Как разбирать краткое прилагательное по морфологическому разбору. Морфологический разбор слова в начальных классах

Морфологический разбор прилагательного производится по следующей схеме :

1. Прилагательное. Начальная форма.

2. Морфологические признаки:

а) постоянные:

Разряд по значению,

Степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный),

Полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);

б) непостоянные:

Степень сравнения (для качественных, у которых этот признак непостоянный),

Полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак непостоянный),

Род (в ед. числе),

Падеж (для полных).

3. Синтаксическая роль в предложении.

Дадим комментарий к разбору.

Прилагательное выписывается из текста в той форме, в которой оно стоит. Если прилагательное определяет существительное с предлогом (в большом доме ), ошибкой будет выписать прилагательное вместе с предлогом, так как предлог является компонентом предложно-падежной формы существительного и не относится к прилагательному.

Необходимо помнить о том, что прилагательное, в отличие от существительного, может иметь составную форму (например, более высокий, наименее удобен ). В этом случае выписываются все компоненты формы.

Начальной формой прилагательного является форма И. п. единственного числа мужского рода для прилагательных, имеющих полную форму, и форма единственного числа мужского рода для прилагательных, имеющих только краткую форму.

Постоянными признаками прилагательного является его принадлежность к определённому разряду по значению (качественное, относительное или притяжательное) и его склонение. Определение склонения прилагательного в школьной грамматике не принято. Определение разряда по значению производится по тому значению, которое употреблено в тексте.

Некоторые качественные прилагательные, как уже было сказано, не имеют степеней сравнения и / или краткой формы. В этом случае полнота / краткость должна быть помещена в постоянные признаки.

Положительная степень сравнения также может быть постоянным признаком (т. е. качественное прилагательное может не изменяться по степеням сравнения, например слово особый ), однако в учебниках всех трех комплексов степени сравнения прилагательных указываются только в том случае, если прилагательное стоит в сравнительной или превосходной степени, а указания на положительную степень сравнения не производится. У этого подхода есть тот минус, что он не позволяет для прилагательного, стоящего в положительной степени сравнения, указать, является ли эта форма постоянным или непостоянным признаком.



Неизменяемость несклоняемых прилагательных также является их постоянным признаком. Непостоянных признаков у неизменяемых прилагательных нет.

Непостоянными признаками прилагательного являются число, род (в единственном числе), падеж. Для большинства качественных прилагательных непостоянными признаками является также полнота / краткость и степени сравнения.

Необходимо помнить, что признак падежа есть только у полных прилагательных.

Если прилагательное стоит в форме простой сравнительной степени, то оно не охарактеризовано в точки зрения полноты / краткости и не имеет признаков рода, числа и падежа.

При разборе надо иметь в виду, что объектом морфологического описания является слово в его конкретном значении. Разные значения одного слова (его лексико-грамматические варианты) могут обладать разными морфологическими признаками. В прилагательном это различие может проявиться в первую очередь в отношении к признакам полноты / краткости и степеней сравнения. Так, прилагательное живой как антоним к слову мёртвый изменяется по полноте / краткости, но не изменяется по степеням сравнения, т. е. имеет постоянный признак положительной степени сравнения, живой же в значении «подвижный», наоборот, не имеет краткой формы, но изменяется по степеням сравнения. Морфологическому разбору подлежит слово в том значении, в котором оно употреблено в тексте.

Приведём образец морфологического разбора прилагательного.

И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу (М. Ю. Лермонтов).

хороша хорош (в данном значении);

постоянные признаки: качественное, краткое;

непостоянные признаки: положительная степень сравнения, ед. число, жен. род;

высокая - прилагательное, начальная форма - высокий ;

непостоянные признаки: полное, положительная степень сравнения, ед. число, жен. род, И. п.;

синтаксическая роль: часть сказуемого.

тоненькая - прилагательное, начальная форма - тоненький ;

постоянные признаки: качественное, полное;

непостоянные признаки: положительная степень сравнения, ед. число, жен. род, И. п.;

синтаксическая роль: часть сказуемого.

чёрные - прилагательное, начальная форма - чёрный ;

постоянные признаки: качественное;

непостоянные признаки: полное, положительная степень сравнения, мн. число, И. п.;

синтаксическая роль: определение.

горной - прилагательное, начальная форма - горный ;

постоянные признаки: относительное;

непостоянные признаки: ед. число, жен. род, Р. п.;

синтаксическая роль: часть обстоятельства.

Имя числительное

Имя числительное - это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые обозначают числа, количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечают на вопрос сколько? или какой?.

Числительное является частью речи, в которую объединены слова на основании общности их значения - отношение к числу. Грамматические признаки числительных неоднородны и зависят от того, к какому разряду по значению принадлежит числительное.

Обязательной частью школьной программы по русскому языку является морфологический разбор и других частей речи. Учащиеся начинают знакомиться с ним еще в начальной школе, и вплоть до старших классов подобные задания часто встречаются.

Определение

Морфологический разбор - это определение того, к какой части речи относится рассматриваемая лексическая единица, и описание ее основных признаков.

Данный вид заданий представляет для школьников определенную сложность по ряду причин:

  1. Отсутствие четких представлений о частях речи или полное/частичное незнание того, чем одна часть речи отличается от другой.
  2. Необходимость запоминать большой объем связанных с каждой частью речи морфологических признаков.
  3. Необходимость помимо морфологии определять также синтаксическую роль слова в предложении, так как это требует знаний о членах предложения, которые дети часто путают с частями речи.

Таким образом, это универсальный инструмент тренировки сразу нескольких довольно обширных разделов теории русского языка, поэтому от него не отказываются, даже несмотря на слишком наукообразный характер и совершенную невостребованность в дальнейшей жизни.

Что такое морфология

Достоинства этого задания легко увидеть на любом примере.

Для характеристики по морфологическим признакам понадобится:

  • определить спряжение;
  • назвать вид;
  • указать возвратный глагол или невозвратный;
  • наклонение;
  • определить число (в любом времени);
  • при необходимости назвать время, лицо и род;
  • охарактеризовать синтаксическую роль в предложении.

Другими словами, нужно знать все о глаголе, его видах, спряжениях, наклонениях.

Морфологический разбор - это уникальное синтетическое задание, тренирующее все темы одновременно. Он легко позволяет определить пробелы в знаниях ученика и указывает, какая тема была в свое время недоучена или была забыта.

Система обучения русскому языку у нас в стране строится на постепенном усложнении материала и расширении уже сформированных представлений о частях речи.

Так, в начальной школе дети узнают, что такое существительное, глагол и прилагательное, на какие вопросы отвечает каждая из этих частей речи и какова их роль в предложении. На протяжении нескольких лет эти темы прочно закрепляются и оттачиваются. Параллельно дети узнают о спряжениях и склонениях, учатся правильно определять их. И только после этого начинают учить, как сделать морфологический разбор.

Элементы его могут быть введены уже в 4 классе. Что такое морфологический разбор слова 5 класс начинает изучать и выполнять полноценным образом. В 6 классе ребята знакомятся с разбором прилагательных, глаголов, числительных, местоимений. Причастия и деепричастия, а также наречия и служебные части речи изучаются в 7 классе.

Важно! Морфологический разбор наречия и прочих частей речи не представляет сложностей только для тех учащихся, которые хорошо усвоили весь материал, касающийся той или иной части речи.

Очевидно, что если школьник не понял, что такое наклонения, и чем они отличаются друг от друга, то провести качественный и безошибочный разбор глагола он не сможет. В этом случае рекомендуется обратиться вновь к тем главам учебника, где освещались данные темы.

Ниже приведем таблицу самостоятельных частей речи русского языка.

На какой вопрос отвечает Начальная форма Постоянные признаки Непостоянные признаки Синтаксическая роль
Имя существительное
Кто? Что?

(и все возможные падежные формы)

Именительный падеж ед. числа Собственное или нарицательное;

одушевленное или неодушевленное;

род (кроме существительных, которые имеют только форму мн. числа); склонение.

Падеж, число В предложении является подлежащим или дополнением. Иногда может быть сказуемым.
Имя прилагательное
Какой? Каков?

(и вариации в родах и числах)

Именительный падеж ед. ч. муж. рода Разряд (качественное, относительное, притяжательное). Падеж; число; род (в ед.ч.);

у качественных кроме того: степень сравнения; форма (краткая или полная).

В предложении является определением. Может выступать в роли сказуемого.
Глагол
Что делать? Что сделать? (вариации во времени и по родам и числам) Инфинитив

(отвечает на вопрос Что делать? или Что сделать?)

Вид; спряжение; возвратность; переходность. Наклонение; ед. или мн.ч.; время, лицо и род (указываются при наличии) В предложении является сказуемым. Редко может выступать в качестве подлежащего.
Имя числительное
Сколько? Какой по порядку? Именительный падеж Простое или составное; количественное или порядковое; для количественных указать целое, дробное или собирательное. Падеж; число и род (если имеются) Часто относится к существительному и является с ним одним членом предложения. Может выступать в роли подлежащего, сказуемого, определения.
Местоимение
Кто? Что? Какой? Где? Сколько? Куда? Именительный падеж ед. числа. Разряд; лицо (у личных) Падеж; число и род (если есть) Может выступать в роли подлежащего, сказуемого, определения, обстоятельства, дополнения.
Причастие
Какой? Каков?

(и вариации по родам и числам)

Именительный падеж ед. числа муж. рода (указать, от какого глагола образовано) Действительное или страдательное; время; вид; возвратность. Число; род

(в ед.ч.); для страдательных причастий указать форму (полная или краткая); для полных указать падеж.

В предложении является определением или сказуемым.

Может выступать в роли подлежащего или дополнения.

Деепричастие
Что делая? Что сделав? Нет (указать глагол, от которого образовано) Вид (совершенный или несовершенный), возвратность, неизменяемость.
Наречие
Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Нет Разряд по значению (наречие места, времени или образа действия); неизменяемость; степень сравнения (если есть). В предложении является обстоятельством

Ниже укажем, на что следует обратить внимание в каждом случае. Морфологический разбор существительного требует досконального знания склонений и падежей. В этом дети чаще всего допускают ошибки.

Обратите внимание! В русском языке имеются разносклоняемые существительные (пламя, знамя), о чем так и следует писать, указывая склонение.

Некоторые трудности могут возникнуть с определением числа некоторых существительных. Помним, что собирательные существительные в русском языке (тряпьё, детвора) имеют всегда только форму единственного числа и не могут изменяться по числам или сочетаться с количественными числительными (нельзя сказать — два тряпья, студенчествы). Полезно также помнить об общем роде существительных (тихоня, простофиля…) и не обращать внимания на окончание –я, поспешно указывая женский род.

Рассмотрим пример: «По двору чинно расхаживала мелкая собачонка».

  1. По двору (по чему?) - существительное.
  2. Нач. ф. — «двор». Пост. признаки: нариц., неодуш., м.р., 2 скл. Непост. признаки: Дат. п., ед.ч.
  3. По двору.

Морфологический разбор прилагательного немыслим без знания разрядов. Над этим следует работать до тех, пор, пока ребенок не сможет слёту называть, какое перед ним прилагательное.

Особого внимания заслуживают отглагольные прилагательные, которые отличаются от причастий отсутствием приставок и написанием только одной Н в суффиксе (вязаный, кипячёная). Часто (но не всегда) они относятся к относительным прилагательным.

Полезное видео: морфологический разбор имени существительного

Образец морфологического разбора прилагательного

«По двору чинно расхаживала мелкая собачонка»

  1. Мелкая (какая?) - прилагательное.
  2. Нач.ф. — «мелкий». Пост. признаки: качеств. Непост. признаки: полное, Им.п., ед.ч. жен.р.
  3. Мелкая.

При выполнении морфологического разбора глагола следует помнить об исключениях в правиле о спряжениях и уметь определять переходность/непереходность глаголов.

Выполняя задание для причастия или деепричастия, учащиеся часто допускают следующую ошибку: заменяют вид глагола, от которого образовано причастие. Например: уехавший - образовано от глагола совершенного вида «уехать» (а не «уезжать» или «ехать» — несовершенный вид). Во избежание подобных ошибок важно задавать вопрос не «Какой? Какова?», а «Что делавший? Что сделавшая?» и т.п. (не совсем по-русски, но зато исключаются проблемы с определением вида).

Морфологический разбор прилагательного

Если не совсем понятно, как разбирать причастия, советуем рассмотреть пример ниже.

«Разбудили меня звуки, доносящиеся с улицы в открытое окно».

  1. Доносящиеся (что делающие?) - причастие. Образовано от глагола «доноситься».
  2. Нач.ф. — «доносящийся». Пост. признаки: действит., наст.вр., несов.в., возврат. Непост. признаки: мн.ч.
  3. Доносящиеся.

Меньше всего проблем вызывает морфологический разбор . Поскольку это неизменяемая часть речи, важно лишь правильно указывать разряд по значению. Эти разряды нужно выучить наизусть.

Образец:

«По двору чинно расхаживала мелкая собачонка»

  1. Чинно (как?) - наречие.
  2. Признак действия; неизм.
  3. Чинно.

В последнее время стали доступны различные электронные вспомогательные сервисы. Так, можно сделать морфологический разбор слова онлайн, только для этого нужно посещать профессиональные и проверенные страницы. Кроме того, лучше сначала выполнить задание самостоятельно, а Интернет использовать как проверяющую инстанцию.

  1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
  2. Постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное.
  3. Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая и полная форма; 2) у всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род (в ед. числе).
  • Синтаксическая роль.
  • Здесь употреблено в именительном падеже, в единственном числе, в женском роде - это его непостоянные признаки.

    что такое самостоятельная часть речи в русском языке Письменный разбор Небесная (лазурь) - прилаг.
    1. Лазурь (какая?) небесная . Н. ф.- небесный .
    2. Пост.- относит.; непост. - в им. пад. ед. ч. ж. р.
    3. Лазурь (какая?) небесная .
    301 . Разберите 2-3 прилагательных письменно.
    1. Тихо вечерние тени в синих ложатся снегах. (А. Блок.)
    2. Морозное дыхание метели ещё свежо. (И. Бунин.)

    302 . Прочитайте. Определите стиль текста, укажите слова, имеющие переносное значение. Выпишите по пять слов, которые изменяются: 1) по числам и падежам, 2) по числам, падежам и родам. Сделайте морфологический разбор трёх прилагательных.

    морфемный разбор слова поздние

    Январь - месяц больших м..лчаливых снегов. Прилетают они всегда вдруг. Вдруг ночью зашепчутся, зашепчутся деревья: что-то творится в лесу. К утру станет видно: пришла наст..ящая зима!

    вереницей морфологический разбор

    Лес ут..нул в др..мучих сугробах. Под х..лодным сводом неба, покорно склонив т..жёлые головы, застыли скорбные белые деревья.

    оформительница морфемный разбор

    Вместе со снегом налетели и набежали в лес диковинные, невиданные существа. Они ра(с, сс)елись по пням и сучкам, вскарабкались на ёлки и сосны - странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, но на что-то очень похожие.

    повсюду или по всюду

    На пеньке сидит не то белочка, не то зайчик. Сложил белые лапки на белое пузечко, молчит и смотрит на белый лес. На камне у реч(?)ки белая Алёнушка: скл..нила голову на плечо, подпёрла белой ладошкой белую щёч(?)ку.

    хорош это какая часть речи

    А вот зверёк-оборотень. Сделай шаг в сторону, и обернётся зверёк простым суч(?)ком, запорошённым снегом.

    число существительного ворота

    Белые медведи и белые совы. Зайцы, куропатки, белочки. Сидят, лежат и висят. Полон лес диковинных птиц и зверей. Хочешь увидеть их - поторопись. А то дунет ветер - поминай как звали!

    видеть разбор слова

    303 . Спишите. Над прилагательными укажите их разряд по значению. К качественным прилагательным подберите синонимы. Составьте с прилагательными любой группы три предложения.

    наречия как часть речи

    Заячий след, заячий характер, заячий выводок; гусиное перо, гусиная кормушка, гусиная походка; волчья стая, волчий аппетит, волчье логово; лисья нора, лисья шуба, лисья хитрость.

    веточка разбор слова

    304 . Из второго абзаца рассказа А. П. Платонова «В прекрасном и яростном мире» (см. «Литература. 6 класс») выпишите все прилагательные. Разберите два качественных и два относительных прилагательных.

    свежего морфемный разбор

    В этой статье я расскажу, как нужно делать разбор прилагательного как части речи. Русский язык сложен, но при достаточной доли усердия и заинтересованности можно разобраться в его правилах, касающихся лексики, грамматики и синтаксиса. От школьников и студентов часто требуется знание морфологии и умение делать в соответствии с ее требованиями. Задания, где требуется морфологически разобрать слово, в учебниках обозначаются цифрой 3: “Диана надела красивое³ пальто”.

    Порядок и образец разбора прилагательного

    Что представляет собой морфологический разбор прилагательного как части речи

    Производя морфологический разбор слова, выраженного именем прилагательным, мы устанавливаем все его значения: лексические, грамматические и . Разбирая слово, мы определяем, какие признаки (постоянные и непостоянные) имеет прилагательное, и какую роль оно выполняет в синтаксисе предложения. Для этого имеется определенный план действий, следуя которому, возможно легко произвести морфологический разбор прилагательного:

    • установите, к какой части речи относится слово, данное в задании – если оно предполагает ответы на вопросы “Какой?”, “Чей?”, “Каков?”, то это прилагательное, также отметьте, что оно служит для обозначения признака предмета;

    Вопросы к прилагательному
    • установите начальную форму слова – поставьте рассматриваемое слово в мужской род, именительный падеж и единственное число, и определите морфологические признаки:

    Постоянные:

    • разряд данных частей речи по лексико-грамматическому значению – притяжательные, относительные, качественные;

    Разряды прилагательных

    Форма – краткая или полная (для прилагательных из разряда качественных, имеющих только полную либо только краткую форму).


    Полная и краткая форма прилагательных

    Непостоянные:

    • определите для качественных прилагательных степень их сравнения – от положительной до сравнительной и превосходной;

    Степени сравнения прилагательных
        • установите род, число и падеж – признаки, которые относятся к непостоянным, так как зависят от существительного, которое определяется прилагательным;
    • определите роль прилагательного в предложении (каким членом предложения оно является). Чаще всего прилагательное выступает в роли именной части составного именного сказуемого либо согласованного определения имени существительного.

    Примеры разбора прилагательного как части речи

    Разберем прилагательное по вышеприведенной схеме. Допустим, в задании дано предложение “Диана надела красивое пальто” , и нам необходимо разобрать прилагательное “красивое”. Первым делом выделяем из предложения связку “прилагательное – существительное”, в нашем случае это “красивое пальто”. Следуя приведенному выше алгоритму, выполняем следующие действия:

    • устанавливаем, к какой части речи принадлежит рассматриваемое слово – “пальто (какое?) красивое”, раз “красивое” отвечает на вопрос “какое?”, то это прилагательное, которое служит для обозначения признака существительного “пальто”;
    • устанавливаем начальную форму слова – ставим слово “красивое”в именительный падеж, мужской род и единственное число, получаем слово “красивый”, и определяем морфологические признаки:
      • постоянные:
        • лексико-грамматический разряд слова “красивое” – качественное прилагательное, так как оно обозначает признак предмета (в нашем случае пальто);
        • форма – полная;
      • непостоянные:
        • определяем степень сравнения прилагательного – слово “красивое” имеет положительную степень сравнения (сравнительная – красивее, превосходная – самое красивое);
        • устанавливаем род – так как прилагательное служит для определения существительного, то внимательно изучаем последнее. Слово “пальто” среднего рода, значит, и прилагательное “красивое” тоже среднего рода;
        • аналогичный метод применяется и к установлению числа – “пальто” стоит в единственном числе, значит, и прилагательное “красивое” тоже в единственном числе;
        • падеж “пальто” – винительный, соответственно, и “красивое” тоже использовано в винительном падеже;
    • определяем роль прилагательного “красивое” в предложении – оно является сказуемым, выраженным согласованным определением подлежащего “пальто”.

    Это был пример устного рассуждения, на письме же морфологический разбор прилагательного как части речи выглядит более сжато.

    Пример 2. Анализируем предложение на ЧР

    Дано предложение: “Диана надела красивое пальто”. Запишем разбор прилагательного:

    Красивое пальто.

    1. Пальто (какое?) красивое. Красивое – прил.
    2. Н. ф. – красивый.
    3. Ср. р.
    4. Ед. ч.
    5. В. п.
    6. Определение: красивое.

    Для того, чтобы в дальнейшем морфологический разбор прилагательного как части речи давался вам без труда, обязательно выучите наизусть алгоритм действий и постоянно тренируйтесь. Постепенно количество ошибок минимизируется и все действия будут доведены почти до автоматизма. Проговаривайте вслух все, что выполняете, так вы быстрее обнаружите ошибки, да и материал запомнится гораздо легче.

    Порядок разбора:

    1.Часть речи, общее значение, вопрос
    2.Начальная форма (ед.ч., м.род, им.падеж)
    3.Морфологические признаки: постоянные (разряд — качественное, относительное или притяжательное); непостоянные (только у качественных — полная или краткая форма, степень сравнения; у всех — род (в ед.ч.), число, падеж)
    4.Чем является в предложении.

    Она была самой красивой девочкой в лагере.

    1. Самой красивой (какой?) — имя прилаг., обозначает признак предмета;
    2. Н.ф.- красивый;
    3. Пост.признаки: качественное; непост. признаки: в полной форме, в превосходной степени, в ж.р., в ед.ч., в Т.п.;
    4. В предложении является определением.

    Это была деревянная шкатулка.

    1.Деревянная (какая?) — имя прилаг., обозначает признак предмета;
    2.Н.ф. — деревянный;
    3.Пост.признаки: относительное; непост.признаки: в ж.р., в ед.ч., в И.п.

    Папин пиджак хорошо сел на мне.

    Папин (чей?) — имя прилаг., обозначает признак предмета;
    2.Н.ф. — папин;
    3.Пост.признаки: притяжательное; непост.признаки: в м.р., в ед.ч., в И.п.
    4.В предложении является определением.

    Поделиться