Римское имя бога зевса. Пантеон древнеримских богов

Введение

Подобно Библии, мифы и легенды древности оказали огромное влияние на развитие культуры, литературы и искусства. Еще в эпоху Возрождения писатели, художники, скульпторы начали в своем творчестве широко использовать сюжеты сказаний древних римлян. Поэтому постепенно мифы стали неотъемлемой частью европейской культуры, как, собственно, и шедевры, созданные по их мотивам. “Персей и Андромеда” Рубенса, “Пейзаж Полифемом” Пуссена, “Даная” и “Флора” Рембрандта, “Встреча Аполлона и Дианы” К. Брюллова, “Похищение Европы” В. Серова, “Посейдон несущейся по морю” И. Айвазовского и др.

I. Во что верили римляне?

Древнейшая римская религия коренным образом отличалась от греческой. Трезвые римляне, убогая фантазия которых не создала народного эпоса, подобного “Илиаде” и “Одиссее”, не знали также и мифологии. Их боги безжизненны. Это были персонажи неопределенные, без родословной, без супружеских и родственных связей, которые греческих богов объединяли в одну большую семью. Зачастую они даже имели не настоящие имена, а лишь прозвища, как бы клички, определяющие границы их власти и действий. У них не рассказывали никаких легенд. Это отсутствие легенд, в котором мы теперь усматриваем известный недостаток творческого воображения, древние считали достоинства римлян, слывших самым религиозным народом. Именно от римлян пошли и получили впоследствии распространение во всех языках слова: религия - поклонение воображаемым сверхъестественным силам и культ - означающая с переносном смысле “почитать”, “ублажать” и предполагающее выполнение религиозных обрядов. Греков поражала эта религия, которая не имела мифов, порочащих честь и достоинство богов. Мир римских богов не знал Кроноса, который изувечил отца и пожирал своих детей, не знал преступлений и безнравственности.

В древнейшей римской религии отразилась простота трудолюбивых земледельцев и пастухов, целиком поглощенных повседневными делами своей скромной жизни. Опустив голову к борозде, которую пропахивала его деревянная соха, и к лугам, на которых пасся его скот, древний римлянин не испытывал желания обращать свой взор к звездам. Он не почитал ни солнца, ни луну, ни все те небесные явления, которые своими тайнами будоражили воображение других индоевропейских народов. С него достаточно было тайн, заключенных в самых будничных, житейских делах и в ближайшем окружении. Если бы кто-нибудь из римлян обошел древнюю Италию, он увидел бы людей, молящихся в рощах, увенчанные цветами алтари, гроты, убранные зеленью, деревья, украшенные рогами и шкурами животных, кровь которых орошала растущую под ними мураву, холмы, окруженные особым почитанием, камни, умащенные маслом.

Повсюду мерещилось какое-либо божество, и недаром один из латинских писателей сказал, что в этой стране легче встретить бога, чем человека.

По убеждению римлянина, человеческая жизнь во всех, даже в самых мельчайших, проявлениях подчинялась власти и находилась под опекой различных богов, так что человек на каждом шагу зависел от какой-либо высшей силы. Наряду с такими богами, как Юпитер и Марс, могущество которых все более возрастало, существовало неисчислимое множество менее значительных богов, духов, опекающих различные действия в жизни и хозяйстве. Их влияние касалось лишь определенных моментов в обработке земли, росте злаков, выращивании скота, бортничестве и жизни человека. Ватикан открывал уста ребенка для первого крика, Кунина была покровительницей колыбели, Румина заботилась о пище младенца, Потина и Эдуса учили ребенка пить и есть после отлучения от груди, Куба наблюдала за переносом его из колыбели в постель, Оссипаго следила, чтобы кости ребенка правильно срастались, Статан учил его стоять, а Фабулин - говорить, Итердука и Домидука вели ребенка, когда он первый раз выходил из дома.

Все эти божества были совершенно безлики. Римлянин не осмеливался утверждать с полной уверенностью, что он знает настоящее имя бога или что он может различить - бог это или богиня. В молитвах он тоже сохранял ту же осторожность и говорил: “Юпитер Преблагой Величайший или если тебе угодно называться каким-нибудь другим именем”. А принося жертву, он говорил: “Бог ли ты или богиня, муж ли ты или женщина”. На Палатине (одном из семи холмов, на которых был расположен Древний Рим) до сих пор стоит алтарь, на котором нет ни какого имени, а лишь уклончивая формула: “Богу или богине, мужу или женщине”, и уж сами боги должны были решать, кому принадлежат жертвы, принесенные на этом алтаре. Греку подобное отношение к божеству было непонятным. Он отлично знал, что Зевс - мужчина, а Гера - женщина, и ни секунды в этом не сомневался.

Римские боги не спускались на землю и не показывались людям так охотно, как греческие. Они держались вдали от человека и даже если хотели его о чем-то предостеречь, никогда не являлись непосредственно: в глубине лесов, во мраке храмов, либо в тишине полей слышались внезапные таинственные возгласы, при помощи которых бог и подавал предостерегающий сигнал. Между богом и человеком никогда не доходило до близости.

Одиссей, препирающийся с Афиной, Диомед, борющийся с Афродитой, все ссоры и интрижки греческих героев с Олимпом были для римлянина не понятны. Если во время жертвоприношения или молитвы римлянин закрывал голову плащом, он наверняка делал это не только для того, чтобы больше сосредоточиться, но также из опасения увидеть бога, если бы тому заблагорассудилось оказаться поблизости.

В древнейшем Риме все знания о богах сводились в сущности к тому, как их следует почитать и в какую минуту просить у них помощи. Обстоятельно и точно разработанная система жертвоприношений и обрядов составляла всю религиозную жизнь римлян. Они представляли себе богов подобными преторам (Претор - одно из высших должностных лиц в Древнем Риме. Преторы ведали судебными делами.) и были убеждены, что, как и у судьи, у них проигрывает дело тот, кто не разбирается в официальных формальностях. Поэтому существовали книги, в которых все было предусмотрено и где можно было найти молитвы на все случаи жизни. Правила следовало точно соблюдать, любое нарушение сводило на нет результаты богослужения.

Римлянин все время пребывал в страхе, что совершил обряды не так, как следует. Достаточно было малейшего упущения в молитве, какого-то не предписанного движения, внезапной заминки в религиозном танце, порчи музыкального инструмента во время жертвоприношения, чтобы один и тот же обряд повторяли заново. Бывали случаи, когда раз тридцать все начинали сначала, пока жертвоприношение не выполнялось безупречно. Совершая молитву, содержащую просьбу, жрец должен был следить за тем, чтобы не опустить какого-либо выражения или не произнести его в несоответствующем месте. Поэтому кто-нибудь читал, а жрец повторял за ним слово в слово, читающему был придан помощник, который следил, правильно ли все читается. Особый слуга жреца наблюдал за тем, чтобы присутствующие хранили молчание, и одновременно трубач изо всех сил дул в трубу, чтобы ничего нельзя было услышать, кроме слов произносимой молитвы.

Столь же осторожно и тщательно производили всевозможные гадания, которые у римлян имели большое значение в общественной и частной жизни. Перед каждым важным делом сначала узнавали волю богов, проявляющуюся в различных знамениях, наблюдать и разъяснять которые умели жрецы, называемые авгурами. Гром и молния, внезапное чихание, падение какого-либо предмета в священном месте, приступ эпилепсии на публичной площади - все подобные явления, даже самые ничтожные, но случившиеся в необычную или важную минуту, приобретали значение божественного предзнаменования. Самым излюбленным было гадание по полету птиц. Когда сенат или консулы должны были принять какое-либо решение, объявить войну или провозгласить мир, обнародовать новые законы, они прежде всего обращались к авгурам с вопросом, подходящее ли для этого выбрано время. Авгур приносил жертву и молился, а в полночь шел на Капитолий, самый священный холм в Риме, и, обратившись лицом к югу, смотрел на небо. На рассвете пролетали птицы, и сообразно тому, с какой стороны летели, какие они были и как вели себя, авгур предсказывал, будет ли задуманное дело успешным или потерпит неудачу. Так привередливые куры управляли могущественной республикой, и военачальники перед лицом неприятеля должны были подчиняться их капризам.

Эту первобытную религию называли религией Нумы, по имени второго из семи римских царей, которому приписывалось установление важнейших религиозных положений. Она была очень проста, лишена всякой пышности, не знала ни статуй, ни храмов. В чистом виде она продержалась недолго. В нее проникали религиозные представления соседних народов, и теперь с трудом можно воссоздать ее облик, скрытый позднейшими наслоениями.

Чужие боги легко приживались в Риме, так как у римлян было обыкновение после завоевания какого-либо города переселять богов побежденных в свою столицу, чтобы заслужить их расположения и уберечься от их гнева.

Вот так, например, римляне зазывали к себе карфагенских богов. Жрец провозглашал торжественное заклинание: “Богиня ты или бог, который простираешь опеку над народом или государством карфагенским, ты, который покровительствуешь этому городу, к тебе возношу молитвы, тебе воздаю почести, вас о милости прошу, чтобы оставили народ и государство карфагенян, чтобы покинули их храмы, чтобы от них ушли. Переходите ко мне в Рим. Пусть наши храмы и город будут вам приятнее. Будьте милостивы и благосклонны ко мне и народу римскому и к нашим воинам так, как мы этого хотим и как это понимаем. Если сделаете так, обещаю, что вам воздвигнут храм и в вашу честь будут учреждены игры”.

До того как римляне непосредственно столкнулись с греками, которые оказали такое подавляющее влияние на их религиозные представления, другой народ, более близкий территориально, обнаружил перед римлянами свое духовное превосходство. Это были этруски, народ неведомого происхождения, удивительная культура которого сохранилась поныне в тысячах памятников и обращается к нам не непонятном языке надписей, не похожем ни на один язык мира. Они занимали северо-западную часть Италии, от Апеннин до моря, - страну

плодородных долин и солнечных холмов, сбегающую к Тибру, реке, которая соединяла их с римлянами. Богатые и могущественные, этруски с вышины своих городов-крепостей, стоящих на крутых и недоступных горах, господствовали над огромными земельными пространствами. Их цари одевались в пурпур, сидели на стульях, выложенных слоновой костью, а окружала их почетная стража, вооруженная пучками розог с воткнутыми в них топорами. Этруски имели флот и с очень давних пор поддерживали торговые отношения с греками в Сицилии и на юге Италии. От них они заимствовали письменность и многие религиозные представления, которые, однако, переиначивали по-своему.

Об этрусских богах можно сказать немногое. Среди большого числа их выделяется над другими троица: Тини, бог громовержец, вроде Юпитера, Уни, богиня-царица, подобная Юноне, и крылатая богиня Менфра, соответствующая латинской Минерве. Это как бы прототип прославленной Капитолийской троицы. С суеверной набожностью этруски почитали души умерших, как существа жестокие, жаждущие крови. На могилах этруски совершали человеческие жертвоприношения, перенятые впоследствии римлянами бои гладиаторов были вначале у этрусков частью культа мертвых. Они верили в существование реального ада, куда доставляет души Харун - старец полузвериного облика, с крыльями, вооруженный тяжелым молотом. На расписанных стенах этрусских могил проходит целая вереница подобных демонов: Мантус, царь ада, тоже крылатый, с короной на голове и факелом в руке; Тухульха, чудовище с клювом орла, ослиными ушами и со змеями на голове вместо волос, и многие другие. Зловещей вереницей они окружают несчастные, запуганные человеческие души.

Этрусские легенды сообщают, что однажды в окрестностях города Тарквиниев, когда крестьяне пахали землю, из влажной борозды вышел человек с лицом и фигурой ребенка, но с седыми волосами и бородой, как у старика. Звали его Тагес. Когда вокруг него собралась толпа, он начал проповедовать правила гадания и религиозных церемоний. Царь тех мест приказал из заповедей Тагеса составить книгу. С тех пор этруски считали, что они лучше других народов знают, как следует толковать божественные знамения и предсказания. Гаданием занимались особые жрецы - гаруспики. Когда животное приносили в жертву, они внимательно осматривали его внутренности: форму и положение сердца, печени, легких - и, согласно определенным правилам, предсказывали будущее. Они знали, что означает каждая молния, по ее цвету узнавали, от какого бога она исходит. Огромную и сложную систему сверхъестественных знамений гаруспики превратили в целую науку, которую позднее переняли римляне.

Мы привыкли к словам «боги Древнего Рима», а зачастую даже не всегда знаем, кто же они, эти боги, чему покровительствовали, чем отличаются от древнегреческих.

Список которых содержит более 70 имен, это неотъемлемая составляющая культуры целой цивилизации, умевшей принять и воспринять духовную жизнь других народов. Римляне легко принимали в свой пантеон богов других народов, стараясь привлечь их на свою сторону. Им воспевали молитвы, возводили величественные храмы, о них складывали легенды.

Боги и герои мифов

Трудно жестко отделить римских от греческих богов, они имеют разные или сходные названия, дублируют друг друга в своих полномочиях, однако все они божества, то есть бессмертные. История сохранила имена и сказания о деяниях бессмертных героев, которые наделялись сверхъестественными силами, иногда их даже переводили в разряд богов.

Попробуем перечислить некоторые, наиболее известные имена, за что они отвечали:

Менее известные, но не менее могущественные:

  1. Тривия, покровительница мрака и чародейства.
  2. Диес – дневное божество.
  3. Салюс – хранитель здоровья.
  4. Церера, ответственная за поля и плодородие.
  5. Бахус – веселый покровитель виноградарства и виноделия.
  6. Фавн – правитель лесов, охотников и пастухов, всей природы.

Многие римские боги более известны в греческой транскрипции. Например, Юпитер в греческом пантеоне Зевс, Нептун, он же Посейдон, Венера это Афродита, а Минерва – Афина. Некоторые боги были заимствованы из греческого списка и по праву заняли свое место в римском пантеоне. Это, например, известный Эскулап, врачеватель, красавец Аполлон.

Древние боги наделялись человеческой внешностью и определенными чертами характера. Они были всемогущи, и не всегда были справедливы в своих деяниях, как и люди.

Иногда боги позволяли себе ссориться, устраивать мелкие пакости коллегам. Чем человечнее были боги, тем более в них верили, надеясь на то, что при благоприятном стечении обстоятельств и хорошем расположении духа, боги исполняют прос

Боги греческой и римской мифологии в сравнении

Соответствие римских и греческих богов - список, показывающий взаимосвязь богов и мифологических героев двух культур. Греческая цивилизация оказала большое влияние на формирование римской мифологии. По мнению историков, корни римской мифологии берут начало в примитивных мифах, связанных с обожествлением сил природы, семьи, происхождения общины и города. Влияние греческой мифологии на римскую сказалось позднее и берёт начало примерно в V-VI веке до н. э. Сложившийся пантеон богов, обширная литература и культура мифотворчества неизбежно воздействовала на представителей римской цивилизации, активно контактировавших с близлежащими государствами.

Римский автор III века до н. э. Ливий Андроник, который первым перевёл на латынь Одиссею, активно использует в своих текстах греческих «романизированных» богов. Со временем в римский пантеон попали греческие боги аналогов которых не было у римлян: Эскулап, Аполлон. Это было проявлением определённой открытости, терпимости и даже критического подхода к религии. В древнем Риме легко принимали в пантеон других богов, стараясь таким образом привлечь их на свою сторону.

Имя божества в греческой мифологии

Имя божества в римской мифологии

Значение божества в греческой мифологии

Значение божества в римской мифологии

Сын Реи и Кроноса, самый могущественный и высочайший из богов греческого народа, отец и повелитель людей и богов.

Могущественный властитель неба, олицетворение солнечного света, грозы, бури, в гневе метавший молнии, поражая ими непокорных его божественной воле.

Ποσειδών

Посейдон

Колебатель земли, властитель морей.

Царь морей и океанов, бог морского царства.

Супруга Зевса, покровительница браков, супружеской любви и родов.

Супруга Юпитера, царица неба, хранительница брачных союзов, помощница при родах. Ее чтили и как великую богиню плодородия.

Плутон; также отождеств-лялся с Орком и Дитом

Брат Зевса, великий повелитель загробного царства.

Плутон – бог подземного царства; Орк - бог смерти; Дит - бог преисподней.

Διόνυσος

Бог растительности, вина и виноделия.

Бог вина, виноделия, веселья.

Бог лесов и рощ, бог пастухов, охранитель стад, покровитель охотников, пчеловодов, рыболовов.

Веселый, деятельный бог лесов, рощ, полей.

Богиня плодородия и земледелия.

Богиня жатвы, покровительница плодородия.

Богиня счастливой судьбы.

Богиня счастливой судьбы, как и у греков.

Артемида

Девственная богиня-охотница, покровительница животных, богиня плодородия, помощница при родах.

Покровительница животных, цветущих полей, зеленых рощ и лесов.

Аполлон (Феб)

Брат-близнец Артемиды, бог-прорицатель, бог солнца и света, впоследствии – покровитель искусств, в особенности музыки.

Брат-близнец Артемиды, бог-прорицатель, бог солнца, впоследствии – покровитель искусств, в особенности музыки.

Ἀφροδίτη

Афродита

Первоначально богиня плодородия, затем богиня любви. Афродиту рассматривали также как богиню – покровительницу мореплавания.

Покровительница цветущих садов, богиня весны, плодородия, произрастания и расцвета всех плодоносящих сил природы.

Амур или Купидон

Сын Афродиты - веселый, шаловливый, коварный; его стрелы несут с собой радость и счастье, но часто несут

страдания, муки любви и даже гибель.

Подобно Эроту пускает свои любовные стрелы в жертвы, принося им радости и муки любви.

Бог брака.

Бог брака.

Ἥφαιστος

Бог огня и кузнечного ремесла, покровитель металлургии.

Бог огня и очага, искуснейший

кузнец, покровитель ремесленников и ювелиров.

Ἀθηνᾶ, Ἀθήωη, Ἀθηναίη

Богиня мудрости, покровительница городов и государств как в дни мира, так и во время войны.

Покровительница городов и мирных занятий их жителей.

Бог войны, олицетворение свирепой воинственности, источник гибели, разрушения и кровопролитий.

Яростный, неукротимый бог войны.

Меркурий

Покровитель торговли, ловкости, обмана, воровства.

Исполняет функцию посланца богов, наделен смекалкой, наблюдательность и хитростью

Легенды и мифы древних культур все больше привлекают внимание современного человека своими многообразными историями. Статья знакомит читателя со списком и значением имен римских богинь, которые пользовались особой популярностью среди древних людей и чьи прославленные имена известны до нынешних дней.

Главные богини римского пантеона

Первая леди божественных садов - это Юнона, жена Юпитера, который в ту же очередь был ее братом. Ее имя в переводе с латинского языка означает «юная», а в английской интерпретации звучит, как Джун. Именно в честь Юноны назван июнь - June. Является верховной богиней семьи, брака и материнства.

Не менее популярная Венера имела подчас больше почитателей, чем ее мать. Богиню любви, красоты и плодородия не зря назвали именно так, ведь ее имя в переводе с латыни - это собирательное из нескольких слов: любовь, красота и очарование. Некоторые историки утверждают, что Венера - это испанское слово, обозначающее «раковина», другие утверждают, что имя произошло от «венеро» - украшать, служить украшением. Как бы то ни было, эта богиня по праву часто соперничает по популярности с другими, благодаря не только красоте, но и своим покровительством всем плодоносящим силам природы.

Еще три важных фигуры

Список имен римских богинь, значение которых является не менее значимым в иерархической лестнице богов Рима, выглядит так:

  • Минерва в основном считалась богиней мудрости, но при этом многие считали ее покровительницей войн и битв. Ее имя означает «отмеряющая», что намекает на ее беспристрастность в суждениях, что и является одним из важных сопутствующих факторов мудрого существа. Также считалось, что эта римская богиня покровительствовала врачам, учителям и особенно людям творческих профессий.

  • Диана - в переводе «божественная» - является покровительницей всей флоры и фауны, а также охоты и рабов. Считается, что именно благодаря ее участию греки выиграли Троянскую битву.
  • Веста являлась богиней семейного счастья и домашнего очага, была очень популярна среди женщин. Огонь был символом этой богини, а значит, каждый дом мог считаться храмом и объектом поклонения.

Параллели с греческими богинями

Несмотря на различие имен, римские боги и богини в подавляющем большинстве взяты из греческой мифологии, которая зародилась намного раньше. Именно поэтому часто происходит путаница, например, Венера и Афродита - это одна и та же богиня, только в первом случае - римская, а во втором - греческая. При этом можно заметить, что греческие боги более популярны среди современников потому, что им присущи более человеческие черты характера, ведь греки старались всех богов максимально приблизить к народу, подчас придавая им совсем недостойные качества. Римляне, наоборот, старались придавать богам воинственный, граничащий с жестокостью образ для поддержания уровня божественности.

Для примера

Список имен римских богинь, имеющих аналоги у греков, выглядит так:

  • Юнона: в греческой мифологии ее имя - Гера. Ей присущи те же сферы влияния: семья, материнство. В отличие от Юноны она обладает более жестким, взрывным нравом и неконтролируемой ревностью, за что часто попадает в двусмысленные и неприятные ситуации.
  • Минерва: ее двойник у греков - это мудрая Афина, богиня войн и защитница справедливости, а также покровительница ремесел и искусств. Много мифов Греции основаны на помощи Афине разным доблестным воинам, например, она подарила Персею зеркальный щит, с помощью которого была побеждена Горгона, многократно помогала Гераклу в выполнении его подвигов, прославивших его на весь мир.

  • Диана. У юной римской богини также был прототип в Греции, - это Артемида, богиня охоты и целомудрия, которая очень почиталась молодыми девушками, а также молодоженами. И если Диана - это нежное юное существо, то Артемида, несмотря на свое целомудрие, откровенно радуется виду свежей крови на только что убитой дичи.

  • Хранительница очага Веста также имела аналог в греческой мифологии: богиня Гестия была не очень популярна на фоне других богинь, но тоже служила защитницей очага и семейного благополучия. Считается, что она никогда не покидала Олимп, а также никогда ни с кем не ссорилась и не принимала участия в войнах.

Известные богини второго порядка

Помимо грандиозных основных богов, некоторые второстепенные божества также были очень популярны среди населения. Несколько имен римских богинь в списке и значение их сферы покровительства даст более полную картину того, что почитали древние люди:

  • Фортуна - богиня удачи, которая у греков носила имя Тюхе.
  • Флора - богиня цветов и весны, также имела аналог у греков: богиню Хлорис (Хлориду).
  • Аврора - в римской мифологии богиня утренней зари, активно почиталась поэтами.
  • Юстиция - богиня правосудия, всегда изображалась с завязанными глазами и весами в руке.

История богини вечных слез

Прозерпина (у греков - Персефона) - супруга мрачного Плутона, бога подземного царства. Их история довольно своеобразная: юная богиня была весьма хороша собой, что приметил Плутон, который часто проезжал на своей колеснице мимо места, облюбованного Прозерпиной и ее подругами. Однажды он настолько воспылал к ней чувствами, что похитил и, разверзши землю, увез в подземный мир. Верхнему миру грозил упадок, так как эта богиня отвечала за образование семян у всех растений, и без нее этот процесс был невозможен. После долгих переговоров было условлено, что полгода она проводит с мужем, проливая слезы по солнцу и цветам, а следующие полгода - в верхнем мире, способствуя образованию новых плодов.

Список богов Рима и описание их жизни в легендах можно продолжать еще долго. Так как их просто бесчисленное количество. Но лучше затронуть самые необычные мифы о римских богинях, имена которых иногда всплывают в современном лексиконе. Рассмотрим еще несколько наиболее интересных мифов и легенд.

Богини рождения (со значением имени)

Список римских богинь будет неточным, если не упомянуть трех сестер - старух, управляющих нитью жизни каждого человека. Парки (в Греции их называли Мойрами, а в скандинавских странах Норнами) обычно представлялись в виде старых женщин, часто некрасивых. У каждой была своя миссия:

  1. Нона начинала прясть нить судьбы человека, делая ее гладкой, либо наоборот узловатой. Примечательно то, что ее имя означает «девятая», символизируя беременную женщину на последнем месяце срока, поэтому принято считать, что Нона была покровительницей беременности.
  2. Ее сестра Децима продолжала процесс, наматывая нить на веретено, и отмеряла длину нити, то есть решала, сколько должен прожить человек. Считалось, что делала она это с помощью своего волшебного посоха. Также Дециму считали богиней деторождения, поэтому все женщины на сносях часто поклонялись именно ей.
  3. Морта (дословно - смерть) - богиня смерти. Она своими огромными ножницами перерезала нить судьбы, лишая человека жизни.

Римляне считали их существами без жалости и сострадания и верили, что даже верховные боги боятся их решения.

Фурии

Этих богинь римской мифологии также называли безжалостными и мстительными, хотя если учесть их «рабочий профиль», то можно понять почему. Фурия - в переводе с латыни означает «ярость», что совершенно точно описывает сестер, богинь мести и возмездия. По одной версии их всего три, по другим девять, хотя некоторые древние сказители утверждают, что более трехсот. По большому счету это неважно, ведь даже одна богиня мести вызывала столько отвращения и ужаса, что даже все остальные боги обходили их стороной.

По преданию, Фурии возникли из капель крови, которые пролил бог Уран, раненый своим же сыном в битве за трон. Мстительные богини имели темные лица, очень похожие на собачьи морды, крылья, как у летучих мышей, а также клубки змей вместо волос. Обитали они в подземном царстве, являясь свитой Плутона, а в верхний мир приходили к тем, кто проливал кровь невинных или совершал другое тяжкое преступление.

Миф о Латоне

Зачастую разные имена греческих и римских богинь настолько тесно переплетаются, что рождают путаницу даже в мифологических сюжетах. Так, греческую богиню материнской любви Лето часто путают с Латоной, хотя это в корне неверно.

Латона - богиня тайны, мрака, всего тайного и сокрытого от всеобщего обозрения. Она долго была любовницей Юпитера, пока Юнона все же не узнала их секрет и сбросила богиню на Землю, без права возвращения и всячески подстрекала обычных людей, чтобы те гнали ее отовсюду. Изможденная Латона забрела к пруду и решила искупаться, но злые люди попрыгали в воду вокруг нее, поднимая со дна ил, грязь и тину. В отчаянии богиня, будучи уже на сносях, воззвала к бывшему любовнику, и тот превратил группу жестоких людей в лягушек, таким образом заставив их вечно жить в мутной воде. В конце концов, Латона добралась до острова в Эгейском море, где и благополучно родила близнецов, детей Юпитера: Диану и Аполлона.

Миф о немой богине

Конечно, список имен римских богинь будет неполным без упоминания Тациты - богине молчания, изначально бывшая простой нимфой, которая из-за своей легкомысленности потеряла дар речи, но взамен получила статус богини. Что же произошло?

Любвеобильный Юпитер воспылал страстью к одной нимфе, которая пряталась от него под водой. Хитрый бог приказал всем речным нимфам докладывать ему, когда та будет скрываться, и продолжал творить непристойности. Одна из нимф, по прозвищу Болтушка не смогла сдержаться и донесла жене Юпитера Юноне обо всем. Естественно, верховный бог узнал об этом и вырвал язык Болтунье. Более того, приказал Меркурию увезти ее в подземный мир, чтобы ее страдания множились во мраке. Исполняя приказ Юпитера, Меркурий неожиданно возжелал воспользоваться прелестями нимфы, которая даже молить о пощаде не могла, так как была уже нема. После утех Меркурий доставил несчастную нимфу в подземный мир, где ей присвоили титул богини молчания и назвали Тацитой.

Если более детально изучить римскую мифологию, то можно обнаружить еще множество таких бесчестных историй, которые показывают, что боги обладали многими низкими качествами и совершали очень много дурных поступков (если судить моральными принципами людей). Так почему же тогда им так истово поклонялись?

В Древнем Риме, как и в Древней Греции, религия состояла из культов разных богов. При этом римский пантеон имел много божеств аналогичных греческим. То есть здесь можно говорить о заимствовании. Произошло это потому, что греческая мифология была более древней, чем римская. Греки создали колонии на территории Италии, когда Рим ещё и не помышлял о величии. Жители этих колоний распространили греческую культуру и религию на близлежащие земли, а поэтому римляне стали продолжателями греческих традиций, но интерпретировали их с учётом местных условий.

Наиболее значимым и почитаемым в Древнем Риме был так называемый совет богов, соответствующий олимпийским богам Древней Греции. Отец римской поэзии Квинт Энний (239 – 169 гг. до н. э.) систематизировал божеств Древнего Рима и ввёл в этот совет шесть мужчин и шесть женщин. Он же дал им греческие эквиваленты. Этот список впоследствии подтвердил римский историк Тит Ливий (59 г. до н. э. – 17 г. н. э.). Ниже приводится список данного совета небожителей, в скобках даны греческие аналоги.

Юпитер (Зевс) – царь богов, бог неба и грома, сын Сатурна и Опы. Главное божество Римской республики и Римской империи. Правители Рима приносили клятву Юпитеру и почитали его ежегодно в сентябре месяце на Капитолийском холме. Его олицетворяли с законом, порядком и справедливостью. В Риме было 2 храма, посвящённых Юпитеру. Один построили в 294 году до н. э., а второй воздвигли в 146 году до н. э. Этого бога олицетворяли орёл и дуб. Его женой и родной сестрой была Юнона.

Юнона (Гера) – дочь Сатурна и Опы, жена и родная сестра Юпитера, царица богов. Она приходилась матерью Марсу и Вулкану. Являлась защитницей брака, материнства, семейных традиций. Именно в её честь назван месяц июнь. Она входила в капитолийскую триаду вместе с Юпитером и Минервой. В Ватикане есть статуя этой богини. Изображена она в шлеме и панцире. Не только простые смертные, но и все боги Древнего Рима почитали и уважали Юнону.

Нептун (Посейдон) – бог моря и пресной воды. Брат Юпитера и Плутона. Римляне также поклонялись Нептуну как богу лошадей. Он являлся покровителем конных скачек. В Риме этому богу воздвигли один храм. Находился он возле цирка Фламиния в южной части Марсового поля. В цирке имелся небольшой ипподром. Все эти сооружения построили в 221 году до н. э. Нептун – чрезвычайно древнее божество. Он был домашним богом ещё у этрусков, а затем перекочевал к римлянам.

Церера (Деметра) – богиня урожая, плодородия, сельского хозяйства. Приходилась дочерью Сатурну и Опе и сестрой Юпитеру. У неё была единственная дочь Прозерпина (богиня подземного царства) от связи с Юпитером. Считалось, что Церера не могла видеть голодных детей. Это приводило её в состояние горя. Поэтому она всегда заботилась о сиротах, окружала их заботой и вниманием. Ежегодно в апреле месяце проводился фестиваль, посвящённый этой богине. Длился он 7 дней. Её также упоминали во время браков и ритуальных обрядов, связанных с жатвой.

Минерва (Афина) – богиня мудрости, покровительница искусства, медицины, торговли, военной стратегии. Нередко в её честь проводились битвы гладиаторов. Считалась девственницей. Её часто изображали с совой (сова Минервы), которая символизировала мудрость и знание. Задолго до римлян этой богине поклонялись этруски. Празднования в её честь проводились с 19 по 23 марта. Этой богине поклонялись на Эсквилинском холме (один из семи холмов Рима). Там был возведён храм Минервы.

Аполлон (Аполлон) – один из главных богов греческой и римской мифологий. Это бог солнца, света, музыки, пророчества, исцеления, искусства, поэзии. Следует сказать, что римляне в отношении этого бога взяли за основу предания древних греков и, практически, их не изменили. Видимо те показались им чрезвычайно удачными, а поэтому что-то менять они не стали, чтобы не испортить красивые легенды об этом боге.

Диана (Артемида) – богиня охоты, природы, плодородия. Она, как и Минерва, была девственницей. Всего боги Древнего Рима имели 3-х богинь, взявших на себя обет безбрачия – это Диана, Минерва и Веста. Их называли девичьими богинями. Диана приходилась дочерью Юпитеру и Латоне, а родилась вместе с братом-близнецом Аполлоном. Так как она покровительствовала охоте, то носила короткую тунику и охотничьи сапоги. При ней всегда был лук, колчан и диадема в виде полумесяца. Сопровождали богиню олени или охотничьи собаки. Храм Дианы в Риме был воздвигнут на холме Авентине.

Марс (Арес) – бог войны, а также защитник сельскохозяйственных полей в период раннего Рима. Считался вторым по важности богом (после Юпитера) в римской армии. В отличии от Ареса, к которому относились с отвращением, Марс пользовался уважением и любовью. При первом римском императоре Августе в Риме был построен храм Марсу. Во времена Римской империи данное божество считали гарантом военной мощи и мира и никогда не упоминали как завоевателя.

Венера (Афродита) – богиня красоты, любви, процветания, победы, плодородия и желаний. Римский народ считал её своей матерью через сына Энея. Тот пережил падение Трои и бежал в Италию. Юлий Цезарь утверждал, что является предком этой богини. Впоследствии в Европе Венера стала наиболее популярным божеством римской мифологии. Её олицетворяли с сексуальностью и любовью. Символами Венеры были голубь и заяц, а из растений роза и мак. В честь этой богини названа планета Венера.

Вулкан (Гефест) – бог огня и покровитель кузнецов. Его часто изображали с кузнечным молотом. Это одно из самых древних римских божеств. В Риме имелся храм Вулкана или Вулканал, построенный ещё в VIII веке до н. э. на месте будущего Римского Форума у подножия Капитолийского холма. Фестиваль, посвящённый Вулкану, отмечался каждый год во второй половине августа. Именно этот бог выковал Юпитеру молнии. Он также изготавливал доспехи и оружие для других небожителей. Свою кузницу он оборудовал в жерле вулкана Этна на Сицилии. А помогали ему в работе золотые женщины, которых бог сам и создал.

Меркурий (Гермес) – покровитель торговли, финансов, красноречия, путешествий, удачи. Он также исполнял обязанности проводника душ в подземный мир. Сын Юпитера и Майи. В Риме храм этому богу находился в цирке, расположенном между Аветинским и Палатинским холмами. Построили его в 495 году до н. э. Фестиваль, посвящённый этому богу, проходил в середине мая. Но он был не столь пышным, как для других богов, так как Меркурия не считали одним из главных божеств Рима. В его честь назвали планету Меркурий.

Веста (Гестия) – чрезвычайно почитаемая у древних римлян богиня. Она приходилась сестрой Юпитеру и отождествлялась с богиней дома и семейного очага. В её храмах всегда горел священный огонь, а поддерживали его жрицы богини – девственные весталки. Это был целый штат женщин-жриц в Древнем Риме, пользующихся непререкаемым авторитетом. Их брали из богатых семей, и они должны были соблюдать целомудрие в течение 30 лет. Если кто-то из весталок нарушал эту клятву, то такую женщину закапывали в землю заживо. Торжества, посвящённые этой богине, проходили ежегодно с 7 по 15 июня.

Поделиться