Как конюхов пересек тихий океан ел. Федор Конюхов: После приземления я спал очень долго - аж пять часов! В ФАР считают, что нужно ввести автоматическое продление водительских прав

12 декабря 2012, в свой день рождения Федор Конюхов официально представил новый проект – переход через Тихий океан на весельной лодке. Фёдор Конюхов планирует пересечь Тихий океан на гребной лодке по маршруту континент – континент в режиме нон-стоп, без заходов в порты и без сопровождения.

В декабре 2012 состоялся визит в Англию, входе которого был окончательно утвержден дизайн 9-ти метровой лодки (рабочее название лодки «К9») и принято решение строить лодку на восточном побережье Англии (рядом с городом Ипсвич).

Разработкой дизайна занимался Филиппа Моррисона, он же проектировал 7-ми метровую гребную лодку «УРАЛАЗ» для Федора Конюхова на которой он пересек Атлантический океан за 46 суток и установил мировой рекорд. Проект оказался очень успешным и по чертежам лодки УРАЛАЗ были изготовлены более 20 океанских лодок.

За последние 10 лет проекты океанских весельных лодок претерпели сильные изменения, но что касается дизайна лодки и обводов корпуса, Федор Конюхов решил сохранить классический дизайн, повторяющий формы предыдущей лодки «УРАЛАЗ». Новая лодка имеет корпус 9 метров длины, ширина корпуса 1.6 метра, 5 водонепроницаемых переборок, два типа рулевого устройства (стационарный и аварийный), достаточно большие объемы для хранения продуктов и оборудования, при этом вес лодки Тургояк меньше лодки УРАЛАЗ, так как корпус выполнен из углеволокна.

Новая лодка Тургояк построена из прочного материала углеволокна (carbon) путем формирования в матрице. Подробнее о строительстве .

Менеджером по строительству лодки и её техническому вооружению выступал англичанин – Чарли Питчер. Стоит отметить, что сам Чарли дважды пересекал Атлантический океан в одиночку на весельной лодке за 52 дня и за 35 суток. В 2013 года он стартовал с Канарских островов и спустя 35 суток финишировал на Антигуа, установив новый мировой рекорд для одиночек. Подробнее .

Менеджером проекта выступает другой известный океанский гребец, организатор гонок через океаны на весельных лодках – Саймон Чак (Simon Chalk). Этот англичанин имеет в своем активе 6 переходов через Атлантический океан и 2 перехода через Индийский океан на весельных лодках. Подробнее .

Организация такого масштабного проекта как пересечение Тихого океана — это супер-задача и нам нужны профессионалы высокого уровня. Если сравнивать Атлантику – здесь маршрут в 3 тыс. миль, который возможно преодолеть за один сезон. Тихий океан на участке Чили, восточное побережье Австралии, имеет протяженность маршрута почти 9 тыс. морских миль. Мы ориентируемся на 180-200 дней в океане и понятно, что в один сезон я не уложусь. Стартовать планирую летом (декабрь в Южном полушарии), а финишировать поздней осенью, штормов на подходе к Австралии мне не избежать. Лодка должна выдержать колоссальные нагрузки, и мне потребуются самые современные технологии, последние разработки в области океанских весельных проектов. Поэтому я пригласил в проект действующих океанских гребцов – Саймона и Чарли, к тому же они оба являются строителями лодок, каждый строил лодку для своих гребных марафонов. Мне также важен опыт Саймона как организатора гонок через океан, логистика Англия – Чили – Австралия достаточно сложная и нам потребуется его опыт. – Фёдор Конюхов

Название весельной лодки — Тургояк

Старт экспедиции. Первый раз Фёдор Конюхов стартовал 14 декабря 2013 из чилийского города Кон Кон (Con Con), регион Вальпараисо, но из-за неполадок с бортовыми аккумуляторами вынужден был вернуться в Кон Кон. Второй старт состоялся 22 декабря 2013, также из Кон Кона. Расчетное время запланированное для пересечения Тихого океана — 180-200 суток. Район финиша – восточное побережье Австралии, ориентировочно город Брисбен.

В рамках подготовки к этой экспедиции Фёдор Конюхов использовал информацию об одиночных переходах через Тихий океан с востока на запад в режиме нон-стоп следующий гребцов: (по материалам сайта www.oceanrowing.com)

  • Anders Svedlun (Швеция). Старт 27.02.1974. Финиш 06.09.1974. Время в пути 191 день. Место старта Чили (Huasco). Финиш острова Западные Самоа. Прошел 6 462 мили.
  • Peter Bird (Англия). Старт 23.08.1982. Финиш 14.06.1983. Время в пути 294 дня. Старт Сан-Франциско (США). Финиш Барьерный Риф (к востоку от Австралии), рядом с рекой Lockhart. Прошел 8 688 миль. Пересек экватор.
  • Jim Shekhdar (Англия). Старт 29.06.2000. Финиш 30.03.2001. Время в пути 273 дня. Место старта Перу. Место финиша остров North Stradbroke (Австралия). Прошел 10 652 мили. Основной ориентир для Фёдора Конюхова.
  • Maud Fontenoy (Франция). Старт 12.01.2005 из Перу (Лима). Финиш Маркизские острова (Французская Полинезия). Финиш 26.03.2005. Время в пути: 72 дня. Прошла 4 217 мили.
  • Alex Bellini (Италия). Старт 21.02.2008. Финиш 12.12.2008. Время в пути 294 дня. Место старта: Перу (Callao). Место финиша – Коралловое море (65 миль от побережья Австралии).
  • Serge Jandaud (Франция). Старт 12.06.2010. Финиш 23.11.2010. Время в пути – 163 дня. Место старта: Перу (Callao). Место финиша остров Wallis.

Фёдор Конюхов попытается пересечь Тихий океан с востока на запад от континента (Южная Америка) до континента (Австралия) без остановок и заходов на острова.

Карта маршрута данного перехода

31 мая 2014 года в 13:13 по местному времени (Брисбен) весельная лодка Тургояк коснулась побережья восточной Австралии, город Мулулаба.

Фёдор Конюхов пересек самый большой океан на планете на весельной лодке, от континента до континента, без заходов в порты, без посторонней помощи за рекордное время — 159 дней 16 часов 58 минут.

Грести, чтобы уложиться в назначенные 200 дней, предстоит по 11-12 часов в сутки.

Конюхов пересекал Атлантику 15 раз и совершил 4 кругосветных путешествия. Сейчас, по его признанию, настало время для нового мирового рекорда.

В океан — на девятиметровой лодке

Путешествие начнётся в чилийском порту Вальпараисо и закончится на восточном побережье Австралии. Через месяц с небольшим Конюхов отправится в Латинскую Америку, откуда стартует его плавание. Специально для мореплавателя создана лодка «Тургояк» девяти метров в длину, она почти на три метра длиннее предыдущей уникальной конструкции «УРАЛАЗ», на которой Конюхов переходил Атлантику. Новое плавсредство не тяжелее предыдущего: лодка изготовлена из углеволокна.

Конюхов только что покорил Атлантический океан на лодке, которая сейчас хранится на Южном Урале, в школе юных путешественников, открытой мореплавателем. Фото: Из личного архива Фёдора Конюхова

«Конечно, очень тяжело грести по 11-12 часов в день, — рассказывает Фёдор. — Учёные давно подсчитали, что ни один человек не сможет досчитать до миллиона. Может, и сможет, но не за один раз: за неделю, месяц. А мне предстоит досчитать до 4-х миллионов: примерно столько гребков вёслами я должен буду сделать за время путешествия, даже больше».

Лодка конструируется специально для Конюхова. Это первый в мире экземпляр, на котором Фёдор попытается в одиночку пересечь Тихий океан. Фото: Из личного архива Фёдора Конюхова

По словам Конюхова, никто не знает, какие неожиданности будут поджидать его в океане. По опыту прошлых плаваний он знает, что примерно через месяц его лодка обрастёт маленькими ракушками, которые будут мешать её ходу. Борты нужно будет очищать от наростов, специально для этого у мореплавателя есть гидрокостюм и скребок, но как быть с акулами, которые чуют человека за много километров, пока неясно.

Конюхов всегда лично контролирует процесс изготовления плавсредств. И в этот раз путешественник встретит свою лодку на таможне. Фото: Из личного архива Фёдора Конюхова

Спать путешественник будет привязанным к лодке, но и здесь таятся опасности, например, возможные шторма и ураганы. Конюхову предстоит и ночью думать о безопасности.

«Я всегда ложусь после двенадцати, потом встаю и с двух до четырёх молюсь, а совсем просыпаюсь в шесть утра, — рассказывает мореплаватель. — Мне к такому режиму не привыкать. Конечно, я не знаю, какие ещё опасности могут встретиться на пути. Например, в одной экспедиции мы видели гигантского спрута, щупальца которого в длину 36 метров».

Фёдор Конюхов встаёт в шесть утра, а ложится спать после двенадцати. С двух до четырёх ночи встаёт на молебен. Фото: Из личного архива Фёдора Конюхова

«Есть, чтобы грести»

«Для того чтобы грести по 11 часов в день, нужно употреблять продуктов на 6 тысяч калорий. Для этого мне нужно каждый день съедать 3 пачки специального корма — по вкусу он очень противный. Это сначала ничего, а потом он очень надоедает. У меня даже нет печки, а только специальная кружка с газовым баллоном, в которой можно вскипятить воду, потому что лодку сильно бросает. Я возьму удочку, но ловить рыбу можно будет не везде, а только там, где есть течение и планктон, месяцами не будет такой возможности, зато акулы будут сопровождать меня в течение всего пути», — говорит Конюхов.

Шоколадные чипсы и «второе». Путешественник будет питаться такой едой 200 дней. Фото: АиФ / Надежда Уварова

Фёдор показал спецпитание, которое специально для него разработано создателями продуктов для космонавтов. Запакованные герметично снеки и болоньезе приедаются, если брать 600 пачек такого питания, лодка груза не выдержит. Потому Конюхов погрузит в лодку 450 пакетов.

«Я буду идти по тридцатому градусу, рассказывает путешественник. — Мимо Таити, островов Робинзона Крузо, Пасхи, Питкэрн и до Австралии. То есть от континента до континента. Это 9 тысяч миль, в день я буду проходить 54 мили. Когда я шёл через Атлантику, у меня был рекорд 84 мили. «УРАЛАЗ» пустой весил 250 кг. Лодка сейчас длинней, 9 метров, но весит столько же, она построена по новым технологиям. За один гребок я должен проходить 4 метра. Компьютеры рассчитали, что в сутки я должен проходить 100 км. Когда-то я пройду больше, когда-то меньше. Для установления суточного мирового рекорда мне нужно пройти за один день сто миль».

Фёдор Конюхов показывает коллегам по карте, по какой широте планирует проложить свой маршрут. Фото: Из личного архива Фёдора Конюхова

«Готовлюсь духовно»

По признанию путешественника, тренироваться физически невозможно: если в Чили выйти на вёслах в океан, вернуться назад будет очень сложно: там очень мощные течения. Он считает, тренироваться человеку следует духовно, а не физически.

Очень сложно не только плыть на вёсельной лодке, когда вода постоянно захлёстывает и её уровень всего на тридцать сантиметров ниже края борта судна, но и находиться в одиночестве. С собой Фёдор берёт церковные песнопения и музыку разных жанров: никогда не узнаешь, какие предпочтения будут в пути: «Хотя в океане ты не один: есть дельфины, киты, другие обитатели».

Фёдор и дома, во время отдыха, не расстаётся с картой. Фото: Из личного архива Фёдора Конюхова

По мнению путешественника, из всех водоёмов планеты океаны наименее загрязнены. Настоящая угроза для них — пластик. Если в толщу воды попадает железо, те же консервные банки, они опускаются на дно и особого вреда не наносят. Так же и со стеклянными бутылками: они сделаны из песка, просто тонут. А вот пластик — обёртки, бутыли — не растворяется и плавает на поверхности. Киты, заглатывая воду, могут проглотить и пластиковую бутыль. Она забьётся в дыхало, и млекопитающее погибнет.

На Урале, где Конюхова поддержали друзья и бизнесмены, Фёдору подарили кусок метеорита — на счастье — и бутыль с водой из озера Тургояк — на лодке с одноимённым названием путешественник пересёк Атлантику, потому «она святая» для мореплавателя. Организаторы похода через Тихий океан признаются, что экспедиция стоит «примерно как автомобиль представительского класса».

Кусочек метеорита на счастье — дар от южноуральцев. Фото: АиФ / Надежда Уварова

Пока ни один путешественник мира не пересекал Тихий океан на вёслах. «Ждут, когда это сделают русские», — уверен Конюхов.

31 мая 2014 года в 13:13 по местному времени (Брисбен) весельная лодка Тургояк коснулась побережья восточной Австралии, город Мулулаба. Фёдор Конюхов пересек самый большой океан на планете на весельной лодке, от континента до континента, без заходов в порты, без посторонней помощи за рекордное время — 159 дней 16 часов 58 минут.

Стартовав 22 декабря 2013 из чилийского города Кон Кон (регион Вальпараисо) Фёдор Конюхов преодолел 9 400 морских миль (17 408 километров) за 159 дней.


Встреча прошла при большом стечении людей, местных жителей, гостей. После прохождения иммиграционных формальностей Фёдор Конюхов ступил на берег. Изначально планировалось, что он зайдет в яхт-клуб, находящийся в устье реки Мулулаба, но Фёдор принял решение уйти в берег и финишировать на городском пляже.


Закончился глобальный проект. Фёдор Конюхов - единственный россиянин пересекший Атлантический океан и Тихий океан на весельной лодке. Пересечение Атлантики состоялось в 2002 году за 46 дней.


В яхт-клубе Мулулаба состоялась пресс-конференция, на которой Фёдор рассказал о своем переходе. Ответы на вопросы будут опубликованы позже.

Посол России в Австралии Владимир Морозов зачитал приветствие Президента Российской Федерации Владимира Путина адресованное Фёдору Конюхову.

Мэр города Мулулаба подарил Фёдору доску для серфинга, Фёдор в свою очередь подарил ему весло, с которым прошел 17 тысяч километров.

Поздравляем всех с завершением этого глобального проекта. Штаб планирует расспросить Фёдора о всех деталях перехода и опубликовать интервью с ним на сайте.


Экспедиция прошла под эгидой Русского географического общества. Подробнее .

Инвесторами проекта выступают Олег Сиротин (Клуб-отель «Золотой Пляж» и горнолыжный курорт «Солнечная Долина» , город Миасс) и Сергей Еременко (автомобильный холдинг

Около двух третей маршрута длиной в 5500 морских миль (или 9000 километров) в океане уже преодолел отважный российский путешественник на одиночной весельной лодке. К мысу Горн он рассчитывает приплыть к концу февраля.

ПЛОХИЕ НОВОСТИ ДЛЯ ЭКОЛОГОВ

Испытания штормами, погодой, физическую усталость - это только одна сторона тягот кругосветки. Не менее (а то и более) трудно пройти испытание одиночеством. За первые полтора месяца пути к лодке лишь единожды подплывали дельфины:

«Большая стая. Очень меня порадовали и повеселили. Долго крутились под лодкой, изучали. Наверное, недоумевали, что здесь делает человек» , - описывает Конюхов. - Вообще океан пустой, нет ни китов, ни дельфинов, даже альбатросов очень редко вижу. Если убрать из моего распорядка ежедневный звонок в Москву по спутниковому телефону, можно подумать, что есть только Океан и я. Больше никого. Где семь миллиардов человек?»

У Конюхова для экологов плохие новости: это шестой его поход в южных широтах с 1990 года, и с каждым разом путешественник видит все меньше и меньше представителей фауны. Переживает: «Мы за эти 30 лет опустошили океан, съели и истребили все живое. Мне кажется, я имею право так говорить. У меня точные наблюдения. Когда ты идешь на яхте или на весельной лодке, ты видишь все детали, замечаешь все мелочи. С борта научно-исследовательского судна такое наблюдение не проведешь».

Впереди огромный океан, самый большой океан на планете – Тихий. Пусть он окажет Федору теплый прием.
Следить за маршрутом путешественника в реальном времени можно .

Справка «СВ»

1990-91 – кругосветное плавание на яхте «Караана» (Сидней – Сидней, Австралия)
1998-99 – кругосветная гонка «Around Alone» на яхте «СГУ» (США – ЮАР – Новая Зеландия – мыс Горн – Уругвай – США)
2005 – кругосветное плавание на яхте «Алые Паруса» Англия – Тасмания – мыс Горн – Англия.
2008 – плавание вокруг Антарктиды (Олбани – Олбани, Австралия)
2009 – перегон яхты «Алые Паруса» из Новой Зеландии (Окленд) на Фолклендские острова.

22 декабря 2013 года из чилийского порта Конкон в открытый океан вышла весельная одноместная лодка. Конечной точкой маршрута значился австралийский город Мулулаба. На борту лодки был всего один член экипажа - Федор Конюхов.

12 декабря 2012 года, в свой день рождения - ему сейчас 62 - путешественник объявил о намерении пересечь Тихий океан на гребной лодке без заходов в порты и без сопровождения. Произошло это в Англии, куда Конюхов прилетел на утверждение окончательной версии лодки под рабочим названием "К9". По решению Конюхова эта лодка сохранила классический дизайн и формы его предыдущей лодки "УРАЛАЗ", на которой он в 2002 году за 46 суток пересек Атлантику.

Лодку изготовили из карбона. Корпус - 9 метров длины и 1,6 метра ширины, разделен на 5 водонепроницаемых переборок. Показательно, что все строители "К9" и сами профессиональные мореплаватели, имеют опыт одиночных морских переходов на веслах. В частности, главный менеджер по строительству англичанин Чарли Питчер дважды пересекал Атлантический океан в одиночку на весельной лодке. Среди создателей есть и гребцы, пересекавшие на веслах Индийский океан.

Впрочем, Тихий океан некорректно сравнивать с другими. "Атлантика - это маршрут в 3 тыс. миль, который возможно преодолеть за один сезон, - поясняет Конюхов. - Тихий океан на участке Чили - восточное побережье Австралии имеет протяженность маршрута 9 тыс. морских миль. Понятно, что в один сезон я не уложусь. Стартовать планирую летом (декабрь в Южном полушарии), а финишировать поздней осенью, штормов на подходе к Австралии мне не избежать. Лодка должна выдержать колоссальные нагрузки, и мне потребуются самые современные технологии, последние разработки в области океанских весельных проектов. Потому я пригласил в проект действующих океанских гребцов".

Позже лодка вместо безликого "К9" получила название "Тургояк".

Тургояк - крупное пресное озеро в Челябинской области около города Миасса. Очень живописное. Кроме своих красот, знаменито тем, что летом на нем проходят всероссийские регаты на Кубок Конюхова. Здесь же - дом-музей путешественника. Как напоминают устроители регаты, именно на этом озере он восстанавливается после сложных экспедиций и черпает вдохновение для своих новых проектов.

А вот самым дотошным почитателям подвигов путешественника, которые попытаются выяснить этимологию названия лодки, боюсь, придется отказаться от затеи. Миссия невыполнима. Дело в том, что происхождение термина Тургояк не совсем очевидно даже для краеведов. Предположительно, слово из башкирского языка, но убедительного толкования топонима нет. Вариантов перевода множество, один нелепее другого: от "Стоп нога" до "Большая курица". Есть и романтическая версия: озеро получило свое название от старинной легенды о любви юноши Тура и девушки Гояк.

Как бы там не было, но "Тургояк" уже вошел в историю самых невероятных путешествий. "Первое в истории одиночное путешествие на весельной лодке от берегов Чили к Австралии прошло успешно, - констатировал в поздравительной телеграмме Конюхову президент Путин. - Вы продолжили замечательные традиции великих русских исследователей и путешественников, которые внесли большой вклад в изучение Мирового океана".

Покорение стихии, как всегда, далось тяжело. Маршрут через Тихий океан пролегал в коридоре 30-35 градусов Южной широты, и в этих широтах Федору пришлось огибать острова Робинзона Крузо, Пасхи, Питкерн и другие. Пройдя первую половину пути (4000 миль) лодка вошла в зону атоллов, многие из которых до сих пор не обозначены на карте. В этой части океана слабое судоходство и в случае аварийной ситуации помощи можно ждать неделю и более, в отличие от Атлантического океана, где по статистике помощь яхтсменам приходит в течение суток. "Главная трудность такого рода испытания состоит в его монотонности, - признался Конюхов. - Каждый день я старался грести по 18 часов, спал по 20-25 минут, но не более 2,5 часов в сутки. Меня не выбросило на острова или рифы, я избежал столкновений с судами, не получил никаких травм, и, конечно, мой подход к берегам Австралии в идеальную погоду и безопасная высадка - все это благодаря молитвам".

Мотив рекордного плавания - не столько наука и спортивный интерес. Во всяком случае, так утверждает сам Конюхов. Рекорд - ради молодого поколения, которому он хочет привить дух романтики.

"Я путешествую, чтобы люди больше мечтали", - говорит путешественник. Добавляя, что его следующая цель - перелет вокруг Земли на воздушном шаре.

Тихий океан Конюхов пересек на весельной лодке-одиночке за 160 дней при плане в 200 дней. Прежнее лучшее достижение составляло 273 дня. Такой результат показал 52-летний англичанин Джим Шекдар.

Досье "РГ"

Федор Конюхов родился в 1951 году на Украине, на берегу Азовского моря, в селе Чкалово. По профессии судоводитель (Одесское мореходное училище и Ленинградское арктическое училище), художник и скульптор (Бобруйское художественное училище), почетный академик Российской академии художеств, автор 3 тыс. картин. Член Союза писателей РФ, автор 12 книг.

Совершил 4 кругосветных плавания. Первый в мире человек, который достиг 5 полюсов: Северного географического (трижды), Южного географического, Полюса относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эвереста (полюс высоты) и полюса яхтсменов Мыс Горн. Первый гражданин России, поднявшийся на "7 Вершин мира".

В 2010 рукоположен в дьяконы и принял сан священника в Свято-Никольском храме Запорожья.

У него большая семья: жена, два сына и дочь, четыре внука и две внучки.

Поделиться