Конспект фронтального занятия “Звуки. Буква Т”

Наталья Ольшевская
НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [т]-[т’] и буква Т»

НОД Звуки «Т,Ть» . Буква «Т»

Цель :

коррекционно – образовательные :

Научить давать акустико – артикуляционную характеристику звуков «Т» ,

«Ть» и различать их;

Учить различать на слух и в произношении звуки «Т – К – Д» ;

Закрепление терминов «согласный» , «гласный» звук ;

Формировать и расширять словарь детей по теме «Ягоды» ;

коррекционно – развивающие :

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Развивать навыки звукового анализа и синтеза обратных слогов, их

Развивать фонематический слуха;

коррекционно – воспитательная :

Расширять кругозор детей.

Оборудование : зеркала, карандаши, тетради, картинка – символ, картинки со звуками «Т» , «Ть» в начале, середине и конце слова, разрезные азбуки, карточка – «фонарик» , наборы для схем;

Ход : I. Организационный момент.

Назови что это?

Берёза, тополь, ива – это деревья.

Платье, рубашка, кофта – это одежда.

Мяч, кукла, машина – это игрушки.

Кастрюля, тарелка, ложка – это посуда.

Василёк, роза, тюльпан – это цветы.

Стол, стул, шкаф – это мебель.

Ласточка, ворона, синица – это птицы.

Сом, корюшка, щука –это рыбы.

Весна, лето, осень – это времена года.

Самолёт, поезд, автобус – это транспорт.

Собака, корова, кошка – это домашние животные.

Помидор, огурец, лук – это овощи.

Земляника, голубика, смородина – это ягоды.

Подберёзовик, подосиновик, волнушка – грибы.

Апельсин, яблоко, персик – это фрукты.

II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

1. Общее расслабление.

Мы хлопаем руками : хлоп- хлоп-хлоп.

Мы топаем ногами : топ- топ-топ.

Машем мы руками, киваем головой.

2. Развитие общей моторики.

Мы шли, шли, шли; / Дети маршируют,

/ руки на поясе.

Бруснику нашли. / Наклониться, правой рукой

/ коснуться носка левой ноги

и наоборот.

Раз, два, три, / Маршируют.

четыре, пять,

Мы идём искать опять. / Наклоны вперёд, руки

/ касаются носков.

3. Развитие мелкой моторики.

Как румян осенний сад! / Лёгкие хлопки по щекам

Всюду яблоки висят. / Руки поднять вверх.

Краснобоки, краснощёки, / Руки на поясе.

На ветвях своих высоких / Руки поднять вверх.

Точно солнышки горят! / Соединить в круг

(«солнышко» )

4. Массаж - поглаживание, постукивание, кругообразные движения,

поглаживание.

5. Мнемогимнастика

Мы умеем улыбаться!

Мы умеем удивляться!

Мы умеем огорчаться!

Мы умеем хмуриться!

Мы умеем улыбаться!

Повторяйте вместе со мной :

Доброе утро и солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

6.. Сесть. Развитие артикуляционной моторики.

- для челюсти : попеременное открывание и закрывание рта;

- для губ : «бублик» - «трубочка» , «воздушный поцелуй» ,

Беззвучная артикуляция звуков А , У;

- для языка : самомассаж языка (покусывание – дя – дя – дя,

расслабление – тя – тя – тя.

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте

1. - Какие буквы учили ?

Назовите гласные, согласные.

Придумайте слова со звуками «П» , «Пь» .

2. Знакомство со звуком «Т»

Логопед : - Как стучит молоток? (Тук – тук – тук.)

Какой первый звук в этих словах ? (Звук «Т» .)

С каким звуком мы будем сегодня знакомиться?

Объявление темы. Сегодня мы познакомимся со звуком «Т» .

2. Артикуляция звука

При произношении звука «Т» язык находится за верхними

зубами и ударяются о бугорки.

Проговаривание звука хором и индивидуально.

Характеристика звука . Звук «Т» - согласный (не поётся, твёрдый, глухой

(тактильно – вибрационный контроль, обозначаем квадратом синего цвета.

Выставляются картинки : танк, туфли, топор, тыква, таблетки, кот, самокат, батон, утка и т. д.

Логопед выставляет картинки : телефон, тетрадь, телевизор, тигр, тюлень,

телёнок и т. д.

У звука «Т» есть «младший братец» звук «Ть» .

Звук «Ть» - согласный, мягкий, глухой, обозначаем квадратом

зелёного цвета.

3. Развитие фонематического слуха.

* Воспроизведение слоговых рядов :

та – то – ту – ты ти – тя – тё

ту – то – ты – та тё – тю – тя

ат – от – ут – ыт

ут – ит – ат – от

* Проговаривание чистоговорок :

Та – та – та – у нас дома чистота.

Ты – ты – ты – сметану съели всю коты.

То – то – то – стали мы играть в лото.

Ат – ат – ат – берём с собою автомат.

4. Дидактическая игра «Светофор»

Дайте сигнал когда услышите звук «Т» в словах :

Книга, танк, дом, таблетки, дверь, кулак, туфли, дым, топор, клюква,

дорога, калоши, тумбочка, дыня, компот, ток.

5. Связь звуков и буквы .

Звуки «Т» , «Ть» живут в одном домике. Этот домик буква «Т» .

В кассах дети находят и рассматривают букву .

Логопед проводит анализ и синтез слогов и составляю графические схемы АТ УТ ИТ ЭТ

6. Из скольких элементов состоит буква .

Прорисовывают букву в воздухе , на столе.

Печатают букву в тетрадях .

IV. Физкультминутка «Буратино»

Буратино потянулся,

Руки в стороны развел.

Низко над землёй нагнулся

Видно, ключик не нашел.

Чтобы ключ ему достать

Надо на носочки встать.

Крепче, Буратино, стой!

Вот он ключик золотой!

V. Игра «Какое слово я загадала»

Вы должны добавить звук «Т» и проговорить слово.

…арелка (тарелка) …алон (талон)

…апочки (тапочки) …учи (тучи)

…анец (танец) . опор (топор)

…арокан (тарокан) …ыква (тыква)

…ополь (тополь) …аблетка (таблетка)

VI. Пересказ рассказа «Тома и Толя» .

Это Тома.

Это Толя.

У Томы кукла Ната.

У Толи – танк.

Тома купает Нату.

Толя катает танк.

Вопросы : - Как зовут девочку?

Как зовут мальчика?

Что у Томы?

Что у Толи?

Что делает Тома?

Что катает Толя?

VII. Итог. С какими звуками познакомились ?

Дайте характеристику этим звукам .

Упражнение по развитию лексико – грамматической стороны речи .

Игра «Собери ягоды»

«Я собрал в лесу много ягод черники» .

«Я собрала в саду много ягод крыжовника» . И т. д.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [М]-[М’], буква М» Тема: Звуки М-Мь, буква М Цель: Познакомить детей с буквой М. Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков М-Мь в слогах,.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [б], [б’] и буква Б» Цели: Создавать условия для закрепления навыка четкого произношения звуков: [б], [б’], их дифференциации на слух и в произношении. Создавать.

Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи: коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» МКДОУ ЦРР ДС №37 с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края. Конспект НОД По обучению грамоте в подготовительной группе Тема:.

Тема непосредственно образовательной деятельности: «Звук (т), буква Т».

Возраст: дети старшего дошкольного возраста (4-5 лет).

Интегрируемые области: познавательно-речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Цель: создание условий для знакомства детей с согласным звуком (т), буквой Т.

Задачи:

Обучающие: учить детей выделять на слух звук (т), закрепить понятие «твердый звук», закреплять навык деления слова на слоги; упражнять в определении позиции звука: начало-середина-конец. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком.

Развивающие: развитие способности проводить звуковой анализ слов, развитие фонематического восприятия и слуха; развитие общей и мелкой моторики; развитие пространственной ориентации.

Воспитательные: воспитание умения взаимодействовать друг с другом.

Предварительная работа: рассматривание картинок, иллюстраций по теме.

Словарная работа: чтение пословиц, поговорок, загадок.

Оборудование: индивидуальные зеркала, предметные картинки, игрушки (медведь, заяц, мяч); буквы большого формата, слоговая таблица; счетные палочки, фасоль, горох, веревочки разной длины; фишки синего цвета, полоски белого цвета.

Разработала и провела:

Воспитатель Басова С.А.

Ход.

  1. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Цель: упражнять детей в подборе антонимов, представленных разными частями речи (существительными, прилагательными, глаголами, наречиями).

Воспитатель бросает мяч и произносит фразу с одним значением, а ребенок, поймавший мяч, - с противоположным. Воспитатель может дать образец: высокий – низкий.

Влажный – сухой; полезный – вредный; сладкий – кислый; далеко – близко; зима – лето и т.д.

2. Появляются медведь и заяц. Они рассказывают историю, которая с ними приключилась.

Ребята, в нашем лесу появился новый дом. Нам захотелось все в нем рассмотреть, как вдруг услышали громкое тарахтение: «т-т-т-т-т». Это к домику подъехал трактор. Разумеется, такого интересного события мы пропустить не могли и бегом помчались к трактору. Трактором управлял строитель. Он вез в тачке кирпичи на строительство нового дома, а по пути заехал сюда по делам. Строитель был добрый и разрешил нам поиграть с его трактором.

Зайчонку так не терпелось покататься на тракторе, что он даже попытался его подтолкнуть сзади.

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете ему это удалось?

Почему он не смог сдвинуть трактор с места?

Как тарахтел мотор этого трактора?

Сегодня мы познакомимся со звуком (т).

  1. Анализ артикуляции. Работа с зеркалами.

Давайте познакомимся с этим звуком поближе. Возьмите зеркала, произнесите звук и скажите, как себя ведет воздушная струя. (На ее пути встает препятствие). Какое? (Язык). Значит, какой это звук? (Согласный).

А теперь снова произнесите этот звук и скажите, где находится кончик языка. (Кончик языка опускается за нижние зубы.) При твердой позиции кончик языка опускается за нижние зубы, а спинка (серединка) языка приподнята и препятствует выходу воздушной струи.

Послушайте и произнесите за мной: т-т-т.

3. - Звук (т) обозначается буквой Т.

Т на крыше очутилась

И в антенну превратилась.

На что похожа эта буква?

4. Прописывание буквы Т разными способами (написание в воздухе пальцем, локтем, носком ноги.)

Медвежонок приготовил для вас задание:

Прочитайте слоги: та – то; те – ти; ты – ту; ат – ут; ты – ыт – ит.

На ваших столах есть счетные палочки, фасоль, горох, веревочки разной длины.

Выберите понравившейся предмет и выложите из него эти слоги.

5. Работа с предметными картинками.

Внимательно рассмотрите картинки. Найдите картинку с предметом, в названии которого есть звук (т). Покажите картинку (поднимите). Назовите этот предмет. Какой звук слышится в начале слова? В середине слова? В конце слова?

Перечислите мебель, название которой начинается со звука (т); транспорт; посуду, числа, обувь; усатое насекомое, живущее на кухне.

6. «Отгадай загадку».

Пушистая вата Этот зверь живет лишь дома.

Плывет куда-то. С этим зверем все знакомы.

Чем вата ниже, У него усы, как спицы.

Тем дождик ближе. Он, мурлыча, песнь поет.

(Туча) Только мышь его боится...

Угадали? Это - ... (кот).

Быстро в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет. Он носом в землю постучит.
Человек им управляет. Взмахнет крылом - и закричит.

Что такое? ... (самолет) Кричит он даже сонный,

Крикун неугомонный.

(Петух)

О чем были загадки?

В каких словах звук (т) слышится в начале, в конце, в середине?

Сколько слогов в слове самолет?

Назовите первый слог, второй, третий?

7. Итог.

Что вы узнали о звуке (т) ?

В какие игры с этим звуком мы сегодня играли?

Назовите слова со звуком (т).

Литература.

  1. Аджи А.В. – Конспекты интегрированных занятий в старшей группе детского сада. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006 г.
  2. Бондаренко Т.М. – Комплексные занятия в старшей группе детского сада. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 г.
  3. Варенцова Н.С. – Обучение дошкольников грамоте. – М.: Мозаика-Синтез, 2012г.
  4. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. – Развитие речи детей 5-6 лет. – М.: Просвещение, 2007г.
  5. Новоторцева Н.В. – Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. – Ярославль: «Академия развития», 1998г.

Разделы: Работа с дошкольниками , Логопедия

Цель: повышение эффективности коррекционной работы.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • способствовать формированию умения употреблять имена существительные множественного числа в родительном падеже;
  • содействовать умению давать акустико-артикуляционную характеристику звуков Т, Ть и различать их (различать гласные и согласные, звонкие и глухие, знать отличие буквы от звука);

Коррекционно-развивающие задачи:

  • содействовать развитию навыка звукового анализа;
  • содействовать развитию фонематического слуха;
  • содействовать развитию общей, мелкой моторики;
  • содействовать развитию навыка умения деления слов на слоги;
  • способствовать формированию умения делить предложения на слова;
  • содействовать развитию навыка чтения;
  • содействовать развитию логического мышления, внимания, памяти, речи;

Коррекционно-воспитательная задача:

  • воспитывать уважение к труду взрослых и прививать трудовые навыки, чувство сопереживания, взаимопомощи.

Оборудование: картинки со звуками Т, Ть (в начале, середине и конце слова), игрушка Баба-Яга, карточки № 11, 17, 18, 23, схема для чтения слогов, корзина с яблоками, буква Т, т, лица на ковралине: удивление (восхищение), радость, разочарование.

Раздаточный материал: птички-синички, тетради, карандаши (красный, синий, зелёный), карточки, пуговицы по 10 штук на каждого ребёнка.

Предшествующая работа:

  • обучение чтению;
  • деление слов на слоги;
  • составление предложений, деление предложений на слова.

Методические приёмы:

  • сюрпризный момент;
  • дидактические игры;
  • использование наглядности.

Индивидуальная работа:

  • Рувим, Валерия, Настя - звуковой анализ;
  • Айзат, Таня, Руслан - чтение слогов;
  • Таня, Руслан, Вероника - произношение слов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Игра «Скажи наоборот»

Ка-ка-ка - кя-кя-кя
Ку-ку-ку - кю-кю-кю
Ко-ко-ко - кё-кё-кё
Кы-кы-кы - ки-ки-ки

II. Развитие общей, мелкой моторики. Работа по развитию дыхания и голоса

1. Развитие мелкой моторики. «Компот»

Будем мы варить компот, Левую ладошку держат
Фруктов нужно много. «ковшиком», указательным пальцем
Вот: правой «мешают».
Будем яблоки крошить, Загибаем по одному пальцу, начиная
Грушу будем мы рубить, с большого.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот, Опять «варят» и «мешают».
Угостим честной народ.
(Н. Нищева)

2. Массаж лица.

По общим правилам: с воображаемыми струйками дождя (поглаживание), капельками (постукивание подушечками пальцев) и снова струйками (поглаживание).

3. Развитие мимических мышц.

Мы пришли в сад. Какие большие яблоки! Удивление .
А какие сочные груши! Восхищение .
А как их много! Радость .
Откуси кусочек яблока, а там червячок. Разочарование .

Дети разводят руки в стороны и делают вдох. Затем обхватывают себя руками делают выдох 2-3 раза. (тянут гласный звук «У», на одном выдохе).

5. Общее расслабление.

Ножками затопали,
Зашагали по полу.
Там, там, там -
Тихо сели по местам.

III. Упражнения по развитию произношения и обучения грамоте

1. Объяснения темы.

Мы сегодня побываем во фруктовом саду, а также познакомимся со звуками Т, Ть.

2. Акустико-артикуляционный образ звуков.

Проговаривание звуков Т, Ть хором и индивидуально.

Звук Т - согласный (не поётся), твёрдый, глухой (тактильно-вибрационный контроль), переднеязычный (кончик языка упирается в верхние зубы). Его младший братец звук Ть - согласный, мягкий, глухой переднеязычный.
Выберите квадрат, который обозначает твёрдый согласный звук.(карточка № 17).
Выберите квадрат, который обозначает мягкий согласный звук. (карточка № 18).
Звук Т - обозначаем синим цветом, а звук Ть - зелёным.
Сюрпризный момент:

Стук в дверь. Входит садовник.

Здравствуйте, ребята! Гости!
Дети: Здравствуйте.
Логопед: Ребята, кто к нам пришёл в гости? Кто ухаживает за садом?
Дети: Садовник.
Логопед: Правильно ребята, молодцы.
Садовник: Так как вы у меня в гостях, я принёс вам угощение (корзина с яблоками). Только яблоки в саду и в корзине заколдованные. Их заколдовала Баба-Яга. Вон она подглядывает за нами. И чтобы расколдовать яблоки, нужно выполнить задания.
Логопед: Вы согласны ребята, помочь садовнику?
Дети: Да.
Садовник: Ну, тогда я пошёл, у меня осенью во фруктовом саду много работы. До свидания.
Дети, логопед: До свидания, садовник.
Логопед: Ну, тогда приступаем.

3. Развитие фонематического слуха.

Игра «Повторяй за мной» Повторяйте только имена со звуком Т.

Имена: Ваня, Таня, Тома, Рома, Толя, Коля, Вася, Тася.

Игра «Топай, хлопай» (топай - если звук - Т; хлопай - Ть)

Слова: кнут, телевизор, тюль, Таня, телефон, тени, тигр, ток, кот, танк.

4. Автоматизация звука в словах.

Игра «Превращения» (заменить в слове звук Т на Ть, получится новое слово)

Шест - шесть
Брат - брать
Рулит - рулить
Дунут дунуть
Пуст - пусть
Ответ - ответь

5. Игра «Синички» На доске выставлены картинки со звуками Т, (в начале, середине и конце слова). Дети называют их и определяют место звуков в словах. (работа по карточкам - синичкам)

Слова: тыква, капуста, салат.

6. Звуковой анализ слов: Том, Тим. (работа в тетрадях)

7. Работа по карточке № 11: выбери предмет, в названии которого два слога? (ответ: груша)

Физкультминутка.

Как румян осенний сад! Лёгкие хлопки по щёкам.
Всюду яблоки висят. Руки поднять вверх.
Краснобоки, краснощёки, Руки на поясе.
На ветвях своих высоких Руки поднять вверх.
Точно солнышко горят! Соединить в круг («солнышко»).

8. Связь звуков и буквы.

Звуки Т, Ть живут в одном домике. Этот домик - буква Т. (картинка буквы Т, т.)

Буква «Т» наверняка,
Тень большого молотка,
Буква Т на стол похожа,
На ноге стоит он тоже.

9. Работа детей по карточкам. Найди и обведи букву Т.

10. Составление буквы Т из пуговиц.

11. Прописывание буквы Т в тетрадях.

12. Работа по карточкам № 23

Сколько слов в предложении? Оля играет с мишкой.

13. Чтение слогов по схеме. АТ, УТ, ИТ, ОТ, ЫТ, ЯТ, ЮТ, ЕТ, ТА, ТО, ТУ, ТИ, ТЫ, ТЯ, ТЮ, ТЕ.

IV. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи

Игра «Плодовое дерево»

Для игры необходимо картонное дерево с кармашками для картинок и несколько корзин.
Логопед достаёт из кармашков различные картинки с изображением фруктов: яблоко, груши, лимона, апельсина, мандарина, абрикоса - и спрашивает у детей: «Что это? Как называется дерево, на котором растут фрукты? (Плодовое).
Дети берут корзины и идут к дереву «собирать» урожай фруктов, при этом комментируя свои действия:
«Я собирал с дерева много груш».
«Я собрал с дерева много апельсинов». И т. д.

V. Итог занятия и оценка работы детей

Ребята, вы такие молодцы, выполнили все задания правильно и расколдовали яблоки. Наше занятие подходит к концу.
- С какими звуками познакомились?
- Дайте характеристику этим звукам.

VI. Домашнее задание. К заданию 7 (альбом 1, с. 9).

Татаринцева Н.Г., учитель-логопед.

Цель: - изучить звуки [Т] [Т’] и познакомить с буквой Т;

Научить детей различать звуки [Т] - [Т’].

Программные задачи:

Учить выделять звуки [Т] [Т’] в слогах, словах, фразах;

Развивать фонетический слух;

Закреплять правило “Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим”;

Продолжать учить определять позицию звука в слове;

Развивать внимание, память, мышление;

Познакомить с буквой Т.

Оборудование: игрушка тигренка – Татошки; картинный материал (дом с антенной, молоток), цветные магнитики – символы звуков, цветные квадратики (красный, синий, зеленый) для выкладывания схем к словам; картинка с изображением буквы Т, счетные палочки.

  1. Организационный момент.
  2. Л.: - Сядет тот, кто скажет, какой первый звук живет в его имени.

  3. Знакомство с новым материалом.
  4. Л.: - Ребята, мы сегодня с вами отправляемся в гости к Тигренку Татошке, который кроме нас позвал к себе еще свою подругу, а кто она, попробуйте догадаться сами. Еще Татошка попросил меня взять с собой его друзей - Звуки [Т] и [Т’].

    Ну, что готовы отправляться в путь?

    Л: - Но прежде чем куда-то отправляться, нужно тепло одеться.

    Скажите, что мы можем одеть?

    Д.: - теплые носки, шуба, куртка, брюки, перчатки, свитер, шарф, колготки, платок и т.д.

    Л.: - Правильно. А теперь проверим, у кого из вас самые внимательные ушки.

    Определите: какой звук живет во всех словах: курТка, перчаТки, колгоТки, плаТок, свиТер?

    Д.: - звук [Т].

    Л.: - Хорошо. Вспомните, как эти все вещи можно назвать?

    Д.: Теплая одежда.

    Л.: - Какой вы слышите звук вначале слова: Теплая?

    Д.: Звук [Т’].

  5. Характеристика звуков [Т], [Т’].
  6. Л.: -Ребята, звук [Т’], какой звук?

    Д.: Согласный, глухой, мягкий.

    Л.: - Каким цветом мы его обозначаем?

    Д.: Зеленым.

    Л.: - Правильно! Подскажите, какой мы слышим звук, мягкий или твердый в словах: курТка, перчаТки, колгоТки, плаТок?

    Д.: Звук [Т], твердый, согласный, глухой. Ребята, давайте отхлопаем и определим, сколько слогов “поселилось” в каждом слове?

    Д.: Курт-ка 2 слога; пер-чат-ки 3 слога; кол-гот-ки 3 слога; пла-ток 2 слога.

    Л.: - А где же живет этот звук в словах, вначале, в середине или в конце?

    Д.: Во всех словах в середине.

  7. Пальчиковая гимнастика:
  8. Точильщики.

    Точим нож! Дети имитируют движения точильщика: проводят

    Будет очень он хорош. ладонью то одной, то другой руки с переворотом.

    Будет резать он припасы: Имит-ют движ-я нарезки овощей(пав.рукой по лев.)

    Масло, сало, хлеб, колбасы, Имит-ют движ-ия намазывания масла(лев.рук по пр)

    Помидоры, огурцы… Четыре хлопка

    Угощайтесь, молодцы! Пять хлопков

  9. Знакомство с буквой Т
  10. .

    Л.: - Ребята, вот мы и добрались к Татошке.

    Послушайте внимательно и посмотрите, кто же такая эта гостья, которая тоже нас ждет?

    Буква Т стоит на крыше:

    Телевизор в доме том

    Т в антенну превратилась

    И на крыше очутилась.

    (А. Шибаев)

    Отвечайте, кто знаток:

    Это что за молоток?

    (Е. Тарлапан)

    Л.: - Кто из Вас самый внимательный и глазастый и уже догадался, какая нас буква ждет?

    Д.: Буква Т.

    Л.: - Какие вы молодцы! А на, что еще похожа наша Буква?

    Д.: На столб, по которому бежит электричество. На стол, с одной ножкой и т.д.

  11. Закрепление графического изображения Буквы Т.
  12. Л.: - Нарисуйте в воздухе Букву Т (закрыв изображение буквы, попросить детей показать еще раз букву). А теперь давайте выложим ее из счетных палочек.

  13. Подведение итогов.

Л.: - Ребятки, вот и пора нам собираться к себе. Вам понравилось сегодня в гостях у Тигренка Татошке?

Кто помнит, с кем мы отправились в путь?

Кто нас уже ждал у Татошке?

Как выглядит Буква Т?

Звук [Т] какой, а звук [Т’]? Чем они отличаются др. от др.? каким цветом мы их обозначаем и почему?

Алена Белова
Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [Т] и буква Т»

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе .

Тема : Звук [Т] . Буква «Т» .

Цель : Познакомить детей с буквой «Т» «т» . Научить находить букву и звук в слогах , словах, фразах и предложениях.

Задачи :

Повторение уже изученного материала;

Знакомство с буквой «Т» , соотнесение буквы и звука ;

Работа над поиском звука (в слове, фразе) ;

Совершенствование общей, мелкой и артикуляционной моторики, развитие фонематического слуха, памяти, внимания;

Дальнейшая работа по формированию и поддержанию «+» интереса к обучению , воспитание доброжелательности, умения слушать мнения одноклассников.

Оборудование :

Схемы слов, Изображение букв , картинки, прописи, цветные карандаши.

Этапы Ход занятия

1. Организа- циооный У.: Здравствуйте! Ребята, проверьте, все ли необходимые принадлежности у вас на партах.

Д.: проверяют.

У.: Ребята давайте вспомним, какие буквы мы с вами уже знаем ? По порядку называйте уже знакомые вам буквы и слова , в которых этот звук будет стоять в начале. Тот, кто скажет верно, может занять свое место .

Д.: отвечают, занимают места.

А – акула, У – утка, М – мама, Х – хлеб, О – очки, оса, С – сом, П – поезд, К – кот, Н – нос, В – ветер.

У.: Молодцы, назвали все звуки , с которыми мы уже познакомились и заняли свои места . Ребята, мы уже говорили на какие группы делятся все буквы и звуки ?

Д.: гласные и согласные.

У.: верно, а каким цветом мы их обозначаем в схемах?

Д.: отвечают.

У.: Ребята, к нам снова на урок пришел наш друг – Карандаш, вы рады его видеть?

Д.: отвечают.

У.: Карандаш решил с нами немного поиграть. Он спрятал слова в схемы, давайте подберем слова к каждой схеме?

Д.: поднимают руку, отвечают.

У.: хорошо, молодцы.

2. Основной У.: Молодцы ребята, мы вспомнили то, что уже узнали на наших уроках!

Карандашу очень нравится с вами играть, и он приготовил для вас интересные загадки. Давайте сейчас отгадаем их! Ребята, не забываем про правила поведения на уроке, покажите Карандашу, какие вы воспитанные. Если вы хотите ответить – поднимайте руку.

1. Поверну волшебный круг,

И меня услышит друг. (Телефон) (Маша отвечай, что это)

2. Чудо-ящик – в нем окно,

В том окошечке – кино. (Телевизор)

3. В огороде - желтый мяч,

Только не бежит он вскачь,

Он как полная луна,

Вкусные в нем семена (Тыква)

4. Две кожаные лодочки

Соревнуются в походочке (Туфли)

5. Меня испекут

На твой День рожденья,

С орехами, кремом

И даже вареньем (Торт)

6. Белое Покрывало

На дома упало.

И теряется народ,

Только выйдет из ворот! (Туман)

7. Нахмурится, насупится,

В слезы ударится - ничего не останется. (Туча)

Д.: дети отгадывают

У.: Ребята, что общего в словах-отгадках?

Д.: Это предметы, слова…

У.: Ребята, а какой звук встречается в этих словах чаще всего, какой звук стоит в начале ?

Д.: отвечают

У.: Хорошо, ребята, вы ответили правильно. А какие слова вы знаете еще со звуком [т] ?

Д.: Отвечают

У.: Вы уже знакомы со [т], а сегодня мы познакомимся с буквой «т» . Это согласная и в схемах она обозначается синим цветом.

У.: Ребята, а [т] можно написать, с помощью буквы «Т» . Посмотрите на доску, здесь написана печатная большая буква «Т» , а рядом печатная маленькая буква «т» , (на доске нарисовано контурное изображение большой и маленькой буквы «т» ). Ребята, посмотрите, у вас на партах лежат такие же буквы . Возьмите цветные карандаши и закрасьте букву синим цветом . Ребята, а почему мы рисуем синим карандашом?

Д.: Буква «Т» - согласная

У.: Молодцы, давайте все вместе – хором прочитаем нашу букву .

Д.: читают

У.: Ребята, а посмотрите внимательно на что похожа буква «Т» ?

Д.: на молоточек, телефон…

У.: (учитель вывешивает на доску изображение буквы в виде молоточка , телефона) молодцы, вот какая красивая и интересная буква «Т» Поднимите правую руку, указательным пальчиком правой руки в воздухе напишите букву «Т» . А теперь, поднимите левую руку, указательным пальчиком левой руки напишите букву «Т» . А теперь двумя руками одновременно. Вот какие красивые молоточки у всех получились! (выполняют)

Физкультминутка : Часы

Тик-так, тик-так -

Все часы идут вот так :

Тик-так. (Наклоните голов то к одному, то к другому плечу.)

Смотри скорей, который час :

Тик-так, тик-так, тик-так. (Раскачивайтесь в такт маятника.)

Налево - раз, направо - раз,

Мы тоже можем так. (Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом - к левому, как часики.)

Тик-так, тик-так.

Чтоб совсем проснуться

Чтоб совсем проснуться,

Нужно потянуться! (Руки вниз перед туловищем, пальцы сплетены. Положить руки на затылок, локти отвести, туловище выпрямить.)

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Спину тоже разминаем,

Взад-вперёд её сгибаем. (Наклоны вперёд-назад.)

Поворот за поворотом,

То к окну, а то к стене.

Выполняем упражненье,

Чтобы отдых дать спине. (Повороты корпуса вправо и влево.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

У.: Ребята, ну как вы немного отдохнули?

Д.: отвечают!

У.: А Карандаш снова решил с нами поиграть и приготовил для вас интересное задание. Работать вы будете в парах (как сидят за партами) . Посмотрите, у вас на партах есть листы, где изображена змейка, но змейка не обычная, а на ней написаны буквы . Посмотрите внимательно и найдите все буквы «т» и закрасьте эти клеточки.

У.: хорошо, а теперь давайте посчитаем, сколько букв вы нашли ?

Д.: отвечают.

У.: Ребята, давайте подружим нашу букву с другими буквами , читайте слоги на доске по цепочке.

АТ-ОТ-УТ-ЫТ

ОТ-УТ-ЫТ-АТ

ТА-ТО-ТУ-ТЫ

УТ-ЫТ-АТ-ОТ

ТО_ТУ_ТЫ_ТА

ЫТ-АТ-ОТ-УТ

ТЫ_ТА_ТО_ТУ

ТАТ-ТОТ-ТУТ-ТИТ

ТАМ-ТУТ-ТОС-ТОП

Ребята откройте кассу букв и составьте слова с буквой «Т» , чтобы она стояла :

В начале

В середине

У.: Ребята, кто уже составил слова поднимите руку.

Д.: поднимают

У.: Маша, какие слова у тебя получились? прочитай

Саша, какие слова получились у тебя? прочитай

Катя, а что составила ты? прочитай

Д.: отвечают.

Пальчиковая гимнастика :

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

У.: Ребята открываем ваши прописи на стр…. Карандаш предлагает нам научиться писать прописную заглавную букву «Т» и маленькую «т» . Посмотрите внимательно, в верхнем правом углу написаны прописные буквы «т» , скажите, из каких элементов состоит заглавная буква «Т»

Д.: крючки, палочка

У.: правильно, а маленькая буква «т» ?

Д.: отвечают.

У.: Сейчас будем писать отдельные элементы букв . Посмотрите, вверху страницы точками написаны частички (элементы) буквы «Т» , обведите их аккуратно и продолжите строчку до конца.

У.: Хорошо, все закончили?

Д.: отвечают.

У.: Ребята, посмотрите, сейчас на доске я напишу заглавную букву «Т» . Вот какая красивая буква получилась ! А теперь вы обведите по точкам заглавную букву «Т» в своей прописи. И допишите строчку до конца.

Теперь посмотрите внимательно, как я напишу маленькую букву «т» , она как будто стоит на 3х ножках. Обведите по точкам маленькую букву «т» и допишите строчку. Какие красивые, ровные буковки получились у вас.

У.: Ребята, обратите внимание, на странице …. Есть картинки, но художник забыл их раскрасить. Давайте исправим ошибки художника?

Возьмите цветные карандаши и раскрасьте картинки.

Д.: Раскрашивают, задают вопросы (с поднятием руки) .

У.: Молодцы, ребята, а что изображено на этих картинках?

Д.: Отвечают.

ЗОНТ, ТУЧА, АВТОБУС, ТЕЛЕФОН.

Хорошо ребята, а теперь подпишите каждое изображение, чтобы у каждой картинки было свое название.

Д.: пишут.

У.: Прочитайте, что у вас получилось. Катя ___, Оля___, Коля.

Д.: отвечают.

У.: Ребята а в этих словах есть буква «Т» ?

Д.: отвечают

У.: Подчеркните букву «Т» синим карандашом.

Составьте словосочетание с одним из слов. Какие слова у вас получились?

Д.: отвечают

Чистоговорка :

Та-та-та - у нас в доме чистота.

Ты-ты-ты - сметану съели всю коты.

То-то-то - стали мы играть в лото.

Ат-ат-ат - берем с собою самокат.

У.: Ребята, внизу на стр. ___ есть чистоговорка, прочитаем ее. ___ начинай читать.

Д.: читают.

У.: Хорошо. Ребята, дома вы вспомните, как пишутся прописная буква «т» заглавная и маленькая. Напишите по строчке каждой буквы , а также напишите слоги с буквой «Т» . И выучите чистоговорку, которую мы прочитали.

Заключительный этап У.: Ребята, наш урок заканчивается. Скажите, что мы сегодня делали?

У.: С какой буквой мы сегодня познакомились?

У.: Чему научились?

У.: Что вам понравилось больше всего?

Ребята, мы сегодня хорошо поработали, многому научились. Вам все понятно? Есть вопросы по домашнему заданию?

У.: Хорошо, урок закончен! Всем до свидания.

Поделиться