Что такое сквош. Краткие правила игры в сквош

В Сквош играют два игрока специальными ракетками и мячом, на специально оборудованном корте, представляющем собой прямоугольное помещение размерами 9,75 на 6,4 м. с ровными гладкими стенами разной высоты.

Игра заключается в поочередном обмене ударами ракетками по мячу таким образом, чтобы после каждого удара мяч коснулся передней стенки. Цель игры - так нанести удар по мячу, чтобы соперник допустил ошибку при своем ударе или вообще не смог отбить мяч. Удар считается ошибочным, если:

Мяч улетел в аут;

Мяч попал в специальное поле внизу передней стенки;

Мяч коснулся пола более одного раза до касания передней стенки;

Мяч не коснулся передней стенки.

Каждый матч состоит из 3-х или 5-и партий , каждая из котороых играется, пока один из соперников не наберет 9-ти очков. Игрок, выигравший 2 или 3 партии соответственно выигрывает матч.

В начале каждого розыгрыша мяч вводится в игру с помощью подачи. Право подавать первый раз определяется жеребьевкой (вращением ракетки).

Подача производится из специального поля именуемого квадрат подачи в переднюю стену так, чтобы мяч попал в специально размеченную часть передней стены корта. Подающий может начинать подачи с любой стороны корта, но затем должен подавать поочередно справа и слева, пока не потеряет право подачи.

Очки за выигранную подачу начисляется только подающему игроку. Если розыгрыш выигран принимающим подачу игроком, то он получает право на подачу.

При счете 8:8, принимающий подачу должен решить до скольки очков будет вестись данная партия - до 9 или 10. Кто из игроков первым набирает установленное количество очков, тот выигрывает партию.

В случае, если в течение розыгрыша один игрок помешал другому нанести хороший удар, тот может просить о повторном розыгрыше. Если по мнению судьи помеха была, то розыгрыш повторяется, а в случае, если по мнению судьи помехи небыло, то игрок поросивший о повторном розыграше проигрывает данный розыгрыш. Ели был прерван явно выигрышный удар, то помешавший игрок теряет очко или право подачи.

В любом случае игрок, чья очередь наносит удар, должен приложить для этого максимум усилий, а его соперник должен приложить все усилия, чтобы не мешать ему сделать это.

Параметры корта

Описание

Сквош Корт - прямоугольный блок с четырьмя вертикальными стенками переменной высоты, состоящий из Передней, Боковых и Задней стенок. Он имеет уровень пола и свободное простанство над Кортом.

Размеры и требования к корту

Длина Корта между игровыми поверхностями 9750 mm
Ширина Корта между игровыми поверхностями 6400 mm
Диагональ 11665 mm
Высота от пола до нижнего края линии аута передней стенки 4570 mm
Высота от пола до нижнего края линии аута задней стенки 2130 mm
Высота от пола до нижнего края Линии подачи на Передней стенке 1780 mm
Высота от пола до верхнего края линии акустической панели передней стенки 480 mm
Расстояние к самому близкому краю Поперечной линии от Задней стенки 4260 mm
Внутренние размеры квадратов подачи 1600 mm
Ширина всех линий и линии акустической панели 50 mm
Минимальная высота свободного пространства от пола Корта 5640 mm

Основные определения и требования в Сквоше

НИЖЕ (DOWN) Выражение, используемое, чтобы указать, что при подаче или возврате мяч ударился об пол или об акустическую панель или коснулся линии акустической панели перед тем, как достиг игровой поверхности передней стенки.

ИГРА (ГЕЙМ) Часть матча, начинающаяся с подачи и заканчивающаяся, когда один из игроков выиграл или набрал девять или десять очков (в соответствии с правилами).

ГЕЙМБОЛ (GAME BALL) Состояние счета, когда подающему требуется одно очко для ведения счета в игре.

ПОДАЧА (HAND) Период с момента, когда игрок становится подающим до тех пор пока не станет принимающим (потеряет подачу).

ПЕРЕХОД ПОДАЧИ (HAND-OUT) Условие, при котором происходит смена подающего.

ЛЕТ (LET) Спорный мяч. Ни один удар обоих игроков не привел к выиграшу очка или переходу подачи, так как один из игроков считает что была помеха и обращается к Рефери, чтобы тот признал помеху и назначил повторный розыгрыш.

МАТЧ (MATCH) Завершенное состязание между двумя игроками, начинающееся с разогрева и заканчивающееся, когда оба игрока оставили корт в конце заключительного розыгрыша.

МАТЧБОЛ (MATCH BALL) Состояние счета, когда подающему требуется одно очко для выигрыша матча.

НЕТ (NOT UP) Выражение, используемое, чтобы указать, что Мяч ударен не в соответствии с правилами. "Нет" применяется, когда:

Мяч ударен неправильно подающим или отбивающим мяч;

Мяч ударился более чем один раз об пол прежде, чем его ударил отбивающий мяч,

Мяч касается отбивающего мяч или чего-нибудь надетого на него, отличного от ракетки,

Подающий делает одну или более попыток ударить по Мячу, но не может сделать это.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА (OFFICIALS) Маркер и Рефери.

ЗА (АУТ) Выражение, используемое, чтобы указать что:

Мяч ударился о или выше линии аута стенки, или о потолок, или любой осветительный прибор, присоединенный к потолку,

Мяч был перепасован через любой осветительный прибор, присоединенный к потолку, и/или стенку выше линии аута,

В дополнение к 1) и 2) на кортах, которые полностью не закрыты, Мяч передан над линией аута за корт без касания любой стенки или, если нет линии аута, перепасуется над любой стенкой за корт.

ОЧКО (POINT) Единица системы счета. Одно очко добавляется к счету игрока, когда тот выигрывает розыгрыш, являясь подающим.

ЧЕТВЕРТЬ КОРТА (QUARTER COURT) Одна половина той части корта между поперечной линией и обратной стенкой, которая была разделена на две равных части средней линией корта.

РОЗЫГРЫШ (RALLY) Только подача или подача и любое число возвратов Мяча, заканчивющиеся, когда Мяч выходит из игры.

ДОПУСТИМЫЙ ЗАМАХ (REASONABLE BACKSWING) Начальное действие, используемое игроком в перемещении ракетки далеко от тела, как подготовка к движению ракетки к Мячу для удара. Замах считается допустимым, если он не чрезмерен. Чрезмерный замах - тот, в котором рука игрока с ракеткой вытянута к прямую линию, и/или ракетка вытянута с рукояткой приблизительно горизонтально. Решение Рефери о том, что является допустимым замахом в отличие от чрезмерного замаха, окончательно.

ДОПУСТИМОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ (REASONABLE FOLLOW THROUGH) Действие, используемое игроком в продолжение движения ракетки после того, как она имеет контакт с Мячом. Завершение приемлемо, если оно не чрезмерно. Чрезмерное завершение - когда рука игрока с ракеткой вытянута в прямую линию, практически горизонтально. Чрезмерное завершение - также то, в котором рука образовывая прямую линию с ракеткой проделала более широкую дугу чем непрерывная линия полета мяча. Решение Рефери о том, что является допустимым сопровождением в отличие из чрезмерного сопровождения, окончательно.

ПОДАЧА (SERVICE) Способ введения мяча в игру подающим, чтобы начать розыгрыш.

СПЕЦИФИКАЦИЯ (SPECIFIED) Описание, данное мячам, ракеткам и кортам, которые встречаются в существующих спецификациях Международной федерации Сквоша WSF.

ОТБИВАЮЩИЙ (STRIKER) Игрок, чья очередь ударить по мячу после отскока мяча от передней стенки, или игрок, находящийся в процессе удара по мячу, или тот, кто только что отбил мяч и мяч еще не достиг передней стенки - точки возврата.

УДАР (STROKE) Усилие, прилагаемое игроком, который выигрывает розыгрыш, или в ходе игры или по присуждению Рефери, и который кончается выигрышем очка или сменой подачи.

АКУСТИЧЕСКАЯ ПАНЕЛЬ (TIN)

Область под линией акустической панели на передней стенке корта во всю его ширину, которая должна быть создана из материала, создающего отличительный звук при ударе Мячом.

Вы из тех, кто предпочитает активный отдых? Вам нравится открывать для себя что-то новое, но сейчас кажется, что в Минске вы, пожалуй, перепробовали все, что только могла предложить вам столица Беларуси?
Хм… А вы играли в сквош? Что такие удивленные глаза? Что-то слышали, но что за оно и с чем его едят, ответить, похоже, затрудняетесь?

Действительно, несмотря на то, что сквош в Минске появился более 10 лет назад, он по-прежнему остается своего рода спортивной экзотикой. Спокойствие, только спокойствие, сейчас мы вам все расскажем.
Итак, сквош - это динамичная игра с ракеткой, которая требует от своих игроков физической выносливости, скоординированных движений, мгновенной реакции и умения продумывать каждый свой шаг наперед. Можно сказать, что сквош взял все самое лучшее от большого тенниса, бадминтона, пинг-понга и даже от шахмат.

Но, наверное, чтобы вы лучше поняли, что же представляет собой игра сквош, нужно знать ее историю. Ведь не зная прошлого, сложно понять настоящее.

Знакомимся с историей игры сквош

Однажды много-много лет назад студенты элитной британской школы Харроу в ожидании своей очереди поиграть в теннис, решили несколько поразмяться, отбивая мяч от стен здания. Забавно, но эта незатейливая разминка так понравилась ее юным изобретателям, что они стали искать любую возможность, чтобы поиграть в игру тогда еще без названия. Какой тут уже теннис!

Кстати, о названии. Используемые тогда мячи просто-напросто плющились при ударе о стену (to squash - плющиться, разбиваться), результате чего игра и получила свое название.

Первый корт для сквоша был построен в той же Харроу еще в 1860 году.
Поначалу сквош оставался исключительно студенческой игрой, но постепенно он стал обретать популярность и в частных клубах, и среди офицеров Британских вооруженных сил. Вероятно, это связано с тем, что первооткрыватели сквоша уже давно перестали быть студентами, а стали завсегдатаями, к примеру, того же Лондонского королевского автомобильного клуба. После первая Ассоциация сквоша появилась в США, там же были представлены первые официальные правила игры. Великобритания, родная мать сквоша, поняла, что несколько отстала, и в мгновение ока Британская ассоциация тенниса и ракеток организовала свой комитет по сквошу, а чуть позже миру была представлена Британская ассоциация сквоша, взявшая в свои руки целиком и полностью бразды правления предшественника.

Кстати, элитным видом спорта сквош оставался до середины прошлого столетия, пока, к нашему с вами счастью, не началось массовое строительство доступных кортов. Сегодня сквош популярен по всему миру, и не только в Великобритании или в США.

На тот случай, если вы еще не утомились от всех этих ассоциаций и хотите знать, насколько сквош востребован в мире профессионального спорта, то вот вам названия организаций, которые занимаются сквошем:

WSF (World Squash Federation) - Всемирная федерация сквоша;
- PSA (Professional Squash Association) - Ассоциация профессиональных игроков мужчин;
- WISPA (Women"s International Squash Players Association) - Ассоциация профессиональных игроков женщин.

Кто знает, может, именно вы в самом ближайшем будущем сможете представить нашу страну на соревнованиях по сквошу. Но чтобы стать чемпионом по сквошу, надо знать правила игры! Согласны? Тогда приступаем к изучению. Хватит о славном прошлом. Переходим к настоящему.

Правила игры в сквош

Итак, прежде чем выйти на корт и смотреть растерянными глазами на то, что вам демонстрирует инструктор, внимательно ознакомьтесь с нижеизложенной информацией. Ведь, как известно, кто предупрежден, тот вооружен.

Во-первых, на корте обычно находятся или 2 спортсмена, или 2 пары. Поэтому не надумайте идти играть в сквош большой компанией. Все желающие в порядке очереди.

Во-вторых, перед игрой обязательно хорошенько разомнитесь. Особое внимание уделите голеностопу (вы будете играть на большой скорости!), коленям (придется делать выпады!) и пояснице (наклоняться придется не просто много раз, а очень много раз!). 10 минут для разогрева вполне достаточно, а то забудете ради чего вы, собственно, сюда пришли. А теперь вперед на корт, который, кстати, скорее напоминает собой комфортабельную кабинку.

В-третьих, вам дадут ракетку, которой, как вы уже наверняка догадываетесь, вам придется отбивать мяч. Причем отбивать мяч вам нужно ото всех стен: центральной, задней и двух боковых. Внимательно посмотрите на нижнюю и верхнюю часть стен, там есть линии аута. На центральной стене также есть так называемая игровая панель, профессионалы ее еще зовут жестянкой. Линия подачи на центральной стене и квадраты подачи на полу корта важны только при подаче мяча и в дальнейшем в игре не участвуют.
Цель игры проста до безобразия: вам необходимо ударять ракеткой по мячу таким образом, чтобы ваш соперник совершил ошибку и не смог отбить ваш мяч.

Главное правило игры гласит: вам нужно ударить мяч так, чтобы он коснулся центральной стены выше жестянки и ниже линии аута. Мяч вы с соперником отбиваете попеременно. Его, кстати, можно отбивать с лета или после одного отскока от пола. Обычно мяч сразу направляют на центр, но при желании можно и на любую другую стену.

А теперь про самое интересное, про очки, то бишь. Если один из игроков допустил ошибку или не смог отбить мяч, его соперник тут же получает 1 очко. Да, ошибки в сквоше обходятся дорого. Тот, кто первым наберет 15 очков, то и выигрывает. Главное, чтобы предыдущий счет не был 14: 14. В этом случае у подающего есть право решить, сколько очков нужно, чтобы выиграть гейм - 15 или 17. А сам матч может состоять из 3 или 5 геймов по выбору игроков или организаторов игры.

Матч состоит из пяти игр (геймов). Матч считается выигранным, когда один из игроков побеждает в трех играх из пяти.

Каждая игра продолжается до 11 очков. Игрок, который первым набрал 11 очков считается победителем в игре, за исключением случаев, когда счет 10-10. В этом случае игра продолжается до тех пор, пока какой-либо из игроков не доведет свое преимущество до двух выигранных очков (разница в счете должна быть 2 очка).

Выигрышное очко присуждается тому или иному игроку при каждом розыгрыше подачи (PAR – point-a-rally). В случае, если очко выиграно игроком, осуществляющим подачу, за ним сохраняется право подачи. В случае если подачу выиграл принимающий игрок, ему присуждается очко и к нему переходит право следующей подачи.

Разминка

Перед началом каждого матча игрокам разрешается провести 5-ти минутную разминку на корте (2.5 минуты на каждой стороне корта) и разогреть мяч.

Если в течение игры мяч был заменен на новый, или в игре был допущен перерыв, игрокам разрешается разогреть мяч до нужной температуры перед началом розыгрыша.

Игрокам разрешается разогревать мяч на корте в течение любого перерыва в матче.

Подача

Игра начинается с подачи. Игрок, которому предстоит подавать мяч первым, определяется жребием путем вращения рукоятки ракетки одного из игроков. В дальнейшем, игрок начавший подавать продолжает осуществлять подачи до первого проигранного очка, после чего происходит «переход подачи» (“Hand Out” – “хэнд аут”) и принимающий игрок становится подающим.

Игрок, выигравший предыдущую игру, подает первым в новой игре.

В начале каждой игры и в случаях перехода подачи, подающий игрок имеет право выбрать квадрат подачи по своему усмотрению. После выигранного очка подающий обязан сменить квадрат подачи и осуществить подачу с противоположной стороны корта.

Для осуществления подачи игрок обязан находиться внутри квадрата подачи какой-либо частью ступни одной из ног. Подача считается правильной, если первым касанием мяч ударился фронтальной стены выше уровня подачи и ниже линий аута так, чтобы его отскок от пола (за исключением случаев игры «с лета») пришелся в противоположный углу подаче квадрат соперника.

Возврат удара

Возврат удара считается правильным, если после однократного отскока от пола корта и удара по мячу отбивающим, мяч коснулся фронтальной стены в области выше уровня «банки» (звуковой панели в нижней части фронтальной стены) и ниже линий аута до того, как он коснулся пола. Перед тем, как коснуться фронтальной стены в разрешенной области, мяч может коснуться какую-либо из боковых стен или заднюю стену.

Возврат удара считается выполненным неправильно, если:

    отбивающий нанес удар по мячу после того, как мяч коснулся пола более одного раза, или удар по мячу производен неверно, или до соприкосновения с фронтальной стеной было произведено два удара по мячу - “NOT UP” («нот ап»),

    после удара по мячу отбивающим мяч попал в пол или в область “банки” (звуковой панели в нижней части фронтальной стены) – “DOWN” (“даун”),

    после удара по мячу отбивающим мяч коснулся какой-либо из линий аута или зоны выше линий аута – “OUT” («аут»).

Розыгрыш

После правильно выполненной подачи, розыгрыш мяча продолжается попеременно каждым игроком до тех пор, пока какой-либо из игроков не совершит ошибку. Розыгрыш состоит из подачи и нескольких, правильно исполненных возвратов.

Розыгрыш считается выигранным, если:

    соперник не смог правильно выполнить подачу,

    соперник не смог правильно выполнить возврат,

    игрок, осуществляющий удар, коснулся соперника (частью ракетки или одежды) до того, как соперник приготовился осуществить удар по мячу.

ПРИМЕЧАНИЕ: В ЛЮБОМ ИЗ ИГРОВЫХ МОМЕНТОВ РОЗЫГРЫША ИГРОК ДОЛЖЕН ВОЗДЕРЖАТЬСЯ ОТ НАНЕСЕНИЯ УДАРА ПО МЯЧУ, ЕСЛИ СУЩЕСТВУЕТ УГРОЗА НАНЕСЕНИЯ ТРАВМЫ (ПОПАДАНИЯ) МЯЧОМ ИЛИ РАКЕТКОЙ СОПЕРНИКУ. В ТАКИХ СЛУЧАЯХ ИГРА ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ И РОЗЫГРЫШ ПЕРЕИГРЫВАЕТСЯ (“A LET” – «ЛЭТ») ИЛИ АТАКУЮЩИЙ ИГРОК НАКАЗЫВАЕТСЯ ШТРАФНЫМ ОЧКОМ.

Попадание мячом в игрока

Если после удара по мячу и до его соударения с фронтальной стеной, мяч попадает в соперника, либо в ракетку соперника, либо касается его одежды, игра останавливается.

    Если у бьющего игрока была возможность ударить по мячу так, чтобы он беспрепятственно коснулся фронтальной стены без предварительного соударения с одной из боковых стен – очко засчитывается бьющему игроку. В данном случае предполагается, что бьющий игрок наносил удар с естественной руки, располагаясь лицом к фронтальной стене, не совершив «разворота» (см.ниже).

    Если у бьющего игрока была возможность произвести результативный удар таким образом, что от соударения с боковой стеной мяч попал бы во фронтальную стену и соперник мог бы сыграть отскочивший мяч – назначается переигровка “Let” («Лэт»).

    Если бьющий игрок произвел удар по мячу таким образом, что соперник не смог бы сыграть такой мяч (мяч не коснулся бы фронтальной стены) – бьющий игрок проигрывает розыгрыш.

Разворот

Если при естественном отскоке и полете мяча справа, бьющий игрок решает не бить по мячу справа, пропустить, обежать мяч или добежать/догнать мяч и ударить по нему слева (или наоборот) – считается, что игрок совершил разворот (т. е. потерял соперника из виду).

Если после совершения разворота и удара по мячу бьющий игрок попадает мячом в соперника – это считается нарушением правил и очко присваивается сопернику. Если после совершения разворота бьющий игрок воздерживается от дальнейшего розыгрыша с целью предотвратить попадание мячом в соперника – назначается переигровка “Let”. Данное поведение бьющего игрока считается предпочтительным, так как бьющий игрок не может определить положение соперника на корте.

Повторные попытки удара

В том случае, если при отбитии мяча игрок не смог нанести удар после первого замаха, он может попытаться отбить мяч второй раз.

    если после удачной второй попытки удара по мячу, траектория его полета такова, что удар может считаться правильным, но мяч попадает в соперника – назначается переигровка “Let”,

    если после удачной второй попытки удара по мячу, мяч попадает в соперника и удар можно считать выполненным неверно – атакующий игрок наказывается штрафным очком.

Создание помехи

Нанесение ударов в сквоше должно происходить при отсутствии каких-либо помех со стороны соперника.

Для того, чтобы избежать создание помехи нанесению удара, игрок должен обеспечить своему сопернику:

    беспрепятственный прямой доступ к мячу,

    свободный обзор перемещающегося мяча,

    пространство для совершения полного замаха для удара по мячу,

    свободу нанести прямой удар в какую-либо из частей фронтальной стены.

Игрок, столкнувшийся с помехой, может отбить мяч и продолжить розыгрыш или воздержаться от дальнейшего розыгрыша. Игрокам рекомендуется воздержаться от дальнейшего розыгрыша если удар с помехой может привести к нанесению травмы сопернику или столкновению с ним.

В том случае, если в результате создания помехи розыгрыш останавливается, при определении дальнейших действий следует руководствоваться следующими принципами:

    Если соперник предпринял все необходимые действия для избежания создания помехи бьющему игроку и при этом бьющий игрок мог продолжить розыгрыш результативным ударом – назначается переигровка “Let”.

    Если игрок не успевал сыграть мяч, либо нанес нерезультативный удар при наличии минимальной, не влияющей на возможность нанесения правильного удара, помехи – засчитывается очко сопернику “No Let”.

    Если игроку не была предоставлена возможность беспрепятственного доступа к мячу и нанесения результативного удара, т. е. не было предпринято соперником усилий для устранения помехи, или игрок воздержался от нанесения прямого удара по мячу во фронтальную стену из-за опасения нанести травму мешающему сопернику – засчитывается выигрышное очко бьющему игроку “Stroke” («строук»)

Переигровки “Lets”

Переигровки назначаются в том случае, когда невозможно определить победителя розыгрыша. В случае назначения переигровки счет игры не изменяется и игрок, осуществлявший подачу, должен повторить подачу.

За исключением уже описанных случаев, в которых назначается переигровка, судья может решить назначить переигровки и при других обстоятельствах. Например, переигровка может быть назначена если в ходе розыгрыша мяч коснулся какого-либо из предметов, лежащих на полу корта (если их присутствие было разрешено судьей перед началом игры) или если бьющий игрок воздержался от удара по мячу во избежании нанести травму своему сопернику.

Переигровка также допустима в тех случаях, когда соперник был не готов к приему подачи или в случае потери мячом своих игровых свойств.

Продолжительность игры

Не допускается совершать перерывы между розыгрышами. Предполагается, что после первой подачи игра продолжается без перерывов до тех пор, пока кто-либо из игроков не наберет победное количество очков.

Между играми допускается перерыв продолжительностью 90 сек.

Игрокам допускается заменить спортивную одежду или ракетку в ходе игры при необходимости.

Кровотечения, травмы, недомогания

В том случае, если при получении травмы у игрока образовалось кровотечение, игра останавливается и игрок не может продолжать игру до устранения кровотечения. Игроку разрешается использовать дополнительное разумное время для устранения кровотечения.

Если кровотечение является исключительно следствием нанесения травмы соперником, то пострадавшему игроку засчитывается победа в матче.

Если после устранения, кровотечение возобновилось в ходе матча, остановка матча не допускается. Пострадавшему игроку разрешается признать поражение в данной игре матча и использовать 90 сек. перерыв между играми для устранения кровотечения. В случае невозможности устранения кровотечения, игра останавливается и пострадавшему игроку засчитывается поражение.

В случае получения каким-либо из игроков травмы, не сопряженной с кровотечением, судья должен решить по какой причине была получена травма: была ли травма вызвана действиями одного игрока, обоих игроков или вызвана действиями самого пострадавшего.

    В случае, если травма была нанесена одним из игроков и пострадавший игрок не в состоянии продолжать игру, пострадавшему игроку засчитывается победа в матче.

    В случае, если полученная травма явилась результатом действий самого пострадавшего игрока, то ему дается 3 минуты на восстановление, после чего он должен продолжить игру. Также, пострадавший игрок может признать поражение в текущей игре и использовать 90 сек. перерыв для устранения травмы.

    В случае, если травма явилась результатам действий обоих игроков, то пострадавший игрок имеет право использовать 60 мин. перерыв для восстановления.

Игрок, который чувствует недомогание должен продолжать матч или признать поражение в текущей игре и использовать 90 сек. перерыв для отдыха и восстановления. Спазмы мышц, тошнота, затрудненное дыхание (включая симптомы астмы) считаются недомоганиями. Если недомогание игрока вызвало рвоту на корте, игра останавливается и пострадавшему игроку засчитывается поражение.

Обязанности игроков

Правило 15 полной версии правил содержит основные рекомендации игрокам. Например, п.15.6 гласит, что игроку не разрешается совершать каких-либо действий, которые могут отвлекать его оппонента от игры.

Некоторые из 8 пунктов данного правила касаются взаимодействия игроков и судей/маркеров. Сокращенные правила не описывают порядок взаимодействия игроков с лицами, обслуживающими матч.

Правило поведения на корте

Оскорбительное, агрессивное и запугивающее поведение в сквоше непозволительно.

В качестве примеров такого поведения могут служить: речевые и визуальные ругательства, словесные и физические унижения, препирательства, умышленное повреждение ракетки, корта, мяча, преднамеренный физический контакт, чрезмерный замах ракетки, злоупотребление временем разминки, затяжка времени, несвоевременное возвращение на корт после перерывов между играми, умышленная или опасная игра или иные аналогичные действия, а также выкрикивание тренерских советов во время розыгрышей (за исключением перерывов между играми).

Сквош представляет собой спортивную игру с использование мяча и ракеток в закрытом пространстве. Игра может быть одиночной (2 участника) или парной (4 участника). Этот вид спорта получил своё название из-за используемых в нём мягких снарядов, от английского Squash - сжимать, разминать.

Необходимое оборудование

Мяч

Мячи для игры в сквош представляют собой два склеенных кусочка резины, которые образуют полую сферу. Их полируют до матового блеска. В диаметре они составляют от 39.5 до 40.5 мм и весят 23−25 г.

Мячи имеют свою классификацию, которая обозначается цветными точками на поверхности. Мячи с синей точкой - самые прыгучие и рекомендуются новичкам, так как их легче отбивать. Профессионалы же предпочитают снаряды с двумя или одной жёлтой точкой - они хуже отскакивают от стен, и противнику сложнее принять подачу. Разные мячи используются в зависимости от атмосферных и климатических условий.

Перед началом игры мяч необходимо разогреть, несколько минут отбивая его о стену. Холодные мячи обладают малой прыгучестью.

Ракетка

Ракетки для сквоша имеют относительно небольшие размеры. По современным стандартам их длинна не должна превышать 686 мм, а ширина - 215 мм. Максимальная площадь головы ракетки - 500 кв. см.

Раньше их изготовляли из натуральных материалов: дерево (преимущественно, дуб) и кетгут. Однако, с середины 80-х гг. ободья ракеток стали делать из композитных материалов или металлов (таких как графит, кевлар, титан или бор), а сетки - из синтетических струн.

Корт

Корт для сквоша выглядит как прямоугольная площадка , окружённая четырьмя стенами. В длину он составляет 9750 мм, в ширину - 6400 мм. Пол разделён на три блока. Передняя линия отделяет переднюю и заднюю части корта и располагается на расстоянии 5440 мм от фронтальной (лицевой) стены. Задняя часть корта делится пополам средней линией. Таким образом, образуются передняя половина корта, задняя левая и задняя правая четверти. В каждой четверти есть зона подачи - небольшой отдельный квадрат, пересекающийся с передней линией и боковой стеной.

Игровая площадь стены сверху ограничивается линией аута. На фронтальной стене она располагается на высоте 4570 мм, затем продолжается наискось по боковым стенам и проходит по задней стенке на расстоянии 2130 мм от пола. На лицевой стене прочерчены ещё две линии. Тин (на высоте 430 мм) отмечает нижний предел игровой площади. Область под этой линией также называется акустической панелью. Она делается из жести, чтобы попадание мяча в эту зону можно было определить по звуку. Линия подачи проходит на высоте 1780 мм.

Зоны и линия подачи используются только в момент подачи мяча и далее не играют роль. Удар мяча по акустической панели или выше линии аута засчитывается как аут.

Суть игры состоит в том, что игроки по очереди отбивают мяч от фронтальной стены. Цель участников - отбить снаряд так, чтобы соперник не смог принять его.

В начале игры участники тянут жребий . Выигравший выбирает левую или правую четверть корта, из которой будет подавать мяч.

Подающий должен занять положение, при котором одна его нога находится в зоне подачи. Мяч должен ударить по фронтальной стене выше линии подачи, но ниже линии аута, а затем приземлиться в задней части поля. Принимающий может отбить снаряд на лету либо после того, как он один раз отскочит от пола.

Розыгрыш заканчивается , когда один из игроков не может отбить мяч или совершает ошибку. Ошибкой считается, если снаряд коснулся неигровой зоны (акустическая панель лицевой стены или выше линии аута) или дважды отскочил от пола. После удара ракетки мяч не должен касаться пола, пока не попадёт по фронтовой стене.

Часто участники не намеренно мешают друг другу, так как во время игры свободно передвигаются в ограниченном пространстве. Поэтому опытные игроки после удара по мячу всегда отступают в центр поля. Однако, если вмешательство все же случилось, сторона, которой помешали, может заявить «лет» (спорный мяч). Тогда судья (или сами игроки при отсутствии оного) решает степень вмешательства и либо принимает, либо отклоняет лет. В первом случае очко переигрывается. В зависимости от степени вмешательства, судья также может объявить «строк», что присуждает очко стороне, которой помешали сделать удар.

Система очков

Виды ударов

Существует на удивление много способов ударить по мячу. Вот некоторые из них:

Сквош-корты в России

Согласно статистике Мировой федерации сквоша на 2009 г., в мире построено 49908 сквош-кортов в 188 странах. Больше всего кортов в Британии - 8500.

В России этот вид спорта появился в 90-х гг. Хотя среди отечественных спортсменов было немало чемпионов, всё же до более опытных соперников, имеющих свою историю и традиции, россиянам ещё далеко. Поэтому Федерация сквоша России особенно активно продвигает сквош для детей. На их сайте можно найти адреса спортивных клубов со сквош-кортами в Москве, Санкт-Петербурге и других городах РФ.

Существует много разных направлений в спорте и одни из них являются очень распространенными, а другие – нет. Ко второй группе можно отнести сквош, который считается «недалеким родственником» большого тенниса. У него есть свои правила и особенности, необходимые к изучению.

Что такое спорт сквош?

Многие, описывая сквош, предлагают такую формулировку – это теннис, свернутый пополам. Связано это с тем, что игру проводят в закрытом помещении, в котором игроки, стоя недалеко друг от друга и используя ракетки, по очереди бьют по мячу, чтобы тот ударялся о стену. Игра сквош пользуется огромной популярностью в Америке, Австралии, Израиле и Египте. Зародился этот спорт в Великобритании, и произошло это совершенно случайно: дети ожидали своей очереди, чтобы поиграть в теннис, и в это время били мяч о стену. Этот игровой вид спорта – сквош – считается доступным для людей любых возрастов.

Сквош – правила игры

Смысл этого спорта заключается в том, что человек должен ракеткой отбить мяч так, чтобы после него соперник не смог сделать свой удар. Чтобы понять, как играть в сквош, можно следовать таким правилам:

  1. В обязательном порядке проводится разминка, которая длится 5 мин. Она подразумевает «разогрев» мяча, то есть участники беспрерывно бьют по нему, что делает его более жестким. Если во время игры мяч порвется, тогда вводят другой, который тоже разогревают.
  2. Прежде, чем начать проводят жеребьевку, которая определяет, кто будет осуществлять первую подачу. В следующем раунде подает победитель предыдущего.
  3. Еще перед игрой в сквош участники выбирают квадрат подачи, и заработавший очко меняет его на время следующей подачи. Важно, чтобы во время подачи одна нога обязательно полностью находилась в выбранном квадрате. Если это правило не выполняется, тогда теряется подача, и она переходит к сопернику.
  4. Удары по мячу игроки осуществляют по очереди, причем бить можно как в процессе его полета, так и после удара о землю.
  5. Мяч должен не просто коснуться стены, а оказаться выше акустической панели и не попасть в линию аута.
  6. Между геймами в большинстве случаев делают перерыв на 1,5 мин., чтобы попить воды и перевести дух.
  7. Начисление очков проводится в случае, если человек совершает ошибку, например, попадает в аут или пропускает удар. Побеждает тот, кто сможет первым набрать 11 очков. Если счет сета составил 10:10, то игра продолжается, пока один из участников не будет иметь преимущество в 1 балл. В большинстве случаев аматоры играют до двух побед, а профессионалы до пяти.
  8. Сквош нуждается в судействе, поскольку часто возникают спорные ситуации. Если игрок считает, что была помеха, то он обращается к судье с апелляцией для назначения let, который одобряют, если порвался мяч или противник по конкретной причине не смог принять мяч. Когда участник грубо нарушает правила, то очко назначается противнику и это называется Stroke.

Сквош – корт

Интересен тот факт, что размеры поля, на котором играют в сквош, были утверждены еще в 1920 году. Это международные стандарты, которые не могут нарушаться: длина корта не может быть больше 9,75 м, а ширина составляет 6,4 м. Территория сквоша еще включает специальную разметку, которая также четко установлена:

  1. Линия для указания верхнего аута должна находиться на высоте в 4,57 м, а нижнего – 43 см.
  2. Линия подачи отмечается на высоте в 1,83 м. Еще одна линия рисуется от пола и до вершины стены, а расстояние до нее должно быть 2,13 м.
  3. Толстые наклонные линии должны быть нарисованы на боковых панелях, и они служат неким связующим элементом между аутами и фронтальной стеной.

Мяч для сквоша

Ошибочно полагать, что для игры в сквош можно использовать любой мяч. Его главной отличительной чертой является наличие точек и их цвет. Такие знаки используют для того, чтобы отметить силу отскока и скорость, например, если мячик для сквоша имеет две желтые точки, то это указывает, что он является медленным и у него слабый отскок. Его в большинстве случаев используют профессиональные игроки, поскольку у них большая сила удара.

Новичкам рекомендуется использовать мячи, которые имеют или одну синюю, или одну красную точку. Они обладают хорошей скоростью и лучшим, в сравнении с другими вариантами, отскоком. Полезно будет узнать, когда нужно произвести замену мяча. Специалисты утверждают, что это нужно делать после того, как сотрется логотип производителя и поверхность станет гладкой на ощупь.

Ракетка для сквоша

Выбирать ракетку нужно тщательно, уделяя внимание каждой детали. Если сравнивать ее с ракеткой для тенниса, то она будет легче. Правила сквоша допускают использование ракеток разного веса и здесь нужно руководствоваться принципом: чем тяжелее ракетка, тем сильнее будет удар. Новичкам рекомендуется начинать с малого, что позволит изучить принцип успешной игры. Вес ракеток варьируется в пределе от 120 до 210 г.

Для изготовления ракеток для игры в сквош в большинстве случаев используют алюминий или композит. Кроме этого, следует знать, что они могут иметь как круглую, так и прямоугольную форму. Внимание при выборе нужно уделить такому понятию, как баланс ракетки и он должен быть таким, чтобы ее было удобно держать в руке, и она не перевалилась «в голову», поскольку рука будет быстро уставать. Есть еще разделение по уровню жесткости и здесь нельзя сказать, какая ракетка лучше, а какая хуже, поскольку выбор должен делаться исходя из собственных ощущений во время игры и от стиля.

Сквош – экипировка

Если хочется заниматься этим видом спорта, тогда важно уделить внимание покупке не только основного инвентаря, но и экипировки, которая включает обувь, одежду и специальные аксессуары. Тренер по сквошу может дать свои рекомендации, касающиеся выбора вещей, но есть и общие принципы, которым можно следовать. Если хотите серьезно заниматься этим спортом, тогда не стоит экономить на покупке качественных вещей.


Кроссовки для сквоша

Особого внимания заслуживает обувь, которая должна быть максимально удобной и легкой, поскольку сквош является динамичной игрой, где нужно постоянно двигаться. При выборе рекомендуется следовать таким принципам:

  1. Обувь для сквоша должна быть максимально легкой, чтобы не тормозить реакцию и не становиться причиной получения травмы.
  2. Подошва должна быть немаркой, то есть не оставлять на полу черные полоски и другие следы. Выбирайте модель с резиновой подошвой, поскольку этот материал обеспечивает хорошее сцепление обуви и пола, поэтому риск скольжения сводится к минимуму.
  3. В кроссовках должна присутствовать хорошая амортизация пятки, поскольку из-за резких движений можно получить проблемы с суставами. Хорошо, если в обуви будут специальные прокладки, уменьшающие напряжение, которое получают ступни во время игры.
  4. Носок у подходящих кроссовок должен быть «дыщащим», это важно для того, чтобы нога не перегревалась, но и крепким, чтобы обувь сохранилась на много лет и не потерлась.
  5. Большое значение имеет боковая защита, которая представляет собой вставки из каучука.
  6. Что касается задника, то он должен быть жестким, поскольку это важно для защиты лодыжки от повреждений.

Одежда для сквоша

Каких-либо четко прописанных правил, касающихся одежды, не существует. Форма для сквоша идентична той, что играют в теннис, то есть главное требование к ней – максимальный комфорт. Мужчины в большинстве случаев предпочитают надевать футболку и шорты, а девушки – футболку и юбку-шорты или спортивные шорты. Кроме этого, рекомендуется надевать специальную повязку на голову и запястья, которые предназначены для поглощения пота.

Очки для сквоша

Многие новички недоумевают, зачем в помещении надевать очки, но здесь все предельно ясно. В сквоше они предназначены для защиты глаз, поскольку во время активной игры мяч может попасть в лицо, что станет причиной травмы. Чтобы этого избежать, используются специальные аксессуары для сквоша, которые должны подбираться с учетом некоторых нюансов: спортсмен должен хорошо все видеть, конструкция очков должна быть прочной, и они не должны слетать с головы.


Турнир по сквошу

Хоть в Олимпийские игры и не входят соревнования по сквошу, в разных странах проходят свои турниры. Проведением международных соревнований и другими организационными вопросами занимается Всемирная федерация сквоша – WSF. Вид спорта сквош имеет и ассоциации игроков для женщин и мужчин. Один из самых знаменитых турниров в этом виде спорта – White Nights Open. Он проходит в Санкт-Петербурге и участие в нем принимают люди из разных стран.

Поделиться