Образование и правописание причастий. Причастие причастный оборот задания Причастия тренировочные упражнения

Образование и правописание причастий

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Образование и правописание причастий
Рубрика (тематическая категория) Литература

Упражнение 86. От данных глаголов образуйте действительные причастия настоящего времени, пользуясь таблицей.

Строить, бороться, хвалить, мыть, сеять, вести, смеяться, славиться, клеить, любить, знать, читать.

Упражнение 87. От данных глаголов образуйте действительные причастия прошедшего времени, пользуясь таблицей.

Сеять, похвалить, бороться, класть, положить, сесть, умереть, принœести, согреть, сжечь, привести, победить.

Упражнение 88. От данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего времени, пользуясь таблицей.

Высказать, делить, предлагать, повторять, осуществлять, отвлекать, растворять, рисовать, сопровождать, управлять, читать.

Упражнение 89. Образуйте страдательные причастия прошедшего времени от следующих глаголов (см. комментарий в конце упражнения).

Восстановить, возобновить, вымыть, поднять, полить, посœеять, убрать, решить, сказать, прочитать, измучить, одеть, обидеть, схватить, запереть, покрасить.

Комментарий. Страдательное причастие прошедшего времени образуется от основы инфинитива посредством суффиксов -нн-, -енн- (-ённ-), -т-.

Суффикс -нн- находим у причастий от глаголов на -ать (-ять), -еть, к примеру: прочитать - прочитанный, засеять - засеянный, просмотреть - просмотренный.

Суффикс -енн- (-ённ-) -у причастий от глаголов на -ить, -ти, -чь, к примеру: выстроить - выстроенный, привезти - привезённый, испечь - испечённый. При образовании причастия с суффиксом -енн- (-ённ-) происходит соответствующее чередование согласных: покрасить - покрашенный, схватить - схваченный, убедить - убеждённый, обидеть - обиженный, оскорбить - оскорблённый.

Суффикс -т- бывает у причастий от глаголов, имеющих в инфинитиве перед -ть гласную у или о (к примеру: натянуть - натянутый, расколоть - расколотый) или же другую гласную, в случае если это односложные глаголы или образованные посредством приставок от односложных основ (к примеру: бить - битый, разбить - разбитый; мыть - мытый, вымыть - вымытый; одеть - одетый; снять - снятый; сжать - сжатый). Но приставочные глаголы, образованные от глаголов брать, гнать, дать, драть, знать, спать, образуют причастия с суффиксом -нн-, к примеру: собранный, выгнанный, выданный, разодранный, узнанный, заспанный.

Переходные глаголы на -ереть имеют страдательные причастия на -тый: запереть - запертый, стереть - стёртый.

Упражнение 90. Перепишите, вставляя пропущенные причастия, данные в скобках, и согласуя их с существительными. Укажите причастия действительные и страдательные.

1. Студенческий драматический кружок, ... артистом городского театра, готовит новую пьесу. - Артист, ... студенческим драматическим кружком, терпеливо разъясняет роль каждому участнику спектакля (руководящий, руководимый). 2. Студенты... большую работу на экспериментальном участке, написали о своём опыте в стенную газету. - Большая работа͵ ... студентами, была описана в газете (проделавший, проделанный). 3. Девушка, ... новую книгу, рассказывала о своём впечатлении от неё. - Новая книга, ... девушкой, была написана ярко и увлекательно (прочитавший, прочитанный). 4. Ветер, ... облака, не утихал ни на минуту. - Облака, ... ветром, быстро закрыли вершины гор (гонящий, гонимый).

Упражнение 91. По приведённому образцу составьте таблицу образования причастий и впишите в неё формы причастий от данных глаголов. В случае невозможности образования какой-либо формы ставьте черту. Укажите, от каких глаголов нельзя образовать причастия страдательные, от каких - причастия настоящего времени.

Глагол Причастия
неопре- делённая форма пере- Вид действительные страдательные
ходн. наст. прошед. наст. прошед.
или вр. вр. вр. вр.
непере -
ходн.
читать пере- несов. читающий читавший читаемый читанный
ходн.
любить пере- несов. любящий любивший любимый -
ходн.
прочитать пере- сов. - прочитав- - прочитан-
ходн. ший ный
подойти непере-
ходн. сов. - подошед-
ший - -

Упражнение 92. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и объясняя правописание причастий. К каждому причастию в скобках припишите неопределœенную форму того глагола, от которого оно образовано.

1. Тесто хорошо замеш...но. Петрова не была замеш...на в данном нашумевшем судебном процессе. 2. Окопы были обстрел... ны неприятелœем. Подстрел...нная утка спряталась в кустах. 3. Стены комнаты были окле...ны обоями. 4. Потер...нная книга нашлась. 5. Замеченные вовремя ошибки удалось быстро исправить. 6. На засе...нных ранней весной полях дружно появились первые всходы. 7. Работа была оконч...на своевременно. 8. Платье было быстро высуш...но и поглаж...но. 9. Лекция прослуш...на с большим вниманием.

Упражнение 93. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя устно написание н или нн.

Кипячё...ая вода - вскипячё...ое молоко; краше...ый пол - покраше...ый забор, рама покраше...а, коше...ый или некоше...ый луг, скоше...ая трава, трава скоше...а, стреля...ый воробей - подстрелœе...ая птица; жжё...ый кофе - сожжё...ое письмо; копчё...ая колбаса - закопчё...ые стены; балова...ый ребёнок - избалова...ое дитя - девочка избалова...а родителями; стриже...ый мальчик - остриже...ая голова, волосы остриже...ы; дистиллирова...ая вода.

Упражнение 94. От данных глаголов образуйте полные и краткие страдательные причастия (в кратких используйте формы всœех родов и множественного числа) и в соответствии с приведёнными образцами расставьте ударения; н и нн в причастиях подчеркните.

1. Организовать - организованн ый - организован - организован а - организован о - организован ы; основать, обосновать, остановить.

2. Внести - внесённ ый - внесён - внесен а - внесен о - внесен ы; внедрить, заключить, испечь, перевезти, просветить, посвятить, решить.

3. Возложить - возложенн ый - возложен - возложен а - возложен о - возложен ы; восстановить, добавить, заучить, предусмотреть.

Упражнение 95. Объясните различия в написании созвучных слов.

Девочка хорошо воспитана Девочка послушна и воспи-родителями. танна.

Встреча выпускников нашей Эта ученица дисциплинирован-

школы была организована и на и организованна.

в данном году.

Грозовая туча была рассеяна Ты вчера была рассеянна, ког-

ветром, и снова сверкало сол- да говорила со мной.

Упражнение 96. Замените придаточные предложения причастными оборотами по образцу.

Образец: Возьми чемодан, который я принёс тебе вчера. - Возьми чемодан, принœесённый мною тебе вчера.

1. На улице было мокро от снега, который растаял под лучами солнца. 2. Мы любовались полем, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ дышало свежестью. 3. Перед нами была степь, которая расстилалась до самого горизонта. 4. В читальном зале занимались студенты, которые готовились к зачётам. 5. Панораму леса, которая открывалась из окна, закрыло здание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ строится напротив нашего дома. 6. В здании, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ возводится на площади, будет кино. 7. Все заинтересовались докладом, который был сделан профессором. 8. Самолёт может развить скорость, которая превышает скорость звука. 9. В квартире, которая недавно освободилась, устроили библиотеку. 10. Мы сидели в беседке, которую сами построили. 11. Мы увидели на горизонте тучу, которая медленно надвигалась. 12. Показался косяк журавлей, которые улетали в теплые края.

Правописание суффиксов наречий и -о

Упражнение 97. Перепишите предложения, вставляя попущенные буквы. Объясните правописание наречий.

1. Налев... был угрюмый лес, направ... Енисей (Н.). 2. На Белом море издавн... живет русское населœение. 3. Самгин искос... взглянул на жену (М.Г.). 4. Изредк... ударяет Кузьма правым веслом и не дает плоту сбиться с русла (Сераф.). 5. Снов... тучи нужно мною собралися в вышинœе (П.). 6. Обстоятельства разлучили их нужнолᴦ... (П.). 7. У Кати для раздумья времени было досыт... (А.Н.Т.). 8. Нева точно спала; изредк..., будто впросонках, она плеснёт легонько волной в берег и замолчит (Гонч.). 9. Публика горяч... аплодировала певцу. 10. Докладчик говорил очень общ... . 11. Он отпил из стакана холодного дочерн... настоянного чая.

Упражнение 98. В соответствии с образцом к данным словам и словосочетаниям в правой колонке подберите синонимичные наречия из тех, что приведены в левой колонке. Запомните их написание.

Образец: очень просто - запросто.

I. Очень просто, высокомерно, II. Заново, запросто, издавна,

необдуманно, тихонько, исподлобья, исподтишка,

с давних пор, спросонья, свысока,

недружелюбно (смотреть), сплеча, сгоряча,

не выспавшись. сызнова.

Образование и правописание причастий - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Образование и правописание причастий" 2017, 2018.

Упражнения по теме "Причастие"
Упражнение 1.
Из текста выписать страдательные причастия прошедшего времени,
выделить суффикс.

Мы вошли в лес, который был освещён лучами осеннего солнца.
Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто
останавливались, поражённые яркой красотой необыкновенного леса. На
пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Берёзы как будто окутаны
золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клёны, одетые
в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью
листья, тихо падающие на землю. Дорожки пустынны, но на них листья,
печально шуршащие под ногами. Иногда попадётся дача, окружённая
деревянными выкрашенными масляной краской забором.

Упражнение 2.
Прочтите текст шуточного письма, которое было написано
одним сказочным героем. Выпишите из текста краткие
страдательные причастия, выделите суффикс и укажите
глагол, от которого образовано данное причастие.

Живем очень хорошо. Дом всегда прибран, белье выстирано и
выглажено. В комнате очень уютно: пол застелен ковром, шторы
накрахмалены и обшиты оборочками, стены украшены картинами.
Цветы вовремя политы и подкормлены.

Книги разложены по полочкам. Игрушки бывают разбросаны, но
вечером они всегда собраны и спрятаны в специальные ящики.

Наши дети вымыты, обстираны, причесаны. Носики у них всегда
вытерты, банты и шнурки завязаны. Девчонки наряжены и
накрашены. Мальчишки одеты и обуты.

Упражнение 3.
Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте
причастные обороты, составьте схемы предложений.

1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река
огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей
заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду
струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы
оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на
землю.

Упражнение 4.
От данных глаголов образуйте и запишите
все возможные формы причастий.

Накормить, насаждать, раскаяться,
обидеть, оберегать, омывать, объявить,
отчаяться, зависеть, увлекать.

Упражнение 5.
Прочитайте текст и выполните задания.

Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного,
кроткого и грозного, бросающего3 звуки взрывным водопадом,
журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса,
шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и
мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющего
серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, - из
всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой 3 сокровищницы
языка живого, сотворенного3 и, однако же, без устали творящего3,
больше всего я люблю слово - воля. Так было в детстве, так и теперь.
Это слово - самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт).

1. Найдите в тексте причастия.
2. Определите их разряд (действительные и страдательные) и время.
3. Назовите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью
каких суффиксов образованы причастия.
4. Определите синтаксическую функцию причастий в тексте.

Упражнение 6.
Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов: а)
действительных причастий настоящего времени; б) страдательных
причастий настоящего времени.
а) Тяжело дыш...щий человек, бор...щийся с ленью, слыш...щийся издалека
звук, стел...щийся туман, завис...щие от него обстоятельства, мел...щий
муку агрегат, стро...щееся здание, кле...щий коробку мальчик, ре...щие
знамена, запреща...щая директива, сража...щиеся воины, хлопоч...щая у
плиты хозяйка, леч...щий врач, дорогосто...щие товары, готов...щийся к
занятиям студент, знач...щееся в фондах количество книг, логично
мысл...щий ученик;
б) разыскива...мый раритет, трудновоспиту...мый подросток,
доказыва...мое обвинение, составля...мый документ, занима...мая
должность, независ...мая комиссия, обвиня...мый в угоне машины,
слыш...мый соседом, вид...мое затмение, всеми уважа...мый человек,
рекоменду...мая литература, отправля...мые письма, не облага...мые
налогом услуги.

Упражнение 7.
Перепишите, вставляя пропущенные буквы в суффиксах причастий.
1) Вслушайтесь в дальний рокоч...щий шум. (Л.
Толстой) 2) Кое-где в ложбинах еще видны остатки та...щего
снега. (Л. Толстой) 3) Вы смотрите на полосатые громады
кораблей, близко и далеко расположенных по бухте, и на черные
небольшие точки шлюпок, движ...щихся по блестящей лазури, и на
красивые строения города, окрашенные розовыми лучами
утреннего солнца, видне...щиеся на той стороне, и на далекий
неприятельский флот, маяч...щий на хрустальном горизонте моря,
и на пен...щиеся струи, в которых прыгают соляные пузырьки,
поднима...мые веслами. (Л. Толстой) 4) Вдруг странный, едва
слыш...мый звук привлек наше внимание. (Л. Толстой) 5) Я заметил
особый вид можжевельника, стел...щегося по земле длинными
плетями.(В. Арсеньев)

Упражнение 8.
Вместо точек поставьте нужные буквы в суффиксах причастий.
Кле...щие игрушки дети, купл...ная книга, гон...щий табун лошадей
пастух, стел...щийся плющ, бор...щийся со стихией человек,
разгруж...ная баржа, пристрел...ное ружье, нетопл...ная печь,
посаж...ное дерево, вял...ная рыба, брезж...щий рассвет,
развеш...ные сети, завеш...ная коврами квартира, колебл...мые
ветром травы, замеш...ное тесто, застро...ные домами окраины,
выслуш...ное замечание, намасл...ные блины, мел...щая кофе
машинка, леч...щий врач, пыш...щий здоровьем человек,
удосто...ный награды фронтовик, высуш...ное белье, реж...щий
предмет, приемл...мое решение.

Упражнение 9.
От данных глаголов образуйте действительные и, где
возможно, страдательные причастия настоящего
времени, объясните правописание суффиксов -ущ- (ющ-), -ащ- (-ящ-) и -ем- (-ом-), -им-.
Брызгать, бороться, веять, виться, гнать, гонять,
думать, жалеть, желать, искать, клокотать,
клеить, мычать, нежиться, ненавидеть, плясать,
приватизировать, реять, руководить, сеять, солить,
хвалить.

10.

Упражнение 10.
Спишите, образуя от глаголов в скобках причастия настоящего
времени.
1. Через некоторое время его можно было видеть (подъезжать) к
крепости Антония, расположенной на севере и в непосредственной
близости от великого храма (Булг.). 2. Бледная и (скучать) гражданка
в белых носочках и белом же беретике с хвостиком сидела на венском
стуле у входа на веранду с угла... (Булг.). 3. Никита молча вылез из
саней и, придерживая свой халат, то (липнуть) к нему по ветру, то
(отворачиваться) и (слезать) с него, пошел лазить по снегу; пошел в
одну сторону, пошел в другую (Л. Т.) 4. Пьесы Гоголя - это поэзия в
действии, а под поэзией я понимаю тайны иррационального,
(познавать) при помощи рациональной речи (Наб.). 5. Рано утром,
когда в дачном поселке все еще спали, на берег моря вышел человек с
(седеть) висками, с глубокими, но (сиять), как у ребенка, глазами
(Биан.). 6. Уютно в комнате, (увешать) коврами и (обставить)
книгами.

11.

Упражнение 11.
От данных глаголов образуйте причастия
прошедшего времени с суффиксами -вш- (-ш-),
-ий-, -енн-, -т-. Объясните правописание этих
суффиксов.
Влить, выздороветь, вымотать, допеть,
задержать, замесить, замешать, застрелить,
молотить, обвенчать, обвешать, обессилеть,
обессилить, обвеять, приклеить, расстрелять,
смочить, ускорить, утратить.

12.

Упражнение 12.
Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Укажите в
скобках глагол, от которого образовано причастие. Обозначьте суффиксы
причастий и объясните их правописание.
1. Разорв...нной каймой неясного тумана обрывки прошлых лет встают
передо мной (П. Герм.). 2. Когда в приемную знаменитой
психиатрической клиники, недавно отстро...нной под Москвой на берегу
реки, вышел человек с острой бородкой и облач...нный в белый халат,
была половина второго ночи... Тут же находился и крайне взволнованный
поэт Рюхин (Булг.). 3. За повозкой осужденных двигались другие,
нагруженные свежеотес...иными столбами с перекладинами, веревками,
лопатами и топорами (Булг.). 4. Маргарита летела по-прежнему
медленно в пустынной и неизвестной местности, над холмами,
усе...иными редкими валунами, лежащими меж отдельных громадных
сосен (Булг.). 5. В серой пелене, убега...шей на восток, появились синие
окна (Булг.). 6. А наконец зазвучал и заглуш...нный доселе фонтан. 7. На
выгор...вших обоях остались яркие квадраты от снятых гравюр и
фотографий (Наг.). 8. Нависший с края кучи сугроб, растревож...нный
падением Никиты, насыпался на него и засыпал ему снегу за шиворот...
(Л. Т.).

13.

Упражнение 13.
Вставьте пропущенные буквы и укажите, от каких глаголов
образованы следующие причастия.
Колышущаяся степь, зыбл...щаяся поверхность моря, стел...щийся
плющ, кле...щие игрушки дети, дремл...щий ребенок, бор...щийся со
стихией рыбак, гон...щий тучи ветер, колебл.-.щийся ковыль;
оправдываемый, оправдыв...вший, разгружавшийся, разгруж...ный,
леле...вший, пристрел...ное ружье, пристрел...ный хищник,
выпар...ный, испещр...ый, брош...ный, осме...ный;
вял...ная на солнце рыба, обиж...ный брат, купл...ная книга,
посаж...ная береза, нетопл...ная печь, осмол...ная лодка,
разбавл...ный настой трав, насто...ный на смородине чай.

14.

Тест по теме "Причастие"
1. В каком ряду все слова являются причастиями?
А) перевернув, посидев, невпопад, раскидистый
Б) перепрыгнувший, решаемый, вынув, несчастный
В) гонимый, затемнена, нагретая, назначено
Г) разделенный, держащий, расставаясь, увлекая
2. Сколько причастий в двух приведенных предложениях?
Это были опаленные летним солнцем, утомленные тяжелым трудом люди. Руки их
были исцарапаны, ноги испачканы землей.
А) 2
Б) 3
В) 4
Г) 5
3. В каком варианте форма причастия образована от глагола неправильно?
А) закрутить - закрутивший
Б) решать - решенный
В) возвращаться - возвращающийся
Г) изучать - изучавший

15.

4. В каком варианте грамматические признаки причастия
определены неправильно?
А) убранный - страдательное причастие совершенного вида,
прошедшего времени
Б) бегущий - действительное причастие несовершенного
вида, настоящего времени
В) принятый - страдательное причастие совершенного вида,
настоящего времени
Г) слышавший - действительное причастие несовершенного
вида, прошедшего времени.

16.

5. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических
признаков выделенных в предложении слов?
В облике этой улицы угадываются старинные черты: коегдесохранившиеся двухэтажные и даже одноэтажные дома с мезонинами;
пустырь на месте снесенного дома и открытый двор без заборов и ворот,
с разросшимися густо тополями и кленами, из-за которых
виднеется обшитое желтыми досками двухэтажное здание, служившее в
старину подсобным помещением, а впоследствии приспособленное под
жилье.
А) сохранившиеся - причастие, действительное, прошедшего времени,
совершенного вида, возвратное, полное, в форме именительного падежа,

Б) снесенного - причастие, страдательное, прошедшего времени,
совершенного вида, невозвратное, полное, в форме мужского рода,
родительного падежа, единственного числа, в предложении является
определением;
В) разросшимися - причастие, действительное, прошедшего времени,
совершенного вида, возвратное, полное, в форме творительного падежа,
множественного числа, в предложении является определением;
Г) обшитое - причастие, страдательное, настоящего времени, совершенного
вида, невозвратное, полное, в форме среднего рода, именительного падежа,
единственного числа, в предложении является определением.

Самостоятельная работа № 1.

1). Найти словосочетание «прич. + сущ.»

1. чернеющая пропасть 6. мокрый снег
2. черная ночь 7. синее небо
3. белого снега 8. поспевающий крыжовник
4 спелый крыжовник 9. лаявшая собака
5. теплый дождь 10. темный горизонт

2). Найти словосочетания «прилаг.+ сущ.»

1. стоящий мальчик 6. болотная вода
2. засеянное поле 7. горячая печь
3. летящая птица 8. спеющая ягода
4. светлое небо 9. мелкий брод
5. собранные грибы 10. последний лист

3). Найти словосочетания «прич. + определяемое слово»

1. служащие родине 6. рассказанного стариком
2. растаявшие льдины 7. скошенные косой
3. построенные арендаторами 8. исследованной местностью
4. с обрадованными ребятишками 9. прочитавшего книгу
5. разбросанные ребенком 10. светящиеся окна

4). Найти словосочетания «прич. + зависимое слово»

1. разведанная геологами 6. дремлющего океана
2. освещенная луной 7. замешанные в преступлении
3. обнаруженного противника 8. пенящиеся струи
4. расчищенная школьниками 9. колеблющиеся от ветра
5. в написанных словах 10. стоящей лампы

5). Найти словосочетания с действительным причастием

1. написанная учеником 6. проверенная учителем
2. распиленная плотником 7. плескавшиеся волны
3. ведущая в парк 8. построенный дом
4. посаженные весной 9. покрашенный краской
5. опрокинутый котенком 10. летящим самолетом

6). Найти словосочетания со страдательным причастием

1. на пестреющем лугу 6. сидящая девочка
2. о движущемся предмете 7. засыпанные аллеи
3. опавшие с тополя 8. у потревоженных птиц
4. отнятая игрушка 9. рассказывающие о путешествии
5. разлившаяся по небу 10. борющийся за свободу

Самостоятельная работа № 2.

1). Спиши, вставив пропущенные буквы

Бор…щийся народ, держ…щий знамя, развева…щийся по ветру, стро…щий школу, та…щий снег, кол…щий предмет, пол…щий огород, кол…щий дрова, ро…щий канаву, дремл…щий великан, колебл…щийся тростник, дежур…щий милиционер, скач…щие на конях, маяч…щие огни, стел…щийся туман, колыш…щиеся отражения, готов…щие выступление.

8). Спиши, вставив пропущенные буквы

Слыш…мого рокота, вид…мый в микроскоп, навева…мый воспоминаниями, огражда…мый от невзгод, колебл…мый ветром, озаря…мого луной, ороша…мый водами, леле…мый родителями, оберега…мый товарищами, невид…мый глазом, обижа…мый братом, ожида…мого поезда, освеща…мый светом, согрева…мый солнцем.

Самостоятельная работа № 3.

Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы и запятые. Причастные обороты выдели.

1. К реке сбегает тропинка едва вид…мая во мгле. 2. Серебрится река слабо озаря…мая луной. 3. Шелестит камыш чуть колебл…мый ветром. 4. Чьи- то голоса слыш…мые издалека гулко раздаются в ночной тишине. 5. Пригиба…мая ветром трава ложилась на землю. 6. Всадник скач…щий на коне показался за бугром. 7. Леч…щий нашу семью врач должен зайти сегодня. 8. Не та…щий на крыльце снег приходилось скалывать каждый день. 9. Дачи стро…щиеся повсюду украсили нашу местность. 10. Туман стел…щийся в низине мешал видеть происходящее.

Самостоятельная работа № 4.

Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Слыш…вший шорох, прав…вший конями, обид…вший ребенка, раста…вший снег, увид…вший паука, направ…вший пешехода, постро…вший дом, ужал…вшего малыша, ла…вшей собаки, об отта..вшей земле, завис…вший от обстоятельств, ненавид…вший врагов, с встрет…вшимся другом, рассе…вший сомнения.

С 2 словосочетаниями составьте и запишите предложения.

Самостоятельная работа № 5.

Спиши, расставляя запятые.

Осенний лес.

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна кленов и осин раскрашенных осенью. Шелестит под ногами листва опавшая с деревьев. Кое-где виднеется шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик прокличут в небе журавли пролетающие косяком.

Что-то грустное прощальное слышится и видится в осеннем лесу наполненном тишиной. Идешь по такому лесу расцвеченному красками и поэтическим чувством наполняется душа. Бабьим летом называли на деревне это осеннее краткое время. Прозрачен и чист воздух прозрачна вода в лесных ручьях. Еще цветут осенние поздние цветы. Готовятся к отлету певчие птицы. Иногда затрещит в лесу дрозд застучит дятел сидящий на сухом дереве. Еще зеленый стоит на краю леса старый развесистый дуб роняющий на землю спелые желуди.

Самостоятельная работа № 6.

Замените, где можно, придаточные предложения причастными оборотами, поставьте необходимые знаки препинания.

1. Наступил день, которого мы давно ожидали. 2. Жизнь, которая прошла без служения широким интересам и задачам общества, не имеет оправдания. 3. Книги я брал в городской библиотеке, которую основал еще А.П.Чехов. 4. Ум, когда он направлен на одно отрицание, бледнеет, сохнет. (Тургенев И.С.) 5. Крупный дождь, который успел прибить пыль, но не успел навести грязь, перестал. 6. Нет слаще покоя, чем тот, что покупается трудом.(Чехов А.П.) 7. Завтра мы должны были соединиться с ополченцами, что шли нам навстречу. 8. По всей террасе разливался зеленый полусвет, от которого лица женщин сразу побледнели.

Самостоятельная работа № 7.

Спишите, вставляя окончания.

1. В узкое оконце виднеется заросш… кустарником устье реки. 2. Путешественники свернули с дороги к речке, разливш…ся в этом месте. 3. Наш народ помнит имена героев, совершивш… подвиг в дни Великой Отечественной войны. Однако многие герои живут в рассказах и легендах, в шелесте берез над заросш… окопами. 4. Ранним утром 13 апреля 1904 года броненосец «Петропавловск», шедш… на бой с японской эскадрой и нарвавш…ся на мину, пошел мгновенно ко дну. Вместе с командой погиб и находящ…ся на борту корабля художник Василий Васильевич Верещагин, стоявш… в момент взрыва на палубе и делавш… зарисовку начинающ….ся боя. 5. Библиотекарь беседовал с мальчиком, интересующ…ся книгами о космосе.

Разноуровневые задания по русскому языку в 7 классе по теме «Причастный оборот и знаки препинания при нем». Урок – закрепление по таксономии Блума.

Знание

1 Продолжи предложение:

Причастие - это...(особая форма глагола)

В предложении причастие относится … (к существительному)

Причастие с зависимыми от него словами называется…(причастным оборотом)

Причастный оборот обособляется на письме…(когда находится после определяемого слова)

Если причастный оборот стоит перед определяемым словом…(он обычно на письме не обособляется)

Понимание

1.К данным причастиям подобрать определяемые слова, вставив их перед причастным оборотом и после него.

Разлившиеся по весеннему небу; висевший в осеннем воздухе; усыпанные разноцветными листьями; много раз протоптанная туристами; освещенный лучами осеннего солнца; одетые в багряную листву.

2 Составьте алгоритм «Выделение причастного оборота на письме».

Пример.

( Найти причастный оборот

Найти определяемое слово

Определить место определяемого слова по отношению

к причастному обороту

перед ПО после ПО

обособляется не обособляется)

Применение

1.Переписать предложения, согласуя причастия с определяемыми существительными. Расставить знаки препинания, графически обозначить причастные обороты.

1.Узкая длинная коса походила на огромную башню (упавший) с берега в море. 2.Тучи покрыли все ровным тяжелым полотном (опустившийся) над водой. 3.Маленькие игривые волны (рождаемый) ласковым дыханием ветра тихо бились о берег. 4.В (окружавший) нас шорохе я услышал голос с берега.

2 Заполните таблицу, выписав из предложений причастные обороты вместе с зависимыми словами.

Причастные обороты обособляются

Причастные обороты не обособляются

    К реке сбегает тропинка едва видимая во мгле. 2. На растущих в саду деревьях поселились птицы. 3. Серебрится река озаряемая луной. 4. Трава пригибаемая ветром ложилась на землю. 5. Высушенный за лето ковыль чуть слышно шелестит под слабым южным ветерком. 6. Гроза медленно накоплявшаяся за весь этот жаркий день разразилась с необыкновенной силой. 7. Высоко в поднебесье кружил орел на неподвижно раскинутых крыльях. 8. В светлеющем сумраке постепенно вырисовывалось бушующее соприкосновение моря с берегом.

Анализ

Проанализируйте тексты и определите, к какому стилю каждый из них относится. Сделайте вывод об употреблении причастных оборотов в речи.

    Настоящее Положение разработано в соответствии с законом РК «Об образовании».

    Знаком «Алтын белгі» награждаются учащиеся:

а) показавшие примерное поведение и имевшие годовые итоговые оценки «5» по всем предметам учебного плана;

б) прошедшие итоговую государственную аттестацию за курс среднего общего образования на оценки «отлично»;

в) становившиеся победителями республиканских (международных) олимпиад.

В отличие от ранее изученных животных, называемых беспозвоночными, хордовые имеют внутренний скелет. В самом простом виде он представляет собой хорду – плотный упругий стержень, идущий от головы до хвоста.

Ядреный морозец, ударивший ночью, сразу все преобразил. Прочного снегу не было, но кристаллический иней, густо посеребривший все вокруг, лежал на дороге, корневищах, нагроможденных по обочинам, деревьях, кустах. Деревья, ещё не сбросившие своих уборов, радовали глаз темно – багровыми и ярко – зелеными листьями.

В минувшую среду в Казахстанском пресс – клубе состоялась встреча с писателем Ролланом Сейсенбаевым. Г – н Сейсенбаев презентовал возглавляемый им международный клуб Абая, существующий с 2000 года, и рассказал о его деятельности. Целью клуба является популяризация творческого наследия, оставленного Абаем Кунанбаевым.

Синтез

Составьте текст из «рассыпанных» слов. Графически обозначьте причастные обороты.

1. Картина, море, «Георгиевский монастырь», ночь, в, на, лунный, художник, изобразить. Луна, мир, цвет, море, берег, заливающий, желтый, освещать, горизонт, круглый, далекий. Скалы, дорожка, часовые, море, темный, разделенный, лунный, охраняющий, спокойный, сонный, стоять, как.

2. Глядя, на, картина, «Штиль», море, простор, беспредельный, восхищаться. Внимание, небо, гладь, облака, оно, привлекать, над, с, по, тихий, голубой, огромный, пушистый, простирающийся плывущий. Картина, покой, от, веять. Море, рыбаки, спокойны, готовящийся, и, в, выйти.

1. На картине «Георгиевский монастырь» художник изобразил море в лунную ночь. Круглая луна, заливающая мир желтым цветом, освещает море, берег, далекий горизонт. Темные скалы, разделенные лунной дорожкой, стоят как часовые, охраняющие спокойное сонное море.)

2. Глядя на картину «Штиль», восхищаешься беспредельными просторами моря. Привлекает внимание огромное небо, простирающееся над тихой голубой гладью, с пушистыми облаками, плывущими по нему. От картины веет покоем.

Оценка

Творческая работа. Написание сочинения-миниатюры «Море».

Учащимся предлагаются задания на выбор.

    Составьте текст, используя слова (в любой форме): причастия обрушившийся, пробивший, мчащий, вздымающий, бьющийся; существительные лавина, пучина, шхуна, гребни волн, луч солнца, пожар; наречия неистово, стремительно.

    Составьте текст по данному началу, используя причастные обороты. (по картине «Девятый вал»): Страшны валы воды во время шторма на море. Но самый страшный девятый вал, роковой, сокрушительный…

Упражнения по теме «Причастие. Причастный оборот» 7 класс

Упражнение 1. Выпишите словосочетания в две колонки: а)с причастиями; б)с прилагательными.

Мокнувший под дождем; плакучая ива; седеющий старик; пенистый поток; бушующее море; шумный поток; цветочная клумба; висячий замок; дремучий лес; темневший горизонт; висящее белье; темная туча; растущий кустарник; спелые ягоды; летучий газ; цветущий сад; спеющий крыжовник; талый снег; текучая жидкость; текущий ручей; шумящий класс.

Упражнение 2. Спишите, определите падеж, выделите окончания у причастий и прилагательных, укажите суффиксы причастий.

Тихой весенней ночи; развесистый высокий дуб; зимним ясным днем; светлого голубого неба; свежим осенним утром; в старом сосновом лесу; в лесной таинственной глуши; по глухой дремучей тайге; под теплым летним дождем; в русской народной песне; красивой мелодией; барсучья нора; птичьих голосов; собачий мех; рыбачьей хаты; рыбачий промысел; лисья шуба; лисий хвост; заячий след; заячьего следа; ребячьи голоса; в дальнюю дорогу; в синем море; рыбачья лодка; охотничьи принадлежности; длинными осенними ночами; под низкими деревьями; у спокойной реки, густая желтеющая рожь; в лучах заходящего солнца; о надвигающейся грозовой туче; у бурлящей горной речонки; об упавшем осеннем листке; расчищенного песчаного берега; нависших свинцовых облаков; высокими растущими деревьями; в синеющем морском просторе; разросшегося колючего куста.

Упражнение 3. Распределите в два столбика причастия настоящего и прошедшего времени.

В проснувшемся лесу; на трепещущих листьях; шепчущих кустов; тающего снега; огнем охваченные тучи; пожелтевшими листьями; пропадающих голосов; рокочущего моря; в посветлевшем воздухе; потемневшим горизонтом; разбушевавшейся метели; у построенного дома; скользящим шагом; в царившей тишине; на прогнувшемся мосту; на раскачивающуюся березу; в улыбавшемся малыше; о льющемся дожде; расчищенной дорожкой; в голубеющем просторе; по протоптанной дорожке; в темнеющем лесу; бушующего моря; смеющимся малышом; падающего листа; спеющих ягод, о колеблющемся на ветру флаге; падающего кленового листка; пахнувшим сеном; у волнующегося озера; вдоль задымившейся от тумана речонки; у расстилавшегося лесного болота; бьющими из-под земли ключами; вытянувшихся к небу стволов берез; в бушующем море; прозвучавшего в лесу выстрела; шел скользящим шагом; плавающей у берега птицы; разросшегося куста; об улетающих на зиму птицах; в движущемся предмете; несущимся вниз потоком; любоваться падающими на землю снежинками; в тонущей дымке; в потемневшей от приближающейся тучи роще.

Упражнение 4. Спишите предложения, обозначьте причастные обороты. Выпишите словосочетания «причастие + зависимое слово»

1) Дождь, моросивший весь день, прекратился, облака понемногу рассеялись. 2) Деревья, измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце. (Ф. Абрамов). 3) Под сенью многовековых лип, посаженных бог знает когда, укрывались развалины массивного здания, напоминавшего торжественный мавзолей. (В. Пикуль) 4) Суровое северное поморье, долго спавшее под снегом, проснулось под теплыми лучами весеннего солнца и зазеленело... (Д. Мордовцев) 5) Через несколько минут они попали в низкие, следующие друг за другом пещеры, уставленные несметным количеством ящиков. (А. Казанцев) 6) Развалины, едва различимые при свете звезд, встретили нас молчанием. (И. Ефремов) 7) Звук раскатывающейся волной пронесся по долине. (И. Ефремов) 8) Однако надвигающаяся темнота не остановила машин. (А. Казанцев) 9 ) Хорошо работающая память связана с умением наблюдать, быть внимательным и сосредоточенным. 10) Сад перед домом горел и дымился, весь залитый пожаром зари и потопом дождя. (И. Тургенев)

Упражнение 5. Перепишите, вставляя нужные причастия и согласуя их с существительными. Укажите устно, какие причастия действительные и какие - страдательные.

1) Школьный драматический кружок, . . . артистом городского театра, готовит новую постановку.- Артист, . . . школьным дра­матическим кружков, тщательно разъясняет роль каждому участ­нику спектакля (руководящий , руководимый). 2) Юннаты, . . . большую работу по расширению пришкольного сада, написали о своём опыте в школьную стенгазету.- Большая работа, . . . юн­натами, была подробно описана в школьной стенгазете (проделав­ший, проделанный). 3) Девушка, ... новую книгу, рассказывала подругам о своём впечатлении от неё.- Новая книга,. . . девушкой, была написана ярко и увлекательно (прочитавший, прочитанный). 4) Новый прибор, . . . инженером, имеет большую ценность.- Инженер, .. . новый прибор, получил премию (изобретший, изобретённый), б) Ветер, ... облака, не утихал ни на минуту,- Облака, . . . ветром, быстро неслись по небу (гонящий, гонимый).

Упражнение 6. От глаголов в неопределённой форме образуйте форму 3-го лица множествен­ного числа настоящего времени и страдательные причастия настоящего времени. Обозначьте в них суффиксы. С причастиями, образованными от выделенных гла­голов, составьте словосочетания.

Любить, возбуждать, уважать , волновать, слышать, редактиро­вать, контролировать, ненавидеть, поддерживать , побуждать, изоб­ражать, вести, видеть, прерывать, забывать, рекомендовать, из­менять.

Упражнение 7. Перепишите. Страдательные причастия подчеркните одной чертой, действи­тельные - двумя. Укажите устно неопределённую форму глагола, от которого образовано причастие, и объясните правописание суффиксов причастий.

1) Чуть шелестят листья берёз, едва колебл..мые ветром. 2)Зарево на дальних высотах трепещ..щим румянцем отразилось. (Л.) 3) На мысли, дыш..щие силой, как бисер, нижутся слова. (Л.) 4) Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночу..щий обоз и на холме средь желтой нивы чету беле..щих берёз. (Л.) 5) Русалка плыла по реке голубой, озаря..ма полной луной. (Л.) 6) И вдруг пред витязем пещера; в пещере свет. Он прямо к ней идёт под дремлю­щие своды. (П.) 7) После чёрного подземелья необычайно ярким кажется отражённый снегами, реж..щий глаза свет. (С.-М.) 8) Дог быва..мый уголь льётся непрерывным потоком, грохочущим водо­падом валится в трюмы приставшего к пристани корабля. (С.-М.) 9) Пыш..щее здоровьем лицо Марии Андреевны покрылось блед­ностью. (Ф.) 10) Время от времени впереди на полотне появлялся маш..щий флажком связист. (А. Н. Т.) 11) Внезапно раздался топот скач..щей лошади (Т.)

Упражнение 8. Перепишите. Причастия подчеркните одной чертой, а слова, к которым они относятся,- двумя, Сделайте разбор причастий из первых трёх предложений.

В БЕЛОЙ ПУСТЫНЕ.

Мы выходим на лёд, покрытый уже (исслеженный) снегом, сту­паем на берег. Скользя по (осыпающийся) камням, поднимаюсь на высок., насыпь, (протянувшийся) вдоль (открытый, голый) берега. Поправив за спиной руж..ё, заст...гнув плотно куртку, борясь с (тугой, дующий) в лицо ветром, я иду берегом. Я смотрю на камни, грудою (свалившийся) с берега в море. Солнечный луч, прорвав­шись, освещает край (чёрный, нависший) тучи. Я поднимаю б..нокль вглядываюсь в (зыбл...щийся) глубину мёртвой пустыни. В (белый, сверкающий) поле движ..тся желт..ватое пятно. Чуждый (окружаю­щий) миру, м..ячит в снеговой дымк…. «Седов».

День и ночь, ночь и день между берегом и кораблём бегает шлюп­ка, (нагружённый) для устойчивости ящ...ками. Хозяева (строящийся) станции по очеред.... сменяю...ся на руле.

(По И. Соколову-Микитову.)

Упражнение 9. Образуйте полные и краткие страдательные причастия (в кратких исполь­зуйте формы всех родов и множественного числа), запишите и в соответствии с приведёнными образцами расставьте ударение; н и нн в причастиях под­черкните.

    Организовать - организованный - организован - организована - организовано - организованы; основать, приковать, из­жевать.

    Внести - внесённый - внесён - внесена - внесено - вне­сены; водворить, внедрить, заключить, испечь, перевезти, просве­тить, посвятить, решить.

    Возложить - возложенный - возложен - возложена - воз­ложено - возложены; восстановить, добавить, допилить, заучить, обстричь, предусмотреть.

Упражнение 10. Перепишите, согласуя с выделенными словами данные в скобках распро­странённые определения. Место их до или после определяемого слова выбе­рите сами.

1) Дорога вьётся между двумя колеями (поросший зелёной придорожной травой). 2) Блюдца лилий и нити очень грациозны (идущий от них в глубину). 3) Солнце село, и на небе замерли лёгкие облака ( розовеющий от заката). 4) Откуда-то справа доно­сились звуки (чрезвычайно похожий на плач ребёнка). 5) По степи лошади шли медленно (густо заросший травой). 6) Пастух под­ходит к нашему костру (заночевавший в горах). 7) Мы плыли в тумане (закрывший берег и море). 8) В снежных просторах трудно определить расстояние (обманывающий неопытный глаз).

Поделиться