Общество индивидов в фигуративной социологии Н. Элиаса

В книге видного немецкого социолога и историка середины XX века Норберта Элиаса на примере французского королевского двора XVII-XVIII вв. исследуется такой общественный институт, как «придворное общество» – совокупность короля, членов его семьи, приближенных и слуг, которые все вместе составляют единый механизм, функционирующий по строгим правилам. Автор показывает, как размеры и планировка жилища, темы и тон разговоров, распорядок дня и размеры расходов – эти и многие другие стороны жизни людей двора заданы, в отличие, например, от буржуазных слоев, не доходами, не родом занятий и не личными пристрастиями, а именно положением относительно королевской особы и стремлением сохранить и улучшить это положение. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историко-социологическими сюжетами.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Придворное общество" Элиас Норберт бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Норберт Элиас (1897-1990) - известный немецкий и англий­ский социолог, один из основателей исторической социологии, а также философ культуры, психолог и поэт. В 1924 г. в универси­тете Бреслау получил степень доктора философии за диссертацию «Идея и индивид». Во второй половине 20-х гг. в Гейдельбергском университете изучал социологию, под руководством А. Вебера го­товил диссертацию о роли флорентийского общества и культуры в возникновении науки. В 1930-1933 гг. в университете Франкфурта-па-Майне под руководством К. Маннгейма готовил диссертацию

«Придворный человек»; из-за прихода к власти фашистов уехал во Францию, а переработанную диссертацию спустя 36 лет опубликовал в Швейцарии в виде книги «Придворное общество» (Die Hofische Gesellschaft. Untersuchungen zur Soziologie des Konigtums und der hofischenAristokratie. Fr./M., 1969).

В 1935 г. Н. Элиас уехал в Англию, позднее он получил бри­танское гражданство. В 1935-1939 гг. он создал свой главный труд «О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования» (Uber den Prozess der Zivilisation. Soziogenetische und psychogenetische Untersuchungen, Bd. I-II. Bern, 1939. Переизд. в 1969 г.; англ. пер.: The Zivilizing Process, vols 1 and 2. Oxford: Basil Blackwell, 1982). Цивилизационный процесс он рассматривает как трансформацию, совершающуюся одновременно на макро- и микроуровнях; ее содержание составляет рационализация по­ведения людей по мере роста взаимозависимостей между ними, удлинения цепей обмена, увеличения дистанции между людьми, развития самосознания индивидов, механизмов самоконтроля их за своим поведением. Сложные сети человеческих взаимодействий, взаимозависимостей с властью как основной связью, представляют собой «фигурации» или «образы», которые формируют напряженное равновесие, неустойчивый баланс сил.

Впоследствии Н. Элиас жил и работал в Лондоне и Кембридже, Лейчестере. В начале 60-х гг. преподавал в университете в Гане, за­тем - в различных университетах Европы, главным образом в Герма­нии и Амстердаме, где имел свой дом. В 1977 г. во Франкфурте удо­стоен премии им. Т. Адорно. Н. Элиас умер в 1990 г. в Амстердаме.

Особое место в его творчестве занимает проблема соотношения между Я и Мы в балансе общественных отношений. Еще в 1939 г. он подготовил рукопись «Общество индивидов», в которой, обобщая свои предшествующие исследования, анализировал включение «Я» в «Мы», вырастающее из планов индивидов, но незапланиро­ванное. В 40-50-е гг. Н. Элиас подготовил следующую рукопись, в которой сосредоточил внимание на проблемах самосознания, пред­ставления людей о самих себе. Зимой 1986/87 гг. он написал третью рукопись - «Изменения баланса Я и Мы» - специально для книги «Общество индивидов», в которую включил и предшествующие две рукописи (Die Gesellschaft der Individuen. Suhrkamp. Fr./M., 1987; 3.Auflage - 1996). Таким образом, этот труд состоит из трех частей; он вобрал в себя эволюцию размышлений исторического социолога и социального философа над проблемой соотношения индивида и общества, которые не оставляли его на протяжении всей жизни.


Ниже помещены отрывки из первой и третьей частей этой книги. Они позволяют судить об эволюции не только взглядов Н. Элиаса, но и самой социальной реальности. Изменение баланса «Я» и «Мы» в пользу «Я» - вот новый социальный факт, который свидетельствует об актуальности проблемы индивидуализации жизни человека в со­временном обществе, рассматриваемой в базовом пособии учебного комплекса (глава 6 и др.).

ОБЩЕСТВО ИНДИВИДОВ*

I. Общество индивидов

Выше неоднократно указывалось на ту своеобразную обще­ственную игру, которой определенные группы западного общества предаются снова и снова и с неослабевающим усердием в противо­стоянии друг другу двух идейных партий. Первые говорят: «Все за­висит от индивида». Вторые говорят: «Все зависит от общества». Первые говорят: «Однако все же только отдельные индивиды всегда решают, что им делать, а чего не делать». Вторые говорят: «Но их решения общественно обусловлены». Первые говорят: «Но то, что вы называете «общественной обусловленностью» одних, осуществля­ется только посредством того, что другие отдельные индивиды нечто желают и делают». Вторые говорят: «Но то, что эти другие желают и делают, в свою очередь, снова общественно обусловлено».



Колдовские чары, сковывающие мышление людей подобными альтернативами, постепенно начинают терять свою силу. Действи­тельно, способ выбора и действия отдельного человека формируется в отношениях с другими людьми, в общественной переработке своей природы. Но то, что в результате отчеканивается, не есть нечто пас­сивное; это не безжизненная монета, идентичная тысячам других монет, но центр активности отдельного индивида, его персональная направленность побуждений и воли - одним словом, его подлинная самость. То, что здесь отчеканивается, само одновременно является чеканящим: это механизм индивидуального самоуправления отдель­ного человека в его отношениях с другими людьми, который связывает их самоуправление и полагает ему границы. Образно говоря, каждый человек двойственен: он - монета и чекан одновременно...

* Цит. по: Элиас Н. Общество индивидов. / Пер. с нем. А. Антоновского, А. Иван­ченко, А. Круглова. М., 2001. Часть 1: с. 86-87,96-99; Часть III: с. 216-224, 242-256, 280-284, 323. Цитируемый текст иллюстрирует содержание главы 6 второго раздела базового пособия учебного комплекса по общей социологии.

Это непрекращающееся врастание «Я» в «Мы» делает, наконец, также понятным, почему при вплетении одного в другое действий, планов и целей многих «Я» то и дело образуется нечто такое, что в своем виде и способе существования не планируется и не создается отдельным индивидом...

Именно так движется человеческая история в целом; именно так совершалось и совершается совокупное историческое изменение человечества:

Вырастающее из планов, но незапланированное,

Движимое целями, но без цели.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Выше неоднократно указывалось на ту своеобразную обще­ственную игру, которой определенные группы западного общества предаются снова и снова и с неослабевающим усердием в противо­стоянии друг другу двух идейных партий. Первые говорят: «Все за­висит от индивида». Вторые говорят: «Все зависит от общества». Первые говорят: «Однако все же только отдельные индивиды всегда решают, что им делать, а чего не делать». Вторые говорят: «Но их решения общественно обусловлены». Первые говорят: «Но то, что вы называете «общественной обусловленностью» одних, осуществля­ется только посредством того, что другие отдельные индивиды нечто желают и делают». Вторые говорят: «Но то, что эти другие желают и делают, в свою очередь, снова общественно обусловлено».

Колдовские чары, сковывающие мышление людей подобными альтернативами, постепенно начинают терять свою силу. Действи­тельно, способ выбора и действия отдельного человека формируется в отношениях с другими людьми, в общественной переработке своей природы. Но то, что в результате отчеканивается, не есть нечто пас­сивное; это не безжизненная монета, идентичная тысячам других монет, но центр активности отдельного индивида, его персональная направленность побуждений и воли - одним словом, его подлинная самость. То, что здесь отчеканивается, само одновременно является чеканящим: это механизм индивидуального самоуправления отдель­ного человека в его отношениях с другими людьми, который связывает их самоуправление и полагает ему границы. Образно говоря, каждый человек двойственен: он - монета и чекан одновременно...

* Цит. по: Элиас Н. Общество индивидов. / Пер. с нем. А. Антоновского, А. Иван­ченко, А. Круглова. М., 2001. Часть 1: с. 86-87,96-99; Часть III: с. 216-224, 242-256, 280-284, 323. Цитируемый текст иллюстрирует содержание главы 6 второго раздела базового пособия учебного комплекса по общей социологии.

Это непрекращающееся врастание «Я» в «Мы» делает, наконец, также понятным, почему при вплетении одного в другое действий, планов и целей многих «Я» то и дело образуется нечто такое, что в своем виде и способе существования не планируется и не создается отдельным индивидом...

Именно так движется человеческая история в целом; именно так совершалось и совершается совокупное историческое изменение человечества.

ID статьи на сайте журнала: 5840

Шубрт И. Общество индивидов в фигуративной социологии Н. Элиаса // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 139-148



Аннотация

Одна из проблем, решавшихся Н. Элиасом, - отношения индивида и общества. Элиас критически оценивал оба ответа социологов того времени на этот вопрос: индивидуализм Вебера, постулирующего человека как основание социологического мышления, и холизм Дюркгейма, считавшего таким основанием общество в целом, надиндивидуальные социальные факты. Элиас считает оба решения односторонними. Его стратегия близка Г. Зиммелю, делавшему упор на нечто “третье”, на то, что находится между индивидом и обществом и определенным образом соединяет их. Для обозначения “третьего” Зиммель употребляет выражение “Wechselwirkung”, Элиас говорит о фигурациях. В статье обсуждается степень успеха стратегии Элиаса, присущие ей положительные черты и связанные с ней проблемы.


Ключевые слова

социология; социологическая теория; oбщество; индивид; индивидуализм; холизм; фигурация

Список литературы

Костецкий М.И. Понятиe фигурации y Норберта Элиаса // Социологические исследования. 2011. № 11. С. 126-130.

Alexander J.C. Twenty Lectures: Sociological Theory since World War II. New York: Columbia University Press, 1987.

Archer M.S. Realist Social Theory: The Morphogenetic Approach. Cambridge: Cambridge University Press, 1995.

Berger P.L., Luckmann T. Sociální konstrukce reality: Pojednání o sociologii vědění. Brno: Centrum pro studium demokracie a kultury, 1999.

Bhaskar R. On the Possibility of Social Scientific Knowledge and the Limits of Naturalism // Journal for the Theory of Social Behavior. 1978. № 8. Р. 1-28.

Boltanski L., Thévenot L. Über die Rechtfertigung: Eine Soziologie der Kritischen Urteilskraft. Hamburg: Hamburger Edition, 2007.

Bourdieu P. Teorie jednání. Praha: Karolinum, 1998.

Durkheim E. Pravidla sociologické metody. Praha: Orbis, 1926.

Durkheim E. Elementární formy náboženského života: Systém totemismu v Austrálii. Praha: OIKOYMENH, 2002.

Elias N. Was ist Soziologie? München: Juventa Verlag, 1970.

Elias N. Die höfische Gesellchaft: Untersuchungen zur Soziologie des Königtums und der höfischen Aristokratie. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1983.

Elias N., Scotson J.L. Etablierte und Außenseiter. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1990.

Elias N. Mozart, Zur Soziologie eines Genies. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1991.

Elias N. O procesu civilizace: Sociogenetické a psychogenetické studie. Díl 1. Proměny chování světských horních vrstev na Západě. Praha: Argo, 2006a.

Elias N. Spoločnosť indivíduí. Bratislava: Kalligram, 2006b.

Fay B. Současná filosofie sociálních věd: Multikulturní přístup. Praha: Sociologické nakladatelství, 2002.

Gabriel N., Mennell S. (eds) Norbert Elias and Figurational Sociology: Processual Thinking in Sociology. Oxford: Wiley-Blackwell, 2011.

Giddens A. The Constitution of Society: Outline of the Theory of Structuration. Berkeley - Los Angeles: University of California Press, 1984.

Habermas J. Theorie des kommunikativen Handelns. Band 1, 2. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1981.

Keller J. Dějiny klasické sociologie. Praha: Sociologické nakladatelství (SLON), 2004.

Latour B. Reassembling the Social. An Introduction to Actor-Network-Theory. New York: Oxford University Press, 2005.

Layder D. Understanding Social Theory. London: Sage, 1994.

Mouzelis N. Sociological Theory: What Went Wrong? London, New York: Routledge, 2006.

Noiriel G. Úvod do sociohistorie. Praha: Sociologické nakladatelství (SLON), 2012.

Parsons T. Structure of Social Action: A Study in Social Theory with Special Reference to a Group of Recent European Writers. New York: Free Press, 1966.

Simmel G. Grundfragen der Sociologie (Individuum und Gesellschaft). Berlin: Walter de Gruyter, 1970.

Weber M. Ueber einige Kategorien der verstehenden Soziologie // Weber Max: Gesammelte Aufsätze zur Wissenschaftslehre. Tübingen: Mohr (Siebeck), 1988. Р. 427-474.

Weber M. Základní sociologické pojmy // Weber Max, Metodologie, sociologie a politika. Praha: OIKOYMENH, 1998. Р. 135-171.

Поделиться