Психология треугольник жертва спасатель преследователь. Жертва – Преследователь – Спасатель

Наша жизнь полна самых разных ситуаций. Иногда эти ситуации могут повторяться, иногда бывают новыми, незнакомыми нам. Но всякий раз, когда мы оказываемся даже в непривычной для нас ситуации, мы зачастую следуем закрепившейся где-то глубоко в нашем сознании модели поведения. Так устроена человеческая психика. И, к сожалению, те модели, которыми мы пользуемся, в большинстве случаев играют отнюдь не в нашу пользу. Сегодняшняя статья посвящена одной из таких моделей – . Ниже мы расскажем о том, что это за треугольник и о том, какую роль он играет в жизни человека, а также о том, что следует предпринять, чтобы из него выйти.

Для начала немного о самом треугольнике. Треугольник Карпмана – это, если говорить образно, своеобразная «игра», в которую играет подавляющее большинство людей, совершенно не имея об этом никакого представления. Данный треугольник является особой моделью психологических манипуляций, которые сопровождают жизнь человека практически во всех сферах его жизнедеятельности. Впервые об этом треугольнике заговорил американский психолог Стивен Карпман. Поэтому, собственно, треугольник и получил своё название.

Сутью треугольника является то, что любые человеческие взаимоотношения при соответствии определённым параметрам (о них мы скажем ниже) развиваются по одной и той же схеме. Причём, какие бы люди в этом процессе ни участвовали, и каким бы контекстом не было обусловлено их взаимодействие, треугольник всегда будет оказывать на них лишь отрицательное и негативное воздействие. Со временем «игра» в треугольник настолько затягивается, что начинает изнутри разрушать жизнь человека.

Как и положено, в этом треугольнике есть три стороны, т.е. это три роли, которые отведены каждому человеку: «Агрессор», «Жертва» и «Спаситель». Естественно, понимать это нужно не в буквальном смысле – каждая роль отражает внутреннее человека.

Итак, «Агрессор» — человек, который оказывает на другого человека психологическое давление, нападает на «Жертву». Понимая буквально, это тот, кто обвиняет другого, оскорбляет его, пытается его в чём-то уличить, подозревает, подстрекает к любым видам деструктивного поведения. Как правило «Агрессор» всегда занимает жёсткую позицию.

«Жертва» — человек, страдающий от действий «Агрессора». Чаще всего опознать «Жертву» можно по следующим признакам: постоянные жалобы, саможаление, стремление к тому, чтобы вынести свои проблемы и терзания на всеобщее обозрение, поиск сочувствующих и защитников, стремление найти того самого «Спасителя». Позиция «Жертвы» — это позиция слабого человека.

И, наконец, «Спаситель» — человек, проявляющий постоянную заботу о других, защитник справедливости. Такой человек, вероятнее всего, будет очень принципиален, милосерден, рассудителен, эмоционален. Именно под воздействием эмоций он, кстати говоря, и действует в большинстве случаев. Интересной особенностью «Спасителя» является то, что он глубоко убеждён в праведности и правильности своих поступков, а также нередко агитирует «Жертву» занять позицию «Агрессора» по отношению к самому «Агрессору».

Примеров треугольника Карпмана в повседневной жизни хоть отбавляй. Но для наглядности описать одну из жизненных ситуаций всё-таки стоит.

Есть два человека, между которыми, в силу каких-либо обстоятельств, возник конфликт. Это начальный этап, на котором сразу появляются «Агрессор» и «Жертва». «Агрессор» активно оказывает давление на своего оппонента и в чём-то его обвиняет. Оппонент, т.е. «Жертва» начинает судорожно искать решение проблемы. Как заведено у всех, так сказать, нормальных людей, нужно обязательно кому-то пожаловаться. Вот тут-то «Жертва» и обращается с жалобой или за советом, помощью и просьбой рассудить к третьему лицу, изначально не имевшему отношения к конфликту. Этот человек выслушивает «Жертву», входит в положение и встаёт (скорее всего) на её позицию и начинает что-то советовать, рекомендовать, защищать, устраивать «разбор полётов» и высказывать своё мнение «верховного судьи». Так появляется «Спаситель».

Вполне вероятно, что «Спаситель» много чего насоветует, дабы оказать «Жертве» «неоценимую» помощь. «Жертва» воспользуется советом и при удобном случае начнёт нападать на «Агрессора».

Далее развитие событий закручивается ещё интереснее. В случае, если совет «Спасителя» окажется эффективным и подействует, изначальный «Агрессор» решит ретироваться, став «Жертвой», а тот, кто изначально был «Жертвой», станет «Агрессором». Но если совет «Спасителя» окажется плохим и «Жертве» станет ещё хуже, тогда велика вероятность того, что «Спаситель» превратится в «Жертву», а «Жертва» опять же станет «Агрессором».

Вышеописанная ситуация — это всего лишь один из допустимых сценариев развития событий. В реальности этих сценариев может быть неисчисляемое количество, а роли постоянно меняются: «Агрессоры» становятся «Жертвами», «Жертвы» — «Спасителями», «Спасители» — «Агрессорами» и т.д. и т.п. Сам же треугольник Карпмана – явление удивительно устойчивое. Часто одни треугольники заменяются другими, их заменяют третьи, третьи-четвёртые и т.д. Интересно ещё и то, что люди, «играющие» в треугольник, сами по себе не выполняют те задачи, которые на них якобы возложены. «Жертва» не испытывает настоящих страданий, а просто предпочитает занимать слабую позицию. «Агрессор» лишь реализует выполнение установки, навязанной ему этим ярлыком. «Спаситель» так же делает лишь то, что диктует ему его роль.

Опытные психологи утверждают, что все стороны в треугольнике Карпмана – это привычные формы реакции на внешние обстоятельства, когда-то давно закрепившиеся в психике людей. Проще говоря, это вредные привычки. Подумайте только о том, как часто нам хочется пожаловаться другому, когда нас кто-то обидел или в чём-то обвинил. Или с каким энтузиазмом мы можем раздавать «дельные» советы, когда лучший друг рассказывает нам о том, как один общий знакомый предъявил ему какие-то претензии. Да и в роли «Агрессоров» бывать нам приходится нередко, ведь так часто мы в чём-то правы, а другие абсолютно нет! Знакомые ситуации? Вот мы и бегаем по этому замкнутому кругу, словно белка в колесе.

Итогом постоянно «пребывания» в треугольнике Карпмана могут стать не просто испорченные отношения и потеря хороших друзей, но и личностный кризис, затяжная депрессия, ощущение бессилия, никчёмности и бессмысленности бытия, энергетическое истощение, агрессия, негативное мышление, озлобленность на мир и людей, и другие подобные вещи, способные отравить жизнь. Но не всё так фатально, ведь данное положение вещей можно изменить, причём усилий для этого нужно приложить не так много, как кажется.

Быть Наблюдателем – это значит всегда и везде иметь трезвое и чёткое понимание о том, что происходит в вашей жизни, что происходит вокруг, что делают окружающие и как они себя ведут, что делаете вы сами. Наблюдатель это тот, кто ведёт осмысленное и осознанное существование и может смотреть на вещи со стороны, не включаясь бессознательно и без своего согласия в какие бы то ни было процессы; тот, кто не позволит ни себе самому, ни другим людям, ни жизненным обстоятельствам навязать ему очередную роль в треугольнике. Будучи Наблюдателем, вы сможете не только разрушить треугольник и оградить самого себя от многих неприятностей, бед и ошибок, но и поможете сделать то же самое другим, при этом, не являясь вездесущим «Спасителем».

Уважаемые читатели, мы будем рады, если прочитанный материал не останется без внимания, и вы поделитесь в комментариях своими мнениями по поводу этой статьи.

А) Имеются ли в данный момент в моей жизни сложные ситуации, и не попал ли я в треугольник?

Б) Кем я являюсь в данный момент?

В) Это настоящий я или это моя роль?

Г) Как часто я действую, будучи в одной из ролей?

Д) В каких случаях я принимаю на себя какую-либо из ролей?

Е) Помогают ли мне эти роли решать проблемы эффективно?

Ж) Часто ли я являюсь Наблюдателем?

З) Могу ли я что-либо сделать, чтобы воспитать в себе Наблюдателя?

Треугольник Карпмана – это либо социальный, либо психологический шаблон взаимодействия между людьми в трансакционном анализе (психологический макет, служащий для отображения и анализа поведенческих реакций человека), впервые описанный психиатром Стивеном Карпманом. Данный шаблон обрисовывает три дежурные психологические роли, которые обычно люди занимают в обыденных ситуациях, а именно: жертва, преследователь (персонаж, оказывающий давление) и спасатель (человек, который вмешивается из якобы благих побуждений, дабы помочь слабому). В таком треугольнике могут вращаться от двух индивидов до целых групп, однако ролей неизменно будет три. Участники треугольника Карпмана иногда могут меняться ролями.

Описание модели отношений

Рассматриваемая модель подразумевает разделение людей, как писалось выше на три ипостаси. Между жертвой и тираном зарождается , спасатель стремится урегулировать ситуацию и спасти пострадавшего. Специфика описываемой модели заключается в ее продолжительном течении, то есть подобное положение нередко сохраняется некоторое время, устраивая в некотором роде каждого из сопричастников взаимодействия. Преследователь, являясь сильной личностью, затравливает окружающих, жертва отыскивает удовлетворение в сваливании ответственности за собственную неуспешность на окружение, а спасатель же видит собственное предначертание в спасении «сирых и убогих» из сложных житейских ситуаций.

Персонаж спасатель является наименее очевидным амплуа. В треугольнике Карпмана он не тот индивид, который склонен оказывать помощь кому-либо в чрезвычайных условиях. Спасатель всегда имеет смешанный либо тайный мотив, который ему самому эгоистично выгоден. У него имеется явная причина разрешения проблемы, поэтому, кажется, что он прикладывает немалые усилия, дабы ее решить. При этом у спасателя в наличии и скрытое основание дабы оставить проблему неразрешенной, или достичь цели выгодным ему способом.
Например, данный персонаж может чувствовать самоуважение, либо ощущать себя так называемым спасателем, либо наслаждаться, лицезрея, что кто-то подневолен или доверяет ему. Окружающим кажется, будто такой человек действует исключительно из стремления помочь, однако он всего-навсего играет с персонажем жертва, дабы продолжать получать собственную выгоду.

Невзирая на четкое распределение амплуа в треугольнике Карпмана, люди в одной ипостаси остаются далеко не всегда, поскольку им сложно постоянно следовать одной позиции, поэтому жертва нередко трансформируется в преследователя, а персонаж спасатель делается жертвой. Здесь необходимо обозначить, что такие метаморфозы не характеризуются устойчивостью, они носят эпизодический характер.

Таким образом, преследователь (диктатор), жертва и спасатель являются основополагающими действующими лицами, на взаимоотношениях которых выстроен треугольник Карпмана. Описываемую модель взаимодействия часто называют созависимыми отношениями. Подобные отношения базируются на самореализации за счет другого участника. Так, к примеру, персонаж жертва отыскивает оправдание себе в «атаках» диктатора, который, в свой черед, достигает удовлетворения путем подчинения себе жертвы. Спасатель же выказывает агрессию в отношении преследователя, объясняя собственные действия защитой жертвы. Такая ситуация сродни замкнутого круга, разорвать который довольно сложно вследствие того, что участники просто не желают этого.

Роль жертвы

Основной особенностью человека, добровольно проигрывающего роль жертвы можно считать отсутствие желания возложить ответственность за персональные неудачи на собственные плечи. Ему проще переложить проблемы и нахождение путей их решения на ближайшее окружение. Типичное поведение индивидов-жертв – это попытки пробудить жалость у собеседников, вызвать у них сочувствие. Зачастую жертва собственными действиями провоцирует у тирана появление , дабы в дальнейшем получить шанс манипулировать им ради достижения собственных эгоистичных целей.

Люди, занявшие описываемую позицию, убеждены в несправедливости бытия и наводнении страданиями жизни. Субъект, имеющий такие убеждения, полон страхов, обид и колебаний. Он предрасположен к ощущению вины, ревности, чувству стыда и зависти. Тело его пребывает в устойчивом напряжении, которое сам индивид и не замечает, но, по прошествии времени, такое состояние порождает множество различных недугов.

Жертвы боятся самого процесса существования, страшатся сильных впечатлений. Они предрасположены к депрессивным настроям и тоске.
Даже если индивид, пребывающий в амплуа жертвы, ведет деятельный образ бытия, то все равно он инертен в душе и безынициативен. В нем отсутствует стремление к прогрессу и движению.

Необходимо акцентировать, что собственно ипостаси жертвы Карпман отвел центральную позицию в треугольнике. Роль жертвы является ключевой, поскольку довольно быстро может трансформироваться либо в тирана, либо спасателя. При этом человек, проигрывающий данную роль, собственным убеждениям в важных аспектах не изменяет. Он все также старается избежать всякой ответственности за персональные деяния.

Дабы выбраться из данного порочного круга созависимых отношений разработаны рекомендации для жертвы, например, таким лицам необходимо стараться изменить собственный эмоциональный настрой. Им необходимо поверить в наличие возможностей привнесения в собственное существование перемен и осознать, что личность невозможна без возложения ответственности на собственные плечи.

Роль преследователя

Деспот в соответствии с собственной природой целенаправлен на лидерство и доминирование над окружающими. Индивид в этом амплуа стремится манипулировать жертвой, целиком оправдывая свои деяния. Следствием описываемого поведения преследователя является сопротивление объекта нападок. Усмиряя такой протест, тиран самоутверждается, а также получает удовлетворение.
Притеснение окружающих – базовая потребность преследователя. Еще одной спецификой данного амплуа считается не беспочвенность действий деспота. В душе он обязательно отыщет несколько поводов и оправданий. Если объяснения отсутствуют, то убеждения разрушаются. При этом, когда преследователь натыкается на отпор со стороны объекта «атаки» таковых, то это стимулирует его двигаться намеченным курсом.

Тиран может ощущать:

– стремление восстановить справедливость;

– убежденность в правильности собственных поступков;

– непоколебимость своей правоты;

– тяготение наказать виновного;

– оскорбленное самолюбие;

– азарт преследования.

Чаще агрессорами становятся субъекты, которые в детском периоде подвергались насилию физического либо психологического характера. Такие дети в душе испытывают тяготящее чувство стыда и гнева. Эти чувства в дальнейшем управляют ими.

Нападки на окружающих помогают преследователю преодолевать ощущение собственной несостоятельности и неловкости. Поэтому доминирование над окружением становится фундаментом их поведения. Тиран считает всегда и во всем себя правым. Среди методов воздействия на других, пользующихся популярностью у диктаторов, выделяют запугивание, допрос, упреки, обвинения, провокации.

Собственную уязвимость агрессор не признает, а потому больше всего его страшит собственная беспомощность. Поэтому ему необходим страдалец, на которого он проецирует собственное несовершенство, обвиняет его в невезениях. Взятие ответственности за персональные деяния и поведение – вот основополагающие рекомендации для преследователя. Тиран в отличие от объекта нападок чрезмерно убежден в собственных воззрениях и себе самом. Преследователь уверен, что лишь он ведает, что делать. А потому, веруя, что все окружение ошибается, он испытывает агрессию, раздражение и в отношении объекта «атак» и его спасателя.

Роль спасателя

Понимание роли персонажа спасатель, мотивов его действий и их результатов является ключом, ведущим к осознанию и отслеживанию этого амплуа в собственном бытие. Это шанс совершить осмысленный выбор: манипулировать дальше индивидами либо научиться здорово относиться к окружению и собственной персоне.

Не следует отождествлять игру в спасателя с истинной помощью в чрезвычайных обстоятельствах, например, спасение людей при пожаре. В стараниях спасателя всегда присутствуют тайные мотивы, недосказанность и нечестность. В действительности созависимые отношения по типу треугольника судьбы тормозят развитие, привносят страдания людям и путаницу в существование.

Спасатель проигрывает выбранную роль из-за необходимости спасать, дабы не задумываться о собственных скрытых чувствах, тревожности, ведь объект нападок нуждается в участии.

Можно выделить 7 признаков, присущих людям, предпочитающим занимать описываемую позицию во взаимоотношениях.

Прежде всего, у таких субъектов наблюдаются проблемы в личных взаимоотношениях, что выражается отсутствием семьи, либо в семье каждый супруг существует отдельной жизнью.

Спасатели зачастую весьма успешны в социальном бытие. Начальство их ценит за добросовестную работу, законодательные нормы они не преступают, а если и нарушают, то это бездоказательно.

Основной задачей данной категории лиц является предоставить жертве шанс «глотнуть чуть-чуть воздуха» дабы объект преследования не «задохнулся», а опосля затянуть потуже «удавку». Данный процесс может длиться бесконечно, пока кто-то из игроков не решит сменить роль. Главная цель спасателя заключается в исключении возможности стать жертве самостоятельной.

Люди, придерживающиеся данного амплуа, всегда слегка презирают объект нападок, вследствие чего их помощь носит снисходительный характер.

Спасатель зачастую часто лелеет довольно «масштабные» планы по спасению. Данной категории лиц присуща амбициозность. Они стремятся управлять максимумом индивидов. Чем неувереннее и беспомощнее люди, тем лучше спасателю, поскольку его власть делается более всеобъемлющей.

Индивиды в этом амплуа стараются скрыть собственную агрессию, поэтому отрицают напрочь ее наличие. Человек является живым существом, которое часто обуревают различные эмоции, вследствие чего ему присущи агрессивные посылы. Спасатель же словно напоказ демонстрирует любовь ко всем живым созданиям.

Когда жертва наконец-то решает отказаться от навязчивой помощи, спасатель прибегает к манипуляции, угрожая тем, что объект преследования останется сам в этом огромном мире, полном ужасов и невзгод. После чего отходит в сторону и занимает наблюдательную позицию, ожидая, когда жертва оступится, снизит и без того низкую самооценку, раскается. Он ждет такого момента, дабы триумфально появится. Однако такое появление может быть запоздалым, поскольку жертва могла успеть обзавестись новым «ярмом» в виде субъекта, всеми силами старающегося навязать собственную помощь.

Как выйти из треугольника Карпмана

Отыскать выход из созависимых взаимоотношений зачастую довольно сложная задача. Чем дольше человек играет роль, тем глубже его засасывает треугольник отношений Карпмана. Дабы найти заветную дверь, прежде всего, надобно осознать наличие данной модели взаимоотношений в собственном существовании. При этом способы избавления от гнетущих отношений сугубо индивидуальны, поскольку обусловлены проигрываемой ролью субъектов. Поэтому необходимо постараться объективно взглянуть на обстоятельства взаимодействия, дабы понять собственную роль.

Самой сложной и стержневой персоной в треугольнике Карпмана считается жертва.
Дабы навсегда избавиться от этого амплуа, рекомендуется начать с совершения первых неспешных самостоятельных шажков по улучшению собственного бытия. Важно прекратить сваливать с собственных плеч груз ответственности за насущные проблемы и неудачи на окружение. Необходимо уяснить, что за всякую оказанную помощь придется заплатить. Также следует научиться не оправдываться и извлекать собственную выгоду из взаимодействия со спасателем, при этом стараясь не столкнуть последнего с преследователем.

Рекомендации для спасателя заключаются, прежде всего, в прекращении навязывания собственных «спасательных услуг». Оказывать помощь людям следует исключительно по просьбе последних. Не нужно раздавать обещания при отсутствии уверенности в их выполняемости. При навязывании помощи не следует ожидать благодарности от принимающей стороны. Если же «спасательная услуга» была оказана ради получения выгоды, то необходимо прямо сказать про это. Также рекомендуется отыскать собственный путь , который не предполагает навязывание помощи окружающим и вмешательства в их проблемы.

Когда треугольник Карпмана становится тесен для тирана, то необходимо начинать работу по выходу из созависимого взаимодействия. Преследователю, прежде всего, следует взять контроль над собственной агрессивностью. Раздражение, злость и гнев можно проявлять лишь, когда имеются серьезные причины, порождающие данные эмоции. Деспоту необходимо уяснить, что он также часто бывает неправ, как и иное его окружение. Также ему следует осознать, что корень всех неуспехов кроется в его собственном поведении, другие индивиды не виноваты в бедах преследователя. Нужно понимать, что если сам индивид не считается с воззрениями окружающих, то и последние не обязаны учитывать его позицию. Добиваться собственной выгоды следует при помощи мотивирования индивидов, а не посредством диктатуры.

Примеры из жизни

Наиболее яркие примеры треугольника судьбы можно увидеть в семейных взаимоотношениях, где ипостаси распределены между партнерами и чадом либо между супругами и матерью мужа, в рабочем коллективе, в дружбе.

Классическим примером отношений в треугольнике Карпмана служит взаимодействие свекрови, выступающей в ипостаси агрессора, с невесткой, являющейся жертвой, и сыном, которому выделена роль спасателя.
Свекровь с упоением «пилит» невестку, естественно любимый сын становится на защиту благоверной, вследствие чего ругается с родительницей. Жена, видя, что благоверный обидел собственную мать, становится на защиту свекрови и из роли жертвы трансформируется в спасателя. Супруг же, в свой черед, уязвленный поведением супруги, ведь он старался помочь любимой, переходит на атакующую позицию, превращаясь из спасателя в агрессора. Такое взаимодействие и смена ролей может наблюдаться бесконечно.

Ниже приведена типичная модель взаимоотношений по модели треугольника Карпмана. Есть два человека, между которыми зародился конфликт. Это дебютный этап, знаменующий распределение ролей. Субъект, оказывающий активное воздействие на оппонента, становится преследователем. Последний, соответственно, является жертвой. Объект нападок старается судорожно отыскать решение, помимо того ему просто необходимо выплеснуть кому-то собственные переживания, вследствие чего на арене появляется третий персонаж – спасатель. Он выслушивает, дает советы, защищает жертву. Далее ситуация может развиться разными сценариями. Например, жертва следует советам «доброжелателя» и «атакует» преследователя, вследствие чего они меняются ролями.

Необходимо понимать, что все персонажи игры, именуемой треугольником судьбы Карпмана, получают субъективную выгоду от проигрываемой роли.

Оказывается, взрослые люди тоже не прочь поиграть в игры, только игры у них тоже взрослые. К сожалению, огромное количество семей распадается во всем мире. Часто браки, не закончившиеся разводом, не приносят никакого удовольствия членам семьи и существуют по привычке. Треугольник Карпмана отлично описывает принцип построения нездоровых отношений - игр, которые, в конце концов, могут привести к катастрофе.

Что такое Треугольник Карпмана

Изначально психотерапевт Эрик Берн опубликовал классификацию, согласно которой существует ряд стандартных моделей человеческого поведения. Его последователем стал Стефан Карпман, создавший в 1968 году знаменитую модель по принципу треугольника, в итоге получившую название Треугольник Карпмана.

Важно!!!

Его идея заключалась в том, что каждая вершина треугольника олицетворяет собой определенную роль, которую играет человек, всего таких ролей автор выделил три: Жертва, Преследователь, Избавитель.

Кроме того, все участники время от времени обмениваются ролями, чтобы не было скучно. Таким образом такая «игра» может затягиваться на долгие годы, приносить с одной стороны участникам скрытое эмоциональное удовольствие, а с другой стороны – не давать им идти по пути к своему счастью. В конце концов рано или поздно все приходит к тому, что только один «игрок» треугольника будет оказывать влияние на других «игроков», а те в свою очередь, будут находиться в постоянном ожидании перемены ролей, чтобы вдоволь «наиграться», а значит, получить удовольствие.

Важно!!!

К сожалению, огромное количество людей замыкают свои жизни на треугольнике Карпмана. И рады бы были выйти, да не знали как. А другие так и могли прожить жизнь, не осознавая, что они «игроки».


ТВ-"Наука о душе". Выпуск 21. Треугольник Карпмана

Почему люди играют в игры

  • Все перекладывают ответственность за свои промахи и ошибки друг на друга.
  • Люди объединяются, то есть, таким образом они пытаются спрятаться от одиночества.
  • Получаемые эмоции очень яркие, а участникам так не хватает ярких жизненных переживаний.
  • Каждый так удовлетворяет чувства нужности и значимости.

Например, Жертве нужен Спасатель, так как только он в состоянии оценить ее чувствительную и обделенную натуру. В Преследователе она нуждается, потому что он делает ее жизнь динамичной и интересной, тот самый, из-за которого Жертва вынуждена терпеть столько лишений.

Спасатель – должен же он кого-то спасать, чтобы быть оцененным и почувствовать, что есть те, кто в нем нуждается (для этого ему нужна Жертва). А Жертву нужно спасать от какого-то злого персонажа (Преследователя).

Преследователь ищет для себя Жертву, чтобы сравнить себя с менее сильным человеком и доказать себе свою состоятельность. В Спасателе он нуждается по причине необходимости переложить на него ответственность за свои неудачи, исполнению его целей помешал не кто иной, как Спасатель.

Принцип «работы» треугольника Карпмана: распределение «ролей». Жертва

Важно!!!

Роль Жертвы заключается в том, что она ощущает себя слабой и немощной, не в состоянии оказывать влияние на окружающую действительность.

Следовательно, Жертва постоянно ищет того, кто мог бы взять на себя ответственность за ее жизнь и действия. Так участник этой роли перекладывает ответственность на других людей. Жертва постоянно находится в состоянии беспомощности, жалуется, что ее никто не понимает, не любит, считает себя обреченной на страдания и переживания. Часто говорит, что никто ей не может помочь, а она сама готова ради других на самопожертвование. Жертва не в состоянии ни защититься, ни позаботиться о себе. Она только лишь провоцирует своего Преследователя, который легко идет на ее провокации. Но сколько бы он не делал, Жертва снова и снова вынуждена страдать. И так этот замкнутый круг может продолжаться очень долго.


Треугольник Карпмана и зависимость

Спаситель: супергерой спешит на помощь

Треугольник Карпмана является обобщенным принципом взаимодействия людей, неким схематическим принципом. Итак, участниками игры являются следующие «персонажи»: Жертва, Преследователь, Избавитель (Спасатель).

Спаситель, или Избавитель – человек, который берет на себя роль супергероя. Кстати, его очень просто вовлечь в «пирамиду», так как он якобы делает благородное дело, а быть героем – всегда престижно. Цель Спасителя – борьба со злом и несправедливостью. Он готов принимать ответственность на себя за судьбы оскорбленных и униженных.


Почему нельзя давать советы!

В чем выгода Спасителя от участия в «играх»?

Дело в том, что когда он принимает активное участие в спасательных операциях, выступая главным лицом, он ощущает свою значимость и полезность, что он делает что-то нужное.

Это стремление к власти, выраженное в этом шаге, дает ему право влияния и управления судьбами других. Плюс к этому, так выражается попытка убежать от одиночества. Кроме того, помогая, Спаситель надеется, что придет время, и он получит благодарность за свои деяния. Однако, не получая ничего взамен, герой расстраивается, разочаровывается, ощущает чувство несправедливости и обиды. Так постепенно он перевоплощается в актера других ролей – Преследователя или Жертвы.

Преследователь: полный контроль

Важно!!!

Преследователь занимает позицию «самый умный», постоянно стремится всех и все контролировать, из-за чего не представляет, что такое жить без чувства страха, безвластия и напряжения.

Постоянно ему кажется, что весь мир ополчился против, и все хотят на него напасть и причинить боль. По убеждению Преследователя, ему не остается ничего другого, как нападать первым. Именно таким образом представитель этой роли уживается с ощущением разочарования, боли, бессилия и чувства вины. Таким образом, принцип поведения преследователя в том, чтобы обвинять в своих неудачах других и перекладывать на них ответственность за свои ошибки. Получает от нападений неосознаваемое удовольствие, так как в этом проявляется его жажда власти и желание проявить себя, продемонстрировать свою смелость и находчивость. Бывает, что дело доходит даже до агрессии.

Взрослые «игры»: обмен ролями

Нелогичность игры проявляется в том, что после того, как Спаситель начинает принимать конкретные шаги по спасению Жертвы, она вдруг меняет свои взгляды и начинает отстаивать позицию Преследователя. Таким образом, роли меняются: Спасатель становится Преследователем, Преследователь превращается в Жертву (так как теперь он становится обиженным), а Жертва – Спаситель.

Почему люди хотят играть роль Спасателя?

Дело в том, что она является престижной. Стремятся занять ее те люди, которым тяжело реализовать свой потенциал за пределами треугольника. Принятие на себя роли Спасителя – самый простой способ состояться за чужой счет: принизить другого человека.

Как начинается игра

Все начинается с того, что появляется организатор всего мероприятия. Эрик Берн назвал его Водящим, часто им является один человек. Как правило, он делает попытку стать Спасателем по отношению к другому человеку, но получает резкий отпор. Испытав боль, он превращается в Жертву, находит третье лицо, которому «сливает» свои проблемы, жалуется, просит вмешаться, чтобы тот образумил так сильно обидевшего несчастного. А третье лицо становится Спасителем, в то время как тот, от кого Жертва получила отпор – принимает на себя роль Преследователя. После того, как Спаситель вмешивается в дела Жертвы, она вдруг начинает набираться сил и перевоплощаться в Спасителя.


О Треугольнике Карпмана

Как не стать Спасателем

Механизм создания треугольника Карпмана можно проследить очень легко: например, к человеку обращаются за помощью. Одно дело, когда просят помощи или совета без прямого вмешательства в личную жизнь – это еще не страшно. Но вот когда обращаются за помощью по принципу: «помоги мне, но при этом накажу другого» - вот это уже говорит о том, что поступило приглашение, между строк звучащее следующим образом: «помоги мне, спаси меня, накажи Преследователя, а потом сам станешь Преследователем». Поэтому очень важно уметь не влезать в отношения двух сторон и не давать советы, если их не просят. К сожалению, треугольник Карпмана создается в абсолютно разных социальных группах: в семье (например, родитель – сын или дочь – его супруг или супруга), на работе (например, начальник – подчиненный – другой подчиненный), иногда он может реализоваться и в любовных треугольниках.

Треугольник Карпмана в созависимостях

Важно!!!

Конечно структура треугольника Карпмана не была бы столь устойчивой, если бы не приносила выгоды каждому из его участников. Более того, каждый из них находится во взаимной зависимости друг от друга, хоть и не признает этого.

Например, Жертва зависит, так как она нуждается в других «игроках», чтобы получать от одного боль, а другому рассказывать о своих проблемах, получая чувство жалости. Преследователь и Спаситель зависят друг от друга, играют в «кошки-мышки», постепенно меняясь ролями – для обоих игра – это способ выплеснуть накопившуюся энергию, злость, агрессию, возможность разрядиться, поэтому они могут выполнять функцию провокаторов. Спаситель зависим от других участников игры, так как именно они создают ему почву для самореализации таким путем.

Одна из основных эмоций треугольника Карпмана – наличие чувства вины. Например, если Жертва захочет перестать быть Жертвой и выйти за рамки треугольника, то в игру с максимальной силой включится Спаситель с фразой «Как ты можешь так поступать, ведь я столько много для тебя сделал». Если Жертва начинает делать что-то в ответ, то есть откупаться, Спаситель включается с новой силой и делает для Жертвы все больше и больше, вгоняя в такие обстоятельства, играя на чувстве долга и вины, манипулируя, чтобы Жертва не могла высвободиться от его цепких рук.


Типичное поведение созависимых. Треугольник Карпмана

Есть ли польза от игры в треугольнике Карпмана

Некоторые считают, что в треугольнике Карпмана нет ничего плохого, так как каждый участник чувствует свою значимость. Более того, если потребности игроков удовлетворяются, то именно это и можно считать правильной любовью. Психологи утверждают, что такие отношения в перспективе никакой пользы не приносят ни одному их участнику. Например, женщина, принимающая на себя одну из трех ролей уж точно в будущем не получит от такого взаимодействия никакой пользы. Ее время и силы будут уходить не на самореализацию, от которой она, по сути, отказывается, а на пустую нервотрепку.

Примеры отношений по принципу треугольника Карпмана

Чтобы ситуация была более понятно, можно рассмотреть несколько примеров. Например, муж пришел с работы и видит, что жена с дочерью спорят. Сначала мужчина становится на защиту жены, начиная поучать дочь. Но вскоре жена переходит на сторону дочери, высказывая претензии супругу за неправильный разговор с ребенком. Дочь, почувствовав неладное, тоже может ввязаться в «игру» и начать защищать маму. Вариаций дальнейшего развития событий может быть множество. Каждый участник может успеть побывать в нескольких ролях за один разговор.

Еще один пример: мать с дочерью живут в одной квартире. С малого возраста дочь ощущала себя сильней, чем мать и принимала на себя ответственность за ее жизнь. Так ребенок стал Спасителем по отношению к своей матери, принявшей роль Жертвы. У дочери сформировалось убеждение, что ее потребности не достойны внимания, а смысл жизни в постоянной заботе за матерью. Мать играла роль беспомощной личности, которая не в состоянии жить полноценной жизнью и нуждается в защите. Постепенно такое распределение ролей привело к тому, что дочь стала испытывать гнев по отношению к слабовольной маме и произошло перемещение на роль Преследователя.

Пример мышления Преследователя: однажды у одного из врачей был выходной день, который он решил провести, играя в гольф. Прямо на игровом поле к врачу обратился напарник по игре с просьбой осмотреть его коленную чашечку, изнывающую от боли. Врач, вместо того, чтобы не усложнять ситуацию и отказать, согласился на осмотр в своем медицинском кабинете. Но мыслил он не с позиции помощи человеку, а с позиции научить, преподать урок, ведь именно Преследователь знает ответы на все вопросы и как правильно. А после осмотра он будет рассказывать своим друзьям, что он так сильно ударил молоточком по ноге бедного больного специально, чтобы не повадно было в следующий раз нагружать врача работай в его выходной, да еще и на игровом поле.

Спасители спешат на помощь!

Часто в роли Спасителей выступают мамы. Вместо адекватной поддержки в меру они неосознанно создают нездоровые отношения, окружая своего часто уже взрослого ребенка сверхзаботой. На самом-то деле, это не столько проявление материнской любви, сколько желание манипулировать и контролировать жизнь своего чада. Часто Спасители формируются в тех семьях, где их еще в детском возрасте они не получали в нужном объеме любовь и заботу. Потребности их были никому не интересны, поэтому во взрослом возрасте сохраняется такая же нездоровая модель поведения: «моих потребностей не существует, я создан, чтобы работать на благо других людей, забыв о своих собственных интересах». Так как Спасителю не дано работать во благо себе, он вынужден работать на других людей. Естественно, делая что-то для другого, Спаситель ждет отдачи взамен. Когда он ее не получает (ибо Жертва априори не создана для того, чтобы делать что-то для кого-то), Спаситель сам превращается в несправедливо обделенную вниманием и заботой Жертву.

Почему Спаситель спешит на помощь?

Потому что он на бессознательном уровне понимает, что втягивает других людей в зависимость от себя и своей помощь. Спаситель верит, что если он сделал что-то для другого человека, то тот не оставит его в одиночестве.

Развитие событий следующее: чем больше Спаситель делает «хорошего» для Жертвы, тем более беззащитной становится Жертва, так как она снимает с себя ответственности все больше и больше, что зачастую приводит к катастрофе. Показателен пример матери, которая постоянно принимала решения за двух своих сыновей, а они все больше скидывали на нее ответственность за свою жизнь. В итоге все привело к тому, что дети стали винить во всех своих невзгодах маму. С каждым разом такая мать все больше убеждалась, что ее дети не в состоянии самостоятельно принимать ответственные решения. Она чувствовала обязанность в контроле каждого их шага. Но чем старше становились дети, тем меньше они слушались мать. У нее было два варианта ответного поведения: либо стать Жертвой, то есть беспомощной в вопросе дальнейшего влиянии, либо скандалить за их непослушание. В обоих случаях, обе стороны вынуждены испытывать чувство вины и ни о каком счастье не может быть и речи.

Как формируется Преследователь

Важно!!!

Как и многие сценарии поведения, роль Преследователя формируется в детстве у тех, кто испытал на себе физическое или психологическое насилие

Главными эмоциями всей их жизни являются гнев и стыд. Они прекрасно запомнили, что те, кто причинял им боль, всегда были сильнее, а значит, имели власть. Желание властвовать имеется у каждого человека, но будущий Преследователь ориентируется на картинку из детства: он помнит, что насилие равно власть и начинает копировать поведение насильника. Единственным доступным способом самоутверждения является причинение боли и нападение на других, кто слабее Преследователя. Он угрожает, обвиняет, читает нотации, постоянно умничает и нуждается в том человеке, который поддастся влиянию. Самый большой страх Преследователя – быть уязвимым и беспомощным. Кроме того, они не хотят осознавать, что таким поведением причиняют боль другим людям. Сценарий примерно таков: «я хотел помочь, (Спаситель), они на меня накинулись (Жертва), я был вынужден защищать себя (Преследователь)».

Как формируется Жертва

Важно!!!

Проявляется оно в тех случаях, когда человек не уверен в себе, ему постоянно кажется, что ничего не получится. Следовательно, Жертва нуждается, чтобы рядом с ней всегда был тот, кто сильнее и сможет о ней позаботиться и принять ответственность, сами не веря в свои способности и потенциал. И находят – на их пути попадается способный на это - Спаситель. Реакция Жертвы – не ощущение благодарности, а обида. В конце концов, они хотят быть выше своего Спасителя и превращаются по отношению к нему в Преследователя. Вот как это выглядит: Жертва заявляет о своей проблеме Спасителя, тот предлагает решение. Жертва начинает его критиковать по принципу «да, но…», «Да, это хорошая идея, но она не сработает, потому что…». Спаситель делает несколько попыток, все они заканчиваются провалом. И теперь уже он чувствует себя беспомощным.

Зачем выходить из треугольника Карпмана?

Если все довольный, каждый получает выгоды от нахождения в своей роли, то зачем вообще прерывать такое движение?

  • Счастливая жизнь при таком взаимодействии невозможна, так как участники не в состоянии решать свои проблемы.
  • «Игра» может принести только сиюминутную выгоду. В перспективе все проигрывают от таких нездоровых отношений.

Время от времени каждый человек, анализируя свою жизнь, побывал в той или иной роли. Если роль не соотносится с потребностями личности, то она не «застрянет» в ней надолго и благополучно сама выйдет. Но бывает так, что жизнь некоторых людей целиком состоит из игры по треугольнику: всех засасывает в манипулятивные игры, а жизнь постепенно разрушается.


Как выйти из треугольника судьбы

Как прервать движение в треугольнике Карпмана. Преследователь

Что делать, чтобы прервать движение в треугольнике?

В первую очередь, нужно понять свое нахождение в нем. И следовать ряду простых правил. Для Преследователя важно:

  • Перед тем, как переходить к своей привычной реакции, а именно ругать, критиковать, винить кого-то, следует задуматься, а нет ли желания сорваться.
  • Согласиться с тем, что есть люди умнее и сильнее, то есть суметь признать свое несовершенство.
  • Перестать винить других людей в своих ошибках и неудачах.
  • Отказаться от мыслей, что весь мир должен жить, согласно вашим представлениям.
  • Найти дело для самореализации.
  • Не осуществлять насилие над другим человеком, а искать способы договориться.

Как прервать движение в треугольнике Карпмана. Спасатель

Как прервать движение в треугольнике Карпмана. Жертва

  • Прекратить жаловаться и перекладывать ответственность.
  • Избавиться от представлений, что кто-то что-то должен сделать ради решения ваших проблем.
  • Понять, что все шаги, которые делаются – результат собственного выбора.
  • Если предлагают помощь, то стоит оговорить заранее, что вы будете должны сделать взамен.
  • Делайте то, что считаете правильным без оглядки на чужое мнение.
  • Если есть люди, которые готовы оказать помощь, то не стоит стравливать Спасителя с Преследователем. Нужно понять, какую именно конструктивную помощь могут предложить.

Вывод:

Треугольник Карпмана отлично показывает схему построения нездоровых взаимоотношений. Конечно, не всегда просто принять, что сценарий построения отношений был не верен и найти в себе силы исправлять. Но чем раньше это произойдет, тем лучше. Эффективнее, когда в работу включается опытный психотерапевт, который помогает расставить все по местам и построить счастливую гармоничную семью.


Важно, чтобы взаимоотношения в семье были здоровыми

Треугольник Карпмнана. Роли Жертвы, Спасателя, Преследователя. Связь треугольника Карпмана и зависимости. Выход из ролей. Треугольник партнерства.

Все психологические игры сводятся к трем ролям: Преследователь, Спасатель, Жертва.

Все эти три роли дополняют друг друга. Взаимоотношения по принципу Преследователь-Спасатель-Жертва называются треугольником Карпмана (треугольником Власти, Драматический треугольник).

Основные цели, которые подсознательно преследует зависимый, входя в каждую из ролей – получение негативного внимания, снятие с себя ответственности, стабилизация самооценки, выполнение негативных детских программ и т.д.

В каждой из ролей отсутствует состояние Взрослого, взаимодействие происходит только между Детским и Родительскими состояниями.

Роль Жертвы .

Поведение пассивное, жалобы : демонстрирует свою нежизнеспособность; действует как будто не имеет ресурсов для решения своих проблем (или кто-то другой должен измениться, чтобы он был счастлив); действует так, как будто его нужда настолько остра, что не оставляет ему возможности решать проблемы (не может думать и чувствовать одновременно).

Цели/желания сдать свою территорию , быть спасенным, быть наказанным.

Эмоции жалость к себе, обида , стыд, беспомощность, страдание и т.д.

Мышление меня (не) должны : я не могу решить сам свои проблемы, я в тупике, моя ситуация неразрешима, со мной несправедливо поступили и т.д.

Выгоды роли Жертвы : получение негативного внимания и заботы, снятие с себя ответственности, стабилизация своей самооценки с помощью позиции страдания, выполнение детских приказов (в основном «Умри!»).

Отношения с другими ролями : Жертва-Преследователь . Человек в роли Жертвы самостоятельно находиться не может, так как в любой ситуации возможно предпринять хоть какие-то действия. Поэтому Жертве нужен Преследователь для оправдания своей беспомощности. («При такой жене нельзя не пить!... » «Это меня друзья заставляют употреблять!.. »). Жертва-Спасатель . Спасатель необходим Жертве как оправдания неразрешимости ситуации, кому Жертва обращается за спасением, а потом всячески это спасение саботирует, чтобы затем сказать «Вот видишь, ничего не получилось!».

Роль Преследователя .

Поведение агрессивное, обвинения : действую как-бы исключительно только в своих интересах; нацелен на поиск недостатков, ошибок у других; находится постоянно в отрицательной, критикующей позиции к другим; контролируют действия других.

Цели/желания захватить чужую территорию , наказать других.

Эмоции злость, чувство превосходства , злость бессилия, ненависть, ярость.

Мышление Мне (не) должны : другие должны делать все по моему, других нужно контролировать, провинившихся нужно наказывать и т.д.

Выгоды роли Преследователя : получение негативного внимания (в виде страха и злости), снятие с себя ответственности (в виде обвинений других в своих неудачах), стабилизация своей самооценки с помощью позиции силы, выполнение детских приказов (в основном «Убей других!»).

Отношения с другими ролями : Преследователь-Жертва . Жертва необходима Преследователю для удовлетворения своих стремлений к контролю и наказанию. Преследователь-Спасатель . Спасатель необходим Преследователю для предотвращения полного наказания Жертвы (так как тогда наказывать будет некого).

Роль Спасателя .

Поведение пассивно-агрессивное, оправдания : действия направленные на спасение других (при этом жертвует и забывает про себя); делает больше, чем от него требуется; делает то, что не хочет делать; спасение происходит так, что в конце все равно все остаются недовольными а проблемы не решаются.

Цели/желания выставление барьеров .

Эмоции вины, справедливого гнева, раздражение.

Мышление Я (не) должен : я должен помочь, другие не справятся без моей помощи, я должен предотвратить беду и т.д.

Выгоды роли Спасателя : получение негативного внимания, снятие с себя ответственности (в виде решения чужих проблем вместо своих), стабилизация своей самооценки, выполнение детских приказов (в основном «Не спасай себя!»).

Отношения с другими ролями : Спасатель-Жертва . Жертва необходима Спастелю для удовлетворения своих стремлений к спасательству. Спасатель-Преследователь . Преследователь необходим для предотвращения полного спасения Жертвы (так как тогда спасать будет некого).

Взаимоотношения с другими у зависимого происходят в основном по принципу треугольника Карпмана. Такие отношения являются заменой истинной близости. При постоянном общении по принципу психологических игр (по треугольнику Карпмана) накапливаются негативные чувства расплаты (негативные чувства, которые испытывает каждая из ролей), что приводит к прогрессированию процесса срыва и к возврату в употребление.

Выход из игры в драматический треугольник.

Роль жертвы (учись помогать себе сам) . Для прекращения игры в Жертву следует научиться брать ответственность за свою жизнь на себя. Для этого следует начинать искать собственные пути выхода из, строить планы и осуществлять их. Провокациям со стороны Преследователя следует не отвечать подчинением (переходом в роль Жертвы), а реагировать следует спокойно, равнодушно. Провокациям со стороны Спасателя в виде попыток взять ответственность за решение ваших проблем на себя следует отвечать спокойным отказам, не поддаваясь (Жертва), и не нападая (Преследователь).

Роль Преследователя (ищи ошибки сначала в себе) . Для прекращения игры в Преследователя необходимо перестать обвинять в проблемах других, а брать на себя ответственность за их решение. При этом провокациям со стороны жертвы в виде специально создаваемых проблем следует отвечать их спокойным решением, без обвинений жертвы. А провокациям спасателя (в виде подстрекании на преследование жертвы) отвечать игнорированием.

Роль Спасателя (спаси сначала себя) . Выходу из игры в Спасателя способствует прекращение решения чужих проблем и начало решения своих. При этом на провокации Жертвы в демонстрации своих проблем и беспомощности в их решении следует отвечать игнорированием. Провокациям Преследователя в виде демонстративного наказания Жертвы лучше всего отвечать игнорированием.

Треугольник Партнерства. Ученик-Помощник-Учитель.

Ученик . Отличаются от Жертвы тем, что сохраняет доступ к здравомыслию Взрослого и участвуют в решении своих проблем. При решении проблемы они могут наряду с другими вариантами попросить о помощи, ресурсах и поддержке, понимая при этом, что если получат отказ от человека, которого просили о помощи, то они найдут другие способы удовлетворения своих потребностей. Способен рассматривать любые трудности как уроки. Оценивает какая нужна помощь и просит ее. Признает и принимает знания и точку зрения других. Признает свои способности к решению проблем и независимости.

Учитель . Способны отстаивать свои права, при этом целью не является задевание прав других. Может обучать, контролировать процесс, брать на себя ответственность в здравом руководстве. В отличие от Преследователя целью является не наказание и подавление других, а реальное исправление и контроль ситуации. Не вмешиваются в ситуации, в которых не могут помочь. Ищут сначала свои недостатки и развивают сначала свои способности.

Помощник . Отличаются о Спасителей тем, что они уважают способность Ученика мыслить, решать проблемы, просить того, что хотят. Не вмешиваются, если не попросят и если они не хотят. Если они хотят, они могут предложить определенную помощь. Используют свою способности, чтобы анализировать и решать сначала собственные проблемы. Если не хотят помогать, уверенно отказываются без чувства вины. Позиция «сначала я, а потом другие».

Жертва

Преследователь

Спасатель

Без ролей

Мышление

Меня (не) должны

Мне (не) должны

Я (не) должен

Я могу (имею право), другие могут (имеют право).

Эмоции

Обида, жалость

Злость, превосходство

Вина, тщеславие, гнев справедливости

Уважение к себе и другим

Желания

Сдать свои границы, принятие чужих целей

Захват чужих границ, навязывание своих целей

Выставление барьеров, ответсвенность за выполнение чужих целей

Достижение своих целей без ущерба другим

Поведение

Пассивное (подчинение, жалобы)

Агрессивное (обвинения. Нападение, давление)

Пассивно-агрессивное (манипуляции, оправдания, смещение агрессии).

Ассертивное (достижение своих целей, договоренность с другими).

Задание для темы «Треугольник Карпмана»:

  1. Вспомните 5 случаев, когда вы входили в роль жертвы. Как бы вы могли выйти из этой роли?
  2. Вспомните 5 случаев, когда вы входили в роль Преследователя. Как бы вы могли выйти из этой роли?
  3. Вспомните 5 случаев, когда вы входили в роль Спасателя. Как бы вы могли выйти из этой роли?

Дата создания: 10.02.2010
Дата обновления: 21.07.2017

Стефан Карпман описал одну из наиболее частых коммуникационных моделей, к которой можно свести многие (хотя и не все) психологические игры. Эта модель получила название "треугольник Карпмана". В отличие от классических бёрновских игр, ведущихся по принципу Личность-Личность или Личность-Группа, треугольник Карпмана предусматривает трех "участников", причем все трое имеют в нем свои роли…

Муж приходит домой с работы, а жена ему говорит:
- Не раздевайся. Иди набей морду соседу!
У мужа мгновенно налились кровью глаза. Он выскакивает на лестничную площадку и звонит в дверь. Жена слышит громкие звуки мордобоя и нецензурной брани...
Через несколько минут муж возвращается и, запыхавшись, спрашивает:
- Ну, и за что я его избил?
- За что... За что... Сижу целыми днями дома одна - скукотища-а-а-а-а!

Американский психотерапевт Эрик Берн создал так называемый трансактный анализ, изучил и классифицировал "игры, в которые играют люди". Основываясь в какой-то степени на его теориях, Стефан Карпман описал одну из наиболее частых коммуникационных моделей, к которой можно свести многие (хотя и не все) психологические игры. Эта модель получила название "треугольник Карпмана". Впервые она была описана в статье под названием «Fairy Tales and Script Drama Analysis» (TAB, 7, 26, 1968) в качестве способа анализа игр.

В отличие от классических бёрновских игр, ведущихся по принципу Личность-Личность или Личность-Группа, треугольник Карпмана предусматривает трёх "участников", и все трое имеют в нем свои роли: Спаситель, Преследователь и Жертва.

И еще одна характерная особенность такого треугольника – участники в нем постоянно меняются ролями: потому такая "игра" долго не наскучивает и нередко принимает хронический характер. Безусловно, у каждой тамошней роли есть свои временные плюсы, поэтому первое время участники могут играть в треугольник Карпмана даже с удовольствием: но потом неизбежно наступает время, когда деструктивность этой модели становится выше ее возможной продуктивности. К тому же в определённый момент игры удовольствие начинает получать кто-то один, причём за счёт деструктивного воздействия на остальных двух участников. И остальных держать в таком треугольнике может лишь то, что они неосознанно ждут теперь своей очереди получить удовольствие.

Многие, попавшие в эту модель коммуникации, и хотели бы выйти из нее, но как это сделать – не знают. И вообще частенько могут не замечать, что годами вращаются в треугольнике Карпмана.

Данный треугольник как некая первичная модель встречается в самых разных видах взаимоотношений. И разумеется, здесь дается только его схематическое изложение: реальность может зависеть и от множества других вещей. От тех же акцентуаций и мотиваций , от внутренней проблематики каждого участника, наложенной на схему треугольника, от социальных установок и т.д. и т.п. Но в любом случае эта условная схема хотя бы в первом приближении может помочь разобраться в примерной структуре взаимоотношений и вероятных "причинно-следственных связях".

Итак, треугольник составляют Жертва, Преследователь и Спаситель.

Жертва – тот, кто вроде бы изначально страдает. Однако чаще всего треугольник Карпмана строится вокруг Жертвы, усилиями Жертвы и по её инициативе. И как правило, сама Жертва даже не представляет, чем это обернётся несколько позже.
Чтобы стать Жертвой в треугольнике Карпмана, прежде всего нужно начать игнорировать собственные ресурсы и начать воспринимать себя бессильным в ситуациях, когда, в действительности, это не так. Помимо этого, одно из бессознательных убеждений игровой Жертвы - что все ее проблемы должен так или иначе решать кто-то другой: хотя бы потому, что любой другой более могущественен и дееспособен, чем она сама. Как правило, это следствие целого перечня специфических проблем: от синдрома самозванца и "выученной беспомощности" до проблем с самооценкой и самовосприятием.

Преследователь – всегда определяется с точки зрения Жертвы. Тот, кто оказывает на неё давление, доставляет какие-то неприятности и т.п. Преследователь всегда действует с позиции «сверху», однако, чтобы поддерживать свое «превосходящее» положение, ему нужно контролировать и принижать окружающих, подпитывая в них ощущение собственной ущербности по отношению к нему, и стремясь контролировать не только их поведение, но и личность в целом.
В подобных случаях нередко Жертва ищет определённой помощи, обращаясь к Спасителю. И если Спаситель принимает на себя эту роль и берётся помогать, не отдавая себе отчёта в подоплёке происходящего – всё, треугольник состоялся. Спаситель в треугольнике – культовая роль. Быть Спасителем – престижно в понимании многих, и именно поэтому потенциального третьего участника легче всего затянуть в треугольник.

Однако важно понимать, что в отличие от реально помогающей личности игровой Спаситель в треугольнике Карпмана для получения признания своего могущества использует свое мнимое превосходство. И якобы для того, чтобы приносить пользу другим, на самом деле сохраняет их бессильными. Игровой Спаситель воспринимает "спасаемых" им людей как несамостоятельных, не достойных принимать собственные решения.

А дальше начинает проявляться деструктивность этой игры. Потому что когда Спаситель начинает таким образом "спасать" – Жертва обычно меняет свою точку зрения: таким образом Спаситель становится Преследователем ("плохим", тем, на кого жалуются и кого считают во всем виноватым), бывший Преследователь – Жертвой (потому что теперь его обижают), а бывшая Жертва – Спасителем.


Собственно ради этой самой роли все участники треугольника терпят лишения двух других ролей в данной игре: ибо Спаситель, как уже было сказано, – роль престижная, очень многим приятная, и к тому же дающая возможность практически без труда (пусть и на время) ощутить свою значимость и поднять свою самооценку . И не беда, что потом человек за это может получить определенные неприятности: зато он побывал Спасителем, и возможно, скоро побудет ещё, поскольку роли в треугольнике Карпмана меняются по кругу на протяжении всей – иногда довольно долгой – игры.

Инициатором создания треугольника является кто-то один, как правило. Фактически это тот, кто у Бёрна называется Водящий. Часто игра начинается с того, что этот Водящий сам пытается быть Спасителем, но у него не получается: то есть он за свои навязчивые действия получает отпор. И тогда он призывает кого-то третьего, становясь Жертвой, а бывший свой "объект спасения" назначает Преследователем: "Вот, он меня обидел, он меня не слушается, он такой, он сякой, – накажи его, повлияй на него, вразуми его!" И когда происходит "вразумление", изначальная Жертва собственно возвращается к своей "спасительской" роли, которая теперь у неё вполне получится.

Конечно, часто бывает и так, что деструктивность такого треугольника распространяется и на самого Водящего, и он тоже совершенно реально страдает, но и этого не замечает, потому как живет опять же по инерции и по готовым сценариям. И то, что на самом деле ему уже становится несладко - может и не ощутить поначалу: просто подумает, что он, допустим, заигрался в Жертву. А когда захочет выйти из "этой роли" - ан нет, уже не получается. Ситуация зашла в своей деструктивности слишком далеко. Вот тогда он (или она) приходит к психотерапевту и просит, к примеру, "сохранить семью" или "вернуться к прежней жизни", или что-то подобное. А по сути просит вернуть прежнюю игру, где он был Водящим. Но ситуация уже поменялась, и порой настолько кардинально, что водящими в ней уже стали другие.

Треугольник Карпмана можно прогнозировать, если к вам обращаются за некоей помощью, но при этом, когда вы пытаетесь начать с подробного анализа ситуации и определения возможной степени вашего участия в ней (то есть не спешите очертя голову втягиваться туда в роли Спасителя) – на вас обижаются. И просят не самого по себе "совета и участия", а помощи в чем-то деструктивной и к тому же подразумевающей определенный сценарий вашего действия: "Не просто спасай меня, но, спасая, наказывай вон того!.." То есть вас приглашают в треугольник таким Спасителем, который в будущем должен оказаться Преследователем.

Увы, треугольники Карпмана встречаются в нашем социуме довольно часто. Их много и в семейных отношениях (жена-муж-родитель жены (мужа) , бабушка-мама-дочь и дедушка-папа-сын, часто треугольником Карпмана становится и так называемый "любовный треугольник"), в отношениях рабочих (начальник-сотрудник-другой сотрудник или внешний консультант), в психотерапии и особенно в лечении зависимостей (пациент-родственник пациента-врач), и так далее, и тому подобное.

Отдельная тема – проявление треугольника Карпмана в зависимостях . Причем в самых разных, не только фармакологического характера.
В таком треугольнике основой становится не зависимость, а то, что сейчас многие коллеги называют "созависимостью" (хотя мне этот термин не очень нравится по своей сути – я об этом говорил в статье о зависимостях и ниже еще скажу.)
Так вот, созависимый (будем хотя бы тут для краткости употреблять такой термин) чуть ли не сознательно формирует и поддерживает в отношениях с зависимым пресловутый треугольник Карпмана. В том числе и потому, что при таком раскладе у него лично есть возможность по своему выбору, "по желанию и настроению" бывать во всех трех его ролях:
- Жертвы (рассказывая остальным, как ему тяжело с зависимым, и собирая с этого купоны);
- Преследователя (когда Зависимый в очередной раз попадёт в свою зависимость, а созависимый его за это пожурит, ему попеняет, а то и выплеснет на него свою агрессию – но не акцентируя на том, что сам же Созависимый ситуацию срыва подчас и провоцирует);
- и Спасителя, причем в самых разных формах. Это для него главная, основная, самая ценная роль: потому, что это по сути реализация его собственной "человеческой значимости", а то и смысл жизни.

Очень часто созависимые формируют у зависимых определённое чувство вины за их зависимость: чтобы спасаемый не взбунтовался по-настоящему, и чтобы роль Жертвы можно было играть только по настроению и только там, где за это дадут купоны, а не быть жертвой на самом деле, потому что это не входит в задачи созависимого.
Вот, собственно, еще почему термин "созависимый" не отражает сути проблематики: потому что имеется в виду вроде как "подчинённость зависимости", зависимость преподносится как ведущая и определяющая вещь, а на деле-то "созависимый" манипулирует зависимым как хочет.

Но даже если у зависимого сформируется желание бежать из этого треугольника, и он поставит перед собой задачу "откупиться" – не так-то это просто. Ибо созависимый в треугольнике не просто создает чувство вины , а еще и поддерживает его постоянно. Игровая задача Спасителя-созависимого – не допустить "полного откупа" (отсюда столь часты фразы типа "Да я для тебя столько сделал(а), тебе всю жизнь не расплатиться!")
Причем когда зависимый откупается за "прошлые деяния", Спаситель при этом делает все новые и новые одолжения – хотя и забывает спрашивать, нужны ли они спасаемому. Но эти одолжения (точнее, сам их факт) нужны самому Спасителю, чтобы вновь и вновь поддерживать "чувство вины и долга", чтобы "полностью расплатиться" зависимому не удавалось никогда, и чтобы вырваться из этого треугольника у зависимого не было моральных сил и морального права.

Многим созависимым выгоден миф о том, что подобного рода взаимоотношения, скрепленные треугольником Карпмана, есть "большая и правильная любовь". Повесив на явно деструктивные отношения сей священный ярлык, они как бы оберегают их от посягательств, в том числе со стороны психотерапевта, вознамерившегося эту деструктивность вычислить и показать самому созависимому. Это как бы "защита на уровне предсознания ". Ибо в этих отношениях созависимый вовсю манипулирует зависимым в своих интересах, но преподносит это как высший акт самопожертвования: "Как же я его такого брошу!" И это при том, что подчас "бросить" того или иного зависимого, то бишь "дать ему право на самоопределение вплоть до отделения" - как раз и есть реальный путь к его спасению. Но созависимому, действующему в рамках треугольника Карпмана и, что существеннее, не желающему от этих рамок отказываться, осознание этого банально невыгодно.

Нередко подобного рода "правильная любовь", как ни грустно, становится чуть ли не единственным шансом реализации для женщины, которая не видит (или опять же, не хочет видеть, не хочет затрачивать на это дополнительных сил) для себя иной самореализации и иного обретения смысла жизни. Плюс еще цензурные устои нашего общества как бы продуцировали до недавнего времени правило "женщина терпящая есть хорошая и правильная женщина". И вот женщины, которым хочется "считаться хорошими и правильными", но просто так терпеть что-то, что им не нравится, тяжело (что понятно, живые же люди), и обустраивают для себя такие треугольники с зависимостями мужей или детей. В том числе затем, чтобы внешне их собственная жизнь выглядела как необходимое для высокой оценки социума смирение, терпение и несение тяжкого груза, а на самом деле это была бы скрытая манипуляция в свое удовольствие, выгодная прежде всего самой женщине опять же в целях ее самореализации, где по сути крайним оказывается зависимый.

И в таком случае, даже если выход из подобного треугольника у такой женщины-созависимой перед глазами, все равно ей на бессознательном уровне выгоднее относиться к этой ситуации не как к проблеме, имеющей решение, а именно как к "несению креста" . Но когда кто-то из окружающего социума пытается построить на ее ситуации свой треугольник Карпмана с собой в роли Спасителя (когда созависимая играет на людях Жертву за купоны), то от такой дамы он получит только лишь различные варианты игры "Да, но". Более того, в такую игру она не преминет поиграть и в кабинете психотерапевта, к которому может явиться "якобы решать проблему" по принципу "Я сделала для этого всё, даже к психотерапевту пошла, но все равно эта проблема не решается".

Разумеется, в роли созависимого может выступать и мужчина, но в силу вышеназванных причин с женщинами это бывает чаще.

Кстати, речь идет вроде бы о треугольнике, но третьей вершины до сих пор как бы нет: идет речь о паре "Зависимый-Созависимый". Но роль третьей вершины в данном треугольнике может играть кто угодно: государство, полиция, начальник на работе, родственники, друзья, соседи, просто окружающие люди, тот же психотерапевт, нарколог и т.п. Причем многое зависит от того, какую роль в этом треугольнике на данный конкретный момент выберет себе в первую очередь сам созависимый.

Применимо к семейной психотерапии - в треугольник Карпмана часто пытаются затянуть психотерапевта супруги, которые находятся в конфликте и не готовы пойти на компромисс для его решения. Причем каждый из супругов надеется занять позицию Жертвы, и таким образом получить возможность говорить другому "Если бы не ты!..". Обратите внимание: в подобных конфликтах с внутренним намерением построить треугольник Карпмана каждая из сторон стремится "найти виноватого", и не допускает того, что свою лепту в семейный разлад так или иначе могли внести оба.
Но для треугольника нужна третья сторона - и супруги обращаются к "третейскому судье": если не к другу или подруге, то к психотерапевту. Именно чтобы тот стал "Спасителем наказующим", необходимым для построения треугольника Карпмана.

Чаще всего обращается какая-то одна сторона: с заказом "повлиять на другую сторону, потому что он(а) неправильно себя ведет". Даже в довольно частом заказе "помогите сохранить семью" обычно звучит карпмановский подтекст: "Внушите моему мужу (жене), что так, как он(а) себя ведёт сейчас – нехорошо, и пусть ведёт себя так, как я скажу". Но когда такой заказчик слышит от психотерапевта, не желающего попадать в треугольник Карпмана, ответ "если у вас проблемы из-за поведения мужа (жены), давайте о ваших проблемах и будем говорить, а если проблемы у супруга - то пусть супруг и обращается сам, лично" - заказчик в лучшем случае озадачивается, а в худшем – обижается. Ибо получает откровенную фрустрацию : ожидания не оправдались, треугольник выстроить не удалось.

Иногда бывает сложнее: оба супруга просят "семейную консультацию", декларируя намерение совместно решать проблемы, - однако каждый из них неосознанно ожидает, что именно ему удастся построить пресловутый треугольник с другим супругом в роли Преследователя. И тогда получается, что они оба идут к психотерапевту с противоположными заказами: каждый хочет стать Жертвой, но Жертва может оказаться только одна (или совсем ни одной, если психотерапевт не станет строить такой треугольник). Поэтому обязательные предварительные собеседования с каждым из супругов по отдельности помогают психотерапевту ещё и разобраться, не получится ли на предполагаемой консультации подобного пересечения заказов.

Как любая система с положительной обратной связью (то есть – действие вызывает еще более сильное действие, и так по кругу), треугольник Карпмана имеет тенденцию к усилению: причем к усилению деструктивного состояния, в котором Преследователь третирует Жертву все сильнее.
Иными словами, такой треугольник – игра, в которой два участника так или иначе сговариваются против третьего. Поэтому в этой модели постоянно кого-то бьют: психологически, а то подчас и физически. И каждый держится при этом за данную модель коммуникаций, чтобы в свою очередь, когда роли в очередной раз поменяются, иметь возможность тоже "побить" другого, как недавно побили его самого.

Внутренние ресурсы участников в таком треугольнике тратятся достаточно непродуктивно. В этой игре практически нет выигрыша: вернее, выигрыш там кажущийся, как в старой истории про двух ковбоев, каждый из которых поспорил с другим, что тот наестся отходов человеческой жизнедеятельности за пять долларов, а потом вышло, что оба наелись этих отходов бесплатно. Только в треугольнике Карпмана так "наедаются" в итоге все трое.

Еще в этом треугольнике постоянно нарастает внутреннее напряжение: что неудивительно, если там всегда кого-то бьют. И когда напряжение достигает своего предела – происходит своего рода взрыв, и система разрушается спонтанно. Причем с достаточно тяжелыми последствиями для всех участников. Безусловно, у кого-то из них даже после взрыва может возникнуть стимул образовывать новый треугольник, но как минимум не всегда есть для этого силы.

Деструктивность карпмановской модели общения поначалу, разумеется, не видна, - еще и потому попасть туда легко: а вот выйти бывает чрезвычайно трудно. Суть психотерапии в случае работы с тем или иным треугольником Карпмана – помочь кому-то одному разомкнуть этот замкнутый контур: учитывая то, что практически для всех участников игра в треугольник, как говорилось выше, имеет условную приятность. А любая ломка психологической игры, даже ощутимо деструктивной, всегда болезненна. И здесь важно, чтобы клиент понимал, какую выгоду он получит, выйдя из данного треугольника: выгоду освобождения от созависимости, от бессмысленного хождения по кругу, от периодических "психологических избиений". Выгоду самостоятельно управлять своей жизнью , не оглядываясь на других участников игры. Если такую выгоду человек способен воспринять как нечто ценное и значимое для себя – ему выходить из треугольника будет легче. Я хочу жить без зависимости от азартных игр
Я хочу жить без зависимости от алкоголя
Я хочу жить без зависимости от женщин
Я хочу жить без зависимости от женщины Темы: зависимости , психологическая грамотность , трансактный анализ , треугольник Карпмана .

© Нарицын Николай Николаевич
врач-психотерапевт, психоаналитик
г. Москва

Поделиться