Наука – особая сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка, теоретическое обоснование и систематизация объективных знаний о действительности. Это одна из форм общественного сознания. Непосредственные цели науки – объяснение и предсказание явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, осуществляемые на основании открываемых ею законов.

Анри Пуанкаре сказал: «Наука строится из фактов, как здание из кирпичей, нагромождение фактов не является наукой, также как куча кирпичей не является зданием».

Система наук делится на естественные, общественные и технические.

Наука зародилась только с появлением классового общества, и то не сразу. Современные исследователи считают, что она появилась в Древней Греции в VI веке до н.э. Причиной появления науки являются потребности общественной практики, хотя она далеко не сразу превратилась в производительную силу общества.

Истоки науки восходят к древним цивилизациям междуречья Тигра и Евфрата, Египта, Индии и Китая. Но первые научные и философские системы возникли в Древней Греции. Первыми науками были философия, математика и физика, а именно раздел механика.

В философии сложились две основные концепции – материализм и идеализм.

В математике получила развитие арифметика, геометрия, были заложены основы стереометрии, зародилась теория музыки. В трудах величайшего ученого античности – Архимеда были заложены основы дифференциального и интегрального исчисления. В астрономии была уже известна гелиоцентрическая система строения мира (Аристарх Самосский), хотя победила система геоцентрическая (система Птолемея). В механике неплохое развитие получили статика и кинематика. Динамика же основывалась на ошибочных представлениях Аристотеля, который, основываясь на бытовых повседневных наблюдениях, считал, что для поддержания равномерного прямолинейного движения тела к нему необходимо постоянно прикладывать силы. Его усилиями также утвердилась геоцентрическая система строения мира.

В античном мире сложилась не только система знаний, но и система образования. Наследниками греческой науки стала наука Древнего Рима. Однако статус ученого в Риме был непрестижным, и постепенно наука стала приходить в упадок. С падением Западной Римской империи центр науки переместился на Восток в Восточную Римскую империю. Однако там после прихода к власти императоров христиан большой удар развитию науки был нанесен религией. Христианские фанатики закрывали «языческие» школы, уничтожали библиотеки. Ученые в большом количестве эмигрировали в Азию, в основном в Иран.

Что касается техники античности, то она находилась в достаточно примитивном состоянии. Это объясняется тем, что рабовладельческая система не способствовала развитию техники, поскольку в избытке была дешевая рабочая сила. Большее развитие, пожалуй, получила военная техника. Правда, военные корабли были немореходными, так как предназначались для нападения вблизи берегов. Лучше были развиты торговые суда, хотя они и уступали военным в скорости.

В VI – VIII веках арабы под знаменем новой религии – ислама захватили огромные территории в Азии, Африке и Пиренейский полуостров. Только в IX веке франки дали им отпор в битве при Пуатье. Арабские завоевания довершили разгром античной науки. Но, начиная с IX века, в арабских эмиратах начинается возрождение античной науки. Именно арабским ученым мы обязаны не только сохранением, но и приумножением научных достижений античности. Кстати сказать, подавляющее количество сохранившихся сочинений античных ученых дошли до нас в арабских переводах. Именно арабам мы также обязаны распространением в Европе индийской десятичной системы счета и созданию алгебры.

Что касается Европы, то в Средние века, на протяжении 1000 лет там наблюдается упадок науки и культуры. Развитию науки также препятствовало то, что католическая церковь, первоначально враждебно настроенная к Аристотелю, с XIII века признала его величайшим авторитетом по всем вопросам, не касавшихся, правда, догматов религии. Таким образом, была узаконена и геоцентрическая система строения мира, и механика Аристотеля, основанная на неверных предпосылках. Хотя философы считают Аристотеля «основателем истинного естествознания», он отнюдь не считается таковым у физиков и механиков.

Возрождение (ренессанс) античного искусства, культуры и науки началось в Италии в XIV веке. Провозвестниками ренессанса стали поэт Данте Алигьери (1265–1337) и художник Джотто ди Бондоне (1267–1321). Их творчество пронизано верой в человека, его возможности, волю и разум. Деятели возрождения отрицают схоластику и аскетизм. Распространяются философские идеи неоплатонизма и пантеизма. Ренессанс отвечал потребностям зарождающегося класса буржуазии и способствовал разрушению феодальных отношений. В XVI столетии получает распространение гелиоцентрическая система строения мира Коперника. Происходит реформация церкви. Ответом на это становится инквизиция. По всей Европе пылают костры, на которых сжигают не только инакомыслящих, но порой и ни в чем не повинных людей.

На волне ренессанса в конце XVI века зародилась истинно научная динамика. С ее появлением механика превратилась в науку о движении, в которой появились попытки объяснить все явления природы на основе развития логических принципов. Одним из первых, кто усомнился в правильности учения Аристотеля, был Джамбаттиста Бенедетти (1530–1590), который обратил внимание на то, что действие сил выражается не в поддержании, а в изменении движения. Достоверность научных представлений в рамках механической картины мира тесно была связана с развитием экспериментальных методов исследования. Статика, в отличие от динамики, не подтверждалась в такой степени экспериментами. Динамика, отвечая на вопрос о переходе тела или механической системы из начального состояния к последующему под действием заданных сил, могла быть подтверждена соответствующим экспериментом. Это и придало механическому естествознанию ту необратимость развития и ту достоверность, которые отличают науку XVII века от научных представлений предыдущего периода.

Одними из первых экспериментальных исследований в механике были опыты Галилео Галилея (1564–1642), который открыл законы падения тяжелых тел, а также установил законы движения тел по наклонной плоскости. Он полностью доказал несостоятельность динамики Аристотеля и наметил путь к созданию новой динамики – ньютоновской.

Таким образом, Галилей начал научную революцию, которую завершил И. Ньютон. В 1686 г. вышел в свет его замечательный труд «Philosophiae Naturalis Principia Mathematica» («Математические начала натуральной философии»). Ньютон первым из ученых высказал мысль о том, что движение космических и земных объектов происходит по одним и тем же законам. Величайший ученый заложил основы теоретической механики, применив ее к изучению движения небесных тел. В его работе проблемы динамики получили математическую разработку. Величайший английский ученый создал методологию точного естествознания и стал основателем всего современного естествознания.

С этого момента развитие науки приняло необратимый характер, количество научных знаний, как и количество ученых, стало удваиваться каждые 10–15 лет. Появилась классическая механика, высшая математика, новые разделы физики, химия, аналитическая механика, математическая физика и др. науки. Великая французская революция способствовала развитию науки и образования. Не случайно Французская научная школа стала в XIX веке самой передовой в мире.

Что касается развития техники, то оно происходило и в период Средневековья. К XVII веку возникло мануфактурное производство, основанное на применении энергии воды и ветра. Но дальнейшее развитие промышленности тормозилось отсутствием источников энергии. Человечество оказалось в энергетическом тупике. Выходом из него стало применение энергии пара. Первые паровые машины (их часто называют пароатмосферными) появились в конце XVII столетия. А по настоящему универсальный паровой двигатель был создан Дж. Уаттом в 1786 г.

Изобретение паровой машины по своему значению в жизни человечества может сравниться только с освоением огня и созданием компьютера. С внедрением паровых машин связана промышленная революция XVIII века.

Роль науки в развитии техники не всегда была ведущей. Вплоть до конца XVIII века наука почти не влияла на производство и технику. Знания, которых требовало развитие техники, как правило, носили эмпирический характер. Это были знания о конкретных вещах, не противоречащие законам природы.

Однако развивающееся машинное производство потребовало объединения в одном технологическом цикле различных механических и физико-химических процессов, использования новых материалов и видов энергии. Благодаря этому неизмеримо выросла роль науки в создании новой техники. В XIX веке прогресс техники диктуется уже не только потребностями человека, но и развитием мировой науки и практики. Сочетание науки и практики создала новую отрасль промышленности – электротехнику. Ее применение произвело революцию в промышленности, изменило бытовые условия жизни человека, произвело переворот в средствах связи и т.д. В конце XIX века появляются новые типы двигателей – ДВС и паровые турбины. Все вышесказанное позволило создать новые виды транспорта, судов, летающие аппараты тяжелее воздуха.

В конце XIX – начале XX столетий возник кризис в физике. В результате появилась теория относительности, атомная физика и квантовая механика.

В развитии техники в XX веке произошел прорыв. Совершенствование ДВС и паровых турбин, автомобилей и самолетов и т.д. потребовало привлечения научных знаний. В 1940-е гг., в первую очередь для военных целей появляются совершенно новые отрасли промышленности: атомная, ракетостроение, реактивная авиация. Все это уже требует проведения качественно новых видов расчетов. Совершенствующиеся технологические процессы также уже не могут управляться человеком. Одним словом, человечество опять зашло в своем развитии в тупик – на этот раз информационный.

Выходом из этого тупика стало создание цифровых электронных вычислительных машин. Это достижение человечества невозможно переоценить. Оно не только вывело его из информационного тупика, но и перевернуло всю его жизнь. Именно создание компьютеров и развитие на этой основе науки и техники произвело научно-техническую революцию. С нею связано то, что наука стала непосредственной производительной силой общества. В настоящее время создание новой техники невозможно без самых передовых достижений науки. Автоматизация производства на основе ЭВМ ведет к росту возможностей применения новых высокоэффективных технологических процессов.

Таким образом, учитывая все вышесказанное и опираясь на периодизацию общей истории человечества в развитии науки и техники можно выделить следующие периоды:

I. Донаучный – от зарождения человечества до возникновения науки в VI веке до н.э.

II. Античный – от зарождения науки до падения Западной Римской империи (VI век до н.э. – V век)

III. Средневековый V – XIV века.

IV. Ренессанс и научная революция XV – XVII века.

V. Промышленная революция и аналитический период развития науки (XVIII век).

VI. Период сближения науки и промышленности (XIX век).

VII. Физико-технический период – (первая половина XX века).

VIII. Научно-техническая революция (со второй половины XX века по настоящее время).

Рассматривается широкий круг вопросов, связанных с анализом таких феноменов человеческой культуры, как наука и техника. Раскрываются основные периоды в развитии науки и техники начиная с эпохи первобытности и до наших дней. Создается общая картина состояния современной технической цивилизации, оценивается вклад предшествующих поколений в ее развитие. После каждой темы предлагаются контрольные вопросы, задания, тесты. В конце книги имеются сведения о известных ученых, исследователях. Преподавателям, студентам, всем кто интересуется вопросами науки и техники.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История науки и техники (Е. С. Лученкова, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Структурно-содержательная реконструкция дисциплины «История науки и техники»

1.1. Предмет, цель и задачи дисциплины «История науки и техники»

История науки и техники – самостоятельная отрасль исторической науки, дисциплинарное оформление которой происходит в настоящее время. Это интегративная наука, объединяющая на новом уровне достижения гуманитарных, естественных и технических наук, не являющихся прямой суммой знаний. Она обладает своеобразным специфическим языком междисциплинарного взаимодействия специалистов разных отраслей знания.

Историография науки и техники включает в область своих исследований:

б) исторические условия развития науки и техники, их закономерности, внешние и внутренние факторы;

в) взаимодействие истории естествознания и техники с другими отраслями науки, в том числе с гражданской историей, историей философии, науковедением и т. д.;

Предметом дисциплины «История науки и техники» является совокупность основных познавательных моделей, фактов, законов и закономерностей историко-научного и технологического развития человечества как формы его культурного развития от древности до современности.

Цель дисциплины – формирование понимания развития науки и техники как социокультурного процесса, неразрывно связанного со всеми сферами общественной жизни – экономической, политической, социальной, культурной (с одной стороны, они всегда обусловлены этими сферами, с другой – в своем развитии они являются важнейшими факторами социокультурных трансформаций). Знания по истории науки и техники позволяют обоснованно выбирать альтернативы при исследовании новой научной проблемы или создании нового объекта техники, поскольку выявляют закономерности и законы развития в целом в контексте социокультурной динамики человечества. Данная дисциплина помогает структурировать информационное поле дисциплин, затрагивающих проблемы развития человеческого общества, и тем самым дает возможность увидеть взаимосвязь и взаимообусловленность проблем, решаемых специалистами различных отраслей. Это становится особенно важным в современном мире, где решение назревающих глобальных задач невозможно без широкого междисциплинарного подхода. Являясь уникальной комплексной дисциплиной, история науки и техники важна как для гуманитарного, так и для естественнонаучного и технического образования.

Главная задача дисциплины состоит в том, чтобы обучить студентов методике профессиональной оценки событий в истории науки и техники, правилам пользования основными источниками по истории науки и техники и, что особенно важно, системному подходу к восприятию развития любой научной дисциплины.

1.2. Основные понятия дисциплины «История науки и техники»

В широком смысле слова наука – это система объективного знания об окружающем мире и человеке, целью которой является достижение истины и открытие объективных законов развития мира. В узком смысле науку рассматривают: 1) как особую форму общественного сознания, отражающую мир в форме понятий и теорий; 2) как отрасль духовного производства, в которой заняты миллионы людей; 3) как общественный институт со сложной структурой и многими функциями.

В науке выделяют эмпирический и теоретический уровни познания. Первый уровень предполагает познание объектов как явлений, второй – проникновение в их сущность. Современная наука выполняет ряд важных функций в жизни общества:

в) производительную (указывает на превращение науки в производительную силу общества, без которой невозможно современное производство);

г) науки как социальной силы (проявляется в том, что наука непосредственно включена в процессы общественного развития, а ее данные используются в социальном планировании и управлении).

Понятие «техника» (греч. techne – искусство, мастерство, умение) – совокупность навыков и примеров, используемых в какой-либо сфере деятельности, мастерства человека. До недавнего времени оно применялось для обозначения некоторой неопределенной деятельности или некоторой совокупности материальных образований. Содержание понятия техники исторически трансформировалось, отражая развитие способов производства и средств труда. Первоначальное значение слов «искусство», «мастерство» обозначало саму деятельность, ее качественный уровень. Затем понятие «техника» стало отражать определенный способ изготовления или обработки. В ремесленном производстве индивидуальное мастерство сменилось совокупностью приемов и методов, передаваемых из поколения в поколение. И наконец, понятие «техника» переносится на изготовляемые материальные объекты. Это происходит в период развития машинного производства: техникой называют различные приспособления, обслуживающие производство, а также некоторые продукты такого производства.

Техника относится к группе искусственно преобразованных фрагментов природы в отличие от природных объектов, которые человек вовлекает в различные сферы жизнедеятельности. Техническая деятельность на основе природных процессов создает новые неприродные образования, удовлетворяющие потребности человека. Таким образом, техническими объектами являются материальные и искусственные явления.

К искусственным материальным образованиям относятся также произведения искусства, получающие материальное воплощение. Однако результаты художественной деятельности, как правило, не являются техникой. Следовательно, техника может пониматься как совокупность:

а) технических устройств, артефактов – от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;

в) технических знаний – от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний.

Кроме того, к сфере техники относится не только использование, но и само производство научно-технических знаний, их приращение.

Однако выделенные выше характеристики (материальность, искусственность) недостаточно четко очерчивают область технических объектов в реальном техномире. Кроме того, развитие техники нарушает устоявшиеся представления – старые стереотипы переносятся на новые технические явления и далее на их фрагменты (техникой называют преимущественно детали и подсистемы технических объектов). Следовательно, для анализа развития техники необходима инвариантная модель, которая позволяла бы на каждом его этапе выявлять ее специфическое состояние. Этой моделью является понятие «технический объект». Понятие технического объекта подразумевает такое техническое явление, которое обладает всеми основными признаками общего класса технических образований. Отдельный технический объект является наиболее полной единичной клеткой техносферы. Таким образом, технические объекты – это такие образования, которые, выполняя функцию средства человеческой деятельности, интегрируют в себе основные стороны деятельности человека (материальную, научную, художественную). Существование любого технического объекта связано с его функцией, т. е. со свойством, которое используется в человеческой деятельности. Внешние свойства технического объекта (функции) обусловлены, с одной стороны, внутренними свойствами технического объекта как материального образования, с другой – принадлежностью к системе производительных сил общества. Являясь элементом человеческой деятельности, технические объекты выполняют прямую социальную функцию.

Прямая функция техники – опосредованное ею взаимодействие человека и природы; обратная ее функция – воздействие технических образований, всей системы техники на человека и общество. Таким образом, прямая и обратная функции отражают взаимодействие всех связей системы «человек – техника – природа».

Основаниями для выделения функций техники являются:

Природные основания, обеспечивающие существование искусственных материальных образований;

Свойства человека как биологического существа (выступают материальной основой взаимодействия человека и природы);

Система личности как совокупность свойств (выделяют человека как члена общества);

Система общества как определенная организация деятельности в обществе.

Система функций техники образуется в результате взаимодействия данных четырех инфраструктур. Раскрывается система прямой функции техники как совокупное средство любой человеческой деятельности. Система обратной функции в принципе соответствует механизму действия прямой функции, но ее проявление носит не прямолинейный характер (поэлементное соответствие), а так называемый матричный. Это означает, что функция социализации и организационная функция техники как аспекты обратного воздействия техники на человека и общество проявляются во всей своей системной полноте. Организация общественной деятельности наряду с другими факторами определяется уровнем развития техники, т. е. самой техникой, техническими средствами, способами современного взаимодействия общества и природы. Непосредственное физическое воздействие техники на отдельного индивида – это приобщение его к опыту человечества как в аспекте знания природных процессов и их использования, так и в аспекте овладения разной социальной деятельностью, смоделированной в технических образованиях. С понятием техники неразрывно связано понятие «технология» – совокупность способов и приемов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т. д.; научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая такие способы и приемы.

Техника гораздо старше науки, поскольку она возникла вместе с появлением homo habilis около двух миллионов лет назад и долгое время развивалась самостоятельно. На основе знания простых физических законов она издавна действовала в области ремесла, применения оружия, использования лопаты, плуга, колеса. Мы обнаруживаем эту технику во все времена, доступные нашей исторической памяти. В великих культурах древности высокоразвитая механика позволила перевозить огромные тяжести, воздвигать здания, строить дороги и корабли, конструировать осадные и оборонительные машины. Но все, что делалось, производилось мускульной силой человека с привлечением силы животных, силы натяжения, огня, ветра и воды, изменилось с конца XVIII в., когда появились машины, автоматически производящие продукты потребления. Подобное развитие техники стало возможным только на основе естественных наук. Мир современной техники не менее многообразен и сложен, чем природный, но этот мир люди создавали собственными руками, для своих надобностей на протяжении всей своей истории.

Термином «история» обозначают изучение развития природы и общества, комплекс общественных наук, исследующих прошлое человечества во всем его многообразии. Например, история развития науки и техники позволяет представить общую картину современной технической цивилизации, осознать масштабы преобразований в сфере общественных и производственных отношений, оценить вклад предшествующих поколений в создание современной науки и техники. Описание прошлого и современного состояния науки и техники позволяет осмыслить историческое развитие человечества.

В контексте данной работы понятие «культура» обозначает процесс и продукт духовного и материального производства как систему создания, хранения, распространения и освоения материальных и духовных ценностей, норм, знаний, представлений, значений и смыслов. Культура – это единство объективного (предметного) и субъективного (личностного) факторов, которые реализуются в процессе человеческой деятельности. В связи с этим в ходе развития культуры изменяются не только вещи и идеи, но и сами люди. С одной (внешней) стороны, культура охватывает все материальные и духовные ценности человеческой деятельности (орудия труда, сооружения, различные виды знания, произведения искусства, нормы права, морали, обычаи и верования). С другой (внутренней) стороны, культура – это развитие самого человека как общественного индивида, целостной и гармоничной личности, способ его существования как субъекта деятельности и одновременно мера его творческого, социального, интеллектуального, нравственного и физического развития. Двумя формами деятельности человека в поле культуры являются опредмечивание и распредмечивание. Опредмечивание – процесс созидания культурных ценностей, распредмечивание – акт понимания, расшифровки смыслов культурных ценностей. Обычно культуру делят на материальную и духовную. Материальная культура – производство, распространение и потребление результатов материальной деятельности людей. Она удовлетворяет утилитарные потребности человека. Духовная культура – это производство, распространение и потребление продуктов духовной деятельности (удовлетворяет сверхутилитарные потребности людей). Следует иметь в виду, что деление культуры на материальную и духовную является отчасти условным. Материальные и духовные элементы культуры всегда дополняют друг друга, поскольку в материальной культуре заключено формирующее ее духовное начало, а духовная культура всегда опредмечена в знаке, вещи, поступке.

Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение.

В структуру мировоззрения входят четыре основных компонента:

1) познавательный, включающий обобщенные знания, которые формируют конкретно-научную и универсальную картину мира;

2) ценностно-нормативный, состоящий из идеалов, убеждений, верований, правил и т. д. Все они характеризуют то или иное отношение человека к миру;

3) эмоционально-волевой, объединяющий эмоции, настроения, чувства, которые обеспечивают превращение знаний и духовных ценностей в личные убеждения человека;

4) практический, выражающийся в готовности человека к определенному типу действий в конкретных обстоятельствах.

По характеру формирования и способу функционирования в структуре мировоззрения выделяют жизненно-практический и теоретический уровни. Первый складывается стихийно и основывается на здравом смысле и повседневном опыте. Для него характерны слабая систематичность и продуманность, позволяющие ориентироваться в наиболее общих жизненных ситуациях. Второй уровень олицетворяют собой наука и философия, овладение которыми требует специальной длительной подготовки.

Философия – это теоретически-рациональный тип мировоззрения, особый вид духовной деятельности, которая создает общие представления о мире, его природе, законах существования, месте и роли человека в нем. Философское знание предлагает человеку интегральное видение мира, помогает овладеть системным мышлением, преодолеть фрагментарность обыденного сознания. Философия рассматривает мир сквозь призму подлинно человеческого отношения к нему, закладывает основы гуманистического миропонимания. Она способствует самоопределению человека в мире, конструктивному решению наиболее важных смысложизненных вопросов, выработке эффективной жизненной стратегии. По своей природе философия всегда инновационна и критична: с одной стороны, она дисциплинирует мышление человека, с другой – придает ему дополнительные «степени свободы», помогает организовать интеллектуальный творческий поиск.

1.3. Периодизация истории науки и техники

Для характеристики основных этапов развития науки и техники целесообразно ориентироваться на общеисторическую периодизацию. В этом случае можно выделить следующие периоды научно-технического развития:

I. Донаучный :

1. Первобытность (от выделения человека из животного мира до 4-го тысячелетия до н. э.).

2. Ненаучные знания Древнего Востока и ранней античности (4-е – середина 2-го тысячелетия до н. э.).

3. Научные знания классической и поздней античности, Древнего и раннесредневекового Востока (VIII в. до н. э. – V в. н. э.).

4. Средневековые наука и техника (V–XIV вв.).

II. Происхождение точных естественных и технических наук классического типа :

1. Эпоха Возрождения (XV–XVII вв.).

2. Первая научная революция и эпоха Просвещения (XVII–XVIII вв.).

III Неклассический период (конец XIX – середина XX в.).

IV. Зарождение и формирование постнеклассической научной картины мира (середина XX – начало XXI в.).

Контрольные вопросы

1. Каков предмет дисциплины «История науки и техники»?

2. Каковы цели дисциплины?

3. Каковы задачи дисциплины?

4. Какие ключевые понятия дисциплины вы знаете?

5. Какие уровни познания выделяются в науке?

6. Как раскрывается понятие «техника»?

7. Что включает понятие «технический объект»?

8. Какова прямая функция техники?

9. Какое понятие неразрывно связано с понятием «техника»?

10. Какое понятие возникло раньше – «техника» или «наука»?

11. Что означает термин «история»?

Заполните пропуски:

1. Историография науки и техники рассматривает:

а) проблемы генезиса и последующего развития истории естествознания и техники, их отраслей и подотраслей в связи с потребностями науки и техники;

в) взаимодействие истории естествознания и техники с другими отраслями науки, в том числе с гражданской историей, историей философии, науковедением и др.;

г) формирование и смену историко-научных и историкотехнических концепций, школ, направлений;

д) методы и конкретные методики историко-научных и историко-технических разработок;

е) эволюцию структуры и изменение функций истории естествознания и техники как научных дисциплин.

2. Современная наука выполняет ряд важных функций в жизни общества:

а) эвристическую (заключается в открытии законов развития мира);

б) культурно-мировоззренческую (состоит в формировании общих представлений о мире и человеке);

г) функцию науки как социальной силы (проявляется в том, что наука непосредственно включена в процессы общественного развития, а ее данные используются в социальном планировании и управлении).

3. Техника может пониматься как совокупность:

б) различных видов технической деятельности по созданию этих устройств – от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;

в) технических знаний – от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний. Кроме того, к сфере техники относится не только использование, но и само производство научно-технических знаний, их приращение.


Заполните таблицу:


1. Сфера человеческой деятельности, функция которой заключается в выработке и теоретической систематизации объективных знаний о действительности. Это:

а) идеология; в) наука;

б) теория; г) философия.

2. Совокупность средств, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Это:

а) наука; в) практика;

б) теория; г) техника.

3. Совокупная характеристика навыков и приемов, используемых в каком-либо деле или в искусстве. Это: _

а) источник; в) теория;

б) факт; г) теорема.

4. Действительное невымышленное происшествие, событие, явление. Это:

а) источник; в) теория;

б) факт; г) теорема.

5. Письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование. Это:

а) источник; в) теория;

б) факт; г) теорема.

6. Рациональная основа способа действия. Это:

а) метод; в) принцип;

б) прием; г) теория.

7. Интегрированная наука, объединяющая достижения отдельных научных направлений в области науки и техники. Это:

а) история науки и техники;

б) культурология;

в) история культуры.

8. Этимология понятия «культура» восходит к латинскому слову «cultura», обозначающему:

а) набожность, святыни, путь богов;

б) гражданский, общественный;

в) слово, учение, закон;

г) возделывание, обработка почвы.

9. Система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца для решения научных задач и разделяемых всеми членами научного общества. Это:

а) парадигма; в) гипотеза;

б) теория; г) теорема.

Литература

1. Азимов, А. Язык науки / А. Азимов. М., 1995.

2. Аллахвердян, А.Г Психология науки / А.Г. Аллахвердян [и др.]. М., 1998.

3. Арутюнов, В.С. Наука как общественное явление / В.С. Арутюнов. М., 2001.

4. Гайденко, П.П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ / П.П. Гайденко. М., 1980.

5. Иванов, Н.И. Философия техники / Н.И. Иванов. Тверь,1997.

6. Колеватов, В. А. Методы научного познания. Введение в методологию науки/ В.А. Колеватов. Новосибирск, 1996.

7. Котенко, В.Л. История философии техники / В.Л. Котенко. СПб., 1997.

8. Кириллин, В.А. Страницы истории науки и техники / В.А. Кириллин. М., 1986.

9. Кравченко, А.Ф. История и методология науки и техники / А.Ф. Кравченко. Новосибирск, 2005.

10. Лешкевич, Т.Г Философия науки: традиции и новации / Т.Г. Лешкевич. М., 2001.

11. Негодаее, И.А. Основы философии техники / И.А. Негодаев. Ростов н/Д., 1995.

12. Пружинин, Б.И. Рациональность и историческое единство научного знания / Б.И. Пружинин. М., 1986.

13. Степин, В.С. Философия науки и техники / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. М., 1995.

14. Хрестоматия по истории науки и техники / под ред. Ю.Н. Афанасьева, В.М. Орла. М., 2005.

Учебно-методическое пособие

Санкт-Петербург 2006

История науки и техники. Учебно-методическое пособие./Под ред. Ткачева А.В. – СПб.: СПБ ГУ ИТМО, 2006. – 143 с.

История науки и техники – это сравнительно молодая наука, которая начинает складываться в качестве самостоятельного раздела исторического знания лишь в конце позапрошлого столетия. Именно тогда, а точнее, в 1892 году, впервые во Франции появляется самостоятельная кафедра истории науки. С этого времени начинается период более или менее ускоренного развития истории науки и техники в качестве самостоятельной научной дисциплины, которое привело в середине прошлого века к превращению этой молодой науки в одну из важнейших отраслей исторического знания. Своим предметом история науки и техники имеет не просто реконструкцию прошлого научного знания, но и исследование процесса развития науки с целью выявления тех глубинных тенденций и закономерных связей, которые определяют содержание и направление этого процесса. В данном методическом пособии для студентов старших курсов рассматриваются вопросы, связанные с развитием науки и техники от простых орудий труда до нанотехнологии.

В СПб ГУ ИТМО преподавание дисциплины «История науки и техники» обеспечивается кафедрой всемирной истории.

Учебно-методическое пособие печатается по решению Ученого совета гуманитарного факультета, протокол № 9 от 16.05.2006 г.

© Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, 2006

© Ошарин А.В., Ткачев А.В., Чепагина Н.И., 2006


1. Программа лекционно-практического курса «История науки и техники». 9

1.1. Цели и задачи курса. 9

1.2. Требования к уровню освоения дисциплины.. 9

1.3. Объем и виды учебной работы.. 9

1.4.1. Разделы дисциплин и виды занятий. 10

1.5. Планы семинарских занятий. 14

2. Краткие конспекты по разделам дисциплины.. 15

2.1. Знания и технологические возможности доцивилизационного развития человечества. 15

2.2. Уровень технического и технологического развития в древних цивилизациях 19

2.3. Научная и техническая культура античности. 35

2.4. Научно-технические знания средневековой Европы.. 45

2.5. Возрождение. 56

2.6. Новое время. Научная революция XVII века: этапы, структура, герои, результаты.. 64

2.7. Механическая картина мира и классическая наука. 73

2.8. Электродинамическая картина мира. Становление “Неклассической науки” 93


2.9. Постнеклассическая наука. 97

3.1. Обязательная литература. 105

3.2. Дополнительная литература. 107

3.3. Источники. 111

4. Контрольные вопросы к зачету. 116

5. Справочные материалы.. 117

5.1. Персоналии. 117

5.2. Понятия, термины.. 124

5.3. Нобелевские лауреаты.. 129

6. Кафедра всемирной истории. 147

Введение. Цели и задачи истории науки и техники (как научной и учебной дисциплины). Основные понятия и подходы

Цели учебного курса: сформировать целостное представление о развитии науки и техники как историко - культурном явлении;структурировать информационное поле о достижениях человеческой мысли в различные периоды истории; обобщить сведения полученные по другим дисциплинам, затрагивающим проблемы развития человеческого общества; показать взаимосвязь и взаимообусловленность проблем, решаемых специалистами различных специальностей. Задачи учебного курса : научить грамотно оценивать события истории науки и техники; научить пользоваться основными источниками по истории науки и техники; научить системному подходу в оценке развития любой научной дисциплины.

Сегодня история науки и техники может быть охарактеризована положениями: История науки и техники носит характер междисциплинарности. История науки и техники - комплексная наука: одновременно естественная и техническая.

История науки и техники - интегративная наука: объединяет на новом уровне достижения отдельных научных направлений и не является простой суммой знаний. История науки и техники - динамично изменяющаяся наука: пополняется новыми знаниями, концепциями и фактами.

При исследовании новой научной проблемы или создании нового объекта техники имеется, как правило, несколько гипотез, путей решения - знания истории науки и техники позволяют выбрать закономерный путь развития. Знание истории развития науки и техники позволяет обоснованно выбирать (предложить к более глубокому анализу) правильную альтернативу для дальнейшего развития науки и техники; подсказывает аналогии (исторические), попытки решения данной проблемы в прошлом; позволяет выявлять приемы научного познания и научноготворческого мышления,закономерности и законы развития науки и техники в целом. Задачи истории науки и техники:поиск, систематизация, анализ и обобщение историконаучных и историко-технических фактов; постоянное расширение источниковой базы исследований; выявление и обоснование законов и закономерностей научно-технического развития; анализ роли и значения развитии науки и техники в культурно-историческом развитии; постоянное совершенствование методологического обеспечения исследовательской практики (уточнение понятийного аппарата, углубление анализа текстов и материальных источников, создание и критика концептуальных моделей описания и объяснения историко-научного и историко-технического знания, расширение практики использования экспериментальной проверки и математического описания исторического знания, радикальное расширение использования современных компьютерных технологий в истории науки и техники); исследование особенностей развития науки и техники в отдельные периоды, в отдельных регионах и странах; рассмотрение вопросов приоритета.

Каждое лицо, принимающее решения, обрабатывает факты очевидной реальности исходя из своего миропонимания. Его цель - постижение истины. Истина:з нание, которое удовлетворяет теоретическим стандартам, или решение проблемы, которое признается приемлемым вследствие подтверждения на практике.Адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение, как он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания; объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений и целостной картины мира в диалектике ее развития. То, что соответствует действительности. Утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом.

К предмету истории науки и техники относятся:

- информация о событиях и творцах истории науки и техники;

- материальные памятники истории науки и техники;

- процессы получения, обоснования научного и технического знания в

различных культурно - исторических условиях (контекстах); - структура и содержание научно - технического знания.

Предмет, в общем виде (его выбор, структура, описание) полностью определяетсяцелями и задачами исследования. В качестве предмета может выступать и ненаучное знание (например, миф).

Отдельные направления сложившейся предметной структуры работ по истории науки и техники: типология по предметной структуре науки и техники и их проблемам; типология по масштабности предмета исследования; типология по хронологическому и географическому принципу; научные биографии; памятники научной и технической мысли; типология работ по специфике целей, методов и средств исследований.

Историко-научно-технические исследования начинаются с работы над источниковой базой. Этапы работы: поиск источников; отбор источников; критический анализ источников. Критический анализ источников проводится для: выявления подлинности источника; выявления достоверности информации, содержащейся в источнике; обоснования использования источника и информации источника в исследовании. В последнее время активно формируется новое направление - "источниковедение истории науки и техники".

В историко-научном и историко-техническом исследовании важная роль принадлежит понятиям "факт" и "источник".Факт - действительное, невымышленное происшествие, событие, явление; твердо установленноезнание , данные в опыте, служит для какого-либо заключения, вывода и является проверкой для предположения. Источник - письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование.

Многообразие целей и задач истории науки и техники, широта предмета ее исследований, предопределяет большой выбор применяемых методов. Главное требование - требование научности (объективности), и поэтому к нему применимы все характеристики научной методологии. При этом естественно стремление ккомплексному исследованию фактов и процессов в истории науки и техники, к реализации системного подхода.

Метод вторичен по отношению к целевой установке исследования и выбранной предметной области (хотя и сам метод, в том числе исторический, и его развитие может быть предметом историко-научного исследования). В каждом конкретном историко - научном исследовании необходимо оговорить возможности и ограничения применяемых методов.Метод - рациональная основа способа действия.

В историко-научных и историко-технических исследованиях применяются следующие методы: историко-генетический; сравнительный; типологический; структурный; структурно-функциональный; статистический; моделирования (физического и математического); количественный; частные методы естественнонаучных, гуманитарных и технических наук.

Системный подход - направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; подход, ориентирующий исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.Системный подход реализуется посредством сравнительного анализа (протекания процессов); логического анализа (развития ситуации); исторического анализа (существования проблем).

При проведении научной, исследовательской деятельности ученый, специалист сталкивается с этическими проблемами. Этика науки- дисциплина, изучающая нравственные основы научной деятельности. Исторически научная этика берет свое начало от концепции эволюционной этики, впервые сформулированной английским философом и социологом Г.Спенсером. Согласно этой концепции нравственность рассматривается как форма развития эволюционного процесса , затрагивающего всю живую природу на той ее стадии, которая соотносится с развитием человеческого общества. Соотношение добра и зла - это соотношение более развитого и менее развитого. Свое дальнейшее развитие эта концепция получила в трудах английских ученых Д. Хаксли, К.Уодингтона.

Главный методологический принцип научной этики заключается в том, что нравственность рассматривается не в качестве специфического общественного явления, а как проявление процесса биологической эволюции. С точки зренияэволюционной этики , нравственным долгом следует считать принятие человеком на себя миссии продолжения общей мировой эволюции и создания нового общества, находящегося в гармоническом единстве с космосом. Попытки найти объективные основания морали в данных естествознания можно обнаружить в концепцияхрусских философовкосмистов В.Вернадского, Н.Федорова, А.Чижевского. Известный английский зоолог и философ Д.Хаксли выдвинул концепциюэволюционного гуманизма , сущность которой состоит в том, что человек представляет собой лишь один вид существующей на Земле жизни, и поэтому все члены человеческого общества не должны быть враждебно настроены друг против друга, несмотря на различия в религиях, нациях и т.д., каждый член общества несет ответственность за свое будущее и будущее всей планеты, полагаясь только на самого себя.В своих стремлениях человек должен руководствоваться повышением качества уровня жизни (не в ущерб окружающей среде), а не приобретением материальных благ. Каждая из этических программ, концепций связана с формированием новой системы мышления , основанной на всех духовных компонентах культуры. Причем формирование этого мышления должно проходить в неразрывной связи с получением профессиональных знаний.

Текущая страница: 1 (всего у книги 13 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]

Шрифт:

100% +

Елена Степановна Лученкова, Александр Павлович Мидель
История науки и техники

Допущено

Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов учреждений высшего образования по техническим специальностям


Рецензенты:

кафедра философии УО «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» (заведующий кафедрой кандидат философских наук, доцент Г.И. Малыгина);

кандидат исторических наук, доцент В.М. Шорец

Введение

Наука и техника определяют экономическое развитие страны и человека. Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний о действительности. Она неизбежно связана с философией, идеологией и политикой общественного строя, и это обусловливает ее важную мировоззренческую роль. Зародившись в древнем мире, в ходе исторического развития наука превратилась в производительную силу и важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества. Для науки характерно диалектическое сочетание процессов ее дифференциации, интеграции и фундаментальных и прикладных исследований. В результате этих процессов сложилась единая система «наука – техника – производство», где науке принадлежит ведущая роль. Техника определяется как совокупность средств, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Основное назначение техники – полная или частичная замена производственных функций человека с целью облегчения труда и повышения его производительности. Нередко термин «техника» употребляют для совокупной характеристики навыков и приемов, используемых в каком-либо деле. Современная техника характеризуется ускорением темпов ее модернизации, созданием новых средств, стандартизацией и унификацией, интенсивным развитием энергетики, радиоэлектроники, широким использованием средств автоматики, телемеханики, ЭВМ и др.

В первой теме раскрываются предмет и задачи дисциплины, выделяются объекты ее изучения, отражаются тенденции развития науки и техники в настоящее время и перспективы их развития в будущем. В последующих темах рассказывается о накоплении знаний и зарождении техники и технологии в эпоху первобытности, зачатках науки и развитии техники в цивилизациях Древнего Востока, а также в период античности в Европе. Рассматриваются наука и техника в Средние века, в эпоху Возрождения, в период Нового времени; анализируются особенности развития постнеклассической науки и современной техники. Авторы постарались обобщить богатый исторический материал, касающийся становления науки и техники, довести до студентов наиболее значимые факты и события этого процесса. В конце каждой темы имеются вопросы, задания и тесты для самопроверки; предлагается дополнительная литература для подготовки рефератов.

На протяжении всей книги упоминаются люди, сделавшие великие открытия и оставившие свой след в истории развития научной мысли. Отсутствие информации о них способно сделать материал пособия безликим и непонятным. Устранить этот недостаток поможет словарь в конце книги.

Исторический характер развития современной цивилизации показывает, что опыт поколений в поисках научной или технической истины отражается в достижениях потомков во всех сферах деятельности. Надеемся что любознательный читатель не только познакомится с достижениями науки и техники, описанными в пособии, но и захочет заняться глубокими исследованиями прошлого, не забывая при этом, что «главное в жизни и главное в познании – это сама жизнь» (Т Драйзер).

Тема 1
Структурно-содержательная реконструкция дисциплины «История науки и техники»

1.1. Предмет, цель и задачи дисциплины «История науки и техники»

История науки и техники – самостоятельная отрасль исторической науки, дисциплинарное оформление которой происходит в настоящее время. Это интегративная наука, объединяющая на новом уровне достижения гуманитарных, естественных и технических наук, не являющихся прямой суммой знаний. Она обладает своеобразным специфическим языком междисциплинарного взаимодействия специалистов разных отраслей знания.

Историография науки и техники включает в область своих исследований:

а) проблемы генезиса и последующего развития истории естествознания и техники, их отраслей и подотраслей в связи с потребностями науки и техники;

б) исторические условия развития науки и техники, их закономерности, внешние и внутренние факторы;

в) взаимодействие истории естествознания и техники с другими отраслями науки, в том числе с гражданской историей, историей философии, науковедением и т. д.;

г) формирование и смену историко-научных и историкотехнических концепций, школ, направлений;

д) методы и конкретные методики историко-научных и историко-технических разработок;

е) эволюцию структуры и изменение функций истории естествознания и техники как научных дисциплин.

Предметом дисциплины «История науки и техники» является совокупность основных познавательных моделей, фактов, законов и закономерностей историко-научного и технологического развития человечества как формы его культурного развития от древности до современности.

Цель дисциплины – формирование понимания развития науки и техники как социокультурного процесса, неразрывно связанного со всеми сферами общественной жизни – экономической, политической, социальной, культурной (с одной стороны, они всегда обусловлены этими сферами, с другой – в своем развитии они являются важнейшими факторами социокультурных трансформаций). Знания по истории науки и техники позволяют обоснованно выбирать альтернативы при исследовании новой научной проблемы или создании нового объекта техники, поскольку выявляют закономерности и законы развития в целом в контексте социокультурной динамики человечества. Данная дисциплина помогает структурировать информационное поле дисциплин, затрагивающих проблемы развития человеческого общества, и тем самым дает возможность увидеть взаимосвязь и взаимообусловленность проблем, решаемых специалистами различных отраслей. Это становится особенно важным в современном мире, где решение назревающих глобальных задач невозможно без широкого междисциплинарного подхода. Являясь уникальной комплексной дисциплиной, история науки и техники важна как для гуманитарного, так и для естественнонаучного и технического образования.

Главная задача дисциплины состоит в том, чтобы обучить студентов методике профессиональной оценки событий в истории науки и техники, правилам пользования основными источниками по истории науки и техники и, что особенно важно, системному подходу к восприятию развития любой научной дисциплины.

1.2. Основные понятия дисциплины «История науки и техники»

В широком смысле слова наука – это система объективного знания об окружающем мире и человеке, целью которой является достижение истины и открытие объективных законов развития мира. В узком смысле науку рассматривают: 1) как особую форму общественного сознания, отражающую мир в форме понятий и теорий; 2) как отрасль духовного производства, в которой заняты миллионы людей; 3) как общественный институт со сложной структурой и многими функциями.

В науке выделяют эмпирический и теоретический уровни познания. Первый уровень предполагает познание объектов как явлений, второй – проникновение в их сущность. Современная наука выполняет ряд важных функций в жизни общества:

а) эвристическую (заключается в открытии законов развития мира);

б) культурно-мировоззренческую (состоит в формировании общих представлений о мире и человеке);

в) производительную (указывает на превращение науки в производительную силу общества, без которой невозможно современное производство);

г) науки как социальной силы (проявляется в том, что наука непосредственно включена в процессы общественного развития, а ее данные используются в социальном планировании и управлении).

Понятие «техника» (греч. techne – искусство, мастерство, умение) – совокупность навыков и примеров, используемых в какой-либо сфере деятельности, мастерства человека. До недавнего времени оно применялось для обозначения некоторой неопределенной деятельности или некоторой совокупности материальных образований. Содержание понятия техники исторически трансформировалось, отражая развитие способов производства и средств труда. Первоначальное значение слов «искусство», «мастерство» обозначало саму деятельность, ее качественный уровень. Затем понятие «техника» стало отражать определенный способ изготовления или обработки. В ремесленном производстве индивидуальное мастерство сменилось совокупностью приемов и методов, передаваемых из поколения в поколение. И наконец, понятие «техника» переносится на изготовляемые материальные объекты. Это происходит в период развития машинного производства: техникой называют различные приспособления, обслуживающие производство, а также некоторые продукты такого производства.

Техника относится к группе искусственно преобразованных фрагментов природы в отличие от природных объектов, которые человек вовлекает в различные сферы жизнедеятельности. Техническая деятельность на основе природных процессов создает новые неприродные образования, удовлетворяющие потребности человека. Таким образом, техническими объектами являются материальные и искусственные явления.

К искусственным материальным образованиям относятся также произведения искусства, получающие материальное воплощение. Однако результаты художественной деятельности, как правило, не являются техникой. Следовательно, техника может пониматься как совокупность:

а) технических устройств, артефактов – от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;

б) различных видов технической деятельности по созданию этих устройств – от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;

в) технических знаний – от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний.

Кроме того, к сфере техники относится не только использование, но и само производство научно-технических знаний, их приращение.

Однако выделенные выше характеристики (материальность, искусственность) недостаточно четко очерчивают область технических объектов в реальном техномире. Кроме того, развитие техники нарушает устоявшиеся представления – старые стереотипы переносятся на новые технические явления и далее на их фрагменты (техникой называют преимущественно детали и подсистемы технических объектов). Следовательно, для анализа развития техники необходима инвариантная модель, которая позволяла бы на каждом его этапе выявлять ее специфическое состояние. Этой моделью является понятие «технический объект». Понятие технического объекта подразумевает такое техническое явление, которое обладает всеми основными признаками общего класса технических образований. Отдельный технический объект является наиболее полной единичной клеткой техносферы. Таким образом, технические объекты – это такие образования, которые, выполняя функцию средства человеческой деятельности, интегрируют в себе основные стороны деятельности человека (материальную, научную, художественную). Существование любого технического объекта связано с его функцией, т. е. со свойством, которое используется в человеческой деятельности. Внешние свойства технического объекта (функции) обусловлены, с одной стороны, внутренними свойствами технического объекта как материального образования, с другой – принадлежностью к системе производительных сил общества. Являясь элементом человеческой деятельности, технические объекты выполняют прямую социальную функцию.

Прямая функция техники – опосредованное ею взаимодействие человека и природы; обратная ее функция – воздействие технических образований, всей системы техники на человека и общество. Таким образом, прямая и обратная функции отражают взаимодействие всех связей системы «человек – техника – природа».

Основаниями для выделения функций техники являются:

Природные основания, обеспечивающие существование искусственных материальных образований;

Свойства человека как биологического существа (выступают материальной основой взаимодействия человека и природы);

Система личности как совокупность свойств (выделяют человека как члена общества);

Система общества как определенная организация деятельности в обществе.

Система функций техники образуется в результате взаимодействия данных четырех инфраструктур. Раскрывается система прямой функции техники как совокупное средство любой человеческой деятельности. Система обратной функции в принципе соответствует механизму действия прямой функции, но ее проявление носит не прямолинейный характер (поэлементное соответствие), а так называемый матричный. Это означает, что функция социализации и организационная функция техники как аспекты обратного воздействия техники на человека и общество проявляются во всей своей системной полноте. Организация общественной деятельности наряду с другими факторами определяется уровнем развития техники, т. е. самой техникой, техническими средствами, способами современного взаимодействия общества и природы. Непосредственное физическое воздействие техники на отдельного индивида – это приобщение его к опыту человечества как в аспекте знания природных процессов и их использования, так и в аспекте овладения разной социальной деятельностью, смоделированной в технических образованиях. С понятием техники неразрывно связано понятие «технология» – совокупность способов и приемов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т. д.; научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая такие способы и приемы.

Техника гораздо старше науки, поскольку она возникла вместе с появлением homo habilis около двух миллионов лет назад и долгое время развивалась самостоятельно. На основе знания простых физических законов она издавна действовала в области ремесла, применения оружия, использования лопаты, плуга, колеса. Мы обнаруживаем эту технику во все времена, доступные нашей исторической памяти. В великих культурах древности высокоразвитая механика позволила перевозить огромные тяжести, воздвигать здания, строить дороги и корабли, конструировать осадные и оборонительные машины. Но все, что делалось, производилось мускульной силой человека с привлечением силы животных, силы натяжения, огня, ветра и воды, изменилось с конца XVIII в., когда появились машины, автоматически производящие продукты потребления. Подобное развитие техники стало возможным только на основе естественных наук. Мир современной техники не менее многообразен и сложен, чем природный, но этот мир люди создавали собственными руками, для своих надобностей на протяжении всей своей истории.

Термином «история» обозначают изучение развития природы и общества, комплекс общественных наук, исследующих прошлое человечества во всем его многообразии. Например, история развития науки и техники позволяет представить общую картину современной технической цивилизации, осознать масштабы преобразований в сфере общественных и производственных отношений, оценить вклад предшествующих поколений в создание современной науки и техники. Описание прошлого и современного состояния науки и техники позволяет осмыслить историческое развитие человечества.

В контексте данной работы понятие «культура» обозначает процесс и продукт духовного и материального производства как систему создания, хранения, распространения и освоения материальных и духовных ценностей, норм, знаний, представлений, значений и смыслов. Культура – это единство объективного (предметного) и субъективного (личностного) факторов, которые реализуются в процессе человеческой деятельности. В связи с этим в ходе развития культуры изменяются не только вещи и идеи, но и сами люди. С одной (внешней) стороны, культура охватывает все материальные и духовные ценности человеческой деятельности (орудия труда, сооружения, различные виды знания, произведения искусства, нормы права, морали, обычаи и верования). С другой (внутренней) стороны, культура – это развитие самого человека как общественного индивида, целостной и гармоничной личности, способ его существования как субъекта деятельности и одновременно мера его творческого, социального, интеллектуального, нравственного и физического развития. Двумя формами деятельности человека в поле культуры являются опредмечивание и распредмечивание. Опредмечивание – процесс созидания культурных ценностей, распредмечивание – акт понимания, расшифровки смыслов культурных ценностей. Обычно культуру делят на материальную и духовную. Материальная культура – производство, распространение и потребление результатов материальной деятельности людей. Она удовлетворяет утилитарные потребности человека. Духовная культура – это производство, распространение и потребление продуктов духовной деятельности (удовлетворяет сверхутилитарные потребности людей). Следует иметь в виду, что деление культуры на материальную и духовную является отчасти условным. Материальные и духовные элементы культуры всегда дополняют друг друга, поскольку в материальной культуре заключено формирующее ее духовное начало, а духовная культура всегда опредмечена в знаке, вещи, поступке.

Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение.

В структуру мировоззрения входят четыре основных компонента:

1) познавательный, включающий обобщенные знания, которые формируют конкретно-научную и универсальную картину мира;

2) ценностно-нормативный, состоящий из идеалов, убеждений, верований, правил и т. д. Все они характеризуют то или иное отношение человека к миру;

3) эмоционально-волевой, объединяющий эмоции, настроения, чувства, которые обеспечивают превращение знаний и духовных ценностей в личные убеждения человека;

4) практический, выражающийся в готовности человека к определенному типу действий в конкретных обстоятельствах.

По характеру формирования и способу функционирования в структуре мировоззрения выделяют жизненно-практический и теоретический уровни. Первый складывается стихийно и основывается на здравом смысле и повседневном опыте. Для него характерны слабая систематичность и продуманность, позволяющие ориентироваться в наиболее общих жизненных ситуациях. Второй уровень олицетворяют собой наука и философия, овладение которыми требует специальной длительной подготовки.

Философия – это теоретически-рациональный тип мировоззрения, особый вид духовной деятельности, которая создает общие представления о мире, его природе, законах существования, месте и роли человека в нем. Философское знание предлагает человеку интегральное видение мира, помогает овладеть системным мышлением, преодолеть фрагментарность обыденного сознания. Философия рассматривает мир сквозь призму подлинно человеческого отношения к нему, закладывает основы гуманистического миропонимания. Она способствует самоопределению человека в мире, конструктивному решению наиболее важных смысложизненных вопросов, выработке эффективной жизненной стратегии. По своей природе философия всегда инновационна и критична: с одной стороны, она дисциплинирует мышление человека, с другой – придает ему дополнительные «степени свободы», помогает организовать интеллектуальный творческий поиск.

1.3. Периодизация истории науки и техники

Для характеристики основных этапов развития науки и техники целесообразно ориентироваться на общеисторическую периодизацию. В этом случае можно выделить следующие периоды научно-технического развития:

I. Донаучный :

1. Первобытность (от выделения человека из животного мира до 4-го тысячелетия до н. э.).

2. Ненаучные знания Древнего Востока и ранней античности (4-е – середина 2-го тысячелетия до н. э.).

3. Научные знания классической и поздней античности, Древнего и раннесредневекового Востока (VIII в. до н. э. – V в. н. э.).

4. Средневековые наука и техника (V–XIV вв.).

II. Происхождение точных естественных и технических наук классического типа :

1. Эпоха Возрождения (XV–XVII вв.).

2. Первая научная революция и эпоха Просвещения (XVII–XVIII вв.).

III Неклассический период (конец XIX – середина XX в.).

IV. Зарождение и формирование постнеклассической научной картины мира (середина XX – начало XXI в.).

Поделиться