Как с ребенком быть другом. Как быть другом ребенку

© Солотова М., текст, 2019

© ООО «Издательство «Эксмо», 2019

«Быть тебе, Солотова, педагогом!» – сказал мне директор школы в 1974 году. Я училась в 4-м классе. Тогда в школах было популярно шефство четвероклассников над теми, кто пришел учиться к их первой учительнице. Как только я подошла к этим малявкам, я сразу поняла, кем стану, когда вырасту. А директор школы, увидев, как гордо и торжественно я веду первоклашек в столовую, утвердил меня в этом решении, которое я не меняла уже никогда, даже если приходилось на время отвлекаться на другие дела.

С тех пор прошло больше 40 лет. И этих лет мне хватило на то, чтобы узнать о детях все или почти все. Я всегда дружила со своими ребятами и понимала их. А они – меня.

В 2000 году я работала учителем русского языка и литературы в тюменской школе № 11. В один прекрасный день я вошла в рейсовый автобус и хорошо поставленным голосом сказала: «Здравствуйте, садитесь!» Через минуту мне стало понятно, что пора уходить из школы.

Уходила я, конечно, не только из-за этого анекдота – просто уже тогда в школе мне многое не нравилось. Я стала журналистом на радио, потом – на телевидении, потом – главным редактором молодежного журнала.

Несколько лет я скучала по детям, хотя любила свою новую профессию. И тогда я придумала, как соединить эти две мои любви: я открыла школу для будущих журналистов.

В нашей школе учатся очень хорошие дети. Не потому, что мы их специально для себя выбираем, а потому что все дети на Земле – хорошие. Только не всегда учителя и даже родители это понимают. Наши хорошие дети из-за этого очень переживают, и все дети на Земле – тоже. Своим ученикам я помогаю справиться с этими проблемами. И у меня это получается.

Поэтому я решила, что могу помогать и остальным детям тоже. Понятно, что всем на свете помочь не выйдет, но кому-то – обязательно.

А помочь детям можно только в одном случае – если этого захотят их родители. Родители всегда хотят добра своим детям, но не всегда знают, как это можно сделать. Потому что быть родителями у нас нигде не учат. Это неправильно. Ведь быть хорошими мамами и папами гораздо важнее, чем высококлассными инженерами, программистами, артистами и даже космонавтами. Поэтому я решила написать книгу для родителей

Каждая буква в этой книге – опыт. Мой, моих подруг и коллег, родителей моих учеников, мам и пап, которые много лет приходят ко мне за помощью. Я искренне благодарю всех, кто делился и продолжает делиться со мной своими проблемами и находками, потому что это – драгоценности, попавшие ко мне в руки. Я собрала все эти драгоценности в один большой клад и с удовольствием делюсь им с вами.

Введение

Эта книга – не пособие по педагогике. Задачи педагогики – научить больших людей воспитывать маленьких людей. То есть делать так, чтобы маленькие люди стали честными, дисциплинированными, порядочными, трудолюбивыми.

Это не учебник по психологии. Задачи психологии – понимать сущность психических явлений и управлять ими; уметь использовать определенные знания, для того чтобы процесс воспитания был эффективным.

Эта книга о том, как любить своего ребенка, как с ним дружить и строить отношения. Это очень важная наука. Если ребенка не любить, если с ним не дружить и не построить отношений, никакого воспитания не получится. Возможно, случайно ребенок и вырастет честным, дисциплинированным, порядочным и трудолюбивым, но его родители от этого счастливее не станут.

Эта книга для родителей, и только для них. Здесь вы найдете набор специальных тайных знаний, которыми не должны владеть ни учителя, ни тренеры в спортивной школе, ни министр образования. Любовь, дружба и отношения не касаются посторонних людей, и они, посторонние, не должны в них вмешиваться.

Если вы держите в руках эту книжку, то у вас есть ребенок и вы поняли, что вы чего-то не знаете о том, как воспитать его правильно. Или еще не поняли, и тогда книжка, укажет вам на ваши возможные ошибки. Или ребенка вы только планируете и хотите подготовиться к встрече с ним заранее, чтобы этих возможных ошибок не совершить. В любом случае, я уверена, знакомство с книгой станет для вас полезным. Все, что вы прочтете, появилось не из воздуха. Я сама долго и радостно познавала науку воспитания – как человек, всю жизнь посвятивший детям, как мама чудесных сына и дочки. Слава богу, к тому времени, как у меня появились свои дети, я уже много знала о детях: о том, как с ними дружить, чему и как их учить, как стать для них опорой. И о том, чем наука воспитания собственных детей отличается от педагогики и психологии, которые я с удовольствием учила в педагогическом институте и даже получала по ним отличные оценки.

Вы держите в руках первую и, надеюсь, не последнюю часть учебника для родителей. Он научит вас, как вырастить счастливого ребенка. Учебник – это не просто книжка, поэтому в конце каждой главы есть задания для самостоятельной работы. Если вы хотите, чтобы изложенная здесь теория не осталась просто теорией, очень советую вам эти задания выполнять. Хотя бы пробовать.

Откуда берутся дети

Ребенок – гость в твоем доме. Накорми, выучи и отпусти.

Индийская пословица

Так откуда берутся дети? Не в том буквальном смысле слова, о котором мы все знаем. Давайте посмотрим шире. А если шире, то детей посылает нам Бог, или мироздание, или Вселенная, или судьба – кто на что учился. И посылает, между прочим, не насовсем, а во временное пользование.

Если бы дети были нашей частной собственностью, мы могли бы делать с ними все, что захотим. Вплоть до «я тебя породил, я тебя и убью». Но законодатели всего мира родителям этого, слава богу, не разрешают.

Дети – это не подарок судьбы, как некоторые думают. Подарок – это то, что можно поставить на полку, время от времени вытирать с него пыль, передарить, задвинуть в дальний угол, пользоваться им в своих интересах. От подарка можно отказаться. Его можно продать. (Есть, конечно, человеческие особи, которые и отказываются, задвигают в дальний угол и продают, но они точно эту книжку не читают, и поэтому я их в виду вообще не имею.)

Самое главное, что хорошо бы помнить родителям: ребенка дают нам на время, в долг. А долги принято возвращать. Тому, у кого взяли, потому что брать чужое – нехорошо, за это судят и наказывают. Свой долг мы возвращаем с процентами в виде здоровья ребенка, характера, нужных навыков и всего остального, что необходимо для жизни. Возвращаем таким, каким он нужен миру. А миру человек нужен счастливым, свободным, с развитыми талантами, данными ему от рождения, с собственным взглядом на жизнь и правом этой жизнью распоряжаться так, как человек посчитает нужным.

А вместо этого мы, родители, начинаем верить в то, что ребенок должен. Убирать за собой игрушки, чистить зубы, делать уроки, слушаться маму и папу… Стоп-стоп! Не надо закрывать книжку со словами: «Ну, все понятно. Сейчас мне расскажут, как вырастить урода, который ничего не хочет и не умеет!» О том, как воспитать в ребенке все необходимые умения, я обязательно расскажу в следующих главах. А сейчас поговорим о двух разных подходах к тому, откуда берутся дети. И зачем.

Вы заметили, как часто мы слышим слова: «Я рожала для себя»? Так, к сожалению, думает большинство родителей. Давайте еще раз вслушаемся: «Мы рожали его для себя!» Вдумаемся в абсурдность такого утверждения. Для себя покупают пылесос или рыбок в аквариуме. У каждого «для себя» есть определенная функция. Пылесос чистит ковер. Рыбки радуют и не должны, к примеру, мыть посуду. Мы заранее выбираем марку пылесоса и расцветку рыбок – те, что нас устраивают. По характеру, по особенностям ухода, по мощности, по окраске: чтобы и в кладовку помещались, и под обои подходили. Заводя их в доме, мы точно знаем, что пылесос рано или поздно сломается, а рыбки – умрут. О пылесосе мы не пожалеем, о рыбках погорюем и пойдем за новыми, к которым также привыкнем.

Если ребёнок стал отдаляться от вас , игнорировать просьбы или воспринимать советы как упрёки, не стоит бурно реагировать и злиться на него. Скорее всего, у вашего сына или дочери наступает новый этап жизни — подростковый возраст. В этот период главное не потерять доверие и стать другом своему ребёнку. расскажет, как построить доверительные отношения с подростком.

Кажется, недавно дочь была послушным милым ребёнком, любила играть с вами в прятки и засыпала под ваши сказки. Или по выходным сын играл с вами в футбол и с радостью ходил на аттракционы. Но в какой-то момент всё резко изменилось. Ребёнок взбунтовал, заговорил о своей независимости, закрылся от родителей и стал «разбираться в жизни, потому что уже взрослый». Да, всё это прелести подросткового возраста. И чтобы найти взаимопонимание с ребёнком и стать ему другом, психологи советуют подойти к погашению бунта с мудростью и терпением.

Понимание и поддержка

Из книги «Эмоциональный интеллект ребёнка »

Чтобы стать другом своему ребёнку , научитесь его выслушивать, понимать и поддерживать. Перестаньте относиться к подростку, как к маленькому: это оскорбляет его чувство взрослости. Подумайте, как на подобную ситуацию отреагировали бы вы в подростковом возрасте. Категорические родительские запреты только усугубят конфликт, ведь подросший ребёнок решит, что вы не доверяете ему. Не смейтесь над его проблемами, даже если они кажутся вам надуманными. Ощутив поддержку и понимание, он не постесняется обратиться к вам в более серьёзной ситуации. Смените повелительный тон на дружеский. Например, если подросток пришёл домой поздно, не стоит переходить на крик и назначать домашний арест. Расскажите ему, что вы очень волновались, и поинтересуйтесь, что его так задержало. Договоритесь, в каком часу ему желательно быть дома, в каких случаях мо жно немного задержаться и что лучше предупредить об опоздании по телефону.

Почему быть подростком трудно? Взгляните на мир глазами подросшего ребёнка

Доверие и уважение


Без доверия даже самые близкие люди становятся друг другу чужими. Уважайте личное пространство своего ребёнка. Рыться в личных вещах и читать из любопытства переписку — постыдное занятие. Не пытайтесь принудительно вывести на искренний разговор: лучше для этого выбрать более подходящий момент. Если хотите предупредить о чём-либо серьёзном, сделайте это ненавязчиво: «Знаешь, когда я училась в старших классах, то попала в похожую ситуацию…» или «Прочёл в новостях об одном страшном случае. Хочу рассказать, чтобы ты знал о таком и мог с подобным справляться…». Советуйтесь с ребёнком — это укрепит его уверенность в своей значимости и поднимет самооценку. Например, интересуйтесь, как он хочет провести выходные или что хочет на ужин. И ещё важно: познакомьтесь с друзьями ребёнка. Так поймёте, в каком окружении он проводит время и насколько вы можете быть спокойны за него. Обычно по поведению ребят и разговорам понятно, чем они увлекаются.

Общие интересы или совместные занятия

Совместные дела или развлечения сближают. Потому что положительные эмоции и искренние отношения никогда не испортят дружбу с ребёнком. Сходить вместе на боулинг, выставку или покататься на велосипедах? Почему бы и нет! Да к тому же пригласить друзей сына или дочери, чтобы было веселее.

Это только со стороны кажется, что подростку никто не нужен и его лучше не трогать. На самом деле, ему также важен эмоциональный контакт с родными. Об этом очень точно написал в своём блоге психолог Михаил Лабковский: «А ведь это очень важно — вовремя распознать пубертат и в то же время не расстаться с ощущением, что агрессивный подросток у зеркала — тот самый ребёнок, который нуждается в вашей любви и поддержке. Нуждается, как никогда» . Главное, найти правильный подход. «Помнишь, ты в прошлый раз обыграл меня в боулинг? Так вот, я хочу отыграться. У тебя есть планы на субботу?». Чтобы стать другом своему ребёнку, так и говорите с ним, как с другом, на равных. Это важный шаг к взаимопонимаю.

Психолог и преподаватель Белорусского государственного педагогического университета Юлия Коляго советует не растворяться в роли друга и иметь устойчивую позицию в роли родителя

Отказ от критики и принятие индивидуальности


Критикуйте кого угодно, только не подростка. Учить уму-разуму — хорошо, но делать это нужно либо аккуратно, либо не делать вообще. Если вы осуждаете интересы дочки или сына, его друзей или увлечения, то в чём-то ущемляете его самого. В нём и так борются чувство нереализованности и желание быть самостоятельным. А если родитель критикует ребёнка в том, что тому даётся хорошо, то это приводит в отчаяние и вызывает негативную реакцию.

Часто желание самовыразиться проявляется в имидже. В таком случае не стоит брать это дело под тотальный контроль, а объяснить, что есть официальный стиль и неформальный стиль. Например: «Джинсы классные, но в школу лучше надеть брюки. Если тебе они не нравятся, можем посмотреть в магазине что поинтереснее». Или: «У тебя неплохой вкус, но я бы предложила тебе поэкспериментировать и подобрать ещё пару нарядов». Здоровая критика — хороший навык, и никто не заставляет вас льстить и обманывать ребёнка. Просто важно уметь подобрать правильные слова, чтобы не задеть подростка и найти с ним взаимопонимание.


Книгами Джона Готтмана «Эмоциональный интеллект ребёнка», Франсуаза Дольто «На стороне подростка», Ирины Млодик и Сергея Сушинского «Эти беззащитные подростки» или другими желательно пополнить свою библиотеку задолго до того, как у ребёнка начнётся подростковый возраст

Вышеперечисленные советы будут работать ещё лучше, если начать им следовать задолго до того, как у ребёнка начнётся пубертатный период. Это универсальный ключ к сердцу ребёнка любого возраста, только с определёнными нюансами. Доверительные отношения, сформированные ещё в раннем детстве, сложно разорвать. Постарайтесь любить ребёнка, понимать и уважать, ценить его мнение. Тогда вы станете не просто авторитетным взрослым, а настоящим другом своему ребёнку.

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

Каждый родитель, воспитывая ребенка, хочет, чтобы отношения в семье складывались хорошо. Для многих дружба с детьми является важным фактором благополучия семьи. Однако нередко родители забывают о том, что дружба требует выстраивания особых отношений, основанных на взаимоуважении, взаимопонимании, доверии и общих интересах.

В свою очередь, для ребенка дружеские отношения с родителями являются естественным желанием, ведь родители — первые и главные люди в жизни взрослеющего человека. Именно в отношениях с ними ребенок учится общаться и проявлять свои чувства.

Несмотря на взаимное желание быть друзьями, часто в детско-родительских отношениях возникают разногласия и взаимные недовольства.

Давайте рассмотрим основные причины и факторы, вызывающие их.

Причины разногласий в отношениях между родителями и детьми

1) Разница в возрасте.

Разница в возрасте влечет за собой множество сложностей: разные интересы, различный уровень интеллектуального и личностного развития, неравный опыт построения дружеских отношений. Все эти факторы требует от родителей нового взгляда на дружбу в отношениях со своим ребенком. Ведь для того, чтобы преодолеть эти барьеры в общении, нужно научиться подстраиваться, понимать и разделять интересы друг друга. Ребенок, общаясь с вами, как со взрослым другом, конечно, будет менять свое поведение, но главная ответственность на родителе — более зрелом и опытном партнере.

2) Следование привычным социальным ролям.

Дружба, как особый вид взаимоотношений, требует равенства. Но внутри семьи за каждым из ее членов четко закрепляется особый стиль поведения, основанный на следовании социальной роли: ребенок, взрослый, родитель, мама, папа и т.п. Каждая роль требует выполнения определенных функций, которые нередко мешают равенству. Например, функция родителя часто диктует необходимость контроля над ребенком, при этом родитель должен пренебрегать чувствами и желаниями ребенка. Умение выстраивать отношения, временно выходя из привычных ролевых стереотипов поведения, — очень важное условие для возникновения дружбы.

3) Неумение выражать эмоции.

К сожалению, не только дети, но и взрослые часто не умеют выразить свои эмоции правильно и своевременно. Это создает большую преграду для того, чтобы стать ближе, поскольку эмоции являются главным инструментом для взаимопонимания. Излишняя сдержанность взрослых мешает ребенку видеть естественную реакцию родителей на происходящие в отношениях события. Так же и ребенок, которому часто говорят «не плакать, как девочка», «не капризничать» и т.п. со временем научается скрывать свои чувства. Отсутствие искренности в результате мешает выстроить между ребенком и родителем дружеские отношения.

Несмотря на перечисленные причины, родители могут сделать все для того, чтобы нивелировать факторы, мешающие им дружить с собственными детьми. Если постараться, то можно добиться, чтобы ребенок чувствовал в родителях главную опору и поддержку, понимал, что родитель может быть для него хорошим другом, способным понять, поддержать и разделить радость и грусть.

Для этого важно соблюдать несколько правил и принципов.

Правила и принципы построения дружеских отношений с детьми

1) Взаимное доверие и искренность.

Каждый взрослый знает, что основу дружеских отношений составляет доверие. Важно, чтобы вы создали в семье такие условия, при которых ребенок сможет доверить вам самое сокровенное. Это не просто, когда ребенок привык считать, что за проступок родитель может наказать или отругать.

Старайтесь видеть значимые и эмоционально окрашенные события в жизни вашего ребенка. Именно в такие моменты вы очень нужны ему как друг, а не просто родитель. Когда он переживает их, выслушайте и спокойно вместе с ним разберитесь, что он чувствует и почему. Не давайте готовых советов, а лучше поделитесь своим опытом, расскажите истории из своего детства, связанные с подобными переживаниями. Это станет для ребенка главным ресурсом в преодолении сложностей. Почувствовав облегчение, ребенок обязательно оценит, что вы поняли его и, не осуждая, приняли его переживания. В будущем он будет знать, что вам можно доверять.

Но не забывайте, что доверие должно быть взаимным. Несмотря на возраст, ребенок вполне может понять и выслушать вас. Окажите ему доверие со своей стороны: расскажите что-то важное и личное, поделитесь чувствами, спросите, что ваш сын или дочь думают об этом. Это позволит ему почувствовать себя значимым в вашей жизни.

Благодаря таким беседам вы будете поддерживать эмоциональную связь с ребенком и чувствовать себя друзьями.

2) Учет интересов.

Мы уже упоминали, что основу дружбы во многом составляют общие интересы. Если обратиться к наблюдениям, то для ребенка с самого раннего возраста является естественным разделять интересы родителей. Дети стремятся участвовать в том, что делают их родители, — ходят с папами на рыбалку, помогают маме печь пирог, а папе — чинить автомобиль; с удовольствием вместе с мамой занимаются рукоделием.

А вот для родителей подобное разделение интересов ребенка может быть не таким простым. Однако это — необходимое условие для дружбы. Старайтесь проявлять заинтересованность в важных для ребенка занятиях — играйте вместе, смотрите его любимые мультфильмы, обязательно участвуйте в его спортивной и творческой жизни. Тогда он будет знать, что вы, как настоящий друг, всегда в курсе его дел, знаете, что он любит, а что нет; у вас всегда будут темы для разговора.

Попробуйте найти какую-то совместную деятельность, которая будет приносить удовольствие вам обоим: катайтесь на велосипедах, собирайте модели, рисуйте картины, украшайте дом самодельным декором, танцуйте.

3) Равенство.

Несмотря на разный возраст и особенности семейных ролей, для поддержания дружеских отношений важно, чтобы ребенок чувствовал свою значимость, был с вами на равных в решении каких-то вопросов. Это не означает, что вы теряете свой родительский авторитет и не можете принимать принципиальных решения. Но, ребенок, должен понимать, что его мнение, наравне со мнением взрослых, учитывается. Так, его дружеские чувства не будут оскорблены несправедливой дискриминацией.

4) Взаимоуважение и принятие.

Для развития дружеских отношений между детьми и родителями необходимо, чтобы они строились по принципу взаимоуважения и принятия. Каждый имеет свои недостатки, может ошибаться и быть в чем-то непонятным другому. Принятие друг друга такими, какие есть, является главным условием дружбы. Чувствуя себя любимым и ценным, ребенок будет испытывать к вам нежные чувства и обязательно ответит взаимностью.

Придерживаясь этих принципов в своем отношении к ребенку, вы можете рассчитывать, что ребенок будет считать вас другом. Это укрепляет родительские чувства, дает ощущение гармоничных и теплых семейных отношений.

И главное, не забывайте, что на примере дружбы с вами, ребенок учится дружить и с другими. Эти навыки обязательно пригодятся ему в жизни. Своим примером вы показываете, какими могут быть отношения между близкими людьми. Поэтому старайтесь просто радоваться друг другу, проводить больше времени вместе, открывать новое, делиться впечатлениями и чувствами.

Какие они - хорошие родители? У каждого из нас найдется с десяток эпитетов к ответу на этот вопрос. Они заботливые, внимательные, не спящие ночами, когда чадо болеет, помогающие делать уроки, вытаскивающие из любых проблем, умеющие ждать и помогать. Но самое главное (и с этим вряд ли не согласится большинство мам и пап), хорошие родители - это те, которые смогли стать друзьями своим детям.

Ошибочно думать, что если вы подолгу проводите со своими детьми, разговариваете с ними на самые разные темы и имеете общие интересы, то вы уже можете назвать себя друзьями. Чтобы получить право называться лучшим другом, необходимо сделать так, чтобы ребенок вам безукоризненно доверял. Добиться этого не так просто, как кажется. Давайте поговорим о том, что нужно делать, чтобы заслужить звание друга.

Никогда не обманывайте своих детей. Это главное. Если дали обещание, то обязательно выполните, чего бы вам это не стоило. После нескольких слов, брошенных на ветер один за другим, вы можете навсегда потерять друга в лице своего ребенка.

Казалось бы, чем больше времени вы проводите вместе со своим ребенком, тем лучше. Поэтому мамы и папы, которые хотят быть хорошими родителями, стараются уделять своим чадам целые часы. Психологи говорят: дело вовсе не в том, сколько вы посвящаете своему чаду часов в сутки. Важно не количество, а качество.

Нельзя злоупотреблять заботой. Большинство родителей стремятся каждую минуту вкладывать что-нибудь полезное в голову ребенка. Не стоит этого делать! Вот представьте себе ситуацию: вы вышли на прогулку, и рассказываете своему сыну или дочурке что-то на иностранном языке, пытаясь тем самым укрепить его или ее знания, полученные у репетитора. Вспомните о том, что вы пришли гулять, отдыхать, получать удовольствие от погоды и детских аттракционов. Следовательно, ваши поучения и вся та информация, которая вам кажется уместной и необходимой в данный момент времени не вызовет ничего, кроме раздражения.

Специалисты говорят, что чаще всего весь этот просветительский зуд больше нужен родителям, нежели детям. Вот потом не удивляйтесь, когда ваши повзрослевшие дети перестанут пускать вас на свою территорию.

Не старайтесь сделать так, чтобы ваши дети были похожими на вас. Современных родителей, безусловно, беспокоит тот факт, что детвора больше времени проводит у компьютеров, чем на улице, как мы в свое время. Вы, конечно, можете научить своего ребенка пускать кораблики из бумаги, делать свистульки из стручков, но подумайте: будет ли это им интересно? В данном случае, вы просто предадитесь ностальгии по собственному детству. Если сын или дочка хотят сидеть у компьютера, даже придя в гости к своим друзьям, то пусть сидят на здоровье. Пройдет время и их дети - ваши внуки - будут посвящать себя другим занятиям. И вам покажется, что такое времяпрепровождение еще более бесполезное. Не будете же вы переделывать всех своих потомков, навязывая им свои свистульки?

Не начинайте важных дел, касающихся своих детей, без их участия. Хотите купить им теплую одежду на зиму? Тогда спросите их мнения по этому поводу, и сделайте выбор вместе. Хотите записать ребенка в спортивную секцию? Посоветуйтесь с ним. Возможно, он хочет заниматься танцами или музыкой.

Планы, касающиеся вашей семьи, стройте вместе с детьми. Иногда они тяжело переносят изменения, такие как переезд, переход в другую школу. Объясните, насколько это необходимо и какие плюсы из сложившейся ситуации может получить ваше чадо.

Ведите диалог со своими детьми на равных. Не ругайте их за малейшую провинность. И даже за серьезный проступок не устраивайте скандал, а тем более, не бейте. Лучше сядьте рядом и растолкуйте сыну или дочке, почему не стоило делать того или иного, объясните, какие негативные последствия могут повлечь или уже повлекли их необдуманные действия. Вот увидите, как ваши дети начнут вам доверять.

Любой родитель с появлением на свет ребенка мечтает о том, как замечательно будут складываться их отношения в будущем. Но для того, чтобы мечты превратились в реальность, родители должны приложить немало усилий и стать для своего ребенка настоящим другом. Об этом и пойдет речь в данной статье.

Причин потери дружеских отношений между родителями и детьми не так много. Непонимание переживаний детей – одно из самых главных. Часто взрослые демонстрируют полное отсутствие веры в силы своего ребенка, и подобное поведение вызывает протест даже у малыша 3-4 лет. Постоянные запреты и упреки со стороны взрослых мешают развитию самостоятельности подростков, провоцируют семейные конфликты, и создают ощущение, что его считают инфантильной и несамостоятельной личностью. Авторитарность со стороны родителей и постоянные напоминания, что вся власть в их руках, может сформировать у ребенка полную зависимость о мнения других или, наоборот, отторжение от самых близких людей – семьи, протесты и постоянные конфликты.

Не стоит впадать в крайности и формировать панибратские взаимоотношения с малышом. Лучше применяйте советы психологов, которые помогут стать своему чаду лучшим другом.

  1. Развивайте в себе умение слушать. Разговаривайте с малышом и обсуждайте причины того, что он . После разговора может оказаться, что у него была уважительная причина для негативного поведения. Обязательно обсудите и сделайте вывод о том, как необходимо было поступить. Во время диалога не отводите глаз, пусть знает, что вы действительно слышите то, что он говорит. Не перебивайте собеседника, пусть выговорится, задавайте уточняющие вопросы. Учите чувствовать чужие эмоции. Спрашивайте, что, по его мнению, должен был ощущать другой человек в ситуации конфликта. Это научит правильно выходить из конфликтов, учитывая чувства окружающих.
  2. Играйте вместе, так вы наладите контакт. Во время совместных игр дети научатся доверять партнеру, создавать новые идеи, развивать собственное творчество, снимать стресс, правильно реагировать на победы и поражения, подчиняться определенным правилам.
  3. Планируйте совместные дела. Совместная деятельность сплотит вас и разовьет взаимопонимание. Планируйте совместную поездку на море (не забудьте про ), делайте подарок на День Рождения любимой бабушке, варите вместе борщ. Подбирайте такие дела, чтобы детка получил удовольствие от результата, чаще хвалите. Желательно делать это при других членах семьи и даже при его товарищах. Если ребенок не горит желанием выполнять какое-либо поручение сегодня, то не давите на него. Быть может завтра у него появиться стимул и настроение помочь вам.
  4. Будьте опорой. Проанализируйте количество времени, которые вы уделяете своему малышу. Может быть, крошке банально не хватает родительского внимания. Обязательно доверяйте тому, что говорит ваш малыш. Доверие взрослых для него важная .
  5. Относитесь, как к взрослому. Пусть детка тоже участвует в семейном совете и принимает решение наравне с взрослыми. Ведь в семье он имеет такие же права, как и другие ее члены и вы должны прислушиваться к его мнению. Не стыдитесь извиняться.

Советы Дмитрия Карпачева: Как стать другом своему ребенку

  1. Дмитрий считает, что родитель не может быть другом своему ребенку, поскольку взрослые должны быть чем-то большим, чем просто друг. Если вдруг у детки возникают проблемы, он всегда должен понимать, что нужно обращаться за помощью к родителям, а не тем, кто равен ему. Если родители равны ему, то тогда и они не смогут эту проблему решить. Когда мы говорим «дружба», то, скорее всего, имеем в виду близкие и доверительные отношения между взрослым и ребенком.
  2. Проанализируйте свои взаимоотношения с теми, кто вам близок. Так, как вы относитесь к этим людям, так нужно относиться и к своему малышу. Скорее всего, доверительные отношения у вас сложились с теми людьми, от которых вы не слышите лишней критики. Кроме того, эти близкие люди вас обязательно поддерживают, и всегда готовы прийти к вам на помощь.
  3. Подобные доверительные отношения отличаются о тех, при которых самый младший член семьи выступает в роли совершенно бесправного существа. В этом случае на него можно давить, кричать и срывать негативные эмоции. Если вы не поступаете подобным образом со своим ребенком, то ваши отношения можно считать дружескими.
  4. Если же ребенок делает ошибку в силу своей неопытности или не слушает нас, родителей, то не нужно его запугивать и . Подобное поведение научит малыша просто не совершать нежелательных действий в вашем присутствии, но не изменит его поведения.
  5. Лучше сделать так, как поступил бы близкий вам человек – разъясните, в чем его ошибка, подберите убедительные аргументы, прочитайте вместе соответствующую литературу. Тогда ребенок не захочет совершать проступки, чтобы не расстроить своих родителей.
  6. Формируйте отношения с малышом на основе взаимного уважения, даже если это малыш от первого брака или ребенок, которого вы взяли из детского дома. Ведь мы, взрослые, привыкли любить и заботиться о наших ребятишках, а вот с уважением в наших семьях все гораздо хуже.

Как стать ребенку другом, оставаясь при этом родителем. Мнение Марины Солотовой

Тюменский педагог и практикующий психолог написала на данную тему книгу, и считает, что:

  • С сыном или дочкой просто необходимо дружить. Только через дружбу можно сформировать основные качества у подрастающего поколения: аккуратность, послушание, ответственность.
  • Если ребенок и родитель друзья, то они могут позволить себе поссориться, при этом им можно не переживать, что они расстанутся навсегда.
  • Настоящий друг не станет ругать за нечищеные зубы, за немытые ботинки, не станет отказываться выходить с тобой на улицу из-за того, что ты имеешь неопрятный вид. Он просто даст тебе жвачку, протянет влажную салфетку и не станет раздражаться по пустякам. Подобным образом нужно вести себя отцам и матерям, которые хотят быть для своих детей другом.
  • Встретит ли наш малыш в своей жизни такого верного друга? Не обязательно, поэтому рядом с ним всегда должен находиться взрослый, который такого товарища как раз и заменит. Иначе ребенок станет искать понимания и тепла в дурной компании.
  • Родителям важно применять в воспитании разумное доминирование – возможность брать на себя ответственность и заботиться о малыше, оказывать поддержку, когда это необходимо. Или отойти в сторону, когда он может справиться сам.
  • Современные дети сильно отличаются от своих одногодок, которые жили в этом мире еще 10-20 лет назад. Поэтому и воспитание должно осуществляться по-другому: детей нельзя наказывать физически, их запрещено сравнивать с другими и унижать гиперопекой, нельзя вселять в их маленькую головку мысль, что взрослые всегда правы, нужно перестать на них кричать. Ведь ресурсов, которые помогли бы малышам справиться с такими методами воспитания, у современных детей очень мало.

Поделиться