Иные производства в арбитражном процессе. Упрощенное производство в арбитражном процессе

В соответствии со ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В арбитражном процессе арбитражные суды рассматривают дела в порядке гражданского и административного судопроизводств, которые, в свою очередь, дифференцируются на различные виды производств.

Единое производство в арбитражных судах подразделено на несколько подвидов – отдельных судебных производств :

1) отражающих специфику предмета судебной деятельности :

– исковое производство (разд. II АПК РФ), правила которого одновременно являются общими и применяются за отдельными исключениями в отношении всех остальных категорий дел;

– производство из административных и иных публично-правовых отношений (разд. III АПК РФ);

– особое производство (ст. 30 АПК РФ);

– производство по делам о несостоятельности;

– производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда;

– производство по делам о признании и исполнении решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений;

1) по критерию бесспорности с целью ускорения порядка рассмотрения дел – упрощенное производство;

2) по критерию субъекта – производство по делам с участием иностранных лиц;

3) по критерию предмета судебной деятельности :

– производство по делам об оспаривании решений третейских судов;

– производство о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

– производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Некоторые судебные производства являются сложными по своей структуре.


Например, производство по делам о несостоятельности распадается на несколько отдельных процедур: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. Некоторые из них дифференцируются и регулируются по субъектному критерию еще более детально. В частности, в федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» выделяются особенности банкротства в зависимости от субъекта (отдельные виды юридических лиц, граждане, ликвидируемый и отсутствующий должник).

Таким образом, система арбитражного процессуального права существенно усложнилась, а сами судебные процедуры существенно дифференцированы по самым разным критериям: характеру дела, предмету судебного рассмотрения, относительной бесспорности требования и т.д. Поэтому систему судебных производств в арбитражном процессе можно представить следующим образом. В качестве основных производств арбитражного процесса выступают:

1) исковое производство;

2) производство из административных и иных публичных правоотношений;

3) особое производство;

4) производство по делам о несостоятельности.

Наряду с ними в АПК РФ выделяются иные судебные производства (гл. 29 – 33), которые большей частью являются подвидами искового производства. При изучении правил арбитражного процесса следует исходить из того, что в конечном счете все дела рассматриваются арбитражными судами в основном по общим правилам, сосредоточенным в разделах I и II АПК РФ и охватывающим исковое производство. Рассмотрение дел в других видах производств арбитражного процесса подчиняется также этим общим правилам судопроизводства за отдельными изъятиями либо добавлениями, установленными АПК РФ и другими федеральными законами.

Под видом арбитражного судопроизводства следует понимать определенный порядок возбуждения, рассмотрения и разрешения определенных групп дел в арбитражных судах.

В предусматривается несколько видов судопроизводства: исковое; производство по делам, возникающим из админ и публичных правоотношений; особое производство; производство по делам о несостоятельности; упрощенное производство; иные производства.

Исковое – основной вид арбитражного производства. В исковом производстве рассматриваются возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и др дела, связанные с осуществлением предпринимательской и экономической деятельности. В исковом производстве рассматриваются экономические споры о праве двух субъектов, занимающих равное правовое положение в спорном правоотношении.

Исковое производство содержит общие правила АП. Дела неисковых производств рассматриваются по общим правилам искового производства с учетом особых правил, которые носят специальный характер для конкретного неискового производства.

Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений . Это дела об оспаривании НПА, затрагивающих права или интересы лиц в сфере предпринимательской или иной эк-й деятельности, дела об оспаривании ненормативных правовых актов и действий гос органов, ОМСУ и должностных лиц, дела об административных правонарушениях и дела о взыскании обязательных платежей и санкций. Данные дела возбуждаются путем подачи заявления. Здесь существуют особенности компетенции арбитражных судов, распределения обязанностей по доказыванию, законной силы принимаемых судебных актов и др.

В порядке особого производства разрешаются дела, в которых отсутствует спор о праве, а ставится на разрешение суда вопрос об установлении юридического факта. Данные дела возбуждаются путем подачи заявления, имеются также особенности по субъектному составу (отсутствие ответчика).

Также установлен специальный порядок рассмотрения и разрешения дел о несостоятельности организаций и граждан-предпринимателей. Например, такие дела рассматриваются коллегиальным составом судей, сюда не привлекаются арбитражные заседатели, установлен специфический круг субъектов обращения в арбитражный суд (должник, кредитор, иные лица).

В арбитражном процессе предусматривается упрощенное производство , когда требования истца носят бесспорный характер, признаются ответчиком и иск имеет незначительную сумму. Такие дела рассматриваются судьей единолично в судебном заседании без вызова сторон. Судом исследуются только письменные док-ва.

Существуют и иные виды производств , которые не относятся ни к одному из ранее рассмотренных. Это дела об оспаривании решений третейских судов и о выдачи исполнит листов на принудительное исполнение их решений, дела о признании и привидении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений, дела возникающие в связи с исполнением актов арб судов. Для них в АПК также установлены специальные процессуальные правила.


Стадия арбитражного процесса - совокупность процессуальных действий по конкретному делу, объединенных одной целью. Каждая из названных стадий выполняет свои особые функции в системе арбитражного процесса.

Арбитражный процесс состоит из шести стадий:

1) производство в арбитражном суде первой инстанции. Цель - разрешение спора по существу;

2) производство в апелляционной инстанции. Цель - повторное рассмотрение дела по существу на основании имеющихся и вновь представленных (при наличии определенных условий) доказательств. Проверка законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ принятых ими в первой инстанции;

3) производство в кассационной инстанции. Цель - проверка законности судебных актов, принятых арбитражными судами субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов РФ;

4) производство в порядке надзора. Цель - пересмотр судебных актов арбитражных судов. Данное производство является исключительной (экстраординарной) стадией арбитражного процесса, в которой происходит пересмотр судебных актов арбитражных судов. При этом в соответствии со ст. 292 АПК РФ возбуждение надзорного производства возможно только при наличии существенных нарушений прав лиц, участвующих в деле, материального и процессуального права;

5) пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам судебных актов арбитражного суда, вступивших в законную силу. Цель - пересмотр судебных актов, ориентированный на исправление судебных ошибок;

6) исполнение судебных актов. Цель - практическая реализация вынесенных решений, определений, постановлений в действиях обязанных субъектов.

В свою очередь, каждая стадия арбитражного процесса подразделяется на три этапа:

Возбуждение производства в соответствующей стадии;

Подготовка дела к рассмотрению;

Разрешение его в соответствующей стадии.

Статья 30 АПК РФ устанавливает, что арбитражному суду подведомственны дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, которые рассматриваются ими в порядке особого производства.

Особое производство - рассмотрение и разрешение арбитражным судом дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, не связанных со спором о праве.

Отличие особого производства от любого иного вида производства заключается в отсутствии спора о праве, который не может быть предметом судебного рассмотрения, отсутствии сторон - истца и ответчика (между которыми может быть данный спор), невозможности совершения отдельных процессуальных действий (заключение мирового соглашения, признание иска, предъявление встречного иска, обращение в третейский суд и т. п.). Однако, как и в других видах производства, движение дела происходит с учетом общих правил, установленных для искового производства (постадий- ность, сроки , процессуальная форма производимых действий участниками процесса, доказательственная деятельность и т. п.).

Участниками особого производства являются заявитель (лицо, возбудившее арбитражный процесс) и заинтересованные лица (лица, привлекаемые в арбитражный процесс). Документом, которым возбуждается арбитражное дело по установлению фактов, имеющих юридическое значение, является заявление - ч. 3 ст. 217 АПК РФ. Рассмотрение дел в порядке особого производства осуществляется по общим правилам искового производства с учетом особенностей, установленных гл. 27 АПК РФ (ч. 1 ст. 217 АПК РФ). Арбитражный суд оставляет заявление об установлении юридических фактов без рассмотрения, если при рассмотрении данного заявления выясняется, что возник спор о праве, - п. 3 ст. 148, ч. 4 ст. 221 АПК РФ.

Перечень подведомственных арбитражному суду дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, приведен в ст. 29 АПК РФ. Административный характер спорных отношений основан на неравном положении его участников. Одним из таких участников является государственный орган , орган местного самоуправления , иной орган или должностное лицо, наделенные властными полномочиями и использовавшие эти полномочия по отношению к другому участнику в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По общему правилу, закрепленному в ст. ст. 27, 29 АПК РФ, споры по данной категории дел должны носить экономический характер, т. е. возникать в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности организаций, являющихся юридическими лицами , и граждан , имеющих статус индивидуальных предпринимателей . Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность организаций и граждан, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ст. 2 ГК РФ). В случаях, установленных АПК РФ и другими федеральными законами, арбитражному суду подведомственны дела данной категории с участием образований, не являющихся юридическими лицами, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, должностных лиц довольно

многочисленны в практике арбитражных судов. К данной категории дел можно отнести, например, споры о признании недействительными решений налоговых, финансовых, таможенных, антимонопольных органов, органов Федеральной службы по финансовым рынкам , органов государственной власти субъектов РФ , органов местного самоуправления о привлечении к ответственности организаций (предпринимателей) за нарушение

соответствующего законодательства, о выделении (об изъятии) земельных участков и т. д.

Арбитражные суды рассматривают дела о привлечении к административной ответственности организаций и предпринимателей за совершение правонарушений , предусмотренных ст. ст. 6.14, 7.24, 9.4, 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10 - 14.14, ч. 1 и 2 ст. 14.16, ч. 1, 3 и 4 ст. 14.7, ст. 14.18, 14.23, 14.27, 14.31 - 14.33, 15.10, ч. 2 ст. 17.14, ч. 6 ст. 19.5, ч. 1 и 2 ст. 19.19 КоАП РФ.

Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностныхлиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Перечень этих органов и должностных лиц содержится в ст. 28.3 КоАП РФ. Это могут быть должностные лица налоговых органов; антимонопольных органов; таможенных органов и др. Кроме того, право составлять протокол имеет прокурор (ст. 28.4 КоАП РФ). В заявлении должно содержаться требование органа, должностного лица о привлечении организации, индивидуального предпринимателя к административной ответственности.

Заявление о привлечении к административной ответственности подается по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя, в отношении которых составлен протокол об административной ответственности. Место нахождения организации определяется по месту ее государственной регистрации (ст. 8 федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ст. 54 ГК РФ).

По результатам рассмотрения дела судья арбитражного суда при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, может внести в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье арбитражного суда, вынесшего представление (ст. 29.13 КоАП РФ).

По результатам рассмотрения дела может быть вынесено определение о прекращении производства по делу и возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых документов административному органу в случае, если в результате надлежащей квалификации рассмотрение дела не отнесено ст. 23.1 КоАП РФ к подведомственности арбитражного суда. Датой принятия решения является дата его изготовления в полном объеме. В указанный 10-дневный срок не включаются нерабочие дни.

Прокурору (ст. 25.11 КоАП РФ).

Данная категория дел рассматривается арбитражным судом по общим правилам искового производства с некоторыми особенностями. Производство по данной категории дел возбуждается на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя. В заявлении должно содержаться требование о признании оспариваемого решения административного органа незаконным и об отмене этого решения (изменении).

Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя.

Подача заявления с пропуском указанного срока или отказ в восстановлении этого срока является основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Арбитражный суд по ходатайству заявителя может приостановить исполнение оспариваемого постановления об административном взыскании. О приостановлении исполнения постановления и сроке приостановления судье арбитражного суда можно указать в определении о принятии дела к производству. Приостановление исполнения постановления оканчивается с истечением срока приостановления, если заявление организации или индивидуального предпринимателя оставлено без удовлетворения. В этом случае также приостанавливается течение срока давности исполнения постановления (ст. 31.9 КоАП РФ).

Арбитражный суд принимает к производству заявление, поданное с соблюдением всех требований, о чем выносит определение, которым возбуждается производство по делу. О времени и месте судебного заседания арбитражный суд извещает лиц, участвующих в деле, и других заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом, не является препятствием для рассмотрения дела. В определенных случаях арбитражный суд может признать обязательной явку органа, должностного лица, принявшего оспоренное решение, а также лица, обратившегося с заявлением, для дачи объяснений. Неявка указанных лиц является основанием для наложения штрафа

Заявление по делу об оспаривании решения административного органа подлежит рассмотрению в 2-месячный срок со дня его поступления со всеми материалами в арбитражный суд.

При рассмотрении заявления арбитражный суд должен установить:

  • соответствие оспоренного решения (постановления) закону ;
  • правомочия органа или должностного лица на принятие обжалованного решения (постановления);
  • соблюдение порядка привлечения организации или индивидуального предпринимателя к административной ответственности (гл. 24 - 29 КоАП РФ);
  • факт совершения организацией или гражданином - индивидуальным предпринимателем административного правонарушения , за которое законодательством установлена соответствующая ответственность;
  • вину организации или гражданина - индивидуального предпринимателя в совершении правонарушения;
  • обстоятельства совершения правонарушения, тяжесть совершенного поступка, личность виновного гражданина - индивидуального предпринимателя, его имущественное положение;
  • соблюдение сроков давности наложения взыскания (ст. 4.5 КоАП РФ);
  • иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. Арбитражный суд может истребовать соответствующие доказательства от административных органов по собственной инициативе.

При рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов арбитражный суд не связан доводами заявления и проверяет решение (постановление) в полном объеме.

Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности принимается по правилам, установленным ст. ст. 169 - 172, 178, 179 АПК РФ.

По результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения об административном взыскании арбитражный суд выносит следующие виды решений:

  1. об отказе в удовлетворении заявления;
  2. о признании решения (постановления) административного органа незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части или об изменении решения.

Такое решение возможно, если при рассмотрении дела арбитражный суд придет к выводу, что:

  • оспариваемое решение содержит неправильную квалификацию;
  • отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности;
  • оспариваемое решение принято органом, должностным лицом с превышением их полномочий;
  • имелись обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ).

Если имеются основания для снижения меры ответственности (ст. 4.2 КоАП РФ) в пределах соответствующей санкции, то решение административного органа подлежит изменению.

Материалы дела об административном правонарушении направляются административному органу, решение которого было признано незаконным и отменено.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба . В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Копия решения направляется арбитражным судом в 3-дневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле, а также в случае необходимости вышестоящему в порядке подчиненности административному органу.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в 10-дневный срок со дня принятия, в суд кассационной инстанции - в срок, установленный ст. 276 АПК РФ.

Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций

Дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом , рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в гл. 26 АПК РФ.

Судебное взыскание санкций носит редкий характер, поскольку для этого существуют административные процедуры.

Производство по данной категории дел возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов , органов местного самоуправления , иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций. Заявление подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства ответчика (ст. 35 АПК РФ). Заявление может быть подано по месту нахождения филиала юридического лица (п. 5 ст. 36 АПК РФ).

  • участниками спора являются государственные органы, органы местного самоуправления , иные органы, осуществляющие контрольные функции; юридические лица; индивидуальные предприниматели ;
  • обязанность по уплате обязательных платежей (привлечение к ответственности в виде взыскания санкций) у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей возникла в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении данной категории дел необходимо учитывать следующее:

  • уплата обязательных платежей и, соответственно, их взыскание, взыскание санкций должны быть предусмотрены федеральным законом. В настоящее время перечень обязательных платежей, т. е. налогов и сборов, предусмотрен ст. ст. 13 - 15 НК РФ;
  • государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы должны обладать правом контроля за уплатой обязательных платежей и, соответственно, правом взыскания этих платежей и санкций. В качестве примера можно привести полномочия по контролю за правильностью уплаты и взысканию обязательных платежей, санкций Федеральной налоговой службы, таможенных органов и их территориальных подразделений, органов внебюджетных фондов (Пенсионный фонд и т. д.);
  • наряду со взысканием обязательных платежей и санкций по правилам настоящей главы возможно взыскание пени, так как этот платеж является обеспечительной мерой по уплате обязательных платежей;
  • при определенных условиях дела данной категории могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства.

Взыскание налога в судебном порядке производится:

  1. с организации, которой открыт лицевой счет;
  2. в целях взыскания недоимки, числящейся более 3 месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);
  3. с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки , совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.

Общие требования к заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций изложены в п. 3 ст. 46, ст. ст. 125, 126 НК РФ.

Общие правила рассмотрения данной категории дел установлены гл. 26 АПК РФ.

Дела данной категории рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 3-х месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела и принятие решения.

Неявка лиц, участвующих в деле и надлежащим образом уведомленных арбитражным судом, не является препятствием для рассмотрения дела. Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание лиц, участвующих в деле, о чем отмечается в определении о принятия заявления к производству и о подготовке дела к судебному разбирательству . В этом случае неявка лиц, участвующих в деле, является основанием для наложения штрафа в порядке и размере, установленных в гл. 11 АПК РФ.

По данной категории дел обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на контролирующий орган; арбитражный суд имеет право истребовать необходимые доказательства по собственной инициативе. Доказательствами по делу могут быть первичные бухгалтерские документы, акты проверок, акты встречных проверок, договоры , налоговые декларации и т. п.

При рассмотрении дела арбитражный суд должен установить:

  • наличие оснований для взыскания требуемой суммы;
  • полномочия контролирующего органа;
  • правильность расчета взыскиваемой суммы.

По результатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает одно из следующих видов решений:

  • об удовлетворении заявления полностью или в части и взыскании определенных сумм;
  • об отказе в удовлетворении заявления.

Решение по данной категории дел вступает в законную силу и обжалуется в общем порядке (ст. ст. 180, 181, 259, 276 АПК РФ). Копии решения направляются лицам, участвующим в деле, в 5-дневный срок со дня принятия заказным письмом с уведомлением или вручаются им под расписку.

Детальное урегулирование в арбитражном процессе правил административного судопроизводства призвано обеспечить защиту прав и интересов участников публичных правоотношений . В связи с этим, по нашему мнению, эти дела не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства (гл. 29 АПК РФ). Еще одним аргументом является то, что в порядке упрощенного производства могут быть рассмотрены только дела по имущественным требованиям (ст. 227 АПК РФ).

арбитражный процесс юрисдикция хозяйственный

В арбитражном процессе арбитражные суды рассматривают дела в порядке гражданского и административного судопроизводств, которые в свою очередь дифференцируются на различные виды производств.

Судопроизводство в арбитражных судах разделено на несколько «классических» видов производств:

Исковое производство (раздел II АПК РФ), правила которого одновременно являются общими и применяются, за отдельными исключениями, в отношении всех остальных категорий дел: все дела рассматриваются арбитражными судами по общим правилам, закрепленным в разд. I «Общие положения» и разд. II «Производство в арбитражном суде первой инстанции. Исковое производство» АПК РФ. Рассмотрение дел в других видах производств арбитражного процесса подчиняется также этим общим правилам разделов I и II АПК РФ за отдельными изъятиями либо добавлениями, установленными АПК РФ и другими федеральными законами.

Исковое производство возбуждается путем предъявления иска в арбитражном суде истцом к ответчику для разрешения спора о праве гражданском Хасаншина Ф.Г. Понятие и элементы иска в арбитражном процессе [Текст] / Ф.Г. Хасаншина // Арбитражный и гражданский процесс. - 2011. - № 11. - С. 11..

В этом порядке рассматривается основное количество дел экономического характера (самые различные дела: возникающие из обязательственных правоотношений, о защите права собственности, о возмещении вреда и другие дела, вытекающие из гражданских правоотношений). Так, в 2012 г. в арбитражные суды РФ поступило почти полтора миллиона исковых заявлений, что на 16 % больше, чем годом ранее. Это самый высокий показатель с 2009 г. Доклад председателя Высшего Арбитражного Суда РФ А.А. Иванова на совещании председателей арбитражных судов (г. Екатеринбург, 25 апреля 2013 г.) // Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда РФ [Электронный ресурс] // http://www.arbitr.ru/.;

Производство из административных и иных публично-правовых отношений (раздел III АПК РФ). Дела административного судопроизводства в арбитражном процессе возбуждаются путем подачи заявления. Здесь имеет место разрешение спора о праве административном, с чем связаны некоторые особенности компетенции арбитражных судов, доказательств и распределения обязанностей по доказыванию, законной силы принимаемых судебных актов, и ряд других. Количество поступивших в 2012 г. в арбитражные суды РФ заявлений по экономическим спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, увеличилось на 20% и составило 566 770 заявлений (2011 г. - 472 619 заявлений) Аналитическая записка к статистическому отчету о работе арбитражных судов Российской Федерации в 2012 году // Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда РФ [Электронный ресурс] // http://www.arbitr.ru/..

В АПК РФ закреплено, что арбитражные суды при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, осуществляют административное судопроизводство, которое осуществляется как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами. Административное судопроизводство имеет ряд особенностей, которые определяют необходимость модификации процессуальной формы и учета особенностей публичного права. В АПК РФ получила поддержку та концепция, согласно которой административное судопроизводство связывается с порядком рассмотрения дел, а не с обязательным существованием обособленной ветви административных судов. Внутренняя специализация в рамках судебных составов арбитражных судов, как и наличие в разд. III АПК РФ специальных правил рассмотрения дел, обеспечивают функционирование административного судопроизводства, которое в свою очередь также распадается на несколько категорий дел (главы 22-26 АПК РФ).

В процессуальной литературе при анализе компетенции судов по рассмотрению дел об административных правонарушениях, справедливо констатируется значительное увеличение составов, переданных на рассмотрение арбитражным судам Абсалямов А.В. Административное судопроизводство в арбитражном суде: Теоретико-методологические аспекты: автореф. дисс. ... к.ю.н. [Текст] / А.В. Абсалямов. - М., 2009. - С. 14.. Действительно, в первой редакции Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) имело место 20 видов таких деликтов, в последующих редакциях данный перечень пополнился ещё более чем 20 видами административных правонарушений.

Анализ положения дел с рассмотрением административно-правовых нарушений позволяет сделать вывод, что в организационном плане и по содержанию принципиальных основ судопроизводства арбитражные суды ближе всего подошли к роли самостоятельных органов административной юстиции в российской судебной системе Вшивков А.С. Особенности административного судопроизводства в рамках арбитражного процесса [Текст] / А.С. Вшивков // Мир экономики и права. - 2012. - № 3. - С. 74.. Однако пока арбитражные суды осуществляют свою юрисдикционную деятельность по единым правилам судопроизводства, установленным АПК РФ. Именно поэтому нередко пробелы законодательства восполняются постановлениями Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ по отдельным вопросам Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 (ред. от 10.11.2011) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2004. - № 8; 2012. - № 1.. В связи с этим как никогда остро стоит вопрос совершенствования правового регулирования административно-юрисдикционной деятельности арбитражных судов по разрешению административных споров и создания единого кодифицированного процессуального акта;

Особое производство (ст. 30 АПК РФ). В порядке особого производства разрешаются дела, в которых отсутствует спор о праве, а ставится на разрешение суда вопрос об установлении факта, имеющего юридическое значение (ст. 30, гл. 27 АПК РФ). С 2006 в 2011 г. до 2127 в 2012 г. выросло количество поданных в суды заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение Аналитическая записка к статистическому отчету о работе арбитражных судов Российской Федерации в 2012 году // Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда РФ [Электронный ресурс] // http://www.arbitr.ru/.. Дела особого производства возбуждаются путем подачи заявления, имеются также особенности по субъектному составу (отсутствует ответчик) Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2004 № 76 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2004. - № 4..

Рассмотрим пример. Акционерный коммерческий банк «Национальный резервный банк» обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об установлении факта осуществления им мер по финансовому оздоровлению, предупреждению банкротства Акционерного коммерческого банка «Российский капитал» на основании ч. 1 ст. 218 АПК РФ. Определением Арбитражного суда города Москвы от 16.12.2011 производство по делу было прекращено. При этом суд исходил из того, что такого рода требования не подлежат рассмотрению в порядке особого производства, т.к. арбитражное процессуальное законодательство специально не предусматривает возможности в порядке особого производства давать правовую оценку действиям какого-либо лица. Апелляционной инстанцией данное решение было оставлено в силе на основании следующего. Заявитель указал, что, установление факта осуществления им мер по финансовому оздоровлению, предупреждению банкротства АКБ «Российский капитал» необходимо в целях определения статуса заявителя в правоотношениях, возникающих в процессе осуществления заявителем указанных мер. При этом требования заявителя основаны на ст. 218 АПК РФ. Суд признал обоснованным довод заинтересованного лица о том, что заявитель в порядке особого производства пытается установить не наличие юридического факта, а совершение им определенных действий, суд прекратил производство по делу. Судебная коллегия Высшего Арбитражного Суда РФ не усмотрела оснований для отмены оспариваемого определения Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2012. - № 12. - С. 44..

Указанные выше производства, а также производство по делам о несостоятельности (банкротстве) выступают в качестве основных производств арбитражного процесса Вдовина Ю.Г. Указ. соч. - С. 34.. Наряду с ними в АПК РФ выделяются иные судебные производства (главы 28.1, 28.2, 29-33). В качестве других видов производств в арбитражном процессе (которые «большей частью являются подвидами искового производства» Арбитражный процесс. Учебник. - 5 изд., доп. и перераб. [Текст] / Под ред. В.В. Яркова. - М.: Инфотропик Медиа, 2012. - С. 288.) можно отметить ряд других категорий дел, правила рассмотрения которых имеют существенную степень целостности, внутреннего единства, позволившего обособить их от других категорий дел по предмету судебной деятельности. Это:

· производство по делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (глава 27.1 АПК РФ). Регулирует порядок рассмотрения соответствующих требований граждан о присуждении денежной компенсации в связи с нарушением разумных сроков в арбитражном процессе и исполнительном производстве по взысканиям за счет средств бюджетов бюджетной системы России;

· по делам о несостоятельности (банкротстве) (гл. 28 АПК РФ). Распадается на несколько отдельных процедур: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. Некоторые из них дифференцируются и регулируются по субъектному критерию еще более детально, в частности, в главах IX, X и XI ФЗ о банкротстве выделяются особенности банкротства в зависимости от субъекта (отдельные виды юридических лиц, граждане, ликвидируемый и отсутствующий должник) Отметим, что по данной категории дел имеется масса Постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Напр.: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.12.2009 № 91 (ред. от 15.02.2013) «О порядке погашения расходов по делу о банкротстве» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2010. - № 2; 2013. - № 3; Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.12.2010 № 63 (ред. от 22.06.2012) «О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2011. - № 3; 2012. - № 8; Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.2011 № 51 «О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2011. - № 9; Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2012. - № 8.. Т.е., как видим, «ряд судебных производств являются достаточно сложными по своей структуре» Решетникова И.В. Практика применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации [Текст] / И.В. Решетникова. - М.: ИД Юрайт, 2012. - С. 145..

В 2012 г. более чем на 22% отмечен рост числа поступивших в арбитражные суды РФ заявлений о признании должников банкротами. Если в 2011 г. в арбитражные суды направлено 33 385 заявлений о несостоятельности (банкротстве), то в 2012 г. - 40 864 заявления Аналитическая записка к статистическому отчету о работе арбитражных судов Российской Федерации в 2012 году // Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда РФ [Электронный ресурс] // http://www.arbitr.ru/.;

· производство по корпоративным спорам (гл. 28.1 АПК РФ) (споры, связанные с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся коммерческой организацией, а также в некоммерческом партнерстве, ассоциации (союзе) коммерческих организаций, иной некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации в соответствии с федеральным законом) и производство по защите прав и законных интересов группы лиц (гл. 28.2 АПК РФ).

В конкретном примере из арбитражной практики определением арбитражного суда первой инстанции производство по делу было прекращено в связи с неподведомственностью арбитражному суду заявления физического лица о признании недействительным постановления органа местного самоуправления о государственной регистрации новой редакции устава юридического лица. Определение отменено Постановлением ФАС Уральского округа от 18.03.2013 № Ф09-998/13 по делу № А76-6370/2012. Дело передано на новое рассмотрение, поскольку указанное дело относится к категории корпоративных споров, отнесенных законом к специальной подведомственности арбитражных судов Документ опубликован не был. Текст документа см.: СПС «Консультант-Плюс»..

Групповой иск (class action, representative action) - письменное обращение в суд, осуществляемое от имени многочисленной группы лиц, содержащее требование о взыскании с ответчика денежной суммы и основанное на общем юридическом факте либо общем требовании о восстановлении нарушенного права, выдвигаемом в имущественных интересах всех участников многочисленной группы лиц, рассмотрение которого осуществляется судом на основании адекватного представительства. Первоначально арбитражному процессу была известна только одна разновидность групповых исков - о защите неопределенного круга лиц. В 2009 г. в АПК РФ была введена гл. 28.2, которая предусматривает специальную процедуру производства по групповым искам. Суды тем самым освобождаются от необходимости рассмотрения множества однотипных исков.

По критерию предмета судебной деятельности выделены также:

o производство по делам об оспаривании решений третейских судов (§ 1 гл. 30 АПК РФ) и о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (§ 2 гл. 30 АПК РФ);

o производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (гл. 31 АПК РФ);

o производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов (раздел VII АПК РФ).

По критерию бесспорности с целью ускорения порядка рассмотрения дел выделено упрощенное производство Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.10.2012 № 62 «О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2012. - № 12. (гл. 29 АПК РФ). Арбитражные суды в настоящее время сталкиваются со множеством проблем, вызванных недостаточной разработанностью института упрощенного производства, а также отсутствием единообразия в вопросах толкования норм, регламентирующих упрощенный порядок рассмотрения дел Папулова З.А. Некоторые дискуссионные вопросы современного упрощенного производства в российском арбитражном процессе [Текст] / З.А. Папулова // Арбитражный и гражданский процесс. - 2013. - № 2. - С. 33.. Так, ООО «Строительная компания РемСтройТорг» обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к ООО «Авангард» о взыскании 145 000 рублей неосновательного обогащения и 13 365 рублей 82 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, а также процентов за пользование чужими денежными средствами по день фактического исполнения обязательства, исходя из учетной ставки рефинансирования 8%. Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства. Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 26.12.2012, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2013, иск удовлетворен частично. ООО «Авангард», не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой. Порядок рассмотрения дел в порядке упрощенного производства регламентирован гл. 29 АПК РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 229 АПК РФ решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, в арбитражный суд апелляционной инстанции. Это решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ. Поскольку нормами АПК РФ в порядке кассационного судопроизводства предусмотрена возможность проверки законности вышеназванных судебных актов лишь в части оснований, предусмотренных ч. 4 ст. 288 АПК РФ, при отсутствии в кассационной жалобе ссылки на такие основания, кассационная жалоба подлежит возвращению применительно к п. 1 ч. 1 ст. 281 АПК РФ Документ опубликован не был. Текст документа см.: СПС «Консультант-Плюс»..

Нормативное регулирование упрощенного производства в арбитражном процессе, имеющее противоречивую правовую природу, далеко от идеального и требует существенных изменений. В частности, в доктринальном смысле прежде всего необходимо разработать концепцию упрощенного судебного производства. Пока эта задача не решена, в порядке упрощенного производства рассматривается очень небольшое количество дел, следовательно, не реализуется заложенный в данном институте потенциал. По этому поводу председатель Высшего Арбитражного Суда РФ А.А. Иванов на совещании председателей арбитражных судов (г. Екатеринбург, 25 апреля 2013 г.) отметил: «Очевидно, что такой порядок является одним из важнейших инструментов снижения нагрузки на наших судей. Можно было бы порадоваться тому, что в 2012 году дела в порядке упрощенного производства рассматривались в три раза чаще, чем годом ранее (следует отметить, что основной массив этих дел - 70% - пришелся на последний квартал). Но этого недостаточно. Несмотря на то, что количество дел, рассмотренных в порядке упрощенного производства, увеличилось троекратно, это всего лишь 5 % от общего числа. Ничтожно мало! …Последние изменения Арбитражного процессуального кодекса, совершенствующие упрощенное производство, дали судьям много возможностей, которыми надо активнее пользоваться» Доклад председателя Высшего Арбитражного Суда РФ А.А. Иванова на совещании председателей арбитражных судов (г. Екатеринбург, 25 апреля 2013 г.) // Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда РФ [Электронный ресурс] // http://www.arbitr.ru/..

По критерию субъекта выделено производство по делам с участием иностранных лиц (главы 32 и 33 АПК РФ). В 2012 г. арбитражными судами РФ с участием иностранных лиц рассмотрено 2537 дел, исполнено 591 судебное поручение иностранных судов. Из общего числа дел, рассмотренных арбитражными судами с участием иностранных лиц в 2012 г., 161 дело касалось внешнеэкономических сделок. Рассмотрение 7 дел связано с применением законодательства об иностранных инвестициях. Арбитражными судами рассмотрено 138 заявлений иностранных лиц о применении обеспечительных мер Аналитическая записка к статистическому отчету о работе арбитражных судов Российской Федерации в 2012 году // Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда РФ [Электронный ресурс] // http://www.arbitr.ru/..

Как представляется, в настоящее время должна идти речь о выделении и такого вида судебного производства в арбитражном процессе, как производство по интеллектуальным правам. О таком выделении свидетельствует то, что принят закон Федеральный конституционный закон от 06.12.2011 № 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 50. - Ст. 7334., предусматривающий создание Суда по интеллектуальным правам, который должен был начать свою работу не позднее 1 февраля 2013 г. Постановление Совета судей РФ от 19.12.2012 «О состоянии судебной системы Российской Федерации и основных направлениях ее развития» // Вестник Высшей квалификационной коллегии судей РФ. - 2013. - № 1(35). (однако на деле к началу работы суд еще не готов; по заявлениям сотрудников аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ, скорее всего, свою реальную работу суд начнет в мае 2013 г. Лабзин М. Патент призовут к ответу [Электронный ресурс] / М. Лабзин // http://www.rg.ru/2013/02/12/sud.html.). Создание Суда по интеллектуальным правам является реакцией на объективные потребности в защите и осуществлении прав на результаты интеллектуальной деятельности, особым организационно-судебным и процессуальным обеспечением того комплекса отношений, который составляет предмет регулирования отдельной - четвертой - части ГК РФ.

Итак, система арбитражного процессуального права носит сложный и многоуровневый характер, а сами судебные процедуры существенно дифференцированы по самым разным критериям - характер дела, предмет судебного рассмотрения, относительная бесспорность требования, и т.д. Но выделение видов судебных производств в арбитражном процессе не свидетельствует о наличии замкнутых и не совпадающих по содержанию порядков рассмотрения подведомственных арбитражным судам дел. В целом порядок рассмотрения дел един и регулируется общими правилами АПК РФ, в качестве которых выступают правила искового производства.

Вид арбитражного судопроизводства– это определяемый характером и спецификой материального права особый процессуальный порядок возбуждения, рассмотрения и разрешения определенных групп дел в арбитражных судах..

В АПК РФ законодатель конструктивно выделил следующие виды производств в арбитражном суде первой инстанции:

1) исковое производство (раздел II);

2) производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений (раздел III), в рамках которого осуществляется: рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов (гл. 23); рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц (гл. 24);

3) особенности производства по отдельным категориям дел (раздел IV), регулирующие: рассмотрение дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение (гл. 27); рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) (гл. 28); рассмотрение дел в порядке упрощенного производства (гл. 29);

4) производство по делам с участием иностранных лиц (раздел V).

1. Исковое производство– основной вид судопроизводства в арбитражном процессе. В порядке искового производства арбитражные суды рассматривают возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Исковое производство характеризуется следующими чертами: 1) наличием спора о праве, который призван разрешить суд; 2) равенством субъектов спора до обращения в суд в регулятивных (материальных) правоотношениях; 3) предметом защиты выступает нарушенное или оспоренное право или охраняемый законом интерес.

2. Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.Производство по делам, возникающим из административных и иных публично-правовых отношений, является административным судопроизводством (ст. 29, 189 АПК РФ). Предметом судебной деятельности по данной категории дел являются нормативные и ненормативные акты, действия (бездействие) административных органов и их должностных лиц.

3. Рассмотрение дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, включено отдельной АПК РФ установил, что дела данной категории арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства (ст. 30). Главным признаком особого производства является отсутствие спора о праве. Предметом защиты в делах особого производства выступает не нарушенное или оспоренное право, а охраняемый законом интерес заявителя. Здесь нет ни сторон, ни третьих лиц. Лица, чьи права и интересы могут быть затронуты решением арбитражного суда, привлекаются к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.

4. Производство по делам о несостоятельности(банкротстве) – самостоятельный вид производства, находящийся в исключительной компетенции арбитражных судов (п. 1 ч. 1 ст. 33 АПК РФ). Это установленный АПК РФ и законами о банкротстве особый порядок разрешения имущественного конфликта, возникшего в связи с неспособностью участника экономического оборота в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, направленный на придание должнику особого статуса, определяемого его имущественным положением и необходимостью производства расчетов с кредиторами под контролем суда при учете интересов всех участников конфликта и необходимости поддержания стабильности экономических отношений.

5. Упрощенное производство– порядок рассмотрения дел искового производства с особенностями упрощенного порядка. Арбитражный суд рассматривает дела в порядке упрощенного производства, если истец представил в суд неопровержимые доказательства, подтверждающие обоснованность заявленных им требований или иск заявлен на незначительную сумму (гл. 29 АПК РФ).

6. Согласно правилам гл. 30 АПК РФ “Производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов”и гл. 31 АПК РФ. Роль суда по данным категориям дел состоит в установлении наличия или отсутствия оснований, установленных законом, для отмены решения третейского суда (ч. 4 ст. 232 АПК РФ), для выдачи исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (ч. 4 ст. 238 АПК РФ) или для признания и приведения в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения (ч. 3 ст. 243 АПК РФ).

7. Производство по делам с участием иностранных лиц регулируется разделом V АПК РФ, конструктивно выделенным наряду с исковым производством, производством по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

Поделиться