Когда наступает православное рождество в году. Рождество Христово: даты, история, традиции

Рождество – самый значимый католический праздник во всем календаре. Ни Новый год, ни какое другое событие не может затмить значимости и величие этого дня – дня, в который, по преданию, появился на свет Иисус Христос. Католическое Рождество имеет древнюю историю, собственные особенности празднования и традиции, которые чтит каждый католик в любой стране. Узнаем обо всех тонкостях празднования католического Рождества в 2017 году из этой статьи.

Дата католического Рождества в 2017 году

Согласно католических традиций, ежегодно католическое Рождество отмечается 25 декабря , в том числе и в 2017 году. Этот католический праздник является государственным и одним из наиболее почитаемых праздников в году в более чем 145-ти странах мира.

История праздника

Один из наиболее древних праздников для верующих людей – Рождество – впервые появился ещё в четвертом веке нашей эры. По древней традиции готовиться к данному событию начинают еще за месяц, точнее за 28 дней. Этот период именуется месяцем Адвентом. Стоит отметить, что католикам не обязательно придерживаться поста, как это происходит у православных христиан. Единственный обязательный постный день, который чтут все католики – . В этот день необходимо посетить церковь и воздерживаться от принятия мясной пищи. Священники и особенно рьяные почитатели традиций, весь Адвент проводят в подобном режиме, но основная масса верующих поститься лишь в день перед Рождеством.

Как нужно отмечать католическое Рождество 2017

Накануне праздника католики приходят в церковь , чтобы поприсутствовать на торжественном богослужении. После многие уходят домой, но некоторые остаются на всю ночь, чтобы успеть причаститься и исповедоваться. Всю ночь принято проводить в молитвах о покаянии.
Рождественское утро снова встречается в церкви. Интересно то, что в русскоговорящих странах католические утренние мессы проводят часто на иностранных языках, а после повторяют их на русском.

По завершении богослужения каждый католик уходит домой, чтобы отметить данное торжество в кругу родных и близких.

Рождественские атрибуты

Обязательными атрибутами католического Рождества считаются: ель, рождественское полено, обмен подарками. Также многие семьи во дворах своих домов устраивают небольшие колыбельки, символизирующую момент появления Христа на свет. Вокруг нее размещают статуэтки Божьей Матери и волхвов.

Традиции празднования

Традиция сжигать рождественское полено осталась еще с языческих времен. Раньше в дом сносили настоящее полено, поливали его вином, обсыпали зернами и крупами, после сжигали. Теперь же на рождественском столе можно увидеть торт в виде полена, который в конце застолья просто съедают.

Доброй традицией на католическое Рождество стал обмен подарками и пожеланиями. Для русского человека такие действия более привычны на Новый год, однако, на Западе пришествие нового календарного года отмечается скромно. Как у нас Дед Мороз, так у католиков Санта Клаус приходит на Рождество, чтобы вручить малышам подарки.

Помимо Рождества Христова, в православии и христианстве в целом есть еще один похожий праздник - Рождество Пресвятой Богородицы. В 2017 году этот праздник нам еще только предстоит встретить.

Этот праздник входит в число двунадесятых , то есть является одним из 12 самых важных в православии. Это говорит о том, что отмечать его необходимо каждый год, подготавливаясь к нему эмоционально.

День празднования Рождества Богородицы в 2017 году

Это непереходящий праздник, который по своей значимости сопоставим с более привычным Рождеством Христовым. Это важный день, потому что Дева Мария пожертвовала всем, что у нее было, ради исполнения пророчества и самой важной духовной миссии из всех, которые только можно представить. Она родила Сына Божьего, Иисуса Христа, и позволила сбыться тому, что было написано в священных книгах.

Началось спасение людей от первородного греха и зла еще задолго до рождения младенца Христа. Началось спасение в момент рождения Богородицы. Еще маленькой девочкой ее родители — Иоаким и Анна — отдали ее во служение Богу. Таков был уговор, который заключили муж и жена, у которых не было детей. Они родили девочку, которая, в свою очередь, должна была изменить мир. Ангел Господень явился Анне и сказал, что родит она дочь, которую нужно будет назвать Марией.

Рождество Богородицы отмечается с далекого 4 века. На Руси после победы над язычеством этот праздник сразу стал одним из самых главных событий в году. Сейчас рождение Девы Марии ежегодно отмечается 21 сентября.

Традиции и правила праздника

Перед таким важным праздником желательно посетить церковь и исповедаться в грехах . Каждый, кто встретит его с чистой душой, получит особое благословение. Этот день является неким аналогом дня матери, поэтому люди по всему миру дарят матерям цветы, делают для них что-то хорошее.

Во всех церквях проходят праздничные богослужения, которые наполнены любовью, светом и оптимизмом. Этот праздник является логическим началом всей новохристианской и новозаветной истории. Все начинается с Богородицы, с ее появления на свет.

Если вы не сможете попасть на богослужение в четверг 21 числа, то прочитайте дома самую лучшую молитву Божией Матери — «Богородице Дево, радуйся ». Главное — это быть духовно готовым к добрым поступкам. Скажите своей матери самые главные слова, которые не говорите каждый день.

21 сентября 2017 года — это первый двунадесятый праздник после новолетия, то есть обновления церковного календаря. Не позволяйте себе проживать такие важные дни так, как вы делаете это постоянно, ведь праздники должны учить нас чему-то, должны способствовать нашему развитию и духовному росту.

Подарите икону Божией Матери тому, кто вам дорог. Делайте приятные сюрпризы близким людям. Пусть ваша душа поет и светится от радости. Делитесь этой радостью со всеми, кто встретится на вашем жизненном пути. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

08.09.2017 04:08

В православном мире есть особая икона, которая пользуется популярностью во всех странах. Ее название «Скоропослушница», ...

В церковном календаре особое место занимают праздники, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, и Сретение...

Православные христиане в субботу отмечают Рождество Христово - один из двух, наряду с Пасхой, важнейших церковных праздников. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в эту ночь по традиции совершил рождественское богослужение в главном храме страны - кафедральном соборном храме Христа Спасителя, на которое пришли несколько тысяч верующих, в том числе представители государственной власти.

Также в этот день предстоятель Русской православной церкви посетит Центральную клиническую больницу Святителя Алексия на Ленинском проспекте, поздравит детей, приглашенных на Патриаршую Рождественскую елку в храме Христа Спасителя, и проведет оттуда же рождественский телемост с космонавтами Международной космической станции.

Рождественское послание

Праздник Рождества по учению Церкви символизирует примирение человека с Богом. Рождество предвозвещает искупительный подвиг Иисуса Христа и обновление человеческой природы, пораженной грехопадением прародителей.

Патриарх в своем рождественском послании 2017 года напомнил, что христиане должны не только призывать других следовать высоким нравственным идеалам, но и сами стараться воплощать эти идеалы в своей повседневной жизни, и в первую очередь через служение ближним. "Преодолевая конфликты и разделения, мы несем миру самую убедительную проповедь о родившемся Спасителе и делами свидетельствуем о необычайной красоте и духовной силе православной веры", - говорится в обращении.

Предстоятель РПЦ, в частности, обратил внимание на то, что в 2017 году исполняется ровно сто лет с момента "событий, радикально изменивших жизнь России" - "ввергших ее в безумство гражданской войны, когда дети восстали против родителей и брат пошел на брата".

"Те последующие потери и скорби, через которые прошел наш народ, были во многом предопределены разрушением тысячелетней государственности и борьбой с религиозной верой людей, породившими глубокий раскол в обществе. Мы с трепетом и благоговением вспоминаем подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской, молитвами которых, верим, не оставил Господь народ наш и даровал ему силы на свершение великих трудовых и ратных подвигов, приведших к победе в самой страшной войне из всех войн, к восстановлению страны, к достижениям, вызывающим восхищение", - отметил Кирилл.

Первоиерарх Русской церкви выразил благодарность Богу "за явленное всему миру чудо - воскрешение веры и благочестия в народе нашем, за восстановление порушенных святынь, за новые храмы и монастыри, само строительство которых - видимый знак глубоких перемен, произошедших в сердцах людей".

По словам патриарха, в последние десятилетия в жизни соотечественников "было и остается ныне немало трудностей и испытаний", однако "все они временны, а потому и не страшны". "Опыт минувшего столетия многому нас научил и от многого должен предостеречь", - говорится в патриаршем послании.

Как сообщил РИА Новости пресс-секретарь патриарха священник Александр Волков, в день праздника Рождества Христова глава РПЦ по традиции посетит социальное учреждение - больницу, относящуюся к Московской патриархии и носящую имя Святителя Алексия, митрополита Московского.

"Здесь патриарх осмотрит новые отремонтированные лечебные блоки, встретится с персоналом больницы, и особенным событием станет посещение им новооткрытого паллиативного отделения", - рассказал Волков. Он уточнил, что в этом отделении могут проходить лечение не только жители Москвы, но и других регионов, - больные как онкологическими, так и другими тяжелыми заболеваниями.

"Патриарх уделяет особое внимание социальному служению и всегда подчеркивает исключительную важность этой составляющей церковной работы, и в том числе и сам подает пример всей Церкви", - сказал священник.

Собеседник агентства, в частности, отметил, что, как и на свое 70-летие в конце прошлого года, так и на Рождество 2017 года патриарх "благословил все те деньги, которые настоятели московских храмов планировали на приобретение для него традиционных поздравительных букетов к Рождеству, направить на социальный счет больницы Святителя Алексия на приобретение для нее необходимого оборудования". По данным патриаршей пресс-службы, в ходе предыдущей подобной акции в ноябре прошлого года было собрано около 2,5 миллиона рублей для закупки медицинского оборудования, и "в дальнейшем эта практика будет продолжена".

"Также в этот день по сложившейся практике патриарх поздравляет экипаж Международной космической станции. Уже на протяжении нескольких лет он выходит на связь с МКС посредством видеосигнала, так же будет и в этот раз: в храме Христа Спасителя, перед началом рождественской вечерни, патриарх пообщается с российскими членами экипажа МКС - преподаст благословение, поздравит с Рождеством Христовым", - сказал Волков.

Праздник Рождества в ночь на 7 января (по новому стилю) вместе с Русской православной церковью встречают еще три поместные церкви - Иерусалимская, Сербская и Грузинская, а также афонские монастыри, католики восточного обряда и некоторые протестанты, придерживающиеся юлианского календаря. По уставу Русской церкви вслед за Рождеством наступают святки (святые дни) - время особой духовной радости и продолжения празднования. В эти дни, с 8 по 17 января, отменяются однодневные посты по средам и пятницам.

Один из важнейших праздников для христиан всего мира это Рождество Христово. Православные и католики празднуют его в разные дни и с разными особенностями, но все они возникли не просто так. Изначально многие традиции были основаны на языческих обрядах, чтобы переход к новой вере был плавным. Самый важный атрибут Рождества и Нового года – наряженная елка пришла в христианство из древнегерманского праздника Йоль, а традиционные колядки древние славяне пели еще в языческие времена в честь бога Коляды.

Точная дата рождения спасителя не определена до сих пор, поэтому торжество просто приурочили к привычным на то время празднованиям в честь зимнего солнцестояния. Так и получилось, что по григорианскому и юлианскому календарях, католики и православные отмечают Рождество в ночь с 24 на 25 декабря и с 6 на 7 января соответственно.

Традиции празднования в мире

Каждая страна встречает этот праздник по-особенному, но абсолютно все католики соблюдают перед этим четырехнедельный пост, называемый Адвент.

В Великобритании рождественскую ночь называют «ночью свечей», украшая свои жилища множеством огоньков и ветками вечнозеленых растений. Именно отсюда пошла традиция целоваться под омелой. Традиционными блюдами является рождественский хлеб, запеченная свиная голова и пудинг.

Рождественский ужин в Германии не обходится без жареного гуся с яблоками и черносливом, а на десерт обязательно подают имбирные пряники и согревающий глинтвейн. Улицы городов в это время заполнены шествиями ряженых в чертей, а площади принимают настоящие средневековые ярмарки.

Во Франции Рождество принято встречать с друзьями с обязательным угощением Буш дё Ноэль, шоколадный торт в форме полена. Для детей приносит подарки Пер Ноэль, а к тем кто плохо себя вел приходит Пер Фуэтар.

В Чехии так же популярны рождественские имбирные печенья, а главным угощением стола является жареный карп с картофельным салатом. Покупают чехи рыбу в Сочельник и обязательно выпускают в воду по традиции, так что для ужина приходится приобретать продукты заранее.

Исландия до сих пор сохранила немного язычества в своей культуре и на Рождество верит в приход полу-троллей из местных лесов, которые угощают детей конфетами и другими сладостями каждый день, начиная с 12 декабря.

Христианские традиции празднования

У православных христиан празднованию предшествует двухнедельный пост, где в последние пять дней необходимо еще и регулярно читать особые молитвы. В Сочельник, православным необходимо воздерживаться от пищи до первой звезды, а только потом садиться за стол. Это память о Вифлеемской звезде. Традиционным блюдом рождественского ужина является «сочиво» от которого и пошло название кануна Рождества, но нам это блюдо известно как кутя.

Рождественские обычаи и традиции

Кануну Рождества всегда предписывали магические особенности, которые ярко описаны в произведениях Николая Васильевича Гоголя. В это время принято делиться пищей и помогать бедным, а также проводить генеральную уборку всего жилища. Сами жители надевали свои лучшие наряды в этот день.

Семейный праздник редко встречал за столом гостей, но в случае их появления, угощения и чествования были на высшем уровне. Приглашение к столу могли получить путники, так как считалось, что под их личиной может скрываться сам Спаситель. В Сочельник нельзя было приглашать и впускать в дом до обеда чужую женщину, а остатки ужина всегда выносили на улицу для диких животных. Таким образом, их задабривали, чтоб в течение будущего года они не вредили хозяйству.

Именно с празднования Рождества начинались Святки, которые длятся 12 дней до Коляды. В это время были широкие народные гулянья, которые сопровождались колядованием переодетыми в костюмы зверей или персонажей поверий и мифов. Ряженые восхваляют в своих песнях Господа и привлекают в дома богатство и благополучие, за что получают символическую награду. Некоторые группы людей образуют библейские вертепы, нося перед собой звезду на шесте. Такие обряды были особенно популярны ранее по территориям Беларуси, России и Украины.

Мистификация празднования была связаны и с традиционными гаданиями в это время. Было принято ходить в гости к родственникам и активно заниматься сватовством, ведь время это считалось судьбоносным. Молодые девушки ворожили на будущих женихов, узнавая их имена. Многие обряды известны нам до сих пор, к примеру, на Святки нужно было перекинуть через забор сапог и из той стороны, куда укажет носок, следовало ждать своего суженого. Имя его можно было узнать, выйдя в полночь на улицу и спросив первого встречного, как его зовут. Это имя и будет у жениха.

Праздничное застолье

Только после восхода первой звезды следовало садиться за стол. Трапезу начинал глава семьи, зажигая свечи и произнося молитву. Меню обычно состояло из 12 постных блюд, первым для опробования и обязательным на каждом столе являлась кутя. Она могла быть сдобрена медом и заправлена сухофруктами или орехами. Из сухофруктов обязательно варили и узвар, который принято сейчас называть компотом. На столе встречались различные каши, вареники, блины, овощные блюда – грибной борщ, отварной горох, капустник и так далее. Особое место отводилось блюдам из рыбы, которые разрешалось кушать уже в этот день, мясные и молочные угощенья разрешались только на следующий день, по окончанию поста. В основном это были блюда из свинины у славян, в том числе кутя с салом, домашняя колбаса и многое другое. Как ни странно, но особых предпочтений для праздничных десертов нет в нашей культуре, поэтому современные меню постепенно пополняются иностранными сладостями, в основном имбирными пряниками. Их аромат отлично сочетается с запахом ели, а внешность может быть в виде любых праздничных атрибутов. В основном это человечки, елочки или животные, украшенные разноцветной сахарной глазурью.

Как именно встретить Рождество решать каждому самостоятельно, но при желании можно успеть воплотить все традиции, особенно учитывая длительность Рождественских выходных.

Республика Молдова далеко не уникальна в этом плане. Кроме нашей страны официально двойное Рождество 25 декабря и 7 января празднуют ещё в четырёх странах мира.

Так когда родился Иисус?

День рождения Иисуса Христа - Рождество - является одним из главных христианских праздников, который отмечают и католики, и православные, и протестанты. Это государственный праздник в более чем 100 странах мира: ежегодно его отмечает большая часть населения планеты.

Принято считать, что Спаситель родился 25 декабря, хотя в Библии нет прямого ответа на вопрос: “Когда родился Иисус?”. Дата 25 декабря впервые была указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году, а в 337 году Римская церковь официально постановила считать 25 декабря днем Рождества Иисуса Христа. Однако вопрос о реальной дате (а также реальном годе) рождения Спасителя всё ещё является спорным и однозначно нерешенным.

Попытки установить год рождения Иисуса Христа по датам сопутствующих событий (годов правления императоров, царей, консулов) не привели к конкретной дате, но считается, что, по-видимому, исторический Иисус родился между 7 и 5 гг. до н.э. Во всяком случае, согласно Библии, Иисус родился “во дни царя Ирода”, который, как было точно установлено, умер в 4 г. до н.э. Тем не менее, сегодня мы пользуемся ошибочным летоисчислением, введенным римской церковью в 533 году. В его основу были положены расчеты архивариуса Папы Римского, скифского монаха Дионисия Малого, произведенные в 525 году.

В 1278 г. от основания Рима Папа Иоанн Первый поручил Дионисию составить пасхальные таблицы. Для удобства их составления Дионисий и выбрал 25 декабря 753 года от основания Рима как гипотетическую дату Рождества Христова, а затем предложил Иоанну Первому ввести новое летоисчисление - до и после Рождества Христова. Однако в своих расчетах Дионисий допустил ряд грубых ошибок: как считают некоторые исследователи, при подсчете сроков правления Римских императоров он просто проглядел четыре года из правления императора Августа (он не учёл, что данный император в начале своего правления несколько лет царствовал, как Октавиан, а потом ещё и как Август). Так что реальный Иисус был несколько старше, чем официально считается церковью.

Летом 1996 г. в одном из своих посланий Папа римский Иоанн Павел Второй признал, что историческая дата Рождества Христова неизвестна, и что в действительности Спаситель родился на 5-7 лет раньше новой эры - “официального” Рождества Христова. Тем не менее, исправлять ошибки Дионисия Малого (а в своих расчётах он, к тому же, еще не использовал “0”, потому что в Европе в то время было не известно это математическое понятие) сейчас, естественно, никто не будет.

Такая же путаница возникла и с датой рождения Иисуса Христа. Одно из основных указаний на время его рождества - это рассказ о Вифлеемской звезде в Евангелии Матфея. Её символ сейчас украшает все рождественские ёлки.

Скорее всего, волхвы наблюдали реальное астрономическое явление. Наиболее вероятным “кандидатом” в Вифлеемские звезды учёные называют вспышку новой или сверхновой (другие версии - комета Галлея, соединение планет, гелиактический восход).

В 1977 г. английские астрономы Кларк, Паркинсон и Стефенсон провели анализ китайских и корейских астрономических хроник за период с 10 г. до н.э. по 13 г. н.э. и отождествили Вифлеемскую звезду с наблюдавшейся в течении 70 дней вспышкой яркой новой звезды весной 5 г. до н.э. Причём им удалось довольно точно установить ее небесные координаты. Астрономические расчёты подтвердили, что весной того года ее яркое сияние могло наблюдаться в Персии, откуда пришли волхвы, а в целом - от Сирии до Китая и Кореи, низко над горизонтом, перед восходом солнца - все точно по Евангелию Матфея. Путь из Персии в Иерусалим занимал не менее 5-6 месяцев, следовательно, волхвы прибыли в царство Ирода Великого осенью 5 г. до н.э. - скорее всего, в конце сентября или в октябре, и к тому моменту они уже наблюдали Святое семейство с младенцем Иисусом.

Из расчётов сторонников версии, что Вифлеемская звезда - это комета Галлея тоже выходит, что Иисус должен был родиться где-то между первыми числами сентября по 7-е, но уж никак не 25 декабря. О том, что Спаситель мог родиться в конце сентября - начале октября свидетельствуют и некоторые косвенные указания в Библии: например, время зачатия и рождения Иоанна Крестителя, который, судя по текстам, был на 5-6 месяцев старше Иисуса. Еще одно косвенное подтверждение этого вывода - указание евангелиста Луки о переписи по указу римского кесаря Августа, согласно которому каждый должен был пройти перепись в своем родном городе. Подобное мероприятие вряд ли могло происходить зимой, когда путешествие было довольно затруднительным и дорогостоящим, а декабрь и январь - достаточно холодные месяцы в гористой местности Иудеи, где находился Вифлеем. Кстати, Свидетели Иеговы считают, что Христос родился именно в начале октября. Однако церковное празднование Рождества Христова было закреплено за 25 декабря.

Современные ученые считают, что это было сделано намеренно, и связано не столько с реальными изысканиями возможных сроков рождения Спасителя, сколько с политической конъюнктурой того времени. Дело в том, что даже после принятия христианства язычество у римлян не теряло своих позиций. С особенно большой пышностью 25 декабря отмечался праздник поклонения солнцу - Dies Natalis Solis Invicti (Рождество Непобедимого Солнца), установленный в 274 г. императором Аврелианом. Чтобы устранить языческие традиции в 337 г. Римская церковь официально и постановила считать 25 декабря днём Рождества Иисуса Христа.

“Католическое” и “православное” Рождество

Обычно считается, что 25 декабря отмечается католическое Рождество, а 7 января - православное. На самом деле это не так.

В ночь с 24 на 25 декабря Рождество Христово празднуют не только католики, но и лютеране и другие протестанские конфессии, а также 11 Поместных Православных Церквей мира (они пользуются не “католическим” григорианским календарём, а так называемым “новоюлианским”, который пока совпадает с григорианским - расхождение между этими календарями в один день накопится к 2800 году).

А вот в ночь с 6 на 7 января праздник Рождества Христова отмечают ряд православных церквей, оставшихся в старом стиле (Русская, Грузинская, Иерусалимская, Сербская), афонские монастыри, живущие по юлианскому календарю, Армянская Апостольская Церковь (отмечает Рождество и Крещение Господне, как единый праздник Богоявления), отдельные епархии Румынской православной церкви (Бессарабская митрополия), греческие старостильники, не принявшие перехода на новоюлианский календарь в Элладской церкви, православные арабы в Иерусалиме, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская греко-католическая церковь) и часть российских протестантов. В 2014 г. к юлианскому календарю после отмены соборного решения 1924 г. о введении нового стиля вернулась и Польская Православная Церковь.

На самом деле различается не дата Рождества Христова, а используемый календарь. Христиане, которые празднуют Рождество 25 декабря, используют современный - григорианский календарь. Остальные отмечают рождение Спасителя тоже 25 декабря, но по юлианскому календарю, а эта дата в григорианском календаре в XX и XXI веках приходится на 7 января. Но так будет не всегда. Уже через век разница между стилями будет составлять не 13, а 14 суток. Следовательно, в XXII веке наши потомки будут отмечать Рождество 8 января по старому стилю, а через два века - 9 января.

Юлианский календарь был введен в 45 г до н.э. Юлием Цезарем. Согласно ему, год начинается 1 января, насчитывает 365 дней, каждый четвертый год является високосным, когда в феврале добавляется еще один день - 29 февраля. Однако юлианский календарь не учитывал ещё одного дня, который накапливался каждые 128 лет.

В 1582 г. папа Римский Григорий XIII признал юлианский календарь неточным (у духовенства возникли проблемы с расчетом даты Пасхи). В нём нашли ошибку: отставание календарного учёта от астрономического. В итоге 4 октября 1582 г. в католических странах Григорием XIII был введен новый, “григорианский” календарь, который сегодня используется в большинстве стран мира. На момент проведения реформы 1582 г. между датами в юлианском и григорианском календарях возникло расхождение в 10 дней.

Православная традиция, сохраняя истинный расчет даты Пасхи, в отличие от католической церкви, не перешла на григорианский календарь, и все расчеты православных событий ведет по старому - юлианскому календарю. Правда, в 1923 г. по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении юлианского календаря. Так появился не принятый всеми Православными Церквями и их отдельными подразделениями т.н. “новоюлианский” календарь, на данный момент совпадающий с григорианским.

Так что христианские церкви и конфессии сегодня используют сразу три календаря - юлианский, новоюлианский и григорианский. Отсюда и расхождение в праздновании Рождества Христова и других христианских праздников.

Рождество с политическим привкусом

В Молдове первую попытку отпраздновать Рождество “по-европейски” предпринял кишинёвский мэр Дорин Киртоакэ. Было это в 2007 году и вылилось в знаменитые “ёлочные войны”.

В декабре 2007 г. генпримар Кишинёва распорядился нарядить ёлки в городе, включая “центральную” зелёную красавицу, 10 или 15 декабря - чтобы “Кишинёв в этом плане шёл в ногу с крупными европейскими городами”. Вице-мэр Анна-Лучия Кулев на заседании мэрии отрапортовала, что к 25 декабря в честь Рождества по новому стилю будет подготовлена праздничная культурно-художественная программа.

В общем, отмечать “европейское” Рождество столичное руководство собиралось с размахом. Однако правящие на тот момент центральные коммунистические власти запретили мэрии устанавливать рождественскую ёлку на центральной площади Кишинёва ранее 30 декабря. Киртоакэ не послушался. Ёлка была установлена. К ней - для охраны - были приставлены двое активистов Либеральной партии. Тем не менее, той же ночью “ёлка Киртоакэ” внезапно “переехала” с центральной площади города в близлежащий парк.

В 2008 г. операция “Brad de craciun” повторилась. Только на этот раз “ёлке Киртоакэ” сначала не дали доехать до столицы (на пути в Кишинёв она была перехвачена полицией, заявившей, что на ёлку нет документов, значит перевозить её запрещено), а потом у мэрии возникли проблемы с ёлочными украшениями. 25 декабря вновь не получилось.

Всё изменилось в 2009 г., когда к власти пришёл “Альянс за евроинтеграцию”. В ноябре 2009 г. правительство Владимира Филата, несмотря на возмущение православного духовенства, единогласно проголосовало за объявление 25 декабря выходным праздничным днём. Молдавская митрополия тут же направила правительству письмо с просьбой пересмотреть своё решение по Рождеству, так как это религиозный, а не светский праздник, а религиозные праздники определяются по церковному календарю.

“Если власти приняли это решение с учётом того, что другие религиозные конфессии отмечают Рождество 25 декабря, то и в этом случае возникает не меньшее недоумение. Православная церковь в Молдове уважительно относится к представителям всех конфессий, официально зарегистрированных на территории нашей страны, однако объявление выходного дня на национальном уровне для праздника религиозного меньшинства кажется странным”, - говорилось в заявлении Митрополии (по переписи населения 2004 г. 93,3% граждан Молдовы причисляли себя к православным христианам, а по переписи 2014 г. эта цифра составляла 96,8%).

Двусмысленность ситуации, по мнению православного духовенства, также заключалась в том, что был не ясен мотив данного решения правительства, поскольку и Митрополия Молдовы, и Митрополия Бессарабии в соответствии со своим статусом следуют юлианскому календарю, который исключает возможность празднования Рождества 25 декабря. “Мы живём в стране, где люди чтят праздники и традиции, которые характеризуют нас, как народ, а также нашу культуру. Мы не вправе терять то, что унаследовали и предавать свою идентичность”, - подчёркивалось в заявлении Митрополии.

Однако правительство, заявив, что хочет идти в ногу с Европой, объявило 25 декабря выходным и праздничным днём и в 2010, и в 2011, и в последующие годы. А кишинёвская мэрия вообще отказалась от какого-либо празднования Рождества 7 января. Столичные власти тогда так прокомментировали новый подход к Рождеству Христову: “Празднование Рождества было организовано 25 декабря на площади Великого национального собрания музыкой и танцами. 7 января никаких мероприятий не будет”.

Окончательную точку в вопросе празднования Рождества в РМ поставил парламент в 2013 г. 20 декабря 2013-го законодательный орган в окончательном чтении утвердил поправки в постановление о днях памяти, праздничных днях и днях отдыха в Республике Молдова, согласно которым 25 декабря, когда празднуется Рождество по новому стилю, было объявлено официальным выходным днём наряду с 7 и 8 января (Рождество по старому стилю). Находившиеся в оппозиции коммунисты тогда заявили, что теперь, по логике вещей, официальными выходными в Молдове следует также объявить католическую Пасху, еврейский новый год и Рамадан, поскольку представители этих религий и конфессий также представлены в Молдове, составляют религиозное меньшинство и теперь вправе требовать удовлетворения своих прав, раз прецедент положен.

Таким образом, Республика Молдова официально уже десять лет дважды празднует Рождество - по григорианскому и юлианскому календарю, но это не является чем-то уникальным. Дважды празднуют Рождество и в ряде других стран. Например, в Беларуси, Ливане, Эритрее и Украине. Причём позже всех к рождественскому дублю пришли на Украине - в 2017 г. и тоже из политических соображений. Как заявил в декабре 2017 г. спикер Верховной Рады Андрей Парубий, новый закон о Рождестве “освободил Украину от московской ментальной оккупации и вернул в семью свободных народов мира”.

А вот в Белоруссии двойное Рождество является устоявшейся традицией по другой причине: страна находится на пересечении сфер влияния двух конфессий - православия и католицизма, и двойное Рождество здесь используется как символ объединения народа и взаимопонимания между католической и православной церквями.

“Представители православной церкви принимают участие в праздновании Рождества 25 декабря, мы принимаем участие в праздновании Рождества 7 января. Людям это нравится, они видят, что мы ведем себя как братья. Я не вижу в этом никакой проблемы. Так люди хотят, поэтому так и будет продолжаться”, - заявил белорусской прессе в 2017 г. католический архиепископ - митрополит Минско-Могилевский Тадеуш Кондрусевич.

Так что где-то двойное Рождество разделяет общество, а где-то наоборот - объединяет.

В Республике Молдова граждане в этом вопросе стараются не разделяться - большинство не осуждает тех, у кого праздник 25 декабря и с удовольствием в этот день отдыхает, а празднует Рождество по традиции, унаследованной от предков -7 и 8 января.

Владислав Бордеяну

Поделиться