Барколабово монастырь расписание богослужений. Барколабовская Божия Матерь: От каких болезней души и тела избавляет

СПРАВКА. Борколабовская (Барколабовская) икона Божией Матери – чудотворный образ, получивший свое название по месту своего нахождения в главной церкви Борколабовского женского монастыря в честь Вознесения Господня. Образ Богоматери из Барколабово является одним из самых почитаемых образов Божией Матери на восточных землях Беларуси. Он является одним из величайших шедевров белорусской иконописной школы.В архиве монастыря сохраняется легенда о происхождении этого богородичного образа. Согласно ей, в 1659 году князь Пожарский возвращался из Польши, везя его с собой. Когда отряд князя проезжал мимо монастыря, обоз со святыней «остановился» и никакие усилия слуг князя не могли сдвинуть ее с места. Князь Пожарский посчитал, что икону нужно оставить в монастыре и отдал ее в дар игуменье Фотинии Киркоровне. Икона Матери Божией Барколабовской прославилась в монастыре чудесами и пережила все катаклизмы XVII-XX веков.

Б арколабовский женский монастырь находился на левом берегу Днепра к югу от деревни Барколабово, в 12 верстах от города Быхова. Как свидетельствуют хроники, название деревни Барколабово (Боркулабово) происходит от имени ротмистра польского короля Августа Баркулаба Ивановича Корсака.тВ 1564 г. он основывает замок, а через четыре года строит две церкви. В 1583 г. после брака дочери Корсака, Евы, с князем Соломерецким, деревня Барколабово становится культурным центром приднепровского края. Здесь создается известная во всей Речи Посполитой библиотека.

У князя Соломерецкого в то время жили и работали домашними учителями Лаврентий Зизаний и Мелентий (Максим) Смотрицкий – известные ученые и общественные политические деятели. «Азбукой» и «Грамматикой» Л. Зизания пользовались в школах Беларуси, Украины и Литвы. Самым авторитетным учебником по славянскому языку более двух столетий была «Грамматика» М. Смотрицкого. «Вратами своей учености» назвал М.В. Ломоносов его «Грамматику». Удивляет, что мы знаем про Мелентия Смотрицкого из биографии Ломоносова и не знаем про его деятельность в нашем крае из истории Беларуси.

С мотрицкий надолго связывает свою судьбу с семьей князя Соломерецкого, часто живет в его имении, выезжает за границу с его сыном Богданом для продолжения образования. Они провели несколько лет в разных городах Силезии, Словакии и Германии, слушая лекции во многих университетах. За границей Смотрицкий получил и степень доктора медицины. Обширна его деятельность по защите и установлению православия в нашем крае. За это он преследовался властями Речи Посполитой.

В то время Беларусь входила в состав объединенного Польско-Литовского государства – Речи Посполитой, все жители которой по соглашению должны были иметь одинаковые права. Но королевские власти проводили жесткую политику ополячивания белорусского народа, насильно насаждали католицизм. М. Смотрицкий одним из первых повел решительную борьбу с пленением родного края. В это время он пишет вместе со многими другими произведениями свое главное сочинение – «Трэнас» или «Лямант восточной церкви», где от имени Матери-Церкви призывает белорусский, русский и украинский народы к объединению, к борьбе за свои права.

М ногие белорусские магнаты и шляхта принимали католическую веру, осваивали польский язык, заставляли жить, придерживаясь чужих обычаев и традиций. К чести Баркулаба Корсака и его наследников, они не изменили духовным народным традициям, родному языку, православной вере, настойчиво боролись за свои взгляды. Вот почему Корсак сразу же строит в деревне и в округе православные церкви. В 1594 г. князем Соломерицким была заложена церковь в честь святого великомученика Георгия Победоносца. В 1626 г. дети князя Соломерицкого, Богдан и Анна, наставником которых был Смотрицкий, строят мужской православный монастырь, которому дарят в собственность деревни Сутоки и Малахово.

Б олее того, через некоторое время княжна Елена Соломерецкая, вступив в брак с Богданом Стеткевичем договаривается с ним о строительстве женского монастыря. В 1641 г. Стеткевич получает «разрешение на Барколабовский монастырь». Став основателем монастыря, он дарит ему в собственность земельные угодья (остров Барок, поле, луг), водяную мельницу и право ловить рыбу в Днепре до Быховской границы. И хотя княжна в скором времени умерла, муж осуществляет совместно данный обет. Южнее местечка Барколабово, в живописном уголке около Днепра, подняла к небу свои пять позолоченных куполов красивая и величественная Соборная церковь. Позже выросли высокая колокольня – ворота, каменное ограждение и другие постройки.

В скоре после сооружения главного храма в жизни обители произошло событие исключительного значения. Возвращаясь летом из Польши, князь Пожарский, не расстававшийся никогда в походах с особо чтимой им иконой Божией Матери, проезжал мимо вновь возникшего монастыря. И вот описание того, что совершилось в знаменательный для Барколабовской обители 1648 г. «Тайну Цареву подобает хранить, дела же Божии открывати. Попущением Божиим бывшей брани в Польше-Литве, в лето от сотворения мира 7156, от Рождества Христова 1648, при державе польского короля Владислава четвертого, грядущаго из Польши, князь воинов Российских, прозванием Пожарский, с собою имеяша сию Икону Пресвятыя Богородицы из Польши и егда прииде на место сие идеже ныне у врат великих, тогда ста икона неподвижима; трудяся же князь, хотя конскою силою и младыми отроки двигнути, и ничтоже успе, и бысть икона неподвижима. Сие видя, князь пойде в монастырь к игумении тогда бывшей, Фотинии Киркоровне, рече: возмите икону Пресвятыя Богородице, ибо хощет Мати Божия зде пребывати. Тогда игумения с сетрами пришедши, взяше с подобающею честию икону ресвятыя Богородицы, поставила ю посреде церкве, и оставиша до утрия, где бы поставиша оную; егда же приидоша на утрие в церковь, обретоша икону саму о себе ставшу при стене, идеже ныне стоит. Празднование оной совершается месяца июля 11 числа, в день святыя великомученицы Евфимии Прехвальныя в оньже день сия икона прибыла в монастырь Барколабовский».

В есть о чудесном явлении быстро распространилась и с разных концов стали стекаться богомольцы, чтобы поклониться чудотворному образу. И доныне, каждый, кто с искренней верой молится перед Барколабовской иконой Божией Матери, прося заступничества Царицы Небесной, получает утешение и помощь. 13 мая 2010 г. в Свято-Вознесенском женском монастыре освящен храм в честь Святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В 2011 г. завершено строительство колокольни, заложен фундамент для строительства сестринского корпуса. Государством в постоянное пользование передано монастырю три земельных участка общей площадью 14.0466 га земли для ведения подсобного сельского хозяйства, а также земельный участок площадью 5,6900 га, для строительства и обслуживания монастыря.

В обители проживает 17 насельниц (2017 г.). Настоятельница монастыря – схиигумения Антония (Полуянова).

Борколабовский женский монастырь находился на левом берегу Днепра, к югу от деревни Борколабово, в 12 верстах от города Быхова.

Как свидетельствуют хроники, название деревни Борколабово (Боркулабово) происходит от имени ротмистра польского короля Августа Баркулаба Ивановича Корсака. В 1564 г. он основывает свой замок, а через четыре года строит две церкви. В 1583 г. после брака дочери Корсака Евы с князем Соломерецким деревня Борколабово становится культурным центром приднепровского края.

Со второй половины XVI территория Беларуси входила в состав объединенного Польско-Литовского государства – Речи Посполитой, в котором королевские власти были склонны к политике окатоличивания населения. Баркулаб Корсак и его наследники не поддерживали таких такой тенденций и стремились противодействовать им.

В 1594 году князем Соломерицким была заложена православная церковь в честь Георгия Победоносца. В 1626 году уже дети князя Соломерицкого Богдан и Анна, наставником которых был известный Мелетий Смотрицкий, строят мужской православный монастырь, которому дарят в собственность деревни Сутоки и Малахово. Более того, через некоторое время княжна Елена Соломерицкая, вступив в брак с Богданом Стеткевичем, договаривается с ним о строительстве женского монастыря.

В 1641 году Стеткевич получает «разрешение на Борколабовский монастырь». Став основателем монастыря, он дарит ему в собственность земельные угодья (остров Барок, поле, луг), водяную мельницу и право ловить рыбу в Днепре до Быховской границы. И хотя княжна в скором времени умерла, муж осуществляет совместно данный обет. Известный постройки монастыря этого времени – Вознесенский храм, колокольня.

В соборном храме монастыря хранилась чудотворная икона Божией Матери, подаренная монастырю в 1659 году князем Пожарским, возвращавшимся с войсками в Россию из Литвы. Существует легенда, что икона была спрятана в военном обозе. Когда отряд князя проходил мимо монастыря, «образ стал недвижим» и никакие усилия не смогли сдвинуть его с места. Пожарский понял, что образ желает остаться в монастыре, и передал его игуменье Фотинии Киркоровне.

Икона была первоначально помещена в центре Вознесенской церкви, в следующую ночь икона чудесным образом переместилась к стене храма. На поклонение образу в Борколабовский монастырь стекались паломники не только православного вероисповедания, но и униаты и католики.

Образ прославился чудесами во время Северной войны и Отечественной войны 1812 года. В 1882 года Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара. Икона является одним из самых почитаемых образов Божией Матери в Восточной Беларуси.

В 1920-ые годы Борколабовский монастырь закрыли, в зданиях монастыря размещался то клуб, то детдом, то пионерский лагерь, а в 1990-ые годы все монастырские постройки разрушили. К концу ХХ века на месте монастыря не осталось даже руин, а в память о монастыре здесь был установлен поклонный крест.

Чудотворная икона пережила все войны XVII - XX веков, и все гонения на религию, включая советские времена. Во время Великой Отечественной войны икону сохранили бывшие инокини (по другим устным сведениям, образ находился в часовне на железнодорожной станции Быхов). В 1953 году перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в Свято-Троицкий храм в Быхове, где находился до 2010 года.

Монастырь был возрожден по ходатайству Преосвященного епископа Бобруйского и Быховского Серафима постановлением Синода Белорусского Экзархата Московского Патриархата 12 июня 2008 года. Возрожденный монастырь расположился в д. Борколабово под Быховом, в историческом месте явления иконы Божией Матери Борколабовской.

Первыми насельницами монастыря стали девять монахинь во главе с схиигуменьей Антонией (Полуяновой), прибывшие из Оршанского Свято-Успенского женского монастыря.

Государством в постоянное пользование монастырю были переданы три земельных участка общей площадью 14.0466 га земли для ведения подсобного сельского хозяйства, а также земельный участок площадью 5,6900 га, для строительства и обслуживания монастыря.

24 июля 2009 года проходили торжественные мероприятия, посвященные 350-летию Борколабовской чудотворной иконы Божией Матери. К торжествам в Беларуси была выпущена серия марок, посвящённых этому событию.

Рождество-Иоанно-Предтеченский храм

13 мая 2010 г. в Свято-Вознесенском женском монастыре был освящен новопостроенный храм в честь Святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, а 25 июля 2010 года состоялось торжественное перенесение чудотворной «Борколабовской» иконы Божией Матери из г. Быхова в возрожденный монастырь, где она находится до настоящего времени.

В 2011 году в монастыре завершено строительство колокольни. На территории монастыря построена трапезная, введен в строй хозяйственный блок, дом для общежития монахинь, имеется небольшая гостиница для гостей и волонтеров, идет строительство двухэтажного монашеского корпуса. В перспективе планируется восстановить каменный храм в честь Вознесения Господня.

В 2012 году во внимание к культурной и исторической ценности Борколабовской иконы Божией Матери Национальным банком Республики Беларусь были выпущены 4 памятных монеты «Икона Пресвятой Богородицы «Борколабовская».










самый почитаемый и чудесный образ Восточной Беларуси

Барколабовская Божия Матерь

Сегодня православная церковь празднует честь наиболее почитаемой белорусской — Божией Матери Барколабовской . И неслучайно торжество приходится на еще один памятный день, ведь

Свое название Барколабовская Божией Матери носит по месту своего нахождения в честь Вознесения Господня женском монастыре в селе Борколабове Быховского района Могилёвской области. В его главной церкви и находится чудотворная икона Богоматери.

Интересна история монастыря. Как свидетельствуют хроники, название деревни Барколабово (или Боркулабово) происходит от имени ротмистра польского короля Августа Баркулаба Ивановича Корсака. Именно он в 1564 году основывает замок, а через четыре года строит две церкви.

После брака дочери Корсака Евы с князем Соломерецким деревня Барколабово становится культурным центром всего приднепровского края, ведь здесь приобретена известная во всей Речи Посполитой библиотека. У князя Соломерецкого в то время жили и работали домашними учителями Лаврентий Зизаний и Мелетий Смотрицкий – известные ученые и общественные политические деятели. «Азбукой» и «Грамматикой» Лаврентия Зизания пользовались в школах Беларуси, Украины и Литвы. А самым авторитетным учебником по славянскому языку более двух столетий была «Грамматика» Мелетия Смотрицкого.

К слову сказать, селение знаменито еще и тем, что местный священник Фёдор Филипович является автором Баркулабовской летописи, которая охватывает события с 1563 до 1608 года. Главное место в ней занимают рассказы о деятельности казачества под руководством Северина Наливайко, отряды которого действовали на Украине и в Беларуси. В частности о сожжении Могилёва в 1595 году, массовых убийствах и ограблении местных жителей.

Через некоторое время княжна Елена Соломерицкая, вступив в брак с Богданом Стеткевичем договаривается с ним о строительстве женского монастыря. В 1641 году Стеткевич получает «разрешение на Барколабовский монастырь». И хотя княжна в скором времени умерла, муж осуществляет совместно данный обет.

Совсем скоро после сооружения главного храма в жизни обители произошло событие исключительного значения. Возвращаясь летом из Польши, князь Пожарский, не расстававшийся никогда в походах с особо чтимою им иконой Божией Матери, проезжал мимо вновь возникшего монастыря. Обоз, в котором находился образ, недвижимо стал и лошади, несмотря на усилия возничих, не могли тронуться с места. Поэтому икона была передана в монастырь и первоначально помещена в центре Вознесенской церкви, но в следующую ночь образ чудесным образом переместился к стене храма. В дальнейшем он находился летом в Вознесенской церкви, а зимой в церкви во имя Иоанна Предтечи в особых высоких золоченых киотах, напротив клироса.

25 июля 2010 года в возрождаемый монастырь из Свято-Троицкого храма Быхова была торжественно перенесена чудотворная Барколабовская икона. Фото subscribe.ru

В 1882 году Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара. После 1920 года Барколабовский монастырь закрыли. Во время Великой Отечественной войны икону спрятали инокини монастыря (по другим устным сведениям, образ находился в часовне на железнодорожной станции Быхов). А в 1953 году перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в храм Святой Троицы в Быхове и помещен в специальный пристенный киот.

Около 300 лет монастырь был важнейшим духовным и культурным центром Восточной Беларуси, оказывал большое влияние на жителей окрестных поселений. При монастыре действовала школа. В монастырском приюте содержались дети-сироты, здесь прививалась любовь к книгам, навыкам домашнего чтения, накапливались знания по земледелию, агрономии, селекции растений.

Специально для иконы был сооружен напольный киот, в который и был помещен святой образ. Фото subscribe.ru

Известно, что у был серебряный позолоченный оклад (не сохранился), украшенный драгоценными камнями и жемчугом, а в серебряной звезде подле ножек Богомладенца находились частицы мощей Святой Евфросинии Полоцкой и Святого Лонгина.

На поклонение образу в Борколабовский монастырь стекались паломники не только православного вероисповедания, но и униаты и католики. прославился чудесами во время Северной войны и войны 1812 года. А в 1900 году прекратился падеж скота после крестного хода с образом.

У крестьянок Могилёвской губернии был известен обычай покупать в монастыре на храмовые праздники фигурки животных, сделанные из воска, и прикладывать их к иконе, затем фигурки приносились домой как знак помощи Божией Матери в сохранении домашних животных от болезней.

Наибольшим чудом считается то, что образ пережил все войны 17-20 столетий. Этот образ является одним из самых почитаемых образов Божией Матери в Восточной Беларуси.

В последнее время многие верующие, особенно почитающие Борколабовскую Одигитрию, свидетельствуют об избавлении с ее помощью от онкологических и психических заболеваний, а также от болезней внутренних органов. А 24 июля 2000 года, в день памяти равноапостольной Ольги и чествования Ржецкой и Борколабовской икон Богородицы, на глазах верующих получил чудесное исцеление от болезни кисти руки один из прихожан.

Деревня Барколабово находится в Быховском районе Могилевской области бывшего Великого княжества Литовского, а сегодня в Республике Беларусь. Эти места были заселены человеком так давно, что даже не верится. Свидетельством являются археологические памятники возле Днепра. Здесь была найдена стоянка раннего мезолита, а это 10–8 тысячелетие до нашей эры. Также были найдены поселения раннего железного века и времен Киевской Руси. Это свидетельствует о том, что история Беларуси начинается не с 1917 года, как нам всегда говорили, а своими корнями уходит в глубину веков. И когда-то отсюда по Днепру наши предки шли в Киев, а оттуда к Черному морю.

В 1654 году возле древнего поселения на гору возле Днепра въехал ротмистр и дисненский староста Баркулаб Иванович Корсак , который происходил из древнего белорусского рода Корсаков. Он, сидя на коне, оглядел все хорошо и решил поставить на этой горе замок, чтобы оборонять наши восточные границы.

Воины Баркулаба Ивановича предложили назвать замок в честь него, чтобы враги боялись этот замок так же, как Баркулаба в бою. Вот так и появилось Баркулабово (Барколабово) .

Вот, что написано в древних рукописях: «Яго міласць, пан Баркулаб Иванавіч Корсак, ротмістр і стараста дісненскі, з ласкі гаспадара караля за вялікія пачэсныя заслугі, за смеласць, самаахвярнасць і за нястомнасць у вайсковай і рытарскай справе ў лесе глухім, на грунце лясным, ва ўручашчы Брус, аб"явіўшы волю і даўшы прівелеі на 12 год людзям прыгожым, з паволі Божай, з благаслаўлення духавенства заснаваў замак имем сваім Баркулабаў».

Баркулаб Иванович Корсак был воином хорошим и известным. Они с Романом Ходкевичем основали замки еще и в Дисне , Лепеле , Чашниках , заселив эти места хорошими людьми. Наша Отчизна, наша Родина горько плакала, когда умер ее славный сын Баркулаб Корсак. Он умер через 12 лет после того, как основал деревню Барколабово . А похоронили его в Вильно в православной церкви Пречистой Богородицы .

Кричевский староста Богдан Соломерецкий взял в жены дочь Еву Баркулабовну и получил Барколабово. Говорят, что Богдан Соломерецкий был противником Брестской унии и во всем поддерживал православные братства. И он переделал Барколабово в оплот православия. До него здесь было две православные церкви. А он уже вместе с женой построил еще одну православную церковь святого Юрия .

Их дети Богдан Богданович и Елена Богдановна также были истинными православными. Они были воспитаны в православном духе. Они не соглашались перейти в другие конфессии, поменять веру, а основали в Барколабово мужской православный монастырь. Этот монастырь становится крупным центром оппозиции униатству в Беларуси. Говорят, что позднее в этом Барколабовском монастыре хоронили всех князей Соломерецких. Именно в православном мужском монастыре священником Федором Филипповичем Могилевцем была создана известная Баркулабовская летопись .

Историческая справка. Баркулабовская летопись - памятник белорусского летописания начала 17 века. Сохранилась в единственном списке так называемой Патриаршей рукописи третей четверти 17 века, которая хранится в Государственном историческом музее в Москве. Летопись начинается со сведений о сейме 1545 года в Бресте и построения Могилевского замка в 1526 году. Описан захват Полоцка Иваном Грозным . В Баркулабовской летописи помещены уникальные сведения об истории Восточной Беларуси, информация о некоторых исторических событиях из истории белорусской культуры и православной церкви, а также об исторических личностях, в том числе и двух Лжедмитриях , о возникновении Барколабово и другой краеведческий и этнографический материал. Основными источниками для летописи послужили личные наблюдения и воспоминания автора. Летописец был близок к народу и освещал с патриотических позиций. Все это придает Баркулабовской летописи черты памятника исторично-мемуарного жанра. Написана летопись живым белорусским языком, образным и колоритным.

Барколабовский священник записывал в летопись то, что видел своими глазами. Например, он написал, что под конец 16 века сюда, под Могилев, подошло московское войско, которое начало вырезать и палить деревни. В Барколабово стоял «литвинский» отряд, который отправил гонцов в Копысь, Шклов, где также стояли наши отряды. Они пошли на Могилев и, как говорит автор, «пагналі, адцеснілі, пабілі маскоўцаў і столькі іх шмат пабілі, што аж Дняпро іх трупамі загацілі і загацілі так, што людзі не маглі ў Дняпры ваду браць ды піць і рыбу з Дняпра не елі».

Летописец писал, что казаки Северина Наливайко палили дома, грабили корчмы, убивали всех подряд и были страшнее любого лютого врага.

Много интересного есть в летописи и про эту деревеньку Барколабово. Летописец пишет, как в гости к Богдану Соломерецкому пожаловал канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега вместе со многими знатными панами.

После Соломерецких Барколабово попадает в руки Богдана Стеткевича . Он взял в жены дочку Богдана Соломерецкого и получил это святое место. Богдан Стеткевич был хорошим воином и искренним православным верующим. Он и его жена в Барколабово основали женский православный монастырь. Барколабово когда-то было одним из культурных, религиозных центров Беларуси.

Когда сюда пришли большевики, то начали все уничтожать. В 1928 году женский Свято-Вознесенский монастырь был закрыт, много строений было уничтожено, а в некоторых из них разместился пионерский лагерь. В 1990-ых годах оставшиеся строения монастыря сровняли с землей. Только недавно сюда вновь вернулись монахини, и Свято-Вознесенский женский монастырь отстраивается заново.

Образ Матери Божьей Барколабовской попал в монастырь еще в середине 17 века. Тогда шла война Русско-польская и русские князья возвращались с войны через этот монастырь. По легенде, перед монастырем кони упали на колени и не могли идти. Все поняли, что Матерь Божья не хочет покидать эту землю. И икону оставили в Барколабовском монастыре, где она находится более 350 лет. Когда пришли большевики, монахини стали раздавать иконы, и эту люди передавали из дома в дом. Только чтобы она не попала в руки большевиков, чтобы они ее не спалили. Позже образ был передан в Быховскую церковь , а год назад Матерь Божья Барколабовская вернулась в свой монастырь. Люди приходят сюда, молятся этому чудотворному образу и получают от него помощь.

В Барколабово когда-то стоял монастырский храм Иоанна Предтечи . В подземельях этого храма, в склепах, которые здесь еще находятся, хоронили представителей высокородных дворянских родов: после Стеткевичей здесь правили Полубинские , через 2 столетия Барколабово принадлежало Сапегам.

Сразу после первого раздела Речи Посполитой в 1772 году Барколабово попадает в когти двуглавого орла Российской Империи . В то время здесь были 2 церкви, монастырь, дом архиерея, две мельницы, проживало 465 человек. Также здесь находилась школа униатская. А в этом двухэтажном строении находилась православная церковная школа.

В конце 19 века в Барколабово уже проживало 605 человек. Здесь были медеплавильное, лесопильное предприятия, корчма, семь магазинов, 2 раза в год проходили ярмарки. А в 1904 году было решено построить в Барколабово еще одну православную церковь. И освятили эту церковь в честь Казанской Божьей Матери . В советское время эту церковь закрыли и переделали в спортивный зал. Сейчас ее вновь вернули верующим и реставрируют. Она является памятником архитектуры псевдорусского стиля.

Местные жители рассказывают, что Вторая Мировая война совсем не затронула Барколабово, несмотря на то, что рядом Могилев , Быхов , в которых шли тяжелые бои. Во время войны палили соседние деревни, убивали людей, а здесь немцы в начале войны проехали на мотоциклах, и больше их никто не видел. И еще рассказывают, что, когда большевики закрыли женский монастырь, старец один сказал: «Хутка пачнецца вайна, але гэтае месца яна не кране». Все люди верят в то, что это именно Матерь Божья Барколабовская покровительствует этому месту. Говорят, на огороды падали бомбы, но чудом не взрывались.

Как большевики ни пробовали доказать нам, что Бога нет и что мы все пошли от обезьян, как они храмы ни разрушали, как ни уничтожали святые образы, но все возвращается на свои места. Храмы отстраиваются, иконы возвращают, чудеса случаются. Как сказал классик, «на Беларусі Бог жыве і няхай да веку жыве».

Поделиться