Бух отчетность должна давать достоверное представление о. И общие требования к ней

  • Бухгалтерский и налоговый учет амортизации основных средств и нематериальных активов
  • Учет финансовых вложений.
  • Бухгалтерский и налоговый учет по хозяйственным операциям движения материально – производственных запасов
  • Виды, формы и системы оплаты труда. Документы по учету личного состава, труда и его оплаты.
  • Учет расчетов по оплате труда
  • Бухгалтерский и налоговый учет готовой продукции
  • Учет кассовых операций
  • Учет операций по расчету счету и прочим счетам в банке.
  • Учет расчетов с покупателями и заказчиками
  • Учет Уставного капитала и расчетов с учредителями.
  • Учет и налогообложение экспортных операций
  • Учет и налогообложение операций по импорту
  • Бухгалтерский учет финансовых результатов деятельности организации. Учет по налогу на прибыль организации
  • Учет собственных средств организации
  • Учет кредитов и займов
  • Учет расчетов с подотчетными лицами
  • Организация учета на забалансовых счетах
  • Принципы составления, состав и назначение бфо организации. Порядок представления бфо организации пользователям.
  • Принципы и порядок организации управленческого учета.
  • Формирование центров затрат и ответственности в организациях
  • Принципы мсфо. Состав и порядок составления финансовой отчетности в соответствии с принципами мсфо
  • Учет доходов и расходов будущих периодов
  • Анализ отклонений фактических показателей деятельности от их стандартных значений
  • Порядок проведения обязательного и инициативного аудита. Внутренний и внешний аудит.
  • Цель, основные принципы и содержание международных стандартов аудита.
  • Цели и основные принципы федеральных аудиторских стандартов. Внутрифирменные аудиторские стандарты.
  • Планирование аудита. Программа аудита
  • Согласование условий проведения аудита. Письмо-согласие аудиторской организации на проведение аудита. Порядок его составления. Сбор предварительной информации о деятельности аудируемого лица
  • Организация документирования аудита
  • Оценка аудитором системы внутреннего контроля
  • Порядок построения аудит выборки. Риск выборки. Оценка результатов выборки.
  • Аудиторский риск. Сущность и порядок определения.
  • Существенность в аудите. Порядок расчета уровня существенности
  • Использование аудитором работы эксперта
  • Оценка аудитором принципа непрерывности деят-ти аудируемого лица.
  • Аудиторское заключение. Виды, порядок составления и представления
  • Аудит учредительных документов и уставного капитала экономического субъекта
  • Аудит кассовых операций
  • Аудит движения денежных средств на расчетных счетах и прочих счетах в банках
  • Аудит операций по движению ос.
  • Аудит операций по приобретению и движению нематериальных активов
  • Аудит материально-производственных запасов
  • Аудит расчетов по оплате труда
  • Аудит операций по учету затрат на производство продукции (работ, услуг)
  • Аудит операций по расчетам c подотчетными лицами
  • Аудит готовой продукции.
  • Аудит дебиторской и кредиторской задолженности.
  • Аудит финансового результата деятельности аудируемого лица
  • Аудит отгрузки и реализации продукции
  • Организация внутреннего и внешнего контроля качества аудита.
  • Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  • Предмет, объект и содержание экономического анализа. Цель и задачи. Информационная база экономического анализа
  • Классификация видов экономического анализа, как база обоснованности и принятия управленческих решений. История и перспективы развития экономического анализа
  • Сущность комплексного экономического анализа. Виды. Отличие и взаимосвязь финансового и управленческого анализа
  • Способы измерения влияния факторов в детерминированном факторном анализе. Сущность элиминированных факторов.
  • Анализ в системе маркетинга. Этапы маркетингового исследования. Стратегии ценообразования
  • Функционально-стоимостной анализ. Экономико-математическое моделирование как способ изучения и оценки хозяйственной деятельности
  • Анализ производства и реализации продукции. Валовая и товарная продукция
  • V реализацпрод.-отгруж. Прод.
  • Анализ ассортимента и структуры и качества произведенной продукции
  • Анализ качества произведённой продукции
  • Анализ ритмичности производства. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.
  • Анализ технико-организационного уровня производства. Анализ технической оснащенности производства, возрастного состава основных фондов.
  • Анализ использования производственных фондов предприятия.
  • Анализ трудовых ресурсов предприятия. Основные задачи.
  • Анализ использования рабочего времени, производительности труда, эффективности трудозатрат
  • Анализ показателей трудовых ресурсов и расходов на оплату труда.
  • Анализ материальных ресурсов предприятия. Повышение эффективности использования материалов
  • Показатели затрат и себестоимости продукции, методика их расчета
  • Прибыль как показатель эффекта хозяйственной деятельности. Формирование и расчет показателей прибыли
  • Анализ себестоимости продукции. Особенности анализа прямых, постоянных и переменных затрат. Основные направления анализа себестоимости продукции
  • Факторный анализ прибыли от реализации продукции.
  • Маржинальный анализ. Экономический расчет порога рентабельности продаж и запаса финансовой прочности
  • 81. Показатели рентабельности и методы их расчета
  • Оценка структуры собственного и заемного капитала. Порядок расчета чистых активов и методика их анализа
  • Показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности и эффективности управления производством
  • Анализ деловой активности предприятия. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности.
  • Анализ и оценка платежеспособности организации
  • Основные показатели оценки финансовой устойчивости организации
  • Расчет (формула)
  • Нормальное значение
  • Расчет (формула)
  • Нормальное значение
  • Расчет (формула)
  • Нормальное значение
  • Расчет (формула)
  • Нормальное значение
  • Диагностика кризисного состояния предприятия. Основные критерии оценки и показатели
  • 2.2. Комплексный подход к диагностике несостоятельного предприятия.
    1. Принципы составления, состав и назначение бфо организации. Порядок представления бфо организации пользователям.

    Нормативная база: ПБУ 4/99 «БО организации», Приказ Минфина№66н от 2.07.2010 в ред. Приказов Минфина от 05.10.2011 N 124н, от 17.08.2012 N 113н) «О формах БУ организации», ФЗ 402 «О БУ»

    ПБУ 4/99, БО - единая система данных об имущественном и финансовом положении орг-ции и о результатах ее хоз. деятельности, составляемая на основе данных регистров БУ по установленным формам;

    Эти данные необходимы внутренним пользователям БО (руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации) для принятия эк. обоснованных решений при осуществлении хоз. деятельности, а также внешним пользователям (инвесторам, кредиторам, государственным органам исполнит. власти и др.). Например, банки на основе показателей БО принимают решение, смогут ли они выдать кредит организации. С бухгалтерским балансом и отчетом о прибылях и убытках знакомят инвесторов организации. БО предприятий используют органы гос. статистики, формируя показатели соц.-эк. положения России, необходимые для выполнения управленческих функций федеральных органов исполнит. власти и субъектов РФ, а также для проведения макроэкономических. исследований.

    Принципы: Достоверность. БО должна давать достоверное представление о фин.положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

    Полезность. Инф-я, представляемая в БО, должна быть полезна для ее пользователей и способна оказать влияние на их решение.Полнота. БО должна давать полное представление о фин. положении организации, финансовых, результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. (ПБУ 4/99).

    Существенность. Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на эк. решения заинтересованных пользователей (66н).Нейтральность- исключение удовлетворения интересов одних групп пользователей БО перед другими. Последовательность. Соответствие принятым формам, содержанию и последовательности отчетных периодов отчетности.

    Образцы форм БУ утв. Приказом МинФина № 66н «О формах БО организации». Структура БО определена ст. 13 ФЗ «О БУ» 402, нормами ПБУ 4/99 «БО организации».

    Статья 13, ФЗ 402 Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности

    1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

    2. Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

    3. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год.

    4. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

    5. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года.

    6. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

    7. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в валюте Российской Федерации.

    8. Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.

    11. В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.

    12. Правовое регулирование консолидированной финансовой отчетности осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено иными федеральными законами.

    В состав БО входят:

    в соответствии с частью 1 статьи 14 Фз N 402-ФЗ годовая бфо с 2012года состоит из: бухгалтерского баланса(ф1), отчета о финансовых результатах(ф2, бывший «Отчет о прибылях и убытках») и приложений к ним (ф. № 3 «Отчет об изменениях капитала», форма № 4 «Отчет о движении ДС», форма № 5 «Приложение к бух. балансу» и форма № 6 «Отчет о целевом испол. ДС»).

    Из перечня составляющих бухгалтерской (финансовой) отчетности исчезли аудиторское заключение и пояснительная записка.

    Тот факт, что аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, не отменяет ни обязательность проведения аудита, ни их обязанность публиковать аудиторское заключение вместе с опубликованием самой БФО, если такое опубликование является обязательным

    иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (помимо отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств и отчета о целевом использовании полученных средств) именуются пояснениями. Эти приложения (пояснения) могут оформляться в табличной и (или) текстовой форме.

    В отличие от Закона N 129-ФЗ новый Закон "О бухгалтерском учете" устанавливает обязанность экономических субъектов (за исключением организаций государственного сектора и Центрального банка Российской Федерации) представлять обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности только одному пользователю - органу государственной статистики по месту регистрации экономического субъекта не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода

    Однако это не означает, что требование представлять экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности другим пользователям не может содержаться в других законах.(В ПБУ 4\99 Организация должна обеспечить возможность для пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью; Организация обязана обеспечить представление годовой бухгалтерской отчетности каждому учредителю (участнику))

    Обращаем внимание, что с 1 января 2013 г. организации также обязаны не позднее трех месяцев после окончания отчетного года представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговый орган по месту своего нахождения, за исключением случаев, когда организация не обязана вести бухгалтерский учет

    Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.

    Обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности составляют государственный информационный ресурс. Заинтересованным лицам обеспечивается доступ к указанному государственному информационному ресурсу, за исключением случаев, когда в интересах сохранения государственной тайны такой доступ должен быть ограничен.

    Важным новшеством стало отсутствие в новом Законе требования о представлении уже утвержденной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    Порядок и случаи обязательного опубликования бухгалтерской отчетности Закон N 402-ФЗ также не регулирует, отсылая к другим федеральным законам. Он лишь устанавливает, что содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности не может являться коммерческой тайной, а также обязывает публиковать аудиторское заключение одновременно с отчетностью в случае, если публикуемая отчетность подлежит обязательному аудиту.

    1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

    2. Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

    3. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год.

    4. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях , когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    5. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года.

    6. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

    7. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в валюте Российской Федерации.

    КонсультантПлюс: примечание.

    Ч. 7.1 ст. 13 (в ред. ФЗ от 28.11.2018 N 444-ФЗ) в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, не являющихся организациями государственного сектора (организациями бюджетной сферы), применяется с 01.01.2020.

    7.1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление бухгалтерской (финансовой) отчетности другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в виде электронного документа.

    КонсультантПлюс: примечание.

    Ч. 8 ст. 13 (в ред. ФЗ от 28.11.2018 N 444-ФЗ) в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, не являющихся организациями государственного сектора (организациями бюджетной сферы), применяется с 01.01.2020.

    8. Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее руководителем экономического субъекта.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    9. Утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами. В случае, если федеральными законами и (или) учредительными документами экономического субъекта предусмотрено утверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта, внесение исправлений в такую отчетность после ее утверждения не допускается.

    Бухгалтерская отчетность в России регулируется нормативными правовыми актами четырех уровней:

    Первый уровень (законодательный) – основным документом является Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ, в составе которого имеется глава 3 «Бухгалтерская отчетность».

    Второй уровень (нормативный) составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. К числу таких документов относятся Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ от29.07.1998 г. № 34н и Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» ПБУ 4/99 от 06.07.1999 г. № 43н.

    Третий уровень включает документы, на основе которых установлен порядок формирования и составления бухгалтерской отчетности. К ним относится: Приказ МФ РФ от 22.07.2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

    Четвертый уровень включает указания, инструкции и другие документы в рамках учетной политики хозяйствующих субъектов по составу, формам, адресам и срокам представления сегментарной отчетности.

    Вышеперечисленные нормативные документы определяют состав, порядок, сроки представления отчетности, а также требования, предъявляемые к ее содержанию.

    ФЗ «О бухгалтерском учете» устанавливает следующие общие требования к бухгалтерской отчетности :

        бухгалтерский учет имущества и обязательств организаций ведется в валюте РФ;

        имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящихся в данной группе организаций;

        бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации до реорганизации или ликвидации;

        организация ведет учет имущества, обязательств, хозяйственных операций путем двойной записи на счетах бухгалтерского учета, включаемых в рабочий план счетов, при этом данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и сальдо по счетам синтетического учета;

        все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета;

        в учете текущие затраты на производство продукции и капитальные вложени учитываются раздельно.

    Данные требования более детализированы в ПБУ 4/99, где особо подчеркивается, что при формировании бухгалтерской отчетности организация не должна делать акцент на удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

    Требования, предъявляемые к содержанию бухгалтерской отчетности:

      Достоверность и полнота . Отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. Достоверной и полной считается отчетность сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

      Нейтральность . При формировании бухгалтерской отчетности должно быть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей перед другими.

      Целостность . В отчетность необходимо включать данные обо всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями.

      Последовательность . Постоянство избранных способов (методов) от одного отчетного периода к другому (учетная политика).

      Существенность . Существенной информацией признаются данные бухгалтерской отчетности, без знания которых невозможна достоверная оценка пользователями имущественного и финансового состояния организации. для выполнения этого требования отдельные показатели отчетности приводятся обособленно.

      Сопоставимость . Данные по каждому конкретному показателю должны отражаться как минимум за два года: предыдущий и отчетный. Если сведения за предыдущий период несопоставимы с отчетным, то данные предшествующего периода подлежат корректировке с последующим раскрытием в пояснительной записке с указанием причин.

      Своевременность . Означает своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности. Достигается путем рациональной организации документооборота и порядка обработки учетных регистров.

      Осмотрительность . Предполагает большую готовность к признанию в учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов.

      Приоритет содержания над формой . Подразумевает порядок, при котором отражение в учете фактов хозяйственной деятельности должно осуществляться исходя из экономического содержания фактов и условий и только потом из правовой формы их оформления.

      Непротиворечивость . Обеспечивает тождество учетных записей относительно объектов учета на счетах, в учетных регистрах и отчетности. Должна обеспечиваться преемственность информации первичных документов, регистров учета и отчетности.

      Проверяемость . Предполагает возможность подтверждения представленной в отчетности информации в любое время.

      Рациональность. Предполагает оптимальную структуру организации учетной работы и учетного аппарата исходя из условий хозяйствования, объемов организации и экономической целесообразности.

      Оформление в соответствии с установленной процедурой. Отчетность составляется на русском языке, в валюте РФ, подписывается руководителем и главным бухгалтером.

      Публичность. Предполагает публикацию годовой бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации или других изданиях. Перечень организаций (ОАО, кредитные и страховые организации, биржи, фонды) и сроки (не позднее 01.06. следующего за отчетным года) установлены Законом № 129-ФЗ.

      Отчетный период. Является календарный год с 01.01 по 31.12. первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31.12., а для организаций созданных после 01.10 – по 31.12 следующего года.

    Согласно международным стандартам финансовой отчетности отчет о финансовом положении организации формируют исходя следующих основных принципов : хозяйствующей единицы, действующей организации, денежного измерения, учета по стоимости, двойной записи .

    Принцип хозяйствующей единицы заключается в том, что имущество юридического лица должно быть обособлено от его учредителей и хозяйствующей единицей является любая организация, имеющая самостоятельный бухгалтерский баланс. Организация может быть частью другой более крупной организации. Бухгалтерская отчетность для более крупной организации составляется путем консолидирования по специальным правилам финансовых информационных данных об организациях более низкого уровня.

    Принцип действующей организации заключается в том, что юридическое лицо предполагается функционирующим в течение неопределенно большого промежутка времени.

    Принцип денежного измерения заключается в том, что вся бухгалтерская информация, в конечном счете, должна быть представлена в денежном выражении.

    Принцип учета по стоимости заключается в том, что в бухгалтерском учете активы регистрируются по первоначальной стоимости и затем, как правило, не переоцениваются. Основные средства и нематериальные активы представлены по остаточной стоимости, которая регулярно изменяется за счет накапливаемой амортизации.

    Принцип двойной записи заключается в том, что в бухгалтерском балансе экономические ресурсы организации отражаются в активе баланса, а требования различных лиц по отношению к данной организации - в пассиве. Так как все активы могут быть востребованы либо кредиторами, либо владельцами капитала, то сумма всех активов должна быть равна сумме пассивов.

    Сравнение принципов ведения бухгалтерского учета, заложенные в международных стандартах, с принципами, используемыми в российской практике, показывает, что они во многом совпадают.

    Не секрет, что некоторые компании (и не только в нашей стране – во всем мире) прибегают к заключению мнимых и притворных сделок для достижения определенных экономических выгод, личного обогащения топ-менеджмента.

    Такие неправомерные действия могут:

    • существенно повлиять на общее финансовое положение компании, ее бухгалтерскую отчетность и, как результат, создать видимость благополучия;
    • помочь выйти на запланированный в бюджете финансовый результат;
    • позволить достичь опасной налоговой оптимизации.

    Запреты на отражение мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета

    Федеральным законом от 21.12.2013 № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О бухгалтерском учете” и признании утратившей силу статьи 1 Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”» (далее – Закон № 357-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ).

    Запрет 1. Принимать к бухгалтерскому учету документы, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок (ч. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ, подп. «а» п. 1 ст. 1, ст. 3 Закона № 357-ФЗ).

    Обратите внимание!

    Не являются мнимыми объектами бухгалтерского учета резервы, фонды, предусмотренные законодательством РФ, и расходы на их создание.

    Запрет 2. Регистрировать мнимые и притворные объекты бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета (ч. 2 ст. 10 Закона № 402-ФЗ, подп. «а» п. 2 ст. 1, ст. 3 Закона № 357-ФЗ).

    Запрет 3. Вести двойную бухгалтерию: счета бухучета не должны вестись вне применяемых экономическим субъектом регистров бухучета (ч. 3 ст. 10 Закона № 402-ФЗ, подп. «б» п. 2 ст. 1, ст. 3 Закона № 357-ФЗ).

    Также введены следующие новые термины, которые активно используются в повседневном обиходе (ч. 2 ст. 10 Закона № 402-ФЗ, подп. «а» п. 2 ст. 1 Закона № 357-ФЗ).

    Мнимый объект бухгалтерского учета – несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни).

    Притворный объект бухгалтерского учета – объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки).

    Итак, введение в Закон № 402-ФЗ прямого запрета на отражение в бухгалтерском учете мнимых и притворных объектов закрепляет общеизвестные нормы отечественного гражданского и международного права в отношении принципов ведения бухгалтерского учета и разграничивает ответственность за отражение таких объектов. Это позволит сделать бухгалтерский учет достовернее и расширит уже заложенный в нем принцип достоверности. При этом реализация Закона № 357-ФЗ также может повлиять на арбитражную практику, которая будет складываться не в пользу недобросовестных налогоплательщиков и фирм-однодневок.

    Кстати сказать, термины «мнимая сделка» и «притворная сделка» в Законе № 357-ФЗ использованы в том значении, которое им придает Гражданский кодекс РФ, признавая такие сделки ничтожными (ст. 170 ГК РФ). Понятия мнимых и притворных сделок давно используются в гражданском законодательстве, регулирующем отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. И они неразрывно связаны с принципами учета такой деятельности.

    Отметим, что несуществующие операции нельзя было отражать в бухгалтерском учете и ранее (до 1 января 2014 г.), ведь указание сфабрикованных, то есть подложных документов по мнимым и притворным сделкам в регистрах бухгалтерского учета в итоге сказывается на достоверности бухгалтерской отчетности компании и искажает ее финансовое положение.

    Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Так, принцип достоверности данных первичных учетных документов, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности уже заложен:

    • в п. 3 ст. 1, ст. 3, п. 4 ст. 9, п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», действовавшем до 01.01.2013;
    • п. 2 ч. 8 ст. 7, ч. 1 ст. 13 Закона № 402-ФЗ;
    • в пп. 4, 32 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, и п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утв. приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н, применяемых в части, не противоречащей Закону № 402-ФЗ (Информация Минфина России № ПЗ-10/2012).

    В Информации Минфина России № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”» также указано на недопустимость принятия к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

    Ответственность за достоверность данных первичных учетных документов

    До 1 января 2013 г. главный бухгалтер отвечал за формирование учетной политики, ведение бухучета, составление достоверной бухгалтерской отчетности, соответствие хозяйственных операций организации законодательству РФ и контроль за движением имущества. В настоящее время главбух отвечает только за исполнение тех обязанностей, которые предусмотрены в его трудовом договоре и детализированы в должностной инструкции. Закон № 402-ФЗ также упразднил обязательность для всех работников требований главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений.

    Какие новые обязанности установлены для тех сотрудников компании, которые работают с первичными учетными документами?

    Частью 3 ст. 9 Закона № 402-ФЗ теперь прямо предусмотрено, что лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.

    В то же время лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, не несет ответственности за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни (подп. «в» п. 1 ст. 1 Закона № 357-ФЗ).

    Введение Законом № 357-ФЗ понятий «мнимый объект бухучета» и «притворный объект бухучета» не сопровождается установлением каких-либо новых видов ответственности или дополнительных санкций.

    В ситуации когда специалист по продажам подделал или неправильно оформил первичные учетные документы на реализацию, спросят за это с него. Если же эти действия допустил бухгалтер, на которого возложена обязанность по оформлению фактов хозяйственной жизни, отвечать будет он.

    Как видим, с главных бухгалтеров снята ответственность за составленные другими лицами первичные учетные документы, подтверждающие фиктивные операции. За эти правонарушения должны отвечать сотрудники компании, на которых возлагаются обязанности по оформлению фактов хозяйственной жизни первичными учетными документами в связи с заключением и реализацией договоров (ч. 3 ст. 9 Закона № 402-ФЗ, подп. «в» п. 1 ст. 1 Закона № 357-ФЗ).

    Коррупция: история вопроса

    Коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», п. 2 Методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утв. Минтрудом России 08.11.2013).

    В соответствии с Федеральными законами от 01.02.2012 № 3-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок», от 08.03.2006 № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции», от 25.07.2006 № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» Россия присоединилась к следующим международным антикоррупционным стандартам:

    • Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (Париж, 17.12.1997), вступившей в силу для России 17.04.2012;
    • Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН), вступившей в силу для России 08.06.2006;
    • Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в Страсбурге 27.01.1999), вступившей в силу для России 01.02.2007.

    Названные Конвенции имеют приоритет над национальным законодательством (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

    Пункт 1 ст. 8 Конвенции ОЭСР обязывает каждое подписавшее ее государство принимать все необходимые меры в соответствии с внутренними законами и правилами, регламентирующими ведение бухгалтерского учета и других учетных документов, раскрытие сведений в финансовых отчетах, а также стандарты учета и аудита с тем, чтобы воспрепятствовать ведению двойной бухгалтерии, осуществлению неучтенных сделок, отражению несуществующих расходов и пассивов с ложным указанием их источника, а также использованию поддельных документов компаниями, являющимися субъектами указанных законов и правил, с целью подкупа иностранных должностных лиц или сокрытия факта такого подкупа.

    В целях предупреждения коррупции п. 3 ст. 12 Конвенции ООН устанавливает для всех государств-участников обязанность принимать такие меры, какие могут потребоваться, в соответствии с внутренним законодательством и правилами, регулирующими ведение бухгалтерского учета, представление финансовой отчетности, а также стандарты бухгалтерского учета и аудита, для запрещения следующих действий, осуществляемых в целях совершения любого из преступлений, признанных таковыми в соответствии с Конвенцией ООН:

    • создания неофициальной отчетности;
    • проведения неучтенных или неправильно зарегистрированных операций;
    • ведения учета несуществующих расходов;
    • отражения обязательств, объект которых неправильно идентифицирован;
    • использования поддельных документов;
    • намеренного уничтожения бухгалтерской документации ранее сроков, предусмотренных законодательством.

    Таким образом, Конвенции ОЭСР и ООН обязывают Россию ввести нормативы, направленные на ужесточение мер в отношении организации ведения бухгалтерского учета путем препятствования оформлению скрытых счетов, заключению и проведению неучтенных или сомнительных сделок и использованию фальсифицированных документов.

    В свою очередь, ст. 14 «Правонарушения в сфере бухгалтерского учета» Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999 обязывает каждое подписавшее ее государство принимать такие законодательные и иные меры, которые могут потребоваться для того, чтобы признать в качестве правонарушений, подлежащих уголовному или иному наказанию в соответствии с его внутренним правом, следующие преднамеренные действия или бездействие с целью совершения, сокрытия или представления в ложном свете правонарушений, о которых говорится в статьях 2–12 данной Конвенции, если только государство-участник не сделало соответствующую оговорку или заявление:

    • оформление или использование счета-фактуры или любого другого бухгалтерского документа или отчета, содержащего ложную или неполную информацию;
    • противоправное невнесение в бухгалтерские книги сведений о платежных операциях.

    Есть ли ситуации, в которых за достоверность бухгалтерской отчетности отвечает руководитель компании?

    Закрытый перечень ситуаций, в которых руководитель компании несет единоличную ответственность за данные, отраженные в бухгалтерских регистрах, и достоверность бухгалтерской отчетности, дан в ч. 8 ст. 7 Закона № 402-ФЗ.

    Такая ответственность наступает в случае разногласий в отношении ведения бухучета между руководителем и главбухом (иным лицом, на которое возложено ведение бухучета), когда бухгалтер действует по письменному распоряжению руководителя (ч. 8 ст. 7 Закона № 402-ФЗ):

    1. Данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером (иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухучета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета) к регистрации и накоплению в регистрах бухучета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию.
    2. Объект бухучета отражается (не отражается) бухгалтером в бухгалтерской отчетности на основании письменного распоряжения руководителя, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

    База преддипломной практики

    Руководители практики:

    от ЯФ МЭСИ –

    ООО «Над Ареной»

    _____________ (Т.В.Канашова)

    Отчет по практике защищен

    с оценкой _______________

    Ярославль - 2011


    Приложения

    Введение

    Этап

    Этап

    Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистрами бухгалтерского учета организации являются:

    Журналы-ордера и ведомости по счетам;

    Оборотно-сальдовая ведомость;

    Анализ счетов;

    Прочие регистры.

    Регистры бухгалтерского учета ведутся на машинных носителях информации по формам, принятым для журнально-ордерной формы учета, а также предусмотренным автоматизированной системой ведения бухгалтерского учета "1С:Бухгалтерия 7.1" с некоторыми элементами ручного труда на разработанных организацией регистрах аналитического и синтетического учета для систематизации информации с учетом специфики организации и для управленческого учета.

    Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

    Регистры бухгалтерского учета, составленные автоматизированным способом, выводятся на бумажный носитель по окончании отчетного периода, а также по мере необходимости и по требованию проверяющих органов.

    В целях обеспечения необходимого качества ведения бухгалтерского учета организация ведет документооборот в соответствии с графиком, утвержденным руководителем.

    Обработка учетной информации осуществляется в организации автоматизированным способом с помощью бухгалтерской программы "1С:Бухгалтерия 7.1".

    В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организация проводит инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

    Помимо случаев обязательного проведения инвентаризации, перечисленных в ст. 12 Закона N 129-ФЗ, организация ежеквартально проводит инвентаризацию кассы и выборочные инвентаризации материальных ценностей по местам их хранения. Состав инвентаризационной комиссии, сроки и порядок ее деятельности определяются приказом руководителя.

    В соответствии с п. 25 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в рублях и копейках.

    Денежные средства на хозяйственные нужды организации выдаются на срок 30 календарных дней. Лица, получившие деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении указанного срока предъявить в бухгалтерию организации авансовый отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

    Лица, получившие деньги под отчет на командировочные расходы, обязаны не позднее 3 рабочих дней со дня возвращения их из командировки предъявить в бухгалтерию отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

    При формировании показателей бухгалтерского и налогового учета, а также во всех случаях использования в нормативно-правовых актах принципа существенности в организации устанавливается уровень существенности, который служит основным критерием признания фактов существенными.

    Существенными признаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность отчетности.

    Существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5% (пяти процентов).

    Этап

    Согласно п. 3 ст. 847 ГК РФ договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи (п. 2 ст. 160 ГК РФ), кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.

    В ООО «Над Ареной» используется безналичная форма расчетов через клиент-банк.

    Обязательные положения клиентских договоров

    В соответствии с требованиями указанных выше нормативных правовых актов договоры, заключаемые банками с клиентами, предметом которых является порядок обмена электронными платежными документами при осуществлении расчетов, должны содержать следующие положения.

    1. Условие о признании сторонами договора юридической силы электронных платежных документов, подписанных аналогом собственной подписи (электронной цифровой подписи) (при положительном результате проверки АСП (ЭЦП)), равной юридической силе платежных документов на бумажном носителе, подписанных собственноручно лицами, уполномоченными распоряжаться денежными средствами, находящимися на банковском счете клиента, и заверенных оттиском его печати (или, другими словами, условие о признании юридической эквивалентности электронных платежных документов и документов на бумажном носителе).

    Включение такого условия основано на следующих положениях нормативных правовых актов.

    Согласно п. 2.3 Положения N 17-П платежные документы, подписанные аналогом собственной подписи, признаются имеющими равную юридическую силу с другими формами поручений владельцев счетов, подписанными ими собственноручно.

    Типовая форма договора об обмене электронными документами предусматривает, что стороны признают юридическую силу ЭД, подписанных электронной цифровой подписью (при положительном результате проверки ЭЦП), равной юридической силе документов на бумажном носителе, оформленных в соответствии с требованиями законодательства.

    Согласно ст. 4 Федерального закона N 1-ФЗ электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:

    Сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;

    Подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;

    Электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.

    Следует отметить, что ст. 12 Федерального закона N 1-ФЗ предусматривает следующие обязанности владельца сертификата ключа подписи:

    Не использовать для электронной цифровой подписи открытые и закрытые ключи электронной цифровой подписи, если ему известно, что эти ключи используются или использовались ранее;

    Хранить в тайне закрытый ключ электронной цифровой подписи;

    Немедленно требовать приостановления действия сертификата ключа подписи при наличии оснований полагать, что тайна закрытого ключа электронной цифровой подписи нарушена.

    При несоблюдении требований, изложенных в ст. 12 Федерального закона N 1-ФЗ, возмещение причиненных вследствие этого убытков возлагается на владельца сертификата ключа подписи.

    Положение N 17-П устанавливает следующие требования к порядку хранения электронных платежных документов:

    Лицо, составившее (получившее) платежный документ, подписанный АСП, обязано обеспечить его хранение в течение сроков, установленных действующим законодательством;

    Участники документооборота ведут архивы платежных документов, подписанных АСП, архивы средств проверки подлинности АСП и иные архивы в порядке, предусмотренном законодательством, включая нормативные акты Банка России, и договором между участниками документооборота или с администрацией;

    Платежные документы, подписанные АСП, и их копии, практическая необходимость в которых отпала и установленные сроки хранения которых истекли, могут быть уничтожены.

    В соответствии с типовой формой договора об обмене электронными документами, приведенной в Приложении 1 к Положению N 20-П, банк обязан вести архивы входящих и исходящих ЭД в соответствии со следующими требованиями:

    Входящие ЭД, прошедшие проверку правильности ЭЦП, хранятся совместно с открытыми ключами ЭЦП, используемыми для подтверждения их подлинности, с указанием даты и времени получения;

    Все исходящие ЭПД хранятся с указанием даты и времени их отправки;

    Сроки хранения ЭД должны соответствовать срокам хранения, установленным для расчетных документов на бумажных носителях;

    Порядок хранения ЭД должен обеспечивать оперативный доступ к ЭД и возможность распечатки их копий на бумажном носителе.

    Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками на предприятии используется счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" за:

    полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;

    товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);

    излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке;

    полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и др.

    Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" независимо от времени оплаты.

    Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей или счетов учета соответствующих затрат. За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п.

    Независимо от оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в синтетическом учете кредитуется согласно расчетным документам поставщика. Когда счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке на склад поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх предусмотренных в договоре величин против отфактурованного количества, а также если при проверке счета поставщика или подрядчика (после того, как счет был акцептован) были обнаружены несоответствие цен, обусловленных договором, а также арифметические ошибки, счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты по претензиям").

    За неотфактурованные поставки счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах.

    Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" дебетуется на суммы исполнения обязательств (оплату счетов), включая авансы и предварительную оплату, в корреспонденции со счетами учета денежных средств и др. При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно. Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организацией векселями, не списываются со счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", а учитываются обособленно в аналитическом учете.

    Аналитический учет по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей - по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по: поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам; поставщикам по неотфактурованным поставкам; авансам выданным; поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по просроченным оплатой векселям; поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др.

    Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" обособленно.

    Счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" используется для обобщения информации о расчетах по операциям с дебиторами и кредиторами, не упомянутыми в счете 60 - по имущественному и личному страхованию; по претензиям; по суммам, удержанным из оплаты труда работников организации в пользу других организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судов, и др.

    К счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" могут открываться следующие субсчета:

    76-1 "Расчеты по имущественному и личному страхованию";

    76-2 "Расчеты по претензиям";

    76-3 "Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам";

    76-4 "Расчеты по депонированным суммам" и др.

    На счете 76-1 "Расчеты по имущественному и личному страхованию" отражаются расчеты по страхованию имущества и персонала (кроме расчетов по социальному страхованию и обязательному медицинскому страхованию) организации, в котором организация выступает страхователем.

    На субсчете 76-2 "Расчеты по претензиям" отражаются расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным и признанным (или присужденным) штрафам, пеням и неустойкам.

    На субсчете 76-3 "Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам" учитываются расчеты по причитающимся организации дивидендам и другим доходам, в том числе по прибыли, убыткам и другим результатам по договору простого товарищества.

    На субсчете 76-4 "Расчеты по депонированным суммам" учитываются расчеты с работниками организации по суммам, начисленным, но не выплаченным в установленный срок (из-за неявки получателей).

    Для контроля за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности организация проводит сверку расчетов с поставщиками, покупателями ежеквартально и по состоянию на 1 января нового года.

    К 3 этапу прилагаются Приложения № 3,4,5,6.

    Этап

    Для более эффективной работы, на предприятии разрабатывается оперативный финансовый план на год в разрезе месяцев. В плане отражается предполагаемый доход и расходы, связанные с деятельностью предприятия в разрезе статей затрат: себестоимость, фонд оплаты труда, арендная плата, материальные затраты, расчеты с прочими организациями за услуги, налоги.

    По окончании каждого месяца проводится анализ полученных результатов в сравнении с плановыми показателями. Это позволяет принять оперативные меры для улучшения результатов деятельности предприятия.

    Для рационального использования финансовых потоков разрабатывается план по движению денежных средств на год. В разрезе каждого месяца планируются платежи, которые необходимо произвести: расчеты с поставщиками, оплата налогов, выплата заработной платы и другие платежи.

    Этап

    Бухгалтерская отчетность– единая система данных об имущественном и финансовом положении организации, результатов хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

    При составлении и представлении бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться Федеральным законом от 21.11.96. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Минфина России от 06.07.99. № 43н, и иными положениями по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000г. № 94н.

    Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета «О прибылях и убытках», приложений к ним, пояснительной записки и аудиторского заключения (если организация подпадает под обязательный аудит).

    Этап

    Учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами (по налогам и сборам) осуществляется в рамках взаимоотношений между коммерческой организацией и налоговой системой государства.

    Налоговая система представляет собой систему налогов, сборов, пошлин и иных платежей, взимание которых происходит в установленном законом порядке.

    Порядок установления и взимания налогов и сборов регулируется налоговым законодательством Российской Федерации, основным элементом которого является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Следует подчеркнуть, что налоговое законодательство является наиболее динамично развивающейся и изменяющейся сферой законодательства. В настоящее время действуют часть первая НК РФ, часть вторая НК РФ, регулирующая уплату налога на добавленную стоимость, социального налога (сбора), акцизов и подоходного налога с физических лиц, а также ряд федеральных законов, регулирующих взимание отдельных видов налогов и сборов. Эти законы отменяются по мере разработки и утверждения новых глав НК РФ.

    Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им, на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов,

    пошлин и др. платежей, взимаемых в установленном порядке с

    плательщиков – юридических и физических лиц.

    По методу установления налоги подразделяются на:

    · прямые – подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи;

    · косвенные – вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (НДС, таможенная пошлина и др.),

    По уровням налогообложения:

    - федеральные налоги и сборы

    - региональные налоги и сборы

    Местные налоги и сборы

    По объектам налогообложения:

    Налоги делятся на налоги с оборота, налоги на прибыль (доход), налоги на имущество, налоги на фонд оплаты труда. К налогам с оборота относится налог на добавленную стоимость. К налогам на прибыль относятся налог на прибыль предприятий (организаций), налог на доходы, удерживаемый у источника, налог на игорный бизнес. Налог на имущество предприятий, земельный налог, налог на имущество физических лиц – налоги на имущество, а страховые взносы в Пенсионный фонд, страховые взносы в Фонд государственного социального страхования, страховые взносы в Государственный фонд занятости населения, страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования, сбор на нужды образования – налоги на фонд оплаты труда.

    Организация является плательщиком единого налога, взимаемого в связи с применением УСН, вплоть до утраты права на применение УСН либо до добровольного отказа от ее применения в соответствии с положениями гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ.

    Ведение налогового учета осуществляется силами штатного отдела бухгалтерии под руководством главного бухгалтера. Налоговый учет доходов и расходов ведется в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, форма которой утверждена Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н.

    Книга учета доходов и расходов ведется налогоплательщиком в электронном виде, посредством использования автоматизированной программы "1С:Бухгалтерия 7.1". По окончании налогового периода Книга доходов и расходов выводится на печать, распечатанный вариант книги заверяется в налоговом органе после окончания налогового периода по УСН.

    На каждый очередной налоговый период открывается новая книга учета доходов и расходов.

    В соответствии с нормами п. 1 ст. 346.14 НК РФ объектом налогообложения организации признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

    Смена объекта налогообложения возможна только с начала очередного налогового периода.

    Налогооблагаемые доходы организации подразделяются на две категории:

    Доходы от реализации услуг, в составе которых учитывается выручка от оказания услуг общественного питания;

    Внереализационные доходы; к ним относятся доходы, перечисленные в ст. 250 НК РФ.

    При получении доходов, которые не могут быть однозначно отнесены к тем или иным доходам, данные доходы учитываются в составе доходов от реализации.

    Датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

    Документальным подтверждением доходов выступают первичные документы бухгалтерского учета, в том числе и самостоятельно разработанные формы.

    Под налогооблагаемыми расходами организации понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при условии, что они связаны с получением дохода.

    Перечень налогооблагаемых расходов закреплен в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

    С 01.01.2010 в составе налогооблагаемых расходов организация признает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством РФ.

    Материальные расходы признаются в составе расходов на дату их оплаты - в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения.

    Ежеквартально организации оплачивает авансовые платежи по УСНО .

    Т.к. в качестве объекта налогообложения организация выбрала доходы минус расходы, то при расчете суммы авансового платежа за отчетный период необходимо руководствоваться положениями п. 4 ст. 346.21 НК РФ.

    Итак, для расчета авансового платежа следует:

    1. Определить налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, по итогам отчетного периода (I квартала, полугодия, 9 месяцев) по следующей формуле:

    где Д - сумма фактически полученных доходов, рассчитанная нарастающим итогом с начала года до конца отчетного периода;

    Р - сумма произведенных расходов, рассчитанная нарастающим итогом с начала года до конца отчетного периода.

    За 2009 г. НБ = 26027773-25667767=360006 руб.

    За 2010 г. НБ = 27353279-26901357=451922 руб.

    2. Определить величину авансового платежа, приходящуюся на налоговую базу, исчисленную с начала года до окончания отчетного периода, по следующей формуле:

    АПрасч = НБ x С,

    где НБ - налоговая база, определенная нарастающим итогом с начала года до конца отчетного периода, за который производится расчет;

    С - ставка налога. Для рассматриваемого объекта налогообложения ставка налога устанавливается в размере 15%. В то же время законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 346.20 НК РФ).

    3. Определить авансовый платеж, подлежащий уплате по итогам отчетного периода, по следующей формуле:

    АП = АПрасч - АПисч,

    где АПрасч - авансовый платеж, который приходится на налоговую базу, определенную с начала года до конца отчетного периода, за который производится расчет;

    АПисч - сумма авансовых платежей, исчисленных (подлежащих уплате) по итогам предыдущих отчетных периодов (в текущем налоговом периоде).

    Сумма налога при УСН определяется и уплачивается по итогам налогового периода - календарного года (п. п. 2, 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.19 НК РФ).

    По итогам календарного года определяем сумму налога, которую следует доплатить в бюджет, либо выявляем переплату, которая подлежит зачету или возврату.

    Общая формула исчисления "упрощенного" налога к уплате по итогам налогового периода выглядит так (п. 1 ст. 346.21 НК РФ):

    Н = Нг - АПисч,

    где Нг - налог, исчисленный исходя из налоговой базы, рассчитанной с начала года до конца налогового периода. Порядок исчисления налога аналогичен порядку исчисления авансовых платежей.

    АПисч - авансовые платежи, исчисленные (подлежащие уплате) в течение налогового периода.

    Для налогоплательщиков, выбравших объект налогообложения "доходы минус расходы", законодатель ввел такое понятие, как минимальный налог (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).

    Минимальный налог - это обязательный минимальный размер "упрощенного" налога.

    Обязанность уплатить его возникает, если сумма налога, которая исчислена за налоговый период в общем порядке, меньше величины минимального налога.

    Минимальный налог надо уплатить и в том случае, если по итогам года вы получили убыток и сумма налога, исчисленного в общем порядке, равна 0.

    Разницу между уплаченным минимальным налогом и суммой налога, исчисленного в общем порядке, можно включить в расходы в следующих налоговых периодах. В том числе на эту величину можно увеличить сумму убытков, которые переносятся на будущее в соответствии с п. 7 ст. 346.18 НК РФ.

    По итогам 2009 года предприятие платит минимальный налог в сумме 260278=, т.к. рассчитанный налог меньше 1% от суммы дохода.

    По итогам 2010 года предприятие платит также минимальный налог в сумме 273533=.

    Анализируя показатель «доходы-расходы», видно, что имеется тенденция роста прибыли (451922-360006=91916).

    К 6 этапу прилагаются Приложения № 9, 10.

    Заключение

    Прохождение преддипломной практики является важным элементом учебного процесса по подготовке специалиста.

    Во время её прохождения я применила полученные в процессе обучения знания, умения и навыки на практике.

    Основными задачами преддипломной практики являлись:

    Получение практического опыта работы.

    Улучшение качества про­фессиональной подготовки.

    Закрепление полученных знаний по общим и специальным дисциплинам.

    База преддипломной практики

    Общество с ограниченной ответственностью «Над Ареной»

    Руководители практики:

    от ЯФ МЭСИ –

    _____________ (_______________)

    От компании – главный бухгалтер

    ООО «Над Ареной»

    _____________ (Т.В.Канашова)

    Отчет по практике защищен

    с оценкой _______________

    Ярославль - 2011


    Введение…………………………………………………………..3

    1 этап………………………………………………………………4

    2 этап………………………………………………………………5

    3 этап……………………………………………………………....8

    4 этап……………………………………………………………...15

    5 этап……………………………………………………………...16

    6 этап……………………………………………………………...27

    Заключение……………………………………………………….34

    Приложения

    Введение

    По преддипломной практике я выбрала тему «Финансовые результаты коммерческих организаций и особенности их налогообложения».

    Цель данной работы – углубление и закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения и приобретение необходимых профессиональных практических навыков по избранной специальности, а также сбор материала, необходимого для написания дипломной работы.

    Задачами данной работы являются:

    1. Ознакомление с организацией, ее структурой.

    2. Изучение основных функций производственных и управленческих подразделений.

    3. Подробное изучение существующих технологий обработки финансовой информации.

    4. Подбор и систематизация материала для выполнения дипломной работы.

    5. Анализ финансовых результатов и финансового состояния организации.

    6. Изучение нормативно-правовых актов, регламентирующих специфику деятельности организации, средств программного обеспечения финансового планирования и бюджетирования.

    7. Участие в текущей деятельности организации.

    При написании данной работы были использованы законодательные акты, нормативные документы, освещающие данную тематику, специальная литература, отчетность и первичные документы предприятия.

    Этап

    Объектом исследования является ООО «Над Ареной». Основным видом деятельности является – общественное питание. Форма собственности – общество с ограниченной ответственностью с частной формой собственности, размер уставного капитала составляет 10 тысяч рублей. Предприятие размещено на территории УКСК «Арена-2000» в г. Ярославле. Общая площадь арендуемых помещений 1200 кв.м. На данных площадях размещаются производственные помещения, в которые входят: горячий, холодный и заготовочный цеха, складские и подсобные помещения, мойка столовой посуды; бухгалтерия; офисы; а также ресторанный комплекс, в который входят зал ресторана на 150 посадочных мест; 3 банкетных зала на 25-30 человек; бар боулинга; русский бильярд – 2 стола. Штатная численность ООО «Над Ареной» составляет 90 человек.

    Этап

    Деятельность ООО «Над Ареной» рассматривается за период 2009 г. – 6 месяцев 2011 г.

    Ведение бухгалтерского и налогового учета на ООО «Над Ареной» осуществляется бухгалтерией под руководством главного бухгалтера общей численностью 5 человек. (Приложения 1,2)

    Бухгалтерский учет в организации ведется в соответствии с рабочим планом счетов, разработанным на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета, рекомендуемого организациям к использованию Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению".

    Рабочий план счетов дополняется необходимым количеством уровней субсчетов и аналитических счетов.

    Для документального подтверждения фактов хозяйственной деятельности организации применяются унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные Госкомстатом России по согласованию с Минфином России и Минэкономики России

    В случае отсутствия унифицированного аналога применяются самостоятельно разработанные формы документов, отвечающие требованиям ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

    Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов утверждается руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером в учетной политике.

    Регистры бухгалтерского учета предназна

    Поделиться