Окончил экстерном. Что такое образование экстернатом: форма обучения, стоит ли поступать, плюсы и минусы

Среди московских школьников набирает обороты мода на экстернат. За последнее десятилетие число учащихся-экстернов в столице увеличилось почти в 20 раз и составило в 2003 г. более 11 тысяч.

Традиционно в форме экстерната обучались дети, подолгу жившие с родителями за рубежом, дети-инвалиды и немногочисленные вундеркинды, самостоятельно справлявшиеся со школьной программой за несколько лет.Сегодня, чтобы оставить школу и уйти в экстернат, не требуется уважительная причина. Учиться экстерном теперь может каждый, кому либо некогда, либо не нравится, либо попросту противопоказано сидеть каждый день за партой.В основном это, конечно, старшеклассники, экономящие время для подготовки в вузы. Они уже определились с выбором и заинтересованы в том, чтобы освободиться от "лишних" предметов, побыстрее сдать экзамены и заняться с репетиторами и на курсах. В одном месте они получают документ об образовании, в другом – само образование. Совмещать эти вещи бывает практически невозможно.

Все больше родителей переводят на экстернат и детей среднего школьного возраста, у которых не складываются отношения с учителями или одноклассниками. Часть экстернов составляют подростки, профессионально занимающиеся искусством, спортом и другими видами деятельности, поглощающими все их время. Особой популярностью пользуется экстернат среди мальчишек, желающих закончить школу пораньше и иметь запасной год перед армией для поступления в вуз.

В ответ на спрос, как это и положено, возникает предложение. Сегодня в Москве сложилась достаточно организованная и управляемая система школ-экстернатов.

Бесплатный экстернат
Официальный экстернат – это бесплатная программа, позволяющая школьнику заниматься самостоятельно (по всем или по отдельным предметам) и приходить в школу только для сдачи экзаменов. При этом сроки обучения не сокращаются. Как объяснили в московском Департаменте образования, такой вариант обучения обязана бесплатно предоставлять любая государственная школа, достаточно лишь написать заявление на имя директора. Кроме этого, в каждом округе города есть так называемые базовые школы экстернаты.В набор услуг, оплачиваемых из кармана столичного департамента образования, входят две консультации перед каждым экзаменом, лабораторные занятия и сами экзамены. Экстерн имеет право брать учебники в библиотеке, принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах и централизованном тестировании. Теоретически родители, самостоятельно занимающиеся образованием ребенка и освободившие от этой обязанности государство, даже должны получать денежную компенсацию по бюджетному нормативу, это где-то 3--4 тыс. руб. ежеквартально.

Но это все чистый экстернат, регламентируемый официальными документами – законом "Об образовании" и положением "О получении общего образования в форме экстерната". Такой экстернат годится в двух случаях: либо ваше чадо учиться не желает и его нужно дотянуть до получения аттестата, либо, наоборот, желает, но предпочитает и может делать это самостоятельно.

На практике же большинство сегодняшних учеников привлекает внимание другая форма обучения, при которой сроки обучения сокращаются вдвое – так называемый интенсив.

Платный интенсив
Такую возможность предлагают школы, имеющие лицензии на оказание дополнительных образовательных услуг (на платной основе). На сегодняшний день во многих даже муниципальных, не говоря уже о частных, школах налажена работа групп интенсива. Занятия проводятся 3--5 раз в неделю. Это лекции и семинары с обязательными домашними заданиями и тестированием по результатам освоения темы. Программа 10-11-х классов изучается за один год, только 11-го – за 4,5 месяца (с октября по январь или с февраля по май).

Можно заниматься в группах, брать индивидуальные консультации, а также получать задания через интернет.

Различия между программой обучения в средней школе и в экстернате-интенсиве довольно большие. Обучение строится, как правило, по модульной системе: выучил предмет полностью – и сдал. (Кстати, многие считают, что такая система обучения с "погружением в предмет" более эффективна, чем традиционная). Ученику дается только основа предмета в виде блоков тем, объем информации максимально сжат – например, химия в 11-м классе изучается 20 часов вместо обычных 70. Количество экзаменов при промежуточной аттестации не должно превышать 12 за год.

В выпускных классах предусматривается зимняя сессия для сдачи большинства текущих экзаменов. И только централизованные выпускные экзамены – сочинения и математику – все ученики, независимо от формы обучения, сдают одновременно. Пересдавать текущие экзамены можно сколько угодно. Поэтому в экстернате гораздо легче получить хороший аттестат, чем в обычной школе. Правда, возможность и процедура получения медали по итогам экзаменов через экстернат до сих пор четко не определена.

Сколько стоит
Стоимость индивидуальных консультаций в основном стандартная, как у обычных репетиторов. Занимаясь в группе, естественно, придется платить гораздо меньше. В среднем цены колеблются от 100 до 150 рублей за час. Таким образом, если не "шиковать", тогда полгода обучения в государственной школе можно уложиться в 500 долларов, в негосударственной – примерно в два раза больше.

И последний совет: обучаясь экстерном в негосударственной школе или учебном центре, нелишне удостовериться, что у них есть договоренность о сдаче экзаменов в аккредитованной государственной школе. Иначе учеба в "интенсиве" может растянуться надолго и обернуться бесполезной тратой сил и денег.

Огромное количество людей отказывается от высшего образования только потому, что 5 лет (по их мнению) – это непозволительная трата драгоценного времени. И в этом есть здравый смысл, ведь не все нуждаются в пространных лекциях, обобщающих занятиях, малоинтересных практических работах.

Вопрос, можно ли окончить вуз экстерном, чаще всего волнует настоящих фанатов определенной области. Как правило, они уже выбрали свою судьбу и определились с будущей профессией. И если вы тоже начинаете задумываться, как бы получить заветный диплом быстрее, рассмотрите вариант получения высшего образование экстерном.

По статистике на экстернат переводятся до 30% всех студентов. Но решаются на этот шаг лишь после 2-3 курса стандартного обучения.

Что такое образование экстернатом?

Экстернат – такая разновидность обучения и аттестации, которая предусматривает ускоренное самостоятельное изучение учебных дисциплин. Проще говоря, тот материал, что обычные студенты мусолят 1,5-2 года, в рамках экстерната проходят за год или и того меньше.

Люди, выбравшие экстернат, могут ходить на лекции и семинары, когда захотят, или даже вовсе их не посещать (имеют право). Главное – успешно сдавать зачеты и экзамены. При этом учебная программа на экстернате не сокращенная и ничем по содержанию не отличается от обычной.

Именно благодаря экстернату некоторые ученики могут «перескочить» через класс, а также окончить школу гораздо раньше своих сверстников.

Кстати, семейное или домашнее обучение – это не экстернат. Между ними существует принципиальное отличие: во время учебы экстернатом студент проходит итоговую аттестацию, а семейное образование все институты проверки знаний оставляет на совести учащегося.

Особенности обучения экстернатом

Что же такого особенного в образовании в форме экстерната, что заставляет людей выбирать эту форму обучения?

  1. Студентам-экстернам совсем не обязательно посещать лекции. Однако это не значит, что можно и вовсе "забить" на университет. Итоговую аттестацию и консультации с преподавателем никто не отменял.
  2. График консультаций составляется с учетом индивидуальных возможностей каждого учащегося. Кроме того, на консультации студент не только получает рекомендации по учебной программе, но и задает преподавателю интересующие вопросы.
  3. Зачеты и экзамены студент сдает по индивидуальному графику. По окончании обучения в экстернате выдается документ государственного образца.
  4. Учебная программа дается в полном объеме, но в короткие сроки. За год можно выучить то, что на других формах обучения растягивается на 2-3 года.

Плюсы экстерната

Обучение экстерном дает несколько «плюшек»:

  1. Отсутствие необходимости посещать все лекции и семинары, а также не появляться в родном вузе месяцами (особенно актуально для людей, которые одновременно учатся и работают, а также для тех, кто получает второе высшее).
  2. Шанс пройти обычную учебную программу за меньшее время (самое серьезное преимущество экстерната перед заочной формой обучения).
  3. Возможность заниматься самостоятельно, независимо от преподавателей, соблюдая собственный темп и режим дня.
  4. Удобный студенту график сдачи зачетов и экзаменов, который устанавливается индивидуально и не зависит от расписаний очного и заочного отделений).
  5. Отсутствие финансовых затрат. Студенты не платят за лишние годы обучения.
  6. Огромное количество освободившегося времени, которое можно потратить с толком (на личную жизнь, на построение карьеры, на научно-исследовательскую деятельность).

Минусы экстерната

  1. Во многих вузах экстернат просто не предусмотрен.
  2. Программа экстерната довольно сложная: нужно обладать умом «выше среднего», чтобы изучать все учебные дисциплины самостоятельно.
  3. Темпы обучения нечеловеческие. К примеру, в течение одной сессии придется сдавать зачеты и экзамены по 20-25 дисциплинам.
  4. В выданном дипломе будет заметка об экстернате. Многие работодатели негативно относятся к такому знаку, считая, что получение высшего образования экстерном не позволяет в должной мере овладеть будущей профессией.

Вот почему экстернат – это вариант для людей с могучим интеллектом, железобетонной волей и стальными нервами. Тем, кто не обладает всеми этими достоинствами, лучше идти на заочку.

Что думают учителя об экстернате

Учителя сами нередко проходят обучение экстерном, чтобы времени не терять

Нередко в глазах преподавателей можно видеть как минимум неодобрение по отношению к тем, кто выбрал для себя такой путь. Тут нет ничего странного.

Во-первых , мало кто из молодых людей обладает всеми вышеперечисленными качествами для успешного окончания экстерната. Учителя видят в их лицах переоценивающих свои возможности юнцов.

Во-вторых , они уверены, что такие «умники» впустую тратят драгоценное время преподавателей. Если человек пришел учиться, пусть делает это как все. Если же пытаться отхватить кусок не по размеру, то и подавиться можно. То есть учителя лишь впустую тратят свое время на консультации, практические и индивидуальные занятия.

Впрочем, есть и те, кто открыто восхищается смелостью и целеустремленностью таких не по годам развитых людей.

Вузы, где можно учиться экстерном

Такая форма обучения есть не во всех высших учебных заведениях. Вот неполный список вузов, где можно пойти на экстернат:

  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова;
  • Санкт-Петербургский горный университет;
  • Санкт-Петербургский университет управления и экономики;
  • Санкт-Петербургский государственный политехнический университет;
  • Российский государственный социальный университет;
  • Московский государственный университет экономики, статистики и информатики;
  • Мурманский государственный технический университет;
  • Воронежский государственный технический университет;
  • Арктический государственный институт искусств и культуры;
  • Алтайский государственный университет;
  • Институт экономики, управления и права;
  • Пензенский государственный университет архитектуры и строительства;
  • Российский государственный университет туризма и сервиса;
  • Тамбовский государственный технический университет;
  • Московский государственный строительный университет (Национальный исследовательский университет).

Как перевестись на экстернат

Для поступления на экстернат понадобится следующее:

  • найти вуз с экстернатом, подать документы и поступить (если этот квест пройден, вы получите студенческий билет и зачетку с отметкой «экстернат»);
  • получить личный аттестационный план, программу с изучаемыми дисциплинами, список заданий для выполненияя во время учебы (задания на практику, для дипломного проекта и т.д.);
  • договориться с руководством вуза и преподавателями о сроках сдачи сессий;
  • успешно сдать все сессии и учебные работы;
  • сдать госэкзамены и защитить дипломную работу;
  • получить полноценный диплом официально установленного образца и отметить окончание экстерната.

Если чувствуете, что дистанционная учеба экстерном – именно то, что вам нужно, дерзайте! Но помните, что учиться в экстернате самостоятельно очень тяжело: придется выполнять очень много заданий в самые сжатые сроки. Поэтому нередко студенты-экстерны (в особенности обучающиеся на бесплатной основе) прибегают к заказу работ в специальном студенческом сервисе . Так они ухитряются и время экономить, и сессии успешно сдавать.

Как начать учиться экстерном

Если вы уже поняли, что лекции и занятия не дают вам ничего нового или перед вами замаячили многообещающие перспективы, не желающие ждать столь долгий срок, самое время получить высшее образование экстерном.

Вот последовательность действий, которые придется для этого совершить:

  • написать заявление в деканате. Каждое заявление рассматривается в индивидуальном порядке;
  • получить индивидуально разработанный учебный план. На этом же этапе решаются основные моменты и вопросы по поводу дальнейшей оценки и контроля освоенных знаний;
  • начать учится.

Вот так выглядит заявление на перемену вида учебной деятельности в пользу экстерната:


Студент выбирает самостоятелно, посещать ли ему лекционные и практические занятия. В общем, теперь он волен делать все, что душе угодно. Только необходимо всегда помнить: если взялся за самостоятельное обучение, будь готов к контролю. А он (контроль) будет непременно.

В учебном плане прописан график не только занятий, но и консультаций, где студент сможет задать все непонятные и интересующие вопросы преподавателю.

Проверяются знания стандартными рефератами, самостоятельными, практическими и лабораторными работами.

Кстати! Если с учебой не заладилось, для наших читателей сейчас действует скидка 10% на . Почему бы ей не воспользоваться?

Права студента экстерната

Образование в форме экстерната – это не прихоть отдельно взятого учебного заведения, а проект, подкрепленный законом.


Перед тем как получить высшее образование экстерном, рекомендуем тщательно ознакомиться с правами студентов этой формы обучения.

Студенты-экстерны имеют право на:

  • консультации по каждой дисциплине (до 2-х академических часов перед каждым экзаменом);
  • выполнение практических и лабораторных работ;
  • пользование учебной и справочной литературой из местной библиотеки;
  • участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, централизованном тестировании.

Кроме того, студенты имеют право получить экстерном не только первое высшее, но и второе образование. Это отличный способ поменять или углубить квалификацию в предельно сжатые сроки.

Документы для перевода на экстернат

Если окончательно решили переводиться на экстернат, нужно собрать следующий пакет документов:

  1. Аттестат о получении среднего образования.
  2. Ксерокопия паспорта.
  3. Медкарта.
  4. Копия мед. страхового полиса.
  5. 3 фотографии формата 3× 4.

Список небольшой, но обязательный.

Черты характера, необходимые для учебы на экстернате

Чаще всего студенты понимают, на что идут. Но каждый раз попадается кто-то, не до конца понимающий всю серьезность нового статуса.

У студента из экстерната должен быть набор определенных качеств, без которых ему не выжить:

  1. Самостоятельность . Все придется делать самим. Никто вместо вас вашу работу не сделает.
  2. Самодисциплина . Если на дневном отделении учителя подгоняют, а порой – и упрашивают учиться, то на экстернате придется самому себя подбадривать и заставлять. Важно уметь работать со справочниками, учебной литературой.
  3. Усидчивость и терпение . Студент должен быть готов, что порой придется тратить очень много времени на детальный разбор сложных тем и понятий.
  4. Целеустремленность . Без понимания, зачем оно вообще все нужно, вряд ли учащийся сможет дойти до конечной точки – получение диплома.
  5. Тайм-менеджмент . Умение грамотно распределять свое время пригодится не только обычным, но и работающим ученикам. Только так можно не забыть про важные дела, уделив внимание и таким важным деталям, как сон, отдых и досуг.

Не пугайтесь этой формы учебы. В ней нет ничего страшного. Если решите ускорить процесс обучения, достаточно следовать нескольким простым советам, которые призваны облегчить вашу жизнь:

  1. Своевременно ходите на все запланированные консультации.
  2. Задавайте опросы по мере их возникновения, не откладывайте на потом.
  3. Вовремя выполняйте и сдавайте все практические и самостоятельные работы.
  4. Серьезно относитесь к учебному плану.
  5. Тщательно проработайте распорядок дня и учебный план.

Все это поможет получить от учебы в экстернате максимум преимуществ и знаний. А если появятся мелкие проблемки в виде нехватки времени (например, на написание реферата или контрольной), то вас всегда подстрахует сервис помощи студентам – надежный помощник на все времена!

Пока чиновники спорят о целесообразности 12-летки, некоторым школьникам и 11 классов кажется слишком много. Они предпочитают окончить школу досрочно, а выигранный год посвятить серьезной подготовке к вузу. Саша Кочубеева знает обо всех перипетиях экстерната не понаслышке...

Для меня главным аргументом в пользу выбора экстерната стало то обстоятельство, что я просто устала от суматошной школьной жизни. С новой же формой обучения высвободилось огромное количество свободного времени, и о будильнике я забыла начисто.

Перетащить документы в экстернат оказалось делом нехитрым: никаких медицинских показаний, справок для поступления не требуется.

Признаюсь, первое посещение особой радости не доставило: мне вручили разграфленный лист и запустили по кабинетам - каждый преподаватель, оценивая мой уровень знаний, устраивал мини-экзамен по программе предыдущего класса. Процедура, конечно, малоприятная. Но, положа руку на сердце, теперь могу уверенно сказать - ускоренное образование того стоит.

Времени на занятия в экстернате затрачивается гораздо меньше, чем на школу: 3 раза в неделю по 3 урока-семинара плюс по субботам целый день читают лекции. Конечно, на дом материала остается очень много, но зато по 10 параграфам зачет устраивается всего один - никаких вызовов к доске, ежедневных "срезов знаний" и прочей нервотрепки.

Сессия тянется долго - первый экзамен сдаешь в последних числах марта, а последние - в середине июня. На каждую дисциплину отводится несколько сроков сдачи, за исключением сочинения и алгебры. Темы на выпускные сочинения экстернатам присылают другие, нежели обычным школьникам, - экстерновские попроще. В общем, отношение к экзаменующимся достаточно лояльное и у преподавателей, и у РОНО.

Тем не менее и в этой бочке меда не обходится без дегтя. Медаль по окончании экстерната не выдается, как бы хорошо вы ни учились. В аттестате непременно поставят отметку о способе получения вашего образования - экстернат. Да и экзамены придется сдавать по всем без исключения предметам после каждого пройденного класса. Даже если вы решились одолеть 10-й и 11-й классы в один год, сессий все равно будет две - зимой и летом.

Раньше была возможность сдать 11-й класс всего за три месяца (с октября до Нового года), но недавно вышедшее постановление Министерства образования подобную практику пресекло. Теперь федеральные экзамены - сочинение и алгебру принимают только в июне, и получить диплом досрочно нет никакой возможности.

Самая популярная и многими любимая система экстерната - так называемая "поэтапная". Недели две начитываются лекции по одному предмету, затем проводят экзамен и принимаются за другую дисциплину. Можно иначе: ежедневно по четыре пары лекций по всем предметам и месяц сессии. Когда ребенок серьезно занимается спортом, состоит в разъезжающей по гастролям театральной труппе и времени на школу не остается вовсе, имеет смысл перейти на индивидуальное обучение при экстернате. Заключается оно в следующем: частно нанимаются педагоги из экстерната по всем дисциплинам и в этом случае приличный аттестат гарантирован без лишних умственных затрат со стороны ребенка.

В некоторых экстернатах функционируют программы для восьми- и даже семиклассников. Ускоренным такое образование не будет и подойдет детям, которые по состоянию здоровья или каким-либо другим причинам не могут посещать школу каждый день.

В этом году во многих школах ввели новшество. Правда, касается это лишь тех, кто учится без "троек". Теперь можно сдавать экстерном отдельные предметы. Но только те, которых не будет на выпускных экзаменах. Это хорошая возможность заранее "спихнуть" какое-нибудь обществоведение, информатику или экономику и спокойно учить важные для себя предметы.

Прежде чем записаться в экстернат:

Хорошенько подумайте, под силу ли вам будет перерабатывать большой объем материала за короткий срок, способны ли вы учиться самостоятельно, а не из-под палки?

Идти в экстернат лучше по чьей-то "наводке": узнаете о специфике учебного заведения, о качестве образования и преподавателях.

Обязательно поинтересуйтесь у директора экстерната, какой диплом об окончании вам выдадут: с пометкой "экстернат" или "вечерняя школа"? Первая предпочтительнее, т. к. с "вечерней школой" принимают далеко не в каждый вуз.

По возможности не совмещайте ускоренный курс в экстернате с посещением подготовительного отделения вуза - не все справятся с такой нагрузкой.

Помните: несмотря на то, что официальный набор осуществляется дважды за год (в начале осени и в январе), перейти на обучение в экстернате можно в любое время.

В прошлом году. Учебное заведение привязано к гимназии 710, но имеет отдельное здание на Кутузовском проспекте. На выбор есть две программы обучения: 10-11 классы за один год и 11 класс за полгода. Я заканчивала всю старшую школу за год.

Это здание, в котором мы учились. У нас был всего один этаж, восемь наших аудиторий, столовая небольшая, два туалета, раздевалки и три кабинета для преподавателей, учебной части, директора и завуча.

Я совершенно не жалею, что пошла в экстернат: учиться там гораздо интереснее, чем в школе. В экстернате помогают правильно расставлять приоритеты, понимать, куда следует тратить время, и готовят к университетской системе обучения.

Основные отличия экстерната от школы

В прошлом учебном году нас всех делили на группы по 15 человек. На часть предметов мы ходили только своей группой, а другие, в основном — те, что проходили в формате лекций, — посещали несколькими группами.

У нас были пары, а не уроки, и в неделю было меньше учебных часов, чем в школе. Например, в первом полугодии мы учились по такому расписанию:

Ни у кого не было больше четырёх пар в день, и все они были разными. Учились мы по три дня в неделю. Это очень удобно, потому что много времени уходит у кого-то на тренировки, у кого-то — на подготовку к ЕГЭ, и тому подобное.

Мы проходили всю программу в сокращённом виде, но, тем не менее, преподавали нам очень содержательно и работали мы продуктивно. Каких-то вещей не хватало, но нам давали необходимую базу, а остальное мы должны были проходить самостоятельно. Это хорошо, потому что от нас не требовали лишнего и мы могли учить важные нам вещи.

Учебники были написаны учителями экстерната. Они сами отбирали материал из разных источников, составляли тесты, работы, прописывали параграфы с самой важной информацией.

Вот, например, литература:

география:

Для более подробного изучения нам советовали дополнительную литературу. Например, учительница истории говорила про учебники Орлова, разные книги по истории и связанные с историей (классическая литература), которые можно почитать в свободное время.

Пары по гуманитарным предметам, за исключением русского, проходили в основном в формате лекций. Когда заканчивался тот или иной блок, мы писали тесты или работы с краткими ответами по пройденному материалу.

Чем мы занимались на конкретных предметах

Алгебра и геометрия

По алгебре и геометрии мы решали типовые задания из ЕГЭ: как из первой, так и несколько заданий из второй части. Мы быстро прошлись по всем темам, нам давали всю теорию, просто гораздо меньше времени уходило на практику. Также устраивались контрольные работы и тесты для проверки знаний. Мне эта система кажется хорошей. Так лучше получается фокусироваться на том, что от вас требуется на экзамене: я сдала экзамен по профильной математике на 72 балла, хотя не готовилась к нему нигде, кроме экстерната.

Русский язык

По русскому мы каждое занятие разбирали один из номеров ЕГЭ и сочинения. Тесты и контрольные работы были в формате ЕГЭ. В них большое внимание уделялось написанию сочинения: нас прогоняли по всей структуре текста, мы писали его по частям в качестве домашнего задания.

Чего не хватало

Меня расстроило, что вообще не было информатики и ОБЖ. Точнее, у нас провели по одной лекции по каждому предмету в конце учебного года, а потом, основываясь на информации с этих лекций, мы писали тесты. Также вообще не было физкультуры. Мы только сдавали зачет в конце года.

Курсы физики, географии, химии и биологии длились по полгода, материал давался в сокращении, но я не могу сказать, что мне чего-то не хватило.

Система оценивания, дополнительные возможности и дисциплина

Система оценивания

Оценки, которые мы получали в течение года, не учитывались при аттестации за 10-11 класс. В аттестат шла средняя оценка по двум, выставленным за сессии — зимнюю и весеннюю. На сессиях были работы, основанные на пройденных за год материалах.

Дополнительные курсы

Экстернат предоставлял возможность дополнительной подготовки к ЕГЭ, то есть курсы или индивидуальные занятия с преподавателями. Я сама не записывалась на эти курсы, но от тех, кто их посещал, я слышала только положительные отзывы.

Также была возможность посещать лекции по психологии в МГУ. Некоторые ребята из гимназии, к которой привязан экстернат, учились в классе с химико-биологическим уклоном, и эти лекции для них были обязательными. Я и еще несколько девочек ходили просто ради интереса. Нам рассказывали довольно много всего. Например, были лекции про строение нервной системы у животных и людей, про органы чувств, реакции организма на различные факторы, про психотипы личности, про то, где какие гормоны содержатся и как они влияют на организм. Занятия длились по 80 минут. Нас не заставляли ничего записывать или учить и не давали никаких тестов. К концу года каждый готовил презентацию на выбранную тему и рассказывал перед остальными.

Минусы обучения в экстернате

Нужно поспевать за всеми

Один из минусов сокращенной программы — то, что некоторых знаний по предмету может не хватать, какие-то вещи пропускают или дают очень сжато. Если вы чего-то не понимаете, вы сами должны это изучить, потому что мало времени уходит на разбор конкретных вещей, и никто не будет тебе индивидуально ничего объяснять. У нас некоторым ребятам было сложно, потому что они приходили из слабых школ, но большинство из них занимались дополнительно, и это их спасало, а остальные просто не хотели ничего делать, поэтому не могли нормально ничего сдавать. Если вы не хотите учиться и не умеете себя дисциплинировать, вас никто не будет заставлять. Многие учителя открыто говорили, что не держат нас на парах, что мы можем идти, если не хотим получать знания.

Самоорганизация

Также стоит добавить, что в экстернате вы сами отвечаете за свой уровень образования, участие в олимпиадах, сдачу ГТО. Когда я ездила на всероссийскую олимпиаду по литературе, я чуть не пропустила школьный тур: я вовремя опомнилась и успела написать его до того, как он закончился. Если в обычной школе все пишут его одновременно, для этого выделяют специальное время, то в экстернате вы сами берёте задание, находите время и приносите его в учебную часть.

За прогул пар нас не ругали. Учителя понимали, что мы взрослые и сами можем расставить свои приоритеты. Я периодически не ходила на литературу, потому что изучала её дополнительно, пропускала русский, потому что могла и сама решать тесты, и не посещала английский, потому что знала то, что проходили на парах, и разбирала задания с репетитором. Однако пропусками увлекаться не стоит. Сильных проблем за собой прогулы не ведут, но могут повлиять на отношение к вам.

Дисциплина

Нам запрещали доставать телефоны на большей части предметов. На математике, литературе и химии мы сдавали их учителю. Вайфая в здании не было, и связь была не очень хорошей, поэтому мобильный интернет тоже слабо работал.

Если вы не даёте учителю нормально вести пару — можете идти. Бывало такое, что с литературы учеников выгоняли прямо в середине пары. Не разрешали доставать еду, шуметь, в общем, каким-либо образом мешать остальным. Один раз девочку попросили убрать кофе на паре, потому что учительнице мешал его запах.

Язык

Еще один из минусов — это довольно слабый английский (по крайней мере, для меня: я всегда занималась с репетитором, поэтому у меня с ним не было проблем). Многие приходили из школ со слабым английским, и учителя ориентировались больше на тех, кто знает язык хуже. Но тем, у кого уровень языка был выше, на уроках давали дополнительные задания или тесты.

Второй язык мы не изучали, и никаких дополнительных курсов тоже не было. Если учить, то только вне экстерната.

Пробные ЕГЭ

Пробники нам тоже проводили, но мало (русский, математика профильная, математика базовая, английский). Вот это то, чего действительно не хватает. Но их и в школе проводят в небольшом количестве.

Пробное декабрьское сочинение мы тоже писали всего один или два раза. Лично для меня это не было проблемой, но кому-то этого недостаточно. На русском мы почти не акцентировали на нём внимание, поэтому учить аргументы и повторять структуру приходилось по большей части самим.

), мне регулярно заявляли, что ничего хорошего из этого не выйдет: школьник будет вместо учёбы целыми днями смотреть телевизор и есть чипсы. Либо, как вариант, кое-как, с напряжением всех сил, экзамены сдаст, но будет знать предметы на порядок хуже «очников».

Чтобы показать, как оно бывает на самом деле, публикую открытое письмо френда nlkr о его личном опыте школьного обучения. Рекомендую прочесть как сторонникам, так и противникам современных школ. Обращаю особое внимание: автор вызвался ответить на вопросы любопытных, спрашивайте, что и как.

«Итак, сначала о школе в общем. Некоторые данные - гимназия с углубленным изучением иностранных языков, считается в городе достаточно престижной (Томск, если это важно). Есть разные дополнительные предметы и элективные курсы, но на фоне других школ со специализацией нагрузка на учеников относительно невысокая - поэтому я позволю себе небольшие обобщения. Писать буду в основном об экстернате - о других аспектах школьного обучения легко можно узнать и без меня (могу, конечно, рассказать и обо всем остальном, но в этом случае не знаю, что более всего интересно - хочется узнать Ваше мнение по этому поводу, а можно и спросить об этом читателей, устроить что-то вроде интервью - я бы в первую очередь рассказал об общем уровне образованности, чтобы развеять заодно слухи о „тупых американцах, не знающих, вокруг чего вращается Земля“ и подобные им, о ЕГЭ и заточенности школьной программы на него, и о том, кого воспитывает школа из человека).

Причина перехода на экстернат - в том, что школа не оставляет достаточно много времени, чтобы увлекаться чем-то всерьез. Когда я начал подрабатывать (мелкий фриланс), нехватка времени уже начала проявляться, а когда устроился на нормальную работу со свободным графиком, времени стало не хватать катастрофически. Самообучение мне всегда казалось более выгодным вариантом, поэтому я решил попробовать перевестись на экстернат (начало-середина десятого класса) и пошел консультироваться с руководством школы.

Идею, разумеется, восприняли в штыки - никому не нужны лишние проблемы и лишняя работа. На меня и родителей начали давить с возрастающей агрессивностью - убеждать, что это изначально плохая идея, что это не одобрит департамент образования, что мне это не нужно, что я должен пересмотреть свои интересы и относиться к учебе менее халатно, что мои оценки упадут, и так далее. Тогда (начало-середина десятого класса) я понял, что с этим сделать ничего особо нельзя, так как школу мне менять не хотелось, а другого выхода, казалось, не было. В итоге школа опустилась еще ниже по личной шкале приоритетов, домашнее задание из этой шкалы исчезло вообще.

Небольшая ремарка про домашнее задание: при должном уровне преподавания оно не нужно (речь именно о закреплении пройденного материала; я не говорю о случаях, когда на дом дают изучить новый материал из-за того, что учебный план по некоторым предметам очень сильно сжат во времени). Немного утрируя, поясню - ученики, которым хочется что-то понять, охотно будут заниматься сами; ученикам, которым не хочется, хоть кол на голове теши - никакое домашнее задание не поможет. Очень много примеров есть обоим случаям, так что домашнее задание показано далеко не всем.

Еще одна небольшая ремарка про учителей и самостоятельность: я очень удивился, когда натолкнулся на мнение о том, что „до одиннадцатого класса у ученика не должно быть интересов, кроме школы“ (почти точная цитата). В основном это мнение учителей „старой закалки“ - если я знаю предмет, выигрывал даже областные олимпиады по нему, но домашнее задание не ношу - я враг народа и должен быть морально уничтожен; молодые же учителя, которые понимают, что материал и без домашнего задания я понимаю хорошо, легко идут на уступки. Доходит это до абсурда - одноклассники часто просили меня объяснить материал по предметам, по которым средний балл у меня не превышал тройку.

Позже (начало одиннадцатого класса) я попал в больницу с головными болями, пролежал там какое-то время и ближе к выписке спросил у врачей про заветную справку с рекомендациями о домашнем обучении. Врач сказала мне, что на самом деле никаких справок для этого не нужно - любой ученик имеет полное право переводиться на экстернат тогда, когда захочет, нужно только сесть и написать заявление. После рассказа о том, во что выливается „сесть и написать заявление“, справку выписала. С заветным клочком бумаги сразу же пошел к руководству - тут уже ничего против сказать не смогли. Так я в итоге стал учиться дома. На этом биографическую часть постараюсь закончить и буду рассказывать чуть более сухо.

Во-первых, „как оно всё происходит“. В теории: раз в полгода ученик должен прийти, сдать экзамен по предмету, получить оценки (три оценки - минимум, который должен быть обязательно), уйти. При этом отводится два часа специально для консультаций по экзамену. Форма - любая и определяется учителем, от собеседования или устного зачета до письменной работы на дом (бывает и всё сразу). На практике же всё происходит совершенно по разному; я попробую описать несколько абстрактных примеров и сформулирую выводы.

1. „Вот тебе материалы, сделаешь письменно это, это, это, это и еще вот это, потом расскажешь мне теорию вот про это, это и это. Придешь тогда-то, проверю, получишь оценку“

Практически идеальный вариант. Не требует много времени, но включает в себя и теорию, и практику. Так сдаются обычно предметы, где одинаково много и теоретического, и практического материала - алгебра/геометрия, языки. Несознательные граждане вообще могут учить только теорию - всем ясно, что происходит с письменным домашним заданием. Письменное задание отправляется либо более смышленым ученикам, либо решается матлабом и чем-нибудь еще подобным, если это алгебра.

2. „Ты всё равно всё знаешь, давай ведомости по оценкам“

Встречается редко, но на пятнадцать предметов один или два таких будут точно. Это либо предельно легкие предметы, либо те предметы, на которых ученик „собаку съел“ - но почти обязательным условием при этом являются молодые или просто неконсервативные преподаватели.

3. „У меня сегодня плохое настроение и вообще я тебя не люблю, поэтому учи всю теорию, а потом я буду придираться к мелочам, чтобы поставить тебе оценку похуже“

Встречается редко, но на пятнадцать предметов один или два таких будут точно. Вот он, Самый Главный Минус экстерната - поскольку встречи с преподавателем относительно редки, личное отношение и настроение преподавателя в этот день действительно играют важную роль.

4. „У меня сегодня хорошее настроение и вообще я тебя люблю, поэтому давай ведомости по оценкам и получи свою пятерку“

Встречается редко, но на пятнадцать предметов один или два таких будут точно. С одной стороны, главный минус уже не кажется таким минусом, но, с другой стороны, контроль пропадает напрочь. Когда понятно, что ученик знает предмет (вариант 2) - немного другое, всё-таки, дело.

5. „Учи всю теорию, а потом я спрошу тебя какую-нибудь небольшую ее часть и поставлю оценку“

Классический „студенческий“ вариант, встречается достаточно часто.

6. „Учи всю теорию, я тебя спрошу всего понемногу и поставлю оценку“

Очень простой и хороший вариант - и знать нужно все темы, и углубляться сильно не просят.

7. „Принеси мне письменно такое-то задание, сделай реферат по такой-то теме, я проверю и поставлю оценку“

Сравнительно простой вариант, а для несознательных граждан так совсем рай.

Сроки при этом любые, приходить можно в течение всего полугодия - можно сдать всё за последние три недели, можно ходить и методично сдавать три месяца. Тут уж кому как удобнее и лучше. Здесь проявляется нюанс школьной программы, на котором я хочу акцентировать внимание и который может слегка шокировать: да, первый вариант вполне реален - школьную программу, рассчитанную на полгода, способный ученик может выучить за три недели не хуже, чем остальные - и это очень просто. Вот здесь как никогда явно проявляется недостаток метода „под одну гребенку“ - ведь можно представить, какой объем материала некоторые могут освоить за полгода-год, если выкладываться по-максимуму и иметь желание учиться.

Поделиться