В книге видного немецкого социолога и историка середины XX века Норберта Элиаса на примере французского королевского двора XVII-XVIII вв. исследуется такой общественный институт, как «придворное общество» – совокупность короля, членов его семьи, приближенных и слуг, которые все вместе составляют единый механизм, функционирующий по строгим правилам. Автор показывает, как размеры и планировка жилища, темы и тон разговоров, распорядок дня и размеры расходов – эти и многие другие стороны жизни людей двора заданы, в отличие, например, от буржуазных слоев, не доходами, не родом занятий и не личными пристрастиями, а именно положением относительно королевской особы и стремлением сохранить и улучшить это положение. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историко-социологическими сюжетами.
На нашем сайте вы можете скачать книгу "Придворное общество" Элиас Норберт бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.
Норберт Элиас (1897-1990) - известный немецкий и английский социолог, один из основателей исторической социологии, а также философ культуры, психолог и поэт. В 1924 г. в университете Бреслау получил степень доктора философии за диссертацию «Идея и индивид». Во второй половине 20-х гг. в Гейдельбергском университете изучал социологию, под руководством А. Вебера готовил диссертацию о роли флорентийского общества и культуры в возникновении науки. В 1930-1933 гг. в университете Франкфурта-па-Майне под руководством К. Маннгейма готовил диссертацию
«Придворный человек»; из-за прихода к власти фашистов уехал во Францию, а переработанную диссертацию спустя 36 лет опубликовал в Швейцарии в виде книги «Придворное общество» (Die Hofische Gesellschaft. Untersuchungen zur Soziologie des Konigtums und der hofischenAristokratie. Fr./M., 1969).
В 1935 г. Н. Элиас уехал в Англию, позднее он получил британское гражданство. В 1935-1939 гг. он создал свой главный труд «О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования» (Uber den Prozess der Zivilisation. Soziogenetische und psychogenetische Untersuchungen, Bd. I-II. Bern, 1939. Переизд. в 1969 г.; англ. пер.: The Zivilizing Process, vols 1 and 2. Oxford: Basil Blackwell, 1982). Цивилизационный процесс он рассматривает как трансформацию, совершающуюся одновременно на макро- и микроуровнях; ее содержание составляет рационализация поведения людей по мере роста взаимозависимостей между ними, удлинения цепей обмена, увеличения дистанции между людьми, развития самосознания индивидов, механизмов самоконтроля их за своим поведением. Сложные сети человеческих взаимодействий, взаимозависимостей с властью как основной связью, представляют собой «фигурации» или «образы», которые формируют напряженное равновесие, неустойчивый баланс сил.
Впоследствии Н. Элиас жил и работал в Лондоне и Кембридже, Лейчестере. В начале 60-х гг. преподавал в университете в Гане, затем - в различных университетах Европы, главным образом в Германии и Амстердаме, где имел свой дом. В 1977 г. во Франкфурте удостоен премии им. Т. Адорно. Н. Элиас умер в 1990 г. в Амстердаме.
Особое место в его творчестве занимает проблема соотношения между Я и Мы в балансе общественных отношений. Еще в 1939 г. он подготовил рукопись «Общество индивидов», в которой, обобщая свои предшествующие исследования, анализировал включение «Я» в «Мы», вырастающее из планов индивидов, но незапланированное. В 40-50-е гг. Н. Элиас подготовил следующую рукопись, в которой сосредоточил внимание на проблемах самосознания, представления людей о самих себе. Зимой 1986/87 гг. он написал третью рукопись - «Изменения баланса Я и Мы» - специально для книги «Общество индивидов», в которую включил и предшествующие две рукописи (Die Gesellschaft der Individuen. Suhrkamp. Fr./M., 1987; 3.Auflage - 1996). Таким образом, этот труд состоит из трех частей; он вобрал в себя эволюцию размышлений исторического социолога и социального философа над проблемой соотношения индивида и общества, которые не оставляли его на протяжении всей жизни.
Ниже помещены отрывки из первой и третьей частей этой книги. Они позволяют судить об эволюции не только взглядов Н. Элиаса, но и самой социальной реальности. Изменение баланса «Я» и «Мы» в пользу «Я» - вот новый социальный факт, который свидетельствует об актуальности проблемы индивидуализации жизни человека в современном обществе, рассматриваемой в базовом пособии учебного комплекса (глава 6 и др.).
ОБЩЕСТВО ИНДИВИДОВ*
I. Общество индивидов
Выше неоднократно указывалось на ту своеобразную общественную игру, которой определенные группы западного общества предаются снова и снова и с неослабевающим усердием в противостоянии друг другу двух идейных партий. Первые говорят: «Все зависит от индивида». Вторые говорят: «Все зависит от общества». Первые говорят: «Однако все же только отдельные индивиды всегда решают, что им делать, а чего не делать». Вторые говорят: «Но их решения общественно обусловлены». Первые говорят: «Но то, что вы называете «общественной обусловленностью» одних, осуществляется только посредством того, что другие отдельные индивиды нечто желают и делают». Вторые говорят: «Но то, что эти другие желают и делают, в свою очередь, снова общественно обусловлено».
Колдовские чары, сковывающие мышление людей подобными альтернативами, постепенно начинают терять свою силу. Действительно, способ выбора и действия отдельного человека формируется в отношениях с другими людьми, в общественной переработке своей природы. Но то, что в результате отчеканивается, не есть нечто пассивное; это не безжизненная монета, идентичная тысячам других монет, но центр активности отдельного индивида, его персональная направленность побуждений и воли - одним словом, его подлинная самость. То, что здесь отчеканивается, само одновременно является чеканящим: это механизм индивидуального самоуправления отдельного человека в его отношениях с другими людьми, который связывает их самоуправление и полагает ему границы. Образно говоря, каждый человек двойственен: он - монета и чекан одновременно...
* Цит. по: Элиас Н. Общество индивидов. / Пер. с нем. А. Антоновского, А. Иванченко, А. Круглова. М., 2001. Часть 1: с. 86-87,96-99; Часть III: с. 216-224, 242-256, 280-284, 323. Цитируемый текст иллюстрирует содержание главы 6 второго раздела базового пособия учебного комплекса по общей социологии.
Это непрекращающееся врастание «Я» в «Мы» делает, наконец, также понятным, почему при вплетении одного в другое действий, планов и целей многих «Я» то и дело образуется нечто такое, что в своем виде и способе существования не планируется и не создается отдельным индивидом...
Именно так движется человеческая история в целом; именно так совершалось и совершается совокупное историческое изменение человечества:
Вырастающее из планов, но незапланированное,
Движимое целями, но без цели.
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:
Можно искать по нескольким полям одновременно:
Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND
.
Оператор AND
означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:
исследование разработка
Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:
исследование OR разработка
Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:
исследование NOT разработка
Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":
$ исследование $ развития
Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:
исследование*
Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:
" исследование и разработка"
Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#
" перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.
# исследование
Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:
Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:
бром~
При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:
бром~1
По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:
" исследование разработка"~2
Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^
" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":
исследование^4 разработка
По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO
.
Будет произведена лексикографическая сортировка.
Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.
Выше неоднократно указывалось на ту своеобразную общественную игру, которой определенные группы западного общества предаются снова и снова и с неослабевающим усердием в противостоянии друг другу двух идейных партий. Первые говорят: «Все зависит от индивида». Вторые говорят: «Все зависит от общества». Первые говорят: «Однако все же только отдельные индивиды всегда решают, что им делать, а чего не делать». Вторые говорят: «Но их решения общественно обусловлены». Первые говорят: «Но то, что вы называете «общественной обусловленностью» одних, осуществляется только посредством того, что другие отдельные индивиды нечто желают и делают». Вторые говорят: «Но то, что эти другие желают и делают, в свою очередь, снова общественно обусловлено».
Колдовские чары, сковывающие мышление людей подобными альтернативами, постепенно начинают терять свою силу. Действительно, способ выбора и действия отдельного человека формируется в отношениях с другими людьми, в общественной переработке своей природы. Но то, что в результате отчеканивается, не есть нечто пассивное; это не безжизненная монета, идентичная тысячам других монет, но центр активности отдельного индивида, его персональная направленность побуждений и воли - одним словом, его подлинная самость. То, что здесь отчеканивается, само одновременно является чеканящим: это механизм индивидуального самоуправления отдельного человека в его отношениях с другими людьми, который связывает их самоуправление и полагает ему границы. Образно говоря, каждый человек двойственен: он - монета и чекан одновременно...
* Цит. по: Элиас Н. Общество индивидов. / Пер. с нем. А. Антоновского, А. Иванченко, А. Круглова. М., 2001. Часть 1: с. 86-87,96-99; Часть III: с. 216-224, 242-256, 280-284, 323. Цитируемый текст иллюстрирует содержание главы 6 второго раздела базового пособия учебного комплекса по общей социологии.
Это непрекращающееся врастание «Я» в «Мы» делает, наконец, также понятным, почему при вплетении одного в другое действий, планов и целей многих «Я» то и дело образуется нечто такое, что в своем виде и способе существования не планируется и не создается отдельным индивидом...
Именно так движется человеческая история в целом; именно так совершалось и совершается совокупное историческое изменение человечества.
ID статьи на сайте журнала: 5840Шубрт И. Общество индивидов в фигуративной социологии Н. Элиаса // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 139-148
Аннотация
Одна из проблем, решавшихся Н. Элиасом, - отношения индивида и общества. Элиас критически оценивал оба ответа социологов того времени на этот вопрос: индивидуализм Вебера, постулирующего человека как основание социологического мышления, и холизм Дюркгейма, считавшего таким основанием общество в целом, надиндивидуальные социальные факты. Элиас считает оба решения односторонними. Его стратегия близка Г. Зиммелю, делавшему упор на нечто “третье”, на то, что находится между индивидом и обществом и определенным образом соединяет их. Для обозначения “третьего” Зиммель употребляет выражение “Wechselwirkung”, Элиас говорит о фигурациях. В статье обсуждается степень успеха стратегии Элиаса, присущие ей положительные черты и связанные с ней проблемы.
Ключевые слова
социология; социологическая теория; oбщество; индивид; индивидуализм; холизм; фигурация
Список литературы
Костецкий М.И. Понятиe фигурации y Норберта Элиаса // Социологические исследования. 2011. № 11. С. 126-130.
Alexander J.C. Twenty Lectures: Sociological Theory since World War II. New York: Columbia University Press, 1987.
Archer M.S. Realist Social Theory: The Morphogenetic Approach. Cambridge: Cambridge University Press, 1995.
Berger P.L., Luckmann T. Sociální konstrukce reality: Pojednání o sociologii vědění. Brno: Centrum pro studium demokracie a kultury, 1999.
Bhaskar R. On the Possibility of Social Scientific Knowledge and the Limits of Naturalism // Journal for the Theory of Social Behavior. 1978. № 8. Р. 1-28.
Boltanski L., Thévenot L. Über die Rechtfertigung: Eine Soziologie der Kritischen Urteilskraft. Hamburg: Hamburger Edition, 2007.
Bourdieu P. Teorie jednání. Praha: Karolinum, 1998.
Durkheim E. Pravidla sociologické metody. Praha: Orbis, 1926.
Durkheim E. Elementární formy náboženského života: Systém totemismu v Austrálii. Praha: OIKOYMENH, 2002.
Elias N. Was ist Soziologie? München: Juventa Verlag, 1970.
Elias N. Die höfische Gesellchaft: Untersuchungen zur Soziologie des Königtums und der höfischen Aristokratie. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1983.
Elias N., Scotson J.L. Etablierte und Außenseiter. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1990.
Elias N. Mozart, Zur Soziologie eines Genies. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1991.
Elias N. O procesu civilizace: Sociogenetické a psychogenetické studie. Díl 1. Proměny chování světských horních vrstev na Západě. Praha: Argo, 2006a.
Elias N. Spoločnosť indivíduí. Bratislava: Kalligram, 2006b.
Fay B. Současná filosofie sociálních věd: Multikulturní přístup. Praha: Sociologické nakladatelství, 2002.
Gabriel N., Mennell S. (eds) Norbert Elias and Figurational Sociology: Processual Thinking in Sociology. Oxford: Wiley-Blackwell, 2011.
Giddens A. The Constitution of Society: Outline of the Theory of Structuration. Berkeley - Los Angeles: University of California Press, 1984.
Habermas J. Theorie des kommunikativen Handelns. Band 1, 2. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1981.
Keller J. Dějiny klasické sociologie. Praha: Sociologické nakladatelství (SLON), 2004.
Latour B. Reassembling the Social. An Introduction to Actor-Network-Theory. New York: Oxford University Press, 2005.
Layder D. Understanding Social Theory. London: Sage, 1994.
Mouzelis N. Sociological Theory: What Went Wrong? London, New York: Routledge, 2006.
Noiriel G. Úvod do sociohistorie. Praha: Sociologické nakladatelství (SLON), 2012.
Parsons T. Structure of Social Action: A Study in Social Theory with Special Reference to a Group of Recent European Writers. New York: Free Press, 1966.
Simmel G. Grundfragen der Sociologie (Individuum und Gesellschaft). Berlin: Walter de Gruyter, 1970.
Weber M. Ueber einige Kategorien der verstehenden Soziologie // Weber Max: Gesammelte Aufsätze zur Wissenschaftslehre. Tübingen: Mohr (Siebeck), 1988. Р. 427-474.
Weber M. Základní sociologické pojmy // Weber Max, Metodologie, sociologie a politika. Praha: OIKOYMENH, 1998. Р. 135-171.