Экономический кризис в россии. Экономический кризис в россии Анализ структурного моделирования

В основе экономических кризисов лежит резкое нарушение нормального соотношения предложе­ния и спроса товаров и услуг в масштабе макро­экономики. Такое нарушение может предстать в двух вариантах. В первом варианте, который мы уже рассмотрели, производство и предложение товаров значительно обгоняют спрос населения. Теперь нам предстоит проанализировать второй вариант, при котором платежеспособный спрос обгоняют предложение. Во втором случае наступает необычный для высокоразвитых стран кризис недопроизводства. Именно такой кризис имел место в нашей стране в 90-х годах. Чем он объясняется?

Первая причина заключается в том, что вСССР государство полностью монополизировало экономику и базировало ее напо­стоянной нехватке средств производства для гражданских отраслей хозяйства, в том числе для изготовления предметов потребления. Что же удивительного в том, что логическим продолжением и завершением такого дефицита явился кризис недопроизводства?

Другой причиной кризиса стала глубокаядеформация струк­туры народного хозяйства. Мы знаем, что такая деформация - следствие преобладающего роста I и III подразделений, слабого развития II подразделения и сферы услуг.

Отрицательную роль сыграла ориентация на преимущественно экстенсивное развитие хозяйства. Предпосылки кризиса недо­производства возникли еще в 70-х годах, когда экстенсивный путь стал исчерпывать свои возможности, что сказалось на сни­жении темпов экономического роста. Если среднегодовые темпы прироста национального дохода в нашей стране в 1966-1970гг. составили 7,8%, то в 1971-1975гг. - 5,7, в 1976-1980гг. - 4,3, в 1981-1985 гг.- 3,2 и в 1986-1990 гг. - 1,3%.

Кризис недопроизводства во многом обусловлен застойным состоянием сельского хозяйства, продукция которого служит исходной основой более 2/3 фондов текущего потребления в составе национального дохода. В течение 70-80-х годов урожай зерна, хлопка-сырца, сахарной свеклы, картофеля и овощей находился на неизменном уровне. По оценкам специалистов, неудовлетворенный спрос населения на продукты питания до­стиг 1/3 объема их производства.

Замедленный рост количества предметов потребления на про­тяжении шести десятилетий привел к тому, что они стали со­ставлять только 25% во всей продукции промышленности, а остальная доля приходилась на средства производства и военную продукцию (в высокоразвитых странах предметы потребления составляют 35-45% объема индустриального производства).

Третьей причиной кризиса недопроизводства явиласьглубоко ошибочная экономическая политика, которая проводилась во вто­рой половине 80-х годов и начале 90-х годов. Эта политика была направлена на все большее увеличение денежных выплат насе­лению. Она полностью противоречила реальному состоянию эко­номики, поскольку производство товаров для населения не уве­личивалось. В 1986-1990гг. рост денежной массы в обществе в 6 раз обгонял увеличение валового национального продукта. Это привело к серьезному нарушению закона денежного обра­щения. Пришли в движение своеобразные “ножницы”, лезвия которых - производство, предложение товаров и покупательский спрос - все более удалялись друг от друга. В результате налицо было обострение кризиса недопроизводства, который переплелся с глубоким структурным кризисом.



Каково же течение экономического кризиса в России периода реформ?

Во-первых, во время реформ не был преодолен кризис недо­производства. В 1997 г. валовой внутренний продукт составил к уровню 1990 г. (равен 100%) только 60%, объем промышленного производства - 49% и объем продукции сельского хозяйства - 64%. Все это сказалось на снижении места экономики России в системе международных координат. По величине создаваемого ВВП наша страна замыкает десятку крупнейших стран мира, а по размеру ВВП на душу населения мы опережаем Индию и Китай, но отстаем от таких латиноамериканских стран, как Мек­сика и Бразилия. По объему промышленного производства Рос­сия находится на 5-м месте в мире (после США, Японии, Китая, Германии), однако в расчете на каждого жителя она входит во вторую десятку.

Во-вторых, внешнее течение кризиса недопроизводства в ходе реформ несколько изменилось. С одной стороны, в результате быстрого инфляционного роста цен покупательная способность населения резко и сильно снизилась и стала отставать от предложения товаров и услуг. С другой же стороны, отечественное производство предметов потребления непрерывно падает. Покупательский спрос в значительной мере покрывается за счет импорта зарубежных товаров. С 1992 по 1998 г. товарные ресурсы для розничного товарооборота за счет собственного производства снизились с 77 до 52% всего объема таких ресурсов.



В-третьих, если на Западе во время кризисов государство резко усиливает свое воздействие на спрос и предложение, то в России (особенно в 1992-1994 гг.) государство самоустранилось от активного противодействия спаду отечественного производства. Ставка делалась на стихийный рынок. Но этот расчет себя не оправдал.

Чтобы выйти из тяжелого кризисного положения, государство призвано осуществить систему крупномасштабных мер, в том числе:

привлечь внутренние и зарубежные источники накопления для расширения и качественного обновления производства;

изменить всю воспроизводственную структуру макроэконо­мики (поднять сельскохозяйственное производство, создать вы­сокоразвитый индустриальный потребительский сектор, прово­дить конверсию оборонной промышленности, значительно раз­вить сферу услуг);

оказать всемерную помощь отечественным товаропроизво­дителям в увеличении выпуска высококачественных предметов потребления;

наладить устойчивый рост макроэкономики на основе все­сторонней интенсификации, эффективного использования но­вейших достижений научно-технической революции.

§ 2. БЕЗРАБОТИЦА И ЗАНЯТОСТЬ

Мировой опыт экономических преобразований показал, что есть два основных пути решения поставленных задач: радикальный и эволюционный. Россия избрала первый путь, Китай избрал второй. Спад производства в России продолжается 10 лет подряд, объем реального ВВП за эти годы сократился более чем в 2 раза; за этот же период в Китае рост производства в отдельные годы превышал 10%-ную отметку, а за 10 лет объем реального ВВП более чем утроился.

Экономические и социальные преобразования в России после 1991 г. были основаны на концепции либерализма, и, прежде всего на концепции монетаризма, без учета особенностей развития национальной экономики, без учета ее исторического опыта. Принятая неолиберальная модель российской реформы опиралась на следующие макроэкономические постулаты:

· либерализация цен на все товары и услуги;

· сжатие денежной массы как основной способ борьбы с инфляцией, т. е. такая денежно-кредитная и финансовая политика, которая решение всех финансовых и экономических проблем видит в ограничении денежной массы;

· изменения в отношениях собственности, которые неолиберальная модель видит как движение в одну сторону - разгосударствления;

· формирование рынка и рыночной инфраструктуры ни основе разгосударствления экономики;

· демонополизация экономики, прежде всего устранение всех форм государственного монополизма;

· открытость национального рынка перед мировым рынком;

· конвертируемость рубля на основе системы плавающего курса валют.

Сжатие денежной массы привело к сокращению до минимума оборотных средств предприятий, что в свою очередь вызвало расцвет торговли на первобытной основе -- натуральный обмен товара на товар. Он явился удобным средством ухода от налогообложения и формой криминального бизнеса. Денежный рынок в 90-е годы испытывал не меньшие потрясения, чем товарный. Денежно-кредитная и финансовая политика государства трижды устраивала обвалы на денежном рынке: в 1992 г. в инфляционном пожаре были уничтожены практически все личные сбережения населения; в 1995 г. рухнули все частные финансовые пирамиды, значительная часть населения вновь оказалась ограбленной; 17 августа 1998 г. - новый острейший финансовый кризис, который нарушил все формы макроэкономического равновесия. Проводившаяся в 1992 - 1998 гг. политика открытого национального рынка России перед мировым рынком, политика свободной конвертируемости рубля на основе плавающего курса валют привели к вытеснению с национального рынка отечественных товаров, сделали страну зависимой от кредитов международных финансовых организаций, породили астрономический государственный долг, практически развалили рублевое денежное обращение внутри страны и вызвали колоссальный отток капитала за границу. В экономической литературе фигурируют различные величины украденных у России финансовых средств - 150, 300 и даже 800 млрд. долл. Но все признают очевидное: общая величина российских капиталов, осевших за рубежом, практически сравнялась с суммой внешнего долга страны и достигла четверти ВВП.

Драматичную картину оттока капитала из России дополняет процесс долларизации экономики внутри страны: возникло такое финансовое явление, когда население страны избавляется от рублевой наличности, скупая на нее иностранную валюту.

Важным направлением экономических преобразований в России было формирование рынка и рыночной структуры на основе разгосударствления и демонополизации экономики. В конкретно российских условиях это привело к тому, что государство оказалось отстраненным от важнейших процессов управления экономикой на макроэкономическом уровне, а его место занял монополизм худшего вида - всевластие корпорации. Государственная власть в этих условиях оказалась слабой, а обогащение олигархии, ее всемерное усиление интенсивно пошло через спекулятивную финансовую систему и криминальные операции.

Опыт экономических преобразований в России еще раз подтвердил очевидную истину: учиться у других народов полезно и нужно, но национальную экономику надо развивать и реформировать по-своему. Без учета национальных, государственных и социальных особенностей России все реформы, проводимые по эталонам чужеземного образца, обречены на провал.

При дальнейшем развитии социально-экономических преобразований в России следует учитывать, что в 90-е годы была разрушена вся государственная система управления экономикой, в том числе был ликвидирован государственный монополизм, на его место пришла не конкуренция, а монополия корпораций, которая ведет бесконечную гонку повышения цен и одновременно сокращает производство. В этих условиях необходима такая организация нормального рынка, которая не знала бы всевластия корпоративно-мафиозного монополизма. В современных условиях России нужна такая организация рыночного хозяйства, которая служила бы интересам государства, народа, а не интересам олигархов. Не криминально-спекулятивный, а созидательно-регулируемый рынок нужен современной России.

В России на современном этапе ее развития исключительное значение приобретает инфляция издержек. Ценой лишения материального благополучия громадных слоев населения (низкий уровень пенсий и заработной платы, их несвоевременная выплата, отставание темпов роста заработной платы от темпов инфляции) государству в отдельные периоды удавалось приостановить рост инфляции спроса, но инфляция издержек и ныне процветает. Монопольные цены корпораций на нефть, газ, энергоносители растут уверенными темпами. Чисто монетаристские мероприятия по борьбе с инфляцией не дают должного эффекта по увеличению инвестиционного спроса и роста производства. В этих условиях назрела объективная необходимость установить над естественными монополиями более жесткий государственный контроль, а в целом ряде случаев осуществить национализацию этих корпораций.

В процессе реформирования нарушенной оказалась воспроизводственная структура экономики России: доля добывающих отраслей растет, доля перерабатывающих отраслей падает (они буквально раздавлены импортной продукцией). Высокотехнологичные отечественные производства погибают. Страна превращается в сырьевую полуколонию, поставляющую на мировой рынок дешевые газ, нефть, лес, рыбу, меха и другую сырьевую продукцию.

Ключевой проблемой экономических преобразований в современной России становится вопрос о том, как остановить падение производства, не ввергая страну в новый виток инфляции. Новейшая мировая история не знала еще примеров спада производства на протяжении 10 лет. Историческая перспектива России должна состоять в том, чтобы уже в самое ближайшее время поднять экономику из руин реформаторства, реально начать заботиться о национальной безопасности страны и позитивно решить целый ряд социальных проблем.

Рассматривая течение кризиса необходимо обратить внимание на несколько факторов.

Во-первых, в это время не был преодолен кризис недопроизводства. В 1999 г. валовой внутренний продукт составил к уровню 1990 г. (равен 100%) только 59%, объем промышленного производства-- 50% и объем продукции сельского хозяйства -- 57%. Все это сказалось на положении экономики России в системе международных координат. По величине создаваемого ВВП наша страна замыкает десятку крупнейших стран мира. А по размеру ВВП на душу населения опережаем Индию и Китай, но отстаем от таких латиноамериканских стран, как Мексика и Бразилия; по объему промышленного производства Россия находится на 5 месте в мире (после США, Японии, Китая, Германии), однако в расчете на каждого жителя она входит во вторую десятку.

Во-вторых, внешне наблюдаемое течение кризиса недопроизводства несколько изменилось. С одной стороны, в результате быстрого инфляционного роста цен покупательная способность населения резко снизилась и стала отставать от предложения товаров и услуг. С другой же стороны, отечественное производство предметов потребления непрерывно падало. Покупательский спрос в значительной мере покрывался за счет импорта зарубежных товаров. С 1992 по 1998 г, товарные ресурсы для розничного товарооборота за счет собственного производства снизились с 77% до 52% всего объема таких ресурсов.

В-третьих, если на Западе во время кризисов государство резко усиливает свое воздействие на спрос и предложение, то в России (особенно в 1992--1996 гг.) государство самоустранилось от активного противодействия спаду отечественного производства.

Кризис в России имеет существенные отличия от обычных кризисов, свойственных рыночной экономике:

Он начался не в результате экономического подъема и превышения растущего производства над неуспевающим за ним спросом, а в период падения производства вследствие того, что спрос резко упал, стал меньше предложения и затем снижался быстрее падения производства;

Он возник не в капиталистической экономике, а в переходной к капиталистической;

По своим масштабам российский кризис превзошел все имевшие место в истории экономические кризисы в капиталистических странах;

В экономике России не наблюдается массового обновления основного капитала. Напротив, идет постоянное сокращение производственных инвестиций, которые уменьшились уже более чем в 6 раз. Это говорит о том, что необходимые предпосылки выхода страны из кризиса не создаются, что в ближайшее время не стоит рассчитывать на экономический подъем и что выход из экономического спада при сохранении сложившихся тенденций будет очень затяжным.

Фактором углубления кризиса является высокий уровень монополизма в российской экономике и отсутствие эффективного государственного регулирования цен. Это порождает хроническую инфляцию, которая ведет к обесценению производственных фондов предприятий и вызывает сокращение производства. В результате либерализации цен они выросли в 1992 г. более чем в 26 раз. Затем темпы инфляции снижались. Тем не менее, в 1992 - 1994 гг. в России имела место гиперинфляция (рост цен более чем в 2 раза в год), разрушавшая отечественное производство. В 1995 - 1996 гг. место гиперинфляции заняла галопирующая инфляция.

При этом следует отметить, что с 1997 г. основной формой снижения реальных доходов трудящихся стало не общее повышение цен, а снижение государственного финансирования образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи, что привело к их значительному удорожанию для всего населения. Поскольку в 1997 г. денежные доходы в виде заработной платы и пенсии повысились незначительно, то их реальная величина в силу удорожания перечисленных услуг сократилась у большинства тружеников.

Деятельность финансово-кредитных учреждений, которые в результате рыночной реформы стали частными, коммерческими, направлена, прежде всего, на увеличение их частной прибыли. Финансово-кредитная система стала гигантским насосом, откачивающим деньги из производственной сферы на спекулятивно-финансовую деятельность. Ее доходы растут значительно быстрее, чем доходы производства. Если в 1992 г. добавленная стоимость, полученная в непроизводственной сфере составляла 84 % от добавленной стоимости в производственной сфере; то в 1996 г. она была уже на 41 % больше ее.

В результате рыночной реформы функция производственных капиталовложений была передана прежним хозяином (государством) новому - классу буржуазии. Государственные инвестиции резко сократились. Однако и частные инвестиции в российскую экономику также резко сократились.

Разумеется, какие-то средства вкладывают и в отечественную экономику. Это прежде всего отрасли, спрос на продукцию которых растет. Сюда относятся, в первую очередь, те из них, которые удовлетворяют растущие запросы и прихоти самой буржуазии, а также отрасли, ориентированные на экспорт. Происходит изменение структуры отечественной экономики, которое, однако, не означает ее подъема, поскольку общий спад перекрывает повышение объемов производства в отдельных отраслях.

В основе экономических кризисов лежит резкое нарушение нормального соотношения предложе­ния и спроса товаров и услуг в масштабе макро­экономики. Такое нарушение может предстать в двух вариантах. В первом варианте, который мы уже рассмотрели, производство и предложение товаров значительно обгоняют спрос населения. Теперь нам предстоит проанализировать второй вариант, при котором платежеспособный спрос обгоняют предложение. Во втором случае наступает необычный для высокоразвитых стран кризис недопроизводства. Именно такой кризис имел место в нашей стране в 90-х годах. Чем он объясняется?

Первая причина заключается в том, что вСССР государство полностью монополизировало экономику и базировало ее напо­стоянной нехватке средств производства для гражданских отраслей хозяйства, в том числе для изготовления предметов потребления. Что же удивительного в том, что логическим продолжением и завершением такого дефицита явился кризис недопроизводства?

Другой причиной кризиса стала глубокаядеформация струк­туры народного хозяйства. Мы знаем, что такая деформация - следствие преобладающего роста I и III подразделений, слабого развития II подразделения и сферы услуг.

Отрицательную роль сыграла ориентация на преимущественно экстенсивное развитие хозяйства. Предпосылки кризиса недо­производства возникли еще в 70-х годах, когда экстенсивный путь стал исчерпывать свои возможности, что сказалось на сни­жении темпов экономического роста. Если среднегодовые темпы прироста национального дохода в нашей стране в 1966-1970гг. составили 7,8%, то в 1971-1975гг. - 5,7, в 1976-1980гг. - 4,3, в 1981-1985 гг.- 3,2 и в 1986-1990 гг. - 1,3%.

Кризис недопроизводства во многом обусловлен застойным состоянием сельского хозяйства, продукция которого служит исходной основой более 2/3 фондов текущего потребления в составе национального дохода. В течение 70-80-х годов урожай зерна, хлопка-сырца, сахарной свеклы, картофеля и овощей находился на неизменном уровне. По оценкам специалистов, неудовлетворенный спрос населения на продукты питания до­стиг 1/3 объема их производства.

Замедленный рост количества предметов потребления на про­тяжении шести десятилетий привел к тому, что они стали со­ставлять только 25% во всей продукции промышленности, а остальная доля приходилась на средства производства и военную продукцию (в высокоразвитых странах предметы потребления составляют 35-45% объема индустриального производства).

Третьей причиной кризиса недопроизводства явиласьглубоко ошибочная экономическая политика, которая проводилась во вто­рой половине 80-х годов и начале 90-х годов. Эта политика была направлена на все большее увеличение денежных выплат насе­лению. Она полностью противоречила реальному состоянию эко­номики, поскольку производство товаров для населения не уве­личивалось. В 1986-1990гг. рост денежной массы в обществе в 6 раз обгонял увеличение валового национального продукта. Это привело к серьезному нарушению закона денежного обра­щения. Пришли в движение своеобразные “ножницы”, лезвия которых - производство, предложение товаров и покупательский спрос - все более удалялись друг от друга. В результате налицо было обострение кризиса недопроизводства, который переплелся с глубоким структурным кризисом.

Каково же течение экономического кризиса в России периода реформ?

Во-первых, во время реформ не был преодолен кризис недо­производства. В 1997 г. валовой внутренний продукт составил к уровню 1990 г. (равен 100%) только 60%, объем промышленного производства - 49% и объем продукции сельского хозяйства - 64%. Все это сказалось на снижении места экономики России в системе международных координат. По величине создаваемого ВВП наша страна замыкает десятку крупнейших стран мира, а по размеру ВВП на душу населения мы опережаем Индию и Китай, но отстаем от таких латиноамериканских стран, как Мек­сика и Бразилия. По объему промышленного производства Рос­сия находится на 5-м месте в мире (после США, Японии, Китая, Германии), однако в расчете на каждого жителя она входит во вторую десятку.

Во-вторых, внешнее течение кризиса недопроизводства в ходе реформ несколько изменилось. С одной стороны, в результате быстрого инфляционного роста цен покупательная способность населения резко и сильно снизилась и стала отставать от предложения товаров и услуг. С другой же стороны, отечественное производство предметов потребления непрерывно падает. Покупательский спрос в значительной мере покрывается за счет импорта зарубежных товаров. С 1992 по 1998 г. товарные ресурсы для розничного товарооборота за счет собственного производства снизились с 77 до 52% всего объема таких ресурсов.

В-третьих, если на Западе во время кризисов государство резко усиливает свое воздействие на спрос и предложение, то в России (особенно в 1992-1994 гг.) государство самоустранилось от активного противодействия спаду отечественного производства. Ставка делалась на стихийный рынок. Но этот расчет себя не оправдал.

Чтобы выйти из тяжелого кризисного положения, государство призвано осуществить систему крупномасштабных мер, в том числе:

привлечь внутренние и зарубежные источники накопления для расширения и качественного обновления производства;

изменить всю воспроизводственную структуру макроэконо­мики (поднять сельскохозяйственное производство, создать вы­сокоразвитый индустриальный потребительский сектор, прово­дить конверсию оборонной промышленности, значительно раз­вить сферу услуг);

оказать всемерную помощь отечественным товаропроизво­дителям в увеличении выпуска высококачественных предметов потребления;

наладить устойчивый рост макроэкономики на основе все­сторонней интенсификации, эффективного использования но­вейших достижений научно-технической революции.

§ 2. БЕЗРАБОТИЦА И ЗАНЯТОСТЬ

«Воронежский государственный аграрный

университет имени К.Д.Глинки»

Контрольная работа по

Экономической теории

Выполнил: студент заочник

1курса АБ

экономического факультета

Проверил:

Коротеев А.Н.

г.Воронеж 2008 год

Тема:

Экономический кризис 90-х годов в России. Причины, пути преодоления.

План работы:

1. Введение.

2. Экономический кризис 90-х годов в России.

2.1 Течение кризиса.

2.2 Причины кризиса в России.

2.3. Особенности экономического кризиса в России.

3. Влияние кризиса и пути его преодоления.

3.1.Достижения и проблемы экономических реформ.

3.2. Положительное влияние кризиса на экономику России.

3.3. Пути выхода из кризиса.

4. Заключение.

5. Список литературы.

1. Введение

Кризис экономики чреват полной хозяйственной разрухой и усилением деградации общества. Поэтому требуется объективный и глубокий анализ данного явления, приобретшего в переходный период новые черты. Всестороннее научное исследование необходимо для того, чтобы правильно оценить эту болезненную фазу в развитии общественного производства, выработать и применить надежные и эффективные меры по ограничению ее продолжительности и потерь, найти пути выхода из ситуации для последующего подъема экономики. Решению таких задач поможет, в частности, выяснение закономерностей и взаимосвязей кризисов в производственной, научно-технической и социокультурной сферах, политических и государственно-правовых отношениях, экологии.

Необходимость учета взаимодействия кризисов в экономике и других сферах. Ориентирами в этом могут служить следующие их свойства:

    всеобщность, неизбежная в цикличной динамике всех элементов общества. Периодические кризисные потрясения - закономерность живой и неживой природы;

    полезность. Это кажется абсурдным, и тем не менее кризисы подрывают основу устаревших систем или их элементов, расчищают дорогу для новых поколении людей и машин, технологических и экономических укладов, политического устройства;

    многофакторность и многомерность, вызываемые множеством переплетающихся факторов, которые в зависимости от ситуации поочередно выходят на первый план. Кризисы охватывают различные стороны системы, их нельзя определить и измерить одним обобщающим показателем, а потому требуется совокупность подходов, чтобы получить верный ориентир. И хотя возможна их классификация, не найти двух тождественных потому требуется совокупность подходов, чтобы получить верный ориентир. И хотя возможна их классификация, не найти двух тождественных кризисов; взаимодействие, проявляющееся в разных аспектах. Кризисные фазы циклов неодинаковой длительности накладываются друг на друга, резонируют, углубляют потрясения общества. Взаимовлияние испытывают смежные сферы. Так, экономический кризис обычно сопряжен с технологическим, на него оказывают негативное воздействие кризисы экологические, социокультурные, политические, государственно-правовые;

    заканчиваемость, которая может стать переходом к оздоровлению общества и экономики либо заменой их одной или несколькими более жизнеспособными системами;

    прогнозируемость. Обычно кризисы, особенно экономические, неожиданны, только задним числом выясняют и доказывают их неизбежность. Тем не менее, познав циклично-генетические закономерности динамики общества, логику смены циклов, можно предвидеть сроки наступления и характер кризиса.

2. Экономический кризис 90-х годов в России

2.1 Течение кризиса

С началом рыночных реформ в России в 1990-е гг. наблюдается острый экономический кризис, получивший название «трансформационного спада». Содержание трансформационного спада (кризиса) достаточно «традиционное»: прежде всего – падение производства и ухудшение жизненного уровня населения. С 1990 по 1996 г. совокупное производство уменьшилось примерно наполовину, в еще большей степени сократились реальные инвестиции в основной капитал.

Во-первых, в это время не был преодолен кризис недопроизводства. 1999 г. валовой внутренний продукт составил к уровню 1990 г. (равен 100%) только 59%, объем промышленного производства – 50% и объем продукции сельского хозяйства – 57%. Все это сказалось на положении экономики России в системе международных координат. По величине создаваемого ВВП наша страна замыкает десятку крупнейших стран мира, а по размеру ВВП на душу населения опережаем Индию и Китай, но отстаем от таких латиноамериканских стран, как Мексика и Бразилия; по объему промышленного производства Россия находится на 5 месте в мире (после США, Японии, Китая, Германии), однако в расчете на каждого жителя она входит во вторую десятку.

Во-вторых, внешне наблюдаемое течение кризиса недопроизводства несколько изменилось. С одной стороны, в результате быстрого инфляционного роста цен покупательная способность населения резко снизилась и стала отставать от предложения товаров и услуг. С другой же стороны, отечественное производство предметов потребления непрерывно падало. Покупательский спрос в значительной мере покрывался за счет импорта зарубежных товаров. С 1992 по 1998 г, товарные ресурсы для розничного товарооборота за счет собственного производства снизились с 77 до 52% всего объема таких ресурсов.

В-третьих, если на Западе во время кризисов государство резко усиливает свое воздействие на спрос и предложение, то в России особенно в 1992 – 1996 гг.) государство самоустранилось от активного противодействия спаду отечественного производства. Ставка делалась на стихийный рынок. Но этот расчет себя не оправдал.

2.2 Причины кризиса в России

Причины социально-экономического кризиса в России можно разделить на три основные группы:

Причины, которые были унаследованы Россией от бывшего СССР. Перечень причин:

      Почти полное или тотальное огосударствление экономики, и, соответственно, собственности.

      Наличие глубоких диспропорций в экономике (76 % средств производства и 24% средств потребления).

      Антидемократический характер в государственном управлении собственностью и экономики, т.е. абсолютное преобладание командно-административных рычагов в управлении.

      Концентрация 96% всей собственности в руках всесоюзных министерств и ведомств.

      Отчуждение трудящихся от средств производства и результатов труда, от самого процесса труда, что проявлялось, прежде всего, в отсутствии действенных стимулов к труду, к господству "уравниловки".

      Чрезмерная централизация при перераспределении национального дохода через государственный бюджет.

      Процветала политика ограбления села, которая выражалась в перекачивании значительной части созданного здесь национального дохода в пользу промышленности, прежде всего через механизм цен.

      Огромный физический (около 60%) и моральный износ (около 90%) основных фондов, низкая производительность труда.

Те причины, которые вызваны действиями "реформаторов" в 90-е гг .

    Разрыв хозяйственных связей со странами бывшего СССР.

    Отсутствие научно обоснованной стратегии трансформации административно-командной системы в более развитую и совершенную экономическую систему.

    Упразднение государственного управления и активное внедрение рыночных рычагов, которые использовались в развитых странах мира почти столетие назад.

    Доминирование идеологии свободной рыночной экономики в законодательных органах.

    Политика шоковой либерализации цен и ликвидация трудовых сбережений.

    Отсутствие комплексной военно-технической политики государства.

    Принятие многочисленных законов, постановлений, распоряжений правительства, которые в результате непосильного налогового пресса поставили в невыгодное положение производителя и в привилегированное положение посредника.

    Отсутствие надежной финансово-банковской системы, госконтроля за деятельностью коммерческих банков.

    Бездумное воплощение программ западных экспертов в практику, в том числе различных международных экономических организаций, напр., мирового банка.

    Мафиозно-номенклатурный характер разгосударствления и приватизации.

    Массовый отток капитала за границу.

    Отсутствие необходимого инвестиционного климата.

    Чрезмерное расширение управленческого аппарата.

    Чрезмерный налоговый пресс.

Эти причины связанные с сущностью трансформации существующей в стране экономической системы, спецификой переживаемого переходного периода, который, как свидетельствует опыт других стран, развивается в форме различных глубинных кризисов, потрясений.

2.3. Особенности экономического кризиса в России

Спад производства в СССР (России) начался уже в 1991 г. Однако экономического кризиса в точном научном понимании в тот период еще не было. Дело в том, что тогда происходили явления, диаметрально противоположные кризису: спрос намного превышал предложение, усиливался товарный голод. Спад в тот период возник не из-за превышения производства над спросом, а из-за разрыва хозяйственных связей, вызванного развалом СЭВ, а затем - разрушением СССР.

Кризис в полном смысле этого слова начался в 1992 г., когда появились трудности со сбытом продукции и неплатежи. Уже весной 1992 г. размер неплатежей оказался столь значительным, что создалась угроза полной остановки производства. Правительство вынуждено было пойти на проведение взаимозачетов на основе централизованных кредитов. С 1992 г. до настоящего времени состояние российской экономики отвечает всем критериям экономического кризиса: усиливаются трудности с реализацией продукции, растут неплатежи (на конец 1997 г. они превысили 700 трлн. руб.), снижается рентабельность продукции, растет число убыточных предприятий, повышается уровень безработицы и т. д.

Кризис в России имеет существенные отличия от обычных кризисов, свойственных капиталистической экономике:

Он начался не в результате экономического подъема и превышения растущего производства над неуспевающим за ним спросом, а в период падения производства вследствие того, что спрос резко упал, стал меньше предложения и затем снижался быстрее падения производства.

Он возник не в капиталистической экономике, а в переходной к капиталистической.

По своим масштабам российский кризис превзошел все имевшие место в истории экономические кризисы в капиталистических странах.

В экономике России не наблюдается массового обновления основного капитала. Напротив, идет постоянное сокращение производственных инвестиций, которые уменьшились уже более чем в 6 раз. Это говорит о том, что необходимые предпосылки выхода страны из кризиса не создаются, что в ближайшее время не стоит рассчитывать на экономический подъем и что выход из экономического спада при сохранении сложившихся тенденций будет очень затяжным.

Основной причиной, вызвавшей экономический кризис, является проведенная рыночная реформа - не только хронологически, не только по форме, но и по существу. Ведь сущность реформы состояла в переходе к капиталистическому обществу в сжатые сроки. Следовательно, в считанные годы требовалось создать класс буржуазии, который должен был стать новым хозяином производства. (То, что в западных странах происходило в течение столетий). Это предполагало коренное перераспределение национального богатства и национального дохода в пользу буржуазии, за счет всего народа. Результатом его стало резкое сокращение покупательной способности сбережений и доходов трудящихся и невиданное обогащение (за счет приватизации, роста цен, теневой деятельности и пр.) класса новых капиталистов.

Доходы же трудящихся формируют платежеспособный спрос на товары массового повседневного спроса. В результате реформы он резко сократился и продолжает падать, поскольку доля трудящихся в общей сумме доходов населения постоянно снижается. (Так, если в 1992 г. доля заработной платы в сумме доходов населения составляла 70 %, а предпринимательского дохода и дохода от собственности - 16 %; то в 1996 г. эти величины соответственно составили 34 % и 52 %)

Снижение покупательной способности трудящихся ведет к сужению емкости внутреннего рынка и вызывает “перепроизводство”. В этом и состоит суть переживаемого Россией экономического кризиса.

Фактором углубления кризиса является высокий уровень монополизма в российской экономике и отсутствие эффективного государственного регулирования цен. Это порождает хроническую инфляцию, которая ведет к обесценению производственных фондов предприятий и вызывает сокращение производства. В результате либерализации цен они выросли в 1992 г. более чем в 26 раз. Затем темпы инфляции снижались. Тем не менее в 1992-94 г. г. в России имела место гиперинфляция (рост цен более чем в 2 раза в год), разрушавшая отечественное производство. В 1995-96 г. г. место гиперинфляции заняла галопирующая инфляция: в 1995 г. – имел место рост цен более чем в 1,5 раза; в 1996 г. – на 23 %. В 1997 г. цены выросли примерно на 12 %, что хотя и ниже, чем в предыдущий период, но говорит о высоком уровне инфляции, сохраняющемся, несмотря на все усилия правительства по ее преодолению.

Экономический кризис 1900-1903 годов - упадок в экономической сфере, затронувший... Кризис в мире В последние годы XIX века в большинстве развитых стран наблюдался экономический ... достаточно быстро пережившей кризис , в России кризис перерос в депрессию...

  • Экономический кризис : проблемы управления и задачи инновационного развития

    Статья >> Промышленность, производство

    И уязвимость России к кризису . Последствия глобального экономического кризиса негативно отразились на социально... преодоления последствий экономического кризиса в России // Проблемы прогнозирования. 2010. № 1. 3. Фетисов Г.Г. Мировой экономический кризис и...

  • Экономический кризис в регионах

    Реферат >> Экономика

    Экономический кризис в регионах. Эксперт № 47 1-7 декабрь 2008 Экономический кризис исторически имеет несколько пороговых измерений. ... Острый структурный кризис , когда...

  • Анализ структурного моделирования

    кризиса 90-х годов, кризиса 2015 года.

    Расчет среднего американского цикла.

    Кризис 90-х г. Развивался с 1986 по 2000 год, продлился 14 лет – цикл прерванного типа. За этот период из трех элементов полноценно развились два – это экономический, как падение цен на нефть, и социальный, как суперинфляция. Третий элемент – форми-рование «податливого» правительства – политически развился только наполовину. Поли-тическая система России раскололась на Парламент и Президента; второй шаг – засилье иностранных консультаций. Третий шаг, наверное, состоял из становления во главе госу-дарства «податливого» Президента России. Два президентских срока Б. Н. Ельцина не да-ли положительных результатов. Политическую концовку так и не удалось завершить. 31-е декабря 2000 г. свело на нет весь разрушительный сценарий: насолил так насолил.

    Вывод. Рассчитываем временной характер сценария. 14 лет подготовки, плюс 3-5 лет не хватило до завершения, итого – около 20 лет. Раздел на поэтапное развитие 1986 – 1991 г.г., процесс развития нефтяного обвала – 5лет. В 1991 году подключается политический сценарий на срок одного президентского срока, а это еще 5 лет; в итоге это 10 лет. Дальше начинается попытка второй раз «создать податливого» Президента – это еще 5 лет, итого 2005 г. (Интересно: Стабилизационный фонд создан в 2004г. Это говорит о том, что атаки на Россию происходят в постоянном режиме).

    Обобщение: Средний американский цикл политизированного (ускоренного) характера равен 10 годам. В среднем цикле политический малый цикл должен был пройти один раз, но он повторился дважды, а мог бы повториться и трижды. Здесь мы вывели формулу, что малый политический цикл может повторяться несколько раз, значит, и малый экономичес-кий цикл тоже может удваиваться и утраиваться до тех тор, пока терпение не лопнет. Ма-лый цикл в среднем длится 3 года.

    Кризис 2015 г. Развивается 10 лет: с 2004г. по 2014г. – подготовительный экономичес-кий период скрытного характера. В этом кризисе мы наблюдаем, что накапливание «кува-лды» произошло в два раза дольше, чем в первый раз. Значит, и удар должен быть в два раза сильнее, чем в первый раз. Не хватает малого: короткого политического цикла; если удар рассчитан в два раза сильнее, значит, и политический цикл как результат должен быть в два раза короче – это 1,5 – 1 год. Что мы получили в итоге? – к 10 прибавим 1 – 1,5 года, и в итоге получим окончание цикла на конец 2015 – начало 2016 года.

    Вывод. Скорее всего, мы имеем три сценария малых политических кризисов, приходящих на окончание нефтяного сценария – это 2015 г. Пик политического кризиса – на 2016г. и запасной вариант – 2017 год. В кризисе 2015 года разыгрывается средний аме-риканский цикл с временными рамками 2004 – 2015г., 11-летний сценарий, как основной, как повторный сценарий 12 –летний, и как запасной – 13 – летний, до 2017 года.

    Обобщающий вывод. В итоге мы можем сказать, что средний политизированный цикл будет равен примерно 10 годам, который делится на две фазы: первая, подготовительная, экономическая фаза, которая равно 5 – 8 – 10 годам, и вторая, политическая фаза, которая равна 1-3 годам.

    Моделирование фаз кризиса

    Для рассмотрения этого вопроса используем три строго последующие фазы: экономи-ческое ухудшение, социальная нестабильность, политический накал.

    Кризис 90-х годов. В фазу нагнетания вошли два этапа: экономический упадок и соци-альная напряженность. Фаза продолжалась около 10 лет и по расчету должна была плавно перейти к смене руководства на волне антикоммунизма.

    Фаза разрешения: состоит из трехходовой идеологической эволюции поэтапной смены Президента.

    Кризис 2015 года.

    Фаза нагнетания. Повышательная волна делится на две подфазы. Первая подфаза – это фаза скрытого и большого накопления, которая продлилась 10 лет. Вторая подфаза – это фаза самого разрешения, которая приходится на очень короткую фазу. И кризисную, кото-рая длится до полугода. В итоге фаза нагнетания имеет больший срок протекания, и осно-вной вес нагнетания сдвинут к концу этой фазы и имеет удельный вес влияния – одну треть от всего процесса.

    Фаза разрешения. Представляет собой усиленный вариант воздействия и состоит из двух фаз: фазы социальной напряженности и фазы политического накала, которые в тече-ние трех лет будут тесно переплетаться между собой и постоянно подпитывать друг друга.

    Обобщение и расстановка фаз трех кризисов.

    Коротко анализируются три условные фазы – экономическая, социальная и политиче-ская в трех кризисах: кризисе 90-х годов, украинском кризисе и трехлетнем кризисе 2015-2018 годов в России.

    1. Экономическая разрушительная фаза в кризисе 90-х годов.

    Продолжалась в наиболее активной и разрушительной форме с 1986 г. по 1991 г., т.е. 5 лет. В украинском кризисе этот период длился около 20 лет в виде медленного разруше-ния. В кризисе 2015 г. мы наблюдаем уже скрытый подготовительный период 2004 – 2014 годов.

    2. Социальная кризисная опора.

    В кризисе 90-х годов и в украинском кризисе мы наблюдаем одинаковый вариант – это иностранные экономические советники, которые выполняют роль сводников между Западом и местной элитой, и тем самым готовят плавный переворот. В кризисе 2015 г. мы начинаем просматривать обработку российской элиты, чтобы противопоставить ее Прези-денту Р.Ф. Если в двух предыдущих кризисах Президента меняли с помощью трехходо-вых выборов, как это произошло на Украине, то в России на третьем этапе сценарий спот-кнулся о В. В. Путина (теперь становится ясным такой резкий политический шаг 31-го де-кабря 2000 г.).

    То Для обработки российской элиты, скорее всего, будут также использованы три ме-тода воздействия. Первый инструмент мы уже наблюдаем – это шантаж, зависимость эли-ты от Запада – когда работают здесь, а капитал и семьи держат за границей. Второй меха-низм начинает уже просматриваться – это время, когда рублевый распыленный фонд из рублевого эквивалента перейдет в долларовое исчисление. На этот период возможно на-гнетание взаимоотношений между Президентом и крупным бизнесом. При такой негатив-ной обстановке крупный бизнес попытается вывести весь долларовый капитал за границу, что создаст обвальный эффект в экономики России.

    3. Фаза политического переворота. В украинском кризисе мы наблюдали трехэтапный эволюционный период смены власти. В кризисе 90-х годов прокручивался такой же вари-ант развития. Только третья фаза не удалась: В. В. Путин оборвал все, став Президентом России. Учитывая горький опыт 2000 года, сценарий изменен. Трехэтапная обработка на-правлена на российскую элиту, на политическую фазу отведен, скорее всего, один натиск.

    Кризисный крен понижательной волны.

    Кризис 90-х годов. Особенности кризисного крена в кризисе 90-х годов состоял в том, что на этот период приходилась только одна фаза – фаза политического накала, что соста-вляла 1/3 мощности от всего кризиса. И вторая особенность состояла в том, что эта фаза повторилась два раза с возможным третьем вариантом.

    Кризис 2015 года. На кризисный крен в кризисе 2015 г. из трех фаз приходится две фазы, что от общего кризиса составляет 2/3 части.

    Вывод. При анализе долевых частей кризиса мы можем наблюдать, что в кризисе 90-х годов на окончание кризиса просто не хватило сил. Весь процесс выдохся на первоначаль-ном этапе развития.

    В кризисе 2015 г. мы наблюдаем совсем другую ситуацию – в кризисном крене участ-вуют из трех две фазы. Это говорит о том, что основные кризисные силы сконцентрирова-ны на второй части кризиса, что усиливает разрушительное воздействие и сокращает его во времени.

    Обобщающий вывод. Упор в кризисе 2015 г. делается на молниеносный обвал и не-скольких политических попыток изменить руководство России.

    Объекты воздействия

    Эффект кувалды Эк. Падение цен от общего 50% от бюджета 30% «эффект кувалды» – это силовое воздействие, в конечном итоге, на социальные слои населения, которое мо-гут опустить до уровеня нищеты. Первый механизм – это падение цен на углеводороды: нефть и газ. В кризисе 90-х годов использовался механизм 30% падения цен, а для России – это уровень падения непосредственно государственного бюджета. В кризисе 2015 г. этот механизм подтвердился, от российского бюджета оторвали 30% (80дол. – 30 % = 56 дол.) Общее падение цен от 100 до 50 долларов состояло из двух частей: первая часть – это лик-видация прибавочной бюджетной стоимости, и вторая часть – это уже приведенная фор-мула создания кризисного бюджета. Здесь можно сделать вывод: нефтяная часть кризис-ной программы не изменилась и находится в стабильном кризисном состоянии.

    Вторая часть углеводородного финансирования – газ – в кризисе 90-х годов была раз-рушена, а в кризисе 2015 г. сохранила свое существование.

    Вывод. В кризисе 2015 г. экономический удар пришелся на половину экономики Рос-сии, вторая часть экономики продолжает функционировать.

    Глубина социальной ямы. В кризисе 90-х годов использовался механизм «товарного нагнетания». Когда процесс перестройки открыл чугунный люк товарного изобилия, ве-ковая мечта русского народа о товарном достатке сбылась за несколько лет. В результате образовалась товарно-денежная диспропорция – на тысячу единиц товарного предложе-ния приходился один рубль покрытия, что в итоге привело к суперинфляции. В кризисе 2015 года для нагнетания инфляции был использован механизм «товарной ликвидации», проводником которого явились западные санкции, которые по первоначальной задумке должны были быть мировыми экономическими санкциями, наносящими сокрушительный молниеносный обвал экономике России. Но в полном масштабе санкции не удались, и по-этому товарно-денежная диспропорция, может, выльется в слабо текущую инфляцию в со-отношении: на минус три товара приходится один рубль. Такая диспропорция может быть легко устранена или недолларовыми закупками, или быстрым товарозамещением.

    Вывод. Первоначальная задумка раздуть гиперинфляцию не удалась. Процесс пере-шел в контролируемое и управляемое русло.

    Финансовые возможности развития.

    В кризисе 90-х годов Советский Союз не имел ни финансовых ресурсов, ни финансо-вых перспектив. С обрушением цен на нефть обруши-лась и вся система. В кризисе 2015 г. Россия сохранила один углеводородный источник финансирования в лице Газпрома. Рос-сия своевременно сформировала хотя и ограниченного объема, но все же первоначальную подушку безопасности, что не создало эффекта молниеносного обвала. Помимо Стабили-зационного фонда в течение двух лет будет формироваться Рублевый фонд реформ. Сюда надо прибавить то, что в период первого десятилетия двадцать первого века началась по-литика «инвестиционной привлекательности», и на примере сотрудничества с Китаем на-чинает преобразовываться в политику инвестиционного кредитного финансирования.

    Обобщающий вывод. Экономическая составляющая кризиса 2015 г. лучше подготов-лена, но имеет мало действенное воздействие на экономику России. Экономика СССР ока-залась «беззубой» против экономической экспансии, экономика России сразу же начала оказывать сопротивление. Приняв антикризисную программу и в 2015 г., она вложит име-ющиеся финансы в ликвидацию образовавшегося обвала.

    Уроки кризиса

    В кризисе 90-х годов использовался антикоммунистический маневр как внутри госу-дарства, так и для ликвидации коммунистической идеологии – ее союзов и внешнеполи-тических структур. Маневр удался.

    В кризис 2015 г. используется охаивание России на международной арене и охаивание Президента Р.Ф. как ключевой фигуры носителя политической власти.

    Кризис 90-х годов был инсценирован как постепенное социально-экономическое на-гнетание, аналогичный сценарий (жалко было денег на новую разработку) мы наблюдаем в современном Украинском кризисе.

    В кризисе 2015 г. используется совсем другой вариант нагнетания кризисной обстано-вки. Сначала идет накопление ударных ресурсов, а затем резкий обрыв и штопор. Введе-ние в управление страной иностранных советников и трехходовая игра для плавной смены президента.

    В кризисе 2015 г. учтен провальный политический этап смены власти 90- х годов, ког-да российская элита перехватила инициативу в самый последний момент. В кризисе 2015 г. мы наблюдаем вариант, когда идет попытка взять всю российскую элиту под контроль для дальнейшего использования ее как тарана в смене власти.

    Продолжение СЛЕДУЕТ

    Поделиться