Церковь святого Георгия в Ладоге. Георгиевская церковь (Старая Ладога)

Первое упоминание о храме относится к 1460 г., когда на месте нашего храма стоял другой, маленький и деревянный. В истории сохранились разные названия того места, где был построен храм - «в Лужниках», «в Лужках», «в Лучниках».

Существует несколько версий происхождения этих названий. По наиболее распространённой версии здесь были лужки для выгона скота, чьим покровителем считался великомученик Георгий, и около которых находилась Коровья площадка, где купцы торговали крупным рогатым скотом. По другим версиям названия произошли от торговцев луком или изготовителей луков со стрелами.

В 1657 г. в «Сторельной книге» (книга о постройке новых и восстановлении укреплений старых городов в XVI-XVII вв.) впервые упоминается каменная Георгиевская церковь.

В XVII веке на месте деревянной церкви на средства купца Гаврилы Никитича Романова был возведён двухэтажный каменный храм и колокольня, соединённая с храмом галереей - гульбищем. В 1693 году главный, нижний, храм был освящён Патриархом Московским и всея Руси Адрианом во имя святого великомученика Георгия Победоносца, а верхний - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Отстоящая от храма колокольня, этого же времени, была соединена с ним галереей - гульбищем.

За свою многовековую историю храм св. Георгия претерпел много бед и лишений. Однако Господь был милостив, и во время французского нашествия и пожара в Москве 1812 года он горел, но уцелел и был мало разграблен. В последующие 1825-29 годы храм был отремонтирован и заново расписан, а иконостас вызолочен.

В 1862 году храм приобрёл современный вид. Галерея между ним и колокольней была снесена. Появились два симметричных придела: южный - преподобного Феодора Сикеота, возведённого иждивением купчихи Мазуриной Александры Васильевны и северный - преподобного Нила Столобенского, построенный на средства купца Садомова А. К.

В начале XX века на колокольне находилось 11 колоколов, из которых два были отлиты в XVII веке. На одном из них, весом в 56 пудов, имелась надпись, что его пожертвовал купец Пётр Никитин.
В храме находилось немало икон и утвари XVII-XVIII веков: серебряные напрестольные кресты и богослужебные сосуды, чтимые иконы Божией Матери Голубицкая и Иверская, иконы святителя Николая Чудотворца, вмч. Георгия Победоносца и другие. Верхний Благовещенский храм украшало медное посеребрённое паникадило XVII века.

В 1932 г. храм был закрыт и находился в ведении НКВД. Были утрачены шатёр колокольни, завершение храма, главы над приделами, ограда с воротами.
До полной неузнаваемости перестроен фасад паперти с западной стороны, выходящей к Политехническому музею, заложены проёмы звона колокольни, пробито несколько новых проёмов, заложен западный, главный вход.

Были утрачены или повреждены многие детали наружного убранства.
Внутри храма возведены междуэтажные перекрытия, много временных перегородок, грузовой лифт, ванна, туалеты. Иконостасы были утрачены, стеновая роспись полностью уничтожена.

Сначала в храме располагалось общежитие НКВД, а потом обувная мастерская КГБ. Были установлены станки, от работы которых в стенах образовались обширные трещины.

При строительстве электрической подстанции в 2-х метрах от стен храма фундамент его потерял устойчивость и дал усадку, что увеличило трещины в стенах и их разрушение.

За полвека здание храма не ремонтировалось и к середине 1980-х годов пришло в тяжёлое аварийное состояние. Здание церкви было изуродовано до такой степени, что проходящие мимо люди не узнавали в нём православный храм. Так оно и стояло заброшенным, пока в 1993 году не было передано Русской Православной Церкви.

В том же 1993 г. образована православная община и начаты ремонтно-восстановительные работы.

Из храма были убраны станки, перекрытия и их металлоконструкции, перегородки. Территория вокруг расчищена от забетонированной в землю арматуры, укреплён фундамент и стены.

К празднованию 850-летия столицы правительством Москвы были выделены средства на восстановление западного фасада и колокольни. Все остальные реставрационные работы ведутся, в основном, силами прихода и добровольных помощников, на благотворительные пожертвования.

В 1996 году возобновлены регулярные богослужения в правом приделе преп. Феодора Сикеота.
Осенью 1997 года впервые зазвучал перезвон с колокольни храма, на которой установили набор колоколов Каменск-Уральского литья.

На храме, до того обезглавленном, в 2000 году был водружён вызолоченный крест - точная копия исторического креста.

В 2001 г. завершены работы по реставрации верхнего храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, и возведён величественный и великолепный иконостас. Здесь и стали совершаться регулярные богослужения.

А в 2005 году были закончены работы по восстановлению главного алтаря храма и возведению Георгиевского иконостаса. И большая часть богослужений теперь совершается именно здесь.

В настоящее время ведутся работы по реставрации южного придела преподобных Нила Столобенского и Феодора Сикеота - укрепление фундамента, оштукатуривание стен, возведение иконостаса, написание икон и т.д.

С ноября 1884 года по март 1893 года в нашем храме в сане диакона служил известный московский старец - святой праведный Алексей Мечёв.

На юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, состоявшемся в августе 2000 года в числе сонма новомучеников и исповедников Российских канонизирован в лике священномучеников последний настоятель нашего храма протоиерей Владимир Проферансов. Отец Владимир был секретарём Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, и за отказ сотрудничать с НКВД был осуждён, сослан в ссылку в Семипалатинск Казахстанский, затем приговорён тройкой ОГПУ и расстрелян 15 декабря 1937 года на Бутовском полигоне под Москвой, вместе с десятками тысяч других мучеников.

Память священномученика Владимира Лубянского (Проферансова) празднуется в нашем храме 15 декабря. Впервые такая торжественная служба прошла в декабре 2000 года, ко времени которой была написана его икона. Ко дню 70-летия мученического подвига сщмч. Владимира Лубянского был отреставрирован северный придел храма, посвящённый его имени, устроен иконостас и оборудован алтарь. 15 декабря 2007 года состоялась первое праздничное богослужение.

В этом году исполняется 1701 год со дня кончины св. великомученика Георгия Победоносца – одного из самых чтимых на Руси святых, почитающегося покровителем Москвы. В первопрестольной в его честь было построено множество храмов, задолго до появления изображения святого на московском гербе, – одни пережили черные времена и сохранились до наших дней, другие погибли в годы советской власти.

Святой Георгий родился в Ливанском городе Бейруте (Берите) на побережье Восточного Средиземноморья в конце III века н.э. в аристократической, богатой и благочестивой семье – родители воспитали сына в христианской вере. Юноша поступил на военную службу при императоре Диоклетиане, ревнителе римского язычества и яростного противника христианства: именно при нем начались жесточайшие гонения на исповедников Христа. Император Диоклетиан заметил молодого, сильного и храброго воина, и святой Георгий, зачисленный в императорскую стражу, стал его любимцем.

И вскоре св. Георгий стал очевидцем неправедного суда над христианами, вынесшего им смертный приговор за истинную веру. Тогда воин, понимая, что эта участь ждет и его как христианина, завершил дела земные – освободил своих рабов и роздал имущество бедным – и сам явился к императору Диоклетиану. Перед грозным тираном св. Георгий открыто исповедал христианскую веру и обличил его злодеяния, выступив против императорского приказа о преследовании христиан.

Диоклетиан повелел заточить воина в темницу и жесточайше пытать, и, не добившись от него отречения от Христа, приговорил его к смерти через усечение головы мечом. Святой Георгий был казнен в Никомидии в 303 году – он не дожил до 30 лет. Святые мощи его были упокоены в Палестине, в городе Лидди, в посвященном ему храме, а голова была положена в таком же храме в самом Риме.

И уже после смерти великомученика произошло знаменитое Чудо св. Георгия о змие, которое не только усилило прославление святого, но и определило последующую иконографию его образа, а потом и сам московский Герб, – святого изображают на белом коне с копьем в руках, поражающим змия.

По преданию, на родине святого Георгия, в озере близ города Бейрута, действительно появился какой-то гигантский змей – возможно, крокодил или удав. Он представлял огромную опасность для местных жителей, так как они стали постоянно приносить ему человеческие жертвы по жребию, юношу или девушку, чтобы «задобрить» чудовище и утолить его голод, как в древние языческие времена. И однажды жребий пал на дочь самого правителя – опасность была такой, что даже отец не мог ничего для нее сделать. Девушку отвели на берег озера и привязали к дереву. И когда чудище вылезло из воды, вдруг появился «светлый юноша» на белом коне и ударом копья убил гадину. Так он не только спас девушку и местных жителей от беды и прекратил страшные языческие жертвоприношения, но и обратил все окрестное население в христианскую веру.

Святой Георгий считается покровителем воинства, домашнего скота и защитником от хищников. В его весенний праздник на Руси скотину впервые выгоняли в поле после зимовки. А вот осенний, ноябрьский праздник святого вошел в историю России как знаменитый «Юрьев день», празднуемый 26 ноября по старому стилю. В средневековые времена он был последним оплотом свободы русского крестьянства – именно в этот день раз в году им разрешалось самим переходить от одного помещика к другому, когда в конце ноября устанавливался крепкий санный путь, что давало возможность передвижения. И только при Иване Грозном, в 1581 году, это правило перехода было отменено, чем окончательно до самого 1861 года утвердилось жесточайшее крепостное право. Тогда и появилась известная поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».

В старой, дореволюционной Москве было несколько храмов, освященных во имя св. Георгия. Часть из них уцелели до нашего времени – на Псковской горке в Китай-городе на Варварке, в Замоскворечье, в Лучниках на Лубянке. Лубянская церковь открылась настолько в обезображенном виде, что в середине 1990-х годов, когда этот храм вернули верующим, не верилось, что эти руины вообще можно восстановить. И тогда же, после падения СССР, была выстроена Георгиевская церковь на Поклонной горе, явив собой новое направление в церковной архитектуре.

В центре старой Москвы существовал и целый монастырь, посвященный святому Георгию, – в одноименном переулке между Тверской и Большой Дмитровкой ныне осталась только красивая стена этой обители, а на месте снесенного большевиками монастыря построили типовое здание школы. Много и разрушенных приходских Георгиевских церквей – на Всполье в районе Бронной и Спиридоновки, в Хамовниках и на Красной горке на Моховой. Эта последняя церковь, стоявшая по соседству с главным зданием МГУ на Моховой, была связана с судьбой Московского университета.

Церковь стояла рядом с гостиницей «Националь», на том месте, где сейчас стоит сталинский дом №6. Название местности – Моховая – произошло, по одной из версий историков, от стоявших тут лавок, в которых торговали сухим мхом для конопачения деревянных московских домов. Или же тут просто было болотце, обильно поросшее мхом.

Георгиевская церковь на Моховой была основана, по преданию, самой инокиней Марфой, матерью первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича. Однако в исторической литературе встречается известие о том, что церковь упоминалась еще в духовной грамоте великого князя Василия Темного, и в 1462 году значилась каменной. Возможно, что древняя церковь сгорела дотла, и инокиня Марфа выстроила на ее месте новую, деревянную. И действительно, подтверждение этой версии находим в летописи при описании пожара в Москве в 1493 году: пожар с Арбата перекинулся на «Неглину к каменной церкви к Егорию святому». А вот уже в 1629 году есть упоминание, что церковь «Георгия Страстотерпца на Горке древяна» сгорела – значит, в то время она действительно была уже деревянной. Возможно, что именно ее и основала или возобновила деревянной на месте каменной инокиня Марфа.

Храм был построен на возвышенности, где по всей вероятности, в древности весной справляли народные праздники на Красную Горку – отсюда и произошло название этой местности на берегу Неглинки. Праздновали весело – с хороводами, играми, гуляниями. По народному поверью считалось, что поженившиеся на Красную Горку будут счастливы всю жизнь. А поскольку праздник этот был весенний, в первое воскресение после Пасхи, то по традиции его отмечали там, где было много тепла и солнца.

Деревянная церковь сгорела в 20-х годах XVII столетия, и прихожане своими силами выстроили на том же месте каменный храм – в 1652-1657 г.г. Затем храм украшали и благоустраивали местные именитые и богатые домовладельцы, жившие в этом привилегированном районе старой Москвы: так, на втором этаже Георгиевского храма князья Барятинские освятили придел во имя св. Архистратига Михаила. В 1817 году именно в нем открылась временно домовая церковь Московского университета, – тогда этот придел был переосвящен во имя св. мученицы Татианы. Московскому университету пришлось перейти под сень святого Георгия, так как его собственная церковь в левом крыле главного здания на Моховой сгорела в пожаре 1812 года.

И именно здесь, в новоосвященном Татианинском приделе Георгиевского храма студенты Московского университета присягали Великому князю Константину Павловичу, а потом его брату Николаю I в декабре 1825 года.

И здесь же, в Татьянин день 1831 года совершилось торжественное богослужение после страшной эпидемии холеры в Москве – когда болезнь уже утихла в городе. Сначала преосвященный Дионисий отслужил в храме Литургию, а потом студенты подняли местные иконы и образ св. мученицы Татианы и перенесли их в большую университетскую аудиторию, где был совершен благодарственный молебен и провозглашено многолетие Государю Императору Николаю Павловичу и Августейшему дому. Затем святой водой окропили комнаты студентов, столовую и лекционные аудитории.

Однако богослужения в обычном приходском Георгиевском храме оказались неудобными для большинства университетских прихожан – наверх вела крутая лестница с большими ступенями, и не все пожилые люди могли ее преодолевать, особенно в плохую погоду, а совершать там отпевание было почти невозможно. К тому же второй этаж не отапливался, и нельзя было проводить богослужения в холодное время года – на которое и приходился главный университетский и престольный январский праздник Татьянин день.

Кроме того, помещение придела второго этажа было очень маленьким для проведения многолюдных университетских торжеств – священник Георгиевской церкви, Захарий Яковлев, который стал исполнять обязанности университетского священника служил в большие праздники и во время Великого Поста прямо в главном корпусе Московского университета.

Только в 1832 году император Николай I купил для университета соседнюю усадьбу Пашковых на Моховой, расположенную между Воздвиженкой и Большой Никитской, и построенную, возможно, самим Василием Баженовым. (Ныне это – Аудиторный корпус МГУ). И в его левом флигеле в 1837 году открылась новая домовая церковь Московского университета, действующая там и ныне. (подробней см. нашу публикацию от 25 января с.г.)

С того времени Георгиевская церковь опять стала обычной приходской. Только в ранние советские годы история вновь связала ее с судьбой Московского университета, когда его домовая церковь была закрыта большевиками почти сразу после революции. В январе 1920 года в Георгиевском храме тайком служили в Татьянин день, празднуя 165-летний юбилей Московского университета. Да и первые университетские богослужения после закрытия его собственной церкви вновь проводились в Георгиевском храме на Моховой.

Однако революция обрекла этот храм на уничтожение. В апреле 1932 года Моссовет просил ВЦИК разрешения снести Георгиевскую церковь и на ее месте построить элитный жилой дом в новом архитектурном стиле. Разрешение было получено, и в 1934 году знаменитый архитектор И.В. Жолтовский построил на Моховой многоэтажный дом, ставший самым первым в Москве образцом архитектуры «сталинского ампира», тихо шедшей на смену революционному конструктивизму. И хотя этот новый стиль так прозвали на метком и остром московском народном языке, действительно, для декоративного оформления здания Жолтовский вновь использовал элементы классической ордерной архитектуры, от которой отказался еще сам теоретик конструктивизма Ле Корбюзье. Иногда вообще писали, что произведение Жолтовского построено в итальянском стиле «Палладио», однако чаще его называли сталинским ампиром и горько иронизировали – «Ам-пир во время чумы».

Не случайным было это выражение – дом явно строился для высокопоставленной партийно-государственной элиты. Известный историк Москвы Сергей Романюк приводит данные о шлифованных деталях, о лепнине на потолке, о паркете без единого сучка, о полированных дверях и о комнате (алькове) для домработницы в каждой квартире этого «высеченного из камня памятника политике партии».

Но так случилось, что и в наше время еще раз судьба Московского университета и его домовой церкви оказалась невидимо связана с памятью старинного Георгиевского храма и самого святого покровителя Москвы. Именно в день праздника святого Георгия, 6 мая 1995 года, на верху Татианинской церкви МГУ на Моховой впервые после Октябрьской революции вновь водрузили большой деревянный крест. Он теперь хорошо виден с Манежной площади.

История строительства

Русская церковь во Львове

Святыни

Памятник в честь двухтысячелетия Рождества Христового и столетия храма

В храме сохраняются частицы мощей святой великомученицы Варвары, преподобных отцов Киево-Печерских , преподобного Иова (игумена Почаевского), Иоасафа Белгородского, Кукши Одесского. В храме находится также копия иконы «Тихвинская-Слёзоточивая» , написаная и освящённая на Афоне , которая была передана от русских пустынников Российскому императорскому консульству во Львове. Находящаяся в храме икона в году решением Священного Синода Украинской Православной Церкви (Московского патриархата) была признана чудотворной .

Современное положение

Настоятелем храма Святого великомученика Георгия Победоносца с являлся протопресвитер Василий Осташевский (отошел ко Господу 15 мая 2007 года) . С года, как и некогда, становится кафедральным и теперь единственным русским православным храмом во Львове. С того же года на Львовской кафедре находится епископ Украинской Православной Церкви (Московского патриархата) Августин (Маркевич) . До начала года в церкви служил протоиерей Андрей Ткачёв, ведущий телепрограмм на всеукраинском телеканале «Киевская Русь» , .

При церкви находится редакция епархиальной газеты «Свет Православия» , функционируют Высшие Богословские Курсы , миссионерский отдел, молодежное православное братство , библиотека.Издается православный журнал для детей «Божья нивка» (рус. «Божий луг»).

Богослужение совершается ежедневно, язык богослужения - церковнославянский; проповеди произносятся на русском и украинском языках.

Территория храма примыкает к зданию львовского Русского культурного центра им. Пушкина .

Примечания

Ссылки

  • Официальный сайт Львовской епархии Украинской Православной церкви (Московского патриархата)

Координаты : 50°24′21″ с. ш. 24°04′07″ в. д.  /  50.405833° с. ш. 24.068611° в. д.

Стоит церковь святого великомученика Георгия. Поставлена она на склоне холма, в самом конце Варварки. Зовут её по местоположению “что на Псковской горке”. В разное время храм звался по-разному: «что подле Варварского крестца» или “что на Варварской улице” – в старину рядом с церковью к Варварке выходили аж четыре переулка. В 1674 её упоминали, как та, “что на пяти улицах”, а в 1677 году определяли как “что на пяти улицах Трегубова”.

Название храма Георгия Победоносца в Москве

«На Варварском крестце у тюрем», иногда просто “у тюрем” или “у Старых тюрем” храм звался благодаря довольно обширному (29 х 23 сажени) Государеву тюремному двору, что находился на восточной стороне улицы между Кривым переулком и стеной Китай-города. Название – «что у Псковской горы» появилось в связи с упразднением вольности Пскова в начале XVI века (1510 год) и переселением псковских “лучших людей” в Москву, в Зарядье. С начала XVIII века храм стал именоваться «во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Великомученика Георгия». И даже часть Варварки перед церковью называлась Покровской улицей, а Варварские ворота Китай-города – Покровскими.

Церковь святого Георгия на Псковской горке – характерный старо-московский храм.

Характерные черты храма Георгия Победоносца

Церкви Москвы очень часто стоят на фундаментах более древних каменных или деревянных церквей. Их ядром нередко служит древний четверик, постепенно обраставший разновременными пристройками: приделами, трапезной и колокольней. Приделы были нужны, чтобы проводить не одну, а несколько служб в день на разных престолах. Многочисленные приделы, кроме того, повышали статус церкви. Если же в приделе помещали особо чтимую святыню, то и саму церковь начинали звать по этому приделу. Самый известный случай связан с , что на рву, который называют не иначе, как Позже, в XVIII- XIX веках, ко многим церквям пристраивали многоярусные колокольни. Часто случалось, что выглядели они чужеродными по отношению ко всему комплексу храма.

Высокие подклеты (цоколи) использовали для хозяйственных нужд, не только церковных, но и светских. Горожане и купцы с удовольствием нанимали подклеты храмов для сохранения товаров и прочего добра от пожаров, бедствий, да и от воров.

Рассмотрим подробнее характерные черты и особенностям храма Покрова Божией Матери на Варварке, как она названа в книге “Сорок сороков” П.Паламарчука.

Как обычно, храм стоит на древнем каменном основании. О предыдущем храме упоминается в духовной грамоте Великого князя Василия Васильевича II Тёмного. Владение, на котором стоял храм принадлежало его тёще, Марии Фёдоровне Голтяевой. Мать жены Великого Князя была прямой потомицей и наследницей Андрея Кобылы, от которого ведут свой род бояре Романовы. Видимо, не случайно по соседству с церковью Георгия Победоносца находятся палаты бояр Романовых. От старой церкви сохранилось каменное основание – подклет.

Любопытно, что древний фундамент трапезной устроен так же, как и фундамент Кремлёвской стены со стороны Александровского сада. Ранее там протекала река Неглинка. Через неровности на её берегах были перекинуты арочки на столбах и уже на них поставлена стена. Из-за того, что Георгий на Псковской горке расположен на крутом берегу Москвы-реки, его подклет, очень высокий с юга, с севера, со стороны улицы Варварка, оказался ниже уровня земли.

Храм Георгия Победоносца. Краткая история

Вот краткая хронология строительства храма:
Ныне существующая кирпичная приходская церковь построена в 1657 году после пожара 1639 гора на фундаменте древнего храма. Она неоднократно перестраивалась.
В Отечественную войну 1812 года храм сильно пострадал. Восстановительные работы завершили к 1816 году.
В 1819 году на средства московского купца, прихожанина храма П.Ф.Соловьёва построили новую колокольню. Колокольня носит черты псевдоготики с заострёнными арками первого яруса. Верхний ярус колокольни имеет более чистые ампирные черты.

Одновременно, в 1819 году, расписали главный храм, устроили новый деревянный трёхъярусный иконостас.
К 1827 году завершили возведение трапезной и перестройку Георгиевского придела. Заключительным этапом строительный работ стали последняя перестройка в 1838 году северного Георгиевского придела и сооружение нового, южного, во имя святого Петра Митрополита Московского на средства вдовы М.Н.Соловьёвой. При этом главный храм соединили с колокольней и северным приделом каменной застеклённой галереей.
В 1856 году стены и купол расписал художник Рогожкин.

Закрыли храм в 1920 году. В советское время церковь долго стояла заброшенной. На крыше храма даже выросло дерево в руку толщиной. В 1965 году храм немного подлатали, но колокольня стояла без крестов и на нём рос куст с человеческий рост. Помещение храма использовали под склад. В 1979 году храм передали ВООПИиК – Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры для проведения выставок. В 1980 году здесь проходила выставка “Русский самовар”. Вернули церковь верующим в 1991 году, а богослужения возобновились в 2005 году.

В 2015 году храм реставрировали и изменили внешний вид.

Храм Георгия Победоносца. Святыни

Когда в храме возобновились регулярные службы, сюда передали икону-мученицу Божией Матери Казанская. На ней остались следы многочисленных пробоин. Этот образ стал символом страданий, выпавших на долю Русской православной церкви в ХХ веке. Эту икону показывали на выставке в Храме Спасителя, в Вашингтоне, в Вене. Отмечен образ многочисленными случаями благодатной помощи Матери Божией по молитвам перед этим святым образом.

“Вот тебе, бабушка, и Юрьев день”

Не случайно и посвящение храма святому Георгию Победоносцу. На Руси этот святой считался покровителем не только воинов, но домашней скотины. Георгий – греческое имя и означает оно – земледелец. Парадоксально, что святой Егорий также считается заступником … волков. Святому молились о сохранности домашних животных, но если волк утаскивал овцу в лес, то это расценивалось как дар Святому Георгию.
Другое имя Георгия - Юрий. Оно весьма созвучно имени славянского бога Солнца - Ярило. Культ поклонения святому Георгию берёт своё начало в почитании небесного светила, которое приходит весной, а уходит осенью. На Руси празднуют два Егория – вешнего, 6 мая и осеннего, 9 декабря. Об этом в народе есть пословица: “Один Егорий голодный, другой Егорий холодный”. То есть с весенним Егорием полевые работы начинались, а завершались поздней осенью, к осеннему Георгию.

В стародавние времена на осеннего Егория крестьянам разрешалось переходить от одного барина к другому. Царь Фёдор Иоаннович своим указом закрепил крепостное право, отменив “Юрьев день”, т.е. возможность крепостному поменять помещика. И хотя поговорку “вот тебе, бабушка, и Юрьев день” сейчас почти не употребляют в речи, но означает она крушение надежд, ожиданий – хотели перейти к другому землевладельцу, а не вышло, “вот тебе, бабушка, и Юрьев день”.

Храм святого Георгия на Псковской горке открыт ежедневно с 8.00 до 20.00 часов.
Во второй половине дня в солнечную погоду купола церкви ярко горят отражёнными солнечными лучами.

В двух шагах от храма Георгия, в Ипатьевском переулке, расположен один из самых красивых храмов Москвы с очень интересной историей, это . В стиле русского узорочья возведена
.

Источники
С.К.Романюк “Москва. Китай-город”, Москва, АНО ИЦ “Москвоведение”, ОАО “Московские учебники”, 2007
“Сорок сороков”, составитель П.Паламарчук, Москва, АО “Книга и бизнес”, АО “Кром”, 1994
“Храм Георгия Победоносца на Псковской горке” – брошюра Русской Православной церкви.
Сайт “Прогулки по Москве” http://liveinmsk.ru/places/a-71.html

Поделиться