Теракт в японии 1995. Двадцать лет трагедии в токийском метро

Террористы пронесли с собой в общей сложности 11 герметичных пакетов с нервно-паралитическим отравляющим веществом - зарином. Незадолго до прибытия поездов к станциям они незаметно опускали пакет на пол вагона, после открытия дверей протыкали пакеты специально заточенными наконечниками зонтов и выбегали на платформу. В одном из случаев террорист сам получил отравление, но успел принять противоядие.

Теракт в токийском метро стал самым крупным в современной истории Японии - погибли 12 человек (еще один пострадавший умер спустя год), серьезно пострадали 50, временное расстройство зрения получили почти 1 тыс. человек. Всего за медицинской помощью обратились порядка 5,5 тыс. пострадавших.

Непосредственными исполнителями теракта были пятеро членов секты "Аум Синрикё" - Икуо Хаяси, Кэнъити Хиросэ, Тору Тоёда, Масато Ёкояма, Ясуо Хаяси. Их сообщниками были Томомицу Ниими, Коити Китамура, Кацуя Такахаси, Киётака Тонодзаки, Сигэо Сугимото, которые ожидали террористов у станций метро и вывезли их на автомобилях в безопасные места.

Расследование и суд

Организаторов теракта выдал один из его исполнителей, Икуо Хаяси. 22 марта токийская полиция провела обыски в зданиях, принадлежащих "Аум Синрикё". Вскоре после этого СМИ опубликовали информацию, что следствие нашло у секты запасы зарина и взрывчатки и установило ее причастность к ряду других нападений, в том числе зариновой атаке 27 июня 1994 года в Мацумото (префектура Нагано). Тогда погибли девять человек, полиция первоначально подозревала местного жителя, который не был связан с "Аум Синрикё".

16 мая 1995 года руководство секты было арестовано в ее штаб-квартире близ Токио, в деревне Камикуисики (ныне входит в состав города Кофу, префектура Яманаси). Там же был обнаружен завод по производству зарина.

Организатором теракта был признан основатель и руководитель "Аум Синрике" - Сёко Асахара (настоящее имя - Тидзуо Мацумото). Процесс над ним начался 24 апреля 1996 года. Лидеру секты предъявили 17 обвинений, включая организацию террористического акта в метро, а также другие убийства, похищения, вымогательства. По данным следствия, Асахара был виновен в смерти 27 человек.

С помощью теракта в метро он хотел "свергнуть правительство" и утвердиться в качестве "нового императора Японии". Кроме того, Асахара надеялся таким образом отвлечь внимание правоохранительных органов от других преступлений секты. Никаких заявлений самого Асахары о целях теракта в СМИ не публиковалось - сам он отказался признавать себя виновным, давать показания и хранил молчание на протяжении всего судебного разбирательства.

Процессы над членами "Аум Синрикё" растянулись более чем на 16 лет. Их судили не только по делу о зариновой атаке в Токио, но и по другим преступлениям. 27 февраля 2004 года окружной суд Токио вынес Асахаре смертный приговор, признав лидера секты виновным по 13 обвинениям. Четырем непосредственным исполнителям теракта были также вынесены смертные приговоры: исключение было сделано для Икуо Хаяси, за помощь полиции он был приговорен только к пожизненному заключению. Всего смертные приговоры получили 13 членов "Аум Синрикё". Последний из организаторов теракта в Токио, Кацуя Такахаси, был арестован только в 2012 году и приговорен к пожизненному заключению в 2016 году.

Подземка Мураками Харуки

1 Что случилось в Токийском метро утром 20 марта 1995 года?

Утром 20 марта 1995 года я был у себя дома в городе Оисо префектуры Канагава. В то время я жил и работал в США, в штате Массачусетс, и на две недели вернулся в Японию - в университете начались весенние каникулы. У меня дома не было ни телевизора, ни радио, поэтому я совершенно не знал, что в Токио произошел такой катаклизм. Слушая музыку, я не спеша расставлял книги на полках. Свежее утро, хорошее настроение. На небе ни облачка.

В десять мне позвонил знакомый, работающий в средствах массовой информации, и встревожено сообщил: «В метро случился невероятный инцидент. Много жертв. Ядовитый газ. Это, несомненно, дело рук „Аум Синрикё“, поэтому в ближайшее время в Токио лучше не приезжать. Они очень опасны».

В тот момент я совершенно не мог понять, что же собственно произошло. В метро ядовитый газ? «Аум»? Я долго жил за границей и был оторван от свежей информации. Я не знал о сенсационной новости, опубликованной в газете «Иомиури» 1 января (в деревне Камикуйсики обнаружены остатки зарина). Не знал также, что зариновый инцидент в Мацумото связывают с сектой «Аум Синрикё». Не знал и о том, что эта организация оказалась в центре внимания после совершенных ею нескольких преступлений.

С позиций сегодняшнего дня я понимаю, что в то время, по крайней мере, СМИ не могли предполагать и считали бы противоестественным, что «Аум Синрикё» способна на такие крупномасштабные террористические действия. Во всяком случае, я в этот день не собирался в Токио и, так и не поняв сущности происшедшего, поблагодарил звонившего и повесил трубку. Затем продолжил заниматься книгами, как будто ничего не случилось. И только немного позже я осознал ужас всего происшедшего.

Необычайная растерянность и отчуждение, которые я ощутил в то утро, выбили меня из колеи и надолго остались со мной. Вероятно, это и стало одной из причин, по которой во мне проснулся глубокий личный интерес к зариновому инциденту в метро.

Много месяцев после инцидента все средства массовой информации были наводнены описанием его подробностей и статьями, посвященными «Аум Синрикё». Телевидение с утра до вечера практически без остановки передавало информацию о событии. Газеты, журналы, еженедельники посвящали ему по многу страниц.

Однако во всем этом информационном потоке я не мог найти то, что хотел узнать, а именно: что в действительности произошло в токийском метро утром 20 марта 1995 года? Если конкретнее: что видели, какие действия предпринимали, что чувствовали и думали пассажиры, которые в то время находились в поездах метро? Я хотел это знать. Я хотел знать - насколько это возможно - все мелкие подробности о каждом отдельном пассажире, начиная от частоты его пульса до ритма дыхания. Что произойдет с самым обычным японским гражданином (таким, как я или вы), если он вдруг окажется вовлеченным в подобный неожиданный инцидент?

Однако вот что достойно удивления (а может, здесь и нет ничего удивительного): никто не сказал ничего, что я хотел знать.

Почему так произошло?

Если убрать лишнее декоративное оформление, можно сказать, что СМИ использовали довольно примитивную структуру. Инцидент с зарином подавался ими как четкое противопоставление справедливости и зла, разума и безумия, здоровья и уродства. Шокированные безобразным инцидентом, люди говорили в один голос: «Что за глупые штуки они выкинули? Что за безумие творится, и вообще - куда идет Япония? Куда смотрит полиция? Сёко Асахара в любом случае должен быть казнен».

Таким образом, люди - в большей или меньшей степени - сели в большой дилижанс под названием «справедливость, разум и здоровье». И это совсем не трудно понять, поскольку здесь произошло безграничное сближение относительного и абсолютного. Одним словом, в отношении Сёко Асахара и членов его секты, в отношении их действий подавляющее большинство людей стоят за справедливость, разум и здоровье. Более понятного консенсуса быть не может, и СМИ, опираясь на этот консенсус, еще более его укрепляли.

В противовес этому мощному течению раздавались голоса: «Преступление должно быть осуждено как преступление, а справедливость и разум тут ни при чем». Однако подобные утверждения получили резкую отповедь общественного мнения. Но спустя два года после инцидента, куда приехали на этом трясущемся дилижансе мы все, представляющие «нашу сторону» справедливости и разума? Чему научил нас этот шокирующий инцидент? Какие уроки мы из него извлекли?

Одно совершенно определенно. Остались удивительно «неприятное чувство и неприятный осадок». Мы ломаем себе голову: откуда все это вообще появилось? Создается впечатление, что многие из нас, чтобы забыть это «неприятное чувство и неприятный осадок», хотят засунуть инцидент в сундук под названием «прошлое», а значение события определить в рамках «суда» и решить все на уровне системы.

Конечно, в ходе суда выявятся многие факты, и это представляет большую ценность. Однако если эти факты, выявленные в судебном разбирательстве, мы не сможем глубоко усвоить ради самих себя, то все превратится в массу бессмысленных деталей, в слухи из зала суда и, в конечном счете, исчезнет во мраке истории. Как падающий на город дождь, который по сточным каналам стекает прямо в море, не оросив землю. Юридическая система действует только на основе закона и может решить только одну сторону проблемы, но этим все последствия происшедшего не могут быть улажены.

Иными словами, потрясение, нанесенное японскому обществу сектой «Аум Синрикё» и газовой атакой в метро, еще не проанализировано в достаточной степени, и значение случившегося, а также уроки, которые мы должны извлечь, еще не приняли конкретную форму. Сейчас, когда я закончил эту книгу, я не могу отмахнуться от подобных сомнений. Разве можно считать инцидент разрешенным, если просто повесить на него ярлык из ряда вон выходящего, бессмысленного преступления, совершенного сумасшедшей организацией? Может, я выражусь слишком резко, но у меня создается такое впечатление: в конечном итоге дело движется к тому, что инцидент может остаться в памяти как книжка комиксов, одна из историй о редких преступлениях, городской миф. Если это так, то где была совершена ошибка?

Если мы хотим чему-либо научиться в результате этого несчастья, то не пришло ли сейчас время провести новое расследование - под другим углом и другим способом? Видимо, легко сказать: «Аум» - это зло. Также легко сказать, что «зло и разум - это разные понятия». Эти две теории неизбежно противостоят друг другу, но таким путем избавиться от чар «консенсуса дилижанса» будет довольно трудно.

Дело в том, что эти понятия уже глубоко укоренились и институизировались, они уже захватаны грязными руками. И раскачать, а затем разрушить эти укоренившиеся в рамках системы понятия, если не невозможно, то достаточно трудно.

И нам сейчас нужны новые понятия, основанные на иных точках зрения. Нужна новая история совершившегося, написанная на основе этих понятий.

Из книги Старые сценарии на новый лад? автора СССР Внутренний Предиктор

1. Обзор возможных вариантов развития событий после 1995 года Настоящий обзор не является пророчеством. То есть его не следует понимать в том смысле, что будет только так и никак иначе. Возможное будущее многовариантно, а всякое, общее всем настоящее есть результат

Из книги Анализ чеченского кризиса автора Мейланов Вазиф Сиражутдинович

АНАЛИЗ ЧЕЧЕНСКОГО КРИЗИСА Ноябрь 1995 года. Введение Сегодня одной из главных проблем политического обеспечения реформ в России и Дагестане является проблема Чечни.Чечня с первого дня конфликта стала не только внутренним делом России уже потому, что сама Россия, а значит

Из книги Культура времен Апокалипсиса автора Парфрей Адам

ВЫСТУПЛЕНИЕ по Дагестанскому телевидению в программе «Сирена» 16 июня 1995 года. Я все время держал в поле зрения события в Чечне. Первый раз я высказался о них в 1992 году в своей газете «Другое небо» в статье «Гамсахурдиа, Дудаев и им подобные». 11 декабря 1994 года я выступил

Из книги Знамя, 2008 № 06 автора Журнал «Знамя»

«Чеченская дыра» (Ответы корреспонденту газеты «Эхо Дагестана». «Эхо Дагестана», 6-12 июля 1995 года, стр.2) 1. Что явилось на Ваш взгляд главной причиной введения российских войск в Чечню?Военизация Дудаевым Чечни. Не только материальная (оружием). Дудаев милитаризовал

Из книги Переводы польских форумов за 2008 г. автора Автор неизвестен

ЗАКОН О ЗАПРЕЩЕНИИ ДЕТСКОЙ ПОРНОГРАФИИ ОТ 1995 ГОДА

Из книги Совершенно секретно автора Бирюк Александр

Александр Мелихов.Hubert Winkels. Gute Zeichen. Deutsche. Literatur 1995 - 2005. (Хуберт Винкельс.Добрые знаки. Немецкая литература 1995 - 2005.). Привкус горечи Hubert Winkels. Gute Zeichen. Deutsche Literatur 1995 - 2005. - Kiepenheuer amp;amp;Witsch, 2005. (Хуберт Винкельс.Добрые знаки. Немецкая литература 1995 - 2005. - Кипенхойер и Витш, 2005). Когда-то,

Из книги Президенты RU автора Минкин Александр Викторович

28 марта 2008 года Россия хочет энергетического соединения с Польшей до 2020 года http://forum.gazeta.pl/forum/72,2.html?f=3…amp;v=2&s=0Rosja chce energetycznego po??czenia z Polsk? do 2020 r.Россия хочет построить энергетический мост между Польшей и Калининградской областью. О проекте говорится уже несколько лет, но до

Из книги Хроники Безвременья (Заметки бывшего начальника разведки) автора Шебаршин Леонид Владимирович

Глава 1. Что случилось 5 декабря 1945 года? Бермудский Треугольник - это обширная часть Саргассова моря, формально ограниченная со всех сторон линиями, пересекающимися на южной оконечности полуострова Флорида с одной стороны, острове Пуэрто-Рико с другой и Бермудских

Из книги Враги общества автора Уэльбек Мишель

Чем ты помог фронту? 17 марта 1995, «МК» Родина-мать зовет! А мертвые не слышат ВОЕННЫЙ ЭТАП ЗАВЕРШАЕТСЯ Заявление Президента России Б. Н. Ельцина Обращаюсь к гражданам России, к мировому сообществу, ко всем, кто с беспокойством и сочувствием следил за развитием событий в

Из книги Антисемитизм: концептуальная ненависть автора Альтман Илья

Ноябрь 1994 - февраль 1995 года Тоталитарная анархия.Кому нужна правда, если нет справедливости?Сдается в аренду действующий скелет человека.Не обязательно врать для того, чтобы обманывать.Горбачева погубила женская черта характера - быть любимым любой ценой.И мы

Из книги Шестое вымирание. XXI век катастроф автора Осовин Игорь Алексеевич

Февраль 1995 - сентябрь 1995 года Люди с частной совестью.В течение двух месяцев все утренние сводки новостей начинались сообщением о взятии Грозного.Затянувшаяся победа.Быстрая победа над столь ничтожным противником недостойна великой державы.Хотели было завернуть

Из книги автора

Сентябрь 1995 - январь 1996 года Люди живут. А дело, за которое они клялись отдать свои жизни, умерло.Война долларизации, захлестнувшая страну, обошла нашу семью.Минута спокойствия для неврастеника дороже, чем год спокойствия для уравновешенного человека.Nobless–то, бля, oblige…У

Из книги автора

21 марта 2008 года Не знаю, кто из нас двоих будет признан лучшим «записывающим устройством».Но должен заметить, дорогой Мишель, вы слишком увлеклись «исповедальным жанром», чересчур разошлись, забавляя простодушных читателей.Давайте начнем сначала, спокойно, умерив

Из книги автора

Обращение ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА КОРОЛЯ ХУССЕЙНА, Иорданского Хашимитского Королевства к Музею Толерантости (филиал Центра Симона Визенталя), 24 марта 1995 года. Памяти Симона Визенталя Г-н Президент, уважаемые гости, для меня высокая честь, быть гостем Музея мира и толерантности в

Из книги автора

11.03.11. Китайская версия и землетрясение в Кобе 1995 года Надо признать, что приведённые выше факты и свидетельства, конечно же, могут служить основанием для предположений о том, что определённый круг лиц в самой Японии мог решиться на применение в экономических интересах

Из книги автора

«Аум Сенрикё», её связи с Россией и события 1995 года Основатель «Аум Сенрикё» Сёко Асахара (настоящее имя – Тидзуо Мацумото) родился 2 марта 1955 года на южном японском острове Кюсю в семье скромного торговца соломенными циновками (по другой версии, его отец занимался

20 марта 1995 года в метро столицы Японии Токио в утренний час-пик адептами религиозной секты Аум Синрикё был совершен теракт с использованием отравляющего вещества зарина . Погибло 12 человек, 5 тысяч получили отравления различной степени тяжести (по другим данным 27 и 6300 человек), 1300 получили тяжелые физические увечья. Сегодня ровно 20 лет со дня этой трагедии.

Теракт осуществляли пять пар преступников из числа не самых рядовых членов секты. Эти люди были хорошо образованы и перспективны. Все они прекрасно осознавали, какое чудовищное преступление совершают, но не желали или не могли противиться воле своего духовного лидера. Сами они на всякий случай имели с собой шприц с противоядием. Пять водителей ждали с машиной у станций метро. Пятеро исполнителей принесли завернутые в газеты полиэтиленовые пакеты, наполненные ядовитой жидкостью, в вагоны, положили их на пол. В нужный момент проткнули пакеты специально заточенным концом зонта, вышли из вагонов и покинули подземку. На разных линиях было проколото по 1, по 2, и в одном вагоне - 3 литровых пакета с зарином. Между тем достаточно капли размером с булавочную головку, чтобы убить взрослого человека.

Зарин - фосфорорганическое отравляющее вещество нервно-паралитического действия, жидкость без цвета и запаха. Был изобретен в Германии до Второй Мировой войны в качестве удобрения. Но очень быстро стал использоваться как химическое оружие. С 1993 года запрещен Международной Конвенцией не только к использованию, но и к производству. Вызывает поражение при любом виде воздействия. Первые признаки поражения - сужение зрачков, затруднение дыхания, тошнота. Смертельная концентрация при дыхании в течение 1 минуты - менее 0,1 мг/л, при действии через кожу - чуть более 0,1 мг/л. Химики Аум Синрикё получили недостаточно чистый зарин, поэтому он был менее смертоносен и имел запах примесей.


Все пять террористических актов были осуществлены на трех линиях Токийской подземки, пересекающихся на станции Касумигасэки.

Линия Тиёда, поезд А725К, станции Син-Отяномидзу - Касумигасэки - Коккай-Гидзидо.
Погибло 2 человека, 231 пострадало.

Исполнитель, ехавший в первом вагоне, на станции Син-Отяномидзу проткнул один из двух пакетов и вышел. Пары зарина начали отравлять пассажиров. На станции Касумигасэки два станционных работника, пытавшиеся убрать разлившуюся жидкость, получили смертельные дозы отравляющего вещества. Пострадали так же люди, находящиеся на перроне. Пассажиры были высажены из поезда только на следующей станции Коккай-Гидзидо.

Исполнитель Икуо Хаяси - приговорен к пожизненным каторжным работам, вместо смертной казни (за сотрудничество со следствием)
Водитель Томомицу Ниими - приговорен к смертной казни через повешение


Линия Маруноути, поезд A777, станции от Отяно-Мидзу до конечной Огикубо и обратно до Син-Коэндзи)
Погиб 1 человек, 358 пострадало.

Исполнитель должен был совершить теракт во втором вагоне, но что-то спугнуло его и он пересел в третий. На станции Отяно-Мидзу он проткнул оба пакета концом зонтика и вышел. На станции Накано-Сакауэ из поезда вынесли одного умершего пассажира и второго без сознания. Пакет был унесен станционным работником. Но отравленный поезд продолжал обслуживать пассажиров до конечной станции, а потом поехал и обратно! Лишь двумя станциями позже, на Син-Коэндзи, поезд наконец сняли с маршрута.

Исполнитель Кэнъити Хиросэ - приговорен к смертной казни через повешение
Водитель Коити Китамура - приговорен к пожизненным каторжным работам


Линия Маруноути, поезд В701, от станции Йоцуя вся линия.
Никто не погиб, около 250 человек пострадало.

Исполнитель в пятом вагоне перед станцией Йоцуя попытался проткнуть пакеты с зарином, но сумел повредить только один, что уменьшило последствия. Однако этот же фактор привел к тому, что пары зарина распространялись медленно. Поезд доехал до конечной Икэбукуро, был осмотрен станционным работником и пущен в обратную сторону. На станции Хонго-Сантёмэ по просьбе пассажиров пакет убрали из вагона и прибрались. На конечной Синдзюку поезд без проверки был снова пущен в обратный путь, поражая новых пассажиров ядовитыми парами. И только на станции Коккам-Гидзидо в 9:27, через час сорок после разгерметизации пакета, поезд был снят с линии.

Исполнитель Масато Йокояма - приговорен к смертной казни через повешение
Водитель Киётака Тонодзаки - приговорен к пожизненному заключению


Линия Хибия, поезд В711Т, станции Эбису - Камиятё - Касумигасэки
Погиб 1 человек, 532 пострадало.

Исполнитель в первом вагоне проткнул оба пакета, отъехав с Нака-Мэгуро и на Эбису вышел. У Роппонги пассажиры почувствовали дискомфорт, на станции Камиятё началась паника. Люди падали, задыхались, пытались открыть окна, теряли сознание. Их выносили на платформу и вызывали «скорую». Высадив только пассажиров первого вагона, поезд поехал дальше. Но в Токио из вагона в вагон есть проход, зарин продолжал распространяться. Только на Касумигасэки состав был снят с линии.

Исполнитель Тору Тойода - приговорен к смертной казни через повешение
Водитель Кацуя Такахаси - арестован в 2012 году, под следствием


Линия Хибия, поезд A720S (и следующие за ним А621Т, А785К, A666S, A738S ), станции Акихабара - Кодэмма, Нингётё, Каябатё, Хаттёбори, Цукидзи.
Погибло 8 человек, 2475 пострадало.

Исполнитель сел в третий вагон, у станции Акихабара многократно проткнул три имевшихся у него пакета с зарином и покинул поезд. К следующей станции пассажиры почувствовали серьезное недомогание, на станции Кодэмма один из пассажиров пнул ногой пакет, выкинув его на платформу. Пары зарина тут же заполнили станцию, убив там четырех человек и многих искалечив. Поезд, в котором умирали пассажиры, распространял смертельный яд так же на следующие за ним поезда в тоннелях и на станциях Нингётё, Каябатё и Хаттёбори, мимо которых проезжал. Только на Цукидзи началась эвакуация людей из поезда и с платформы. Через 20 минут был дан приказ об эвакуации со всех станций линии. Но число пораженных зарином на этом направлении оказалось беспрецедентно.

Исполнитель Ясуо Хаяси - приговорен к смертной казни через повешение
Водитель Сигэо Сугимото - приговорен к смертной казни через повешение


Схема линий и станций зариновой атаки в Токийском метро.
Для просмотра в большом размере кликайте на изображение.

Япония тех лет считалась тихой страной, в которой ничего запредельно страшного или преступного не происходило. Несмотря на то, что в июне 1994 года в городе Мацумото та же Аум Синрикё произвела пробную зариновую атаку, в которой погибло 7 и пострадало 144 человека, обычные люди не были готовы к теракту таких масштабов в Токио. Станционные работники убирали пакеты и газеты, пропитанные зарином, руками. Не было каких-то спецконтейнеров для опасных предметов, убранные с платформы пакеты были унесены в офис начальника станции. Редко кому приходило в голову избавиться от пропитанной отравляющим веществом одежды и умыться. Пассажиры и вовсе вели себя не опасливо. Многие смотрели на пакеты с зарином, ощущали неприятный запах, кашляли, но не выходили из вагона, не осознавая серьезности происходящего. Многие, почувствовав тошноту, потемнение в глазах из-за сужения зрачков, раздражение слизистых и затруднение дыхания, продолжали свой путь на работу, думая, что простудились или не выспались. Даже вид умерших и пострадавших, лежащих на платформе, не заставлял людей всерьез задуматься о последствиях. Лишь, посмотрев новости по ТВ, они понимали, что визит в больницу неизбежен. А между тем, даже легко пострадавшим требовалась госпитализация. Многие больницы имели весьма туманное представление о том, как спасать пораженных зарином. В тот момент очень помог врач, работавший с пострадавшими во время недавнего инцидента с зарином в Мацумото. Профессор Нобуо Янагисава разослал в Токийские больницы рекомендации по лечению от заринового отравления.

Последствия для отравленных зарином были различны. Большинство так и не восстановились полностью и постоянно испытывают повышенную утомляемость, головные боли, проблемы с памятью, со зрением. Все страдают от посттравматического синдрома. Получившие более сильное воздействие яда не могут ходить, говорить, у них нарушены функции мозга. Некоторые не умерли, но так и не вышли из вегетативного состояния.

Нельзя, однако, сказать, что атака была совершенно неожиданной. Сёко Асахара (настоящее имя Тидзуо Мацумото) - духовный лидер Аум Синрикё - задолго до теракта находился под пристальным вниманием следователей и полиции. Секта не только обманывала и обирала своих адептов, но и занималась производством и использованием химического и бактериологического оружия, собиралась приобрести ядерное и пропагандировала пользу третьей мировой войны. Пытаясь избавиться от судей, выступавших против Аум, секта и произвела зариновую атаку в Мацумото. Собственно теракт в Токийском метро Асахара задумал для того, чтобы отвлечь полицию от предстоящих обысков в офисах секты. Только рядовые члены Аум думали, что совершают "крестовый поход против порочного мира". За неделю до Токийского теракта юрист Таро Такимото направил официальное предупреждение о готовящемся сектой массовом убийстве людей с применением зарина главе Национального полицейского агентства и генеральному прокурору. Но полиция не предприняла никаких действий по непонятным причинам.

В мае 1995 года были арестованы Сёко Асахара и более десятка других лидеров секты, некоторых исполнителей зариновой атаки арестовали только в 2012 году. Асахара отрицал связь секты с терактом в метро, но часть последователей призналась в причастности к событиям в Токио, а также в ряде других инцидентов. Суд признал лидера группы Сёко Асахару виновным по 13 из 17 обвинений, и в 2004 году приговорил его к смертной казни. В целом суд вынес 12 смертных приговоров руководителям организации и причастным лицам.


6 июля 2018 года Сёко Асахара и шесть его сподвижников были казнены через повешение в Токийской тюрьме.


Рекомендую

Мы взяли интервью у преподавателя МГУ, историка‐япониста Александр Раевского о феномене запрещенной в РФ организации "Аум Синрике" и событиях двадцатилетней давности

20 марта 1995 года в токийском метро произошел террористический акт с применением отравляющего газа зарин. В результате, по разным данным, погибли от 10 до 12 человек, более пяти тысяч получили отравления различной степени тяжести. Атаку организовала секта Аум Синрике, которой руководил Тидзуо Мацумото (Секо Асахара). В годовщину трагедии "360 Подмосковье" решил узнать больше о причинах и последствиях теракта. О том, почему произошел теракт, когда и как появилась секта Аум Синрике, рассказал историк-японист, преподаватель МГУ Александр Раевский.

Завтра годовщина атаки токийского метро, хотелось бы понять, как так получилось, что эта ситуация стала возможной? В Японии такого рода происшествий массовых раньше не было.

Да, никогда не был, ни до, ни после, эта ситуация почти невероятна для Японии. Там несколько есть факторов. Первый фактор – социально-экономический. Дело в том, что там был небольшой разрыв поколений, мироощущений разных поколений, потому что поколение, которое пережило войну, пережило оккупацию, очень сильно работало, работало, работало, своим детям внушало, что нужно всю жизнь продолжать работать. И вот эти вот дети на период юности, молодости которых пришелся этот теракт Синрике и как раз попали в эту секту, они понимали, что нужно работать, но не очень понимали, зачем. Им это все было не очень интересно, и традиционные японские ценности их, скажем так, не сильно волновали. Они куда-то хотели двинуться в сторону, так как современная модель общества их очень сильно не устраивала. Поэтому для них эта новая религиозная история, которая обещала им не какое-то материальное богатство, а гарантировала духовное просветление. Это так редко было в их жизни, что они на это купились. Вторая причина – религиозная. У японцев как таковой религии в стране не очень много, у них есть ритуалы, обряды либо буддистские, либо синтоистские, когда люди просто действуют в рамках традиции, но какой-то внутренней веры в высшее божество, в божественную справедливость, такого в Японии вообще никогда не было. И на этом тоже сыграл Асахара в своей религии, потому что он понял, что людям недостает стремления к чему-то прекрасному, к чему-то высокому, к чему-то божественному. Тем более нужно помнить, что это 90-е годы, люди думали, что в 2000-х придет конец света. Асахара сам по себе тоже очень талантливый пиарщик, грамотно придумал, как раскрутить свою секту. И все это сработало так, что японцы даже не поняли, как погрязли в этой жестокой, как потом оказалось, террористической секте.

Получается, что по большому счету Аум Синрике объединила в себе и религиозные начала, и какие-то моменты современные, например, использование массовых коммуникационных технологий и пиара. Можно ли сказать, что это дитя нового века? Были ли последователи?

Сект новой религии их много. Кто-то сильно отличается, кто-то не сильно, но японцы спокойнее относятся к религиям и к такого рода сектам. Тут важно то, что Аум Синрике отличалась своим подходом, она была веселым интерактивным развлечением, в котором молодые люди могли найти себе занятие по душе. Туда приходили и художники, чтобы рисовать комиксы, туда приходили биологи, чтобы что-то выращивать. Там разным людям по их специальностям давалась возможность работать. Они работали не на корпорацию, а на благо всего общества. Это потом она трансформировалась.

- Что значит Аум Синрике?

Аум – буддистское Ом, Синрике – учение об абсолютной истине.

- Что они вкладывали в это?

Наверное, имелось ввиду, что учение Асахары – это учение абсолютной истины. Когда в 1984 году появилась эта секта, она называлась по-другому, потом было название "Клуб горных волшебников Аум". Синрике появляется в 1987 году, все это стандартные иероглифы, которые во всех течениях бывают. А "абсолютная истина" значит, что Асахара говорит абсолютную истину. И даже если мы чего-то не понимаем, или мы с чем-то не согласны, как заметил один из подсудимых в зале суда, один из тех, кто протыкал пакет с зарином: "Я так был уверен, что Асахара прав, потому что он сверхчеловек немного, что, даже если мы считали, что он в чем-то ошибается, то он-то видит и прошлое, и настоящее, и будущее, поэтому его точка зрения правильная". Я думаю, что так в это все и верили.

Бывший член секты "Аум Синрике" Макото Хирата

- А не кажется это немного странным, и как получилось, что у такой прагматичной нации - такая слепая вера?

Нация, с одной стороны, прагматичная, с другой стороны, она в той же степени любит в едином порыве следовать за чем-то. Поэтому я в этом, конечно, вижу странность, потому что для Японии такая ситуация, которая сложилась, нетипична. Но тут нужно помнить, что это было движение, направленное в первую очередь на молодежь, молодежь в то время увлекалась всякими сверхъестественными вещами ближе к предполагаемому концу света, она читала мангу, потому что она любила комиксы, и тут появилась альтернатива обычной жизни, которая предлагала им яркое путешествие внутрь себя вместе с харизматичным бородатым молодым человеком. Здесь нужно личностный фактор тоже учитывать. Поэтому в увлечении Аум я вижу именно стремление японского народа увлекаться чем-либо.

Газовая атака в токийском метро

Какие принципы лежали в основе этой религии? Что это за течение и почему оно было привлекательным, если не брать в расчет социально-экономический фактор?

Асахара, когда в первый раз поехал в Индию, он там выдумал главное божество аумского пантеона – это бог Шива. Уже в этом ученые видят предупреждение, потому что Шива – это бог-разрушитель, он должен разрушить этот мир, чтобы он потом возродился в новом качестве. А дальше Асахара, по меткому выражению одного из исследователей, как покупатель с большой тележкой, брал из разных религий то, что ему нравится, то, что красиво лежит. Там были и буддистские, и индуистские истории. Потом в 1987 году ему кто-то дал Библию, после этого он написал сразу двухтомник чуть ли не "Объявляю себя Христом". Потом он взял ваджраяну, единственное из направлений буддизма, которое оправдывает убийство во имя гуру. Потому что тогда уже произошли первые убийства, это был 1989 год, и он искал, как их оправдать. Поэтому Аум Синрике – это детище мыслей, фантазий одного человека. И когда этот человек начал сходить с ума, и когда он немного обиделся на Японию, которая не объявила его единогласно божеством, поэтому он переключает Синрике к агрессивным действиям. Искать какого-то глубокого смысла, следить, как меняется религиозная концепция, смысла нет. Это все действовало в зависимости от ситуации в стране в то время и от личного восприятия Асахары.

"АУМ синрике" в России

Можно ли сказать, что атака 20 марта в токийском метро была порождением болезненного самолюбия этого человека?

Конечно. Тут просто нужно помнить, о чем не все знают, что на самом деле Аум Синрике через СССР приобрели вертолет, который поставили на свою базу рядом с горой Фудзи и хотели произвести около 300 тонн зарина и распылить его над Токио. Такой был финальный план, который должен был состояться то ли летом, то ли осенью 1995 года. И в марте, люди Асахары, которые работали в полиции, они сказали ему, что 21 числа полиция планирует рейд на убежище Аум Синрике. А там было понятно, что заводы с химическим оружием найдут. И Асахара принимает решение, что единственный способ как-то ему прославиться, чтобы люди узнали о том, что он был, - это сделать все быстро. А еще ученый, который изготовил этот состав, был не очень профессионалом, потому что профессионал в это время сидел в двух дневной медитации и поэтому не смог приготовить газ. Когда Асахаре доложили, что приготовили зарин, но он не очень чистый (всего 30%), он махнул рукой и сказал, что и так пойдет. Потому что важно было сделать хоть что-то. Поэтому судьба уберегла Японию от большой трагедии.

Последний подозреваемый по делу секты "Аум Синрике" арестован в Токио в 2012

Сохранились какие-то материалы личных бесед с Асахарой, благодаря которым можно провести анализ личности этого человека?

Говорят, что есть психическое исследование Асахары, но эти данные остались секретными, их не афишируют. С ним общались, когда его судили, там есть материалы из зала суда, вначале он вообще не отвечал на вопросы. Стоит помнить, что, когда его в мае 1995 года нашли, он был в пещере – в одной руке у него был чемодан с деньгами, в другой – автомат Калашникова. И когда ему сказали: "Пойдем", он ответил: "Вы не имеете права прикасаться к гуру". Действительно какие-то материалы существовали, но они, к сожалению, засекречены.


Сёко Асахара (настоящее имя Тидзуо Мацумото, а псевдоним, который он позже возьмет, в переводе означает - «сияющий свет в долине конопли»), руководитель секты «Аум сенрике», родился в 1955 году в городе Яцусиро провинции Кумамото в Японии.

Сын ткача

Он был четвертым сыном бедного ткача татами-циновок в деревеньке на острове Кюсю. В детстве Тидзуо потерял зрение из-за глаукомы, и в шесть лет его отправили в интернат для слепых.

Тут-то и началась блестящая карьера Пробудившегося (так называют Секо его последователи): будучи слепым всего лишь на один глаз, он брал деньги с других, полностью слепых студентов, для которых был своеобразным гидом, когда это требовалось. Он заработал на этом около 3 тыс. долларов, составив таким образом базовый капитал для будущих великих свершений. Тут же, в интернате он обучился иглоукалыванию, благодаря чему позже открыл свою клинику, в которой продолжил укрепление своего финансового и духовного могущества. В 1982 Асахара был неожиданно арестован за торговлю поддельными китайскими лекарствами, и его бизнес прикрыли. Оказалось, что он предлагал лечение страдающим ревматизмом людям старше 60 лет. На продаже фальшивых лекарств Асахара «заработал» около 40 миллионов иен.

В 1984 он основал корпорацию Aum inc. - изначально учебный центр йоги, который в 1986 году объявил себя религиозной организацией. В 1985 году Учитель провел некоторое время в Гималаях, где и достиг Пробуждения. Вернувшись, он оповестил об этом своих соратников, и с этого момента секта Аум Синрике начала свое победоносное шествие по миру.

Альтернативное правительство

Это было своего рода государство в государстве, с «финансами», «строительством» и министерствами «науки и техники». Структура Аума была похожа на структуру правительства Японии и включала в себя различные министерства по всем сферам жизни японского общества. Кабинет министров Аума был призван как бы «заменить японскую власть на время апокалипсиса». Велась серьезная воспитательная и пропагандистская работа. По всему миру открывались филиалы, последователей становилось все больше и больше, поскольку одним из важнейших постулатов учения Аум Синрике был такой: чем больше людей тот или иной приверженец сумеет обратить на сторону Учения, тем выше становятся его (приверженца) личные шансы на спасение. В итоге по всему миру несколько десятков тысяч людей (включая видных ученых, политиков и артистов) стали членами этой могущественной организации! На одной из фотографий, гуляющих в интернете, даже запечатлен момент, когда Асахара встречается с человеком, похожим на Юрия Лужкова, и этот человек, похожий на Юрия Лужкова, подобострастно жмет руку японскому гуру. Впрочем, точных данных на счет того, что это Юрий Михайлович, нет.

Репетиция Большого Конца

Родной стихией товарища Сёко был газ! Изготовление зарина, газа нервно-паралитического действия, который применяли еще немецкие нацисты в отношении узников концлагерей, шло полным ходом на главной базе «Аум Синрике», у подножия священной для японцев горы Фудзияма. По стратегическому плану, отравляющие вещества предполагалось распылить над Токио, убив сразу несколько десятков тысяч человек. Цель - приблизить наступление апокалипсиса и дать понять миру, что конец действительно неизбежен! Для реализации плана был даже за огромные деньги куплен и перевезен из Азербайджана какой-то специальный вертолет.

И вот, 20 марта 1995 года, случилась репетиция Большого Конца. В пяти скоординированных атаках преступники проткнули пакеты с зарином, обёрнутые в газеты, и распылили газ в метрополитене. В газовой атаке в токийском метро в утренний час пик 10 человек (по другим данным – 12 или 13) погибло и около 5000 было госпитализировано в результате отравления газом.

В мае 1995 года силами полиции были проведены массированные рейды на офисы Аум Синрикё в Токио и на лабораторию и штаб-квартиру секты в префектуре Яманаси, в результате которых изъяты многочисленные емкости токсичных химических веществ, используемых для производства зарина. В ходе общенациональных рейдов были арестованы Тидзуо Мацумото (напомним, это настоящее имя Секо Асахара), прятавшийся в нише стены с крупной суммой денег и спальным мешком, и более десятка других лидеров секты. Асахару обвинили в организации нескольких терактов. При этом сам он отрицал связь своей секты с терактом в метро. Однако часть последователей Пробудившегося призналась в причастности к событиям в Токио, а также в ряде других инцидентов, включая убийство адвоката и его семьи, в убийствах членов организации или лиц, которых сочли врагами культа. В последующем были арестованы около 200 членов секты, ряд из них осужден за теракт и другие акты насилия. По другим данным арестовано было 484 адептов и предъявлено обвинение 188.

Суд длится уже много лет, и несмотря на то что несколько раз Секо Асахара был приговорен к смертной казни через повешение, приговор так и остался не исполненным - все время находились причины оспорить его, отложить и пересмотреть дело. Лидер Аума не признает себя виновным по 12 из 13 обвинений, которые предъявил ему суд. Он ведет себя на суде очень тихо - молчит и бойкотирует заседания, а его родственники и соратники настаивают на его полной невменяемости. Сейчас ему 57 лет, и он совершенно слепой, при этом он постоянно занимается рисованием. По его словам, он рисует космос.

Музыка Пробудившегося

Рисование не единственная область творчества, в которой японский гуру проявляет недюжинные способности. Так, например, в интернете можно найти mp3 файлы с записью музыки авторства этого разностороннего человека. Музыка просветленная до безумия. Сам он называет эти композиции «астральной музыкой». Например, музыку Мастера Секо Асахара можно .

Секты - это уже не религия, а чистый бизнес с четкой системой управления, где человек и его способности являются всего-навсего «сырьем для мошенников». Так считает Вячеслав Демин, бывший сотрудник уголовного розыска, проработавший в МУРе и центральном аппарате МВД 25 лет.

Одно время в СМИ проходила информация, что газовая атака изначально планировалась не как попытка массового убийства, а как гигантская психотропная обработка тысяч людей с помощью сильно растворенного зарина. По мнению некоторых экспертов, малые концентрации этого газа способны вызвать у человека состояние, в котором на мозг можно воздействовать с помощью, например, электронных волн определенной частоты. Не исключено, что в музыке Асахара активно задействованы эти волны.

Когда-то Пробудившийся приезжал в Россию со своим симфоническим оркестром, было это уже в постперестроечное время, при Ельцине. Весь оркестр выходил на сцену в дзюдоистских кимоно, а впереди - величественный, сияющий светом коноплянных полей, великий Пробудившийся Композитор!

Аум в России

Вообще, деятельность Аум Синрике в России - это отдельная и очень интересная тема. По материалам газеты «Известия» от 11, 18, 24 февраля и 2 марта 2000 г., а также агентства ИТАР-ТАСС от 25, 27 февраля 2000 г. и токийского еженедельника «Сюкан пост», российское отделение японской секты «Аум Синрикё», деятельность которого была запрещена в апреле 1995 г. решением Останкинского межмуниципального суда, отнюдь не прекратило своей деятельности. Так, оно отстроило себе под Москвой, в деревне Ельцы, опорную базу, оформленную на переводчика Юрия Сапрыкина. Организация успешно зарабатывает за счет операций с недвижимостью и активно восстанавливает свою инфраструктуру в России и на Украине.

Уже в первые годы после распада СССР только в Москве было открыто шесть центров Аум. Сёко Асахара видел в России гигантский потенциал с точки зрения вербовки новых сторонников. Ежедневно можно было слышать по радио (на длинных и средних волнах) радиопередачи секты. Она также имела свою телепрограмму и, как было упомянуто выше, устраивала грандиозные концерты «астральной музыки». Число последователей секты измерялось несколькими десятками тысяч человек.

Помимо творческой активности, секта вывозила из России технологии производства оружия и боевых отравляющих веществ. В том числе и того самого газа зарин, которым были отравлены люди в токийском метрополитене.

В 1998 году культ, основанный Асахарой, возобновил работу по вербовке новых членов в Японии и открыл несколько коммерческих проектов. К 1998 году (это последние данные, которые касаются финансовой деятельности Аума) одна из фирм общества, занимающаяся продажами компьютерного оборудования, имела объем ежегодных продаж 57 млн. долларов.



Поделиться