Тема природы в произведениях есенина произведения. В помощь школьнику

Тема природы в поэзии С. Есенина. Вся поэзия С. Есенина проникнута глубокой любовью к красоте своей Родины. Воспитанный в деревне, в семье деда, еще совсем маленьким Сережа Есенин часто сбегал из дома на несколько дней в луга, к небольшим озерам, где жил вместе с пастухами.
Он любовался родной природой, словно ребенок, и в юности, в то время, когда многие погружаются в исследование своей души. Есенин познавал себя, наблюдая за небом, землей, водой…
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.
Нежным трепетом наполнены его строки, посвященные лесам, озерам, лугам, солнцу, дождю. Образы и сравнения поэта так же ярки и точны, как и неожиданны. Ну кто еще умудрился бы сравнить осень с рыжей кобылой, закат на пруду - с красным лебедем, клен зимой - с пьяным сторожем, приморозившим ногу в сугробе, листву деревьев - с зеленым огнем?
Синий май. Заревая теплынь.
Не прозвякнет кольцо у калитки.
Липким запахом веет полынь.
Спит черемуха в белой накидке.
Есенин очень любил полевые цветы. Его друг детства К. Цыбин вспоминал: “Весной до покоса наши луга - разноцветный ковер. Каких только цветов в них нет! Для него цветы - что живые друзья были”. Левкой, резеда, васильки разговаривали с поэтом, потому что он умел слышать их тихие невнятные голоса и понимал их сердцем.
Я не люблю цветы с кустов.
Не называю их цветами.
Хоть прикасаюсь к ним устами,
Но не найду к ним нежных слов.
Я только тот люблю цветок,
Который врос корнями в землю,
Его люблю я и приемлю,
Как северный наш василек.
Мысль о том, что человек является частью природы, что он с ней кровно связан, выражена в стихотворениях Есенина через всю образную систему.
Звериных стихов моих грусть
Я кормил, резедой и мятой.
Любимый художественный прием Есенина - олицетворение. Именно поэтому природа в его стихах чувствует, думает, разговаривает, недоумевает, возмущается или радуется. Человек же, в свою очередь, ощущает себя деревом, травой, лугом, рекой, сливается с окружающим пейзажем, по-новому видит мир.
…Здравствуй, мать голубая осина!
Скоро месяц, купаясь в снегу.
Сядет в редкие кудри сына.
Скоро мне без листвы холодеть…
Русская природа щедра и богата, так же как и поэзия С. Есенина. Все важные события в жизни поэта, его переживания, мысли, счастье и разочарование находили свое отображение в живописных образах природы, многие из которых просто невозможно забыть, настолько они емки и многозначны. Что говорить, если даже приметы своей ранней гибели сумел увидеть Есенин в драматической зимней картине:
Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И березы в белом плачут по лесам:
Кто погиб здесь?
Умер? Уж не я ли сам?
Литературное наследие, которое оставил нам Есенин, пропитано любовью, корни которой - в родной земле. Поэт часто бывал за границей, многое видел, но его сердце всегда оставалось накрепко привязанным к родным березкам, ковылю, видам деревенских околиц. И куда бы ни заводила его судьба, Есенин всегда возвращался домой, в Россию.
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Несказанное, синее, нежное...
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя - поле безбрежное -
Дышит запахом меда и роз.
С. Есенин
С. Есенин - великий русский поэт. Его стихи производят необыкновенное впечатление - так легки и естественны они. Есенинские стихи привлекают нас какой-то особой романтичностью, легкостью, одухотворенностью. С. Есенин написал много стихотворений. Его называли «певцом березового ситца», «певцом любви, грусти, скорби» и даже... «московским озорным гулякой». Но самое важное направление в его творчестве - это стихотворения о природе.
Природа - леса, поля, реки, моря, животные, птицы и... И для С. Есенина природа - это вечная красота и вечная гармония мира.
В своих стихотворениях о природе С. Есенин рассказывает, что можно услышать, как говорит ручей, какие необыкновенные по своей красоте песни поют птицы, и о его родном кон- стантиновском небе читаем мы в стихотворении «Небо - как колокол...», а месяц в небесной ночной синеве становится звонким его языком...
Все стихотворения поэта написаны с огромной любовью к родному краю.
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Нежно, без какого-либо внешнего нажима, природа «врачует людские души». Именно так воспринимаем мы есенинские стихи о природе, именно так, возвышенно-просветленно, воздействуют они на нас.
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
В этом стихотворении поэт как бы говорит нам всем, что надо посмотреть вокруг себя, на окружающий нас мир земной красоты, послушать шелест луговых трав, песнь ветра и...
Все лучшие произведения Есенина связаны с отчим краем, красотой природы. К вершинам поэзии Есенин поднялся из глубин народной жизни. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», были страной его детства. Мир народно-поэтических образов окружал его с первых дней жизни.
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
И потом рос среди раздолья среднерусской природы, и она научила его любить «на этом свете все, что душу облекает в плоть». Проводя много времени среди природы, поэт развивает в себе особенное восприятие мира, как бы ощущает себя частицей этой природы. Это чувствуешь, когда читаешь стихи поэта.
Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Или «Нивы сжаты...»
Вся красота родного края отлилась в стихи, полные народной любви к русской земле.
О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
«Какой чистый и какой русский поэт», - сказал о нем М. Горький.
Стихотворения Есенина затрагивают самые насущные, самые коренные, истинно глобальные проблемы нашего времени. Каких бы важнейших сторон современной жизни, сегодняшней действительности мы ни коснулись, мы убеждаемся, что о многих из них Думал, размышлял и С. Есенин.
Милый, милый, смешной дуралей.
Но куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
В этом стихотворении С. Есенин поставил острую проблему защиты живой красоты природы - этого драгоценнейшего и святого дара Земли. Ныне она стала всемирной и касается всех и каждого. Можно сказать, что это стихи века. Они будут волновать не только наше поколение, но и будущее. Есенинские стихи не только учат любить и хранить мир земной красоты. Они, как и сама природа, способствуют формированию нравственных основ нашего характера и, самое главное, нашего мировоззрения. Стихотворения Есенина проникнуты любовью и нежностью к родному краю. Поэту дороги и «свет луны, таинственный и длинный», и плач вербы, и шепот тополей. Ничто не может заставить его разлюбить «отчие поля». Природа у С. Есенина многоцветна, многокрасочна. Она переливается всеми цветами радуги. Подобно человеку, она рождается, растет, умирает, грустит и радуется. Поэт мастерски это показывает, например, «туча кружево в роще вязала», «улыбнулась солнцу сонная земля».
Тема природы является лейтмотивом в творчестве С. Есенина. Мне очень нравятся его стихи. Сегодня мы с тревогой говорим, что в погоне за материальным начинаем все больше терять человечность, милосердие. И вот Есенин... Он очищает наши души, потому что настоящая русская литература всегда была совестью народа, его душевностью и нравственной опорой. Только человек, душа которого светла и чиста, как родник, а сердце полно неисчерпаемой любви и милосердия ко всему живому в мире, только поэт открывает всю красоту родной земли, поэт, твердо верящий в ту неизменную истину, что «мир прекрасен», мог так почувствовать, так выразить себя в своих стихотворениях. Есенинская золотая роща, край рязанских раздолий - это все для нас родное и близкое, это живая душа, живая красота России. Стихи Сергея Есенина - на века.

1. Природа в лирике поэта.
2. Изображение природы родного края.
3. Список литературы.

1. Природа в лирике поэта.

Давно замечено, что ни одно есенинское стихотворение не обходится без картин природы. Вначале это были пейзажные зарисовки, в которых природа заслоняла и вытесняла человека, а позднее пейзажные зачины и природные образы в лирической исповеди поэта. Природа у Есенина никогда не перестает быть царством чудесных превращений и все больше впитывает в себя «половодье чувств»: «В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть»; «И золотеющая осень. В березах убавляя сок, За всех, кого любил и бросил, Листвою плачет на песок».
Природный мир Есенина включает в себя небосвод с луной, солнцем и звездами, зори и закаты, ветры и метели, росы и туманы; он заселен множеством «жителей» - от лопуха и крапивы до тополя и дуба, от мыши и лягушки до коровы и медведя, от воробья до орла.
«Небесные» пейзажи Есенина не кажутся однообразными, хотя повторяются многократно, скажем, луна и месяц упоминаются и описываются более 160 раз, небо и заря - по 90, звезды - почти 80. Но фантазия поэта неистощима, и месяц предстает то «рыжим гусем», то «всадником унылым», то шапкой деда, то он «жеребенком запрягался в наши сани», то «рогом облако бодает, в голубой купается пыли», то, «словно желтый ворон, кружит, вьется над землей».
Есенинская вселенная - это космическая деревня, гигантское крестьянское хозяйство, где «отелившееся небо лижет красного телка», а синий сумрак похож на стадо овец, где солнце - «золотое, опущенное в мир ведро» и двурогий серп скользит по небу коромыслом, где вьюга щелкает кнутом, а «дождик мокрыми метлами чистит ивняковый помет по лугам». А «земные» пейзажи Есенина - это в основном среднерусская природа во всей ее неброской, скромной красоте: «буераки... пеньки... косогоры обпечалили русскую ширь». Лишь в «Персидских мотивах» и кавказских стихах природа южная, экзотическая («рать кипарисов», «розы, как светильники, горят», «запах моря в привкус дымно-горький») да в «Поэме о 36» шумит сибирская тайга, «шпарит» седой баргузин и «до енисейских мест шесть тысяч один сугроб».
В есенинских пейзажах поражает многообразие растительного мира: более 20 пород деревьев (береза, тополь, клен, ель, липа, ива, черемуха, верба, рябина, осина, сосна, дуб, яблоня, вишня, ветла и др.), около 20 видов цветов (роза, василек, резеда, колокольчик, мак, левкой, ландыш, ромашка, гвоздика, жасмин, лилия, подснежник и пр.), разные виды трав и злаков. Поэт не любит говорить вообще о растениях, безликих и абстрактных, - для него каждое дерево и цветок имеют свое обличье, свой характер. «Как метель, черемуха машет рукавом», у обвисших до земли берез клейкие сережки, «лепестками роза расплескалась», «липким запахом веет полынь», клен присел на корточках погреться перед костром зари, «головой размозжась о плетень, облилась кровью ягод рябина».
И все же главная особенность есенинской природы - не разнообразие и многоликость, не очеловеченность и в тоже время живописность, а деревенский, крестьянский облик. Соха солнца режет синюю воду реки, «небо словно вымя, звезды как сосцы», тучи ржут, как сто кобыл, «под плугом бури ревет земля», «на ветке облака, как слива, златится спелая звезда», тополя, как телки, уткнули босые ноги под ворота. С годами крестьянско-бытовая окраска пейзажей будет постепенно стираться, но деревенская останется навсегда.
В отличие от других русских поэтов - Пушкина и Некрасова, Блока и Маяковского - у Есенина нет городских пейзажей, разве что упоминание о «городе вязевом» и «московских изогнутых улицах».
Не менее важная черта «мироздания» Есенина - вселенский круговорот, всеобщая текучесть и взаимопревращения: одно переходит в другое, другое отражается в третьем, третье походит на четвертое... «Солнце, как кошка, С небесной вербы Лапкою золотою Трогает мои волоса» - космос уподобляется животному и растению и приобщается к человеку. В свою очередь, люди - «ловцы вселенной, неводом зари зачерпнувшие небо», а самого себя поэт сравнивает с деревом, цветком, животным, месяцем:
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду.
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Взбрезжи, полночь, луны кувшин
Зачерпнуть молока берез!
Дай ты (дорога) мне зарю на дровни,
Ветку вербы на узду.

Осмысливая свою концепцию мира, Есенин в статье «Ключи Марии» ссылается на мифологические воззрения разных народов и вспоминает древнерусского певца Бояна, представлявшего мир как «вечное, неколеблемое древо, на ветвях которого растут плоды дум и образов».
Так на древней мифологической основе Сергей Есенин творит свой собственный поэтический миф о космосе и природе, в котором «мир и вечность» близки как «родительский очаг», холмы напоены «неизреченностью животной», себя же поэт видит выразителем и защитником этой неизреченности. Для него в природе не было ничего низкого и безобразного. Кваканье лягушек казалось ему музыкой - «под музыку лягушек я растил себя поэтом». Крысы заслуживали того, чтобы их воспели - «воспеть и прославить крыс». И хотелось «розу белую с черной жабой... на земле повенчать». В таких декларациях подчас слышались нотки вызова и эпатажа, особенно в период («Москвы кабацкой», когда Есенин находился в состояний идейного и духовного кризиса, пережил «отчаянное хулиганство», «чтил грубость и крик в повесе».
Животный мир у Есенина также часть природы, живой, одушевленной, разумной. Его звери не басенные аллегории, не олицетворения человеческих пороков и добродетелей. Это «меньшие наши братья», у которых свои думы и заботы, свои горести и радости. Лошади пугаются собственной тени и задумчиво слушают пастуший рожок, корова теребит «грусть соломенную», «тихо воет покинутый пес», старая кошка сидит у окошка и ловит лапой луну, «прячутся совы с пугливыми криками», «стрекуньи-сороки» накликали дождь.
Среди есенинских живых существ наиболее многочисленны птицы - свыше 30 наименований (журавли и лебеди, вороны и соловьи, грачи, совы, чибис, кулик и пр.), а наиболее распространены домашние животные - лошади, коровы, собаки. Корова, кормилица крестьянской семьи, вырастает у Есенина до символа России и «деревенского космоса»: «телица-Русь», «мычи коровой, реви телком громов», «нет красивей твоих коровьих глаз», «будет телиться твой восток», «над тучами, как корова, хвост задрала заря», «вспух незримой коровой бог». Лошадь - работница в крестьянском хозяйстве и ассоциируется с образами неостановимого движения, уходящей молодости: «наша тощая и рыжая кобыла выдергивала плугом корнеплод», «взвихренной конницей рвется к новому берегу мир», «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне».
Есенинские птицы и звери ведут себя естественно и достоверно, поэт знает их голоса, повадки, привычки: коростели свищут, кычет сова, тенькает синица, квохчут куры, «свадьба ворон облегла частокол», «старый кот к махотке крадется на парное молоко», «машет тощим хвостом лошаденка, заглядевшись в неласковый пруд», лисица тревожно поднимает голову, слыша «звонистую дробь», собака еле плетется, «слизывая пот с боков», корова видит коровьи сны - «снится ей белая роща и травяные луга». И в то же время это не бездушные твари. Да, они бессловесны, но небесчувственны и по силе своих чувств не уступают человеку. Более того, Есенин обвиняет людей в бессердечии и жестокости по отношению к «зверью», которое сам он «никогда не бил по голове». Обращает на себя внимание и собирательная форма (не звери, а зверье), и сравнение с «меньшими братьями», и единственное число слова «голова» - говорится как об едином живом существе, рожденным, как и человек, матерью-природой.
Есенин относится к животным не просто нежно, но уважительно и обращается не ко всем сразу, а к каждому в отдельности - к каждой корове, лошади, собаке. И не о покровительстве речь идет, а о взаимном обращении, важном и необходимом для обоих «собеседников»: «В переулках каждая собака Знает мою легкую походку» - и «Каждому здесь кобелю на шею Я готов отдать мой лучший галстук»; «Каждая задрипанная лошадь Головой кивает мне навстречу» - и «Я хожу в цилиндре не для женщин. В нем удобней, грусть свою уменьшив. Золото овса давать кобыле» («Я обманывать себя не стану»); каждая корова может читать травяные строчки, скошенные поэтом, «отдавая плату теплым молоком» («Я иду долиной...»). Эта дружеская взаимность и привязанность берет свое начало в далеком детстве: «С детства нравиться я понимал Кобелям и степным кобылам». А в зрелые годы - «Для зверей приятель я хороший. Каждый стих мой душу зверя лечит». И в свою очередь поэт испытывает признательность к своим приятелям и убежден, что его «к славе привела родная русская кобыла». Даже традиционный Пегас перестает быть поэтической условностью и превращается в живую лошадь: «Старый, добрый, заезженный Пегас, Мне ль нужна твоя мягкая рысь?»

2. Изображение природы родного края.

Изображение природы родного края занимает значительное место в стихотворном наследии поэта. «Сергей был общительным и ласковым, - продолжает А. Есенина. - Приезжая в деревню, он собирал соседей, подолгу беседовал с ними, шутил. Любил он поболтать и с нищими, и с калеками, и со всяким другим прохожим людом. Он говорил не раз, что встречи дают ему как поэту очень много: в беседах он черпает новые слова, новые образы, познает подлинную народную речь».
Деревенское время поэт делил между прогулками, беседами с односельчанами, рыбной ловлей и работой над стихами. В одном из писем 1924 года он сообщал: «Погода в деревне неважная. Удить из-за ветра невозможно, поэтому сижу в избе и дописываю поэму. Ночи у нас бывают чудные, лунные и, как ни странно, при близкой осени безросые». В погожее время поэт целыми днями пропадал на лугах или на Оке, как было, например, в июле 1925 года: на двое суток исчез из дома с рыбаками и, вернувшись, написал:
Каждый труд благослови, удача!
Рыбаку - чтоб с рыбой невода,
Пахарю - чтоб плуг его и кляча
Доставали хлеба на года.
Воду пьют из кружек и стаканов,
Из кувшинок также можно пить -
Там, где омут розовых туманов
Не устанет берег золотить.
Хорошо лежать в траве зеленой
И, впиваясь в призрачную гладь,
Чей-то взгляд, ревнивый и влюбленный,
На себе, уставшем, вспоминать.
В деревне были написаны также стихотворения «Возвращение на родину», «Отговорила роща золотая...», «Низкий дом с голубыми ставнями...», «Сукин сын», «Видно, так заведено навеки...». Деревенскими впечатлениями навеяны многие другие стихи этих лет: «Русь советская», «Этой грусти теперь не рассыпать...», «Не вернусь я в отчий дом...», «Вижу сон. Дорога черная...», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело...», стихотворные послания матери, деду, сестре.
Все эти произведения пронизаны глубокой, через все невзгоды пронесенной любовью к отчему краю:
Спит ковыль.
Равнина дорогая
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси -
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.

В полях этих не все осталось по-прежнему: есть то, что было извечно, и то, что принесла с собою новая жизнь. Поэту не хочется видеть в деревне соху и лачугу, с надеждой внимает он звукам моторов, выезжающих на пахотное поле. Это столкновение старого с новым еще скажется затем в есенинских стихах, но всегдашней, неизменной останется его привязанность к родному краю, его любовь к крестьянскому труду.
Авторские переживания в этих стихах отличаются изумительной нежностью и чистотой. В них выражено многое из того, что можно было бы считать сокровенным, личным, домашним: сыновнее чувство к матери, братская привязанность к сестре, радость дружбы, тоска разлуки, сожаление о рано ушедшей юности. «К деревне и дому, - вспоминает друг поэта, артист В. Чернявский, - он возвращался чуть ли не во всех наших разговорах до последнего года жизни. Он заговаривал об этом с внезапным приливом нежности и мечтательности, точно отмахиваясь от всего, что вьется и путается вокруг него в маревах беспокойного сна... Это был самый почвенный уголок его личного внутреннего мира, реальнейшая точка, определяющая его сознание».
Сила Есенина в том, что интимнейший уголок своего внутреннего мира он смог выразить в словах обыденных, неброских, но пронизанных истинным трепетом души и потому безраздельно покоряющих читательское сердце. Вспомним его «Письмо матери», ласковое и умиротворенное, полное горького сознания вины перед матерью и надежды на щедрость материнского сердца:
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, -
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Природная лирика Есенина автобиографична в самом широком значении этого слова. Черты автобиографизма есть в творчестве любого художника; сильнее всего они в поэзии лирической. Но лишь у немногих поэтов так обнажены связи между содержанием лирики, ее поэтическим строем и теми борениями души, через которые прошел в своей жизни поэт.
«В стихах моих, - предупреждал Есенин, - читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование и ту образность, которая указала путь многим и многим молодым поэтам и беллетристам». «Этот образный строй, - продолжал Есенин, - живет во мне органически так же, как мои страсти и чувства».
Эти чувства и восприятия затрагивают различные стороны жизни современников. Лирика субъективна по своей природе, но общезначима по существу. Она действенна, подвижна, активна. Находя отзвук в сердце читателя, она ему что-то внушает, куда-то зовет. И лирика Есенина не только поэтический памятник времени, но и живая сила, воздействующая на сознание и чувства людей.
Прежде всего это лирика природы, чарующая нас своими красками, волнующая своей музыкой. Из юношеского прошлого вернулась в поэзию Есенина светлая и нежная девушка-березка. С этим образом связывается прежде всего возвращение поэта на Родину, его встреча с отчей землей:
Устав таскаться
По чужим пределам,
Вернулся я
В родимый дом.
Зеленокосая,
В юбчонке белой
Стоит береза над прудом.
(«Мой путь»)

Затем этот образ возникает каждый раз, когда поэт обращается памятью к родным местам:
Березки!
Девушки-березки!
Их не любить лишь может тот,
Кто даже в ласковом подростке
Предугадать не может плод.
(«Письмо к сестре»)
Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан.
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.
(«Ты запой мне ту песню, что прежде...»)

Снова длинными гирляндами выстраиваются поэтические образы, одухотворяющие природу: осины, раскинув ветви, загляделись в розовую водь, август тихо прилег ко плетню, тополя уткнули по канавам свои босые ноги, закат обрызгал жидкой позолотой серые поля, под окнами ревела белая метель - все это столь же естественно и органично, как в лучших стихах о природе, относящихся к ранним годам; здесь нет и оттенка нарочитости, которая ощущалась в усложненных метафорах стихов имажинистского периода. Появились снова и лирические этюды, исполненные «любви ко всему живому в мире» (М. Горький), в частности новые стихотворения о животных «Сукин сын», «Собаке Качалова»).
Искусство живописания природы приобретает теперь еще больше поэтической свежести и обвораживающей читателя нежности, лиризма. Стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями...», «Синий май. Заревая теплынь...», «Закружилась листва золотая...», «Я покинул родимый дом...», «Ответ», отличающиеся необыкновенной силой чувства и «буйством» красок, становятся в ряд шедевров есенинской лирики.
Наслаждаясь природой, вживаясь в нее, поэт возвышается до философских раздумий о смысле жизни, о закономерности бытия. К числу образцов философской лирики в нашей поэзии (именно лирики, а не умозрительных, наукообразных сочинений на философские темы, каковою нередко бывает поэзия этого рода) без колебаний можно отнести стихотворения Есенина «Мы теперь уходим понемногу...», «Отговорила роща золотая...», «Жизнь - обман с чарующей тоскою...», «Цветы» и др. В этой области творчества Есенин так же самобытен, как и в других; отвлеченные понятия у него всегда получают вещественное выражение, образы не теряют пластичности, в стихах отчетливо звучит авторский голос. Время как философская категория переводится в предметно-метафорический ряд («время - мельница с крылом - опускает за селом месяц маятником в рожь лить часов незримый дождь»), и мы легко улавливаем ход авторской мысли.
Особенно значительны философские размышления поэта о жизни и смерти, о человеческой судьбе, о преходящем и вечном в земном существовании. В лирике Есенина частенько выделяют и подчеркивают пессимистические мотивы. Один из критиков того времени, признавая бесспорное значение Есенина как поэта-лирика, называл его «певцом осенней склони... рябиновых ягод, багрянца осени, ржаных полей, грусти и тоски по уходящему».
Что можно сказать по этому поводу? Конечно, у Есенина много произведений, окрашенных печалью, выражающих драматизм погубленной судьбы. Но есть и такие, где выражена тяга к жизни, к человеческой радости. «Словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне...» - образ этот не случаен в его творчестве. Критики, считавшие Есенина поэтом ущербных чувств, не замечали большого гуманистического содержания его лирики и выраженных в ней жизнелюбивых эмоций: того, что поэт называл «кипятком сердечных струй» (в стихотворении «Ну, целуй меня, целуй...», проникнутом вакхическими мотивами), или того, о чем сказано в концовке стихотворения «Какая ночь! Я не могу...»: «Пусть сердцу вечно снится май...»
Ничуть не удивляют нас и ликующие интонации в стихотворении «Весна», где к поэту вернулась способность видеть нежные краски природы: тут и милая синица, и любимый клен, и разодетые в зелень деревья, и заключительный возглас поэта: «Так пей же, грудь моя, весну! Волнуйся новыми стихами!» Не удивляет и совершенно непривычный для поэта, абсолютно новый, но с обычной для него эмоциональностью и блеском нарисованный индустриальный пейзаж:
Нефть на воде,
Как одеяло перса,
И вечер по небу
Рассыпал звездный куль.
Но я готов поклясться
Чистым сердцем,
Что фонари
Прекрасней звезд в Баку.

Еще явственнее сквозь образы природы просвечивает оптимистическое настроение поэта в стихотворном цикле «Цветы». «Это, - предупреждал автор в письме к П. И. Чагину, - философская вещь. Ее нужно читать так: выпить немного, подумать о звездах, о том, что ты такое в пространстве и т. д., тогда она будет понятна». Однажды, в разговоре с Всеволодом Ивановым, Есенин заявил: «Я живу для того, чтобы людям веселей жилось!» Многое, в его творчестве, как указано мной выше, подтверждает эти слова.

Список литературы

1. Бельская Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина. – М.: Просвещение, 1990.
2. Верещагина Л.Н. Материалы к урокам по лирике С.Есенина // Литература в школе. – 1998. - №7. – С. 115 – 119.
3. Марченко А. Поэтический мир Есенина. – М.: Советский писатель, 1989.
4. Наумов Е. Сергей Есенин. – Л.: Просвещение, 1960.
5. Локшина Б.С. Поэзия А.Блока и С.Есенина в школьном изучении. – М.: Просвещение, 1978.
6. Прокушев Ю. Сергей Есенин: образ-стихи-эпоха. – М.: Современник, 1986.
7. Эвентов И.С. Сергей Есенин. – М.: Просвещение, 1987.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Тема природы проходит красной нитью через творчество великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, любимого и почитаемого многими поколениями читателей. Стихи его с ранних лет проникают в наше сознание, завладевая частью нашей души, он словно зачаровывает своими образами, которые являются будто живыми и чрезвычайно запоминающимися.

Поэтический язык С.А. Есенина весьма оригинален и самобытен, благодаря его живым образам, которые он использует в своем поэтическом творчестве, мир природы будто оживает. Тема природы в творчестве Есенина занимает одно из центральных мест, его описания природных явлений мелодичны, наполнены звонкими мотивами. Природа у него – это одушевленное существо, которое действует, живет собственной жизнью. Роща у поэта «отговорила», береза «принакрылась» снегом, тополи шепчут, а вербы плачут.

Эпитеты поэт также подбирает довольно точные, способные воссоздать довольно яркую и живую картину, он не пытается приукрасить или применить пышные сравнения, которые неуместны, скорее наоборот он стремится показать простую и незамысловатую красоту всего того, что нас окружает. Пусть облака похожи на дешевый ситец, но плывут они над родной землей, пусть хлеба небогаты урожаем, но выращены они в родимом краю. С.А. Есенин учит нас замечать и любить простые вещи, которые нас окружают, подмечая красоту в самых, казалось бы, обыденных вещах, которых некоторые и вовсе не видят в повседневной суете.

Поэт в своих стихотворениях объединяет мир людей, животных, растений, мир этот олицетворяет собой одну общность, связанную между собой неразрывными узами душевного родства. С невероятной теплотой и любовью описывает поэт и животных, вступая с ними в диалог, чувствуя с их стороны живое участие, доброту и невероятную нежность. В своем стихотворении «Собаке Качалова » поэт ведет с ней дружескую беседу на равных, обращаясь к собаке, как к истинному другу и соратнику, тон его беседы очень теплый. С Джимом поэт поднимает серьезные темы, говорит обо всем, от взаимоотношений, любви до жизни в целом, поверяя обыкновенному псу самые сокровенные мысли.

В творческом наследии Сергея Александровича чувствуется неразделимое единение с природой, он мечтает, когда человечество поймет и осознает тот факт, что люди – всего лишь неотъемлемая часть природы, что жить нужно в ладу с окружающим миром, который прелестен и нуждается в нашем участии. Лирические произведения С.А. Есенина призывают нас любить и ценить матушку-природу, жить в ладу с ней, проявлять заботу.

(315 слов) Сергей Есенин — человек с исконно русской душой. Он родился в простой крестьянской семье, в небольшом, но живописном селе Константиново, где и сформировалась его безграничная любовь к Родине. Многие есенинские стихотворения – это результат нерушимого союза поэта и русской природы как живого создания. Поэтому внутренний мир лирического героя почти всегда резонирует с её сущностью, её многогранной душой. Она отражается в глазах человека, созерцающего всю непостижимую красу Руси, звучит пьянящим голосом в его сердце. Давайте и мы окунемся в эту завораживающую симфонию, созданную поэтическим гением Есенина.

Перенесёмся в Рязанскую область, где на правом берегу Оки стоит село Константиново. Вечер. Вот сверкают капельки росы на траве, где-то далеко слышится песнь соловья - он словно прощается с уходящим днём. Лунный свет льётся на крышу дома, возле которого стоят берёзы, что похожи на «большие свечки», от этого становится тепло и уютно. А где-то за рекой сторож с «мёртвой колотушкой» охраняет покой этого безмятежного края. Таким мы видим Константиново глазами пятнадцатилетнего поэта, запечатлевшего свое родное село в стихотворении «Вот уж вечер. Роса…», а всего через два года после его написания Есенин фактически навсегда покидает отчий дом. К этому же периоду относится произведение «Поёт зима – аукает…». Яркий пейзаж самого холодного и безжалостного времени года оживает в незамысловатых строчках, рождая в голове чудесные образы. Мы даже можем наблюдать борьбу злой и жесткой зимы с прекрасной и улыбчивой весной, которая, в конце концов, неизменно побеждает. Уже, будучи в Москве, Есенин напишет «Я покинул родимый дом», но теперь здесь чувство спокойствия сменяется безграничной тоской. Поэт больше никогда не застанет свою «голубую Русь» такой, какой она была в детстве. В этом стихотворении лирический герой воспринимает окружающий мир и людей через призму природных форм и явлений. Кроме того, здесь появляется и сравнительный образ, отображающий самого поэта: «…Оттого, что тот старый клен/ Головой на меня похож».

Несложно заметить, что тема природы в лирике Есенина неразрывно связана с темой родного края, который является воплощением всей крестьянской Руси, до боли любимой поэтом.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Поделиться