Павел сухой биография на английском. Сухой Павел Осипович - биография

П.О.Сухой

Сухой Павел Осипович (1895-1975), выдающийся советский авиаконструктор, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской, Ленинской и Государственных премий СССР.

Павел Осипович Сухой родился 22 июля 1895 г. в местечке Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии в семье учителя начальной школы. В 1897 г. семья переезжает в Гомель. Здесь Павел Сухой поступает в гимназию и заканчивает ее с серебряной медалью. В Гомеле он впервые увидел полет самолёта «Фарман», пилотируемого С.Уточкиным . Вероятно, тогда и родилась мечта самому строить самолёты, поэтому после окончания гимназии Павел Осипович решил поступить в Московское императорское техническое училище, в котором профессор Н.Е.Жуковский читал лекции и вел кружок воздухоплавания. Но студентом училища П.Сухой становится после года учебы в Московском университете, в 1915 г.

В 1916 г. П.О.Сухой был призван в армию (шла первая мировая война). Он заканчивает 2 Петроградскую школу прапорщиков и два года служит младшим офицером, а затем начальником пулеметной команды 733 пехотного полка на Северо-Западном фронте. Полёты «фарманов», «ньюпоров», «де хэвилендов» Сухой наблюдает уже в боевых условиях.

С 1918 г. Павел Осипович в течение двух лет преподает математику в школе в городе Лунинец недалеко от Бреста. В 1920 г. он вторично подает прошение о приеме в Московское техническое училище и становится студентом механического отделения. Одновременно с учебой с 1924 г. П.Сухой работает чертёжником в ЦАГИ , там под руководством А.Н.Туполева он делает дипломный проект «Одноместный истребитель с мотором 300 л.с».

13 марта 1925 г. П.О.Сухому устанавливают 13 разряд, он начинает работать в АГОС (авиация, гидроавиация, опытное строительство) ЦАГИ. После окончания училища в мае 1925 г. П.О.Сухой - инженер-конструктор АГОС ЦАГИ.

С 1925 по 1931 гг. под руководством А.Н.Туполева П.О.Сухой принимает участие в создании самолётов И-4 (АНТ-5) , ТБ-1 (АНТ-4) , ТБ-3 (АНТ-6) , Р-3 (АНТ-3) , Р-7 (АНТ-10) , АНТ-9 и торпедных катеров ГАНТ-3, Т-3, Г-3, Г-5, Г-8, Г-6.

В апреле 1932 г. П.О.Сухого назначают руководителем бригады по проектированию и постройке знаменитого впоследствии самолёта РД («Рекорд Дальности», АНТ-25) . Требование дальности полета РД привело к созданию крыльев необычно большого удлинения (13,1), а задача сохранения прочности была блестяще решена размещением бензина в кессоне крыла. На этой машине, как известно, были успешно совершены дальние перелёты, в том числе через Северный полюс в Америку экипажами В.П.Чкалова и М.М.Громова , и установлены два мировых рекорда дальности (по прямой и по замкнутому маршруту) без посадок. «Это была превосходная во всех отношениях машина, по тому времени лучшая в мировой практике самолётостроения», - так отозвался о самолёте один из участников перелетов А.В.Беляков. На базе РД бригада П.О.Сухого сконструировала одномоторный бомбардировщик ДБ-1 , а затем двухмоторный ДБ-2 , на гражданском варианте которого («Родина») женский экипаж в составе В.С.Гризодубовой , П.Д.Осипенко и М.М.Расковой в сентябре 1938 г. совершил беспосадочный перелет Москва - Керби (Дальний Восток), установив международный женский рекорд дальности.

За исключительные заслуги в области создания легких металлических самолётов и в связи с 15-летием ЦАГИ П.О.Сухой в 1933 г. был награжден орденом Красной Звезды, за создание самолётов РД и «Родина» - орденами «Знак Почёта» (1936 г.) и Трудового Красного Знамени (1938 г.).

В 1932- 1934 гг. бригадой Сухого был спроектирован истребитель-моноплан И-14 (АНТ-31) - первый в СССР самолёт такого типа с убирающимся в полете шасси. В 30-е годы в конкурсе на разработку многоцелевого фронтового самолёта победил проект, созданный бригадой П.О.Сухого. Первый экземпляр самолёта, получившего название «Иванов» (АНТ-51) , был поднят в воздух в августе 1937 г.

В 1939 г. под руководством П.О.Сухого организуется конструкторское бюро. Был запущен в серию ближний бомбардировщик «Иванов» - ББ-1, а с 1940 г. начался массовый выпуск этих самолетов, получивших название Су-2 . Самолёты Су-2 успешно сражались в первые годы Великой Отечественной войны под Львовом, Киевом, Сталинградом, затем на Орловско-Курской дуге, а в качестве корректировщика - до конца боев под Ленинградом.

В 1940 г. П.О.Сухому, без защиты диссертации была присвоена учёная степень доктора технических наук.

В конце 30-х годов конструкторские бюро, руководимые С.А.Лавочкиным , А.С.Яковлевым , А.И.Микояном и П.О.Сухим, приступили к разработке истребителей нового типа. КБ Сухого создало высотный перехватчик Су-1 с двумя турбокомпрессорами, который выгодно отличался от других отечественных истребителей небольшой посадочной скоростью, но из-за ненадежности турбокомпрессоров в серию не пошел.

Перед началом второй мировой войны становится актуальной идея создания самолёта непосредственной поддержки войск на поле боя - штурмовика. КБ П.О.Сухого создает штурмовик Су-6 , отличающийся высокими летно-техническими данными, по скорости и вооружению превосходящий знаменитый Ил-2 . За создание Су-6 конструктор в 1943 г. был удостоен Сталинской премии I степени. Однако этот самолёт не был запущен в серию из-за трудностей в переналаживании производства в военной обстановке. По этой же причине не удалось запустить в серию и штурмовик Су-8 (ДДБШ) , который по мощности стрелкового, артиллерийского и бомбового вооружения не имел себе равных. В годы войны был создан оригинальный по конструкции самолёт Су-5 с комбинированной силовой установкой, развивший невиданную в то время скорость - до 800 км/ч. Это уже были подступы к созданию самолётов с реактивными двигателями.

Первым реактивным самолётом КБ П.О.Сухого стал созданный в 1946 г. фронтовой истребитель Су-9 с двумя турбореактивными двигателями РД-10 . На Су-9 впервые в практике отечественного самолётостроения были применены бустерное управление элеронами, катапультируемое сиденье, тормозной парашют и др. Затем создаются истребитель-перехватчик Су-11 , первый советский трансзвуковой самолёт Су-15 , экспериментальный истребитель Су-17 со скоростью полета, соответствующей числу М=1. На Су-17 впервые в мире решался вопрос спасения лётчика на больших высотах с помощью отделяемой носовой части фюзеляжа вместе с герметичной кабиной. Но самолёту, опередившему время, взлететь не удалось из-за ликвидации КБ в 1949 г. Главному конструктору предложили заняться ракетами, а после того, как П.О.Сухой отказался, назначили заместителем А.Н.Туполева.

Только несгибаемая воля, верность призванию и высочайший профессионализм помогли П.О.Сухому пережить это труднейшее время. Когда в 1953 г. вновь ему предложили возглавить КБ, у него уже были готовы проекты новых самолётов. КБ приступает к созданию фронтового истребителя С-1 , на котором весной 1956 г. была достигнута рекордная скорость - 2170 км/ч, и первого советского самолёта с треугольным крылом Т-3, на опытных и серийных образцах которого в 1959-1962 гг. лётчиками-испытателями В.С.Ильюшиным , А.А.Козновым и Б.М.Адрияновым были установлены мировые рекорды высоты и скорости полёта. Показанные на воздушном параде в 1956 г. самолёты Сухого произвели колоссальное впечатление. Именно тогда в зарубежной печати П.О.Сухого назвали «конструктором, вышедшим из тени».

С 20 декабря 1956 г. П.О.Сухой - генеральный конструктор, 12 июня 1957 г. ему присваивается звание Героя Социалистического Труда. В 60-е годы коллектив П.О.Сухого создает самолёты для советских ВВС и ПВО. В их числе всепогодный истребитель-перехватчик Су-15 . «Сделай Павел Осипович только один этот самолёт,- сказал Е.Я.Савицкий , дважды Герой Советского Союза, маршал авиации, - его уже можно было бы назвать выдающимся конструктором, а на его счету много других замечательных машин». В 1965 г. были запущены в серию новые модификации истребителя-бомбардировщика Су-7Б , в конструкции которого впервые удалось объединить качества, присущие штурмовику, бомбардировщику и истребителю.

В августе 1966 г. был поднят в воздух первый в СССР экспериментальный самолёт С-22И с крылом изменяемой стреловидности. В августе 1972 г. В.С.Ильюшин - шеф-пилот ОКБ - поднял в воздух первый в мире сверхзвуковой самолёт Т-4 с дистанционной системой управления - новое слово дальней сверхзвуковой авиации. «При обсуждении параметров нового самолёта, нередко идя на риск, - писал

Есть в нашем прошлом такие люди, которые... как бы это получше сказать... предвосхищают историю, что ли. Смотрят в такие дали, куда их современники даже не отваживаются поднять взгляд. Превосходят свое время. Одним из таких людей был авиаконструктор Павел Осипович Сухой .
Сегодня исполнился 41 год, как ушел из жизни этот выдающийся Человек.


Т-4 "Сотка"

Позже наработки по "сотке" легли в основу многорежимного стратегического бомбардировщика Ту-160 .

Опыт Вьетнамской войны показал, что с появлением ЗРК фронтовая авиация ушла на малые и сверхмалые высоты. Стране понадобился новый ударный самолет, умеющий летать на малой высоте с огибанием рельефа местности. Им стал фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Су-24.
Су-24 стал первым самолетом с системой катапультирования, обеспечивавшей спасение экипажа практически на всех режимах полета, включая этапы нахождения на земле (режим "0 - 0").


Фронтовой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла Су-24

Последней машиной Павла Осиповича стал штурмовик Су-25, разработку которого КБ начало в инициативном порядке. Военные на тот момент списали штурмовики как класс и потому их реакция на проект была отрицательной.
Но Сухой твердо стоял на своем.
«Продолжайте работу , — сказал он конструкторам, работавшим над проектом штурмовика, - Военные сами не понимают, что им нужен именно этот самолет. Пройдет немного времени, и все встанет на свои места» .

И действительно - прошло немного времени и военным срочно понадобился штурмовик. Началась война в Афганистане.


15 сентября 1975 года Павел Осипович умер, но можно сказать, что он приложил руку к еще одному замечательному самолету - истребителю завоевания превосходства в воздухе Су-27.
Аэродинамическая схема, размерность, использование интегральной компоновки и неустойчивости в продольном канале, а также некоторые другие решения для самолета Т-10 (так назывался прототип Су-27), определившие успех будущего истребителя - были выбраны именно Павлом Осиповичем Сухим.


Истребитель завоевания превосходства в воздухе Су-27

Павел Осипович Сухой - доктор технических наук, Дважды Герой Социалистического Труда, Кавалер трёх орденов Ленина (1945, 1957, 1975), орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени (1938), Красной Звезды (22.12.1933) и «Знак Почёта» (1936), лауреат государственных премий, депутат верховного совета СССР (1958-1974) при всех своих способностях и регалиях был отличным коллегой и руководителем, отзывчивым человеком.

Вот что говорят о нем современники:

Владимир Балуев , российский инженер-авиаконструктор; начал работать в бригаде Павла Сухого с 1929 года:

«...Подкупали вежливость, спокойствие, работоспособность Павла Осиповича, его четкие ответы на все задаваемые вопросы, внимание и благожелательность к начинающим конструкторам... Молодые конструкторы рвались в бригаду Сухого, там было особенно интересно. ...Он не терпел безответственного отношения к порученному делу, пустопорожних разговоров, подхалимства, недисциплинированности, очковтирательства. Сам Павел Осипович был отличным конструктором-новатором... Он умел... вызвать интерес к теме, заставить мыслить, искать новые пути...»


Леонид Кербер , российский авиаконструктор, заместитель Генерального авиаконструктора Андрея Туполева:

«Я познакомился с Павлом Осиповичем Сухим (в 1937 году), когда два самолета АНТ-25 начали непосредственно готовить к перелету в США. Сухой был ведущим конструктором этих машин... Необыкновенный педантизм... Врожденные черты характера Павла Осиповича - внутренняя убежденность в своей правоте, невозмутимость... Мне посчастливилось работать со многими крупными авиаконструкторами. И, к чести Павла Осиповича, ...почти никто из них не обладал такой выдержкой и самоконтролем, способностью сдерживать в себе гнев, раздражительность, возмущение, как Павел Осипович Сухой.»


А. К. Аронов , российский инженер, Ведущий авиаконструктор упраздненного Конструкторского бюро В. Г. Ермолаева (после его смерти) в 1946 году:

«Мы были наслышаны об особой требовательности Павла Осиповича... Но в первые же дни стало ясно, что перед нами - образец истинного руководителя. Личный пример деловитости, требовательности к дисциплине и порядку, стремление вникать в самую глубину решаемой задачи, корректность в обращении, ни малейшего панибратства и врожденная интеллигентность были присущи нашему новому Главному конструктору. ...Сдержанность и «сухость» Павла Осиповича вовсе не означали его душевную сухость, он был заботлив и чуток к людям.»

За выдающиеся работы в области авиационной науки и техники Павел Осипович награждён золотой медалью имени академика А. Н. Туполева № 001 Академии наук СССР (1975), посмертно.

Но лучше всего о его конструкторский гений характеризуют коллеги:

Маршал авиации С.И. Руденко :

«При выборе параметров нового самолёта, зачастую идя на риск, Павел Осипович Сухой брал к разработке исключительно наивысшие данные, которые были на грани возможности науки и техники того времени, а порой даже несколько выше. И главное, он воплощал все это в реальность.»


Советский Генеральный конструктор авиационной техники, Герой Социалистического труда Архип Люлька :

«Павел Осипович Сухой создал образцы авиационной техники на острие науки, на грани научной фантастики. Первым среди других Генеральных конструкторов он находил решения, определявшие профиль современных самолетов.»


Советский авиаконструктор дважды Герой Социалистического Труда, Лауреат четырёх Сталинских премий Семён Лавочкин :

«Если у какого конструктора и учиться, так это у Сухого»


Советский авиаконструктор академик Олег Антонов :

«Все [советские] Генеральные авиаконструкторы, несомненно, высокообразованные люди, а Павел Осипович Сухой в науке был все-таки выше всех нас, хотя и не имел звания академика. Я не отступлю от истины, если назову Павла Осиповича квинтэссенцией нашей [советской] авиации.»

2018-11-15T17:05:43+00:00

Сухой Павел Осипович (1895-1975).

Родился 10 (22) июля 1895 года в селе ныне городе Глубокое Витебской области (Белоруссия) в семье учителя народной школы Осипа Андреевича и Елизаветы Яковлевны Сухих. Белорус. В 1905 году Павел поступил в Гомельскую мужскую гимназию и в июне 1914 года окончил её с серебряной медалью. С июня 1915 года учился в Московском технологическом училище.

В 1916 году был призван в Русскую Императорскую Армию, окончил 2-ю Петроградскую школу прапорщиков и с августа того же года служил в запасном полку в Екатеринбурге. В 1917 году участвовал в Первой Мировой войне на Северо-Западном фронте: младший офицер 733-го пехотного полка, с октября 1917 года — начальник пулемётной команды того же полка. В марте 1918 года демобилизован.

Вернулся в родные края, в 1918-1920 годах работал учителем средней школы в городах Лунинец и Гомель, инструктором промышленной кооперации Гомельского райсоюза.

В сентябре 1920 года снова приехал в Москву и возобновил учёбу. После окончания Московского высшего технического училища имени Н.Э.Баумана в 1925 году распределён на работу в отдел АГОС (авиации, гидроавиации и опытного строительства, в будущем стал основой конструкторского бюро А.Н.Туполева) в составе Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), инженер-конструктор. Активно участвовал в разработке самолётов А.Н.Туполева: АНТ-3 (Р-3) , АНТ-4 (ТБ-1) , АНТ-5 (И-4) , АНТ-6 (ТБ-3) , АНТ-7 (Р-6) , АНТ-10 (Р-7) , АНТ-13 (И-8) , АНТ-14 «Правда» . С октября 1930 года — начальник бригады АГОС, выезжал в длительные командировки на авиазаводы Германии и Италии.

С мая 1932 года — начальник объединённой бригады № 3 ЦАГИ. Именно тогда началась его самостоятельная контрукторская деятельность: им начато создание самолёта АНТ-25 , предназначенного для сверхдальних перелётов. Самолёт был спроектирован и построен в сжатые сроки, в июле 1933 года экипаж М.М.Громова совершил на нём сверхдальний перелёт по замкнутому маршруту. Следующим успехом стало создание самолёта АНТ-37бис «Родина» , на которой женский экипаж П.Осипенко , В.Гризодубовой и М.Расковой в 1938 году совершил сверхдальний перелёт Москва — Дальний Восток.

С мая 1936 года — заместитель начальника Конструкторского отдела Главного управления авиационной промышленности Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР, работал над близким бомбардировщиком ББ-1 (наработки использованы при создании Су-2).

С февраля 1939 года — главный конструктор авиазавода № 135 в Харькове. Принимал решающее участие в конкурсной разработке самолёта «Иванов», закончившейся созданием боевого многоцелевого самолёта Су-2, применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны.

С апреля 1940 года — главный конструктор авиазавода № 289, на базе конструкторского бюро которого выросло знаменитое на весь мир Конструкторское бюро П.О.Сухого (ныне — ОАО «ОКБ Сухого»), базировавшегося на ряде заводов в Подмосковье и Москве, одновременно с ноября 1940 года — директор этого завода. В 1942-1943 годах под его руководством был создан бронированный штурмовик Су-6 (Сталинская премия 1-й степени, 1943 г.). В 1949-1953 годах заместитель главного конструктора в КБ А.Н.Туполева. С 1953 года главный конструктор вновь воссозданного своего КБ (с 1956 г. — Генеральный конструктор).

В послевоенные годы Сухой был в ряду первых советских авиаконструкторов, возглавивших работы в области реактивной авиации, создав несколько опытных реактивных истребителей. После воссоздания КБ под его руководством разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превысившей скорость звука, истребители-перехватчики Су-9 , Су-11 и Су-15 , истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колёсно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полёте стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24 , штурмовик Су-25 , истребитель Су-27 и другие самолёты. Были также разработаны ряд не реализованных проектов, например С-13 .

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года за выдающиеся заслуги в области создания новых образцов авиационной техники Сухому Павлу Осиповичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

На самолетах конструкции Сухого установлены два мировых рекорда высоты (1959 г., 1962 г.) и два мировых рекорда скорости полёта по замкнутому маршруту (1960 г., 1962 г.).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июля 1965 года за создание новых образцов авиатехники и в связи с семидесятилетием со дня рождения Сухой Павел Осипович награждён второй золотой медалью «Серп и Молот».

В 1958-1974 годах — депутат Верховного Совета СССР.

Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 15 сентября 1975 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
В городе Гомель установлены бюст Героя и мемориальная доска на здании бывшей гимназии, в которой он учился, в Москве — мемориальные доски на доме, в котором он жил, и на здании МГТУ. Его именем названы Гомельский государственный технический университет, улицы в Москве (2004) и Гомеле. В 1985 году в школе № 1 города Глубокое был открыт музей П.О.Сухого.

Награды:
-в 1957 году присвоено звание Героя Социалистического Труда,
-в 1965 награждён второй золотой медалью Героя Социалистического Труда,
-кавалер трёх орденов Ленина (1945 г., 1957 г., 1975 г.),
-орден Октябрьской Революции,
-орден Трудового Красного Знамени,
-орден Красной Звезды,
-орден «Знак Почёта»,
-Сталинская премия первой степени (1943 г. — за создание штурмовика Су-6),
-Ленинская премия (1968 г.),
-золотая медаль имени академика А.Н.Туполева № 001 (1975 г. — посмертно),
-Государственная премия СССР (1975 г. — посмертно).

Павел Сухой в детстве.

Гимназист Павел Сухой.

Страна Научная сфера самолётостроение Место работы
  • Сухой
  • Туполев
Альма-матер Московское высшее техническое училище Учёная степень доктор технических наук () Учёное звание профессор Награды и премии Павел Осипович Сухой на Викискладе

Па́вел О́сипович Сухо́й (белор. Павел Во́сіпавіч Сухі́ ; 10 (22) июля (1895-07-22 ) , город Глубокое , Дисненский уезд , Виленская губерния , Российская империя (ныне Витебской области , Беларусь) - 15 сентября , Москва , СССР) - выдающийся советский авиаконструктор , доктор технических наук, один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации.

Андрей Сухой, дед Павла Сухого по отцовской линии, был небогатым белорусским крестьянином .

Отец Павла, Осип Андреевич Сухой, крестьянствовал вместе с отцом. Обнаружил в детстве незаурядные способности. На «мирские средства» - деньги, собранные односельчанами «всем миром», - получил образование в учительской семинарии . Затем работал учителем в родном селе. Женился на белорусской девушке .

Мать, Елизавета Яковлевна Гисич, предположительно, домохозяйка . В семье Сухих было шестеро детей - пять девочек и один мальчик - Павел .

Жизнь в Гомеле

В 1900 году отцу предложили заведовать Школой для детей железнодорожников в Гомеле , и семья переехала в город. Первоначально семья Сухих снимала квартиру рядом со Школой. Помимо преподавательской деятельности, Осип Андреевич организовал для учеников Школы кружок хорового пения , которым и руководил .

Отец, Осип Андреевич, собрал в своем доме большую личную библиотеку, любил музыку и хоровое пение. В доме Сухих все увлекались чтением, игрой на скрипке и пением. В семье также общими усилиями выпускался домашний молодёжный рукописный журнал «Молодая поросль». В журнал дети охотно писали рассказы, стихи, рассказывали о своих впечатлениях, помещали рисунки и дружеские шаржи .

Учёба в Гомельской мужской гимназии

В 1905 году Павел поступил в Гомельскую мужскую гимназию . Ныне это старый корпус Белорусского государственного университета транспорта .

Окончил гимназию в июне 1914 года, имея оценку «хорошо» по латинскому и немецкому языкам и отличные оценки по остальным десяти предметам.

В «Аттестате зрелости» сделана следующая запись: .

Дан сыну начального учителя из крестьян… в том, что вступив в Гомельскую гимназию 16 августа 1905 года, обучался в ней по 8.VI.1914 года. Во внимание к постоянному отличному поведению и прилежанию и к отличным успехам в науках, в особенности же в математике и физике , Педагогический Совет постановил наградить Павла Сухого Серебряной медалью .

В дальнейшем Павел Сухой свободно читал авиационную техническую литературу на немецком языке, а также, хорошо владея латынью, со словарем - на ряде европейских языков - английском , французском , итальянском и других, что в значительной степени повлияло на его успехи в инженерной и административной деятельности. Павлу Сухому позднее также помогали переводить техническую литературу - с французского - жена Софья, с английского и французского языков - дочь Ирина.

Событие, определившее судьбу

Рассказывая дочери Ирине о своем отрочестве , Павел Сухой отметил, что самым сильным впечатлением этих лет были показательные полёты над Гомелем аэроплана , который пилотировал русский авиатор Сергей Уточкин . Полёты проходили в рамках публичных гастролей Уточкина по городам Российской империи.

Московский период жизни до 1915 года

Павел Сухой мечтал поступить в Императорское Высшее техническое училище в Москве, - единственное учебное заведение Российской империи, где изучались теоретические и технические проблемы воздухоплавания на аппаратах тяжелее воздуха .

Отец, Осип Сухой, в 1914 году выслал необходимые для поступления документы в Москву своему родственнику. Тот, опасаясь утери документов, подал в Приёмную комиссию только копии. По этой причине Павлу Сухому в сдаче вступительных экзаменов в ИВТУ было отказано .

Несмотря на это, Павел приехал в Москву и сам подал документы, теперь уже в Московский университет . Успешно сдав вступительные экзамены, он стал студентом математического факультета университета . Через год, покинув Московский университет, Павел Сухой всё-таки поступил в Императорское Московское техническое училище , успешно сдав вступительные экзамены. Здесь он стал членом Кружка воздухоплавания, который создал и которым руководил профессор Николай Жуковский .

Первая мировая война. Служба в армии

Вооруженный конфликт в Европе перерос в Мировую войну . В 1915 году, по достижении призывного возраста, Павел Сухой был мобилизован на военную службу в российскую армию . После обучения в Школе прапорщиков послан на Западный фронт в действующую армию, где служил в артиллерии . После Октябрьской революции 1917 года Восточный фронт развалился. Павел Сухой вернулся в Москву, но Техническое училище было закрыто. Тогда он принял решение вернуться на родину в Белоруссию , в родительский дом в Гомеле .

1918-1920 годы, Белоруссия

Павлу Сухому было предложено место учителя математики в небольшом городе Лунинец , неподалеку от Брест-Литовска , в Западной Белоруссии . В этой школе он познакомился с молодой учительницей французского языка Софьей Феликсовной Тенчинской, своей будущей женой .

В 1919 году Павел Сухой, Софья Феликсовна и несколько других учителей, спасаясь от продвигающихся польских войск , вынуждены были выехать в Гомель. Здесь они продолжали учительствовать в Школе для детей железнодорожников, которой заведовал отец Осип Андреевич Сухой . Добывая в окрестных деревнях продукты для семьи, Павел заболел сыпным тифом , а затем перенёс скарлатину , которая дала осложнение на горло. Имея хороший слух и приятный тенор , в юности в кругу семьи Павел иногда пел . Теперь, после перенесённого заболевания, он даже говорил приглушенно, с трудом. Быть может, поэтому в дальнейшем говорил мало и прослыл «молчуном» . По этой причине коллеги по работе полагали, что Павел Сухой «несколько суховат» в общении.

В 1920 году вышло Постановление Совета народных комиссаров (Правительства) Российской социалистической республики о возвращении студентов в высшие учебные заведения . Летом 1921 года Павел Сухой принял решение ехать в Россию с намерением продолжить учёбу в Техническом училище в Москве .

1921-1925 годы, жизнь и учёба в Москве

В марте 1918 года профессор Николай Жуковский создает в Москве «Летучую лабораторию» - первое советское исследовательское учреждение по вопросам авиации .

28 июня 1918 года Владимир Ульянов (Ленин) подписывает Декрет о национализации всех авиационных предприятий России. В Москве создаются Авиатехникум и Институт инженеров Красного Воздушного Флота. 3 декабря 1920 года ректором ИИКВФ избран профессор Н. Е. Жуковский. Организован ЦАГИ - Центральный аэрогидродинамический институт, государственное научно-исследовательское учреждение, который возглавили Николай Жуковский и его ученик - молодой авиаконструктор Андрей Туполев . После перенесённого тифа и двух кровоизлияний в мозг 17 марта 1921 года первый учитель Павла Сухого в области авиационной инженерии российский ученый Николай Егорович Жуковский скончался в Москве .

Семья

Осенью 1921 Павел Сухой вернулся в знакомые ему аудитории Технического училища в Москве. В 1923 году из Гомеля в Москву приехала и Софья Феликсовна Тенчинская (1895-1982) - помочь овдовевшей сестре, оставшейся с малыми детьми. Белоруска стала преподавать иностранные языки в Институте физкультуры. Павел и Софья случайно встретились на улицах Москвы. Павел Осипович сделал землячке предложение стать его женою, и они поженились. Молодожёны жили вначале в маленькой комнатке жены. Здесь у них родилась дочь Ирина Павловна (1925-2009), в замужестве - Воскресенская. Позднее родился сын Дмитрий Павлович (1932-2000) .

Днем Павел Сухой учился в МВТУ, а вечерами подрабатывал в Конструкторском бюро Николая Васильевича Фомина, где проектировались дирижабли. Павел также продолжал занятия в авиационном кружке при Училище .

Летом семья уезжала на родину в родную Беларусь. Здесь в Гомеле их радушно принимали в доме Осипа Андреевича Сухого - директора сельской школы, получившего звание «Народный учитель Белоруссии» .

Защита дипломного проекта прошла успешно.

В свидетельстве об окончании Московского Высшего технического училища написано следующее :

Андрей Туполев разглядел в Павле Сухом талант авиационного конструктора и пригласил молодого инженера на работу в АГОС (Авиация. Гидроавиация. Опытное строительство) - Конструкторский отдел Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) в Москве. Павел согласился, и был направлен в Конструкторскую бригаду А. Н. Путилова на должность инженера-конструктора.

Портрет

...Подкупали вежливость, спокойствие, работоспособность Павла Осиповича, его четкие ответы на все задаваемые вопросы, внимание и благожелательность к начинающим конструкторам... Молодые конструкторы рвались в бригаду Сухого, там было особенно интересно. ...Он не терпел безответственного отношения к порученному делу, пустопорожних разговоров, подхалимства, недисциплинированности, очковтирательства. Сам Павел Осипович был отличным конструктором-новатором... Он умел... вызвать интерес к теме, заставить мыслить, искать новые пути...
Когда в 1939 году я пришел в Конструкторское бюро, меня встретил стройный, выше среднего роста, гладко причесанный, несколько аскетического вида человек в белоснежной рубашке без галстука, в накинутом на плечи сером пиджаке. Он стоял за столом, на котором, кроме самых необходимых письменных принадлежностей, ничего не было. (...) Павел Осипович произвел а меня очень приятное впечатление. Понравилась его вежливость, располагающий внимательный взгляд больших карих глаз, спокойный деловой разговор, умение слушать собеседника
Я познакомился с Павлом Осиповичем Сухим (в 1937 году), когда два самолета АНТ-25 начали непосредственно готовить к перелету в США. Сухой был ведущим конструктором этих машин... Необыкновенный педантизм... Врожденные черты характера Павла Осиповича - внутренняя убежденность в своей правоте, невозмутимость... Мне посчастливилось работать со многими крупными авиаконструкторами. И, к чести Павла Осиповича, ...почти никто из них не обладал такой выдержкой и самоконтролем, способностью сдерживать в себе гнев, раздражительность, возмущение, как Павел Осипович Сухой
...Меня охватывает страшное волнение, но Павел Осипович невозмутим, даже слишком спокоен. ...Я...просто трясся от страха. Сделав несколько кругов, самолет плавно касается дорожки. Меня охватывает волна восторга и счастья... Подойдя к Главному конструктору самолета, я обнял его и приподнял от земли. Павел Осипович удивленно посмотрел на меня. Его лицо не выражало абсолютно никаких эмоций. Эта непроницаемость меня поразила тогда больше всего. Потом-то я привык к его сдержанности. Переживая все в себе, будь то неудача или успех, внешне он не показывал своих чувств. И те, кто не знал его хорошо, считали «сухим»
Мы были наслышаны об особой требовательности Павла Осиповича... Но в первые же дни стало ясно, что перед нами - образец истинного руководителя. Личный пример деловитости, требовательности к дисциплине и порядку, стремление вникать в самую глубину решаемой задачи, корректность в обращении, ни малейшего панибратства и врожденная интеллигентность были присущи нашему новому Главному конструктору. ...Сдержанность и «сухость» Павла Осиповича вовсе не означали его душевную сухость, он был заботлив и чуток к людям

Инженерная и конструкторская деятельность

Конструкторское бюро Туполева размещалось в двухэтажном особняке, до 1918 года принадлежавшем купцу-меховщику Михайлову. Сегодня здесь размещается Мемориальный музей Н. Е. Жуковского. Проектировщики занимали верхний - второй этаж. На первом были опытные мастерские. Рядом уже строились новые здания ЦАГИ и, отдельно, - АГОС.

Авиационный отдел ЦАГИ предложил строительство цельнометаллических самолётов. Под руководством Андрея Туполева была создана Комиссия по металлическому самолётостроению. В Российской империи алюминий не производился. На Кольчугинском заводе близ города Владимир под руководством В. А. Буталова стали выпускать сплав кольчугалюминий - по названию завода.

Если АНТ-1 имел смешанную конструкцию, то следующий самолёт - АНТ-2 был уже полностью цельнометаллический.

Принимал участие в конкурсной разработке самолёта «Иванов», закончившейся созданием боевого многоцелевого самолёта «ближний бомбардировщик» Су-2 , применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны . К началу боевых действий Военно-воздушные силы СССР насчитывали 13 полностью укомплектованных полков ближнебомбардировочной авиации, оснащённых Су-2. Ближний бомбардировщик Су-2 являлся «секретным изделием», и его силуэт не был знаком даже советским летчикам. Поздняя модификация самолёта с другим двигателем выпускалась под названием Су-4. Ближние бомбардировщики Су-2 и Су-4 принимали участие в приграничных оборонительных сражениях лета и осени 1941 года, при обороне Киева и Москвы, в сражении за Сталинград осенью 1941 - зимой 1942 годов, в сражении на Курской дуге летом 1943 года и других боевых операциях. Достоверных сведений о применении Су-2 и Су-4 после 1943 года не имеется.

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. Павел Осипович Сухой родился 22 июля (10 июля по старому стилю) 1895 года в селе Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии Российской империи (ныне город Глубокое Витебской области Белоруссии), в семье учителя Осипа Андреевича Сухого и Елизаветы Яковлевны Гисич.

В 1905-1914 годах учился в Гомельской мужской гимназии, окончил ее с серебряной медалью.

В сентябре 1914 года переехал в Москву, поступил на математический факультет Императорского Московского университета (ныне Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова). Отучившись год, поступил в Императорское Московское техническое училище (ИМТУ, ныне Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана).

В 1916 году был призван в армию, прошел обучение в школе прапорщиков, принимал участие в Первой мировой войне. В марте 1918 года вернулся в Москву, однако не смог продолжить занятия в ИМТУ, работа которого была временно приостановлена. В связи с этим в ноябре уехал преподавать математику в город Лунинец в Западной Белоруссии.

С мая 1919 по 1920 год - преподаватель математики в школе для детей железнодорожников в Гомеле (Белорусская ССР), которой заведовал его отец.

В 1920 году продолжил учебу в Московском высшем техническом училище (новое название ИМТУ), которое закончил в 1925 году, защитив дипломный проект на тему "Одноместный истребитель с мотором 300 лошадиных сил". Работа была подготовлена под руководством авиаконструктора Андрея Туполева. Начал работать инженером-конструктором в конструкторском отделе АГОС ("Авиация, гидроавиация, опытное строительство") Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ).

С мая 1932 по май 1936 года - руководитель бригады номер 3 ("Легкие самолеты") конструкторского отдела опытного самолетостроения (КОСОС) ЦАГИ. В мае 1936 года стал заместителем начальника опытно-конструкторского бюро (ОКБ) Завода опытных конструкций (ЗОК) ЦАГИ. В 1939 году КОСОС и ЗОК были выделены из ЦАГИ и переведены в Харьков на авиазавод 135.

С апреля 1940 по ноябрь 1949 года - главный конструктор КБ авиазавода 289, базировавшегося на ряде предприятий в Москве и Подмосковье. С ноября 1940 года занимал также должность директора этих предприятий. Во время Великой Отечественной войны авиазавод находился в эвакуации в Молотове (ныне - Пермь), после войны размещен в городе Тушино (ныне - район Москвы). В 1949 году КБ было ликвидировано после потери в испытательном полете опытного истребителя-перехватчика Су-15 (это же название впоследствии получил другой самолет, разработанный коллективом под руководством Сухого в начале 1960-х годов.).

В 1949-1953 годах работал на должности главного конструктора в КБ Андрея Туполева.

В 1953-1956 годах - главный конструктор, с 1956 года - генеральный конструктор воссозданного КБ (в феврале 1954 года бюро получило номер 51 в системе Минавиапрома СССР).

Принимал участие в проектировании самолетов АНТ-3 "Пролетарий" (первый полет в 1925 году), ТБ-1 (1925), ПС-9 (1929), ТБ-3 (1930), Р-7 (1930). Под общим руководством Андрея Туполева Сухой работал над истребителями И-4 (1927), И-14 (1933), дальним бомбардировщиком ДБ-2 (1935), самолетами АНТ-25 (РД, "Рекорд дальности", 1933) и АНТ-37- бис "Родина" (1938). Принимал участие в конкурсной разработке самолета под шифром "Иванов" - проект завершился созданием боевого многоцелевого самолета Су-2/ББ-1 (1937). После Великой Отечественной войны под руководством Павла Сухого разработан ряд серийных реактивных боевых машин: сверхзвуковой истребитель Су-7 (1955), истребители-перехватчики Су-9 (1957), Су-11 (1958), Су-15 (1962), истребитель-бомбардировщик Су-17 (1966), фронтовой бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла Су-24 (1970), штурмовик Су-25 (1975) и другие. Руководил началом разработки истребителя четвертого поколения Су-27 (1977).

В 1958-1974 годах - депутат Верховного Совета СССР.

Дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1965), лауреат Ленинской (1968), Сталинской (1943) и Государственной (1975) премий. Кавалер трех орденов Ленина (1945, 1957, 1975), ордена Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени (1938), Красной Звезды (1933) и других. Награжден золотой медалью им. А.Н. Туполева номер 001 (1975, посмертно).

Был женат на Софье Феликсовне Сухой (в девичестве Тенчинская, 1895-1982). Дети - Ирина (1925-2009) и Дмитрий (1932-2000).

В марте 1977 года имя Павла Сухого было присвоено КБ, в котором он работал (ныне - филиал ПАО "Компания "Сухой" "ОКБ Сухого"). В декабре того же года был открыт памятник авиаконструктору в Гомеле. В честь него названы улицы в Москве, Витебске, Гомеле, а также школа в городе Глубокое, где в 1985 году создан музей П.О. Сухого и установлен самолет-памятник Су-17М. Мемориальная доска установлена в Москве по адресу Ленинский проспект, д. 7, где авиаконструктор проживал в 1947-1965 годах. В 1995 году в связи со 100-летием со дня рождения Павла Сухого его имя было присвоено Гомельскому государственному техническому университету (Белоруссия).

Поделиться