Пояснительная записка
"Люди теряют уважение к тем,
кто не может говорить как следует,
и они проникаются уважением к другим,
Кто манипулирует словами
с необычайной легкостью"
Т. Шибутани
"Никакая другая способность человека
не даст ему возможности с такой быстротой
сделать карьеру и добиться признания,
Как способность хорошо говорить"
Ч. Депью
Работа с одарёнными детьми - одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель - способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей. Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах.
Важным фактором, влияющим на развитие одарённых и талантливых учащихся и на выявление скрытой одарённости и способностей, является система внеклассной деятельности в школе, занятия по интересам: кружки, творческие мастерские и объединения муниципальных образовательных учреждений, учреждения дополнительного образования детей. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области.
Одаренные дети — это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности.
Определяя работу с одаренными детьми, необходимо развести главные характерные различия между такими понятиями как «способность», «одаренность», «талант».
Одаренность - это уникальное целостное состояние личности ребёнка, большая индивидуальная и социальная ценность, которая нуждается в выявлении и поддержке; системное качество, которое определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок - это ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Способности определяются как индивидуальные особенности личности, определяющие успешность выполнения деятельности, несводимой к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б.М. Теплов) .
Талант - это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В целом, можно представить талант как совокупность следующих черт: природные задатки (анатомо-физические и эмоциональные, т.е. повышенная чувствительность); интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы; способность длительное время поддерживать интерес к объекту труда, т.е. воля и энергия человека; способность создания новых образов, фантазия и воображение.
Выделяют следующие виды одаренности : творческая одаренность, академическая одаренность, художественная одаренность, музыкальная одаренность, интеллектуальная одаренность, литературная одаренность, психомоторная одаренность, общая одаренность, интеллектуальная одаренность, социальная одаренность.
Вся наша жизнь строится на общении - так устроено человеческое общество. Поэтому наибольших успехов в личной жизни, учебе, на работе достигает тот, кто умеет хорошо говорить. Такой человек на голову выше остальных.
Говорить, конечно же, можем мы все, даже малолетние дети. Но вот говорить красиво, логично, доходчиво, увлекательно, а также уверенно держаться перед аудиторией может все-таки не каждый.
Мастерами общения не рождаются - ими становятся, но существует категория людей, которым с детства не составляет никакой трудности выступить перед публикой, они чувствуют себя перед группой людей уверенно, могут смело вступить с ними в беседу, не испытывают стеснения. Это социальная одаренность.
Социально одарённые дети всегда обращают на себя внимание. Их трудно не заметить среди сверстников: они выделяются активностью, ярко выраженным интересом к людям, потребностью в общении с детьми и взрослыми. Результатом социальной одарённости является формирование социально-коммуникативной компетентности как проявления социальной одарённости в деятельности: с
пособность четко, уверенно, интересно, ярко и убедительно излагать свои мысли.
Как мы знаем, научиться плавать, стоя на берегу, невозможно. Нужно войти в воду и тренироваться. То же самое относится к навыкам выступления перед публикой и к навыкам общения. Творческое объединение «Юный оратор» дает возможность развития социальной одаренности, позволяет учащимся получить не только полезные знания, но на практике отработать все приемы, способствующие развитию грамотной, красивой, смелой речи, развитию навыков выступления перед аудиторией.
Ораторское искусство
- это
- умение чётко и ясно выражать свою мысль;
- конструктивность речи;
- динамичность речи;
- презентация речи.
Цель работы с одаренными детьми: Создание системы деятельности педагога по развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитию одаренности. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи :
- создание оптимальных условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей
- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, позволяющих учащимся проявить свои возможности;
- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.
Цель Программы : овладение умениями и навыками публичных выступлений, приобретение прочных навыков управления аудиторией. А также овладение искусством блестящего рассказчика, умения говорить увлекательно, развитие красноречия.
Формы и методы работы на занятиях кружка - это лекции (ознакомление с ораторским искусством, особенностями публичной речи), беседы, встречи с интересными людьми и, безусловно, практика (дебаты в группе, публичные выступления перед малыми группами учащихся, участие в общешкольных мероприятиях). Большая часть работы с кружковцами отводится именно практическим занятиям, в процентном соотношении - примерно 60-70%.
Данный курс состоит их трёх ступеней , связанных единой идеей с постепенным усложнением материала. 1-ая ступень - "Основы ораторского мастерства".
Ребята на занятиях данного кружка учатся: снижать излишнее волнение; говорить свободно на любую тему; удерживать внимание публики; уместно использовать разные уровни энергетики;
активно и грамотно использовать жесты, интонации, контакт глазами и т.д.; владеть своим речевым голосом; умению выступать перед публикой
На занятиях уделяется большое внимание обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и выступлению перед аудиторией.
Планируемые результаты:
Овладение техниками построения устной монологической речи;
Умение контролировать свое эмоционально-психологическое состояние и реакцию аудитории;
Умение уместно использовать разные уровни энергетики, жесты, интонации, контакт глазами;
Умение корректно вести спор, дискуссию, дебаты;
Умение противостоять словесной агрессии;
Овладение основными ресурсами жанровой речи: убеждающая, художественная, ситуативная;
Знание и соблюдение правил речевого этикета в процессе публичного выступления и личного общения;
Умение готовиться к выступлению;
Выработка собственного стиля, особенной манеры общения с людьми, реализация через общение своей индивидуальности.
Программа 1 ступени обучения в кружке «Юный оратор» рассчитана на целый учебный год, по 1 часу в неделю.
Количество участников: группа из 12 учеников.
Учебно-тематический план работы
кружка «ЮНЫЙ ОРАТОР»
(мастерская искусства речи)
Речевое дыхание. Дыхание - основа звучания голоса. Правильное дыхания (развитие правильного вдоха и правильного выдоха), бесшумный, короткий вдох, выдох - длительный, лавный. Постановка на публике и контакт с аудиторией: приемы вовлечения, захват и удержание внимания аудитории, создание уважения, доверия и расположение публики. «В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в словах». (Ларошфуко): внешний вид оратора, выход на сцену, стойка оратора, пауза в выступлении. Энергетика речи и уверенность оратора: управление стрессом, владение психологическим состоянием, методы устранения страха, секреты привлекательности оратора, свобода речи и самовыражения на публике. Владение содержанием речи : освоение основных стилей и жанров речи. Убеждающее, информационное выступление, художественный рассказ, анекдот, притча, торжественная речь, спонтанное выступление без подготовки. Умение оперативно мыслить на публике, точно выражать и четко формулировать содержание. Импровизация в речи. Словесная импровизация - это умение легко, спонтанно, без предварительной подготовки говорить на любую тему. Словесная импровизация помогает: снять паузы зависания; не заучивать дословно текст, а импровизировать на основе только 20-30 ключевых слов; выступать на высокой энергетике; легко отвечать на вопросы; уменьшить страх публичных выступлений; взбодрить аудиторию или дать ей передышку в случае необходимости; легко поддерживать светскую беседу. Креативность и остроумие в речи. «Подвешенность» языка, нестандартность, оригинальность, юморотворчество. Образность речи, богатство языка, расширение активного словарного запаса. Убедительность и влияние на публику : мастерство убеждения, методы эффективной аргументации, логическое и эмоциональное воздействие. Оказание влияния на публику речью, использование манипуляции, приемы софистики и внушения. Выразительные средства речи : наглядность, владение паузой, интонационная яркость, артистизм. Художественные приемы, выразительные средства языка: тропы, фигуры, пословицы и поговорки, фразеологизмы. Выразительность жестикуляции, детализация, драматизация, ролевое перевоплощение и гибкость, актерские техники. Работа с аудиторией : управление слушателями, вдохновление на диалог, психология общения с залом. Публичное выступление. Моральная настройка на успех. Мастерство ведения дискуссий, переговоров и презентаций. Эффективные методы работы с вопросами публики. Практикум. Воспитательная работа с кружковцами
Работа с родителями Заинтересовать родителей в творческом развитии их детей. Организовать с помощью родителей поездку в г. Чебоксары с посещением музея, знакомства с достопримечательностями столицы Чувашской Республики. Организовать с помощью родителей интересное проведение детского досуга, праздников, творческих выступлений кружковцев. Проводить родительские собрания один раз в полгода. Литература
Приложение 5. Скороговорки С помощью скороговорок можно эффективно тренировать дикцию (четкое произношение слов и звуков). Чтение скороговорок вырабатывает правильную артикуляцию (работу речевых органов при образовании звуков речи) и избавляет от оговорок. Прочитайте скороговорки вслух, отчетливо проговаривая каждый звук, затем постепенно увеличивайте темп. При этом в первую очередь следует обеспечивать четкое произношение и лишь во вторую - ускорять темп. Если в привычном темпе прочитать скороговорку без ошибок не удается, то сначала осознайте ее смысл, чтобы в голове возник ясный видеоряд и читайте медленно, по слогам. Повторяйте скороговорку до тех пор, пока не прочитаете ее без запинки. Затем постепенно наращивайте темп. Записывайте упражнения со скороговорками на диктофон. Это позволит слышать себя со стороны и эффективно устранять речевые недостатки. Отработка звуков: б, п, в, ф, г, к, д, т, х 1. Добыл бобов бобыль. 2. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула. 3. От топота копыт пыль по полю летит. 4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. 5. Колпак на колпаке, под колпаком колпак. Б. Верзила Вавила весело ворочал вилы. 7. Около кола колокола, около ворот коловорот. 8. Шакал шагал, шакал скакал. 9. Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи. 10. Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал. 11. Ткет ткач ткани на платки Тани. 12. Водовоз вез воду из-под водопровода. 13. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил. 14. Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить, не перевыпономарить; наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит. 15. В один, Клим, клин колоти. 16. Стоит копна с подприкопёночком. 17. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося. 18. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь! 19. У елки иголки колки. 20. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон! 21. Все бобры для своих бобрят добры. Бобры берут для бобрят бобы. Бобры, бывает, будоражат бобрят, давая им бобы. 22. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат. 23. На меду медовик, а мне не до медовика. 24. Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп. 25. Шли три попа, три Прокопия-попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопия-попа, про Прокопьевича. 26. Однажды галок поп пугая, в кустах увидел попугая, и говорит тот попугай: пугать ты галок, поп, пугай, но галок, поп, в кустах пугая, пугать не смей ты попугая. 27. Волховал волхв в хлеву с волхвами. 28. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень. 29. У Феофана Митрофаньча три сына Феофанычи. 30. У нас гость унес трость. 31. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит. 32. Рододендроны из дендрария даны родителями. 33. К Габсбургам из Страсбурга. 34. Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревятами на ветке. 35. Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат. 36. Хвалю халву. 37. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали. Р, л, м, н 38. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. 39. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась. 40. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Марину жену. 41. Клара-краля кралась к ларю. 42. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал. 43. На дворе трава, на траве дрова - раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора. 44. На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор. 45. На дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали, рассердилася вдова, убрала в сарай дрова. 46. Курфюрст скомпрометировал ландскнехта. 47. Рапортовал да не дорапортовал, дорапортовывал да зарапортовался. 48. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. 49. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом. 50. Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали. 51. На мели мы лениво налима ловили. На мели мы лениво ловили линя. О любви не меня ли вы мило молили И в туманы лимана манили меня? 52. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. 53. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла. 54. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя. 55. Дробью по перепелам да по тетеревам. 56. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. 57. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои. 58. Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать. 59. Протокол про протокол протоколом запротоколировали. 60. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Подойду к Лавру, на Фрола Лавру навру. 61. Король-орел. 62. Курьера курьер обгоняет в карьер. БЗ. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала. 64. Регулировщик-лигуриец регулировал в Лигурии. 65. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию. 66. Гонец с галер сгорел. 67. Талер тарелка стоит. 68. Идти на рать, так бердыш брать. 69. Интервьюер интервента интервьюировал. 70. Либретто Риголетто. 71. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, но не мелел Байкал. 72. Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели. 73. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила. 74. Во мраке раки шумят в драке. 75. На дороге с утра тарахтят трактора. 76. Жри во ржи, да не ржи во ржи. 77. Орел на горе, перо на орле, гора под орлом, орел под пером. 78. Город Нерль на Нерли-реке. 79. На горе Арарат рвала Варвара виноград. 80. Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу да про подкрупки. 81. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей. 82. Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку. 83. А мне не до недомогания. з, с, ж, ш, ч, щ, ц 84. У Сени и Сани в сетях сом с усами. 85. У осы не усы, не усища, а усики. 86. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб. 87. Осип охрип, а Архип осип. 88. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса. 89. Сачок зацепился за сучок. 90. По семеро в сани уселися сами. 91. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов. 92. Свиристель свиристит свирелью. 93. Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью. 94. Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе. 95. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. 96. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла. 97. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша. 98. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши. 99. Чешуйки у щучки, щетинки у чушки. 100. Четверть четверика гороха без червоточинки. 101. Инцидент с интендантом. 102. Прецедент с претендентом. 103. Константин констатировал. 104. У ежа ежата, у ужа ужата. 105. Жутко жуку жить на суку. 106. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке. 107. Тщетно тщится щука ущемить леща. 108. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится. 109. Яшма в замше замшела. 110. В Чите течет Читинка. Лебедева В.П., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М. и др. Учителю об одаренных детях (пособие для учителя) / Под ред. В.П.Лебедевой, В.И.Панова. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 354с. Но говорят и про качество методических материалов. Отзывы участников тренинга
Татьяна Отзывы участников тренинга Понравилось: Руслан Отзывы участников тренинга Что понравилось: Елена Отзывы участников тренинга Галина Отзывы участников тренинга Что понравилось: Александр Отзывы участников тренинга Елена Отзывы участников тренинга Александр Отзывы участников тренинга Шамиль Отзывы участников тренинга Понравилось: Аня Отзывы участников тренинга
Резеда Я в восторге, что посетила тренинг тренеров в Университете Риторики и Ораторского Мастерства! Много теории, умное сочетание активной и пассивной деятельности. Высокий уровень профессионализма команды тренеров. Очень поддерживала работа с нами в перерывах, касательно не только тренинга, но и общего состояния. Очень конструктивная ОС, которая, безусловно, влияла на положительную динамику каждого участника. Очень понравился индивидуальный подход к каждому участнику. Очень яркий доп.материал и методички! Татьяна Понравилось: Руслан Что понравилось: Елена В первые же минуты знакомства группы установилась очень доброжелательная атмосфера. Я восхищена самим руководителем Университета Сергеем Шипуновым – очень добрый, открытый, и при этом невероятно скромным, даже застенчивым. И те тренера, которые вели наш курс, Евгений Ильченко и Анастасия Спиро, сразу дали понять, что мы коллеги, ввели в эту особую, открытую, юморную, и вместе с тем серьёзную обстановку. Галина Что понравилось: Спасибо большое за полученное удовольствие и эффективные методы развития ораторского мастерства. За семь лет активного участия в различных образовательных программах, как в России, так и в Европе, второй раз участвовал в такой насыщенном, практическом и структурированном тренинге!! Александр Отличная программа, эффективная и яркая. Тренеры - профессионалы и поддерживающие. Пишу и все протестует. Не просто нет никакой возможности писать стандартный восторженный отзыв, потому что это не обычная качественная программа! Это – ПРОРЫВ!!! Выход за мысленные пределы. Я делала то, о чем никогда не думала, что когда-то это буду делать, и не боялась выглядеть смешной и нелепой. Меня «перло» весь курс! По ночам я не могла заснуть, потому что внутри меня все продолжало выступать, импровизировать, жестикулировать и прочее. Елена Замечательный тренинг. Полученные знания и навыки позволяют не только вести тренинг по ораторскому мастерству, но и дают мощный стимул для личного развития. Прекрасная атмосфера, готовность тренеров отвечать на все вопросы (ничего не «зажимали»), практические рекомендации, из жизни – все это делает тренинг очень живым и практичным! Большое спасибо! Александр Ну, все замечательно! Домашнее задание, высланное заранее, это очень нужно. Я готовился, и мне это помогло. Очень щедро делитесь материалами. Шамиль Понравилось: Аня Мне казалось, что за мою долгую жизнь я увидела многое, и меня трудно удивить… Смогли, удивили, открыли во мне те способности, которых, казалось, у меня просто нет. Спасибо! Резеда Пояснительная записка. Рабочая программа разработана на основе: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения 2009г. Примерной рабочей программы Учебного плана Положения о рабочей программе Календарного графика прогимназии НГДУ «Ямашнефть» ПАО «Татнефть» им.В.д.Шашина Федерального перечня учебников, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации, приказ от 31 марта 2014 г. № 253 Настоящая программа имеет художественно-эстетическую направленность. Никакой музыкальный инструмент не может соперничать с голосом - этим замечательным даром природы, который с детства нужно беречь и соответственным образом воспитывать. Правильная, ясная речь характеризует правильное мышление. «Речь - это человек. Нет речи - нет человека», - писал известный деятель русского театра Сергей Волконский. Введение предмета «Ораторского искусства и сценической речи», создание студии обусловлено: Актуальность настоящей программы состоит в том, что обучение детей сценической речи является одним из средств сохранения русских языковых традиций, воспитания через слово тех личностных качеств, которые характеризуют действительно культурного человека, гражданина своей страны. Единство речи, игры и движения - универсальное средство эмоционального и физического развития, нравственного и художественного воспитания детей, формирующее внутренний мир человека. Данная программа не ставит перед собой задачи воспитания профессионалов (артистов, чтецов, дикторов), а решает проблемы гармонического всестороннего развития личности и прививает устойчивую любовь к родной речи. Занятия по «Сценической речи», входит в программу театральных отделений детских школ искусств, органически связана со всей системой эстетического воспитания и преподается в тесном контакте с такими практическими дисциплинами как, «Сценическое действие», «Основы актерского мастерства». В программу «Ораторского искусства и сценической речи" входят следующие разделы: 2. Дикция и орфоэпия (выявление и исправление индивидуальных дикционных недостатков; устранение вредных речевых привычек, приобретенных детьми еще в дошкольном возрасте; тренировка и развитие артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти, небной занавески). 3. Ораторское искусство умение работать над своей речью. Умение четко и ясно выражать свои мысли, умение воздействовать на слушателей. 4. Работа над текстом (изучение логических правил, грамотное прочтение с листа разнообразных прозаических и стихотворных текстов; освоение элементов словесного действия). Кроме указанных выше требований, преподаватель будет развивать у учащихся навыки самостоятельного образного мышления, творческую инициативу; помогать освобождаться от психофизических зажимов, вырабатывать свободное словесное общение в быту и перед аудиторией (ответы на уроках, сообщения, доклады и т.д.). В основу обучения искусству речи положены методические разработки академика Международной педагогической Академии, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля искусств Р.Ф. Александра Ивановича Севастьянова, а также теоретические и практические работы физиологов, лингвистов, психологов, преподавателей сценической речи, театроведов. Цели и задачи. Цель программы: развить и усовершенствовать природные речевые и голосовые возможности обучающихся, сформировать у ребёнка любовь к родному языку, культуре речи и произношения и тем самым воспитать творческого, свободного человека, способного жить в гармонии с самим собой, природой и окружающими людьми. Задачи программы: 1.Обучающие: Выработать умение пользоваться правильным литературным произношением, согласно современным нормам русского языка; Обучить детей элементарным навыкам владения дыханием и голосом, в дальнейшем всем речевым аппаратом и умению его рационально использовать; Дать знания о диалектах и говорах разных областей России; 2. Развивающие: Развить у детей речевой слух, внимание и память; Развить речевые и творческие способности. Развить художественный вкус и эстетическое чувство Прекрасного. 3. Воспитательные: Увлечь детей красотой звучащего русского слова; Воспитать этические нормы поведения, способность Работать в коллективе и подчиняться общим правилам; Воспитать умение критически оценить как свою работу, так И работу своих товарищей; Планирование Первая четверть. « Дыхание и голос» Нахождение центрального звучания голоса ученика. Развитие и укрепление среднего регистра голоса.Упражнения тренирующие группу мышц смешанно диафрагмального дыхания 1, 2, 3. Артикуляционная гимнастика. 28.09 Упражнения на координацию речевого дыхания и звука в среднем регистре. Выработка ровности, плавности и длительности выдоха со звуком. Артикуляционная гимнастика. Упражнения «Этажи», «Колокола» 1.10 Упражнения на координацию речевого дыхания и звука в среднем регистре. Артикуляционная гимнастика. «Синицы» 5.10 Тренировка дыхания. Артикуляционная гимнастика. «Свеча» 8.10 Упражнения, тренирующие длительность выдоха и навык взятия дополнительного дыхания. Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Гребля», упражнение 5 (методичка) 12.10 Тренировка речевого дыхания начинается без звука. По мере усвоения упражнений по развитию дыхания вводится звук: сначала фрикативные согласные, потом гласные, слоги, слова, фразы. Артикуляционная гимнастика Упражнения «Воздушны1й шар» «Насос». 10. 15.10 Упражнения, развивающие слух учащихся Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Послушаем тишину», «Повтори». 11. 19.10 Упражнения на развитие силы звука Артикуляционная гимнастика. «Колдунья», «Егорка». 12. 22.10 Тренировка навыков правильного и быстрого добора дыхания. «Егорка», «Шли сто волов, говорили про горох» 13. 26.10 14. 29.10 Систематическая тренировка артикуляционного аппарата на пройдённом материале. Упражнения на речевую и двигательную нагрузку. Вторая четверть. «Дикция и орфоэпия» Артикуляционная гимнастика.Скороговорки. 19.11 Работа над гласными звуками в словах в ударном слоге. Артикуляционная гимнастика. Скороговорки. 23.11 Йотированные звуки Артикуляционная гимнастика. 26.11 Согласные звуки. Классификация согласных звуков в сочетании с гласными в словах, фразах, текстах. Артикуляционная гимнастика. Скороговорки 30.11 Правила произношения согласных звуков. П-пь,б-бь,к, г, х-хь Артикуляционная гимнастика. Скороговорки 3.12 Произношение согласных звуков д-дь, т-д,ф-фь, в-вь. Артикуляционная гимнастика. Скороговорки. 7.12 Произношения согласных звуков ш,ж,ч,щ,ц. Артикуляционная гимнастика. Скороговорки. 10. 10.12 Произношение согласных звуков м,н,л, р. Артикуляционная гимнастика. Скороговорки. 11. 14.12 Первый уровень Артикуляционная гимнастика. Упражнение 12. 17.12 Степени постижения языколомок. Второй уровень Артикуляционная гимнастика. Упражнение 13. 21.12 Степени постижения языколомок. Третий уровень Артикуляционная гимнастика. Упражнение 14. 24.12 Степени постижения языколомок. Четвертый уровень Артикуляционная гимнастика. Упражнение Третья четверть. « Ораторское искусство» Артикуляционная гимнастика.Практическое упражнение: Работа над содержанием стихотворения 14.01 Грамотное владение жестами. Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Зеркало». Упражнение для симметричности жестов. Упражнение для конгруэтности. Упражнение 6 18.01 Совершенствование речи. Артикуляционная гимнастика. Громкое чтение в слух. 21.01 Развитие речевого мышление. Рассказывание историй. Арнтикуляционная гимнастика. Упражнение 10 25.01 Перефразирование делового общения Артикуляционная гимнастика. 28.01 Тематическое сообщение. Артикуляционная гимнастика. 1.02 Изучение речи других ораторов. Видео материал. 4.02 Анализ речи Видео материал. 8.02 Выступление с докладом 10. 11.02 Умение ясно излагать свои мысли. Артикуляционная гимнастика. Упражнение 2 11. 15.02 Мимика. Артикуляционная гимнастика. Упражнение 5 12. 18.02 Артикуляционная гимнастика. Упражнение 9 13. 22.02 Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Футболист», «Брошу камень» 14. 25.02 Исправление речевых недостатков Артикуляционная гимнастика. 15. 3.03 Артикуляционная гимнастика. 16. 7.03 17. 10.03 Закрепление пройденного материала 18. 14.03 Закрепление пройденного материала 19. 17.03 Итоговое занятие. Открытый урок Четвертая четверть «Работа над текстом» 1Артикуляционная гимнастика 7.04 Логическое ударение в речевом тексте, логическое ударение в смысловом отрезке, главное и второстепенное ударение Артикуляционная гимнастика 11.04 Выделение логическим ударением противоположных понятий. Артикуляционная гимнастика 14.04 Логическое ударение прилагательных. Артикуляционная гимнастика. 18.04 Закон выделения логическим ударение повторяющихся слов. Артикуляционная гимнастика. 21.04 Логическое ударение в предложениях содержащих вопрос. Артикуляционная гимнастика 25.04 Чтение простейших предложений. Артикуляционная гимнастика 28.04 Артикуляционная гимнастика 10. 2.05 Артикуляционная гимнастика 11. 5.05 Артикуляционная гимнастика 12. 9.05 Проведение чтений и разборов текстов подготовленных самостоятельно. Артикуляционная гимнастика 13. 12.05 Артикуляционная гимнастика 14. 16.05 Логическая перспектива небольшого литературного отрывка Артикуляционная гимнастика 15. 19.05 Закрепление Артикуляционная гимнастика 16. 23.05 Закрепление Артикуляционная гимнастика 17. 26.05 Итоговое занятие МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ Любая зажатость тела, конечностей, лица неблагоприятно сказываются на звучании голоса. Комплекс упражнений на расслабление поможет ученику научиться сознательно, расслаблять и напрягать различные группы мышц. И только после этого следует переходить к тренировке дыхания, а затем и голоса. Упражнения для активизации мягкого нёба и тренировки стенок глотки Упражнения, представленные в этом разделе, необходимы для того, чтобы стимулировать работу мягкого нёба и в результате тренировки включить его в процесс образования различных звуков. Упражнение 1.
Раскрыть широко рот, язык выдвинуть вперед и попытаться сделать зевок, контролируя и фиксируя в памяти движения мягкого нёба. Для подтверждения правильности движения проконтролировать его перед зеркалом. Упражнения, тренирующие группу мышц смешанно – диафрагмального дыхания.
Упражнения для тренировки дыхательных мышц. После того, как учащиеся научились управлять мышцами смешанно – диафрагмального дыхания в положении покоя, целесообразно перейти к тренировке мышечных групп в движении, одновременно укрепляющей и артикуляционный аппарат. Упражнения, помогающие найти правильное направление звука и активизировать работу резонаторов. Тщательная тренировка речевого дыхания и небной занавески с маленьким язычком должна подготовить хорошую открытую глотку (положение зевка). При включении звука это создаст благоприятные условия для ровного и длительного выдоха и хорошего резонирования. Пословицы
Паши, не лениво, поживешь счастливо. Стихи:
У Лукоморья дуб зеленый, Не гнутся высокие мачты, Кажется, шепчут колосья друг другу: Ночью месяц, полон блеска, Летний вечер тих и ясен; Буря Тренировочные тексты
Дикция. Построение таблиц для тренировки дикции зависит от индивидуальных речевых качеств учащихся, поэтому педагог сам может составить комплексы упражнений, комбинируя гласные и согласные звуки.
Красна река берегами
Молод годами, да стар делами
Невелика птица – синица, да умница
Не бывать бы счастью, да несчастье помогло Скороговорки
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Усложненные скороговорки В четверг, четвертого числа в четыре с четвертью часа два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену, что у них на дворе трава, а на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова – не вместит двор дров, дрова выдворить давно пора, а Варька с Ларькой все хиханьки да хаханьки, хиханьки да хаханьки, как детишки махоньки, и не собираются дрова со двора выдворять. Дело было вечером, делать было нечего. Портной Пото играл в лото, и портниха Пото играла в лото. Но портной Пото не знал про то, что портниха Пото играет в лото. Пришел Прокоп кипятить свой укроп, рассказал про то, что портниха Пото играет в лото, но не слушал Пото. Стоит Прокоп, кипятит свой укроп, а укроп шипит и совсем не кипит. Ушел Прокоп. Шипел укроп, шипел укроп, закипел вдруг укроп! Услыхали про то супруги Пото. Позабыв про лото, закричали про то, что пришел Прокоп кипятить укроп. Пришел Прокоп – не кипел укроп, а ушел Прокоп – закипел укроп! Прибежал Прокоп и спросил Пото: «Что кричите, про что?» но не слышат Пото и кричат лишь про то, что пришел ты, Прокоп, не кипел твой укроп, а ушел ты, Прокоп, закипел твой укроп и сбежал твой укроп. Дело было вечером, делать было нечего. Красноречие - качество, которым в наши дни полезно обладать не только представителям определенных профессий: политикам, педагогам, телеведущим. Одни люди наделены им от рождения, другие вынуждены долго и упорно добиваться его развития. Как развить красноречие тем, кто пока не владеет искусством говорить красиво? Упражнения, собранные в статье, помогут в этом. Как развить красноречие: эффективное упражнениеУпражнение, которое часто рекомендуют на курсах ораторского мастерства, может показаться забавным, однако дает превосходные результаты. Как развить красноречие, не посещая специальные тренинги? Нужно выбрать какой-либо предмет скажем, кастрюлю, а затем максимально подробно описать его, выражаясь красивым литературным языком. Люди, у которых вызывает сложности это задание, могут начать с трехминутного описания. Время постепенно увеличивается, пока человек не научится говорить об одном и том же предмете в течение получаса, не повторяясь в своих мыслях и не прибегая к одним и тем же характеристикам. Работа со словаремКак развить красноречие с помощью словаря русского языка (любого)? Исследования показали, что среднестатистический человек в повседневной жизни использует около 4 тысяч слов. В результате люди не способны выразить мысли, возникающие у них, из-за нехватки словарного запаса. Проблема имеет простое решение - заучивание наизусть новых слов. Необходимо приобрести небольшой словарик, который легко носить с собой, и ежедневно заниматься с ним в свободные минуты. Можно поставить себе задачу - каждый день запоминать значение не менее 10 незнакомых слов. Упражнение положительно сказывается не только на красноречии, но и на интеллекте и памяти. Как развить красноречие, не прибегая к использованию словаря? Расширять словарный запас помогает чтение. Причем штудировать нужно не только художественную литературу, но и научную, справочную, техническую. Замена словКак развить красноречие, чтобы разговаривать свободно на разные темы? Отличные результаты показывает упражнение, связанное с заменой слов. Скажем, нужно взять небольшой текст, а затем все присутствующие в нем глаголы заменить синонимами, соответствующими по смыслу. Аналогичные операции можно проделать со всеми словами: прилагательными, существительными, причастиями. Это упражнение приводит к активизации пассивного словарного запаса, которым человек обладает, но не привык пользоваться. Похожее упражнение - составление словосочетаний со словами, обладающими противоположным смыслом. Допустим, маленький великан, горький сахар, быстрая черепаха и так далее. Это положительно сказывается не только на красноречии, но и на креативном мышлении. Еще одно увлекательное упражнение - «расшифровка» слов. Необходимо выбрать слово, а затем вообразить, что оно представляет собой аббревиатуру, которую необходимо расшифровать. Для начала лучше всего использовать короткие слова, далее можно переходить к более сложным. Скажем, лето - «ласковый енот топчет опилки». Сначала можно пренебречь здравым смыслом, и постепенно «перевод» будет получаться все более удачным. ПересказКак развить красноречие? Упражнения, связанные с пересказом текстов, обязательно помогут. Необходимо взять газетную статью, внимательно прочитать ее, а затем изложить содержание заметки в разговорном стиле. Пересказ повторяется несколько раз, история дополняется и расширяется, обогащается новыми подробностями, в том числе и выдуманными. Обязательно высказывается о прочитанной статье. В качестве слушателя можно выбрать зеркало. Важно, чтобы хотя бы первые десять предложений оказались связными, плавными, без искусственных пауз. Также необходимо научиться передавать содержание текста в единственном предложении. Вместо газетной статьи можно брать параграфы из учебников, главы из книг. Кроме того, полезно описывать увиденные картины, дополняя описание оценкой мастерства художника. Самая сложная задача - пересказ текста, в теме которого рассказчик абсолютно не разбирается. Однако постоянные тренировки с простыми текстами помогут постепенно освоить и это искусство. Управление мимикойКрасноречие: как развить в себе этот дар, о котором мечтают многие люди? Обогащение словарного запаса и пересказ текстов обязательно помогут, однако необходимо уделить внимание и упражнениям, которые позволяют научиться управлять своей мимикой. Встав перед зеркалом, нужно пересказать любой текст (художественный, научный, технический) без эмоций, а затем повторить его, подключив мимику и жестикуляцию. Также полезно многократно проговаривать одну и ту же фразу, постоянно меняя интонации и темп речи. Как развить красноречие? Этого невозможно добиться, лишь изучая теорию, потому что будущий искусный оратор нуждается в постоянной практике. Необходимо общаться как можно больше, планомерно расширяя знакомясь с новыми интересными людьми. Также полезно наблюдать за выступлениями ведущих по телевизору, посещать тренинги и оценивать речи ораторов. Наконец, необходимо уделить внимание развитию собственного чувства юмора, так как удачная шутка послужит украшением любой истории. Добиться этого легко, заучивая наизусть смешные анекдоты и просматривая юмористические передачи. Как развить красноречие у ребенка? Добиться этого, как и в случае со взрослыми людьми, помогут несложные упражнения. Нужно попросить сына или дочь взять в руки тот или иной предмет, а затем описать его максимально подробно: форма, материал, цвет и так далее. Упростить ребенку задачу помогут наводящие вопросы. Также взрослым стоит чаще задавать детям вопросы, не предполагающие односложного ответа. К примеру, можно просто поинтересоваться у ребенка, чем он сегодня занимался в садике, а затем внимательно выслушать ответ, поощряя маленького рассказчика к подробностям. Главное - упражняться регулярно, и тогда результат не заставит ждать себя. Удивительны возможности интонации. Тему моего сообщения кто-то прочтет с утверждением и решит, что мне уже все известно, и я создал качественный тренинг, а теперь готов делиться опытом. В этом же предложении можно услышать и просьбу о помощи, и сомнение.… Поэтому подзаголовком к докладу будет следующее: С какими трудностями сталкивается тренер в создании качественного тренинга по ораторскому мастерству. Так как я использую определение «качественный» как оценочное прилагательное, то мне следует пояснить, какой тренинг я называю качественным, т. е. очень хорошим. Можно предположить, что качественный тренинг отличается от не качественного реализацией поставленных целей и зафиксированным результатом. В нашем случае, это серия успешных публичных выступлений участников, которые были произнесены благодаря применению полученных на тренинге знаний и умений. Однако опыт подсказывает, что для большинства участников, впервые посетивших такую программу, требуется время для освоения и отработки полученного на тренинге материала. Необходим опыт самостоятельных выступлений. Поэтому Качественным я называю тренинг, который в течение короткого времени устраняет барьеры на пути самостоятельного развития участника. Вторая его задача – дать участнику возможность почувствовать себя увереннее в публичном выступлении благодаря применению новых технологий. Оценив эффективность новых способов работы с аудиторией или подготовки к выступлению, участник будет стараться применить их за границами учебной среды. В дальнейшем, он станет не только использовать приобретенные на тренинге техники, но и создавать свои. Нам ведь важно не натаскать участника на выполнение заученных приемов (такое поведение мы называем « Штамповым », от слова « Штамп », обозначающего Бездумно выполняемое стандартное действие ), нам важно увидеть его самостоятельным, Способным гибко реагировать на изменения внешней среды . Подобные качественные изменения в речевом поведении, в оценке себя как говорящей личности, в оценке других возможны в случае создания на тренинге особой среды, которая позволила бы раскрыть индивидуальность участника, необходимую для речевого творчества. Поэтому хороший тренинг – это событие, сочетающее в себе интеллектуальный опыт, эмоциональное сопереживание, технологическую проработку элементов публичного выступления, событие, влияющее на все три уровня человеческой личности: духовную, душевную и физическую. Потому что в центре внимания – Слово, а не набор приёмчиков из серии «как в два счета облапошить аудиторию и стать любимчиком толпы». Иной уровень ответственности. Такого рода событие невозможно сварить из кусков чужих текстов, где-то подсмотренных упражнений, манипулятивных приемов работы с группой. Хороший ораторский тренинг требует от ведущего уникальности. Поэтому Первая трудность в создании качественного тренинга по ораторскому мастерству заключается в необходимом соответствии тренера такому тренингу или, для директора компании, в поиске того, кто был бы способен такой тренинг провести . Вот минимальные требования, которым, на мой взгляд, должен отвечать такой тренер:
Следующая трудность связана с тем, что на сегодняшний день нет принятой методики проведения тренинга по ораторскому мастерству (какая существует, например, в тренинге партнерских отношений), которая соединяла бы всё в единое целое и определяла целесообразность действий. Чему учить и как учить – вот в чем вопрос. Тренинг не может быть набором разнобойных рекомендаций, не имеющих под собой глубоко проработанной теоретической базы. Вот пример из области «Как эффективно начинать выступление»: широко расставьте ноги, голову держите прямо, мысленно крикнете «Уррра! Пошли все на…!» и бодро заговорите. Воспроизвожу по памяти из какой-то популярной брошюры. И задаю вопрос: А почему не на одной ноге и не «Банзай!»? Почему так, а не иначе? Потому что однажды кому-то повезло? Эффективное речевое поведение предполагает умение выбирать те средства, которые уместны в данной ситуации, а если в тренинге дать общий набор приемов, без понимания способа их применения (это понимание и дает метод), результатов не будет. Однажды наш герой услышит в ответ то же самое, что он произнес про себя и искренне удивится. А потом его удивление будет повторяться раз от раза. Сегодня мы имеем дело с разными подходами в обучении публичным выступлениям. Есть интересные авторские находки, есть известные имена. Мой опыт общения с коллегами подсказывает, что существует, условно говоря, Филологический подход, когда в центре внимания работа с текстом, исправление языковых недочетов, улучшение грамотности. Такое обучение происходит чаще всего в форме семинарского занятия. Психологический подход, в котором много внимания уделяют техникам уверенного поведения, жестово-мимическому языку Театральный подход, когда объектом внимания становится, прежде всего, взаимодействие выступающего и аудитории, состоящее из речевых поступков. Каждый из этих подходов ущербен без сочетания с остальными. Поэтому актуальна методика, которая способна соединить все три подхода в единое целое. Работой над созданием и апробированием такой методики мы активно занимаемся. Третья трудность в создании тренинга по ораторскому мастерству связана с самим ораторским искусством, как дисциплиной, сохранившей античный синкретизм . Это один из немногих предметов, в котором крепко переплелись технические приемы (skill) и искусство (art). Даже в названиях программ отражена эта синкретичность (ораторское искусство – ораторское мастерство). Поэтому ораторский тренинг не может не отражать эту синкретичность, с одной стороны, предлагая освоение прагматичных техник, с другой – тратя время на речевое творчество. В случае, когда доминирует лишь одна из составляющих, тренинг превращается или в бессмысленное повторение штампов, или в импровизацию с неподдающимся контролю результатом. Тренинг ораторского мастерства должен объединять функциональность бизнес-ориентированного продукта, здоровый психологизм и атмосферу творческой мастерской. Следует учесть, что сегодня наш клиент требует немедленных и очень простых решений. А результат возможен только тогда, когда в тренинге участник соединяет технику и творческую свободу, идеализм и прагматизм. Вот почему сложно создать продукт, который разумно сочетал бы технику и искусство и был бы направлен не только на развитие личностных качеств, но и учитывал функциональные задачи, поставленные заказчиком. Я затронул лишь базовые (онтологические) трудности, с которыми столкнулся сам. Разумеется, что решение этих проблем помогает справиться с теми вопросами, которые возникают на этапах написания программы, проведения тренинга и т. д.
Ключевые слова: 1 -1 Поделиться
|