Государственная политика в сфере охраны окружающей среды в современных условиях. Реализация государственной политики в области охраны окружающей среды Гос политика в сфере охраны окружающей среды


Современное взаимодействие общества и окружающей среды может быть охарактеризовано следующими положениями:

  • деятельность человека сопряжена с увеличением сфер и объемов хозяйствования, что связано с необходимостью решения неотложных социально-экономических задач, стоящих перед государством и обществом: повышение уровня жизни населения, удвоение валового внутреннего продукта, борьба с бедностью, интенсификация перерабатывающих сфер производства, развитие инфраструктуры рыночной экономики и др. 1 Подробнее о стратегических задачах социально-экономического развития России на ближайшую перспективу см.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г. // Российская газета. 2008. 6 ноября. ;
  • интенсификация антропогенной нагрузки на окружающую среду в результате увеличения объемов жилищного строительства, газификации регионов, развития автомобилестроения, химического производства и т.д.;
  • увеличение доли негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности человека на окружающую среду, в том числе воздействия, сопряженного с экологическим риском, т.е. вероятностью наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды;
  • ухудшение качества окружающей среды, развитие ситуации, характеризующейся наличием в ней признаков экологического кризиса.

Данные обстоятельства определяют направления проводимых сегодня реформ и преобразований в России, содержание которых отражается в государственной экологической политике.

Обострение экологической обстановки является результатом не только общекризисных явлений в экономике страны, связанных с низкой инвестиционной активностью и падением технологической дисциплины, но и следствием накопленных за многие десятилетия структурных деформаций хозяйства, приведших к доминированию ресурсоемких и энергоемких технологий, сырьевой ориентации экспорта, а также чрезмерной концентрации производства в относительно немногочисленных промышленных центрах и регионах страны.

В итоге продолжается деэкологизация производства и друг их секторов хозяйства: удельные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в расчете на единицу ВВП за 2002-2005 гг. увеличились в 1,3 раза, сбросы в водоемы - в 1,7, водоемкость ВВП увеличилась в 1.6 раза. Нерациональная, а подчас хищническая эксплуатация природных ресурсов способствует деградации природных объектов и природных комплексов. Низкие ставки платы за природные ресурсы, а в ряде случаев практически полное их отсутствие способствуют неумеренной эксплуатации природных богатств, подрыву воспроизводства возобновляемых ресурсов.

Серьезную угрозу достижению устойчивого социально- экономическою развития представляют катастрофы природного и техногенного характера, частота, масштабность и разрушительность которых в последние годы значительно возросли. Эти явления не только наносят большой ущерб хозяйству и окружающей природной среде, но и нередко сопровождаются разрушением населенных пунктов и человеческими жертвами.

Территория России подвержена широкому спектру экстремальных природных процессов и явлений, наибольшую опасность из которых представляют землетрясения, наводнения и лесные пожары. Около 20% территории страны занимают зоны повышенной сейсмической опасности, в них проживает более 20 млн. человек. Площадь затопления в результате наводнений может достигать 400 тыс. кв. км (2,5% территории страны), создавая угрозу для 750 городов и нескольких тысяч более мелких населенных пунктов. Ежегодно в лесах возникает от 100 тыс. до 300 тыс. пожаров на общей площади 1,5-2,5 млн. га. Значительные ущербы причиняют также сели, оползни, обвалы, лавины, бури, ураганы, смерчи, тайфуны, засухи.

Возникновение чрезвычайных и катастрофических ситуаций природного характера происходит стихийно и не может быть предотвращено. В то же время величина причиняемого ими ущерба во многом зависит от своевременности и точности их предсказания, от принятая предупредительных мер защиты, а также учета вероятности и интенсивности их проявления в процессе хозяйственной повседневной деятельности.

В техногенной сфере наибольшую опасность представляют:

  • радиационные и транспортные катастрофы;
  • аварии с выбросом химических и биологически опасных веществ;
  • взрывы и пожары;
  • гидродинамические аварии;
  • аварии на электроэнергетических системах;
  • аварии на очистных сооружениях.

Основными причинами возникновения чрезвычайных техногенных ситуаций являются:

  • износ основных фондов, достигающий в ряде отраслей 70-80%;
  • снижение профессионального уровня работников;
  • снижение производственной и технологической дисциплины;
  • просчеты в осуществлении технической политики, проектировании и строительстве объектов.

Катастрофические ситуации могут возникнуть при инициации техногенных аварий природными факторами:

  • разрушение плотин от землетрясений, катастрофических паводков и др.

В свою очередь, техногенная деятельность может приводить к инициированию природных катастроф, в частности, к:

  • землетрясению как результату создания обширных подземных полостей при горных работах;
  • опасным изменениям климата;
  • разрушению защитного озонового слоя атмосферы как следствие возрастающих антропогенных выбросов.

На ликвидацию последствий катастроф отвлекаются значительные финансовые, материально-технические и трудовые ресурсы, которые могли бы быть использованы для развития экономики и социальной сферы. Это выдвигает в число приоритетных задач разработку и осуществление эффективных мер по минимизации неизбежных ущербов от природных катаклизмов и концентрацию усилий на предотвращение катастроф техногенного и природно-техногенного характера.

Для решения данной проблемы предстоит обеспечить совершенствование и развитие:

  • служб изучения, прогнозирования, обнаружения, мониторинга чрезвычайных ситуаций, оповещения населения;
  • научно-методического обоснования разработки планов превентивных действий по защите населения и минимизации потенциально предотвратимых ущербов;
  • регламентации хозяйственной и иной деятельности в зонах вероятного возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в целях минимизации неизбежных и потенциально предотвратимых ущербов;
  • предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • служб ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.

Для предотвращения ухудшения экологической обстановки и выхода на нормативный уровень состояния компонентов окружающей среды необходимо проведение целенаправленной экологической политики, базирующейся на принципах рыночных отношений и использующей финансово-экономические возможности всех субъектов природопользования.

Государственная экологическая политика - это система взглядов, положений и позиций государства к проблемам использования ограниченных природных ресурсов в условиях неограниченных потребностей экономики, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Реализация экологической политики является приоритетным направлением деятельности органов государственной власти РФ и субъектов РФ наряду с деятельностью по реализации политики социально-экономического развития, демографической политики, политики модернизации образования и здравоохранения, обеспечения национальной безопасности и др. В ее формировании и реализации активное участие принимают органы местного самоуправления, граждане и их объединения.

Исходя из сложившейся экологической ситуации, представляется, что основными элементами содержания государственной экологической политики являются:

  • преодоление негативных экологических проявлений хозяйственной и иной деятельности;
  • деэкологизация производства;
  • обеспечение стабилизации экологической ситуации.

Основными направлениями реализации государственной экологической политики должны стать:

  • совершенствование природоохранительного законодательства, системы экологических ограничений и регламентации режимов природопользования;
  • совершенствование экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды, в том числе системы платежей за природные ресурсы, с ориентацией на экономически обоснованное увеличение доли ресурсных платежей в системе налогообложения;
  • создание оптимальной системы государственных органов природопользования и охраны окружающей среды;
  • проведение широкого комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на оздоровление среды обитания человека и обеспечение экологической безопасности;
  • последовательный переход на международные стандарты технологических процессов и производимой продукции;
  • государственная поддержка реконструкции действующих производств при переходе на малоотходные, безотходные и ресурсосберегающие технологии;
  • совершенствование механизма лицензирования отдельных видов деятельности, влияющих на экологическую ситуацию в стране;
  • обеспечение проведения экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую природную среду при реализации программ и проектов хозяйственной и иной деятельности;
  • подготовка высококвалифицированных кадров, ответственных за реализацию государственной экологической политики;
  • совершенствование механизма финансового и материально-технического обеспечения системы органов природопользования и охраны окружающей среды.

Важное место в реализации экологической политики должно принадлежать федеральным экологическим программам. При этом потребуется существенное совершенствование методик их разработки с учетом новых подходов по определению эффективности природоохранной деятельности. Актуальным в переходный период будет и привлечение финансовых средств и инвестиций на цели охраны окружающей среды.

В более отдаленной перспективе следует ориентироваться на сопряженный подход к решению социально-эколого-экономических проблем. Собственно экологические задачи должны решаться как часть комплексных проблем развития тех или иных территорий либо в рамках рассмотрения общефедеральных научно-технических проблем. В конечном итоге экологические аспекты деятельности человека должны стать неотъемлемой частью его хозяйственной деятельности. В этом состоит суть процесса экологизации.

С учетом этого государственная политика в области защиты населения, объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера должна осуществляться по следующим основным направлениям:

  • разработка научно-методических основ оценки рисков (угроз), связанных с чрезвычайными ситуациями;
  • комплексная оценка обстановки на всей территории страны в связи с природными и техногенными угрозами и реализация мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
  • обеспечение контроля за своевременным принятием мер по защите населения и хозяйственных объектов;
  • совершенствование построения и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях и его информирование в этой области;
  • социальная поддержка населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях;
  • развитие соответствующей нормативной, правовой и методической базы;
  • международное сотрудничество в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и хозяйственных объектов от опасных явлений природного и техногенного характера.

Анализ экологической ситуации в формате социально-экономической и политической обстановки в России позволяет выделить пять основных моделей реализации государственной экологической политики и выхода из экологического кризиса.

Технологическое направление

Предполагает совершенствование технологий природопользования и охраны окружающей среды. В основе его содержания лежит деятельность по созданию экологически чистых технологий природопользования, внедрение безотходных, малоотходных производств, обновление основных фондов, совершенствование технологических процессов.

Экономическое направление

Предполагает развитие и совершенствование экономического механизма охраны окружающей среды. Это направление решает главную задачу: сделать охрану окружающей среды составной частью производственно-коммерческой деятельности, чтобы предприниматель или хозяйственник был заинтересован в охране окружающей среды не меньше, чем он заинтересован в выпуске конкурентоспособной продукции.

Административно-правовое направление

Предполагает применение мер административного пресечения и мер юридической ответственности за экологические правонарушения, приостановление, прекращение деятельности предприятий, нарушающих природоохранительное законодательство, привлечение к административной, гражданской и уголовной ответственности лиц, виновных в причинении вреда природной среде.

Эколого-просветительное направление

Предполагает применение мер, направленных на повышение уровня экологической культуры через экологическое просвещение и информирование. Оно заключается в развитии системы экологического образования, воспитания, в перестройке потребительского отношения к природе, т.е. в экологической трансформации мышления человека.

Международно-правовое направление

Предполагает повышение гармонизации экологических международных отношений, интеграцию России в международные организации на пути преодоления экологического кризиса как одной из глобальных мировых проблем современного человечества.

Правовые основы государственной экологической политики РФ и направления ее реализации установлены Указом Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». Содержащиеся в нем положения являются основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды. Их осуществление предусматривает реализацию закрепленного в Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом в целях поддержания устойчивого развития, а также решение текущих социально-экономических задач в неразрывной связи с осуществлением адекватных мер по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению природных ресурсов.

В целях обеспечения экологически безопасного устойчивого развития осуществляется государственное регулирование природопользования и стимулирование природоохранной деятельности путем проведения целенаправленной социально-экономической, финансовой и налоговой политики в условиях развития рыночных отношений. Хозяйственная деятельность ориентируется на достижение экономического благосостояния в сочетании с экологической безопасностью России.

Основными направлениями деятельности по обеспечению экологически безопасного и устойчивого развития РФ являются :

  • экологически безопасное развитие промышленности, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства;
  • экологически безопасное развитие сельского хозяйства;
  • неистощительное использование возобновимых природных ресурсов;
  • рациональное использование невозобновимых природных ресурсов;
  • расширенное использование вторичных ресурсов, утилизация, обезвреживание и захоронение отходов;
  • совершенствование управления в области охраны окружающей среды, природопользования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В целях создания условий, позволяющих реализовать конституционное право граждан на жизнь в благоприятной окружающей среде, предусмотрены следующие основные направления деятельности:

  • создание для людей здоровой среды обитания в городских и сельских поселениях;
  • развитие системы природных комплексов рекреационного и курортно-оздоровительного назначения;
  • улучшение качества продуктов питания;
  • обеспечение населения качественной питьевой водой;
  • предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов;
  • обеспечение радиационной безопасности населения;
  • предупреждение и уменьшение опасного воздействия природных явлений, техногенных аварий и катастроф;
  • экологическое воспитание и образование населения.

В целях преодоления обострившихся противоречии между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия в регионах с неблагополучной окружающей средой, а также обеспечения естественного развития экосистем, сохранения и восстановления уникальных природных комплексов и ландшафтов при решении территориальных экономических проблем на основе оптимизации режимов природопользования и защиты окружающей среды предусмотрены следующие основные направления деятельности:

  • выведение из кризисной экологической ситуации ряда крупных городов и промышленных центров;
  • преодоление последствий радиоактивного загрязнения территорий;
  • сохранение природного комплекса бассейна озера Байкал;
  • осуществление программы «Возрождение Волги»;
  • восстановление нарушенных экосистем прибрежной полосы Черного моря;
  • защита населения и прибрежных территорий от последствий подъема уровня Каспийского моря;
  • сохранение природных комплексов Онежского, Ладожского озер и Невской губы;
  • решение экологических проблем районов Крайнего Севера с обеспечением особого режима природопользования;
  • сохранение и восстановление экосистемы санаторно-курортного комплекса «Кавказские Минеральные Воды».

В целях развития международного сотрудничества по сохранению, защите и восстановлению экосистемы Земли предусмотрены следующие основные направления деятельности:

  • сохранение биоразнообразия;
  • охрана озонового слоя;
  • предотвращение антропогенного изменения климата;
  • охрана лесов и лесовосстановление;
  • развитие и совершенствование системы особо охраняемых природных территорий;
  • обеспечение безопасного уничтожения химического и ядерного оружия;
  • решение межгосударственных экологических проблем (трансграничное загрязнение, проблемы Балтийского, Каспийского, Черного и Аральского морей, Арктического региона);
  • восстановление экосистемы и видового состава гидробионтов Азовского моря;
  • решение проблем Мирового океана.

Успешность преодоления экологических проблем необходимо связывать с региональным компонентом, учитывающим существенные отличия регионов, местные условия жизни; поэтому обеспечение экологически безопасного развития страны связано с решением межрегиональных проблем общегосударственного характера специальными структурами, от которых зависит обеспечение долгосрочного функционирования региональных природно-социальных экономических комплексов, постепенного улучшения условий и качества жизни населения.

Особое значение для стратегии устойчивого развития регионов имеют оценка экологической ситуации и степени использования хозяйственной емкости территории местными и специальными органами, осуществляющими экологическое управление, обобщенная оценка антропогенного воздействия на окружающую среду, учитывающая масштабы загрязнения территории и состояние природных объектов, которая может служить исходной позицией для обоснования приоритетов в осуществлении природоохранной деятельности при разработке проекта социально-экономического развития регионов, целевых программ и инвестиционных проектов органами государственной власти.

Правовые основы региональной государственной политики установлены Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации», который предусматривает основные направления проводимой субъектами РФ региональной политики в области экономики и в сфере обеспечения экологической безопасности.

Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.

Основными целями региональной политики в Российской Федерации являются:

  • обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства;
  • обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возможностей регионов;
  • выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
  • предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов:
  • приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;
  • максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;
  • становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.

Основными целями региональной политики в области экономики являются:

  • укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности государства;
  • содействие развитого и углублению экономической реформы, формированию во всех регионах многоукладной экономики, становлению региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры;
  • сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной экономической базы повышения благосостояния населения, рационализация систем расселения;
  • достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышение ее жизнеспособности в рыночных условиях;
  • развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики и др.);
  • стимулирование развития районов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом и могущих стать «локомотивами» и «точками роста» экономики субъектов РФ;
  • оказание государственной поддержки районам экологического бедствия, регионам с высоким уровнем безработицы, демографическими и миграционными проблемами;
  • разработка и реализация научно обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, требующими специальных методов регулирования (районы Арктики и Крайнего Севера, Дальний Восток, приграничные регионы и др.);
  • совершенствование экономического районирования страны.

В сфере обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды в условиях развития рыночных отношении на федеральном и региональном уровнях основными направлениями региональной политики являются:

  • экологически обоснованное размещение производительных сил;
  • экологически безопасное развитие промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства;
  • рациональное использование природных ресурсов;
  • предупреждение возникновения противоречий в экологически неблагоприятных регионах РФ между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия;
  • предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • обеспечение естественного развития экосистем, сохранение и восстановление уникальных природных комплексов при решении территориальных проблем;
  • совершенствование управления в области охраны окружающей среды и природопользования.

Постановление Правительства РФ от 7 марта 2000 г. № 198 «О Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера» предусматривает основные направления государственной политики РФ по охране окружающей среды и природопользованию в районах Севера.

Север - высокоширотная часть территории России, характеризующаяся суровыми природно-климатическими условиями, обусловливающими повышенные затраты на производство продукции и жизнеобеспечение населения. К районам Севера полностью или частично относятся территории 6 республик, 3 краев, 10 областей и 8 автономных округов. Там проживает свыше 11,7 млн. человек, из них более 200 тыс. человек - представители 30 коренных малочисленных народов. Северные территории играют ключевую роль в национальной экономике, в обеспечении безопасности и геополитических интересов России. В них сосредоточены основные запасы углеводородного, фосфорного и алюминийсодержащего сырья, алмазов, редких, цветных и благородных металлов, добывается 93% природного газа, 75% нефти, включая газовый конденсат, 100% алмазов, кобальта, платиноидов, апатитового концентрата, 90% - меди, никеля, 2/3 золота, производится половина лесной и рыбной продукции.

При освоении и развитии районов Севера необходимо учитывать исключительно важную роль этого региона, являющегося местом формирования глобальных атмосферных процессов, в сохранении экологического равновесия на планете. Здесь обитает значительное число редких и исчезающих видов животных и растений. Северные моря, в первую очередь Баренцево, Чукотское, Берингово, отличаются высокой продуктивностью и большим разнообразием морских организмов. Повышенная уязвимость экосистемы региона обусловлена низким потенциалом самоочищения и малыми скоростями биохимических реакций в условиях низких температур. Этот регион может рассматриваться в качестве резерва территорий для будущих поколений. При этом для коренных малочисленных народов природная среда является этнообразующим фактором.

Вместе с тем слабо контролируемый процесс освоения районов Севера и хроническая нехватка средств на проведение природоохранных мероприятий создают угрозу развития чрезвычайной экологической обстановки в регионе в целом. К основным типам загрязнения природной среды Севера относятся химическое и радиоактивное загрязнение. Уровни химического загрязнения вод северных морей в отдельных районах шельфа уже в настоящее время достаточно высоки. С интенсификацией хозяйственного использования шельфа и прибрежных территорий риск загрязнения морей значительно возрастает.

На Севере России имеется 11 заповедников и 15 заказников федерального значения. Общая площадь особо охраняемых природных территорий российской Арктики составляет в настоящее время 28,3 млн. га, или 4,5% территории Севера Российской Федерации.

Главной задачей государственной экологической политики в районах Севера является обеспечение экологической безопасности путем активного государственного регулирования природопользования и стимулирования природоохранной деятельности. Для ее реализации необходимо прежде всего совершенствовать нормативно-правовую базу в области природоохранной деятельности, систему стандартов, нормативов и экологических требований к хозяйственной деятельности в условиях Севера с целью обеспечения экологически ориентированной перестройки хозяйственного комплекса региона. Наряду с этим следует принять меры по оздоровлению обстановки в экологически неблагополучных районах путем проведения реабилитационных мероприятий, реконструкции производств и внедрения экологически безопасных технологий, обеспечить утилизацию, обезвреживание и безопасное захоронение радиоактивных и других отходов, сократить выбросы и сбросы загрязняющих веществ, расширить сеть особо охраняемых природных территорий.

Предстоит организовать эффективную систему экологического мониторинга и государственного экологического контроля, обеспечивающую оперативный контроль фонового состояния природных комплексов, оценку природно-климатических изменений, происходящих в различных средах под влиянием естественных и антропогенных факторов, а также оценку роли северных территорий в глобальных процессах. С этой целью необходимо создать специализированные автоматизированные технические средства для изучения природной среды региона, отслеживания ледовой, гидрометеорологической и геофизической обстановки, широко использовать дистанционные методы и средства исследований.

В настоящее время для защиты среды обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования жизни. Организация Объединенных Наций (ООН) в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (1992 г.) юридически закрепила два основных принципа правового подхода к охране природы:

1) государствам следует ввести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды. Нормы, связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать реальную ситуацию в областях охраны окружающей среды и ее развития, в которой они будут реализовываться;

2) государство должно разработать национальное законодательство, касающееся ответственности за загрязнение окружающей среды и нанесение другого экологического ущерба и компенсации тем, кто пострадал от этого.

В различные исторические периоды развития нашей страны система органов экологического управления, контроля и надзора всегда зависела от формы организации охраны окружающей природной среды. Когда вопросы охраны природной среды решались за счет рационального использования природных ресурсов, управление и контроль осуществлялись множеством организаций. В 1970-1980-е гг. в СССР управлением и охраной окружающей природной среды занималось 18 различных министерств и ведомств. Общий координационный орган, который бы объединял природоохранную деятельность, отсутствовал. Такая система управления и контроля порождала преступное отношение к природе прежде всего со стороны самих министерств и ведомств, а также подчиненных им крупных предприятий, которые явились основными загрязнителями и разрушителями природной среды.

С 1991 г . российский Комитет по охране природы был упразднен, а вместо него было организовано Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов. В его состав вошли преобразованные в комитеты природоохранные службы Гидромета, лесного хозяйства, водных ресурсов, охраны и использования недр, рыболовства. На базе шести реорганизованных министерств и ведомств был создан природоресурсный блок, соединяющий в едином центре всю службу охраны окружающей природной среды. Этот блок оказался неуправляемым, и годичная практика его функционирования показала, что он был не способен решать поставленные задачи. Решение экологических задач на современном этапе должно реализовываться как в деятельности специальных государственных органов, так и всего общества. Целью такой деятельности является рациональное использование природных ресурсов, устранение загрязнения среды, экологическое обучение и воспитание всей общественности страны. Правовая охрана окружающей природной среды заключается в создании, обосновании и применении нормативных актов, которыми определяются как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению. Эти меры образуют экологическое право, реализующее отношения между природой и обществом.

1. Природоохранное законодательство

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов представляет собой сложную и многоплановую проблему. Решение ее сопряжено с регулированием взаимоотношений человека и природы, подчинением их определенной системе законоположений, инструкций и правил. В нашей стране такая система установлена в законодательном порядке.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране составляет Федеральный Закон от 30 марта 1999 г. Д52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» , в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее этот закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности для человека, факторов среды его обитания и требование к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Требование охраны окружающей среды зафиксировано в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан (1993 г.) и в Законе РФ «О защите прав потребителей» (1992 г.) .

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.) В законе зафиксировано право граждан РФ на благоприятную среду обитания. Важнейший раздел Закона «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды» устанавливает принцип платности использования природных ресурсов. Закон устанавливает принципы нормирования качества окружающей природной среды, порядок проведения государственной экологической экспертизы, экологические требования к размещению, проектированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий. Отдельные разделы закона посвящены чрезвычайным экологическим ситуациям; особо охраняемым территориям и объектам; принципам экологического контроля; экологическому воспитанию; образованию и научным исследованиям; разрешению споров в области охраны окружающей природной среды; ответственности за экологические правонарушения; порядку возмещения причиненного вреда.

Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды следует отметить:

1) Водный кодекс РФ;

2) Земельный кодекс РФ;

3) Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.);

4) Федеральный закон «Об экологической экспертизе»;

5) Закон РФ «Об использовании атомной энергии»;

6) Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».

Нормативно-правовые акты по охране окружающей среды включают в себя санитарные нормы и правила Минздрава РФ, обеспечивающие необходимое качество природных средств (воздуха, воды, почв).

Основным видом нормативно-правовых актов по охране окружающей среды является система стандартов «Охрана природы».

Закон РФ «О защите прав потребителей» дает право потребителю требовать, чтобы товары были безопасны для его жизни. Он также дает право органам управления на приостановление реализации товаров, если создается угроза здоровью граждан либо состоянию окружающей среды. В законах о местном самоуправлении, налогообложении юридических лиц отражены различные льготы за снижение выбросов, использование чистых технологий и т. д.

2. Правовое обеспечение экологического контроля

Ключевым экологическим законом России является Федеральный закон от 10 января 2002 г. Д7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 3 марта 1992 г . В его 15 разделах отражены основные вопросы взаимодействия человека с природой на территории Российской Федерации.

Задачи, принципы и основные объекты охраны окружающей природной среды сформулированы в I разделе Закона. Впервые четко выражен приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных условия для жизни, труда и отдыха населения при осуществлении любой деятельности, оказывающей воздействие на природу. Согласно этому разделу Закона объектами охраны являются естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, а также Земля, ее недра, поверхность и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. Особой охране подлежат заповедники, национальные природные парки, памятники природы, редкие растения и животные. Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду закреплено во II разделе Закона. Каждый гражданин России имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, которое обеспечивается планированием и госконтролем качества среды, страхованием граждан, возмещением им ущерба здоровью, нанесенному за счет загрязнения окружающей среды или иных вредных воздействий.

Экономический механизм охраны среды (III раздел) – основной в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды». В нем раскрываются принципы платности за природоиспользование и загрязнение среды.

Важное место в экономическом механизме охраны среды имеет ст. 18, которая устанавливает, что любой природопользователь обязан заключить договор с исполнительным органом власти на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность. Договор заключается на основе экологической экспертизы и лицензии (разрешения) на комплексное природопользование.

Нормирование качества окружающей среды и порядок государственной экологической экспертизы, установленные в разделах IV и V Закона, позволяют обеспечить государственное воздействие на природопользователей. Уровни предельно допустимых воздействий на окружающую среду по всем видам должны утверждать специально уполномоченные органы РФ в области охраны среды и санитарно-эпидемиологического надзора.

Требования к предприятиям, сооружениям и иным объектам сформулированы в VI – VII разделах Закона. Они обязательны как при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в строй, так и при эксплуатации объектов.

Порядок действий в чрезвычайных экологических ситуациях и на особо охраняемых природных территориях узаконен в VIII – IX разделах.

Экологический контроль согласно Закону (раздел X) является системным и состоит из государственного, производственного и общественного.

Ответственность за экологические нарушения подразделена на дисциплинарную, административную, материальную и уголовную – для физических и юридических лиц; административную и гражданско-правовую – для учреждений, предприятий и организаций.

3. Органы управления, контроля и надзора по охране природы, их функции

При ООН функционируют специализированные международные организации по охране окружающей среды. ООН разработала и приняла специальные принципы охраны окружающей человека среды.

В 1992 г. в Рио-де-Жанейро на конференции ООН по окружающей среде и развитию были приняты пять основных документов :

2) Повестка дня на XXI в.;

3) Конвенция по биологическому разнообразию;

4) Конвенция по проблеме изменений климата;

5) Заявление о принципах управления, сохранения и устойчивого развития всех типов лесов.

Исключительно важную роль в реализации основ природоохранного законодательства играют органы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей природной среды России .

Действующей структурой органов управления охраны окружающей природной среды предусматриваются две категории: органы общей и специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенции относятся:

1) Президент;

2) Федеральное собрание;

3) Государственная дума;

4) Правительство;

5) представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации;

6) муниципальные органы.

К государственным органам специальной компетенции относятся те, которые выполняют природоохранные функции. Правовые аспекты охраны природы включают в себя следующие правовые документы:

1) Конституцию РФ (1993 г.);

2) законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды;

3) указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ;

4) нормативные акты министерств и ведомств;

5) нормативные решения органов местного самоуправления.

Основные направления экологической политики России следующие:

1) последовательное решение проблем развития хозяйственного комплекса государства, при котором полностью учитываются экологические и природно-географические условия конкретных территорий для обеспечения благосостояния народов, населяющих эти территории;

2) последовательное достижение на каждой конкретной территории надлежащего качества среды обитания, отвечающего принятым сегодня санитарно-гигиеническим нормам, но и в той системе его оценок, которая учитывала бы генетическое здоровье населения;

3) восстановление и сохранение биосферного равновесия (на локальном, региональном и глобальном уровнях);

4) рациональное использование всего природоресурсного потенциала России.

В основу государственной политики России в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов положена концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

Понятие "устойчивое развитие" впервые появилось в 1987 г. в тексте заключительного доклада Международной комиссии по окружающей среде и развитию. Там оно было определено как развитие, при котором потребности нынешнего поколения удовлетворяются, не ущемляя возможность будущих поколений реализовать собственные нужды, а нагрузки на природную среду были бы соизмеримы с ее восстановительными способностями.

Устойчивое развитие должно удовлетворять ряду социальных, экономических и экологических требований. Наиболее общие из них определены на Всемирном экологическом форуме, проведенном под эгидой ООН в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия) в 1992 г. Девизом этой конференции были замечательные слова: "Мы не получили эту Землю в наследство от отцов, мы взяли ее взаймы у наших внуков". Концепция устойчивого развития стала главной темой Всероссийского съезда по охране природы (г. Москва, 3-5 июня 1995 г.).

Экологический аспект устойчивого развития предполагает широкий круг мер, направленных на сохранение окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов: охрану атмосферы, рациональное использование земельных, водных и минеральных ресурсов, сохранение лесов, борьбу с опустыниванием и засухой, сохранение биологического разнообразия, экологически безопасное использование биотехнологии, повышение безопасности использования токсичных химических веществ, решение проблемы отходов.

Президент РФ своим Указом от 4 февраля 1994 г. № 236 одобрил "Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития". Они являются основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды. "Основные положения" включают четыре раздела:

1. Обеспечение экологически безопасного устойчивого развития в условиях рыночных отношений.

2. Охрана среды обитания человека.

3. Оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагополучных регионах России.

4. Участие в решении глобальных экологических проблем.

Требования к деятельности по обеспечению экологически безопасного устойчивого развития предусматривают: экологически обоснованное размещение производительных сил; экологически безопасное развитие промышленности, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства; экологически безопасное развитие сельского хозяйства; эффективное использование возобновимых природных ресурсов; рациональное использование невозобновимых природных ресурсов; расширенное использование вторичных ресурсов, утилизация, обезвреживание и захоронение отходов; совершенствование управления в области охраны окружающей среды, природопользования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Реализация этих и иных требований, содержащихся в "Основных положениях.", должна обеспечить динамическое равновесие в развитии, позволяющее снять известные

противоречия между потребностями общества в природных ресурсах и возможностями их удовлетворения при сохранении природно-ресурсного потенциала.

В обобщенном виде концепция перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития должна исходить из последовательной реализации взаимосвязанных основополагающих идей:

экологизация хозяйственной деятельности в процессе увеличения в структуре национального богатства удельного веса национального имущества, обеспечивающего поддержание необходимого экономического роста страны и решение наиболее острых социальных проблем;

сохранение и восстановление биосферы и ее локальных экосистем при ограничении роста природоемких элементов национального имущества и усилении ориентации на разумные потребности будущих поколений с учетом состояния природо-ресурсного потенциала;

формирование ноосферы и обеспечение роста национального богатства за счет повышения квалификации работающих и возрастания духовных ценностей. Такая последовательная этапность перехода России на

модель устойчивого развития определяется современной социально-экономической и экологической ситуацией и возможностью трансформировать концептуальные положения в реальный национальный план действий.

Для реализации целей устойчивого развития необходимо осуществить трансформацию нормативно-правовой базы, экономических и административных инструментов, обеспечить экологизацию бюджетной и налоговой систем, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики.

Президентом Российской Федерации 1 апреля 1996 г. подписан Указ № 440 "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию". В исполнение этого Указа Правительство Российской Федерации 8 мая 1996 г. приняло Постановление № 559 "О разработке проекта государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации". Этим Постановлением были даны поручения федеральным органам исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ, Российской академией наук и с привлечением представителей органов законодательной власти, общественных организаций, видных ученых и специалистов разработать проект государственной стратегии устойчивого развития РФ.

На современном этапе политика России в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в достаточной степени противоречива. С одной стороны, Указом Президента России № 867 от 17 мая 2000 г. изменена структура государственного управления в области охраны природы и природопользования. Этим Указом упразднены такие природоохранные ведомства, как Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, Федеральная служба лесного хозяйства России, Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике. Функции первых двух ведомств переданы Министерству природных ресурсов РФ. Таким образом, за охрану природы стало отвечать ведомство, основной задачей которого является эксплуатация природных ресурсов, что вряд ли скажется положительно на эффективности государственной природоохранной политики.

С другой стороны, Президент РФ наряду с другими важнейшими инициативами предложил разработать Экологическую доктрину в качестве одной из ключевых составных частей стратегии сбалансированного и устойчивого развития страны в XXI веке. Эта программа должна наметить экологические ориентиры экономического развития страны на длительную перспективу.

Для того, чтобы переломить опасную тенденцию деэкологизации страны, необходимо изменить основы федеральной экологической политики. Такая политика, по мнению экспертов, должна быть направлена:

на обеспечение экологической безопасности России при принятии решений в области внутренней и внешней политики;

на конструктивный диалог между властью и всеми секторами общества по вопросам обеспечения экологической безопасности России и защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду;

на совершенствование структуры государственного управления на принципах отделения функций государственного контроля от функций использования и распоряжения природными ресурсами, эффективного разграничения полномочий между федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления;

на государственную поддержку экологически эффективного бизнеса, ресурсо - и энергосбережения. Экологическая доктрина станет социальным фактором, консолидирующим российское общество.

Обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования жизни.

Организация Объединенных Наций (ООН)в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (1992 г.) юридически закрепила два основных принципа правового подхода к охране природы:

1) государствам следует ввести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды. Нормы, связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать реальную ситуацию в областях охраны окружающей среды и ее развития, в которой они будут реализовываться;

2) государство должно разработать национальное законодательство, касающееся ответственности за загрязнение окружающей среды и нанесение другого экологического ущерба и компенсации тем, кто пострадал от этого.

В различные исторические периоды развития нашей страны система органов экологического управления, контроля и надзора всегда зависела от формы организации охраны окружающей природной среды. Когда вопросы охраны природной среды решались за счет рационального использования природных ресурсов, управление и контроль осуществлялись множеством организаций. В 1970–1980–е гг. в СССР управлением и охраной окружающей природной среды занималось 18 различных министерств и ведомств. Общий координационный орган, который бы объединял природоохранную деятельность, отсутствовал. Такая система управления и контроля порождала преступное отношение к природе прежде всего со стороны самих министерств и ведомств, а также подчиненных им крупных предприятий, которые явились основными загрязнителями и разрушителями природной среды.

С 1991 г. российский Комитет по охране природы был упразднен, а вместо него было организовано Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов. В его состав вошли преобразованные в комитеты природоохранные службы Гидромета, лесного хозяйства, водных ресурсов, охраны и использования недр, рыболовства. На базе шести реорганизованных министерств и ведомств был создан природо-ресурсный блок, соединяющий в едином центре всю службу охраны окружающей природной среды. Этот блок оказался неуправляемым, и годичная практика его функционирования показала, что он был не способен решать поставленные задачи. Решение экологических задач на современном этапе должно реализовываться как в деятельности специальных государственных органов, так и всего общества. Целью такой деятельности является рациональное использование природных ресурсов, устранение загрязнения среды, экологическое обучение и воспитание всей общественности страны. Правовая охрана окружающей природной среды заключается в создании , обосновании и применении нормативных актов, которыми определяются как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению. Эти меры образуют экологическое право, реализующее отношения между природой и обществом.


47. История создания гражданской обороны, ее предназначение и основные задачи по защите населения
В Советском Союзе фундамент гражданской обороны – до 1961 г. она именовалась местной противовоздушной обороной (МПВО) – начал закладываться в первые же годы установления советской власти. Первые мероприятия МПВО были осуществлены в Петрограде в марте 1918 г. после первой воздушной бомбардировки города немецкой авиацией. К участию в мероприятиях МПВО в годы Гражданской войны привлекались жители ряда других крупных городов, когда возникала угроза воздушных налетов.

Советское правительство, начиная с 1925 г., издало ряд постановлений, направленных на создание и укрепление противовоздушной обороны страны. К началу Великой Отечественной войны была проделана большая работа по подготовке населения и городов угрожаемой приграничной зоны к противовоздушной обороне и противохимической защите.

Гражданская оборона (ГО) – система мероприятий по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (Закон РФ от 12 февраля 1998 г. № 28–ФЗ «О гражданской обороне»). Гражданская оборона России является составной частью общей системы государственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время. Деятельность гражданской обороны направлена как на защиту от современных средств нападения противника, так и на проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах и в очагах поражения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Основные задачи, стоящие перед гражданской обороной, можно сформулировать следующим образом:

1) обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

2) оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

3) эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

4) предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

5) проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки;

6) борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

7) восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий, срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

8) разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

На каждом объекте должно быть разработано положение о ГО, в котором обозначаются задачи ГО объекта.

Гражданская оборона на промышленном объекте(в дальнейшем – на объекте) организуется с целью защиты персонала объекта и населения, проживающего вблизи от него, от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.

Основными задачами ГО на объекте являются:

1) защита персонала объекта и населения от ЧС;

2) повышение устойчивости функционирования объекта в ЧС;

3) проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.

Организационные мероприятия предусматривают разработку и планирование действий руководящего, командно-начальствующего состава отдела по делам ГОЧС, служб и формирований ГО по защите персонала объекта, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Инженерно-технические мероприятия ГО – это комплекс мероприятий, осуществляемых инженерно-техническими методами и средствами и направленных на предотвращение или уменьшение возможных потерь и разрушений, повышение устойчивости работы объекта в чрезвычайных ситуациях.

Экономические мероприятия предусматривают такой подход к выполнению всего комплекса работ, который обеспечил бы их эффективность при минимальных капитальных затратах.

Экологические мероприятия представляют собой продолжение комплекса работ данного направления, которые должны вестись каждым объектом с целью48бмаксимально возможного уменьшения вредного воздействия продуктов технологического цикла на окружающую среду.

За организацию защиты персонала объекта и населения от ЧС отвечает система гражданской обороны объекта.

На всех объектах, как правило, создаются отделы по делам ГО и ЧС, которые комплектуются из должностных лиц.

Основные требования, предъявляемые к убежищам.

Убежища должны отвечать некоторым требованиям:

1) обеспечивать защиту от любых поражающих факторов и от теплового воздействия пожаров на поверхности не менее двух суток;

2) быть построенными вне зон и очагов пожаров и затоплений;

3) иметь входы с той же степенью защиты, что и основные помещения, а на случай завала – аварийные выходы;

4) иметь подходы, свободные от складирования опасных, горючих и сильно дымящих веществ, а также подъездные пути;

5) иметь основные помещения высотой более 2,2 м, а уровень пола должен быть выше уровня грунтовых вод более чем на 20 см;

6) иметь фильтровентиляционное оборудование, обеспечивающее очистку воздуха от примесей и подачу в убежище не менее 2 м3воздуха в час на одного человека.

Если убежище находится в зоне заражения с уровнями радиации после ядерного взрыва, то время безопасного пребывания в нем укрываемых людей составит от нескольких часов до одних суток.
49. Город как зона повышенной опасности
В условиях города, особенно крупного, причиной дискомфорта и заболеваний являются загазованность и запыленность атмосферного воздуха, высокий уровень шума или вибраций, бытовые и промышленные отходы, загрязнение земной поверхности и водоемов. Городская среда травмоопасна.

Комплекс негативных факторов производственной среды характеризуется многообразием и высокими уровнями воздействия на работающего человека. К наиболее распространенным факторам относятся:

1) загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны;

2) неблагоприятные температурные режимы;

3) повышенный шум;

4) недостаточное освещение;

5) тяжелые физические работы;

6) повышенные вибрации.

При несоблюдении требований техники безопасности в производственной среде неизбежны профессиональные заболевания, травмы, отравления и гибель людей.

Ситуации криминального характера могут произойти в любой момент .

Преступность существовала всегда. Сегодня преступники – реальная угроза жизни, здоровью и имуществу человека. Сейчас с уверенностью никто не может сказать: «Мой дом – моя крепость». Риск вторжения в квартиру непрошеного гостя существует, и никто от этого не застрахован.

Как это можно предотвратить? Попробуйте обезопасить себя и своих детей, соблюдая элементарные правила.

1. По возможности не оставляйте детей одних дома. Уходя из дома, проинструктируйте детей, дайте им несколько советов и постарайтесь сами соблюдать тот же порядок действий, когда находитесь дома.

Попробуйте проиграть с детьми возможные ситуации, по ходу игры комментируйте действия детей, доходчиво объясните, как нужно себя вести в экстремальных ситуациях.

2. Находясь в квартире, проверьте надежность замков и запоров.

3. Не нужно отвечать по телефону на вопросы о том, как зовут родителей, где они работают, каков номер их рабочего телефона, в котором часу они вернутся домой.

4. Будьте внимательны с ключами от квартиры.

5. Покидая дом, надежно запирайте балконные двери, форточки.

6. Возвращаясь домой, подходя к своей двери, убедитесь, что сзади нет незнакомцев.

7. Не оставляйте ключи от квартиры в доступных местах.

8. Никогда никому не рассказывайте о ценных вещах, которые находятся в вашей квартире.

9. Если, вернувшись домой, вы обнаружили, что дверь квартиры приоткрыта или взломана, ни в коем случае не входите в квартиру.

10. Не вступайте с грабителями в пререкания.

Карманная кража – это высокопрофессиональная работа.

Она тщательно организована, много раз отработана и занимает буквально секунды.


50. Терроризм и его проявления. Экстремальные ситуации социального характера
Терроризм – насилие в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей. Терроризм может проявляться в трех формах:

1) криминальный терроризм;

2) политический терроризм;

3) международный терроризм.

Криминальный террориз могут осуществлять с целью: нарушить общественную безопасность, устрашить население или оказать воздействие на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворить их неправомерные имущественные или иные интересы.

Политический терроризм проявляется в посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля с целью прекратить его деятельность, либо из мести за такую деятельность. Международный терроризм выражается в нападении на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, в целях провокации войны или осложнения международных отношений.

Если вы оказались в заложниках:

1) не подвергайте себя излишнему риску;


2) будьте покладисты и спокойны;

3) если преступники находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, постарайтесь ограничить с ними всякие контакты, так как действия их могут быть непредсказуемы;

4) при первой же возможности постарайтесь сообщить о своем местонахождении родным или в милицию;

5) постарайтесь установить контакт, вызвать гуманные чувства и завести разговор, не наводя их на мысль, что вы хотите что-либо узнать;

6) не позволяйте себе падать духом. Используйте любую возможность поговорить с самим собой о своих надеждах и желаниях;

7) внимательно следите за поведением преступников и их намерениями. При первой же удобной и безопасной возможности будьте готовы спасаться бегством.


Если вы находитесь в местах большого скопления агрессивно настроенных людей (митинги, забастовки):

3) держитесь уверенно на ногах;

5) если у вас сумка или пакет в руках, будьте бдительны – вам могут подбросить наркотики, оружие, боеприпасы и прочие «улики»;

6) к толпам людей любых видов лучше вообще не приближаться и к нарядам милиции тоже;

7) проявляйте максимальную бдительность и внимание на улицах города – это в целях сохранения вашей свободы и безопасности.


51. Понятие о ЧС
Чрезвычайными ситуациями называют обстоятельства, возникающие в результате природных, стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного, экологического происхождения, военного, социального и политического характера, вызывающие резкое отклонение от нормы жизнедеятельности людей, экономики, социальной сферы или природной среды.

Чрезвычайные ситуации – события, отличающиеся масштабностью, охватывающие значительную территорию и угрожающие большому числу людей.

Стихийные бедствия – это опасные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, при которых возникают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности людей, разрушением и уничтожением материальных ценностей.

Восприятие риска и опасностей общественностью субъективно.

Различают индивидуальный и социальный риск.

Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума.

Катастрофа – событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей: разбился самолет, есть человеческие жертвы.

Аварии на химически опасных объектах.

По степени воздействия на организм ХОВ подразделяются на четыре класса опасности:

1) чрезвычайно опасные;

2) высокоопасные;

3) умеренно опасные;

4) малоопасные вещества.

Классификация аварий.

3) проходящие и прошедшие альтернативную гражданскую службу;

4) прошедшие военную службу в другом государстве;

5) имеющие ученую степень кандидата наук и доктора наук;

6) в случае гибели (смерти) отца, матери, родного брата, родной сестры в связи с исполнением ими обязанностей военной службы.

Отсрочка (ст. 24 Федерального закона«О воинской обязанности и военной службе»):

1) гражданам, признанным временно не годными к военной службе, предоставляется отсрочка от призыва на 6 или 12 месяцев для обследования (лечения);

2) граждане, признанные ограниченно годными к военной службе, зачисляются в Запас Вооруженных Сил РФ и подлежат периодическому (один раз в 3 года) освидетельствованию до достижения ими 27–летнего возраста, а признанные не годными к военной службе (категория Д) – исключаются с воинского учета. Право на получение отсрочки имеют:

1) поступившие на работу по специальности непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования на условиях полного рабочего дня в государственных организациях, перечень которых определен Правительством Российской Федерации;

2) имеющие высшее педагогическое образование и постоянно работающие на педагогических должностях;

3) постоянно работающие врачами в сельской местности – на время этой работы.

Учреждение образования

«Институт предпринимательской деятельности»

Факультет экономики и бизнеса

Кафедра экономики и финансов

КУРСОВАЯ РАБОТА

(по дисциплине «Макроэкономика»)

Тема: Государственная политика по охране

окружающей среды

Студент(ка):

факультет экономики и бизнеса, Кучинская А.А.

курс 2, группа 22 409

Руководитель:

Кандидат экономичесикх наук, Бутовская В.М.

Введение 3

1. Сущность и направления охраны окружающей природной среды 5

1.1. Виды загрязнения окружающей природной среды и

направления ее охраны…………………………….

1.2. Объекты и принципы охраны окружающей природной среды

2. Управления природопользованием и охраной окружающей

среды в Республике Беларусь……………………… 9

2.1.Понятие, функции и методы управления природопользованием

и охраной окружающей среды…………………….

2.2 Система органов государственного управления в сфере

экологопользования………………………………...

3. Понятие организационно-правового механизма управления

окружающей средой………………………………… 14

3.1. Государственные органы управления специальной

компетенции в области охраны окружающей среды

3.2. Деятельности Республиканского отраслевого физкультурно-оздоровительного клуба "Эколог"…………………..

Заключение 24

Список источников 25

Приложения 26

Введение

В последние годы мы часто слышим и употребляем слово «экология», но вряд ли можно считать, что все понимают под ним одно и то же. О том, какой смысл следует вкладывать в это понятие, спорят даже специалисты. А пока они спорят, неспециалисты уже поняли, что такое экологический минимум: это значит - дышать чистым воздухом, пить чистую воду, есть пищу без нитратов и не светиться в темноте. Термин «экология» (от греческих «ойкос» - дом, место обитания, и «логос» - наука) был придуман в 1866 году немецким зоологом Эрнстом Геккелем, который ввел его в обиход для обозначения «общей науки об от ношениях организмов к окружающей среде», куда мы относим в широком смысле все «условия существования». Это понятие, первоначально довольно узкое, в дальнейшем расширялось, какое-то время и экология развивалась как одна из биологических наук, изучающая не отдельные организмы, а структуру и функционирование биологических систем - популяций, видов, сообществ - и их взаимодействий друг с другом и с окружающей средой. Такое или близкое определение экологии можно найти во многих со временных энциклопедиях и справочниках.

Но сейчас понятие «экология» уже далеко вышло за рамки того, что вкладывалось в него Эрнстом Геккелем и что указывается в справочниках и энциклопедиях. Теперь это уже самостоятельная наука об окружающей среде (с точки зрения ее взаимодействий с живыми организмами и, прежде всего с людьми). Ее питает не только и не столько биология, но и почти все науки о Земле - метеорология, гидрология, океанология, климатология, география, геология с необходимыми для них физико-математическими и химическими методами, а также социология, психология и экономика. Такого расширения содержания экологии и смещения в нем акцентов потребовал стремительный количественный рост человечества, которое начало осознавать опасности, угрожающие всей планете (ядерная катастрофа, возможный парниковый эффект и тому подобное), уже столкнулось в своей практике с ограниченностью природных ресурсов (в том числе энерге тических) и воочию увидело губительные побочные воздействия неразумной хозяйственной деятельности на окружающую среду - экологические катастрофы, как Чернобыль и Арал. В связи с этим современная экология ставит во главу своих интересов взаимодействия человека с экологическими системами, всей окружающей средой.

1. Сущность и направлении охраны окружающей природной среды

1.1. Виды загрязнения окружающей природной среды и направления ее охраны

Разнообразное вмешательство человека в естественные процессы в

биосфере можно сгруппировать по следующим видам загрязнений, понимая под ними любые нежелательные для экосистем антропогенные изменения:

Ингредиентное (ингредиент - составная часть сложного соединения илисмеси) загрязнение как совокупность веществ, количественно или качественно чуждых естественным биогеоценозам;

Параметрическое загрязнение (параметр окружающей среды - одно из еесвойств, например уровень шума, освещенности, радиации и т. д.), связанное с изменением качественных параметров окружающей среды;

Биоценотическое загрязнение, заключающееся в воздействии на состав и структуру популяции живых организмов;

Стациально-деструкционное загрязнение (стация - место обитания

популяции, деструкция - разрушение), представляющее собой изменение ландшафтов и экологических систем в процессе природопользования.

До 60-х годов нашего века под охраной природы понималась в основном защита ее животного и растительного мира от истребления. Соответственно и формами этой защиты было главным образом создание особо охраняемых территорий, принятие юридических актов, ограничивающих промысел отдельных животных, и т. п. Ученых и общественность волновали прежде всего биоценотическое и частично стациально-деструкционные воздействия на биосферу. Ингредиентное и параметрическое загрязнение, конечно, существовало тоже, тем более что об установке очистных сооружений на предприятиях и речи не шло. Но оно не было столь многообразным и массированным, как теперь, практически не содержало искусственно созданных соединений, не поддающихся естественному разложению, и природа с ним справлялась самостоятельно. Так, в реках с ненарушенным биоценозом и нормальной скоростью течения, не замедляемой гидротехническими

сооружениями, под влиянием процессов перемешивания, окисления, осаждения, поглощения и разложения редуцентами, дезинфекции солнечным излучением и др. загрязненная вода полностью восстанавливала свои свойства на протяжении 30 км от источников загрязнения.

Конечно же, и раньше наблюдались отдельные очаги деградации природы в окрестностях наиболее загрязняющих производств. Однако к середине XX в. темпы ингредиентного и параметрического загрязнений возросли и качественный их состав изменился столь резко, что на значительных территориях способность природы к самоочищению, т. е. естественному разрушению загрязнителя в результате природных физических, химических и биологических процессов, была утрачена.

В настоящее время не происходит самоочищения даже полноводных и протяженных рек. Что же говорить о реках, естественная скорость течения которых в несколько раз снижена гидротехническими сооружениями, или о реке, всю воду которой промышленные предприятия успевают забрать для своих нужд и спустить обратно загрязненной, как минимум, 3 - 4 раза, прежде чем она доберется от истока до устья.

Способность почвы к самоочищению подрывается резким уменьшением в ней количества редуцентов, происходящим под влиянием неумеренного применения пестицидов и минеральных удобрений, выращивания монокультур, полной уборки с полей всех частей выращенных растений и т.д.

1.2 Объекты и принципы охраны окружающей природной среды

Под охраной окружающей среды понимают совокупность международных, государственных и региональных правовых актов, инструкций и стандартов, доводящих общие юридические требования до каждого конкретного загрязнителя и обеспечивающих его заинтересованность в выполнении этих требований, конкретных природоохранных мероприятий по претворению в жизнь этих

требований.

Только если все эти составные части соответствуют друг другу по

Поскольку не была решена вовремя задача охраны природы от

отрицательного воздействия человека, теперь все чаще встает задача защиты человека от влияния изменившейся природной среды. Оба эти понятия интегрируются в термине «охрана окружающей (человека) природной среды».

Охрана окружающей природной среды складывается из:

Правовой охраны, формулирующей научные экологические принципы в виде юридических законов, обязательных для исполнения;

Материального стимулирования природоохранной деятельности,

стремящегося сделать ее экономически выгодной для предприятий;

Инженерной охраны, разрабатывающей природоохранную и

ресурсосберегающую технологию и технику.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» охране подлежат следующие объекты:

Естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;

Земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.

Особо охраняются государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

Основными принципами охраны окружающей природной среды должны являться:

Приоритет обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

Научно обоснованное сочетание экологических и экономических

интересов общества;

Учет законов природы и возможностей самовосстановления и

самоочищения ее ресурсов;

Недопущение необратимых последствий для охраны природной среды и здоровья человека;

Право населения и общественных организаций на своевременную и

достоверную информацию о состоянии окружающей среды и отрицательном воздействии на нее и на здоровье людей различных производственных объектов;

Неотвратимость ответственности за нарушение требований

природоохранительного законодательства.

2. Управления природопользованием и охраной

Поделиться