Любовь как основа воспитания духовности. Методология любви – основа воспитания и образования

Из всех творений самое прекрасное - получивший воспитание человек. Эпиктет

Что и кто нас воспитывает в разные периоды жизни? Задаюсь вопросом неспроста. Не находите, что и киберпространство интернета также пытается нас воспитывать, притягивая, заманивая, раздразнивая? Только каждый человек принимает эту информацию в свою сторону: одни – в лучшую, другие – наоборот. Давно хотел поговорить на тему образования и воспитания с одним священнослужителем – с очень занятым батюшкой, протоиереем Димитрием Олиховым – руководителем отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), помощником Митрополита Омского и Таврического Владимира. Надо сказать, что он учёный священнослужитель кандидат богословия и кандидат исторических наук. Преподаёт в Омской духовной семинарии и в Омском государственном университете, участвует в работе Общественной палаты Омской области, встречается с родителями и педагогическими коллективами школ, с коллективами дошкольных образовательных организаций, делает еще много важной работы… Помоги ему, Господь!

Слушая его речи и доклады на различных мероприятиях, например, на малых форумах – на круглых столах – или на больших – на Рождественских образовательных чтениях, я прихожу к выводу, что лучший способ сделать детей добрыми и образованными – это воспитать их. Процветание государства, благополучие народа зависят напрямую от доброты нравов и воспитания. В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой, об этом говорил Фрэнсис Бэкон. Образование непременно помогает поливать эти всходы интеллекта своевременно.

Задача воспитания, по мнению одного моего замечательного знакомого заводчанина, заставить человека не только поступать хорошо и думать прежде, чем сделать, но и любить работу, ценить и уважать окружающих. Я с ним согласен. Впрочем, не один я.

– Что лежит в основе воспитания, батюшка? – спрашиваю недавно.

– Любовь к Богу и ближнему лежит в основе воспитания, любви к своему Отечеству, уважения к культуре и духовным традициям своего народа, способности осознавать ценность человеческой жизни и соизмерять свои поступки с нравственными ценностями. Воспитание происходит благодаря формированию личностных характеристик, современная школа придаёт им большое значение. Если мы с этим согласны, тогда необходимо признать, что одним из важнейших показателей деятельности школы и тем более школы православной является не количество медалистов и победителей олимпиад, уровень или качество сдачи ЕГЭ, а уровень и качество отношений между всеми участниками образовательного процесса – администрацией, учащими, учащимися и их родителями. Или, проще говоря, любовь, без которой, по слову Апостола, все превращается в ничто (1 Кор. 13, 2).

– Что делает Церковь для образования и воспитания?

– Размышляя над вкладом Церкви в развитие образования, скажу, что само понятие «духовно-нравственное воспитание» возникло в русле христианской традиции, имеет своим основанием Заповеди Христа Спасителя о любви к Богу и ближнему (Мф. 22, 37-40). Оба начала – духовное, соединяющее человека с Богом, и нравственное, соединяющее с ближним – в этом понятии неразрывно связаны и обусловлены одно другим. Как нельзя, не любя ближнего, исполнить первую заповедь о любви к Богу, также нельзя, не возлюбив Бога, Который есть Любовь, исполнить вторую заповедь о любви к ближнему, о чем Апостол и Евангелист Иоанн Богослов пишет: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4, 20-21). Равно как невозможно, не любя Бога, возлюбить ближнего и исполнить вторую заповедь, поскольку, по слову того же Апостола, «любовь от Бога» (1 Ин. 4, 7).

– Как формируют духовность и нравственность учителя?

– Опыт учителей, Виктор, по духовно-нравственному воспитанию многогранен. Он представляется ежегодно на городском, а затем на региональном этапе Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», на конкурсе «Православная культура на Омской земле», где наши педагоги занимают призовые места. Это серьёзный показатель. У церкви и школы есть возможности для сотрудничества. Это курс «Основы религиозных культур и светской этики», предметная область основы духовно-нравственной культуры народов России, воспитательная работа, внеурочная деятельность, участие в международных и всероссийских конкурсах на православную тематику – олимпиада по ОПК и олимпиада «Наше наследие», конкурс «Красота Божьего мира». Наконец, праздничные мероприятия, посвящённые Дню народного единства – фестиваль «Держава», фестиваль для дошкольников «Единство во имя мира», мероприятия посвященные дню матери, Рождеству Христову, Дню православной книги, Пасхе, Троице, Покрову, Дню славянской письменности и культуры, Дню семьи, любви и верности, Дню учителя – конкурс «Учитель, перед именем твоим…». В школьных библиотеках могут быть организованы тематические выставки православной литературы, дискуссионные площадки по актуальным вопросам духовной жизни современного общества, проводиться встречи представителей Церкви с педагогами, родителями и учащимися. Важно при организации всей этой работы найти точки соприкосновения на местном уровне. Доброе стремление к сотрудничеству, живой диалог помогут решить возникающие вопросы и проблемы. На областном уровне данное направление курируют Епархиальные отделы религиозного образования и катехизации Омской, Калачинской, Тарской Епархий, с которыми могут быть установлены контакты как муниципальных управлений образованием и местных методических служб, так и отдельных образовательных учреждений. При необходимости педагогам всегда будет оказана возможная консультативная помощь по вопросам православного вероучения, церковной истории и др., поддержаны проекты, направленные на духовно-нравственное воспитание учащихся. Также в пользование педагогам могут быть предоставлены библиотеки Епархиальных отделов и приходских воскресных школ.

– Я слышал, что возникает недопонимание у родителей при выборе модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ. Как Русская Православная Церковь работает с родителями?

– Православная культура, при всём её богатстве и огромном воспитательном потенциале, мало знакома для современного общества, либо о ней составлены самые превратные представления. Это, конечно, заметно во время работы с родителями в рамках курса ОРКСЭ. Каких только мифов не ходит вокруг модуля ОПК! Родители охотно верят негативной информации, взятой из непонятных источников, сплетням и слухам, не удосуживаясь спросить саму Православную Церковь, как она смотрит на этот курс, что он даёт детям и в каком ключе преподаётся. Развенчать эти мифы может только плодотворная разъяснительная работа. Речь идёт не только об организации родительских собраний по выбору модуля курса ОРКСЭ, а построении системы работы с родителями, целью которой является поддержка на уровне семьи работы школы по духовно-нравственному воспитанию. Эта работа может быть поддержана на уровне конкретной школы и даже класса со стороны православных приходов. Возможна индивидуальная работа с родителями со стороны священнослужителей и приходских специалистов. Огромный положительный опыт такой работы с семьёй был накоплен до революции, когда эта работа была обязанностью каждого священника и велась на системной основе. Есть немало положительных примеров такой работы и в наши дни. В случае затруднений можно опять же обратиться в епархиальный отдел религиозного образования и катехизации.

Я сам школьный учитель и наблюдаю, что важнейшим направлением взаимодействия Церкви и светских образовательных учреждений является работа с родителями, которые, согласно ФГОС, также участники образовательного процесса.

– Некоторые семьи неблагополучны?

– Печальная статистика браков и разводов, неполных и неблагополучных семей говорит нам о сложном духовном состоянии родительского сообщества. И, несмотря на то что родители являются участниками образовательного процесса, а порой и заказчиками образовательных услуг, невольно возникает сомнение в том, что эта миссия будет исполнена обдуманно и надлежащим образом. Очевидно, что требуется серьёзная разъяснительная, а порой и воспитательная работа с родителями.

– Что определяет нынешнюю культуру родителей?

– Печально, что порой не православная и не какая-либо духовная культура, а банальное бескультурье, либо псевдокультура общества потребления определяют выбор родителей, если он вообще делается осознанно. Православная культура и традиция воспитания существует много веков. Живёт она и в современном обществе, невзирая на соблазны, и несёт неизменно свои идеалы, несмотря на все изменения в духовной жизни общества, потому что в основе её – вечные истины, данные Богом. От нас зависит, насколько мы поймём и воспримем эту культуру, в рамках какой культуры воспитаем своих детей, какие идеалы положим в основу их духовной жизни, такой и будет духовная жизнь нашего общества.

Завершая свои выступления, отец Димитрий всегда благодарит участников образовательного процесса, те организации, которые оказывают заметное влияние на формирование духовно-нравственной культуры общества. Он благодарит Министерство образования и Департамент образования Администрации города Омска, ИРООО за участие в организации различных конкурсов (в том числе и для учителей), посвящённых памятным событиям в истории Русской Православной Церкви и нашего Отечества – 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского и 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира.

С протоиереем Димитрием Олиховым есть о чём поговорить и в дальнейшем. Образование – сфера огромная, и работы в ней непочатый край. Нельзя забывать как о том, что Бог присутствует везде и всюду, не только в храме или в отдельно взятом месте, так и о том, что без любви поступки становятся ничем, не приносят истинного удовлетворения и настоящей пользы.

Виктор Власов

В условиях современного общества, когда оказались безвозвратно утеряны те идеалы, к которым стремилось не одно поколение, воспитание детей становится особенно важной и ответственной задачей для развития полноценного молодого поколения.

Значение семьи совместно с обновленной системой образования в процессе воспитания подрастающего поколения трудно переоценить. Только этот тандем способен вывести общество из сложившегося духовного кризиса .

Как считает известный ученый и мыслитель И. А. Ильин , становление и развитие личности определяется еще в раннем детстве. Детский возраст это счастливейшая пора жизни, время органической непосредственности и уже начавшегося, но еще предвкушаемого «большого счастья», время повышенной наивности и обостренной впечатлительности, время душевной чистоты и искренности, время ласковой улыбки и бескорыстности.

От доброты и искренности семейных взаимоотношений зависит и то, насколько добрым и искренним человек войдет в свою взрослую жизнь. По настоящему счастливы те, у кого воспоминания детства вызывают только положительные эмоции.

Как известно родителей не выбирают. Для ребенка семья является тем главным социальным институтом, который дается ему при рождении. В идеале семья должна быть полной и оставаться таковой на всем протяжении становления и развития личности, по крайней мере, до достижения ребенком совершеннолетнего возраста.

К сожалению, идеальная семья является достаточно редким явлением, причем, такое положение вещей совершенно не зависит от политической и экономической обстановки в стране. Неполные и неблагополучные семьи существовали всегда, в некоторые исторические периоды их было больше, а в некоторые меньше, чем полных и благополучных.

Такие семьи всегда находились под пристальным вниманием педагогов, поскольку дети из этих семей нуждались в постоянной заботе и особой коррекции воспитания. Семейное воспитание и взаимоотношение ребенка со своими родителями во многом определяет личностные характеристики человека, его нравственный, социальный и культурный потенциал.

В семье, которая сформировалась не на основе искренней любви, а по другим причинам, ребенок не может быть по-настоящему счастлив. Он чувствует натянутость и неискренность семейных взаимоотношений, лицемерие и холодность, которые сказываются на его психическом и душевном состоянии.

В семьях, в которых ребенок не был желанным и любимым , вырастают холодные и циничные личности, лишенные чувств любви и сострадания. Даже в неполных семьях при наличии искренней любви родителя к ребенку дети вырастают более человечными и полноценными личностями, чем в полных семьях, в которых брак является лишь формальностью.

Семейное воспитание, основанное на искренних чувствах и взаимопонимании, не требует от родителей приложения особых усилий, дети фактически сами воспитываются на примере своих родителей. Из поколения в поколение посредством семейного воспитания передаются нравственные принципы и культурные традиции предков подрастающему поколению.

По сути дела семья, основанная на искренних чувствах, является для ребенка главной школой душевного здоровья , уравновешенного характера и творческой предприимчивости . В семьях, лишенных этих основополагающих качеств ячейки общества, дети, как правило, страдают различными неврозами, из них часто вырастают неудачники, совершенно неприспособленные к жизни.

Нормальная семья требует от своих членов совместной творческой деятельности , непрерывного взаимодействия для постоянного стремления к идеалу . Теплые и уважительные взаимоотношения матери и отца, близость их духовного и культурного развития являются гарантом стабильности семьи и главной основой для воспитания гармонично развитой личности.

Под гармонично развитой личностью понимается, прежде всего, личность воспитанная духовно, поскольку именно духовное воспитание является основой для полноценного и гармоничного развития личности.

В научных трудах И. А. Ильина процесс воспитания трактуется как главное средство для закладывания в личности основ духовного характера и доведения его до способности к самовоспитанию, ведь именно самовоспитание впоследствии способствует поддержанию и развитию личности.

И. А. Ильин утверждает, что именно семья создала и выносила культуру национального чувства и патриотической верности. Для ребенка семья является школой взаимного доверия и совместного, организованного действия. Кроме того, именно в семье ребенок учится адекватному восприятию авторитета. В лице собственных родителей он видит естественный авторитет и учится воспринимать взрослого с уважением, но без подобострастия. В то же время, освобождая себя духовно от возможного гнета посредством любви и уважения.

Уильям Блейк (1757-1827). Жалость. Около 1795. Галерея Тейт Бритен, Лондон. William Blake. Pity

В основе чувства жалости (сострадания, понима-ния) как главного чувства по отношению к другому человеку, по мнению В.С. Соловьева, лежит правда и справедливость: правда, что другие существа подобны мне, и справедливо, если я отношусь к ним так же, как к себе . Но одно дело — умом признавать другого человека равным себе, другое — научиться понимать, ценить, любить его, научиться относиться к нему нравственно в действительности, в поступках и наме-рениях.

Воспитать у ребёнка правильное отношение к другим людям помогут два правила. Если их соеди-нить воедино, то можно выразить их таким образом: никого не обижай и всем, насколько можешь, помо-гай. Или несколько иначе: относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

Первое правило — «не обижай» (или «не делай другому того, чего не желаешь, чтобы делали те-бе») — включает в себя ряд запретов. В христианстве эти запреты основаны на Божественных заповедях и связаны с борьбой с греховными помыслами, состоя-ниями, действиями. Святоотеческое учение о борьбе с грехами включает в себя «уроки» постоянного внима-ния не только к собственным поступкам, но даже к намерениям, ко всем состояниям ума и сердечным движениям .

В данной статье нет возможности даже бегло пе-речислить все возможные грехи ребёнка. Здесь и осуждение, и ябедничество, и за-висть, и воровство, и ложь, и лень, и непослушание, и многое-многое другое. Можно только заметить, что к «старым» порокам, характерным для школьного воз-раста, против которых сознательно не умели бороться ни семья, ни школа, ни сам ученик, в ужасающих раз-мерах прибавились новые: пьянство, наркомания, сквернословие, растление, блуд, превосходящая все границы дозволенного дерзость, бесстыдство. Поло-жение дел в образовании с так называемым «уровнем воспитанности» настолько тревожно, ситуация на-столько превосходит все допустимые границы, что её можно охарактеризовать как запредельную. Очевидно поэтому она не переживается педагогами, родителя-ми, общественностью как нечто вопиющее, ужасное, аномальное, а принимается как данность, как веяние времени и зачастую даже как норма. Такое состояние сознания, когда образ падшего человека объявляется естественным, нормальным, «законным», а зло возво-дится в ранг нормы, можно назвать чрезвычайным и кризисным, требующим решительных оценок и дейст-вий как со стороны педагогической науки, так и со стороны школы, семьи, общественности и государст-ва.

Если первое правило («никого не обижай») можно назвать отрицательным, то второе («всем, насколько можешь, помогай») — положительным. Оно преду-сматривает воспитание у детей различных добродете-лей.

Две эти задачи (борьба со злом, заключенным в самом человеке, и возращение в нем добродетелей) тесно сопряжены друг с другом. «В воспитываемом ребёнке, — пишет митрополит Владимир Богоявлен-ский, на авторитетное мнение которого мы уже ссы-лались, — должно быть искореняемо все дурное и на-саждаемо всё доброе» .

Что имеет в виду христианская педагогика под словами «всё доброе»?

В православии разработано обширное учение о добродетелях. Само это понятие является обобщенной характеристикой высоких устойчивых нравственных качеств личности, в нем подчеркивается деятельная форма усвоения добра («добродеять» — делать доб-ро) — в противоположность знанию о добре. По мне-нию профессора архимандрита Платона Игумнова добродетель подразумевает нравственную доблесть, которая способна восхищать и привлекать всякого человека и вести его к совершенству и богоуподоблению .

Вера, надежда, любовь являются главными хри-стианскими добродетелями. Они характеризуют, пре-жде всего, отношение человека к Богу.

Добродетели, связанные с отношением к ближне-му — милосердие, великодушие, терпение, кротость, незлобие, мужество, трудолюбие, простодушие, пря-мота, простота, братская любовь и др. Для укорене-ния в характере воспитываемого каждая из этих добродетелей требует усилий, специальных действий со стороны воспитывающих.

Выше уже говорилось о воспитании таких добро-детелей, как послушание, воздержание, богобоязнен-ность. Можно привести еще один пример.

Так, для воспитания правдивости (чувства любви к истине и отвращения ко лжи) необходимо следую-щее.

Относиться к детям с полной откровенностью и искренностью и оказывать им полное доверие. При сомнениях в правдивости их слов в точности убедить-ся, действительно ли они солгали. Только после этого серьезно и строго, но вместе с тем и с любовью выска-зать им свое недовольство. Не допускать в детях ни малейшей лжи.

Быть примером детям, показывать в словах и де-лах любовь к истине, правдивость и нелицемерность. Не обманывать детей. Не терпеть, чтобы детей обма-нывали другие, ни в каких ситуациях не давать детям ложных обещаний.

Намеренно или ненамеренно самим не вынуждать детей ко лжи. Не смеяться над ложью детей, высказанной в самой остроумной и хитрой форме. Не за-ставлять их говорить неправду из страха наказания. (Это бывает, когда наказание не соответствует совер-шенному проступку). Не учить их изворачиваться, лгать, чтобы выпутаться из затруднительного поло-жения. И, наконец, прививать им любовь к правде и истине из любви к Богу, который сам есть Истина, объяснять, что любая ложь является отвратительным грехом, нарушением Божественных заповедей. Лживый человек не остановится даже перед тем, чтобы украсть .

Таким образом, кратко мы остановились на том, что воспитание любви к ближнему, нравственного отношения к нему подразумевает определенную систему педагогических воздействий со стороны педаго-гов и родителей. Эта система, основываясь на пони-мании личности, данном христианской антропологи-ей, опирается на святоотеческое учение о борьбе с грехами (страстями) и на учение о воспитании добродетелей. При этом первое неразрывно связано со вто-рым: «насаждение», уход, взращивание всего того доброго, с чем связано понятие «человек», невозмож-но без соответствующей подготовки почвы, «земли», без освобождения её от «сорняков» — того дурного, что есть в человеке .

Здесь необходимо несколько слов сказать о хри-стианском понимании природы «дурного», согласно которому грех — явление духовное, метафизическое. Корни греха — не в нарушении этической нормы, а в отступлении от вечной Божественной жизни, для ко-торой сотворен человек и к которой он естественно, т. е. по природе своей, призван.

Совершается грех, прежде всего, в таинственной глубине человеческого духа, но последствия его по-ражают всего человека. Совершенный грех отразится на душевном и на физическом состоянии человека, на его внешности, он скажется на судьбе творящего грех. Грех неизбежно выйдет за пределы его индивидуаль-ной жизни, отяготит злом жизнь всего человечества, а, следовательно, отразится на судьбе всего мира .

Следствием онтологической поврежденности че-ловека (первородного греха) явилась неупорядочен-ность его сил, толкающая человека ко злу. Эта неупо-рядоченность, по мнению епископа Феофана Затвор-ника, яснее всего проявляется в сфере ума — в своеумии, в сфере воли — в своеволии, в сфере чувств — в самоуслаждении . Задача христианского воспита-ния — привести эти силы в гармонию.

Таким образом, воспитание у ребёнка любви, «зажигание» его сердца связано одновременно с тремя задачами - тремя «мерами» любви: любовь-благоговение (отношение к тому, что выше человека), любовь-уважение, понимание (отношение к тому, что ему равно), любовь-стыд (отношение к самому себе).

Самой первой и важнейшей задаче духовно-нравственного воспитания — воспита-нию сердца, воспитанию любви - должно быть подчинено и развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер ребенка в их гармонии, воспитание его воли. Как для человеческо-го организма сердце является одним из центральных органов, принимающим кровь со всего тела, очи-щающим её через легкие и рассылающим её, обнов-ленную, по всему организму для питания и роста, так и для духовного существа человека, его души, сердце является не просто средоточием чувств, переживаний, настроений, а таким центром, проходя через который эти переживания, настроения, чувства изменяются, приобретают определенную «окрашенность», светле-ют или, напротив, омрачаются, темнеют — в зависи-мости от «силы сердца в любви», этого выс-шего, самого глубокого и напряженного сокровен-ного человеческого чувства.

Являясь самым сильным из чувств по своему оп-ределению, любовь , как внутренний источник света, изнутри освещает и преображает всего человека. Лю-бовь является одной из высших способностей челове-ка, функцией его души, той силой, которая позволяет ему из образа Божия стать Его подобием.

Кроме того, что сердце является «чувствилищем», которое правит всеми чувствами и волей, оно облада-ет способностью восприятия духовных воздействий. Сердцем человек молится, т.е. говорит с Богом. Пре-жде всего на сердце воздействует Творец, желая исправить человека. Очевидно, что с воспитанием серд-ца связано воспитание мотивов к той или иной дея-тельности.

William-Adolphe Bouguereau (1825-1905) - Compassion (Сострадание) (1897).jpg

Именно сердце различает добро и зло, являясь «седалищем» совести. «Человек склонен... к добру и злу, — пишет Э. Фромм. — Когда обе склонности на-ходятся в равновесии, он способен выбирать... Однако если его сердце ожесточилось до такой степени, что его склонности больше не уравновешены, он более не свободен в выборе» .

Святоотеческая традиция учит оценивать по со-стоянию сердца внутреннее состояние человека, что находит подтверждение в большом количестве опре-делений сердечных состояний, имеющихся в русском языке: «доброе, чуткое, отзывчивое, мягкое, теплое, любвеобильное сердце», «золотое сердце», «черствое, холодное, жестокое сердце», «чистое, простое, верное сердце», «с легким сердцем», «сердце болит, ноет, жжет, жалеет, радуется»; «сердце не лежит», «камень на сердце», «сердце сердцу весть подает», «сердце кровью обливается», «отдать свое сердце», «принять близко к сердцу», «с замиранием сердца», «от полно-ты сердца» и т. д.

Потребность сердца в любви может быть так ве-лика, что это чувство охватывает все существо чело-века, подчиняет себе его мысли, чувства и желания. Если такое сильное чувство, с трудом управляемое рассудком, направлено на какое-либо занятие или на другого человека, то оно превращается в страсть, не-обузданное, неразумное влечение, которое доставляет человеку страдания, муки, телесную боль и душевную скорбь.

Характер этого чувства, его крайние проявления, интенсивность и продолжительность, невозможность хоть в какой-то степени управлять им с помощью ра-зума, свидетельствуют о его «сверхчеловеческом», Божественном происхождении. Поэтому задача вос-питания заключается в том, чтобы указать сердцу ре-бенка предмет, достойный его любви.

«Развитие в сердце деятельной любви к Богу и ко всему Божественному, священному, — пишет епископ Феофан Затворник, — главная задача родителей» . «Любовь к Богу, — подхватывает эту мысль протоиерей И. Базаров, — собственно не есть заповедь, а только указание на естественную потребность неиспорченной природы человека. Дух Божественный, присущий ес-теству человеческому, естественно стремится к своему первоисточнику и в этом стремлении находит свое блаженство» .

Но сердце предназначено не только для чувство-ваний. Вслед за Священным писанием и святыми От-цами Церкви философы и ученые считают его глав-ным органом мысли. «Мы познаем в той мере, в ка-кой любим», — свидетельствует блаженный Августин. «Любовь» («сердце»), — пишет Паскаль, — прокла-дывает дорогу разуму к вещам и людям».

Об ограниченных возможностях рационального (логического) способа познания действительности, о мозге как об «органе внимания» к жизни, своеобраз-ном «коммутаторе», который «ничего не прибавляет к тому, что получает», пишет французский философ А. Бергсон, отдавая приоритет в постижении жизни интуиции, идущей от сердца . И.П. Павлов своим учением о высшей нервной деятельности опытно под-тверждает эту гипотезу, свидетельствуя о том, что в совершеннейшей части мозга, коре головных полуша-рий, нет места для какого-нибудь центра чувств . На-конец, профессор архимандрит Лука (Войно-Ясенецкий), о котором упоминалось выше, на основании анализа Св. Писания и научных фактов приходит к выводу, что именно сердце является орга-ном высших чувств, важнейшим органом познания .

Все сказанное свидетельствует о том, что главная задача воспитания — научить сердце любить, дать ему силу и направление, соответствующее главной цели бытия человека. Сердце, зажженное огнем Боже-ственной любви, будет воздействовать на все душев-ные и физические силы ребенка и устремит их на ис-тинно доброе и прекрасное.

Нами уже говорилось о необходимости воспита-ния не просто любви, а «меры» любви , «меры» чувств. Любовь как главная эмоция сердца может достигать такого напряжения, что все остальные, низшие чувст-ва оказываются ей подчиненными. «Жизнь в Боге есть низвержение [т. е. умерщвление] чувств, — свиде-тельствует св. Исаак Сирин. — Когда будет жить сердце, низвергаются [теряют силу] чувства» .

Таким образом, говоря о духовно-нравственном воспитании, необходимо, прежде всего, говорить о воспитании сердца, о любви как его цели.

«...Центр тяжести всякого нравственного влияния и воспитания заключается в силе любви», — пишет Св. Патриарх Тихон. На это же указывали многие выдающиеся педагоги прошлого, среди которых И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, А.И. Пирогов. Размышления об этом важнейшем вопросе можно найти в трудах ученых и педагогов — наших совре-менников. Особенно необходимо выделить работы В. А. Сухомлинского, который уделял большое внимание воспитанию у детей таких качеств, как любовь, доброта, совесть .

За последние годы вновь появились научные ис-следования, посвященные проблемам воспитания от-дельных нравственных качеств, тому или иному ас-пекту нравственного воспитания, нравственному вос-питанию в целом. Анализ этих работ, а также сочинений пе-дагогов-«классиков», сопоставление результатов и выводов, представленных в них, с результатами и вы-водами христианских педагогов и учителей Церкви позволяет дать краткие рекомендации относительно того, каким образом можно «воспитать сердце» .

1. Всеми возможными средствами развивать эмо-циональную сферу ребенка, его интуицию как перво-начальное умение «чувством познавать жизнь».

2. Основное внимание уделять воспитанию чувст-ва любви к Богу, ко всему высокому и святому как основе нравственного воспитания.

3. Поскольку сила и устойчивость того или иного чувства зависят от правильного представления о предмете любви, постепенно формировать у учащихся истинное и полное понятие о Боге и святыни (в широ-ком смысле слова) с учетом уже сложившихся у них представлений.

4. Учить детей адекватному выражению своих чувств, исходя из психологического закона адекват-ности чувства и его внешнего проявления: свободное выражение чувства возбуждает, усиливает его, а сдер-жанное проявление чувств, эмоций, переживаний умеряет их.

5. Способность человека ощущать на себе влияние настроения и чувств другого человека, перенимать их накладывает на педагога ответственность за каждый поступок, слово, движение, взгляд. Чтобы стать при-мером для ребенка, оказывать влияние на его внут-ренний мир, воспитатель должен проникнуться духом благоговения перед святыней, пониманием и состра-данием к людям.

Пример как главное средство воспитания основан на склонности детей к подражанию и их неспособно-сти отделить отвлеченное нравственное понятие от конкретной личности.

6. Воспитывая сердце, необходимо помнить о том, что дети перенимают от родителей не только интел-лектуальные способности, наклонность к той или иной деятельности, но и предрасположенность чувст-вовать таким же образом, как и родители.

7. Особенно большое значение в нравственном воспитании имеют образы благочестивых людей, по-этому необходимо использовать житийную литерату-ру, обращаться к образам святых, имена которых но-сят дети с тем, чтобы у них сложился достаточно пол-ный и живой нравственный идеал. «...Жизнь людей богоугодных полна глубокого назидания, — пишет А. Воскресенский, — и, рассматриваемая с различных сторон ее, обнаруживает те сокровища духа и сердца их, которые как бы остаются сокрытыми от равно-душного взора человеческого, не желающего видеть в жизни людей таинственного промысла Божия» .

8. Словесные образы, на которых воспитывается ребенок, необходимо по возможности подкреплять другими образами и образцами святости — музы-кальными, живописными, архитектурными, драмати-ческими и т. д., целостной системой художественных образов. Усиление за счет этого эмоционального поля приводит к повышению эффективности воспитатель-ного воздействия, позволяет практически осуществить «правильный подбор впечатлений и представлений» (К. Д. Ушинский), необходимых для духовно-нравст-венного воспитания и образования.

9. Для достижения нужного воспитательного эф-фекта следует тщательно продумывать выбор воспи-тательных средств, а также место и время, когда мож-но ожидать от ребенка наибольшей восприимчивости. Необходимо использовать соответствующие воспита-тельные ситуации, стремясь не упустить из виду ни одной детали, касающейся поведения ребенка.

«В нравственном мире нет ничего мелкого и не-значительного, коль скоро это касается внутренней жизни человека, — отмечает прот. Иоанн Базаров. — Здесь часто нам не столько важны великие подвиги самоотвержения и самопожертвования, сколько добросовестность в исполнении мельчайшего долга» .

10. Учитывая, что в нравственной жизни «мера чувств» определяется его постоянством и устойчиво-стью (а отнюдь не только его напряженностью), необ-ходимо уделять преимущественное внимание поддер-жанию «огня сердца», воспитанию любви во всех ее проявлениях (через любовь к животным, природе и т. п.).

11. Для «зажигания» и поддержания «всех сил любви» (И.Г. Песталоцции) нужно развивать в детях молитвенность. Молитва ограждает от дурных мыс-лей, учит собранности и сосредоточенности, наставляет на доброе. «Молитве учат детей так же, как учат говорить», — пишет известный педагог С. Н. Куломзина .

Завершая статью, мы должны отметить, что воспитание в детях любви особенно важно для нашего времени, отдаляющего людей друг от друга, на каждом шагу ставящего препятствия для непосредственного, живого общения. Но любовь можно воспитать только любовью. Поэтому будем стараться разжечь в себе огонёк люби, чтобы вспыхнувшее от него пламя высоких и светлых чувств помогло нам любить наших детей, то дело, которому мы служим, Родину, ближних и дальних. И, конечно, Бога, который дал нам счастье жить на этой земле.

Татьяна Петракова,
профессор Московского педагогического государственного университета,

методист Учебно-методического центра по профессиональному образованию Департамента образования города Москвы, доктор педагогических наук

"Любовь - истина мироздания, ключ понимания Бога, объяснение устремленности, энергия жизни, источник красоты, воля творящего терпения, причина радости, ответ милосердию и самопожертвованию, мастер чуткости и от мастер чуткости и отзывчивости, могущество единения".

Ш. Амонашвили

Наступивший новый век поставил перед человечеством множество проблем. Разрушены некоторые государства, новое устройство мира сопровождается потерей самого главного для человечества нравственности и духовности в жизни современного человека. Развитие конфессиональной свободы и вероисповедания, сопровождается нарушением определенной части населения традиционного подхода к выбору пути Веры и предпочтением нетрадиционных чуждых путей, абсолютно не соответствующих священным писаниям. Они не служат истинной основой для каждого верующего человека. Это сопровождается безудержным падением нравственности, стремительным ростом преступности, терроризма, религиозного и политического экстремизма, алкоголизма и наркомании, сексуального распутства и других пороков, разрушающих душу и тело, и саму личность человека. Это все приводит к самоуничтожению любой нации.

Сегодня наша Вселенная находится в ситуации мировой нравственной катастрофы. Экономически сильные и демократически развитые государства не могут быть вне этой катастрофы. Некоторые политики, сталкивая другие государства и народы, используя рознь (конфессиональную, национальную и др.) создают мифы об их угрозе для всего мира. Для сохранения своего политического и экономического господства разжигают войны. Но этот подход не помогает им сохранить мир у себя.

Страшным, разрушающим для человечества является информационная пропаганда и война, убивающая молодых людей и выхолащивая нравственность и духовность. В каждом тысячелетии были великие педагоги, ратующие за духовность и нравственность на позициях Гуманной педагогики, но не каждый воспитатель, учитель и педагог слышал их, потому что всегда против них было противостояние. Педагогика гуманизма и сотрудничества всегда и во все времена находила своих героев Духа.

Новое время дало нам в 21 веке выдающегося Учителя, педагога, ученого – Ш.А. Амонашвили. Шалва Александрович пронес все наследие Гуманной педагогики и генерировал ее идеи в жизнь, с учетом современности, национальных культур, нравственности, духовности. Опираясь на классические, общечеловеческие, конфессиональные и педагогические ценности, он и сегодня передает педагогам идеи Гуманной педагогики с понятиями любви, мира, праведности, культуры, ненасилия и истины.

Ш. Амонашвили дал нам не только надежду на обновление педагогического сознания, но и практику педагогического мастерства для спасения большинства судеб детей и образования. Он ратует за судьбу человечества всей планеты, сохранения жизни на Земле. Планетарная концепция Учителя «Реализации ценности воспитания и образования на идеях Гуманной педагогики», сегодня является основополагающей в сохранении мира, поднятия духовности, сопровождения нравственности и господства Любви человека к человеку, без зависти и насилия.

Важнейшим событием для Педагогического сообщества стран мира является принятие и провозглашение 17 июля 2011 года по инициативе президента Международного центра Гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили и руководителей организаций в Бушети (Грузия) «Манифеста Гуманной педагогики». В Манифесте, в разделе «воззвание», говорится: «Что не от любви к детям, то от лукавого. Детей необходимо защищать от растлевающего влияния средств массовой информации, от натиска безнравственных компьютерных игр, развлечений, от дурных зрелищ и дурной музыки, от посягательств взрослых, от политических амбиций». (Манифест Гуманной педагогики, С.3, 2011).

Манифест ставит вопрос «Как нести Любовь детям и каждому отдельному ребенку, чтобы они принимали ее и поддавались ее воспитательному влиянию?». Самое нежное чувство любой национальной культуры – Любовь к матери. Это чувство отражено в любви к родным, к культуре своего народа, к местам детства, к сокровищницам национальных обычаев, традиций, родного языка, любви к отечеству.

Важнейшей основой для воспитания и образования человека является любовь. Любовь рассматривается как энергия, преобразующая духовное сердце человека. Когда сердце наполняется любовью, человек совершает бескорыстные поступки, проявляет такие качества как щедрость, всепрощение, сострадание, сопереживание, начинает видеть красоту, которая его окружает. Любовь одного человека делает счастливым другого, учит радоваться успехам и благополучию других. Для учителей гуманной педагогики является основой воспитания и образования. Поэтому любовь должна стать «законом» в воспитательно-образовательной среде подрастающего поколения.

Любовь есть всемогущая и всеобъемлющая сила всего образовательного мира. Учитель, отвечая на вопрос «Что такое Любовь?» должен наполнить себя энергией любви: глаза, слова, действия, чтобы каждый ребенок прочитал в его словах действиях, глазах: «Я – это Любовь, и Я учу Любви, и Я передаю Любовь, и Я нахожусь все время в Любви.

Как выращивать в них взаимную любовь к нам? Как воспитывать Любовь к ближнему и ко всему сущему? Мы сегодня много говорим о педагогических методах, технологиях, методологии – она заложена в сердце учителя, а метод исходит из сердца. Ни один метод материального мира не будет работать, если в нем нет энергии любви и духовности. Кто ответит: «Что такое духовность?» Ответ простой: «Любить всех бескорыстно, служить всем». Пример служения: Ш.А. Амонашвили - «Учитель, который владеет методологией Любви и ее энергию дает нам. Он постоянно выращивает в детях и в нас взаимную любовь, к ближнему и ко всему сущему».

Вы все знаете, существуют понятия: «добро-зло», «любовь-ненависть». Даже есть поговорка: «От любви к ненависти один шаг и от ненависти к любви – один шаг». Добро – это вид энергии положительной, созидательной, оно одухотворено. Зло – отрицательная энергия, разрушающая. А, что происходит, если мы даем понятие добра через сердце, через любовь? Мы это добро постоянно распространяем, эту положительную энергию создаем вокруг себя, и зло исчезает.

Как утончать свое искусство любить детей и каждого? Если в нашем сердце живет постоянно любовь, то она является благодатным полем для окружающих нас людей. Если любовь находится в сердце учителей, то она является главной методологией воспитания и обучения детей. Выполняя свой долг на духовном уровне, Учитель утончает свое искусство любить детей и каждого. Когда наша материальная любовь переходит духовную любовь, то мы тонко чувствуем каждого ребенка, его божественную природу.

Гуманный педагог не видит плохих детей, он источает любовь к каждому и его энергия любви преобразует каждого ученика, нивелируя все отрицательное скопившееся в сердце ребенка. Энергия любви исцеляет больного человека, способствуя улучшению здоровья. Когда мотивом действия учителя является Любовь, то оно становится праведным. Когда слова Учителя содержат в себе любовь, они превращаются в истину для учеников. Если чувства человека наполняются любовью, то он испытывает внутренне спокойствие, умиротворение и счастье.

К. Юнг отмечал, «Счастье заключается не в том, чтобы делать то, что мы любим, а в том, чтобы любить то, что мы делаем». Гуманная педагогика нацеливает нашу методику на энергию любви, и она срабатывает тогда, когда мы любим то, что мы делаем. Дети чувствуют эту истину сердцами. Что же в основе жизни лежит? – Любовь. Только Любовь.

Если в воспитании и образовании нет духовности и любви, то они бесполезны и все получаемые знания могут быть бесполезными, а иногда и вредны. Образованный и невоспитанный человек без духовности и любви использует свое образование эгоистично для себя или небольшой группы людей разрушающих социум и тогда в мире господствует эгоистичная материальная любовь. Когда в сердцах учителей постоянно живет любовь, то насилие не возникает. Дети рождаются с чистыми сердцами, проходя через различные ступени воспитания и образования не получая любви, сердца детей иссушаются. Это происходит, потому что методология и методика подменена замудренной наукой, или установлены какие-то стереотипы, которые не могут вместить человека в свое сердце, которые не могут выстроить методику воспитания и обучения на энергии любви.

Гуманная педагогика предлагает нам методологию любви как основу воспитания и образования. Учитель это тот, кто, преодолевая узость мышления, создает мир во всем мире и учит равному отношению ко всему на основе любви. Он внедряет добрые мысли, добродетели, такие ценности как праведность, верность, дисциплина, чувство долга, в сознание учащихся и формирует их поведение, возвышенным и достойным образом. Наших детей необходимо учить и воспитывать на основе любви при овладении бесценными сокровищами, которыми так богаты наша культура и культурное наследие разных народов мира.

Учитель – это сияющий свет для всех народов мира, но при этом свет будет сиять постоянно, когда есть энергия любви, он сможет зажигать детей как светильники вокруг себя. Учителя могут учить очень хорошо, они могут подробно объяснять и показывать легкие способы решения задач владения современными образовательными, информационными и коммуника­ционными технологиями, но если это происходит без опоры на методологию любви, то методы будут эти малоэффективны.

В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья`.

Сейчас в нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувства недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим.

Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о духовном и нравственном воспитании, где самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность.

Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его высокими духовными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом.

Мы должны воспитать поколение людей, способных стать достойными гражданами России, любящих свою семью, свой дом, свое дело, свое Отечество, готовых к нравственному поведению и выполнению гражданских обязанностей. Задача духовного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство. добро зло общество поступок

В Концепции модернизации российского образования прописаны важнейшие задачи воспитания, заключающиеся в формировании у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Воспитание нового поколения представляет собой проблему, которая становится национальным делом. Для решения этой проблемы, решения задач воспитания призван классный руководитель. На него возлагается важнейшая задача координации и направления усилий всех педагогов образовательного учреждения по формированию воспитательной системы, благодаря которой состоится самоактуализация личности растущего человека.

  • 1. Организационный момент
  • - Сегодня мы с вами будем вести разговор о добре и зле. (Включается проектор (1-ый слайд)).
  • 2. Постановка цели урока
  • - Итак, какие цели нам необходимо поставить перед собой на уроке, чему мы научимся на этом уроке?

Выберите те выражения, которые, по вашему мнению, будут сопутствовать целям, подчеркните их красным цветом и те, которые будут сопутствовать результату данного урока, подчеркните зелёным.

3. Изучение нового материала

Среди христиан существует мнение, что добро и зло, это почти одно и то же, так как являются плодами одного дерева. Это привело к тому, что верующие не чувствуют осуждения от творимого ими зла и не видят надобности в творении добра. Однако Библия - Слово Божие - очень ясно говорит, что добро и зло - это совсем не одно и то же, а наоборот, явления диаметрально противоположные. Писание ясно даёт нам понять, что добро - от Бога, а зло - от дьявола.

Библия нигде не призывает нас делать зло. Наоборот, она призывает делать только добро, отвращаясь от зла. Так откуда же появляется суждение, что добро и зло - вещи одного порядка?

На примере понятных нам образов, таких как, дерево, плод, змей и др.- образно показана «модель» грехопадения человечества.

  • - Дети, как вы думаете, кто на самом деле говорящий змей, обольстивший Еву (это дьявол).
  • - Давайте подумаем, что же именно символизируют деревья, что «посреди рая» и что символизируют их плоды.

Два дерева по среди рая, символизируют жизнь по двум разным принципам - жизнь по принципам Божьим (дерево жизни) и жизнь по принципам врага Бога - дьявола (дерево познания добра и зла). Жизнь в Боге, с Богом и по Его святым принципам любви и гармонии, аллегорично (преувеличенно) представлена в виде «дерева жизни». Только плоды такого «дерева» могут давать вечную жизнь, ведь живущие свято и праведно, достойны неба. В контакте с Богом происходит познание нами добра и зла в совершенном, истинном, то есть в Божьем понимании. Происходит познание Его мудрости и Его закона, что ведёт к праведности, святости, а значит к жизни.

Посреди рая было дерево «познания добра и зла», употреблять «плоды» которого было запрещено Богом. Дерево «познания» символизирует жизнь по принципам, предложенным дьяволом. Это говорит нам о том, что к моменту появления первых людей, к сожалению, зло во вселенной уже зародилось. Дьявол, поднявший восстание против Бога, предложил свой путь развития вне Бога. Естественно, что первые люди, как и все существа во вселенной, наделённые правом выбора и свободой волеизъявления, имели право выбрать любой из этих путей, но они были заранее предупреждены Богом о последствиях, то есть о неминуемой смерти в случае выбора дьявольского, греховного, эгоистического пути.

И так всю жизнь человек подвергается испытаниям при выборе того или иного пути. Очень тяжело не искушаться и не грешить, но отказываясь от чего-либо, мы становимся сильнее, мы укрепляем свою силу воли.

  • - Скажите, что такое добро, что такое зло?
  • - Ребята, как вы думаете, что можно сделать, чтоб наша жизнь стала чуть лучше? (ответы детей)
  • -Как же нам стать добрее?
  • - А вы слышали когда-нибудь слово «БОМЖ»? Кто это такой?

Это человек, оставшийся без жилья, обездоленный, несчастный.

  • - Как ему живется? Что он ест? Почему остался на улице? Что он чувствует? Есть ли у него друзья, родственники?
  • -Что вы думаете, когда проходите мимо такого человека?

Я расскажу вам одну притчу. Каждое утро по берегу моря ходила старая женщина. Она была в рванной и грязной одежде. Она что-то собирала в черный пыльный мешок. Женщина улыбалась каждому встречному ей ребенку, но они в ответ корчили ей рожи (думали, что она больная). Позже выяснилось, что женщина каждый день собирала с песка осколки стекла, чтоб никто из детей не поранил свою ножку…

Если будем думать о других, мы сможем сделать мир чуть лучше. Давайте смотреть глубже. Учиться анализировать и размышлять над поступками людей. Нельзя судить о человеке по внешнему лишь только виду!

Что еще можно сделать? Каждый из вас встречался с компьютерными играми, с теми в которых нужно стрелять, убивая других. Мы можем до конца не осознавать всего ужаса происходящего. Наше сознание страдает от этой жестокости, мы выносим ее из виртуальной жизни в реальную. Мы становимся грубы и жестоки.

Первым шагом на правильный путь может стать такой поступок, как отказ от таких игр.

Доброта-это качество изначально присущее душе. Доброта проявляется:

  • 1. В склонности к позитивному мышлению в отношении других;
  • 2. В способности быть непритязательным по отношению к другим;
  • 3. В мягкости сердца.

Настоящая доброта всегда проявляется там, где есть правильное понимание того, как помочь людям, и там, где есть твердость характера, способная противостоять их недостаткам. Существует особый вид доброты--МИЛОСЕРДИЕ. Это милость сердца, жалость, сострадание, любовь к людям. Милосердие не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь.

Давайте подведем итоги и сделаем вывод о том, что ДОБРОТА это: (дети)

Умение радоваться удачам других, умение сопереживать, умение сочувствовать, умение прощать и просить прощения, умение сострадать, сильный всегда защищает слабого, помощь другому человеку не ради выгоды, а бескорыстно, противоречит злу.

Доброта--это то, что совершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы и для своей пользы, а не во вред себе.

Преимущества доброты.

Доброта обеспечивает открытость по отношению к людям, событиям и жизни в целом.

Доброта дает зоркость - для того, чтобы подмечать лучшее и отметать худшее.

Доброта дает возможности становиться лучше самому и помогать стать лучше окружающим людям.

Доброта дает энергию для совершения добрых дел.

Проявления доброты в повседневной жизни.

Семейные отношения. У родителей, вкладывающих силы в воспитание детей, в то, чтобы объяснить им, что такое хорошо и что такое плохо, дети вырастают добрыми людьми.

Как развить в себе доброту.

Общение с Богом. Бог есть высшее проявление доброты.

Чуткость к окружающим. Проявляя интерес к окружающим людям, заботу о них -- человек проявляет доброту.

Участие в благотворительных акциях. Доброты не бывает без сострадания; участвуя в благотворительных акциях, люди проявляют сострадание и воспитывают в себе доброту.

Чтение. И духовная, и большая часть светской литературы, обращается к лучшему к человеку; пробуждает она, в том числе и доброту.

Какие добрые дела мы можем совершать сами?

  • -проявить заботу о членах семьи: поухаживать за старенькой бабушкой, помочь уставшей маме, поиграть с младшим братом...
  • -помочь пожилому человеку нести сумку;
  • -сделать скворечники весной, кормушки для птиц зимой;
  • -накормить бездомных животных,
  • -отнести вещи в организацию по социальной защите населения;
  • -помочь детям сиротам и инвалидам;
  • -посадить цветы, дерево, помочь в благоустройстве территории школы...
Поделиться